16 июля 1997 г.
Во исполнение Постановления Правительства Свердловской области от 26 сентября 1996 года N 847-п "Об изменении порядка планирования расходов на здравоохранение на 1997 год", Закона Российской Федерации "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации", Постановления Совета Министров Правительства Российской Федерации от 11 октября 1993 года N 1018, Закона "Об областном бюджете Свердловской области на 1997 год", Правительство Свердловской области постановляет:
1. Утвердить:
- Областную программу оказания медицинской помощи и лекарственного обеспечения населения Свердловской области на 1997 год (прилагается);
- Временные правила обязательного медицинского страхования граждан Свердловской области;
- Временное положение о взаимоотношениях бюджета Свердловской области и Территориального фонда обязательного медицинского страхования при перечислении платежей на обязательное медицинское страхование неработающего населения;
- Временный порядок оплаты медицинской помощи и медицинских услуг на территории Свердловской области;
- Временное положение о порядке расчетов между администрациями муниципальных образований с органами управления здравоохранения территорий Свердловской области за полученную медицинскую помощь в ЛПУ по социально значимым и дорогостоящим видам помощи вне постоянного места проживания гражданина области;
- Порядок формирования и использования финансовых резервов и расходов на ведение дела для страховых медицинских организаций, осуществляющих обязательное медицинское страхование на территории Свердловской области;
- Положение о системе оценки качества медицинской помощи на территории Свердловской области;
- Положение об организации лекарственной помощи в стационарах ЛПУ в условиях ОМС;
- Территориальные стандарты ресурсного обеспечения здравоохранения Свердловской области;
- Лекарственные стандарты для оказания медицинской помощи в амбулаторно - поликлинических условиях на территории Свердловской области.
2. Утвердить на 1997 год понижающий коэффициент 0,73 к расходам Областной программы медицинской помощи и лекарственного обеспечения населения Свердловской области.
3. Считать утратившими силу ниже перечисленные документы, утвержденные Постановлением Главы администрации Свердловской области от 30 декабря 1993 года N 334 "О введении системы обязательного медицинского страхования на территории Свердловской области":
- Временные правила обязательного медицинского страхования граждан Свердловской области;
- Порядок определения среднедушевых нормативов финансирования Территориальной программы обязательного медицинского страхования населения Свердловской области;
- Временное положение о взаимоотношениях бюджетов Свердловской области и ее административно-территориальных единиц при перечислении в Территориальный фонд обязательного медицинского страхования платежей на обязательное медицинское страхование неработающего населения;
- Временное положение об оплате медицинских услуг в системе обязательного медицинского страхования населения Свердловской области;
- Положение о системе оценки качества медицинской помощи в условиях обязательного медицинского страхования.
4. Контроль за исполнением настоящего Постановления возложить на члена Правительства Свердловской области, директора Департамента здравоохранения Правительства Свердловской области Хальфина Р.А.
Председатель Правительства
Свердловской области
А.П. Воробьев
Областная программа
оказания медицинской помощи и лекарственного обеспечения
населения Свердловской области на 1997 год
Разработчики Областной программы оказания медицинской
помощи и лекарственного обеспечения населения
Свердловской области
(утв. постановлением Правительства Свердловской области
от 21 февраля 1997 г. N 151-п)
От департамента здравоохранения:
Хальфин - директор департамента
Руслан Альбертович
Путилова - председатель областной лицензионно -
Людмила Викторовна аккредитационной комиссии
Самкова - зам. директора департамента
Нинель Петровна по экономическим вопросам
Шиян - зам. директора департамента
Екатерина Тихоновна по лекарственному обеспечению
Филиппова - зам. директора департамента по
Галина Зиновьевна детству и родовспоможению
Маслова - начальник отдела экспертизы
Антонина Ивановна и стандартизации
Никифоров - главный хирург
Александр Иванович
Бабина - главный педиатр
Раиса Тургутовна
Кивелева - начальник планово-финансового
Нонна Николаевна отдела
Муратова - начальник оргфармотдела
Нина Павловна
От Территориального фонда обязательного медицинского страхования:
Чарный - исполнительный директор ТФОМС
Борис Исаакович
Горностай - зам. директора по экономическим
Аркадий Павлович вопросам
Леонтьев - зам. директора по страховой
Сергей Леопольдович медицине
Абрамова - руководитель экономического центра
Татьяна Васильевна
Беллавин - начальник отдела качества,
Вячеслав Аркадьевич медицинской экспертизы и стандартов
Минуллин - начальник отдела ценообразования
Фасих Фасахович и экономического анализа
Михайлов - начальник отдела обеспечения
Владимир Геннадьевич медикаментами
Раздел 1.
Областная программа оказания медицинской помощи
населению Свердловской области на 1997 год
Общие положения
1. Областная программа оказания медицинской помощи населению Свердловской области на 1997 г. состоит из Территориальной программы обязательного медицинского страхования, финансируемой Территориальным фондом ОМС, Программы государственной, муниципальной систем здравоохранения, финансируемой из средств областного и муниципальных бюджетов городов и районов, перечня услуг медицинской помощи, оплачиваемых за счет средств добровольного страхования, средств граждан и других источников.
2. Областная программа оказания медицинской помощи населению Свердловской области является системой государственных и общественных мероприятий, обеспечивающих население области социально гарантированным объемом медицинской и лекарственной помощи.
3. Территориальная программа обязательного медицинского страхования населения Свердловской области составлена на основе Федеральной базовой программы обязательного медицинского страхования, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 января 1992 года N 41 "О мерах по выполнению Закона РСФСР "О медицинском страховании граждан в РСФСР".
4. Территориальная программа ОМС реализуется на основе договорных отношений между Территориальным фондом обязательного медицинского страхования Свердловской области, медицинскими страховыми организациями и медицинскими учреждениями. Медицинские услуги застрахованному населению в рамках Программы ОМС оказываются на всей территории области.
