Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары
  • ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДОП. ИНФОРМ.

Постановление Правительства Свердловской области от 1 июня 2004 г. N 421-ПП "О Комплексной программе содействия занятости населения Свердловской области на 2004-2005 годы"

2. Принять к сведению Комплексную программу содействия занятости населения Свердловской области на 2004-2005 годы (прилагается).

3. Рекомендовать главам муниципальных образований в Свердловской области:

1) считать содействие выполнению территориальных программ содействия занятости населения одной из приоритетных задач по решению социальных проблем на территории;

2) осуществлять постоянный анализ и разработку предложений по повышению трудовой занятости населения, обращая особое внимание на градообразующие предприятия;

3) совместно с работодателями и профсоюзными организациями разрабатывать мероприятия, направленные на предотвращение массового увольнения работников, обеспечивать содействие занятости населения и предоставление социальных гарантий работникам;

4) при заключении трехсторонних территориально-отраслевых, территориальных соглашений включать разделы, направленные на обеспечение занятости населения и развитие рынка труда.

4. Рекомендовать Департаменту федеральной государственной службы занятости населения по Свердловской области (Шмулей А.Д.):

1) при реализации мероприятий Комплексной программы содействия занятости населения Свердловской области на 2004-2005 годы изыскивать дополнительные формы взаимодействия с предприятиями и организациями в целях повышения уровня трудоустройства безработных граждан;

2) обратить особое внимание на трудоустройство безработных граждан, особо нуждающихся в социальной защите (несовершеннолетние граждане, инвалиды, освобожденные из учреждений исполнения наказаний, уволенные из Вооруженных Сил);

3) ежегодно определять перечень территорий с напряженной ситуацией на рынке труда Свердловской области и разрабатывать мероприятия по стабилизации ситуации на этих территориях.

5. Комитету по развитию малого предпринимательства Свердловской области (Копелян Е.А.) активизировать работу по предоставлению финансовой поддержки субъектам малого предпринимательства и организации проведения курсов для начинающих предпринимателей в муниципальных образованиях в Свердловской области, отнесенных к территориям с напряженной ситуацией на рынке труда Свердловской области.

6. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя председателя Правительства Свердловской области по экономической политике и перспективному развитию, министра экономики и труда Свердловской области Ковалеву Г.А.

7. Настоящее постановление опубликовать в "Областной газете".

 

Председатель Правительства

Свердловской области

А.П. Воробьев

 

г. Екатеринбург

1 июня 2004 года

N 421-ПП

 

К постановлению

Правительства Свердловской области

от 1 июня 2004 г. N 421-ПП

 

Комплексная программа содействия занятости
населения Свердловской области на 2004-2005 годы

 

Раздел 1. Паспорт Комплексной программы содействия
занятости населения Свердловской области на 2004-2005 годы

 

Наименование
программы
Комплексная программа содействия занятости населения
Свердловской области на 2004-2005 годы (далее -
программа)
Основание для
разработки
программы
Закон Российской Федерации от 19 апреля 1991 года
N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федера-
ции" с изменениями, внесенными Федеральным законом от
10 января 2003 года N 8-ФЗ
Государственный
заказчик
программы
Министерство труда и социального развития Российской
Федерации
Основной
разработчик
программы
Департамент федеральной государственной службы
занятости населения в Свердловской области
Цель программы развитие эффективного и цивилизованного рынка труда,
гармонично сочетающего интересы работодателей и
граждан, ищущих работу, и обеспечивающего наиболее
полную и продуктивную занятость и поддержание высокого
уровня доходов населения
Задачи программы совершенствование работы по профилактике безработицы;
реализация специальных мероприятий по профилированию
безработных граждан в целях повышения эффективности
предоставляемых им услуг и сокращения длительной
безработицы;
улучшение информационного обеспечения политики
занятости;
развитие кадрового потенциала путем совершенствования
системы профессионального обучения, переобучения,
переподготовки и повышения квалификации незанятого и
работающего населения с учетом потребностей рынка
труда;
повышение эффективности активных мер на рынке труда;
внедрение новой нормативно-правовой базы в сфере
занятости населения
Сроки реализации
программы
2004-2005 годы
Основные
направления
программы
развитие качества рабочей силы, содействие повышению
квалификации кадров;
социальная интеграция и поддержка граждан с особыми
потребностями (молодежь, женщины, инвалиды, граждане,
уволенные с военной службы, лица, освобожденные из
учреждений, исполняющих наказание);
содействие мобильности рабочей силы;
улучшение функционирования рынка труда;
методическое сопровождение развития территориальных
органов службы занятости населения Свердловской
области;
научно-методическое и информационно-аналитическое
обеспечение программы
Основные
исполнители
программы
Департамент федеральной государственной службы
занятости населения по Свердловской области;
территориальные центры занятости населения;
работодатели
Источники
финансирования
программы
средства федерального бюджета;
средства местного бюджета;
средства работодателей
Ожидаемые
конечные
результаты
реализации
программы
в общественных работах примут участие 25,7 тыс.
человек, в том числе в 2004 году - 12,8 тыс.человек;
пройдут социальную адаптацию 30,0 тыс.безработных
граждан, в том числе в 2004 году - 15,0 тыс.человек;
будут трудоустроены на временную работу 50,0 тыс.
несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет,
в том числе в 2004 году - 25,0 тыс.человек;
организуют собственное дело 520 безработных граждан, в
том числе в 2004 году - 260 человек;
пройдут профессиональную подготовку, повышение квали-
фикации и переподготовку 22,8 тыс.безработных граждан,
в том числе в 2004 году - 11,4 тыс.безработных
граждан;
получат профориентационные услуги 190,0 тыс.человек, в
том числе в 2004 году - 95,0 тыс.человек;
будут трудоустроены на временную работу 2,7 тыс.
граждан, особо нуждающихся в социальной защите, в том
числе в 2004 году - 1,4 тыс.человек;
будет проведено 866 ярмарок вакансий и учебных рабочих
мест, в том числе в 2004 году - -433;
уровень общей безработицы в 2004-2005 годах составит
8,6 процента;
уровень регистрируемой безработицы в 2004-2005 годах
составит 1,6 процента
Система
управления и
контроля за
выполнением
программы
контроль за ходом выполнения программы осуществляется
Министерством труда и социального развития Российской
Федерации, Правительством Свердловской области,
Областной трехсторонней комиссией по регулированию
социальных трудовых отношений

 

Раздел 2. Введение

 

Комплексная программа содействия занятости населения Свердловской области на 2004-2005 годы разработана на основании Закона Российской Федерации от 9 апреля 1991 года N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" с изменениями, внесенными Федеральным законом от 10 января 2003 года N 8-ФЗ, постановления Правительства Свердловской области от 06.06.2001 г. N 393-ПП "О Концепции "Сбережение населения Свердловской области на период до 2015 года" (Собрание законодательства Свердловской области, 2001, N 6, ст. 726), Концепции действий на рынке труда на 2003-2005 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 06.05.2003 г. N 568-р, указа Губернатора Свердловской области от 9 октября 2002 года N 670-УГ "Об утверждении Программы экономического и социального развития Свердловской области на 2003-2005 годы" (Собрание законодательства Свердловской области, 2002, N 10, ст. 1221), постановления Правительства Свердловской области, Союза местных властей Свердловской области, Свердловского областного Союза промышленников и предпринимателей и Федерации профсоюзов Свердловской области от 31.12.2002 г. N 1481-ПП/12 "О Схеме развития и размещения производительных сил Свердловской области на период до 2015 года" (Собрание законодательства Свердловской области, 2003, N 12-3, ст. 1855).

Основные цели и приоритетные направления политики занятости населения, заложенные в программу, определены на основе анализа сложившейся ситуации на рынке труда Свердловской области, уточненного прогноза социально-экономического развития Свердловской области на период 2004-2005 годов.

Финансирование мероприятий программы по содействию занятости населения предполагается осуществлять за счет средств федерального и местного бюджетов.

Срок реализации программы: 2004-2005 годы.

 

Раздел 3. Занятость и рынок труда в 2001-2003 годах

 

Социально-экономическое положение Свердловской области

Анализ основных показателей социально-экономического развития Свердловской области в период 2001-2002 годов и за январь-сентябрь 2003 года свидетельствует о сохранении положительной динамики большинства из них. Продолжился рост объемов промышленного производства и инвестиций, оборота розничной торговли и внешнеторгового оборота, перевозок грузов предприятиями транспорта, реальных денежных доходов и реальной заработной платы.

Индекс физического объема промышленного производства за 2002 год увеличился по сравнению с 2001 годом на 4,0 процента, а за 9 месяцев 2003 года составил 108,1 процента. Наибольшие темпы роста физических объемов промышленного производства в 2002 году к уровню 2001 года сохранились на предприятиях машиностроения и металлообработки (рост на 14,7 процента), химической и нефтехимической (на 5,8 процента), деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности (на 4,0 процента). Общий объем инвестиций в экономику области увеличился на 18 процентов.

