Постановление Правительства Свердловской области
от 26 июля 2005 г. N 583-ПП
"О мерах по устранению нарушений законодательства об усыновлении"
Постановлением Правительства Свердловской области от 15 октября 2009 г. N 1371-ПП настоящее постановление признано утратившим силу
Прокуратурой Свердловской области по итогам проведенной проверки исполнения требований законодательства об усыновлении 30 июня 2005 года вынесено представление в адрес Правительства Свердловской области. В представлении отмечается, что:
1) Министерством общего и профессионального образования Свердловской области как региональным оператором государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, и органами опеки и попечительства Свердловской области не организована надлежащим образом деятельность по информированию граждан Российской Федерации о детях, оставшихся без попечения родителей и подлежащих устройству на воспитание в семью;
2) органами опеки и попечительства Свердловской области допускается нарушение сроков предоставления сведений о детях, оставшихся без родительского попечения, для постановки на учет в государственный банк данных; в анкеты детей не вносится информация о мерах, принятых органами опеки и попечительства по их устройству в семьи российских граждан;
3) Министерством общего и профессионального образования Свердловской области недостаточно организована работа по контролю за своевременностью предоставления иностранными организациями отчетов об условиях жизни и воспитания усыновленных детей в семьях иностранных граждан.
По фактам, приведенным в представлении Прокуратуры Свердловской области от 30 июня 2005 года, в Правительство Свердловской области Министерством общего и профессионального образования Свердловской области представлена информация об устранении нарушений законодательства, допущенных при осуществлении деятельности по усыновлению детей.
Для информирования населения Российской Федерации о детях, оставшихся без попечения родителей и подлежащих устройству на воспитание в семьи, Министерство общего и профессионального образования Свердловской области как региональный оператор государственного банка данных о детях вправе создавать производную информацию о них и распространять ее посредством опубликования или иным способом. С этой целью с 2003 года производная информация о детях, оставшихся без попечения родителей, размещается на сайте Министерства общего и профессионального образования Свердловской области.
В 2003 году Министерством общего и профессионального образования Свердловской области для привлечения внимания к проблемам усыновления был проведен конкурс среди средств массовой информации на лучшее освещение проблем семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей.
С февраля 2002 года совместно с областными газетами "Подробности" и "На смену" реализуется проект "Будьте моей мамой", в рамках которого публикуется фотография ребенка, оставшегося без попечения родителей, и информация о нем (с соблюдением требований конфиденциальности). Такая практика получила распространение и в большинстве муниципальных образований в Свердловской области. Отделы опеки и попечительства Свердловской области сотрудничают с местными газетами и телестудиями (города Екатеринбург, Нижний Тагил, Первоуральск, Полевской, Верхняя Пышма, Камышлов и Камышловский район), информация размещается на стендах (Тавдинский и Невьянский районы) и доводится до сведения граждан на родительских собраниях в школах (город Ирбит и Ирбитский район).
Централизованный учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Свердловской области осуществляется Министерством общего и профессионального образования Свердловской области с 1995 года.
С целью контроля за соблюдением органами опеки и попечительства Свердловской области сроков и порядка предоставления сведений о детях, оставшихся без попечения родителей, для постановки на учет в государственном банке данных Министерством общего и профессионального образования Свердловской области ежегодно проводятся проверки соответствия количества детей, состоящих на учете в региональном банке данных, реальному количеству детей, находящихся в учреждениях государственного воспитания Свердловской области. Информация по результатам проверок доводится до сведения глав муниципальных образований в Свердловской области для принятия соответствующих мер.
В 2005 году проведенная Министерством общего и профессионального образования Свердловской области проверка выявила, что органами опеки и попечительства большинства муниципальных образований в Свердловской области (за исключением органов опеки и попечительства Байкаловского, Ирбитского, Красноуфимского, Новолялинского, Слободо-Туринского районов и городов Асбеста, Верхняя Пышма, Заречного, Каменска-Уральского, Качканара, Нижняя Салда, Среднеуральска)# своевременно не представлены в государственный банк данных сведения о 841 ребенке, которые были выявлены как оставшиеся без попечения родителей с 1995 года. Таким образом, несмотря на то, что проверки проводятся ежегодно, количество нарушений органами опеки и попечительства Свердловской области порядка и сроков предоставления в региональный банк данных сведений о детях, оставшихся без попечения родителей, остается значительным. Для привлечения к административной ответственности руководителей и специалистов органов опеки и попечительства Свердловской области, допустивших нарушение порядка и сроков предоставления сведений о детях, оставшихся без попечения родителей, в государственный банк данных, материалы по результатам проверки были переданы Министерством общего и профессионального образования Свердловской области в Прокуратуру Свердловской области.