5. Оплата медицинских услуг производится в соответствии с "Временным порядком оплаты медицинской помощи и медицинских услуг на территории Свердловской области" по согласованным тарифам.
6. Контроль качества и объема медицинской помощи осуществляется Департаментом здравоохранения области, Лицензионно-аккредитационной комиссией, Территориальным фондом обязательного медицинского страхования и страховыми медицинскими организациями посредством экспертизы качества медицинской помощи по утвержденным стандартам.
7. Администрации городов и районов производят финансирование муниципальной системы здравоохранения. Правительство области производит финансирование областного бюджета здравоохранения и осуществляет платежи на обязательное медицинское страхование неработающего населения в соответствии с объемом, утвержденным областным Законом "Об областном бюджете на 1997 год".
8. Программа может пересматриваться Правительством, администрациями городов и районов в сторону увеличения при наличии дополнительных источников и финансовых ресурсов в местных бюджетах.
9. Настоящая программа вступает в действие с момента утверждения Правительством области и действует до принятия новой.
Содержание программы
А. Территориальная программа обязательного
медицинского страхования
Территориальный фонд обязательного медицинского страхования оплачивает медицинские услуги, предусмотренные данной Программой, включая затраты на содержание медицинских учреждений, в пределах тарифа.
Виды медицинской помощи и услуги, финансируемые за счет
средств Территориального фонда обязательного медицинского
страхования
1. Амбулаторно-поликлиническая помощь за исключением поликлиник II категории, врачебных амбулаторий, фельдшерско-акушерских пунктов, здравпунктов и цеховых участков:
- диагностика и лечение в амбулаторных условиях, включая доврачебную помощь;
- диагностика и лечение больных на дому, которые по состоянию здоровья и характеру заболевания не могут посещать медицинское учреждение;
- диагностика и лечение в дневных стационарах больных, не требующих круглосуточного наблюдения и интенсивной терапии;
- восстановительное реабилитационное лечение, за исключением видов лечения, вошедших в программу государственного, муниципального здравоохранения и в перечень услуг медицинской помощи, оплачиваемых за счет средств граждан и иных источников;
- вторичная профилактика заболеваний в амбулаторно-поликлинических условиях, включая консультации специалистов, профилактические мероприятия детям и подросткам до 18 лет, контрацепцию, прерывание беременности в ранние сроки (мини-аборты), дородовой и послеродовой патронаж;
- стоматологическая помощь населению:
- неотложная стоматологическая помощь;
- профилактика стоматологических заболеваний;
- неосложненный кариес;
- доброкачественные новообразования челюстно-лицевой области, требующие амбулаторного лечения;
- все виды стоматологической помощи детям, кроме ортодонтии по косметическим показаниям;
- стоматологическая помощь социально незащищенным группам населения по решению Правительства Российской Федерации от 30.07.94 N 890 и Свердловской области 17.06.96 N 474-п, включая пенсионеров, инвалидов I и II групп, многодетных матерей и других категорий, имеющих льготы (за исключением зубного протезирования).
2. Стационарная помощь взрослым, подросткам, детям, за исключением городских, районных и сельских участковых больниц I и II категории, по следующим специальностям:
- пульмонология;
- кардиология;
- ревматология;
- гастроэнтерология;
- нефрология;
- эндокринология;
- гематология;
- аллергология и иммунопатология;
- неврология;
- профессиональные заболевания;
- хирургия:
- плановая и экстренная;
- гнойная;
- челюстно - лицевая;
- торакальная, в том числе детская;
- сосудистая;
- нервной системы;
- эндокринной системы;
- новорожденных;
- проктология;
- травматология и ортопедия;
- урология;
- офтальмология;
- отоларингология;
- акушерство и гинекология;
- токсикология;
- инфекционные болезни;
- дерматология;
- неонатология, в т.ч. отдельные состояния и заболевания перинатального периода;
- патология обмена веществ, иммунитета, хромосомные заболевания у детей.
3. Стационарное обследование, лечение и оздоровление призывников по направлению военно-приписных комиссий согласно медико-экономическим стандартам.
4. Оказание неотложной медицинской помощи в стационарах, начиная с III "А" категории, по жизненным показаниям, независимо от выданной лицензии.
5. Оказание медицинской помощи в следующих областных, федеральных медицинских и научно-исследовательских учреждениях в согласованной доле:
- Областные больницы "Маяк", "Липовка" и "Чусовское озеро";
- УНИИ травматологии и ортопедии:
- ортопедия - 75 коек;
- НИИ дерматовенерологии и иммунопатологии:
- дерматология - 50 коек;
- Медицинский центр профилактики и охраны здоровья рабочих промпредприятий:
- профпатология - 60 коек;
- НИИ охраны материнства и младенчества:
- гинекология,
- акушерство,
- педиатрия,
- неонатология; - 120 коек
- МНТК "Микрохирургия глаза" в объеме областного заказа.
Б. Программа государственной, муниципальной
систем здравоохранения
Бюджеты разных уровней оплачивают медицинскую помощь, медицинские услуги, финансируют мероприятия и учреждения, выполняющие данную Программу, а также содержание и развитие всех медицинских учреждений здравоохранения.
Виды медицинской помощи, службы, учреждения здравоохранения и мероприятия, финансируемые за счет средств государственной, муниципальной систем здравоохранения Свердловской области.
1. Скорая и неотложная медицинская помощь, оказываемая станциями (отделениями) скорой медицинской помощи, при:
- внезапных состояниях и заболеваниях, угрожаемых жизни больного;
- несчастных случаях, отравлениях, травмах;
- родах;
- острых состояниях больного, угрожающих жизни больного и окружающих.