Характерной особенностью 2002 года и 9 месяцев 2003 года стали качественные преобразования в экономике области. Более высокие темпы развития предприятий машиностроения и металлообработки способствовали изменению отраслевой структуры промышленности. Произошло увеличение доли базовых отраслей (электроэнергетика, черная и цветная металлургия, машиностроение и металлообработка) в общем объеме производства до 83,7 процента против 83,5 процента в январе-сентябре 2002 года. При этом существенно (на 1,6 процентных пункта) выросла доля металлургического комплекса.

В отраслевой структуре промышленности в последние годы заметно стала снижаться доля пищевой промышленности, которая с 8 процентов в 2000 году снизилась до 6,6 процента в 2002 году и 6,4 процента в январе-сентябре 2003 года,

В агропромышленном комплексе области объем продукции сельского хозяйства во всех категориях хозяйств в действующих ценах за 2002 год практически соответствует уровню производства 2001 года. В январе-сентябре 2003 года объем продукции сельского хозяйства составил 103,3 процента к уровню 9 месяцев 2002 года.

За январь-сентябрь 2003 года по учитываемому кругу отраслей экономики крупными и средними предприятиями области получено прибыли (с учетом убытков) в 1,5 раза больше, чем за январь-сентябрь 2002 года. Наибольшие темпы прибыли имели место в промышленности (в 1,7 раза), на предприятиях прочих отраслей (в 1,2 раза).

Внешнеторговый оборот области за январь-сентябрь 2003 года вырос на 8,2 процента, в том числе экспорт - на 8,4 процента, импорт - на 7,7 процента.

 

Изменения в сфере занятости населения

 

В 2001-2003 годах сохранилась тенденция снижения численности работающих на предприятиях и в организациях области.

За 2002 год среднесписочная численность работников по полному кругу предприятий области уменьшилась по сравнению с 2001 годом на 0,3 процента и составила 1643,1 тыс. человек (за январь - сентябрь 2003 года - 1625,8 тыс. человек). Наибольший отток работников происходил в промышленности (18 тыс. человек), сельском хозяйстве (5,9 тыс. человек), на транспорте (2,3 тыс. человек).

За период 2001-2002 годов и январь-сентябрь 2003 года уменьшилась разница между числом выбывших с предприятий и числом принятых. Если в 2001 году на крупные и средние предприятия области было принято 432,2 тыс. человек (30,2 процента к среднесписочной численности), выбыло 458,7 тыс. человек (32,1 процента соответственно) и разница составила 26,5 тыс. человек, то в 2002 году количество выбывших превысило число принятых на 15,2 тыс. человек, а за 9 месяцев 2003 года разница составила - 15,1 тыс. человек. Наибольшая доля выбывших с предприятий - в промышленности: в 2001 году выбыло 176,8 тыс. человек (39 процентов от общей численности выбывших), в 2002 году - 178,2 тыс. человек (40 процентов), за 9 месяцев 2003 года - 126,3 тыс. человек (39,1 процента).

В 2002 году по сравнению с 2001 годом значительно увеличилось (на 5,7 тыс. человек, или 44,8 процента) количество выбывших с предприятий в связи с сокращением численности и уменьшилось количество выбывших по собственному желанию (на 5,9 тыс. человек, или 2 процента). За январь-сентябрь 2003 года масштабы увольнения работников на предприятиях в связи с сокращением рабочей силы по сравнению с аналогичным периодом прошлого года уменьшились на 11,9 процента, количество уволившихся по собственному желанию - на 1,8 процента.

Численность работников, работавших неполное рабочее время по инициативе администрации, в 2002 году составила 89,9 тыс. человек (6,4 процента от среднесписочной численности) против 78,7 тыс. человек (5,5 процента) в 2001 году, за январь-сентябрь 2003 года - 36,6 тыс. человек (2,7 процента). Численность работников, которым были предоставлены отпуска без сохранения или с частичным сохранением заработной платы по инициативе администрации, составила соответственно 104,9 тыс. человек (7,5 процента) против 93,9 тыс. человек (6,6 процента), за январь-сентябрь 2003 года - 48,9 тыс. человек (3,6 процента).

В 2003 году продолжился рост массовых увольнений работников. Всего в органы службы занятости населения поступили сведения о предстоящем увольнении от 1262 предприятий и организаций области, на которых предполагалось уволить 37622 работника против 31885 человек в 2002 году и 24074 человек в 2001 году. В 2003 году сведения о предстоящих массовых увольнениях 23555 человек (в 2002 году - 18893 человек, в 2001 году - 12216 человек) поступили от 113 предприятий и организаций области.

С 2001 по 2003 год уменьшился спрос на рабочую силу на 24,5 процента. Потребность предприятий в рабочей силе, заявленная в органы службы занятости населения, составила на 1 января 2002 года - 40809 вакансий, на 1 января 2003 года - 37592 вакансии, на 1 января 2004 года - 30795 вакансий. Коэффициент напряженности увеличился и составил на 1 января 2004 года - 1,5 граждан; незанятых трудовой деятельностью, на одну вакансию (в том числе 1,3 безработного), на 1 января 2002 года данные соответственно составили 1,1 и 0,9.

За январь-май 2003 года численность населения области сократилась за счет естественной убыли на 14,1 тыс. человек. Коэффициенты рождаемости и смертности по сравнению с уровнем аналогичного периода 2002 года увеличились и составили соответственно 10,4 и 18,0 промилле.

 

Динамика общей и регистрируемой безработицы

 

Общая численность граждан, не имеющих работу, но активно ищущих ее, классифицируемых по методологии Международной организации труда как безработные, составила на 1 января 2004 года - 197,0 тыс. человек, что на 12,4 процента меньше, чем на 1 января 2002 года, уровень общей безработицы (по методологии Международной организации труда) снизился на 1,1 процентных пункта и составил на 1 января 2004 года - 8,6 процента.

Уровень регистрируемой безработицы увеличился на 0,04 процентных пункта и на 1 января 2004 года составил 1,65 процента от численности экономически активного населения (на 1 января 2002 года - 1,61 процента).

Возросла доля численности официально зарегистрированных безработных в общей численности безработных и составила на 1 января 2004 года - 19,7 процента, что на 3,0 процентных пункта выше, чем на 1 января 2002 года.

Численность безработных, состоящих на учете в центрах занятости населения, увеличилась на 1356 человек, или на 3,6 процента (с 37521 человека на 1 января 2002 года до 38877 человек на 1 января 2004 года).

На 1 января 2004 года средняя продолжительность безработицы составила 4,5 месяца (на 1 января 2002 года - 4,4 месяца).

За период 2001-2003 годов произошли изменения в составе безработных граждан. На 1 января 2004 года удельный вес женщин в общей численности зарегистрированных безработных составил 68,2 процента, молодежи в возрасте 16-29 лет - 35,5 процента (на 1 января 2002 года соответственно 64,3 и 35,1 процента), 83,5 процента граждан, зарегистрированных в качестве безработных, - жители городов (на 1 января 2002 года - 87,2 процента).

Среди безработных увеличилась доля граждан, уволенных в связи с ликвидацией организаций либо сокращением численности или штата работников предприятий и организаций области, с 13,3 процента на 1 января 2002 года до 23,2 процента на 1 января 2004 года. Граждане, уволившиеся по собственному желанию и уволенные за нарушения трудовой дисциплины, составили 37,8 процента (на 1 января 2002 года - 57,3 процента).

В структуре безработных возросла и занимает ведущее место доля граждан, имеющих начальное профессиональное образование, - 26,0 процента, среднее общее образование, - 24,6 процента.

В 2003 году продолжился рост безработицы в сельской местности. По состоянию на 1 января 2004 года уровень регистрируемой безработицы в сельских населенных пунктах составил 2,55 процента, что на 0,64 процентных пункта выше, чем на 1 января 2002 года. Численность безработных, состоящих на учете в центрах занятости населения и проживающих в сельской местности, увеличилась на 33,3 процента. Преобладание в составе сельских безработных лиц с низким образовательным уровнем и профессионально не подготовленных к трудовой деятельности, в условиях недостатка альтернативных сельскохозяйственному производству рабочих мест, обуславливает застойный характер сельской безработицы. Средняя продолжительность безработицы в сельской местности на 1 января 2004 года составила 4,7 месяца (на 1 января 2002 года - 4,8 месяца).

 

Итоги выполнения Комплексной программы содействия занятости
населения Свердловской области на 2001-2003 годы

 

Комплексная программа содействия занятости населения Свердловской области на 2001-2003 годы разрабатывалась на основе прогнозных оценок экономического состояния области, предоставленных Министерством экономики и труда Свердловской области. Предполагалось, что в период 2001-2003 годов будут наблюдаться стабилизация и продолжение роста экономических показателей основных отраслей промышленности.

Реально, в развитии экономики, как и предполагалось, тенденции роста объемов производства сохранились и продолжили положительную динамику.

Итоги выполнения мероприятий Комплексной программы содействия занятости населения Свердловской области на 2001-2003 годы приведены в приложении N 1.

 

Раздел 4. Прогноз спроса и предложения рабочей силы
на 2004-2005 годы

 

Прогнозируемый спрос на рабочую силу

 

Основой экономического роста и подъема конкурентоспособности экономики, а также поступательного развития человеческого потенциала, повышения благосостояния населения является инновационное обновление производства. Главная цель среднесрочного экономического и социального развития Свердловской области заключается в создании многосекторной, социально ориентированной рыночной экономики, базирующейся на новом научно-техническом укладе и информационно-индустриальных технологиях.

