Губернаторская программа
гарантий бесплатной медицинской помощи беременным, роженицам и новорожденным "Мать и дитя"
(утв. Губернатором Свердловской области 18 апреля 2000 г.)
I. Паспорт программы
Наименование Губернаторская программа гарантий
программы: бесплатной медицинской помощи беременным,
роженицам и новорожденным "Мать и дитя"
в медицинских учреждениях Свердловской
области
Основание для
разработки: 1. Постановление Государственной Думы от
22.10.99 г. N 4442-11ГД "О неотложных мерах по
улучшению здоровья женщин и детей в РФ";
2. Письмо МЗ РФ от 30.12.98 г. N 2510/11744-98-32
"О программе действий по совершенствованию
системы профилактических и лечебно-
диагностических мероприятий, направленных на
снижение смертности детей первого года жизни";
3. Федеральная целевая программа "Безопасное
материнство" на 2001-2002 гг.
4. Решение коллегии МЗ РФ от 15.12.98 г. (протокол
N 23) "О состоянии материнской смертности в
стране и реализации федеральной целевой
программы "Безопасное материнство".
5. Областной закон от 13.07.99 г. N 1217-пп "О
государственных гарантиях обеспечения
бесплатной медицинской помощью населения
Свердловской области".
6. Областной закон от 05.10.95 г. N 28-ОЗ "О
защите прав ребенка".
7. Региональный план действий в интересах
здоровья детей Свердловской области на 1998-
2000 гг.
По-видимому, в тексте источника допущена опечатка. Имеется в виду Областной закон от 15 июля 1999 года N 21-ОЗ "О государственных гарантиях обеспечения бесплатной медицинской помощью населения Свердловской области"
Законом Свердловской области от 27 декабря 2004 г. N 222-ОЗ Закон Свердловской области от 15 июля 1999 г. N 21-ОЗ "О государственных гарантиях обеспечения бесплатной медицинской помощью населения Свердловской области" признан утратившим силу с 1 января 2005 г.
Государственный Правительство Свердловской области
заказчик программы
Основные разработчики Территориальный фонд обязательного
программы медицинского страхования, Министерство
здравоохранения Свердловской области,
Уральская государственная медицинская
академия, Уральский
научно-исследовательский институт охраны
материнства и младенчества.
Цель и основные задачи Основная цель Программы - обеспечение
гарантированного объема и качества
бесплатной медицинской помощи женщинам в
период беременности, родов и новорожденным
на основе государственной поддержки службы
родовспоможения, снижение материнской и
перинатальной смертности.
Для достижения поставленной цели должны
быть решены следующие основные задачи:
1. Совершенствование организации медико-
профилактической помощи женщинам и
детям на этапах: женская консультация,
роддом; специализированный центр.
2. Обоснование объемов медицинской помощи
и реальной финансовой потребности
службы родовспоможения.
3. Разработка единых территориальных
отраслевых протоколов ведения
и стандартов фармакотерапии для
беременных, рожениц и новорожденных.
4. Создание модели лекарственного
обеспечения службы родовспоможения
(от аптеки до роддома).
5. Охрана репродуктивного здоровья
женщин, создание условий для рождения
здоровых и желанных детей, профилактика
детской инвалидности. Совершенствование
пренатальной диагностики.
6. Поэтапное реформирование службы
родовспоможения с развитием
перинатальных центров на территории
Свердловской области.
7. Анализ полученных результатов,
разработка, внедрение организационных
и управленческих решений.
Сроки реализации 2000-2003 гг.
Перечень основных
мероприятий 1. Обеспечение системы государственных мер
по поддержке материнства и детства.
2. Укрепление материально-технической базы
службы родовспоможения области,
совершенствование пренатальной
диагностики.
3. Разработка нормативно-методической базы
для создания перинатальных центров.
4. Улучшение системы подготовки и повышения
квалификации кадров, работающих в системе
охраны здоровья женщин и детей.
5. Программно-информационное обеспечение по
вопросам организации медицинской помощи
женщинам в период беременности, родов и
новорожденным.
Исполнители Министерство здравоохранения Свердловской
основных мероприятий области, Территориальный фонд обязательного
страхования, Уральская государственная
медицинская академия, Уральский научно-
исследовательский институт охраны
материнства и младенчества.
Органы исполнительной власти муниципальных
образований (по согласованию):
г. Краснотурьинск;
г. Нижний Тагил;
г. Ирбит;
г. Первоуральск;
г. Асбест;
г. Екатеринбург.
Объемы и источники Всего: 1245 млн.руб. (2001-2003 гг.) в т.ч.
финансирования областной бюджет - 567 млн.руб.
программы муниципальные бюджеты - 50 млн.руб.
ТФОМС - 628 млн.руб.
Ожидаемые 1. Улучшение организации и качества
конечные результаты медицинской помощи беременным, роженицам
и новорожденным.