2. Дорогостоящие медицинские услуги:
- трансплантация органов и тканей;
- кардиохирургия;
- эндопротезирование;
- онкогематология, гемофилия, апластические и гипопластические анемии;
- анестезеология и реанимация с РКЦ;
- все виды ожогов и отморожения;
- программный и периотональный гемодиализ больных с хронической почечной недостаточностью;
- пластические операции по медицинским показаниям;
- рентгенолучевая диагностика с применение магнито-ядерного резонанса.
3. Социально значимые заболевания:
- злокачественные новообразования;
- сахарный диабет;
- клещевой энцефалит;
- венерические заболевания и инфекции, передаваемые половым путем;
- особо опасные инфекции;
- психические заболевания;
- наркологические заболевания (дети и подростки, острые состояния, впервые заболевшие, социально незащищенные контингенты населения и повторные после стабильной ремиссии не менее 1 года);
- туберкулез.
4. Медицинские учреждения и службы:
- фельдшерские пункты и фельдшерско-акушерские пункты;
- врачебные и сельские амбулатории;
- участковые, городские и районные больницы II категории;
- центры и кабинеты по борьбе со СПИДом;
- центры профилактики инфекционных заболеваний;
- дома ребенка;
- санатории системы здравоохранения;
- молочные кухни;
- центр медицины катастроф;
- центры медицинской профилактики, врачебно-физкультурные диспансеры;
- станции (отделения, кабинеты) переливания крови;
- бюро (отделения) судебно-медицинской экспертизы;
- патологоанатомическое бюро и отделения;
- госпиталь инвалидов войн (психоневрологическая патология);
- Чернобыльский центр областной больницы N 2;
- диагностические центры;
- противосептический центр;
- специализированные онкологические диспансеры;
- "Центры планирования семьи и репродукции" системы здравоохранения;
- детские специализированные центры:
- областные больницы "Липовка", "Маяк", "Чусовское озеро" в согласованной доле.
- центр медицинской информатики, АСУ и новых технологий;
- областной медицинский информационно-вычислительный центр;
- бюро и отделы медицинской статистики;
- централизованные бухгалтерии;
- база и склады спецмедснабжения;
- технадзор;
- центр по контролю качества лекарственных средств;
- музей истории здравоохранения;
- медицинские библиотеки.
5. Мероприятия:
- разработка и реализация целевых программ, в том числе с учреждениями и организациями, независимо от форм собственности;
- профессиональная подготовка кадров;
- финансирование научных исследований;
- развитие материально-технической базы здравоохранения, госкапвложения, приобретение медицинского оборудования в установленном порядке;
- финансирование конкретных территорий и учреждений по выравниванию условий оказания медицинской помощи;
- приобретение бактериологических и иммунологических препаратов;
- оказание медицинской помощи при массовых заболеваниях, в зонах стихийных бедствий и катастроф;
- централизованные медицинские мероприятия по решению Правительства области;
- приобретение бесплатных и льготных медикаментов, адаптированных продуктов детского питания, перевязочного материала и изделий медицинского назначения установленным контингентам населения согласно постановлению Правительства РФ и решению местных органов власти и управления;
- глазное, ушное протезирование инвалидов и других контингентов населения по медицинским показаниям по постановлению Правительства РФ;
- зубное протезирование пенсионеров, инвалидов и других контингентов населения по медицинским показаниям, кроме драгметаллов, фарфора, металлокерамики;
- приобретение дорогостоящего оборудования по утвержденному перечню;
- транспортировка больных за пределы области в утвержденном порядке;
- обеспечение больных за пределы области в утвержденном порядке;
- обеспечение учреждений здравоохранения области бланками медицинских документов по перечню, больничными листами;
- медико-педагогические комиссии;
- медицинский персонал системы здравоохранения в педиатрических амбулаторно - поликлинических отделениях, обслуживающих учреждения системы народного образования;
- лицензионно-аккредитационная деятельность в установленном порядке;
- дотации за счет бюджета анестезиологической, реанимационной, инфекционной служб, служб родовспоможения и неонатологии;
- отделения гериартрические, хосписы, кроме отделений и больниц медико - социальной помощи;
- оплата коммунальных услуг врачам и средним медработникам медицинских учреждений, проживающих в рабочих поселках и сельской местности;
- профилактические медицинские осмотры лиц, декретированных профессий, работающих в государственных медицинских и аптечных учреждениях;
- выездная поликлиника в ОКБ и ОДКБ;
- содержание матерей, госпитализированных в медицинские учреждения по уходу за больными детьми;
- финансирование капитальных ремонтов, реконструкции учреждений здравоохранения;
- организация охраны медицинских учреждений;
- профилактические целевые медицинские осмотры, организуемые силами специализированных социально значимых служб;
- расходы на содержание лечебно-профилактических учреждений (статья 3);
- расходы по содержанию территориальных органов управления здравоохранения - код расходов 0102 экономической классификации расходов бюджета в РФ (раздел 214 ранее действовавшей бюджетной классификации расходов).
