Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава 2. Анализ экономического и финансового
состояния химико-фармацевтических предприятий
Свердловской области
1. Современное состояние и экономические проблемы химико-фармацевтических предприятий Свердловской области.
Ситуация на фармацевтическом рынке области складывается по сценарию российского рынка, который с начала 90-х годов находился под влиянием ряда факторов.
По России 85 процентов предприятий было акционировано и перешло в частную собственность, соответственно была ослаблена роль государства, инвестиции в промышленное строительство за период 1992-1997 годов сократились вдвое.
Одновременно государством была ограничена рентабельность и повышен уровень налогов.
В результате такой политики произошел переход российского рынка медикаментов уже в 1994 году более чем на 60 процентов в руки зарубежных фирм, а использование мощностей отечественных предприятий снизилось и составило менее 30 процентов.
Для улучшения ситуации в отрасли постановлениями Правительства Российской Федерации были отменены ограничения по рентабельности, налоги на добавленную стоимость на лекарства и медицинскую технику, предоставлены льготы по налогу на прибыль для предприятий, выпускающих жизненно необходимые и важнейшие лекарства. Это обусловило рост прибыли в отрасли. Так, по Российской Федерации прибыль за 1999 год была получена в размере 4,3 млрд. рублей, а по предприятиям Свердловской области - 61,2 млн. рублей (приложение 1), что составляет 1,4 процента от суммы по России. Наблюдается увеличение объема прибыли, направляемой на собственное развитие (по Российской Федерации в 1997 году - 197 млн. рублей, в 2000 году - уже 1,5 млрд. рублей; для сравнения по Свердловской области в 1997 году - 1,7 млн. рублей, в 2000 году - 16,3 млн. рублей).
Серьезным импульсом в развитии отечественной фармацевтической промышленности стал дефолт 1998 года. Импорт к началу 1999 года сократился вдвое, что расширило возможности для собственного внутреннего производства. По данным Министерства промышленности и науки России на долю российских фирм в некоторых регионах России приходится до 70 процентов всего рынка лекарственных препаратов.
Одним из важнейших вопросов является возрождение собственной сырьевой базы. Высокие темпы роста цен на электроэнергию привели к тому, что цены на отечественные фармацевтические субстанции существенно превысили импортные, и отечественные субстанции стали неконкурентоспособными. Россия фактически лишилась национальной сырьевой базы для производства анальгина, сульфалена, ряда антибиотиков.
Политика импортозамещения, проводимая некоторыми предприятиями, сопряжена с необходимостью модернизации производства и масштабными инвестициями и может носить только временный характер, так как основана на производстве устаревшей продукции. Фармацевтическая промышленность России стала наиболее активно развивающейся отраслью. Уже сегодня она сочетает в себе передовые научные разработки, промышленный потенциал, высокую рентабельность и социальную значимость. В 2000 году объем выпускаемой продукции по России в сравнении с 1999 годом увеличился на 56 процентов, по Свердловской области в 2000 году объем по выпуску лекарственных препаратов превышен вдвое.
Устаревшее оборудование (износ выше 50 процентов) и чрезвычайно высокая конкуренция на фармацевтическом рынке требует крупных инвестиций на модернизацию и развитие производства. Говоря о конкурентоспособности медицинской продукции, следует учитывать, что значительная часть фармацевтической продукции России не может поставляться на мировые рынки, так как она, как правило, не соответствует требованиям Всемирной Организации Здравоохранения по GMP и GLP. На сегодняшний день в России работает не более 2 процентов предприятий, технология и оборудование которых соответствуют требованиям GMP. Соответственно импорт медикаментов превышает по сумме экспорт приблизительно в 10 раз. В конце 1999 года подписан приказ Минэкономики России и Минфина России о поэтапном переходе всех предприятий фармацевтической промышленности на ОСТ 42-510-98 (GMP). Стоимость этого перехода оценивается в 2,5 млрд. долларов. А возможности предприятий с учетом взятия кредитов при банковской кредитной ставке не более 15 процентов оцениваются в 900 млн. долларов.