По расчетам Министерства экономики и труда Свердловской области, по первому варианту прогноза на 2004-2005 годы предполагается увеличение темпов прироста валового регионального продукта на 5,0-6,5 процента, по второму варианту прогноза предполагается увеличение до 7-8 процентов. Ожидается сохранение положительных темпов роста оборота розничной торговли (7-9 процентов в год по первому варианту прогноза, по второму варианту - 8 и более процентов в год).

В 2004-2005 годах ожидается незначительный рост численности занятых в экономике, в том числе в материальном производстве на 0,3-0,4 процента, в непроизводственной сфере - на 0,1-0,2 процента. В 2004-2005 годах ожидается рост среднесписочной численности работников по малым предприятиям на 4-7 процентов в 2004 году и на 8-10 процентов в 2005 году.

Одним из основных демографических показателей прогнозируемого периода 2004-2005 годов будет являться прирост населения трудоспособного возраста за счет молодежи 80-х годов рождения - периода подъема рождаемости. Рост численности населения трудоспособного возраста по своей динамике может опережать рост числа занятых в экономике.

Кроме того, в прогнозируемом периоде ожидается качественное изменение состава населения трудоспособного возраста за счет увеличения доли лиц предпенсионного возраста.

Таким образом, предложение рабочей силы будет увеличиваться за счет молодежи и граждан предпенсионного возраста, испытывающих наибольшие сложности с трудоустройством.

С учетом фактического состояния рынка труда в 2003 году и предполагаемого развития экономической ситуации в области составлен прогноз спроса и предложения рабочей силы на рынке труда на 2004-2005 годы (приложение N 2). На ситуацию на рынке труда в 2004-2005 годах будут оказывать влияние следующие факторы: активизация процессов увольнения работников реструктурируемых отдельных отраслей экономики (угольная промышленность, черная металлургия, электроэнергетика), умеренные темпы роста занятых в отраслях экономики в связи со структурными преобразованиями и ростом производительности труда; реформирование и сокращение Вооруженных Сил и, как следствие, увеличение численности военнослужащих, уволенных в запас, что вызовет дополнительную потребность в трудоустройстве специфической возрастной и профессиональной категории граждан; рост обращений в центры занятости населения безработных граждан, который обусловлен установлением величины прожиточного минимума и увеличением минимального размера пособия по безработице. Рост производительности труда будет происходить за счет обновления основных производственных фондов и модернизации технологических процессов, что повлечет за собой увольнение работников.

На основании анализа и прогноза развития ситуации в социально-экономической сфере можно сделать вывод, что ситуацию на рынке труда в 2004-2005 годах будут определять следующие тенденции:

1) рост регистрируемой безработицы и незначительное сокращение разрыва между общей и регистрируемой безработицей;

2) сохранение значительной дифференциации ситуации в сфере занятости в муниципальных образованиях в Свердловской области;

3) сохраняющийся невысокий уровень оплаты труда, с одной стороны, способствующий расширению спроса на труд, а с другой - снижающий предложение рабочей силы и увеличивающий переход в неформальную занятость;

4) недостаточный спрос на рабочую силу при одновременном ее дефиците на локальных рынках труда по причине несоответствия качества и профессионально-квалификационной структуры предложения и низкой трудовой мобильности населения;

5) снижение качества рабочей силы. Старение и сокращение кадрового состава высококвалифицированных рабочих на предприятиях, сокращение объемов профессионально-технической подготовки высококвалифицированных кадров на производстве, недостаточная связь системы профобразования с работодателями, что в конечном итоге сдерживает внедрение высокоэффективных технологий, снижает качество выпускаемой продукции, ее конкурентоспособность и является препятствием экономического роста;

6) рост напряженности на рынке труда в сельской местности;

7) сохраняющаяся низкая конкурентоспособность на рынке труда отдельных категорий граждан (молодежь без практического опыта работы, женщины, имеющие малолетних детей, инвалиды, граждане, уволенные с военной службы), обусловленная объективным ужесточением требований работодателей к принимаемым на работу работникам;

8) уменьшение численности лиц, увольняющихся в связи с выходом на пенсию, так как действующее пенсионное законодательство позволяет работающим пенсионерам получать пенсию. Это сузит сферу деятельности для части молодежи, вступающей в трудовую жизнь, и лиц среднего возраста.

 

Раздел 5. Основные направления государственной политики
на рынке труда в 2004-2005 годах

 

Исходя из прогноза социально-экономического развития Свердловской области, можно сделать вывод, что в период 2004-2005 годов не произойдет коренных изменений в структуре экономики области и, соответственно, на рынке труда и в сфере занятости населения. Вместе с тем период 2004-2005 годов будет характеризоваться подготовкой и началом структурных преобразований а экономике (реструктурирование и технологическое обновление имеющегося промышленного потенциала, прежде всего, машиностроительного и металлургического комплексов), модернизацией системы среднего и высшего образования.

Политика на рынке труда в предстоящий период будет направлена на:

развитие и упрочение связей центров занятости населения с работодателями по трудоустройству незанятого населения и безработных на вакантные рабочие места;

улучшение информирования граждан о спросе на рабочую силу и ее предложении, расширение доступа населения к информации о вакансиях;

осуществление превентивных мер по предупреждению увольнения работников в связи с ликвидацией организаций либо сокращением штата, смягчению последствий массовых увольнений на основе проведения предувольнительных консультаций по вопросам трудоустройства, широкого информирования о потребности работодателей в кадрах, возможности профессионального обучения и переподготовки с последующим трудоустройством;

расширение доступа незанятых граждан к активным программам содействия занятости на основе повышения их мотивации к трудовой деятельности;

проведение мероприятий по внедрению эффективных механизмов профилирования безработных, ориентацию программ трудоустройства на наиболее уязвимые категории безработных, выявляемых по результатам профилирования;

совершенствование механизма организации общественных работ на основе повышения их социального статуса, расширения видов и масштабов с учетом потребности области в развитии социальной инфраструктуры и поддержки доходов беднейших слоев населения;

оказание адресной поддержки при трудоустройстве гражданам, особо нуждающимся в социальной защите:

содействие незанятой молодежи в возрасте до 18 лет, не имеющей профессии (специальности) и впервые вступающей на рынок труда, в направлении в учреждения профессионального образования.

В Свердловской области действует ряд региональных программ, которые оказывают влияние на сферу занятости населения:

областная государственная целевая программа "Государственная поддержка малого предпринимательства в Свердловской области" на 2003-2005 годы", утвержденная Законом Свердловской области от 2 декабря 2002 года N 49-ОЗ (Собрание законодательства Свердловской области, 2003, N 12, ст. 1585);

областная государственная целевая программа "Государственная поддержка депрессивных муниципальных образований Байкаловский район, Гаринский район, Серовский район, Таборинский район, Тугулымский район" на 2003-2005 годы", утвержденная Законом Свердловской области от 27 декабря 2002 года N 63-ОЗ (Собрание законодательства Свердловской области, 2003, N 12-1, ст. 1625);

областная инвестиционная программа "Структурная перестройка производственной базы предприятий строительной индустрии Свердловской области на 2001-2005 годы", одобренная постановлением Правительства Свердловской области от 26.09.2001 г. N 646-ПП (Собрание законодательства Свердловской области, 2001, N 10, ст. 1166);

областная инвестиционная программа "О стабилизации и развитии лесопромышленного комплекса Свердловской области на 2002-2005 годы", принятая постановлением Правительства Свердловской области от 16.01.2002 г. N 21-ПП (Собрание законодательства Свердловской области, 2002, N 1, ст. 90).

С целью улучшения функционирования рынка труда в 2004-2005 годах. будут осуществляться мероприятия активной политики занятости.

Активная политика занятости будет направлена, в основном, на предупреждение безработицы и удержание ее уровня в пределах экономических возможностей материальной поддержки безработных.

Система программных мероприятий Комплексной программы содействия занятости населения Свердловской области на 2004-2005 годы представлена в приложении N 3.

 

Совершенствование нормативно-правовой базы в сфере занятости
населения

 

Нормативно-правовое обеспечение выполнения программы основывается на применении и соблюдении законодательства о занятости населения всеми заинтересованными сторонами.

Для выполнения указанной задачи предусматривается выполнение следующих мероприятий:

обеспечение контроля за соблюдением прав и гарантий граждан на труд и защиту от безработицы;

оказание консультационной помощи, в том числе через средства массовой информации, предприятиям и гражданам по вопросам применения законодательства о занятости населения;

проведение семинаров, совещаний, консультаций с руководителями и работниками кадров служб предприятий;

разработка инструкций, методических пособий, справок по применению действующего законодательства;

рассмотрение писем, жалоб, предложений граждан и юридических лиц;

проведение тематических семинаров с безработными гражданами с разъяснением их прав и обязанностей.