Постановлением Правительства Свердловской области от 16 июля 1997 г. N 595-п в Перечень внесены изменения
В. Перечень услуг медицинской помощи,
оплачиваемых за счет средств добровольного страхования,
средств граждан и других источников
См. Предельные тарифы на платные медицинские услуги учреждений здравоохранения Свердловской области
- здравпункты при предприятиях, организациях и учреждениях, цеховые участки (кроме содержащихся за счет средств бюджета);
- ортопедическая стоматология лиц старше 18 лет, кроме льготных категорий населения по решению Правительства Российской Федерации и Свердловской области, включая пенсионеров, инвалидов I и II групп, многодетных матерей и других категорий, имеющих льготы;
- ортодонтия по косметическим показаниям;
- стоматологическая помощь лицам старше 18 лет, исключая неотложную помощь, профилактику и неосложненный кариес, доброкачественные новообразования челюстно-лицевой области, требующие амбулаторного лечения;
- лечение заболеваний зубов с применением импортных дорогостоящих пломбировочных материалов;
- профилактические периодические медицинские осмотры работающих во вредных условиях труда, согласно Основам законодательства по охране труда в РФ ст. 13;
- профилактические медицинские осмотры лиц старше 18 лет декретированных профессий учреждений, организаций, предприятий всех форм собственности и подчиненности;
- медицинские осмотры водителей и лиц, претендующих на ношение оружия;
- возмещение расходов работодателем на основании Решения Малого совета Областного Совета народных депутатов от 23.06.93 N 141/21 об утверждении Положения "О порядке возмещения вреда, причиненного здоровью граждан Свердловской области в связи с экологическими и санитарными правонарушениями";
- пластическая косметология;
- гомеопатия;
- мануальная терапия;
- акупунктура;
- фитотерапия и лечение другими природными факторами;
- иридодиагностика;
- психотерапия;
- оздоровительные методики и методы, в т.ч. все виды массажа;
- санаторно-курортное лечение для лиц старше 18 лет, за исключением туберкулеза;
- анонимная диагностика и лечение, за исключением СПИДа;
- ранняя диагностика беременности (тестовый контроль);
- лекарственное обеспечение амбулаторных больных, за исключением установленных контингентов населения по постановлениям Правительства РФ;
- медицинские услуги, осуществляемые по желанию граждан, выходящие за пределы объемов обследования и лечения, установленных медико-технологическими стандартами;
- медицинское обеспечение спортивных, массовых, зрелищных, культурных и общественных мероприятий, оздоровительных и трудовых лагерей;
- патологоанатомические исследования по заявлению граждан;
- экспертиза алкогольного и неалкогольного опьянения по инициативе граждан;
- лечение хронических наркологических болезней при повторном обращении при ремиссии менее 1 года;
- купирование запоев у больных хроническим алкоголизмом;
- диагностические исследования, процедуры, манипуляции, консультации и курсы лечения, производимые на дому (кроме лиц, которые по состоянию здоровья не могут посещать поликлинику);
- медицинское освидетельствование допризывной и призывной молодежи по линии военных комиссариатов;
- отделения и больницы, осуществляющие медико-социальный уход, а также госпитализация в медицинские учреждения по социальным показаниям;
- консультации по вопросам здоровья и здорового образа жизни;
- лечение логоневрозов у лиц старше 18 лет;
- медицинская сексопатология и сексология;
- доплата за дополнительный медицинский уход в стационаре;
- оплата перевозок в медицинские учреждения по желанию пациента или родственников больного (кроме перевозок по медицинским показаниям);
- бытовые и сервисные услуги повышенной комфортности, предоставленные медицинским учреждением: отдельная палата на 1-2 места, дополнительное питание, телевизор, телефон, холодильник и другое (кроме родовспоможения);
- прочие услуги, оказываемые ЛПУ при наличии лицензии на эти виды деятельности, включая ритуальные услуги.
Г. Условия, в которых реализуется Областная программа
оказания медицинской помощи населению
Свердловской области
1. Для амбулаторно-поликлинических учреждений:
1.1. Выбор пациентом поликлиники участкового врача (врача общей практики).
1.2. Наличие очередности плановых больных на прием к врачу и на отдельные диагностические исследования, но не более 5-и суток.
1.3. Время ожидания на приеме больным не более 1-го часа.
2. Для стационарных учреждений:
2.1. Наличие очередности на плановую госпитализацию до 1-го месяца.
2.2. Госпитализация в палату не более 4-8 мест для медицинских учреждений 3-го уровня и не более 4-6 мест для медицинских учреждений 4-5 уровня.
2.3. Обеспечение больных лечебным питанием по медицинским показаниям, согласно физиологическим нормам, утвержденным Министерством здравоохранения РФ.
2.4. Предоставление больным поста индивидуального ухода по медицинским показаниям.
2.5. Обеспечение питанием и койками матерей, ухаживающих за ребенком, при наличии медицинских показаний для ухода.
2.6. Перевод в медицинское учреждение более высокого уровня по медицинским показаниям, а также при отсутствии лицензии на оказание необходимого вида медицинской помощи плановым больным.
2.7. Наличие не менее 2-х туалетных и одной ванной комнаты на отделение.
3. Оплата необходимых медикаментов производится:
3.1. В стационаре - за счет средств обязательного медицинского страхования и бюджета.
3.2. В амбулаторно-поликлинических учреждениях - за счет личных средств граждан.
3.3. При оказании всех видов скорой и неотложной медицинской помощи - за счет средств бюджета.
Льготы по организации медицинской и лекарственной помощи отдельным контингентам населения определяются действующим на территории Российской Федерации законодательством.
Раздел 2. Программа лекарственного
обеспечения населения Свердловской области на 1997 год
Концепция системы лекарственного обеспечения граждан
Свердловской области
Настоящая концепция описывает технологию обеспечения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения (в дальнейшем - лекарственными средствами) процесса лечения больных в стационарных и амбулаторных условиях государственной и муниципальной систем здравоохранения.
Составными частями концепции являются следующие модели лекарственного обеспечения:
1. Лекарственной помощи в условиях стационара.
Территориальному фонду обязательного медицинского страхования.
1.1. Гарантированное бесплатное лечение больных, поступивших в стационар в неотложном порядке и препаратами первой необходимости. Финансовое покрытие осуществляется путем выделения части средств из структуры тарифа на оказание медицинской помощи в стационаре и направление этих средств непосредственно на оплату медикаментов. В согласованном объеме медицинские учреждения могут обеспечиваться лекарственными средствами на основе взаимозачетов по задолженности работодателей
1.2. Гарантированное бесплатное лекарственное обеспечение больных, поступивших в стационар для лечения социально значимых заболеваний, дорогостоящих медицинских услуг. Финансовое покрытие осуществляется за счет средств бюджетов Свердловской области. В согласованном объеме медицинские учреждения могут обеспечиваться лекарственными средствами на основе взаимозачетов по задолженности бюджетов.