2. Снижение уровня осложнений беременности и
репродуктивных потерь.
3. Обеспечение бесплатной доступной
квалифицированной медицинской помощи в
службе родовспоможения.
Система организации Правительство Свердловской области,
контроля за ТФОМС, Министерство здравоохранения
исполнением программы области, Органы исполнительной власти
муниципальных образований.
II. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения
Основы здоровья населения любого государства закладываются в наиболее ранние периоды жизни каждого нового поколения, поэтому охрана здоровья матери и ребенка занимает одно из первых мест в законодательствах и политике любого правительства.
Решение приоритетных задач по охране здоровья матери и ребенка в условиях недостаточного финансирования системы здравоохранения наиболее оптимально в рамках целевой программы. Это позволяет сосредоточить, проконтролировать использование материальных и финансовых ресурсов, а также в наиболее короткий период времени получить ожидаемый результат.
На показатели работы службы охраны материнства и детства влияет взаимодействие экономических, экологических, культурных, социально-гигиенических и медико-организационных факторов. Число умерших в Свердловской области уже с 1995 года стало превышать число родившихся, остаются высокими младенческая и материнская смертность. Уровень рождаемости на 1/3 ниже необходимого и не обеспечивает простого воспроизводства населения.
Ухудшение репродуктивного здоровья женщин, рост заболеваемости среди беременных привели к сокращению числа нормальных родов. За последние годы в области увеличилось число самопроизвольных абортов, преждевременных родов, осложнений беременности, связанных с анемией, гестозом, заболеваниями мочеполовой системы. Отмечен рост материнской смертности.
Высокая общесоматическая заболеваемость беременных, осложнения течения беременности и родов отрицательно влияют на состояние здоровья новорожденных и детей раннего возраста.
Ухудшение состояния здоровья и неблагоприятные демографические показатели в нашей области в значительной степени связаны со снижением уровня жизни населения, ухудшением питания, неблагоприятными условиями труда и быта, дефицитом финансирования и сокращением возможностей для оздоровления женщин и детей. Из-за недостатка финансирования здравоохранения снизилась доступность бесплатной медицинской помощи и лекарственного обеспечения для детей и женщин. В нарушение статьи 41 Конституции РФ зачастую в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения необоснованно вводятся платные медицинские услуги.
Органы управления и финансирования системы здравоохранения Свердловской области, а также население обеспокоены наметившейся в последние годы тенденцией увеличения доли платных услуг в медицине. Эта проблема имеет материальную и морально-этическую сторону и наиболее остро проявляется в службе охраны материнства и детства. "Дорогим удовольствием" для супругов становится в наше время вынашивание желанной беременности и роды. Стоимость их в разделе платных медицинских услуг составляет по различным медицинским учреждениям области от 250 до 3500 рублей.
Все это диктует необходимость государственной поддержки мероприятий по охране материнства и детства в целях обеспечения бесплатной, доступной медицинской помощи гарантированного объема и качества беременным, роженицам и новорожденным детям Свердловской области.
Одним из наиболее эффективных путей улучшения работы службы охраны материнства и детства, оптимизации здоровья женщин и их потомства является использование новых организационных технологий. Такой современной формой является поэтапная система создания перинатальных центров. В условиях перинатального центра появляется возможность максимально улучшить преемственность медицинской помощи женщине и ребенку, предупредить или уменьшить развитие тяжелых перинатальных осложнений.
Среди стратегических направлений по совершенствованию помощи женщинам и детям следует выделить профилактический блок, т.е. управление здоровьем путем усиления всех звеньев профилактической работы службы родовспоможения. Одной из наиболее распространенных и эффективных превентивных технологий в системе охраны здоровья матери и ребенка является научно обоснованный алгоритм обследования и наблюдения беременных в условиях женской консультации. Это позволяет уменьшить перинатальную смертность на 4-5%; преждевременные роды - в 1,5 раза.
Использование новых организационных технологий в охране здоровья матери и ребенка включает еще один важный аспект - разработку и внедрение технологических стандартов по родовспоможению и оказанию неонатальной помощи. Разработка стандартов ведения беременных, рожениц, новорожденных, создание современных унифицированных подходов к фармакотерапии позволит рационально использовать финансовые средства и проводить экспертную оценку качества медицинской помощи на всех этапах: женская консультация, роддом, специализированный центр.
Дефицит финансовых средств в службе родовспоможения, сложившаяся неблагоприятная демографическая ситуация, высокие показатели материнской и младенческой смертности обусловили актуальность, особую значимость проблем охраны материнства и детства, а также необходимость разработки целевой программы, направленной на улучшение показателей работы данной службы.