 

Развитие социального партнерства на рынке труда

 

Созданная в области система социального партнерства постоянно совершенствуется на всех уровнях. Трудовые отношения в сфере экономики, оплаты и охраны труда регулируются в рамках трехстороннего Соглашения между Правительством Свердловской области, Федерацией профсоюзов Свердловской области и Свердловским областным Союзом промышленников и предпринимателей на 2003-2004 годы. В области действуют 20 подобных трехсторонних соглашений между администрациями, работодателями и профсоюзами, три соглашения находятся в стадии подготовки. Между социальными партнерами заключаются двухсторонние соглашения с целью совместного решения вопросов содействия занятости населения, обмена информацией о состоянии рынка труда, профессиональной подготовки и комплектования предприятий и организаций квалифицированными кадрами.

В территориях, где не заключены трехсторонние соглашения между администрациями, объединениями профсоюзов и работодателей, вопросы по предотвращению массовых увольнений работников, проблемам подготовки и переподготовки кадров непосредственно на предприятиях рассматривались и решались в рамках социального партнерства через координационные комитеты по содействию занятости населения, реализацию муниципальных программ.

В 2004-2005 годах работа органов службы занятости населения с работодателями будет направлена на решение проблем социального партнерства, защиту трудовых прав и гарантий работников наемного труда, повышение ответственности работодателей за сохранение кадрового потенциала, создание и сохранение рабочих мест, предоставление социальных гарантий работающим, выполнение соглашений и коллективных договоров, регулирование оплаты труда.

 

Информирование о рынке труда

 

Центрами занятости населения для повышения общей грамотности граждан в вопросах занятости, выработки оптимальной модели поведения на рынке труда, а также для удовлетворения потребностей различных групп пользователей в конкретной, адресной информации планируется в 2004-2005 годах проведение мер по рекламной и информационной деятельности.

Основные направления работы центров занятости населения по информированию положения на рынке труда:

разъяснение основных принципов государственной и региональной политики в сфере занятости;

продолжение работы по расширению внешнего информационного поля, совершенствованию форм и освоению новых каналов информирования о состоянии рынка труда;

повышение эффективности информационного воздействия органов службы занятости на работодателей и граждан, ищущих работу, координация усилий всех субъектов рынка труда;

информирование потерявших работу граждан об услугах, предоставляемых органами службы занятости населения, возможностях трудоустройства.

 

Профессиональное обучение

 

Организация профессионального обучения безработных граждан вызвана необходимостью роста эффективности реального сектора экономики, повышением спроса на квалифицированную рабочую силу и направлена на обеспечение продуктивной, свободно избранной занятости граждан, усиление их социальной защищенности посредством повышения профессионального мастерства, профессиональной мобильности, конкурентоспособности на рынке труда.

Система профессионального обучения безработных граждан и незанятого населения в современных условиях успешно выполняет функции образовательной и социальной реабилитации лиц, потерявших работу, оказывает им широкий спектр образовательных услуг.

Основные цели программы в части профессионального обучения безработных граждан заключаются в:

обеспечении возможностей профессионального обучения безработных граждан, особо нуждающихся в социальной защите;

развитии системы опережающего профессионального обучения работников, подлежащих увольнению в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников организации;

повышении конкурентоспособности безработных граждан на рынке труда посредством организации их профессиональной подготовки, повышения квалификации, переподготовки на основе согласования потребностей личности, работодателей, прогноза развития рынка труда;

организации обучения безработных для последующей работы в сфере предпринимательской деятельности.

Предполагается, что за 2004-2005 годы профессиональное обучение пройдут 22850 человек.

 

Профессиональная ориентация населения и психологическая
поддержка безработных граждан

 

Улучшению функционирования рынка труда способствует обоснованный выбор гражданами вида деятельности и формы занятости в соответствии как с личными склонностями, так и потребностями рынка труда.

Необходимо развитие и совершенствование мер по психологической поддержке безработных граждан в целях повышения конкурентоспособности на рынке труда, преодоления негативных последствий безработицы, социальной адаптации граждан, испытывающих трудности в трудоустройстве, формирования навыков самостоятельного поиска работы, восстановления мотивации к труду.

Развитие системы профессиональной ориентации населения и психологической поддержки безработных граждан как важнейшего средства развития профессиональной карьеры кадров предполагает разработку и внедрение в практику работы центров занятости населения методов оценки профессиональной компетенции работников, планирование и сопровождение их профессиональной карьеры.

Предполагается, что за 2004-2005 годы профориентационное содействие и психологическую помощь получат 190000 человек.

 

Организация общественных работ

 

Организация общественных работ осуществляется на основе комплексного подхода: принятие главами муниципальных образований в Свердловской области постановлений "Об организации общественных работ", формирование банка данных о вакансиях для общественных работ, индивидуальная работа с каждым безработным, имеющим длительный перерыв в работе или не имеющим специальности, что позволит расширить их возможности во временной занятости в период поиска постоянного места работы и осуществить адаптацию к труду и получение дополнительных доходов.

За 2004-2005 годы предполагается, что в общественных работах примут участие 25700 человек.

 

Содействие развитию самозанятости и предпринимательства

 

В 2004-2005 годах 520 человек получат методическую и практическую поддержку в развитии предпринимательской инициативы, в том числе 80 человек, проживающих в сельских населенных пунктах:

консультирование и профессиональная ориентация незанятых граждан, оказание им правовой, организационной и финансовой поддержки на стадии формирования и становления собственного дела;

обучение безработных в образовательных учреждениях по профессиям и специальностям, позволяющим работать в сфере предпринимательской деятельности, организовать собственное дело.

 

Социальная интеграция и поддержка граждан, особо нуждающихся
в социальной защите

 

Современная ситуация на рынке труда, для которой характерны довольно жесткие ограничения возможностей трудоустройства незанятых граждан, не позволяет лицам, особо нуждающимся в социальной защите (инвалиды, лица, освобожденные из учреждений, исполняющих наказание, несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет, лица предпенсионного возраста, беженцы и вынужденные переселенцы, граждане, уволенные с военной службы и члены их семей, одинокие и многодетные родители, воспитывающие несовершеннолетних детей, дети-инвалиды, семьи, в которых оба родителя признаны безработными), конкурировать на равных за свободные рабочие места с другими гражданами.

Центры занятости населения обращают особое внимание и принимают всевозможные меры по обеспечению возможности для наименее социально защищенных категорий граждан получения в полном объеме услуг, предоставляемых органами службы занятости, по повышению их конкурентоспособности на рынке труда. Акцент в этой работе с данной категорией населения будет делаться на разработку и реализацию специальных программ трудоустройства, профессиональной ориентации и профессионального обучения, внедрение новых социально ориентированных технологий и новых форм обучения.

С целью повышения эффективности мероприятий по содействию занятости граждан, особо нуждающихся в социальной защите, будут приниматься меры для усиления принципа адресности в работе службы занятости. Деятельность центров занятости будет ориентирована на женщин, инвалидов, многодетных и одиноких родителей, воспитывающих несовершеннолетних детей, детей-инвалидов, молодежь, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, беженцев и вынужденных переселенцев и другие слабо защищенные категории населения.

Содействие занятости других категорий граждан, особо нуждающихся в социальной защите, предусматривается в 2004-2005 годах осуществлять за счет организации временного трудоустройства, предоставления им преимущественного права получения новой профессии (специальности), переобучения и повышения квалификации, содействия предпринимательской инициативе.

 

Содействие занятости инвалидов

 

К наиболее нуждающейся в поддержке на рынке труда категории граждан относятся инвалиды. Основной целью государственной политики в этой области является создание необходимых условий для реализации потенциальных возможностей граждан с ограниченной трудоспособностью, усиление их социальной защищенности.

Содействие занятости инвалидов предполагается осуществлять за счет организации квотирования рабочих мест на предприятиях и в организациях, первоочередного трудоустройства их на действующие и вновь создаваемые рабочие места постоянного и временного характера, развития общественных работ с учетом возможностей и спроса этой категории граждан, оказания, в приоритетном порядке, услуг по переподготовке, повышению квалификации, профессиональной ориентации и психологической поддержке.

В соответствии с постановлением Правительства Свердловской области от 26.03.2004 г. N 203-ПП "О внесении изменений и дополнений в постановление Правительства Свердловской области от 23.07.2003 г. N 448-ПП "Об утверждении областной государственной целевой программы "Развитие учреждений социальной защиты и неотложные меры социальной поддержки населения Свердловской области" на 2004 год" предполагается создание рабочих мест для инвалидов. В 2004 году за счет сбора обязательной платы за невыполнение квоты приема на работу инвалидов предполагается собрать 30 млн. рублей и создать 455 рабочих мест для инвалидов в 10 учреждениях Министерства социальной защиты Свердловской области и 11 специализированных предприятиях Свердловских областных организаций Всероссийского общества слепых, Всероссийского общества глухих, Всероссийского общества инвалидов в городах Ревда, Реж, Нижний Тагил, Екатеринбург, Серов, Камышлов, Верхняя Пышма.

В 2004-2005 годах при содействии центров занятости населения планируется предоставить возможность трудоустройства на квотируемые рабочие места 3172 инвалидам.