1.3. Дополнительное лекарственное страхование. Обеспечивает лекарственное лечение в стационарных условиях сверх условий, перечисленных в п. п. 1.1 и 1.2 путем привлечения личных средств граждан в виде возмещения фактической стоимости лекарственных средств либо через систему добровольного страхования в виде страховых взносов.
2. Обеспечение населения, имеющего льготы на получение лекарственных средств в амбулаторных условиях. Финансовое покрытие осуществляется путем консолидации выделяемых на эти цели финансовых средств и упорядочивания системы поставки, выписки и отпуска требуемых препаратов.
3. Обеспечение населения лекарственными средствами, отпускаемыми по рецепту врача, и медикаментами безрецептурного отпуска за счет средств граждан.
Осуществление контроля за системой поставок и механизмом ценообразования Правительством Свердловской области.
Условия функционирования системы лекарственного
обеспечения
1. Достаточное финансирование лекарственного обеспечения из различных источников.
2. Наличие лекарственных стандартов и перечней лекарственных средств для оказания лекарственной помощи стационарным и амбулаторным больным.
3. Формирование областного заказа на лекарственные средства с учетом текущего финансирования.
4. Наличие ресурсов лекарственных средств и регулирование фармацевтического рынка.
Субъекты системы лекарственного обеспечения
Субъектами системы являются: гражданин, лечебно-профилактическое учреждение (ЛПУ), страховая медицинская организация (СМО), аптечная организация (Аптека), поставщик лекарственных средств (Поставщик), территориальный фонд обязательного медицинского страхования (ТФОМС), департамент здравоохранения (Департамент), Правительство области.
Правительство Свердловской области выделяет финансовые ресурсы для лекарственного обеспечения:
- стационарных больных государственной системы здравоохранения;
- амбулаторных больных социально значимыми заболеваниями;
- амбулаторных больных, имеющих право на льготное получение лекарственных средств.
Департамент является государственным заказчиком и гарантом обеспечения граждан необходимой лекарственной помощью, используя в качестве источников финансирования средства областного бюджета, выделяемые на закупку лекарственных средств, в т.ч. для лечения социально значимых заболеваний, закладки и пополнения государственных резервов лекарственных средств.
Осуществляет координацию, регулирование и контроль за лечебно-профилактическими и аптечными организациями.
ТФОМС выполняет расчетно-экспертные функции в системе лекарственного обеспечения, используя в качестве источников средства, выделяемые Правительством области для льготного отпуска лекарственных средств амбулаторным больным, обязательного медицинского страхования, для лекарственного лечения больных, поступивших в стационар в неотложном порядке и препаратами первой необходимости, личные средства граждан для дополнительного лекарственного страхования.
СМО осуществляют лекарственное страхование граждан и осуществляют контроль за соблюдением прав граждан в системе лекарственного обеспечения, выполняют экспертные функции.
ЛПУ - медицинское учреждение, имеющее лицензию на право заниматься медицинской деятельностью. Врачи ЛПУ назначают лекарственные средства, необходимые для лечения больных в соответствии с лекарственными стандартами.
Аптека - организация любой формы собственности, имеющая лицензию на право заниматься фармацевтической деятельностью. АПТЕКА обеспечивает амбулаторных больных лекарственными средствами по рецептам врачей и без рецептов в установленном порядке, стационарных больных - по заявкам ЛПУ.
Поставщик - оптовое предприятие, имеющее лицензию на производство и (или) право оптовой реализации лекарственных средств.
Технология системы лекарственного обеспечения
Определяется Департаментом и ТФОМС для соответствующих категорий стационарных и амбулаторных больных и описывается в соответствующих положениях.
Контроль уровня и качества лекарственного обеспечения
Осуществляется в пределах компетенции Департаментом, ТФОМС, СМО, муниципальными органами управления здравоохранения и предусматривает:
1. Контроль использования финансовых ресурсов.
2. Экспертизу соответствия назначения и отпуска лекарственных средств перечням и стандарту.
