Вопросы охраны и укрепления здоровья населения, обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия, создания безопасных условий и качества окружающей среды, в которых живет настоящее и будет жить будущее поколение свердловчан, являются приоритетными при реализации Концепции "Сбережение населения Свердловской области на период до 2015 года", одобренной постановлением Правительства Свердловской области от 06.06.2001 г. N 393-ПП ("Областная газета" от 13.06.2001 г. N 114).
Деятельность по реализации этих приоритетов направлена на снижение влияния вредных факторов окружающей среды на здоровье населения с учетом социальных и экономических особенностей различных муниципальных образований, а также на развитие единой областной системы управления в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Динамика социально-экономического развития Свердловской области, действия, предпринимаемые на протяжении последних лет для предотвращения и сокращения влияния на здоровье населения санитарно-гигиенических факторов, позволили стабилизировать тенденцию улучшения медико-демографической ситуации. Растет рождаемость (в 2003 году достигнут самый высокий уровень рождаемости, начиная с 1992 года), стабилизировалась естественная убыль населения, снижается число случаев смерти от заболеваний системы кровообращения, болезней органов дыхания, инфекционных и паразитарных заболеваний, сокращается число самоубийств и убийств, стабильно сокращается материнская смертность. Наметилась тенденция сокращения заболеваемости у новорожденных и детей первого года жизни, снижается уровень инфекционных заболеваний, сокращается уровень заболеваемости с временной утратой трудоспособности. Последние пять лет улучшается качество питьевой воды, уменьшается уровень загрязнения атмосферного воздуха, стабилизировалась тенденция сокращения количества неудовлетворительных проб продуктов питания, не превышает допустимых значений и постоянно снижается коллективная эффективная доза облучения населения.
Вместе с тем положительные эффекты в состоянии здоровья населения носят пока локальный характер и не являются необратимыми. Требуют дальнейшего системного решения проблемы охраны здоровья населения, его санитарно-эпидемиологического благополучия и экологической безопасности. Эти проблемы не стали приоритетными для органов местного самоуправления многих муниципальных образований и большинства предприятий промышленности, энергетики и жилищно-коммунального хозяйства, деятельность которых оказывает негативное воздействие на здоровье населения. Несмотря на ежегодное увеличение числа реализуемых программ по приоритетным направлениям улучшения санитарно-эпидемиологической обстановки, не достигнуты требуемые результаты по профилактике онкологической заболеваемости, обеспечению здорового питания населения и профилактике микроэлементозов, профилактике травматизма и острых отравлений, профилактике заболеваемости трудоспособного населения, улучшению качества питьевой воды, атмосферного воздуха, продуктов питания, снижению биологической нагрузки, радиационной и, особенно, шумовой нагрузки, благоустройству территорий и снижению нагрузки, связанной с почвенно-пылевым загрязнением. Не достигнуты результаты по основным показателям (уровень смертности и продолжительность жизни), характеризующим состояние физического, духовного и социального благополучия населения. Мероприятия по формированию у населения мотивации к здоровому образу жизни, ответственности за собственное здоровье, профилактике пьянства, наркомании, курения не дают желаемых результатов.
Приоритетное место среди социально-экономических факторов риска для здоровья населения занимают факторы, характеризующие уровень социального благополучия территорий. Эти факторы оказывают выраженное неблагоприятное влияние на состояние здоровья 826 тыс. человек. В условиях низкого уровня обеспеченности медицинской помощью проживает около 1,4 млн. человек. Факторы, характеризующие экономическое развитие территории, по приоритетности влияния на здоровье населения находятся на втором месте. Влиянию этих факторов подвержено около 932 тыс. человек. Третье место среди факторов социально-экономического развития занимают факторы, определяющие промышленное развитие территории. Более 1 млн. человек подвержено влиянию факторов промышленного развития. Факторы, характеризующие уровень социальной напряженности на территории, занимают четвертое место. Этим факторам неблагоприятного влияния на здоровье подвержено более 1,2 млн. человек.
По-прежнему первое место среди приоритетных санитарно-гигиенических факторов формирования здоровья населения занимает комплексная химическая нагрузка, которой было подвержено в 2003 году около 3 млн. человек. Негативное влияние на здоровье оказывает химическое загрязнение питьевой воды (воздействию подвержено более 2,4 млн. человек), атмосферного воздуха (подвержено около 3,2 млн. человек), почвы (около 3 млн. человек) и продуктов питания (более 1,5 млн. человек). Второе место по степени влияния на здоровье населения занимают факторы риска, связанные с биологической нагрузкой (воздействию подвержено около 2,7 млн. человек). Эта нагрузка формируется за счет некачественной питьевой воды (более 800 тыс. человек потребляют потенциально опасную в эпидемиологическом отношении питьевую воду), продуктов питания (ухудшилось качество кондитерских изделий и молочной продукции), а также почвенного загрязнения (наибольшее воздействие оказывается на детей дошкольного возраста). На третьем месте в 2003 году - шумовая нагрузка в селитебных зонах и другие физические факторы (вибрация, микроклимат, освещенность, электромагнитные поля). Численность населения, подверженного этим факторам риска, составляет более 3 млн, человек. На четвертом месте - радиационная дозовая нагрузка (воздействию подвержено более 3,3 млн. человек).
Действия, предпринимаемые в настоящее время на различных уровнях управления, не адекватны существующим и прогнозируемым угрозам негативного воздействия на здоровье социально-экономических и санитарно-гигиенических факторов риска, а имеющийся потенциал и возможности управления охраной среды обитания и здоровья населения используются не в полной мере.
В соответствии с законами Российской Федерации от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" ("Российская газета" от 06.04.99 г. N 64-65) и от 10 января 2001 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" ("Российская газета" от 12.04.2002 г. N 6), Областным законом от 21 августа 1997 года N 54-ОЗ "О здравоохранении в Свердловской области" ("Областная газета" от 27.08.97 г. N 128) с изменениями, внесенными Областным законом от 19 ноября 1998 года N 36-ОЗ ("Областная газета" от 24.11.98 г. N 212), постановлениями Правительства Свердловской области от 06.06.2001 г. N 393-ПП "О Концепции "Сбережение населения Свердловской области на период до 2015 года", от 02.09.2003 г. N 541-ПП "О санитарно-эпидемиологической обстановке в Свердловской области в 2002 году и обеспечении санитарно-эпидемиологического благополучия населения в 2003 году" ("Областная газета" от 05.09.2003 г. N 195), от 16.06.2004 г. N 505-ПП "О Концепции экологической безопасности Свердловской области на период до 2015 года" ("Областная газета" от 22.06.2004 г. N 155-156), рекомендациями Национального плана действий по гигиене окружающей среды Российской Федерации, с целью обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и безопасности среды обитания для здоровья населения Правительство Свердловской области постановляет:
Постановлением Правительства Свердловской области от 28 июля 2009 г. N 865-ПП постановление Правительства Свердловской области от 16.06.2004 г. N 505-ПП признано утратившим силу
1. Принять к сведению выводы государственного доклада "О санитарно-эпидемиологической обстановке в Свердловской области за 2003 год" и основные направления деятельности по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
2. Предложить исполнительным органам государственной власти Свердловской области, органам местного самоуправления в Свердловской области принять первоочередные меры, направленные на профилактику травматизма, в том числе уличного, алкоголизма, острых отравлений, включая отравления спиртосодержащими продуктами, формирование у населения мотивации на ведение здорового образа жизни и ответственности за собственное здоровье.
3. Исполнительным органам государственной власти Свердловской области, органам местного самоуправления в Свердловской области считать приоритетным направлением деятельности обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения и предусматривать при формировании расходной части и определении форм расходов областного и муниципальных бюджетов реализацию мероприятий по предотвращению и сокращению социально-экономических и санитарно-гигиенических факторов риска влияния на здоровье населения Свердловской области.
4. Министерству здравоохранения Свердловской области (Скляр М.С.), Министерству природных ресурсов Свердловской области (Ястребков А.А.), Министерству сельского хозяйства и продовольствия Свердловской области (Чемезов С.М.), Министерству экономики и труда Свердловской области (Ковалева Г.А.) с участием федерального государственного учреждения "Центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Свердловской области" (Никонов Б.И.) при разработке проектов областных государственных целевых программ включать мероприятия по решению проблем, отмеченных в выводах государственного доклада "О санитарно-эпидемиологической обстановке в Свердловской области за 2003 год" и основных направлениях деятельности по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
5. Рекомендовать главам муниципальных образований в Свердловской области совместно с Министерством здравоохранения Свердловской области (Скляр М.С.) и федеральным государственным учреждением "Центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Свердловской области" (Никонов Б.И.):
1) при разработке и реализации муниципальных целевых программ и муниципальных бюджетов предусматривать финансирование и осуществление мероприятий, отмеченных в выводах государственного доклада "О санитарно-эпидемиологической обстановке в Свердловской области за 2003 год" и основных направлениях деятельности по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения, с учетом особенностей муниципальных образований, в соответствии с санитарно-эпидемиологическими паспортами;
2) принять меры, направленные на обеспечение контроля за санитарной очисткой населенных мест, выделением, обустройством и безопасностью содержания зон отдыха и водоемов в летний период, профилактику и недопущение отравлений населения спиртсодержащими продуктами.
6. Предложить руководителям организаций, расположенных на территории Свердловской области:
1) при формировании планов развития, технического перевооружения и модернизации производства учитывать необходимость выполнения мероприятий по решению проблем, отмеченных в выводах государственного доклада "О санитарно-эпидемиологической обстановке в Свердловской области за 2003 год" и основных направлениях деятельности по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения;
2) при заключении коллективных договоров предусматривать реализацию мероприятий по профилактике профессиональных заболеваний, включая проведение периодических медицинских осмотров.
7. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя председателя Правительства Свердловской области по социальной политике Спектора С.И.
Председатель Правительства
Свердловской области |
А.П. Воробьев |
г. Екатеринбург
1 ноября 2004 года
N 1028-ПП
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Свердловской области от 1 ноября 2004 г. N 1028-ПП "О санитарно-эпидемиологической обстановке в Свердловской области в 2003 году и основных направлениях деятельности по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения"
Текст постановления опубликован в "Областной газете" от 6 ноября 2004 г. N 302-303 стр. 5, в "Собрании законодательства Свердловской области" 2004 г., N 11 ст. 1994