 

Содействие занятости молодежи

 

Повышение конкурентоспособности незанятой молодежи, не имеющей профессии (специальности) и впервые вступающей на рынок труда в 2004-2005 годах, предполагается осуществлять по направлениям:

расширение информационного обслуживания молодежи, в том числе учащихся и студентов, через средства массовой информации;

организация и проведение специализированных ярмарок вакансий для молодежи, Дней открытых дверей;

содействие в направлении в учреждения профессионального образования;

увеличение объемов профориентационных услуг для молодежи;

проведение мероприятий по созданию координационных советов по вопросам трудоустройства и адаптации к рынку труда выпускников учреждений профессионального образования;

проведение работы по организации и проведению тренингов по формированию навыков поиска работы и самопрезентации учащихся и выпускников;

организация временного трудоустройства молодежи;

увеличение видов общественных и временных работ для молодежи, соответствующих их интеллектуальному и образовательному уровню.

 

Организация временного трудоустройства безработных граждан
в возрасте от 18-20 лет из числа выпускников учреждений
начального и среднего профессионального образования, ищущих
работу впервые

 

Особое внимание при реализации мер, направленных на содействие занятости молодежи, будет уделяться выпускникам профессиональных учебных заведений в целях их эффективного трудоустройства. Обеспечение занятости граждан, впервые ищущих работу, позволит подготовить молодых специалистов к трудовой деятельности, получить профессиональные навыки и приобрести опыт корпоративного взаимодействия. В 2004 году намечается временно трудоустроить 700 человек, в 2005 году - 700 человек.

 

Содействие занятости несовершеннолетних граждан в возрасте
от 14 до 18 лет

 

В 2004-2005 годах будет продолжена работа по содействию временной занятости несовершеннолетней молодежи. Приоритетное право будет предоставлено детям-сиротам, детям из семей, особо нуждающихся в социальной поддержке, а также подросткам, состоящим на учете в территориальных комиссиях по делам несовершеннолетних.

Основной целью содействия трудоустройству несовершеннолетних граждан на временную работу является их приобщение к труду, получение профессиональных навыков, адаптация к трудовой деятельности.

Для решения вопросов содействия занятости несовершеннолетних граждан в 2004-2005 годах будет продолжено совершенствование направлений социального партнерства, вовлечение в решение задач по проблемам занятости молодежи всех субъектов, действующих на рынке труда.

В 2004-2005 годах планируется обеспечить временную занятость несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет- 50000 человек.

 

Содействие занятости женщин

 

По многим причинам (невысокая социально-профессиональная мобильность, эмоциональность, недостаточный уровень квалификации, выполнение социальной роли по воспитанию подрастающего поколения) женщины чаще оказываются в числе наименее защищенных категорий населения. Поэтому содействие занятости женщин в 2004-2005 годах будет осуществляться по направлениям:

совершенствование взаимодействия с государственными и общественными организациями, прежде всего с Уральской ассоциацией женщин и ее филиалами по области;

расширение и оказание профориентационных услуг женщинам, ориентация их на предпринимательскую деятельность;

расширение возможностей занятости женщин за счет развития самозанятости;

оказание женщинам психологической поддержки с целью повышения мотивации к трудоустройству, обучение навыкам активного поиска работы;

оказание женщинам содействия в профессиональном обучении и переобучении;

организация временной занятости женщин на общественных работах.

 

Реализация Федерального закона от 25 июля 2002 года N 113-ФЗ
"Об альтернативной гражданской службе"

 

Для решения вопросов, связанных с реализацией гражданами конституционного права замены военной службы по призыву на альтернативную гражданскую службу, будет осуществляться взаимодействие с военными комиссариатами, исполнительными органами государственной власти Свердловской области и специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по организации альтернативной гражданской службы.

Подготовка и организация прохождения гражданами альтернативной гражданской службы включают ряд мероприятий по направлениям:

организация учета и контроля за прохождением гражданами альтернативной гражданской службы на территории Свердловской области;

подготовка перечней видов работ, профессий, должностей, на которых могут быть заняты граждане, проходящие альтернативную гражданскую службу, а также организаций, где предусмотрено прохождение альтернативной гражданской службы;

организация профессиональной подготовки (переподготовки) граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу;

организация участия представителей центров занятости населения в работе призывных комиссий по вопросам альтернативной гражданской службы.

 

Содействие занятости граждан, проживающих в сельской местности

 

Ограниченные возможности в трудоустройстве граждан, проживающих в сельской местности, сложное финансовое положение сельскохозяйственных предприятий, территориальная разбросанность сельских населенных пунктов, отсутствие регулярного транспортного сообщения ряда территорий, снижающее возможность поиска работы и трудоустройства в других населенных пунктах, сезонные колебания в спросе на рабочую силу в сельскохозяйственных предприятиях ведут к обострению проблемы сельской занятости. Поэтому содействие занятости гражданам, проживающим в сельской местности, в 2004-2005 годах будет осуществляться по направлениям:

организация общественных работ в сельских территориях;

повышение уровня информированности сельских граждан о ситуации на рынке труда, услугах, оказываемых центрами занятости населения;

расширение банка вакансий за счет более полного представления работодателями данных о свободных рабочих местах в территориальные органы службы занятости населения;

организация самозанятости и развитие предпринимательской инициативы сельского населения, поддержка различных форм семейного бизнеса;

повышение конкурентоспособности безработных граждан, проживающих в сельской местности, через профессиональное обучение, переобучение и повышение квалификации по профессиям и специальностям, ориентированным на занятость в сельскохозяйственном производстве, народных промыслах;

организация и проведение Дней службы занятости, работа выездных консультационных пунктов.

 

Регулирование трудовой мобильности рабочей силы

 

Одним из важнейших направлений деятельности органов службы занятости населения в вопросах повышения трудовой мобильности рабочей силы является реализация мероприятий по формированию и сопровождению федерального банка вакансий.

В 2004-2005 годах в целях расширения возможностей трудоустройства граждан, обращающихся в центры занятости населения по вопросам поиска подходящей работы и желающих трудоустроиться в другой местности, обеспечения потребности работодателей в рабочей силе на постоянную, временную или сезонную работу, сокращения периода заполнения вакансий планируется дальнейшее участие в формировании, сопровождении и использовании общероссийского банка данных вакансий.

Также будет оказано содействие в развитии единого рынка труда Уральского федерального округа путем расширения взаимодействия исполнительных органов государственной власти Свердловской области, ведающих вопросами занятости населения, по созданию банка вакансий и банка квалифицированных специалистов территорий, входящих в состав Уральского федерального округа.

В 2004-2005 годах предполагается трудоустроить по организованному набору на территории и за пределами области 2040 человек. Одним из необходимых условий успешной работы по переселению семей в сельские районы Свердловской области является своевременная и качественная информация от глав сельских администраций, работодателей агропромышленного комплекса, организаций культуры, здравоохранения, просвещения, торговли и быта о вакансиях с предоставлением жилья. При наличии свободных рабочих мест и жилья администрации сельских территорий предоставляют в центр занятости населения заявку, в соответствии с которой планируется количество семей для переселения. В 2004-2005 годах предполагается переселить 105 семей на постоянное место жительства на село.

В 2004-2005 годах будет оказано содействие занятости беженцев и вынужденных переселенцев, относящихся к категории граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы.

Кроме того, одной из задач программы является повышение сбалансированности спроса и предложения рабочей силы на рынке труда Свердловской области путем привлечения иностранных работников в рамках установленной для Свердловской области квоты на выдачу иностранным гражданам приглашений на въезд в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности.

Организация всесторонней и планомерной работы органов службы занятости по привлечению и использованию иностранной рабочей силы будет осуществляться по направлениям:

предоставление в межведомственную комиссию по вопросам миграции информации о состоянии рынка труда, количестве предприятий, привлекающих иностранных работников;

проведение совещаний с работодателями, привлекающими иностранных работников, для информационно-разъяснительной работы по организации подготовки и выдачи предложений по целесообразным объемам квот по привлечению и использованию иностранной рабочей силы и совершенствованию миграционных процессов;

координация действий и обмен информацией между Департаментом федеральной государственной службы занятости населения по Свердловской области и Управлением по делам миграции Главного управления внутренних дел Свердловской области о работе по привлечению и использованию иностранной рабочей силы в Свердловской области на основе соглашения о взаимодействии;

работа по выдаче заключений о целесообразности привлечения и использования иностранной рабочей силы.

 

Социальная поддержка безработных граждан

 

В 2004-2005 годах в целях обеспечения социальной поддержки безработных граждан и лиц, находящихся на их содержании, предусматриваются следующие меры:

выплата пособий по безработице. Предполагается назначить пособия по безработице (в среднегодовом исчислении) в 2004 году - 34700 человек, в 2005 году - 34700 человек;

оказание материальной помощи безработным гражданам (ежегодно по 2700 человек);

назначение досрочных пенсий безработным гражданам (ежегодно по 800 человек);

выплата стипендий в период прохождения безработными гражданами профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки (ежегодно пo 11425 человек).