Программа лекарственного обеспечения населения
Целью Программы является реализация Концепции системы лекарственного обеспечения граждан Свердловской области. Программа состоит из следующих разделов:
1. Закладка резервов Департамента здравоохранения
Правительства Свердловской области
/----------------------------------------------------------------\
|Наименование резервов |Стоимость|Исполнитель|Заказчик,|Механизм |
| |на год | |источник |исполнен.|
| |млн. руб.| |финансир.| |
|----------------------+---------+-----------+---------+---------|
|Для лечения и | 5000 |ГП |Депар- |Центра- |
|профилактики острых | |"Фармация" |тамент |лизов. |
|респираторных | | |здраво- |поставки |
|заболеваний и гриппа. | | |охранения|по |
|Для лечения и | | | |разна- |
|профилактики | | | |рядке |
|желудочно - кишечных | | | |заказчика|
|инфекций. | | | | |
|Оперативный для | | | | |
|оказания помощи | | | | |
|стационарным и | | | | |
|амбулаторным больным | | | | |
|по жизненным | | | | |
|показаниям. | | | | |
|Вакцин и сывороток | | | | |
|----------------------+---------+-----------+---------+---------|
|На случай | 300 |Центр | -"- |Центра- |
|чрезвычайных ситуаций | |медицины | |лиз. |
|на 300 пораженных | |катастроф | |поставки |
| | |и | |через |
| | |неотложных | |ГП "Фар- |
| | |состояний | |мация" |
|----------------------+---------+-----------+---------+---------|
|Итого: | 5300 | | | |
\----------------------------------------------------------------/
2. Лекарственная помощь в условиях стационара
/----------------------------------------------------------------\
|Виды |Механизм |Испол- |Заказчик, |Механизм |
|лекарственной |оплаты |нитель |источник |исполнения |
|помощи | | |финансирова-| |
| | | |ния | |
|----------------+----------+-------+------------+---------------|
|В соответствии с|Выделение |Аптеки |Департамент |В соответствии |
|Территориальной |части | |здравоохра- |с "Положением |
|программой ОМС |средств из| |нения, |об организации |
| |структуры | |ТФОМС |лекарственной |
| |тарифа | | |помощи в |
| | | | |стационарах в |
| | | | |условиях ОМС" |
|----------------+----------+-------+------------+---------------|
|Для оказания |В счет |Аптеки,|Департамент |В соответствии |
|дорогостоящих |выделенных|ЛПУ |здравоохра- |с "Положением" |
|медицинских |средств | |нения, | |
|услуг и лечения |ст. 10 | |областной | |
|социально |бюджетов | |бюджет | |
|значимых |разных | | | |
|заболеваний |уровней | | | |
\----------------------------------------------------------------/
3. Обеспечение амбулаторных больных для лечения и профилактики
социально-значимых заболеваний и прочих дорогостоящих
видов лекарственной помощи
/----------------------------------------------------------------\
|Наименование групп ЛС|Исполнитель: ГП|Заказчик, |Механизм |
| |"Фармация" или |источник |исполнения: |
| |поставщик - |финансирова-|Централизо- |
| |победитель |ния: |ванные |
| |тендера |Департамент |поставки по |
| | |здравоохра- |разнарядке |
| | |нения, |заказчика |
| | |областной | |
| | |бюджет, | |
| | |сумма | |
| | |млн. руб. | |
|---------------------+---------------+------------+-------------|
|Противодиабетические,| | 74031 | |
|включая соматотропный| | | |
|гормон и белковое | | | |
|питание при | | | |
|фенилкетонурии | | | |
|---------------------+---------------+------------+-------------|
|Онкологические, | -"- | 35162 | -"- |
|онкогематологические | | | |
|---------------------+---------------+------------+-------------|
|Противотуберкулезные | -"- | 4788 | -"- |
|---------------------+---------------+------------+-------------|
|Психотропные | -"- | 19019 | -"- |
|---------------------+---------------+------------+-------------|
|Итого: | -"- | 133000 | -"- |
\----------------------------------------------------------------/
4. Льготное лекарственное обеспечение по программе
"Доступные лекарства"
/----------------------------------------------------------------\
|Программа |Стоимость,|Исполнитель|Заказчик, |Механизм |
| |млн. руб. | |источник |исполнения |
| | | |финансирования| |
|--------------+----------+-----------+--------------+-----------|
|Обеспечение |233000 |Аптечная |Департамент |По |
|амбулаторных |(расчет |сеть |здравоохране- |технологии |
|больных |приведен в| |ния области, |ОМС |
|лекарственными|приложении| |ТФОМС | |
|средствами, |1) | | | |
|отпускаемыми | | | | |
|бесплатно или | | | | |
|со скидкой | | | | |
\----------------------------------------------------------------/
Раздел 3. Финансовое состояние
здравоохранения области на 1997 год и предложения
по покрытию дефицита
1. Финансовая емкость Областной программы оказания медицинской помощи населению Свердловской области
Потребность в финансовых ресурсах для реализации Областной программы оказания медицинской помощи населению Свердловской области (средства бюджетов всех уровней плюс средства ТФОМС) на 1997 г. определена расчетно на основании утвержденных Департаментом здравоохранения технологических стандартов коечного фонда и объемов амбулаторно-поликлинической помощи, объемов прочих видов медицинской помощи, услуг, служб, а также отдельных мероприятий в области охраны здоровья населения области в ценах декабря 1996 г.
Консолидированные расходы здравоохранения на 1997 г. по источникам и направлениям финансирования приведены в таблицах 1 и 2.
Таблица 1
Анализ потребности в финансовых ресурсах
для реализации Областной программы оказания медицинской
помощи населению Свердловской области по источникам
поступления средств
/----------------------------------------------------------------\
|N |Наименование |Расчетная |Областной |Дефицит |
|пп| |потребность |закон |финансирования |
| | |в ценах |"Об |-------------------|
| | |декабря |областном |млрд.руб.|% к |
| | |1996 г., |бюджете | |потребно-|
| | |млрд. руб. |на 1997г."| |сти |
| | | |млрд.руб. | | |
|--+-----------------+------------+----------+---------+---------|
|1 |Муниципальное |1529,150 |1135,851 | 393,299 | 26 |
| |здравоохранение | | | | |
|--+-----------------+------------+----------+---------+---------|
|2 |Областное |1069,534 | 821,491 | 248,043 | 23 |