Контроль выполнения условий аккредитации представительствами органов и организаций иностранных государств при осуществлении деятельности в области усыновления (удочерения) детей на территории Российской Федерации Правительством Российской Федерации возложен на Министерство образования и науки Российской Федерации.
С 2002 года в соответствии с решениями Свердловского областного суда сведения о постановке усыновленных детей на учет в консульских учреждениях Российской Федерации, а также отчеты об условиях жизни и воспитания детей в семьях усыновителей из числа иностранных граждан представляются в Министерство общего и профессионального образования Свердловской области. Информация о нарушениях иностранными организациями сроков предоставления отчетов, требуемых законодательством Российской Федерации, Министерством общего и профессионального образования Свердловской области ежегодно направляется в Министерство образования и науки Российской Федерации.
На территории Свердловской области в 2004 году осуществляли свою деятельность 24 аккредитованных представительства иностранных агентств по усыновлению, сотрудники которых вправе представлять региональному оператору банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, - Министерству общего и профессионального образования Свердловской области документы кандидатов в усыновители из числа иностранных граждан. По истечении срока аккредитации ни одно заявление иностранных граждан об оказании содействия в усыновлении ребенка, переданное через представителей иностранных агентств, Министерством общего и профессионального образования Свердловской области не регистрировалось.
С целью устранения нарушений законодательства об усыновлении, указанных в представлении Прокуратуры Свердловской области от 30 июня 2005 года, Правительство Свердловской области постановляет:
1. Принять к сведению информацию Министерства общего и профессионального образования Свердловской области об устранении нарушений законодательства, допущенных при осуществлении деятельности по усыновлению детей.
2. Министерству общего и профессионального образования Свердловской области (Нестеров В.В.):
1) провести до 1 сентября 2005 года совещание с руководителями и специалистами органов опеки и попечительства Свердловской области по вопросам ведения государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, и соблюдения законодательства об усыновлении;
2) обеспечить разработку и распространение информационно-методических материалов по вопросам устройства детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи российских граждан;
3) усилить контроль за деятельностью органов опеки и попечительства Свердловской области в части соблюдения требований законодательства об усыновлении;
4) в I квартале 2006 года проинформировать Правительство Свердловской области об исполнении органами опеки и попечительства муниципальных образований в Свердловской области функций по выявлению, учету и устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в 2005 году;
5) усилить контроль за своевременностью предоставления отчетов об условиях жизни и воспитания детей в семьях усыновителей из числа иностранных граждан представительствами специально уполномоченных иностранными государствами органов или организаций по усыновлению детей, аккредитованных на территории Российской Федерации.
3. Рекомендовать главам муниципальных образований в Свердловской области:
1) принять меры по развитию материально-технических, организационных и кадровых условий, обеспечивающих требования законодательства по выявлению, учету и устройству детей, оставшихся без родительского попечения;
2) до 1 сентября 2005 года проинформировать Прокуратуру Свердловской области и Министерство общего и профессионального образования Свердловской области о мерах, принятых для устранения нарушений законодательства об усыновлении, указанных в представлении Прокуратуры Свердловской области и информации Министерства общего и профессионального образования Свердловской области.
4. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на министра общего и профессионального образования Свердловской области, члена Правительства Свердловской области Нестерова В.В.
Председатель Правительства
Свердловской области |
А.П. Воробьев |
г. Екатеринбург
26 июля 2005 года
N 583-ПП
К постановлению Правительства
Свердловской области
от 26 июля 2005 г. N 583-ПП
Информация
Министерства общего и профессионального
образования Свердловской области об устранении нарушений
законодательства, допущенных при осуществлении
деятельности по усыновлению детей
Прокуратурой Свердловской области по итогам проведенной проверки по исполнению требований законодательства об усыновлении в адрес Правительства Свердловской области 30 июня 2005 года вынесено представление о нарушениях в деятельности Министерства общего и профессионального образования Свердловской области и органов опеки и попечительства Свердловской области.