 

Мероприятия, направленные на предотвращение критических
ситуаций, связанных с возможным массовым увольнением
работающих

 

В условиях прогнозируемой на 2004-2005 годы напряженной ситуации на рынке труда области, а также сохраняющегося дифференцированного состояния с занятостью населения в отдельных городах и районах области (от относительного благополучия до критической ситуации) необходимо осуществлять разработку и реализацию дополнительных мер государственного регулирования рынка труда по усилению влияния на состояние рынка труда совместных действий исполнительных органов государственной власти, объединений работодателей, профсоюзов и других общественных организаций.

С целью контроля ситуации по массовому увольнению в 2004-2005 годах предполагается осуществить следующие мероприятия:

1) проведение мониторинга увольнения работников с предприятий и организаций области, прогнозирование поведения рынка труда в условиях массового увольнения;

2) при заявлении предприятий о возникновении условий для массовых увольнений работающих:

внесение предложений в органы местного самоуправления об отсрочке начала увольнения или поэтапном увольнении с финансированием этих мероприятий из соответствующих бюджетов;

создание на предприятиях новых рабочих мест;

в первоочередном порядке содействие предприятиям, готовящимся к массовому увольнению, в организации опережающего обучения увольняемых работников;

осуществление перераспределения рабочей силы внутри предприятий;

содействие трудоустройству по организованному набору и переселению семей, в первую очередь, с территорий массового увольнения граждан и депрессивных территорий.

Мероприятия по обеспечению занятости граждан, увольняемых с предприятий области, направлены на достижение более эффективного решения проблем реструктуризации отдельных отраслей экономики (угольной, металлургической, электроэнергетики, железнодорожного транспорта) и смягчение неблагоприятных социально-экономических последствий для районов области.

Для сдерживания роста безработицы и социальной защиты увольняемых работников в 2004-2005 годах планируется комплекс мер по поддержке их занятости:

реализация механизмов социального партнерства (заключение и реализация коллективных договоров и соглашений);

оказание предувольнительных консультаций работникам на предприятиях, наметивших увольнение;

создание на крупных предприятиях временных консультационных пунктов центров занятости населения;

предоставление справочно-информационных материалов как для увольняемых граждан, так и для работодателей;

проведение ярмарок вакансий, встреч с работодателями.

 

Обеспечение занятости граждан на территориях с напряженной
ситуацией на рынке труда

 

В 2003 году на рынке труда сохранялась значительная дифференциация территорий области. Особенно сложная ситуация в сфере занятости наблюдается в 6 муниципальных образованиях Свердловской области:

1) Гаринский район - уровень регистрируемой безработицы на 1 января 2004 года составил 8,53 процента (на 1 января 2003 года - 6,71 процента), коэффициент напряженности на 1 января 2004 года - 20,7 граждан, незанятых трудовой деятельностью, на одну вакансию (на 1 января 2003 года - 229 человек);

2) Ачитский район - уровень регистрируемой безработицы на 1 января 2004 года составил 3,48 процента (на 1 января 2003 года - 3,97 процента), коэффициент напряженности - 330 граждан, незанятых трудовой деятельностью, на одну вакансию (на 1 января 2003 года - 74,8 человека);

3) Ирбитский район - уровень регистрируемой безработицы на 1 января 2004 года составил 4,34 процента (на 1 января 2003 года - 4,78 процента), коэффициент напряженности - 33,6 граждан, незанятых трудовой деятельностью, на одну вакансию (на 1 января 2003 года - 32,7 человека);

4) Таборинский район - уровень регистрируемой безработицы на 1 января 2004 года достиг 12,54 процента (на 1 января 2003 года - 14,17 процента), коэффициент напряженности на 1 января 2004 года - 8,9 граждан, незанятых трудовой деятельностью, на одну вакансию (на 1 января 2003 года - 23,3 человека);

5) Байкаловский район - уровень регистрируемой безработицы на 1 января 2004 года составил 3,46 процента (на 1 января 2003 года - 4,14 процента), коэффициент напряженности - 29,6 граждан, незанятых трудовой деятельностью, на одну вакансию (на 1 января 2003 года - 127,3 человека);

6) Верхотурский уезд - уровень регистрируемой безработицы достиг 4,25 процента (на 1 января 2003 года - 2,91 процента), коэффициент напряженности на рынке труда на 1 января 2004 года составил 172,3 граждан, незанятых трудовой деятельностью, на одну вакансию (на 1 января 2003 года - 16,2 человека).

В 2004 году на указанных территориях значительных положительных изменений в социально-трудовой сфере не прогнозируется.

В целях более эффективной реализации активной политики занятости населения на рынке труда на перечисленных территориях в 2004 году будет осуществляться:

расширение масштабов предувольнительных консультаций и опережающего профессионального обучения работников, находящихся под риском увольнения;

формирование банка вакансий с использованием информации о вакансиях области и Российской Федерации;

организация целевых ярмарок вакансий и учебных рабочих мест;

расширение информационно-справочной работы о возможностях переезда с трудоустройством населения на других территориях, вахтовой организации труда;

внедрение системы стимулирования развития предпринимательства, индивидуальной трудовой деятельности;

проведение бюджетного субсидирования проектов развития фермерских хозяйств и создание новых рабочих мест в сельской местности в сфере производства заготовок и первичной переработки сельскохозяйственной продукции;

содействие организации предпринимательской деятельности безработных по развитию и поддержке народных промыслов, предоставлению населению платных услуг, связанных с переработкой и обработкой древесины, по сбору и переработке дикорастущих трав, древесных смол, ягод и грибов, по производству сельхозпродукции и других видов продукции.

В соответствии с областной государственной целевой программой "Государственная поддержка малого предпринимательства в Свердловской области" на 2003-2005 годы", утвержденной Законом Свердловской области от 2 декабря 2002 года N 49-ОЗ предусматривается содействие развитию малого предпринимательства по направлениям:

участие предпринимателей депрессивных территорий в информационно-обучающих окружных семинарах по развитию малого предпринимательства, проводимых ежеквартально Министерством экономики и труда Свердловской области;

оказание методической и консультативной помощи предпринимателям через муниципальные фонды поддержки малого предпринимательства, проведение курсов для начинающих предпринимателей;

издание учебных информационных и справочных материалов для субъектов малого предпринимательства депрессивных территорий;

оказание финансовой поддержки по системе микрокредитования с предоставлением микрозаймов для открытия своего дела начинающими предпринимателями;

содействие в создании муниципальных фондов поддержки малого предпринимательства в депрессивных территориях;

проведение конкурсов бизнес-проектов предпринимателей и конкурса среди организаций оказывающих образовательные услуги по повышению квалификации руководителей и работников субъектов малого предпринимательства;

содействие предпринимателям в организации малых предприятий жилищно-коммунальной сферы;

привлечение малых предприятий к участию в выставочной деятельности с частичной компенсацией затрат на участие в выставках.

Мероприятия, направленные на сдерживание безработицы и социальную поддержку безработных на территориях с напряженной ситуацией на рынке труда, в 2004 году приведены в приложении N 4.

 

Раздел 6. Ресурсное обеспечение программы

 

Основными источниками финансирования мероприятий программы являются средства федерального бюджета.

Распределение средств федерального бюджета по целевым статьям, видам расходов и предметным статьям осуществляется в соответствии с утвержденными Министерством труда и социального развития Российской Федерации лимитами бюджетных обязательств.

Для наиболее полной реализации комплекса мероприятий занятости населения области в 2004-2005 годах и эффективного решения проблем на рынке труда требуется:

координация совместных усилий федеральных исполнительных органов государственной власти, исполнительных органов государственной власти Свердловской области, объединений работодателей и профсоюзов по привлечению финансовых ресурсов, выделяемых на меры, связанные с регулированием рынка труда и развитием занятости;

совершенствование методики выделения бюджетных средств на политику занятости исходя из потребностей и прогнозируемой численности соответствующих категорий населения или объемов оказываемых услуг.

 

Раздел 7. Развитие службы занятости населения

 

В Департаменте федеральной государственной службы занятости населения по Свердловской области в 2004-2005 годах продолжится повышение профессионального уровня федеральных государственных служащих Департамента и работников центров занятости населения Свердловской области. Предполагается, что в этот период повысят свою квалификацию 60 работников Департамента и 400 работников центров занятости.

Будет продолжена работа по контролю за исполнением требований к государственным служащим, установленных Федеральным законом от 31 июля 1995 года N 119-ФЗ "Об основах государственной службы Российской Федерации".

Информация об изменениях:

Федеральный закон от 31 июля 1995 г. N 119-ФЗ "Об основах государственной службы Российской Федерации" признан утратившим силу. См. Федеральный закон от 27 мая 2003 г. N 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации"

В 2004-2005 годах планируется формирование кадрового резерва руководящего состава Департамента федеральной государственной службы занятости населения по Свердловской области и центров занятости населения Свердловской области.

 

Информационные технологии

 

В целях совершенствования автоматизации работы Департамента федеральной государственной службы занятости населения по Свердловской области и центров занятости населения в 2004-2005 годах намечается:

развитие Интернет-технологий;

приобретение программы электронно-цифровой подписи;

обучение широких слоев населения с использованием дистанционного образования посредством сети Интернет;

организация единой системы сбора и обработки информации;

приобретение и использование современных лицензионных программных продуктов:

электронного документооборота;

автоматизированных систем сбора и обработки данных;

1-С (бухгалтерия, склад, кадры);

программного продукта "Web-портал службы занятости населения";

операционных систем;

офисных пакетов;

модернизация локальных вычислительных сетей и средств связи;

приобретение и эксплуатация информационно-телекоммуникационных систем специального назначения, обладающих средствами защиты информации.