Недостающие инвестиции реально могут быть получены от иностранных инвесторов, но ситуация осложняется предполагаемыми изменениями налоговой и таможенной политики. Так, в новом Налоговом кодексе уже предусмотрен налог на добавленную стоимость на продукцию медицинской промышленности, что влечет повышение стоимости лекарственных препаратов в 2002 году на 40-60 процентов. Предполагаемый ввод НДС на ввоз технологического медицинского оборудования повлечет за собой потерю до 15 процентов прибыли, направляемой на развитие производства.
Выход из создавшегося положения на уровне России просматривается неоднозначно. Так, Минпромнауки России видит выход в создании корпорации, объединяющей отечественные фармацевтические фирмы. В тоже время ЦНИИ информации и организации здравоохранения выступает за создание корпораций или иных транснациональных организаций в сферах технологического прорыва России (на рынках иммунобиологических и биотехнологических препаратов).
В Свердловской области выпуском лекарственных препаратов занято около 30 организаций, из них крупными и средними являются: ОАО "Ирбитский химико-фармацевтический завод" (город Ирбит), ОАО "Уралбиофарм" (город Екатеринбург), ОАО "Екатеринбургская фармацевтическая фабрика" (город Екатеринбург), ГУП "Екатеринбургское государственное предприятие по производству бактерийных препаратов" (город Екатеринбург). Выпуском стеклянных флаконов и банок для упаковки лекарственных средств занимается ЗАО "Уфимкинский стекольный завод" (рабочий поселок Уфимка Ачитского района).
Анализ динамики объемов производства химико-фармацевтической промышленности Свердловской области показывает, что тенденции, сложившиеся в отрасли с 1997 года, обрели определенную устойчивость. Объем выпуска всей продукции в 2000 году по сравнению с 1996 годом увеличился в 4,2 раза. Отрасль произвела лекарственных средств в 2000 году на сумму 608,3 млн. рублей или 1,6 процента от объема российского фармацевтического рынка (приложения 2, 3). Рост темпа выпуска препаратов к уровню 1999 года составил 200 процентов. Увеличение физических объемов производства произошло в основном за счет расширения номенклатуры выпускаемой продукции.
Необходимо отметить, что увеличение физического объема достигнуто в крайне напряженной финансовой ситуации и в условиях, когда произошло резкое снижение номенклатуры и объемов, выпускаемых в России субстанций лекарственных средств - ключевого компонента медицинских препаратов. Сегодня в производстве готовых лекарственных средств на предприятиях области используется в основном импортное сырье (Китай, Тайвань, Индия, Корея), качество которого зачастую ниже, чем производившегося отечественной промышленностью.
Не способствовала улучшению работы предприятий и структура платежей за реализуемую продукцию. Доля денежных средств за поставленные медикаменты в 1999 году составляла 46 процентов, при этом в 1998 году было и того меньше - 10-15 процентов. Часто сроки расчетов аптечных и лечебных учреждений перед предприятиями достигали более 6 месяцев. В течение 2000 года денежный компонент составлял в выручке около 65 процентов, к концу года наметилась тенденция на его увеличение.
Из-за отсутствия необходимого объема оборотных средств не обеспечивается загрузка производственных мощностей. Она составляет сегодня в целом по отрасли менее 50 процентов.
Вместе с тем отдельные предприятия активно работали над внедрением новых производств.