Нормативными документами, регулирующими вопросы учеты и устройства детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семью и регулирующими полномочия различных учреждений и органов власти в данной сфере, являются:
1) Семейный кодекс Российской Федерации;
2) Федеральный закон от 16 апреля 2001 года N 44-ФЗ "О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей";
3) постановление Правительства Российской Федерации от 04.04.2002 г. N 217 "О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, и осуществлении контроля за его формированием и использованием";
4) постановление Правительства Российской Федерации от 28.03.2000 г. N 268 "О деятельности органов и организаций иностранных государств по усыновлению (удочерению) детей на территории Российской Федерации и контроле за ее осуществлением";
5) постановление Правительства Российской Федерации от 29.03.2000 г. N 275 "Об утверждении правил передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществления контроля за условиями их жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории Российской Федерации и правил постановки на учет консульскими учреждениями Российской Федерации детей, являющихся гражданами Российской Федерации и усыновленных иностранными гражданами или лицами без гражданства";
6) постановление Правительства Российской Федерации от 01.05.96 г. N 542 "Об утверждении перечня заболеваний, при наличии которых лицо не может усыновить ребенка, принять его под опеку (попечительство), взять в приемную семью";
7) постановление пленума Верховного суда Российской Федерации от 04.07.97 г. N 9 "О применении судами законодательства при рассмотрении дел об установлении усыновления";
8) приказ Министерства образования Российской Федерации и Министерства здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации от 31.08.94 г. N 342/184 "О документах, представляемых при усыновлении детей иностранными гражданами;
9) приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 10.09.96 г. N 332 "О порядке медицинского освидетельствования граждан, желающих стать усыновителями, опекунами (попечителями) или приемными родителями";
10) приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 08.07.2002 г. N 218 "О порядке предоставления сведений о состоянии здоровья детей, оставшихся без попечения родителей, для внесения в государственный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей;
11) приказ Министерства здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации и Министерства образования Российской Федерации от 25.12.95 г. N 369/641 "О медицинском освидетельствовании детей, передаваемых на воспитание в семью";
12) приказ Министерства образования Российской Федерации от 28.06.2002 г. N 2482 "Об организации работы по ведению государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей".
В соответствии с указом Губернатора Свердловской области от 13 июня 2001 года N 444-УГ "О положении детей Свердловской области и мерах по его улучшению" (Собрание законодательства Свердловской области, 2001, N 6, ст. 706) Министерство общего и профессионального образования Свердловской области наделено полномочиями регионального оператора государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей.
Первичный учет и избрание формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется органами опеки и попечительства Свердловской области.
Региональный оператор (Министерство общего и профессионального образования Свердловской области) формирует региональный банк данных о детях на основании сведений о детях, оставшихся без попечения родителей, поступивших из органов опеки и попечительства.
К полномочиям регионального оператора Свердловской области, определенным нормативными актами Российской Федерации, относятся:
1) учет детей, оставшихся без попечения родителей;
2) рассмотрение документов и учет сведений об обратившихся гражданах, желающих принять ребенка на воспитание в свою семью;
3) предоставление сведений о детях, оставшихся без попечения родителей, кандидатам в усыновители (опекуны, попечители, приемные родители), сведения о которых внесены в государственный банк данных, и выдача направлений на посещение выбранного ребенка;
4) организация работы по информированию населения Российской Федерации о детях, оставшихся без попечения родителей и подлежащих устройству на воспитание в семьи;
5) контроль за соблюдением органами опеки и попечительства Свердловской области и учреждениями, в которых находятся дети, оставшиеся без попечения родителей, порядка предоставления сведений о детях для формирования регионального банка данных о детях.
В отношении нарушений, указанных в представлении Прокуратуры Свердловской области, Министерство общего и профессионального образования Свердловской области информирует.
В представлении указано, что "за период 2004-2005 гг. несвоевременно представлены в государственный банк данных сведения о 841 ребенке", а также приведены факты несвоевременной передачи в органы опеки и попечительства Свердловской области руководителями учреждений, в которые были помещены дети, оставшиеся без попечения родителей, Ирбитского района и города Серова сведений о поступивших детях, оставшихся без попечения родителей.
Вместе с тем, Министерством общего и профессионального образования Свердловской области установлено следующее.
Несовершеннолетние Ширяевы в Центр социальной помощи семье и детям Ирбитского района не поступали, а были устроены временно по заявлению матери в стационарное отделение Центра помощи семье и детям города Ирбита в связи с отсутствием возможности трудоустроиться и тяжелым материальным положением. Мама постоянно навещала детей, принимала участие в их воспитании. Несовершеннолетние были возвращены в семью в июне 2005 года. В данном случае сведения о детях не подлежали передаче региональному оператору для постановки на учет в государственном банке данных, поскольку в установленном законом порядке статус детей как оставшихся без попечения родителей не был определен и необходимости в этом не было.