 

Раздел 8. Эффективность реализации программы

 

Реализация мероприятий программы в 2004-2005 годах позволит:

продолжить формирование условий для расширения занятости населения и обеспечения рабочей силой предприятий через повышение качества и конкурентоспособности рабочей силы, развитие систем обучения кадров, а также посредством развития предпринимательской деятельности;

создать условия для эффективного регулирования ситуации на рынке труда;

совершенствовать использование имеющегося потенциала вакантных рабочих мест;

сократить время поиска гражданами подходящей работы и смягчить последствия долговременной безработицы;

обеспечить эффективную целевую поддержку лиц, потерявших работу.

Программой предусмотрено:

обеспечить временное трудоустройство на общественные работы 25,7 тыс. человек, в том числе в 2004 году - 12,8 тыс. человек;

организовать временное трудоустройство 50,0 тыс. несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет, в том числе в 2004 году - 25,0 тыс. человек;

обеспечить трудоустройство на квотируемые рабочие места - 3,2 тыс. человек, в 2004 году - 1,6 тыс. человек;

провести профориентационную работу с 190,0 тыс. человек, в 2004 году - 95,0 тыс. человек;

поддержать предпринимательскую инициативу 520 безработных граждан, в 2004 году - 260 человек;

организовать обучение безработных навыкам активного поиска работы - 30,0 тыс. человек, в 2004 году - 15,0 тыс, человек;

организовать ярмарки вакансий и учебных мест - 866, в 2004 году - 433;

организовать профессиональную подготовку, повышение квалификации и переподготовку безработных граждан с целью последующего их трудоустройства (в 2004-2005 годах - 22,8 тыс. человек, в том числе в 2004 году - 11,4 тыс. человек);

уровень общей безработицы в 2004-2005 годах составит 8,6 процента;

уровень регистрируемой безработицы составит в 2004-2005 годах - 1,6 процента.

 

Приложение N 1

к программе

 

Выполнение мероприятий Комплексной программы содействия занятости
населения Свердловской области на 2001-2003 годы

 

N п/п Содержание мероприятия 2001 год 2002 год 2003 год 2001-2003 годы
план
(человек)
факт
(человек)
план
(человек)
факт
(человек)
план
(человек)
факт
(человек)
план
(человек)
факт
(человек)
процентов
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
Трудоустройство граждан
1. Обратилось в службу занятости по вопросу
трудоустройства

170000

227860

194397

219904

209693

223040

574090

670804

116,8
2. Трудоустроено обратившихся в службу занятости -
всего

115000

166998

140200

155346

154398

162223

409598

484567

118,3
3. Трудоустроено на квотируемые рабочие места 8051 9704 8100 9665 8150 3504 24301 22873 94,1
4. Профессиональное обучение 11800 12674 11800 12567 12610 14062 36210 39303 108,5
5. Профессиональная ориентация 88700 117815 76550 120060 76550 127051 241800 364926 150,9
Мероприятия по содействию трудоустройству населения
6. Участвовали в общественных работах 14046 17123 2014 15122 3311 17656 19371 49901 257,6
7. Обеспечена временная занятость несовершеннолет-
них граждан в возрасте от 14 до 18 лет

34710

55360

12854

32399

9752

35822

57316

123581

215,6
8. Обеспечена временная занятость безработных граж-
дан, особо нуждающихся в социальной защите
(с 2002 года)


-


-


1221


1982


1672


1996


2893


3978


137,5
9. Содействие самозанятости и предпринимательской
инициативе

704

826

48

334

47

439

799

1599

200,1
10. Обучено навыкам активного поиска работы 13845 15986 80 15928 1465 17576 15390 49490 321,6
11. Организация ярмарок вакансий и учебных рабочих
мест, единиц

707

850

251

464

273

545

1231

1859

151,0
Регулирование миграционных процессов
12. Трудоустроено по организованному набору 700 1403 700 1518 911 1602 2311 4523 195,7
13. Переселено на постоянное место жительство на
село, семей

75

85

75

78

75

77

225

240

106,7
Социальная поддержка безработных граждан
14. Назначено пособие по безработице (среднегодовая
величина)

46000

30220

34923

36557

42000

33758

40970

33512

81,8
15. Оформлено на досрочную пенсию 832 800 586 498 642 690 2060 1988 96,5

 

Приложение N 2

к программе

 

Спрос и предложение рабочей силы на рынке труда Свердловской области

 

(человек)

Перечень характеристик 2003
год
(факт)
Прогноз
2004
год
2005
год
1 2 3 4
Спрос на рабочую силу
Всего 460592 459095 466600
в том числе:
на начало прогнозируемого периода на
имеющиеся вакансии


37592


30795


33000
потребность в работниках на новых рабочих
местах, предусмотренных к вводу в прогнозируе-
мом периоде


13000


13300


13600
потребность в работниках на замену выбыва-
ющих по собственному желанию и другим причинам,
не связанным с сокращением численности
персонала



410000



415000



420000
Предложение рабочей силы
Всего 676500 698242 703200
в том числе:
численность безработных на начало года,

183750

197042

197000
из них зарегистрированных в службе
занятости

38130

38877

39000
численность высвобожденных работников в
течение года

18500

19000

19500
численность работников, уволившихся по
собственному желанию

310000

311000

312000
численность выпускников общеобразователь-
ных и профессиональных школ и профессиональных
учебных заведений всех уровней, а также лиц,
прекративших обучение до окончания учебного
заведения




48000




54000




56800
численность граждан, уволенных из Воору-
женных Сил Российской Федерации

13200

13400

13600
численность граждан, освободившихся из
мест лишения свободы

6100

6300

6400
механический приток населения в
трудоспособном возрасте

5650

5500

5400
численность граждан, не имеющих работы по
другим причинам

91300

92000

92500
Соотношение спроса и предложения
Неудовлетворенный спрос на рабочую силу:
количество вакансий (на конец года)

30795

33000

35000
общая численность безработных 197042 197000 197000
численность официально зарегистрированных
безработных

38877

39000

39000
Численность занятых в экономике (без внешних
совместителей)

1634400

1640000

1645000
Численность экономически активного населения 2361000 2394000 2394000
Уровень общей безработицы, в процентах к
экономически активному населению

8,6

8,6

8,6
Уровень регистрируемой безработицы, в процентах
к экономически активному населению

1,65

1,6

1,6

 

Приложение N 3

к программе

 

Система мероприятий Комплексной программы содействия занятости населения
Свердловской области на 2004-2005 годы

 

N п/п Наименование мероприятия Срок
ис-
пол-
нения
Исполнитель Стоимость (млн.рублей в ценах соответствуюующего
года)
Ожидаемые
результаты*
2004-
2005
годы
2004 год 2005 год
феде-
раль-
ный
бюд-
жет*
об-
ласт-
ной
бюд-
жет
мест-
ный
бюд-
жет
сред-
ства
рабо-
тода-
телей
феде-
раль-
ный
бюд-
жет*
об-
ласт-
ной
бюд-
жет
мест-
ный
бюд-
жет
сред-
ства
рабо-
тода-
телей
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14
1. Участие в подготовке проектов поста-
новлений Правительства Свердловской
области:
"О Комплексной программе содейст-
вия занятости населения Свердловской
области на 2004-2005 годы",
"Об утверждении плана мероприятий
по реализации Соглашения между Прави-
тельством Свердловской области, Феде-
рацией профсоюзов Свердловской области
и Свердловским областным Союзом про-
мышленников и предпринимателей".
Участие в подготовке проектов поста-
новлений глав администраций муниципа-
льных образований в Свердловской об-
ласти по направлениям содействия
занятости населения
2004-
2005
годы
Департамент федеральной
государственной службы
занятости населения по
Свердловской области,
территориальные центры
занятости населения
                   