| |здравоохранение, | | | | |
| |всего: | | | | |
| |в том числе: | | | | |
| |- собственно | 564,0 | 365,696 | 198,304 | 35 |
| |областной бюджет | | | | |
| |учреждений и | | | | |
| |мероприятий; | | | | |
| |- бесплатные | 133,0 | 133,0 | - | - |
| |медикаменты по | | | | |
| |4-м социально | | | | |
| |значимым группам | | | | |
| |заболеваний; | | | | |
| |- бесплатное | 89,534 | 89,534 | - | - |
| |детское питание | | | | |
| |детей области | | | | |
| |до 2-х лет | | | | |
| |жизни; | | | | |
| |- обеспечение | 283,0 | 233,261 | 49,739 | 18 |
| |населения | | | | |
| |лекарственными | | | | |
| |средствами, | | | | |
| |отпускаемыми по | | | | |
| |рецептам врачей | | | | |
| |бесплатно или | | | | |
| |со скидкой | | | | |
|--+-----------------+------------+----------+---------+---------|
|3 |Платежи | 759,0 | 288,0 | 471,0 | 62 |
| |Департамента | | | | |
| |финансов в ТФОМС | | | | |
| |за неработающее | | | | |
| |население | | | | |
| | | | | | |
| |Итого средства |3357,684 |2245,342 |1112,342 | 33 |
| |бюджета | | | | |
| |здравоохранения | | | | |
| |области | | | | |
|--+-----------------+------------+----------+---------+---------|
|4 |Взносы от | 730 | 730 | - | - |
| |работодателей | | | | |
| |в ТФОМС за | | | | |
| |работающее | | | | |
| |население | | | | |
| |(3,4% от | | | | |
| |прогнозируемого | | | | |
| |ФОТ) | | | | |
| |Всего |4087,684 |2975,342 |1112,342 | 27 |
| |консолидированные| | | | |
| |средства | | | | |
| |здравоохранения | | | | |
| |области | | | | |
\----------------------------------------------------------------/
Таблица 2
Анализ потребности
в финансовых ресурсах для реализации Областной программы
оказания медицинской помощи населению Свердловской области
по источникам финансирования для ЛПУ
/----------------------------------------------------------------\
|N |Наименование |Расчетная |Утверждено|Дефицит |
|пп| |потребность |областным |финансирования |
| | |в ценах |Законом |-------------------|
| | |декабря |"Об |млрд.руб.|% к |
| | |1996 г., |областном | |потреб- |
| | |млрд. руб. |бюджете на| |ности |
| | | |1997 г." | | |
| | | |млрд. руб.| | |
|--+-----------------+------------+----------+---------+---------|
|1 |Средства | | | | |
| |государственной, | | | | |
| |муниципальной | | | | |
| |системы | | | | |
| |здравоохранения, | | | | |
| |всего | 2315,684 |1724,081 | 591,604 | 26 |
| |в том числе: | | | | |
| |- муниципальное | 1529,150 |1135,851 | 393,299 | 26 |
| |здравоохранение; | | | | |
| |- бюджет обл. | 564,0 | 365,696 | 198,304 | 35 |
| |учреждений | | | | |
| |здравоохранения; | | | | |
| |- государственные|222,534 |222,534 | - | - |
| |функции |(133 + |(137 + | | |
| |областного |+ 89,534) |89,534) | | |
| |бюджета | | | | |
| |(бесплатное | | | | |
| |детское питание, | | | | |
| |медикаменты на | | | | |
| |4 социально | | | | |
| |значимые группы) | | | | |
|--+-----------------+------------+----------+---------+---------|
|2 |Средства ТФОМС, | 1772,0 |1251,261 | 520,739 | 29 |
| |всего: | | | | |
| |в том числе: | | | | |
| |- Территориальная|1489,0 |1018,0 | 471 | 32 |
| |программа ОМС |(730 + 759) |(730 + | | |
| |(взносы | |288) | | |
| |работодателей, | | | | |
| |платежи | | | | |
| |Правительства | | | | |
| |области за | | | | |
| |неработающее | | | | |
| |население); | | | | |
| |- обеспечение | 283,0 |233,261 | 49,739 | 18 |
| |населения | | | | |
| |лекарственными | | | | |
| |средствами, | | | | |
| |отпускаемыми по | | | | |
| |рецептам врачей | | | | |
| |бесплатно или | | | | |
| |со скидкой | | | | |
|--+-----------------+------------+----------+---------+---------|
|3 |Всего | 4087,684 |2975,342 |1112,342 | 27 |
| |консолидирован- | | | | |
| |ные средства | | | | |
| |здравоохранения | | | | |
| |области | | | | |
\----------------------------------------------------------------/
Анализ потребности консолидированных средств здравоохранения области за счет основных источников финансирования показывает, что на уровне оказания медицинской помощи населению Свердловской области, т.е. в лечебно-профилактических учреждениях, дефицит финансирования на 1997 г. составляет - 27%, в т. ч.:
- по муниципальному здравоохранению - 26%;
- по областному здравоохранению - 35%;
- по Территориальной программе ОМС - 32%;
- по бесплатным и льготным лекарственным средствам,
отпускаемым по рецептам врачей - 18%.
2. Предложения по покрытию дефицита средств для реализации Областной программы оказания медицинской помощи населению Свердловской области на 1997 г.
2.1. Исключение непервоочередных затрат ЛПУ в размере до 15 % за счет следующих мероприятий:
- приведения коечной сети учреждений здравоохранения к нормативной;
- перепрофилирования коек;
- внедрения менее дорогостоящих видов стационарной медицинской помощи (дневных стационаров, стационаров на дому, стационаров сестринского ухода, хосписов);
- реформы амбулаторно-поликлинической помощи (приведения мощностей существующих поликлиник к нормативным, организации общей врачебной практики, групповой врачебной практики);
- сокращения неполагающихся должностей в ЛПУ.
2.2. Увеличение доли платных медицинских и иных услуг в среднем по области до 10% и более в едином фонде финансовых средств ЛПУ.
2.3. Разовые сборы на обеспечение работ по обязательной вакцинопрофилактике населения Свердловской области от хозяйствующих субъектов области в размере 5% от величины минимальной оплаты труда за каждого работающего (10 млрд. руб. или 0,9% дефицита бюджета здравоохранения области).
2.4. Разовые сборы с владельцев автотранспортных средств для формирования целевого резервного фонда по оказанию медицинской помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях с зачислением в областной и местные бюджеты равными долями (20 млрд. руб. или 1,8% дефицита бюджета здравоохранения области).
2.5. Введение концепции системы лекарственного обеспечения граждан Свердловской области (45 млрд. руб. или 4,0% процента дефицита бюджета здравоохранения области).
Данные мероприятия позволят получить условную экономию средств и снизить имеющийся дефицит здравоохранения 1997 г.