Поскольку в представлении не указаны даты или фамилия ребенка, который был "подброшен" в детскую городскую больницу города Серова, в Управлении образованием города Серова, исполняющем функции органа опеки и попечительства, была запрошена информация о всех новорожденных, поступавших в лечебное учреждение при подобных обстоятельствах в 2003-2005 годах. В Министерство общего и профессионального образования Свердловской области были представлены сведения только об одном таком ребенке (девочке), доставленном в детскую больницу города Серова 9 марта 2004 года бригадой "скорой помощи" из коллективного сада N 11 поселка Медянкино города Серова. Управление образованием города Серова было проинформировано о несовершеннолетней, оставшейся без попечения родителей, 18 марта 2004 года. В настоящее время девочка находится в Серовском доме ребенка.
Что касается своевременности постановки на учет сведений о 841 ребенке, оставшемся без попечения родителей, Министерство общего и профессионального образования Свердловской области сообщает следующее.
Централизованный учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Свердловской области осуществляется Министерством общего и профессионального образования Свердловской области с 1995 года.
С 2002 года на основании постановления Правительства Российской Федерации от 04.04.2002 г. N 217 "О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, и осуществлении контроля за его формированием и использованием" Министерством общего и профессионального образования Свердловской области с целью контроля за соблюдением органами опеки и попечительства Свердловской области сроков и порядка представления сведений о детях, оставшихся без попечения родителей, для постановки на учет в государственном банке данных ежегодно проводятся проверки соответствия количества детей, состоящих на учете в региональном банке данных, реальному количеству детей, находящихся в учреждениях государственного воспитания Свердловской области.
Федеральным законом от 16 апреля 2001 года N 44-ФЗ "О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей" основными целями формирования и использования государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, определены оказание содействия в устройстве детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи граждан и создание условий для реализации права граждан, желающих принять детей на воспитание в свои семьи, на получение о них полной и достоверной информации. В связи с этим ряд органов опеки и попечительства Свердловской области представляли в Министерство общего и профессионального образования Свердловской области для постановки на учет сведения только о тех детях, которые потенциально могут быть усыновлены (в основном о детях дошкольного возраста, не имеющих тяжелых патологий в физическом и психическом развитии).
За последние 3 года Министерством общего и профессионального образования Свердловской области отмечается тенденция к уменьшению доли от общего числа анкет, представляемых органами опеки и попечительства Свердловской области, доли анкет на детей в возрасте до 1-2 лет (с 52 и 45 процентов от общего числа в 1998 и 2001 году соответственно до 21 процента в 2004 году). Это связано не только с тем, что увеличивается количество детей старше 3-5 лет, оставшихся без попечения родителей, но и с целенаправленной работой Министерства общего и профессионального образования Свердловской области с органами опеки и попечительства Свердловской области по постановке на учет не только "маленьких" и "здоровых", но и всех остальных детей, имеющих статус "ребенок, оставшийся без попечения родителей".
Однако, несмотря на то, что проверки проводятся ежегодно и об их результатах информируются главы муниципальных образований в Свердловской области, руководители и специалисты органов опеки и попечительства Свердловской области количество нарушений порядка и сроков представления в региональный банк данных сведений о детях, оставшихся без попечения родителей, остается значительным.
В 2005 году проведенная Министерством общего и профессионального образования Свердловской области проверка выявила, что органами опеки и попечительства большинства муниципальных образований в Свердловской области (за исключением органов опеки и попечительства Байкаловского, Ирбитского, Красноуфимского, Новолялинского, Слободо-Туринского районов и городов Асбеста, Верхняя Пышма, Заречного, Каменска-Уральского, Качканара, Нижняя Салда, Среднеуральска) своевременно не представлены в государственный банк данных сведения о 841 ребенке. В основном это дети старше 14-15 лет и дети, имеющие тяжелые патологии физического и психического развития и воспитывающиеся в детских домах-интернатах (многие дети были выявлены не в 2004-2005 годах, а значительно раньше).
Наибольшее число нарушений порядка представления сведений органами опеки и попечительства Свердловской области выявлено в следующих муниципальных образованиях в Свердловской области:
Гаринский район - не представлены сведения о 10 детях;
Шалинский район - не представлены сведения 10 детях;
Ревдинский район - не представлены сведения о 11 детях;
Сысертский район - не представлены сведения о 12 детях;
поселок Пелым - не представлены сведения о 23 детях;
Алапаевский район - не представлены сведения о 29 детях;
город Нижний Тагил - не представлены сведения о 30 детях;
Нижнетуринский район - не представлены сведения о 43 детях;
город Краснотурьинск - не представлены сведения о 43 детях;
город Дегтярск - не представлены сведения о 49 детях;
город Карпинск - не представлены сведения о 49 детях;
Талицкий район - не представлены сведения о 58 детях;
Екатеринбург - не представлены сведения о 152 детях;
город Серов - не представлены сведения о 157 детях.
Основными причинами нарушений, допускаемых органами опеки и попечительства Свердловской области, являются:
1) отсутствие финансовых и технических средств для фотографирования детей (без фотографии ребенка анкеты ни региональным, ни федеральным оператором банка данных не принимаются);
2) кадровые изменения в органах опеки и попечительства Свердловской области (при увольнении специалиста не происходит передача документов в соответствии с правилами делопроизводства);
3) отсутствие системы взаимодействия органов опеки и попечительства Свердловской области и руководителей учреждений государственного воспитания по вопросам представления сведений об изменениях в составе воспитанников.
Министерством общего и профессионального образования Свердловской области по результатам проверки в мае 2005 года в адрес глав муниципальных образований в Свердловской области направлено письмо, в котором было указано, что органами опеки и попечительства Свердловской области:
1) только в единичных случаях в региональный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей, представляется информация о мерах, предпринятых для устройства детей в семью;
2) несвоевременно представляется информация об изменениях в состоянии здоровья детей, переводе их в другое учреждение государственного воспитания;
3) при указании сведений о совершеннолетних родственниках детей не указывается информация об их согласии или отказе принять на воспитание детей в свои семьи.
Для привлечения к административной ответственности руководителей и специалистов органов опеки и попечительства Свердловской области, допустивших нарушения порядка и сроков представления сведений о детях, оставшихся без попечения родителей, в государственный банк данных Министерством общего и профессионального образования Свердловской области в Прокуратуру Свердловской области были переданы материалы проверки.
В представлении Прокуратуры Свердловской области указано, что "деятельность органов опеки и попечительства сведена к подбору детей только тем российским гражданам, которые сами обратились с такой просьбой", в связи с чем на территории области "наблюдается резкое снижение количества усыновлений детей российскими гражданами".
В государственном банке данных о детях на 18 июля 2005 года находятся на учете сведения о 7671 ребенке, оставшемся без попечения родителей на территории Свердловской области, в возрасте от 2 месяцев до 18 лет, из них:
1) в возрасте до 1 года - 238 детей;
2) в возрасте от 1 до 3 лет - 496 детей;
3) в возрасте от 3 до 7 лет - 1035 детей;
4) в возрасте 7 лет и старше - 5902 ребенка.
Необходимо отметить, что в государственном банке данных содержатся сведения о 1158 детях, воспитывающихся в учреждениях государственного воспитания Свердловской области и имеющих серьезные проблемы здоровья. Это дети, у которых выявлен гепатит С, рожденные от ВИЧ-инфицированных матерей, имеющие тяжелые наследственные патологии (болезнь Дауна, алкогольная фетопатия, грубые задержки физического и психического развития) и врожденные пороки развития (порок сердца, расщелины твердого неба и верхней губы). Устройство таких детей на воспитание в семьи граждан (как российских, так и иностранных) затруднено из-за тяжелого состояния их здоровья.
Необходимо отметить, что в представлении Прокуратуры Свердловской области приведены статистические показатели, которые не могут сравниваться друг с другом. Так, показатель 1999 года, который включает в себя как число детей, усыновленных посторонними российскими гражданами, так и число детей, усыновленных отчимами и мачехами, сравнивается с числом детей, усыновленных только посторонними гражданами Российской Федерации в 2004 году. По 2005 году приведен показатель из ответа Министерства общего и профессионального образования Свердловской области на запрос Прокуратуры Свердловской области от 25 мая 2005 года, в котором указывается количество усыновленных российскими гражданами детей, сведения о которых находились на учете в государственном банке данных, без учета усыновленных детей, сведения о которых находились на первичном учете только в органах опеки и попечительства Свердловской области. Поскольку данные государственной статистической отчетности представляются органами опеки и попечительства Свердловской области на 1 января года, следующего за отчетным, приведенные в представлении Прокуратуры Свердловской области сведения о количестве детей, усыновленных в 2005 году российскими гражданами, не являются показательными.
Действительно, в последние годы в Свердловской области, как и в Российской Федерации в целом, сохраняется тенденция, связанная с уменьшением количества детей, передаваемых на усыновление (данные об усыновлении детей посторонними гражданами приведены в таблице).