2. Профессиональное обучение безработных
граждан
2004-
2005
годы
Департамент федеральной
государственной службы
занятости населения по
Свердловской области,
территориальные центры
занятости населения,
Министерство общего и
профессионального
образования
Свердловской области
61,6 28,5     0,3 32,5     0,3 повышение ка-
чества рабочей
силы на рынке
труда области
на основе про-
фессионального
обучения еже-
годно по 11425
человек
3. Профессиональная ориентация населения
и психологическая поддержка безработ-
ных граждан
    2,4 1,1       1,3       обеспечение
участия в прог-
раммах профес-
сиональной ори-
ентации - еже-
годно 95000
человек
4. Трудоустройство на квотируемые места
инвалидов
2004-
2005
годы
Департамент федеральной
государственной службы
занятости населения по
Свердловской области,
территориальные центры
занятости населения,
администрации муници-
пальных образований в
Свердловской области,
Министерство экономики
и труда Свердловской
области
                  обеспечение га-
рантированного
трудоустройства
инвалидов -
ежегодно 1586
человек
5. Организация обучения безработных
граждан навыкам активного поиска
работы
2004-
2005
годы
Департамент федеральной
государственной службы
занятости населения по
Свердловской области,
территориальные центры
занятости населения
0,345 0,161       0,184       обеспечение
адаптации без-
работных граж-
дан к ситуации
на рынке труда
- ежегодно по
15042 человека
6. Организация временного трудоустройства
безработных граждан, особо нуждающихся
в социальной защите
2004-
2005
годы
Департамент федеральной
государственной службы
занятости населения по
Свердловской области,
территориальные центры
занятости населения,
Министерство экономики
и труда Свердловской
области
15,9 4,3   0,3 2,9 4,9   0,3 3,2 временное тру-
доустройство
граждан, особо
нуждающихся в
социальной за-
щите,- ежегодно
по 1355 человек
7. Оказание содействия в организации
собственного дела
2004-
2005
годы
Департамент федеральной
государственной службы
занятости населения по
Свердловской области,
территориальные центры
занятости населения,
Министерство экономики
и труда Свердловской
области,
Комитет по развитию
малого предприниматель-
ства Свердловской
области
0,825 0,292   0,1   0,333   0,1   создание усло-
вий для расши-
рения возмож-
ностей занятос-
ти граждан в
сфере предпри-
нимательской
деятельности -
ежегодно по
260 человек
8. Организация общественных работ 2004-
2005
годы
Департамент федеральной
государственной службы
занятости населения по
Свердловской области,
территориальные центры
занятости населения,
Министерство промышлен-
ности, энергетики и
науки Свердловской
области,
Министерство сельского
хозяйства и продовольс-
твия Свердловской
области,
администрации муници-
пальных образований в
Свердловской области
35,1 6,9   3,0 6,6 7,8   3,4 7,4 организация
общественных
работ для
временной
занятости -
ежегодно по
12850 человек
9. Организация временного трудоустройства
несовершеннолетних граждан в возрасте
от 14 до 18 лет
2004-
2005
годы
Департамент федеральной
государственной службы
занятости населения по
Свердловской области,
территориальные центры
занятости населения,
Департамент по делам
молодежи Свердловской
области,
администрации муници-
пальных образований в
Свердловской области,
Министерство экономики
и труда Свердловской
области
49,9 8,3   7,1 8,0 9,5   8,0 9,0 приобщение к
труду несовер-
шеннолетних
граждан и
получение ими
профессиональ-
ных навыков -
ежегодно по
25000 человек
10. Организация временного трудоустройства
безработных граждан в возрасте 18-20
лет из числа выпускников учреждений
начального и среднего профессионально-
го образования, ищущих работу впервые
2004-
2005
годы
Департамент федеральной
государственной службы
занятости населения по
Свердловской области,
территориальные центры
занятости населения
4,3
(про-
ект)
4,3
(про-
ект)
      4,3
(про-
ект)
      организация
временного
трудоустройст-
ва - ежегодно
по 700 человек
11. Формирование и сопровождение федераль-
ного банка вакансий:
информирование и содействие пред-
приятиям и организациям области в раз-
мещении информации о вакансиях в "Об-
щероссийском банке данных вакансий";
содействие гражданам в трудоуст-
ройстве в другой местности, в том
числе на сезонные и временные работы;
работа по выдаче заключений о
целесообразности привлечения и исполь-
зования иностранной рабочей силы
2004-
2005
годы
Департамент федеральной
государственной службы
занятости населения по
Свердловской области,
территориальные центры
занятости населения,
Управление по делам
миграции Главного упра-
вления внутренних дел
Свердловской области,
Министерство экономики
и труда Свердловской
области,
Министерство строитель-
ства и жилищно-комму-
нального хозяйства
Свердловской области,
Министерство здравоох-
ранения Свердловской
области,
Министерство социальной
защиты населения
Свердловской области
                   
12. Трудоустройство по организованному
набору
2004-
2005
годы
Департамент федеральной
государственной службы
занятости населения по
Свердловской области,
территориальные центры
занятости населения,
Управление по делам
миграции Главного упра-
вления внутренних дел
Свердловской области,
Министерство экономики
и труда Свердловской
области,
Министерство строитель-
ства и жилищно-комму-
нального хозяйства
Свердловской области,
Министерство здравоох-
ранения Свердловской
области,
Министерство социальной
защиты населения
Свердловской области
                  трудоустроить
по организован-
ному набору на
территории и за
пределами
области -
ежегодно по
1020 человек
13. Переселение на постоянное место
жительство на село семей
2004-
2005
годы
Департамент федеральной
государственной службы
занятости населения по
Свердловской области,
территориальные центры
занятости населения,
Управление по делам
миграции Главного упра-
вления внутренних дел
Свердловской области,
Министерство экономики
и труда Свердловской
области,
Министерство строитель-
ства и жилищно-комму-
нального хозяйства
Свердловской области,
Министерство здравоох-
ранения Свердловской
области,
Министерство социальной
защиты населения
Свердловской области
0,28 0,14       0,14       переселить на
село 105 семей,
в том числе в
2004 году - 55
семей
14. Организация ярмарок вакансий и учебных
рабочих мест
2004-
2005
годы
Департамент федеральной
государственной службы
занятости населения по
Свердловской области,
территориальные центры
занятости населения
2,26 1,0   0,01 0,02 1,2   0,01 0,02 организация яр-
марок вакансий
и учебных рабо-
чих мест для
непосредствен-
ной встречи ра-
ботодателей с
безработными и
и ищущими рабо-
ту гражданами -
ежегодно по 433
единицы
15. Информирование населения и работодате-
лей о положении на рынке труда
2004-
2005
годы
Департамент федеральной
государственной службы
занятости населения по
Свердловской области,
территориальные центры
занятости населения
0,817 0,298   0,03 0,06 0,339   0,03 0,06 информирование
населения,
работодателей
о потребностях
рынка труда,
возможностях
профессиональ-
ного обучения,
профориентации,
сокращение пои-
ска работы гра-
жданами и комп-
лектования ра-
бочих мест
16. Развитие, совершенствование и
сопровождение прикладного программного
обеспечения
2004-
2005
годы
Департамент федеральной
государственной службы
занятости населения по
Свердловской области,
территориальные центры
занятости населения
29,5 13,9       15,6       повышение эффе-
ктивности дея-
тельности орга-
нов службы за-
нятости населе-
ния, повышение
качества управ-
ленческих про-
цессов, обеспе-
чение безопас-
ности использо-
вания информа-
ции организация
доступа к инфо-
рмации через
Интернет-
порталы
17. Обеспечение эксплуатации технических
средств автоматизированных систем
управления
2004-
2005
годы
Департамент федеральной
государственной службы
занятости населения по
Свердловской области,
территориальные центры
занятости населения
                   
18. Социальная поддержка безработных
граждан:

пособия по безработице -
(в среднегодовом исчислении);

досрочные пенсии
(в среднегодовом исчислении);



материальная помощь;




стипендии
2004-
2005
годы
Департамент федеральной
государственной службы
занятости населения по
Свердловской области,
территориальные центры
занятости населения
1073,6


977,8


37,4




1,3




57,1
502,7


459,5


15,9




0,6




26,7
      570,9


518,3


21,5




0,7




30,4
     
назначить посо-
бия по безрабо-
тице - ежегодно
по 34,7 тыс.
человек
оформить досро-
чную пенсию -
ежегодно по 0,8
тыс.человек

оказать мате-
риальную помощь
- ежегодно 2,7
тыс.человек

назначить сти-
пендии 11,4
тыс.человек

* объемы финансирования будут корректироваться Министерством труда и социального развития Российской Федерации в течение года

 

Приложение N 4

к программе

 

Мероприятия, направленные на сдерживание безработицы и социальную
поддержку безработных граждан на территориях с напряженной ситуацией на
рынке труда в 2004 году

 

(человек)

N п/п Мероприятие Муниципальные образования
Гаринский
район
Ачитский
район
Ирбитский
район
Таборинский
район
Байкаловский
район
Верхотурский
уезд
1. Оказание профориентационных услуг и
психологической поддержки
58 220 700 300 442 570
2. Обучение навыкам активного поиска работы 35 110 90 10 84 95
3. Профессиональное обучение безработных граждан 11 75 80 12 55 54
4. Участие в общественных работах 80 250 150 70 147 106
5. Оказание содействия самозанятости населения 1 3 4 2 1 2
6. Организация временного трудоустройства несо-
вершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18
лет


50


200


150


55


270


120
7. Организация временного трудоустройства безра-
ботных граждан, особо нуждающихся в
социальной защите


10


15


15


8


11


14
8. Социальная поддержка безработных граждан
(пособия по безработице, досрочные пенсии,
материальная помощь)


503


815


1755


532


516


718

 

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.


Постановление Правительства Свердловской области от 1 июня 2004 г. N 421-ПП "О Комплексной программе содействия занятости населения Свердловской области на 2004-2005 годы"


Текст постановления без приложения опубликован в "Областной газете" от 5 июня 2004 г. N 139-140 стр. 4, в "Собрании законодательства Свердловской области" 2004 г., N 6-1 ст. 798


Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника