Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел IV. Механизм реализации стратегического плана
За последние пять лет в законодательной базе государства произошли значительные изменения, сменились приоритеты развития России, которые конкретизированы в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года.
В силу целостной, сбалансированной совокупности стратегических направлений, программ и проектов Стратегический план Екатеринбурга органично вписался в государственную систему планирования и развития, став основой для реализации на территории города приоритетных национальных проектов, Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, отраслевых стратегий Правительства Российской Федерации, Уральского федерального округа, а также Стратегии социально-экономического развития Свердловской области на период до 2020 года, показав свою эффективность и работоспособность.
Механизм реализации Стратегического плана является одним из важнейших элементов стратегического управления, так как без него цели, задачи и направления деятельности, как бы хорошо и правильно они не были поставлены в стратегии, так и останутся просто бумагой, "мертвым капиталом". Стратегический план кардинально отличается от директивных планов советского периода своей многокомпонентностью, проработанностью и рекомендательным характером. Стратегия определяет лишь основные ориентиры развития и общие пути их достижения. Основная задача Стратегического плана и непосредственных его разработчиков - донести идею и содержание плана до всех участников социально-экономического развития территории города (как внутренних, так и внешних), и механизмы стратегического управления должны реализовываться на пересечении интересов различных общественных групп (*Рисунок 1).
Для соответствия процесса планирования этим принципам в 2002 году был создан Программный совет как общественный коллегиальный орган, объединяющий представителей деловых кругов, общественности, науки и Администрации города Екатеринбурга, областных и федеральных властей.
Представители науки осуществляют научное руководство разработкой стратегических направлений и программ, создают для них фундаментальную научную базу, разрабатывают наиболее общие вопросы Стратегического плана. Они определяют теоретические и методологические аспекты экономических, социальных, культурных, экологических и прочих проблем, прогнозируют развитие ситуации, определяют проблемные зоны, "точки роста", направления работы.
Однако без участия широких кругов общественности и бизнеса такой план может так и остаться фундаментальным научным трудом. Поэтому контроль увязки Стратегического плана с реальностью - основная функция Экспертных советов "Общественность", "Бизнес" и "Администрация". Таким образом, в стратегии Екатеринбурга сочетаются социальные запросы населения, коммерческие интересы деловых кругов, научная обоснованность и опора на реально имеющиеся на территории ресурсы.
Разработка стратегического плана сама же и является первым этапом его реализации, когда ради общих целей повышения качества жизни населения и развития конкурентоспособности города воедино сводятся разнонаправленные интересы. В этом процессе Экспертный совет "Администрация" и Администрация города Екатеринбурга в целом должны играть центральную, хотя и не определяющую роль. В первую очередь это организационно-техническое сопровождение работы Программного Совета как органа, решающего общие вопросы реализации и корректировки Стратегического плана. Кроме того, Администрация города Екатеринбурга осуществляет общее руководство и контроль за реализацией плана.
Основу реализации Стратегического плана составляют стратегические проекты. Если Стратегический план дает научное обоснование направлений деятельности, то именно система стратегических проектов и призвана реализовывать их на практике. Каждый проект представляет собой совокупность мероприятий, направленных на решение какого-то частного или локального вопроса. Именно поэтому ответственность за разработку, своевременную корректировку, подведение ежегодных итогов реализации проекта, информирование населения о ходе его реализации возлагается на определенный функциональный или отраслевой орган Администрации города Екатеринбурга. Достаточно дробное деление проектов позволяет повысить их управляемость и в целом реализуемость стратегии. Для этих же целей выработаны единые методические подходы к разработке стратегических проектов.
Проектные мероприятия условно можно разделить по направленности на коммерческие и социальные. Коммерческие проекты - это те, которые способны приносить коммерческую выгоду, реализуются частным бизнесом с организационным или финансовым участием Администрации. Право на реализацию наиболее значимых для города проектов бизнес получает на конкурсной основе. Социальные проекты реализуются за счет бюджетных средств. Но это не общее правило. Максимально используется принцип привлечения внебюджетных средств: грантов, инвестиций, добровольных взносов и прочее, а также рассмотрения возможностей сочетания коммерческой выгоды с социальным эффектом (самоокупаемость). В любом случае поиск ответственных исполнителей проектов, инвесторов, грантодателей и экспертов требует привлечения инструментов территориального маркетинга и активной работы по связям с общественностью.
Кроме того, среди проектов выделяются так называемые поведенческие и поселенческие. Такое деление также в некоторой степени условно, поскольку отдельные проекты могут иметь направленность и поселенческого, и поведенческого характера.
Под поселенческими проектами понимаются те, что направлены на изменение физической среды города, то есть на создание, реконструкцию или улучшение тех или иных объектов, которые будут позитивно влиять на социально-экономическое развитие города. Результатом реализации таких проектов являются жилье, объекты инженерно-технической, транспортной, социальной и деловой инфраструктуры, производственные помещения, новые учреждения, организации - то, что реально видимо и осязаемо.
Поведенческие проекты предполагают воздействие на сознание жителей города в целях привития или изменения тех или иных жизненных ценностей и установок. Такие проекты направлены, например, на пропаганду здорового образа жизни или распространение основ экологической культуры. Результаты поведенческих проектов физически не ощущаются, однако они призваны улучшать наше общество, создавая мощное конкурентное преимущество - комфортную социально-культурную среду, благоприятную для жизни и ведения бизнеса.
Выделение наряду с поселенческими поведенческих проектов вызвано необходимостью комплексного решения социальных задач, формирования устремленности населения к позитивным изменениям.
Процессуально механизм стратегического управления условно делится на четыре составные части: аналитическую, плановую, реализационную и контрольную. Опыт показал, что работа в этой сфере носит перманентный и цикличный характер. При этом, как уже отмечалось, процессы разработки и реализации стратегии практически неразделимы, они дополняют и продолжают друг друга.
Подобно тому как разработка (актуализация) Стратегического плана начинается с анализа имеющихся тенденций, так и его реализация с первых же шагов сопровождается аналитической работой. Мониторинг Стратегического плана базируется на наиболее общих показателях, необходимых для Стратегического плана Екатеринбурга, - перечне основных показателей для каждого направления, представляющих собой прогнозные параметры до 2020 года, и целевой ориентир до 2025 года с разбивкой на пятилетия. Прогнозные показатели даются в двух вариантах: для случая инерционного развития событий (экстраполяция трендов) и желаемое значение показателя в случае реализации плана. Сравнение достигнутых результатов в отчетные периоды с прогнозами на пятилетки позволяет оценить правильность выбранных в Стратегическом плане направлений деятельности и способов достижения целевых ориентиров (*Рисунок 2).
Рисунок 1
Схема организации
процесса стратегического управления в муниципальном образовании "город Екатеринбург"
Оценка изменений социально-экономических показателей проводится также в среднесрочной и краткосрочной перспективах. Для этого ежегодно устанавливаются контрольные параметры как непосредственно показателей Стратегического плана и стратегических проектов, так и более детализированных показателей текущей деятельности, которые оказывают существенное влияние на первые. Их набор базируется на перечне основных показателей Стратегического плана, однако может несколько отличаться от прогнозных параметров стратегии в случае действия корректирующих обстоятельств. Таким образом, на этом уровне мониторинга отслеживается эффективность конкретных мероприятий, проектов и программ Стратегического плана. Анализ реализации Стратегического плана оформляется в виде годовых итогов социально-экономического развития города и квартального мониторинга социально-экономического развития Екатеринбурга. Итоги разрабатываются Комитетом стратегического планирования на основе отчетов органов Администрации города Екатеринбурга, которые являются ответственными за реализацию стратегических проектов, и данных государственной статистической и ведомственной отчетности.
Важным элементом мониторинга реализации Стратегического плана является отслеживание состояния общественного мнения по этому вопросу. Социологические исследования, телефонные "горячие линии", интернет-форумы и другие формы обратной связи с населением являются источником получения информации, дающей участникам стратегического планирования сведения о том, насколько чувствительные изменения происходят в жизни города, какой характер (позитивный или негативный) они носят, а также о том, в каком направл
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.