Так, ОАО "Ирбитский химико-фармацевтический завод" обеспечил освоение производства субстанций нитроксолина, стрептоцида растворимого, налажено производство 15 наименований готовых лекарственных препаратов, в том числе таблетки дибазола 0,02 N 10, фурациллина 0,1 N 10, организован и пущен в эксплуатацию участок производства жидких лекарственных препаратов (5-процентной йодной настойки, настойки календулы, боярышника и иных препаратов), приобретено оборудование для организации участка производства мазеобразных лекарственных препаратов (тубонаполнительная линия). Принимаемые меры позволили обеспечить рост объемов производства за 5 лет более чем в 6 раз, увеличить в 2 раза выпуск жидких лекарственных средств, при этом загрузка производственных мощностей составила только 42 процента, в том числе в производстве - 15 процентов, в производстве таблеточных медикаментов - 70 процентов.
В ОАО "Уралбиофарм" было организовано производство новых медпрепаратов: таблеток нитроксолина, викасола, тиреоидина. Наращивалось производство микробиологического каротина и ликопина на основе бета-каротина (провитамин А), используемых как профилактическое средство сердечных, онкологических заболеваний и в целях выведения радиоактивных элементов из организма человека.
Наибольший удельный вес в объеме производства ОАО "Уралбиофарм" составляет производство таблеток аллохола (25,8 процентов), анальгина (18,2 процентов), ацетилсалициловой кислоты (18,8 процентов) и цитрамона-П (14,6 процентов).
2. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами.
Программа является составной частью мер по закреплению и развитию наметившихся в фармацевтической промышленности положительных тенденций. Она базируется на следующих основных положениях Концепции развития здравоохранения и медицинской науки в Российской Федерации, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 5 ноября 1997 года N 1387 "О мерах по стабилизации и развитию здравоохранения и медицинской науки в Российской Федерации":
- проведение государственной политики в области обеспечения населения лекарственными средствами, медицинской техникой и изделиями медицинского назначения в необходимом ассортименте, объеме и по доступным ценам;
- проведение государственной политики в области поддержки отечественных производителей лекарственных средств, медицинской техники и изделий медицинского назначения;
- совершенствование системы закупки лекарственных средств, изделий медицинского назначения и медицинской техники.
Развитие фармацевтической промышленности находится в прямой зависимости от состояния экономики страны, прежде всего от динамики инвестиционных процессов и определяется сохранением спроса на медицинскую продукцию на внутреннем рынке, опережающим ростом издержек производства, конкуренцией со стороны зарубежных производителей.
Важной составной частью фармацевтической промышленности является производство субстанций лекарственных средств. В 1992-1997 годах производство субстанций сократилось на 70 процентов. Номенклатура основных выпускаемых субстанций уменьшилась в два с лишним раза, коэффициент использования мощностей по выпуску субстанций синтетических лекарственных средств снизился до 20 процентов.
Фармацевтическая промышленность является наукоемкой отраслью. Продолжительность разработки оригинального лекарственного препарата составляет 8-10 лет при стоимости инновационного цикла около 250 млн. долларов США.
Решение указанных проблем возможно только при усилении государственного участия в разработке и реализации задач развития фармацевтической промышленности.
В этой связи разработка программных мероприятий в области развития фармацевтической промышленности приобретает исключительно важное значение и позволяет обеспечить упорядочение организационных, структурных, финансово-экономических принципов функционирования фармацевтической промышленности на региональном уровне.
Программные мероприятия направлены на решение следующих задач:
- развитие отечественного производства медицинской продукции при тесном взаимодействии научно-исследовательских учреждений, предприятий, торговых и аптечных организаций;
- техническое перевооружение, реконструкция, расширение и новое строительство предприятий на базе прогрессивных технологий за счет всех источников финансирования;
- создание экономических условий для привлечения непрофильных предприятий оборонной и металлургической отраслей промышленности для производства лекарственных средств;
- обеспечение конкурентоспособности лекарственных препаратов путем приведения производства в соответствие с требованиями международных стандартов GMP;
- совершенствование системы информирования врачей и потребителей продукции медицинского назначения, повышение профессионального уровня персонала, занятого в сфере здравоохранения, производства, поставок и розничной торговли продукцией медицинского назначения;
- ведение ежегодного баланса спроса и предложения жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.