Губернаторская программа гарантий бесплатной медицинской помощи беременным, роженицам и новорожденным "Мать и дитя" является основанием для принятия безотлагательных системных решений по государственной поддержке системы оказания медицинской помощи женщинам и новорожденным Свердловской области. Программа была подписана губернатором Свердловской области Э.Э. Росселем 18.04.2000 г. и внедряется во всех учреждениях службы родовспоможения с 01.06.2000 г.
III. Основные цели и задачи программы
Основная цель Программы - обеспечение гарантированного объема и качества бесплатной медицинской помощи женщинам в период беременности, родов и новорожденным на основе государственной поддержки службы родовспоможения.
Для достижения поставленной цели должны быть решены следующие основные задачи:
1. Совершенствование организации медико-профилактической помощи женщинам и детям на этапах: женская консультация, роддом, специализированный центр.
2. Обоснование объемов медицинской помощи и реальной финансовой потребности службы родовспоможения.
3. Разработка единых территориальных отраслевых протоколов ведения и стандартов фармакотерапии для беременных, рожениц и новорожденных.
4. Создание модели лекарственного обеспечения службы родовспоможения (от аптеки до роддома).
5. Охрана репродуктивного здоровья женщин, создание условий для рождения здоровых и желанных детей.
6. Поэтапное реформирование службы родовспоможения с развитием перинатальных центров на территории Свердловской области.
7. Анализ полученных результатов, разработка, внедрение организационных и управленческих решений.
IV. Сроки и этапы реализации Программы: 2000-2003 гг.
Первый этап - организация и проведение эксперимента в отдельных территориях Свердловской области (апрель-июнь 2000 г.):
1. Определение модельных территорий III, IV, V уровня оказания медицинской помощи.
2. Разработка и внедрение системы экспертной оценки качества оказания медицинской помощи в женской консультации, роддоме, неонатальном отделении.
3. Создание единых территориальных отраслевых протоколов ведения беременных, рожениц и новорожденных.
4. Определение фактической финансовой потребности службы родовспоможения.
5. Разработка формуляра лекарственного обеспечения службы родовспоможения.
6. Проведение обучающих семинаров для медицинских работников.
7. Организация ежемесячного контроля объема, качества медицинской помощи, доли платных услуг, результатов эксперимента.
Второй этап - внедрение программы "Мать и дитя" в медицинских учреждениях на территории Свердловской области (июль-октябрь 2000 г.):
1. Анализ готовности подразделений службы родовспоможения к внедрения программы.
2. Заключение 4-х сторонних договоров: с медицинскими учреждениями, администрациями муниципальных образований, Министерством здравоохранения области, Территориальным фондом обязательного медицинского страхования о реализации программы.
3. Открытие субсчетов в каждом медицинском учреждении для работы по программе.
4. Проведение вневедомственного контроля объемов и качества оказания медицинской помощи в рамках программы, контроля за долей платных услуг (очная экспертиза).
Третий этап - совершенствование организации службы родовспоможения, принятие организационных и управленческих решений (2001 г.-2003 г.):
2. Поэтапное реформирование родильных домов в перинатальные центры с целью обеспечения доступности квалифицированной и специализированной помощи женщинам и детям независимо от социального статуса, материального положения и места жительства на основе эффективного использования ресурсов: Екатеринбург, Нижний Тагил, Каменск-Уральский, Первоуральск, Краснотурьинск, Асбест.
3. Разработка и внедрение стандарта оказания неотложной помощи беременных женщинам на догоспитальном этапе.
4. Разработка алгоритмов ведения беременным в женской консультации и специализированном центре:
- выделение "групп риска" среди беременных;
- оптимизация методов диагностики и лечения выделенных потоков женщин;
- разработка и внедрение мониторинга беременных женщин в однодневном диагностическом стационаре;
- совершенствование мер по охране репродуктивного здоровья, использование методов контрацепции (ВМС) для женщин Свердловской области.
5. Разработка алгоритмов оказания неотложной помощи новорожденным.
V. Ресурсное обеспечение программы
Программа реализуется за счет средств областного и муниципального бюджетов, средств ФФОМС, ТФОМС.
Объемы финансирования мероприятий составят за 2001-2003 гг. - 1245 млн.руб. рублей, в том числе за счет областного бюджета - 567 млн.руб., муниципального бюджета - 50 млн.руб., средств ТФОМС - 628 млн.руб.
VI. Ожидаемые конечные результаты реализации Программы
1. Улучшение организации и качества медицинской помощи беременным, роженицам и новорожденным.
2. Снижение уровня осложнений беременности и репродуктивных потерь.
3. Обеспечение бесплатной доступной квалифицированной медицинской помощи в сфере родовспоможения.
Губернатор
Свердловской области
Э.Э. Россель
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Губернаторская программа гарантий бесплатной медицинской помощи беременным, роженицам и новорожденным "Мать и дитя" (утв. Губернатором Свердловской области)
Текст программы официально опубликован не был