Таблица 3
Распределение
финансовых ресурсов здравоохранения Свердловской области
на 1997 г. (по источникам финансирования для ЛПУ
и видам медицинской помощи)
/----------------------------------------------------------------\
|Источники |Виды |Расчетная потребность в |
|финансирования|медицинской |финансовых ресурсах, млрд. руб. |
|для ЛПУ |помощи и |---------------------------------|
| |инфраструктуры |По |В ценах|В ценах |На |
| |здравоохранения|стандар-|и усло-|и усло- |1997 г.|
| | |там |виях |виях |(с |
| | |1995 г. |дек. |дек. |индек- |
| | | |1995 г.|1996 г. |сом - |
| | | |(с |(с ин- |дефля- |
| | | |учетом |дексом -|тором -|
| | | |повыше-|дефлято-|1.2) |
| | | |ния з/п|ром - | |
| | | |в 2.06 |1.27) | |
| | | |раза) | | |
|--------------+---------------+--------+-------+--------+-------|
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
|--------------+---------------+--------+-------+--------+-------|
| |Стационар | 445,91 | 622,80| 790,95| 949,14|
| |---------------+--------+-------+--------+-------|
| |Поликлиника | 236,51 | 354,26| 449,91| 539,89|
| ТФОМС |---------------+--------+-------+--------+-------|
| | Итого: | 682,42 | 977,06| 1240,86|1489,03|
| |---------------+--------+-------+--------+-------|
| |Лекарственные | 185,69 | 185,69| 235,83| 283,00|
| |средства | | | | |
| |---------------+--------+-------+--------+-------|
| | Всего: | 868,11 |1162,75| 1476,69|1772,03|
|--------------+---------------+--------+-------+--------+-------|
| |Стационар | 720,81 |1026,44| 1303,58|1564,30|
| |---------------+--------+-------+--------+-------|
| Бюджет |Поликлиника | 153,12 | 249,59| 316,98| 380,38|
| |---------------+--------+-------+--------+-------|
| |Др. виды | 193,20 | 243,57| 309,33| 370,97|
| |расходов | | | | |
| |---------------+--------+-------+--------+-------|
| Бюджет | Всего: |1067,13 |1519,60| 1929,89|2315,65|
|--------------+---------------+--------+-------+--------+-------|
| |Стационар |1166,72 |1649,24| 2094,53|2513,44|
| |---------------+--------+-------+--------+-------|
| Всего |Поликлиника | 389,63 | 603,85| 766,89| 920,27|
| |---------------+--------+-------+--------+-------|
| |Др. виды | 378,89 | 429,26| 545,16| 653,97|
| |расходов | | | | |
| |---------------+--------+-------+--------+-------|
| Всего | Всего: |1935,24 |2582,35| 3406,58|4087,68|
\----------------------------------------------------------------/
Таблица 4
Стоимость
койко-дня и амбулаторно-поликлинического посещения
по бюджетным видам помощи на 1997 год (с выделение
стоимости лечения в областном и муниципальном бюджетах)
/----------------------------------------------------------------\
| |Значение показателя|Объем |Стои- |Стоимость |
| |-------------------|плановых|мость |единицы |
| |ед. изм. |величина|бюджетн.|единицы|показателя |
| | | |средств |пока- |с учетом |
| | | |на |зателя,|дефицита |
| | | |1997 г. |тыс. |бюджета |
| | | |млрд. |руб. |-----------|
| | | |руб. | | % |сумма,|
| | | | | | |тыс. |
| | | | | | |руб. |
|---------------+----------+--------+--------+-------+----+------|
|Стационар | | | | | | |
| | | | | | | |
|- областной |койко-день| 1353889| 269,3 | 198,9 | 35 | 268,5|
|бюджет | | | | | | |
|---------------+----------+--------+--------+-------+----+------|
|- муниципальный|койко-день| 7157765| 953,2 | 133,2 | 26 | 167,8|
|бюджет | | | | | | |
|---------------+----------+--------+--------+-------+----+------|
|Всего по |койко-день| 8511654|1231,6 | 144,7 | 27 | 183,8|
|бюджету | | | | | | |
|---------------+----------+--------+--------+-------+----+------|
|Поликлиника | | | | | | |
| | | | | | | |
|- областной |посещения,| 514749| 56 | 108,8 | 35 | 146,9|
|бюджет |включая | | | | | |
| |зубные | | | | | |
|---------------+----------+--------+--------+-------+----+------|
|- муниципальный|посещения,| 4557092| 242,0 | 53,1 | 26 | 66,9|
|бюджет |включая | | | | | |
| |зубные | | | | | |
|---------------+----------+--------+--------+-------+----+------|
|Всего по |посещения,| 5071841| 299,7 | 59,0 | 27 | 75 |
|бюджету |включая | | | | | |
| |зубные | | | | | |
|---------------+----------+--------+--------+-------+----+------|
|Справочно: | | | | | | |
|Территориальная| | | | | | |
|программа ОМС | | | | | | |
|---------------+----------+--------+--------+-------+----+------|
|- стационар |койко-день|12033798| 719,3 | 59,8 | 32 | 78,9|
|---------------+----------+--------+--------+-------+----+------|
|- поликлиника |посещения,|40175510| 405,8 | 10,1 | 32 | 13,4|
| |включая | | | | | |
| |зубные | | | | | |
\----------------------------------------------------------------/
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Свердловской области от 21 февраля 1997 г. N 151-п "Об утверждении Областной программы оказания медицинской помощи и лекарственного обеспечения населения Свердловской области в 1997 году"
Текст постановления официально опубликован не был
Постановлением Правительства Свердловской области от 22 апреля 2004 г. N 302-ПП настоящее постановление признано утратившим силу
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Правительства Свердловской области от 19 декабря 1997 г. N 1078-п
Постановление Правительства Свердловской области от 22 сентября 1997 г. N 811-п
Постановление Правительства Свердловской области от 16 июля 1997 г. N 595-п