Усыновление детей посторонними гражданами
(без учета усыновлений мачехами и отчимами)
на территории Свердловской области
1997 год |
1998 год |
1999 год |
2000 год |
2001 год |
2002 год |
2003 год |
2004 год |
|
Усыновлены (всего) | 649 | 557 | 681 | 500 | 458 | 444 | 557 | 480 |
гражданами Российской Федерации |
279 | 354 | 277 | 193 | 193 | 169 | 169 | 162 |
иностранными гражданами | 370 | 203 | 404 | 307 | 265 | 213 | 388 | 318 |
Факторы, влияющие на количество детей, переданных на усыновление, можно выделить следующие:
1) социально-экономическое положение семей;
2) состояние здоровья детей и проблемы медицинской диагностики;
3) стремление российских граждан сохранить тайну усыновления (в связи с чем 80 процентов детей, усыновленных гражданами Российской Федерации, - это дети в возрасте до 1 года).
Однако российские граждане, в отличие от иностранных, имеют право и возможность принять ребенка, оставшегося без попечения родителей, на воспитание в свою семью, избрав, кроме усыновления, иную форму устройства ребенка: опека, попечительство, приемная семья (данные о детях, принятых на воспитание в семьи российских граждан приведены в таблице).
Сведения о детях, оставшихся без попечения родителей,
принятых на воспитание в семьи российских граждан:
усыновителей, опекунов, попечителей
/-------------------------------------------------------------\
| |1997 |1998|1999|2000|2001 |2002|2003|2004|
|-------------------+-----+----+----+----+-----+----+----+----|
|Семьи усыновителей |279 |357 |277 |193 |193 |169 |169 |162 |
|-------------------+-----+----+----+----+-----+----+----+----|
|Семьи опекунов |2199 |2257|2231|2562|2560 |2434|2765|2752|
|-------------------+-----+----+----+----+-----+----+----+----|
|Всего |2478 |2614|2508|2755|2753 |2603|2934|2914|
\-------------------------------------------------------------/
Таким образом, общее количество детей, ежегодно устраиваемых в семьи российских граждан, значительно превышает количество детей, усыновляемых иностранными гражданами. В 2004 году в семьи российских граждан в Свердловской области устроено 2914 детей, в семьи иностранных - 318 детей (по России в семьи российских граждан в 2004 году устроено 100069 детей, в семьи иностранных граждан - 9418 детей).
В представлении Прокуратуры Свердловской области указано, что "информация о детях, подлежащих усыновлению, до российских граждан практически не доходит".
Для информирования населения Российской Федерации о детях, оставшихся без попечения родителей и подлежащих устройству на воспитание в семьи, Министерство общего и профессионального образования Свердловской области как региональный оператор государственного банка данных о детях вправе создавать производную информацию о них и распространять ее посредством опубликования или иным способом. С этой целью с 2003 года производная информация о детях, оставшихся без попечения родителей, размещается на сайте Министерства общего и профессионального образования Свердловской области.
В 2003 году Министерством общего и профессионального образования Свердловской области для привлечения внимания к проблемам усыновления был проведен конкурс среди средств массовой информации на лучшее освещение проблем семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей.
С февраля 2002 года совместно с областными газетами "Подробности" и "На смену" реализуется проект "Будьте моей мамой", в рамках которого публикуется фотография ребенка, оставшегося без попечения родителей, и информация о нем (с соблюдением требований конфиденциальности). Такая практика получила распространение и в большинстве муниципальных образований в Свердловской области. Отделы опеки и попечительства Свердловской области сотрудничают с местными газетами и телестудиями (города Екатеринбург, Нижний Тагил, Первоуральск, Полевской, Верхняя Пышма, Камышлов, Камышловский район), информация размещается на стендах (Тавдинский и Невьянский районы) и представляется на родительских собраниях в школах (город Ирбит и Ирбитский район).
Вместе с тем анализ результатов размещения сведений о детях в средствах массовой информации показывает, что в лучшем случае информация о ребенке вызывает сопереживание и участие, желание поддержать и помочь (принести игрушки, памперсы, фрукты, одежду), значительно реже - желание взять ребенка в семью.
Требуется изменение идеологии данного процесса, то есть при сохранении системы информирования о конкретных детях значительную часть усилий органов, занимающихся вопросами семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей, следует направить на создание системы постоянного доступа российских граждан к информации о различных формах и порядке устройства ребенка в семью, о правовых последствиях и для ребенка, и для семьи, принявшей его на воспитание, о требованиях к кандидатам в усыновители (опекуны, приемные родители), о медицинских, социальных, педагогических, психологических, правовых проблемах воспитания данной категории детей.
В представлении Прокуратуры Свердловской области указано, что "международное усыновление получило широкое распространение", что не все дети, переданные на усыновление иностранным гражданам из детских домов городов Нижний Тагил, Каменска-Уральского, Полевского, Первоуральска, "имели возможность быть усыновленными российскими гражданами".
Однако информация, полученная Министерством общего и профессионального образования Свердловской области от органов опеки и попечительства вышеназванных муниципальных образований в Свердловской области, свидетельствует о том, что в отношении детей, усыновленных иностранными гражданами в 2005 году, меры по передаче их в семьи российских граждан предпринимались.
Так, в 2005 году иностранными гражданами усыновлено 7 воспитанников Первоуральского дома ребенка. При этом ранее органом опеки и попечительства города Первоуральска кандидатам в усыновители из числа российских граждан были выданы направления на знакомство с каждым из них.
В 2005 году ни один воспитанник детского дома N 3 город Нижний Тагил (указанного в представлении) не был усыновлен иностранными гражданами. В 2005 году в городе Нижний Тагил иностранными гражданами были усыновлены 3 воспитанника дома ребенка N 3. Направление на знакомство кандидатам в усыновители из числа российских граждан было выдано центром усыновления города Нижний Тагил на одного из детей, в отношении двух других несовершеннолетних производная информация размещалась в местной газете и направлялась в другие органы опеки и попечительства городов и районов Свердловской области. Однако никто из российских граждан не заявил о своем желании познакомиться с этими детьми и принять их на воспитание в семью, учитывая, что один из них имеет статус "инвалид детства", а второй - рожден ВИЧ-инфицированной матерью.
В период нахождения Щукина Алексея в Хабарчихинском филиале Верхнесинячихинского детского дома в отдел опеки и попечительства Алапаевского района и в Министерство общего и профессионального образования Свердловской области не поступало заявлений от граждан Российской Федерации, желающих принять на воспитание в семью мальчика в возрасте 5-6 лет и готовых для знакомства с ним поехать в удаленное от Екатеринбурга (около 200 км) учреждение. Таким образом, в установленные законодательством сроки не представилась возможность устроить Щукина Алексея в семьи российских граждан, о чем Свердловский областной суд и был проинформирован Министерством общего и профессионального образования Свердловской области.
В отношении организации поездки воспитанников областных детских домов летом 2004 года в США сообщаем следующее.
Поездка была организована при поддержке американского агентства "Коммонуэлс Эдопшнс Интернэшнл, Инк." с целью отдыха детей. Все семьи граждан США, участвовавшие в программе, рассматривались Министерством общего и профессионального образования Свердловской области только как принимающие детей на летний отдых.
При организации выезда воспитанников Хабарчихинского филиала Верхнесинячихинского детского дома в США информация о том, находятся ли сведения о детях в государственном банке данных (как обязательное условие усыновления детей иностранными гражданами) представителями агентства "Коммонуэлс Эдопшнс Интернэшнл, Инк." у специалистов Министерства общего и профессионального образования Свердловской области не запрашивалась и соответственно не представлялась. Организационные вопросы со стороны Министерства общего и профессионального образования Свердловской области решались специалистами, не имевшими доступа к сведениям, содержащимся в государственном банке данных о детях. Двое воспитанников Алапаевского детского дома (Третьяковы Анна и Михаил) после поездки в США в октябре 2004 года были переданы под опеку бабушки, что также подтверждает отсутствие намерений со стороны Министерства общего и профессионального образования Свердловской области организовать поездку с целью последующего усыновления детей.
В представлении Прокуратуры Свердловской области указано, что воспитанники проживали в семьях американских граждан "без какого-либо документального оформления".
Вместе с тем Министерство общего и профессионального образования Свердловской области при организации поездки детей руководствовалось письмом Министерства образования Российской Федерации от 14.06.2001 г. N 736/28-5 "Об организации выезда несовершеннолетних граждан Российской Федерации из Российской Федерации на отдых, обучение или лечение", согласно которому размещение несовершеннолетних граждан Российской Федерации, оставшихся без попечения родителей, находящихся в иностранном государстве в семьях иностранных граждан, возможно в случае, если в соответствующий орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации будут представлены следующие документы:
1) заявление иностранных граждан с просьбой о временном помещении несовершеннолетнего гражданина Российской Федерации в их семью;
2) заключение компетентного органа государства по месту проживания иностранных граждан об условиях их жизни для возможного временного помещения несовершеннолетнего гражданина Российской Федерации в эту семью;
3) обязательство принимающей семьи о своевременном возвращении ребенка в Российскую Федерацию;
4) медицинская и социальная страховка на ребенка.
Все документы, указанные выше (легализованные в установленном порядке, переведенные на русский язык, с нотариально заверенным переводом), были представлены в Министерство общего и профессионального образования Свердловской области принимающей стороной.
Кроме того, порядок выезда за пределы Свердловской области групп обучающихся и воспитанников учреждений, подведомственных Министерству общего и профессионального образования Свердловской области, регулируется приказом министра общего и профессионального образования Свердловской области от 30.03.2001 г. N 30-и "О порядке выезда групп обучающихся и воспитанников образовательных учреждений за пределы Свердловской области". Согласно утвержденному порядку выезд обучающихся осуществляется на основании приказа министра общего и профессионального образования Свердловской области при представлении следующих документов:
1) приказа руководителя образовательного учреждения о выезде и назначении ответственных за жизнь и здоровье детей в пути следования, во время пребывания за пределами области и постоянную связь группы с образовательным учреждением;
2) списка детей, заверенного врачом и органом госсанэпидконтроля на территории нахождения учреждения, с указанием возраста;
3) копии приглашения (договора, путевки, вызова) принимающей организации, а также документов, изложенных выше (в случае выезда за пределы Российской Федерации).
При подготовке приказа о выезде воспитанников Хабарчихинского филиала Верхнесинячихинского детского дома указанный порядок был полностью соблюден.
В отношении регистрации заявления граждан США Джозеф, переданного через переводчика Попову И.Н., сообщаем следующее.
Министерством общего и профессионального образования Свердловской области регистрируются заявления иностранных граждан об оказании содействия в усыновлении, представленные как через аккредитованные агентства, так и лично гражданами. Установлены дни приема иностранных граждан по вопросам усыновления (вторник, четверг).
Обязательное личное участие лиц, желающих усыновить ребенка, в процессе усыновления не лишает их права иметь одновременно своего представителя, права и обязанности которого установлены гражданским и гражданским процессуальным законодательством, а также пользоваться в необходимых случаях услугами переводчика (статья 126.1 Семейного кодекса Российской Федерации).
Руководствуясь статьей 126 Семейного кодекса Российской Федерации, Министерством общего и профессионального образования Свердловской области было принято письменное заявление граждан США Джозеф, в котором указано, что они хотели бы подать документы для регистрации в качестве кандидатов в усыновители. О возможной дате приезда граждане Джозеф просили проинформировать переводчика Попову И.Н.
Срок аккредитации агентства "Коммонуэлс Эдопшнс Интернэшнл, Инк." истек 25 сентября 2004 года. Официальным представителем агентства на территории Свердловской области являлась Зырянова Ирина Львовна, а не Попова Илона Николаевна (никаких официальных документов, подтверждающих полномочия Поповой И.Н. как представителя агентства, в Министерство общего и профессионального образования Свердловской области не представлялось).
При регистрации заявления граждан США Джозеф и выдачи направления на посещение ими детей оснований для отклонения кандидатуры Поповой И.Н. как переводчика не было, так как это был выбор граждан США.
В мае 2005 года в Министерство общего и профессионального образования Свердловской области поступил запрос Департамента по государственной молодежной политике, воспитанию и социальной защите детей Министерства образования и науки Российской Федерации о соблюдении законодательства представителями агентства "Коммонуэлс Эдопшнс Интернэшнл, Инк.".
Министерство образования и науки Российской Федерации было проинформировано, что в период с 19 сентября 2004 года по май 2005 года Министерство общего и профессионального образования Свердловской области не имело деловых отношений с указанной организацией, однако по данным Прокуратуры Свердловской области представитель этой организации посещал Алапаевский детский дом Свердловской области.
В настоящее время агентство "Коммонуэлс Эдопшнс Интернэшнл, Инк." получило аккредитацию, срок действия которой истекает 9 июня 2006 года (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.06.2005 г. N 174).
В отношении выдачи Министерством общего и профессионального образования Свердловской области одного направления на посещение нескольких детей поясняем, что гражданам США было выдано 2 направления на посещение детей: в одно из них были вписаны анкетные данные воспитанницы Ирбитского детского дома Самковой Кристины, в другое - воспитанника дома ребенка N 3 города Екатеринбурга Мельцова Рустама (а не Мельцовой, как указано в представлении Прокуратуры Свердловской области). Поскольку иностранные граждане при подаче документов об усыновлении заявили, что хотели бы усыновить сразу двоих детей, направления на девочку и на мальчика были зарегистрированы под одним номером 026. Поскольку в нормативных документах, регулирующих порядок рассмотрения заявлений иностранных граждан, не оговорена ситуация с одновременным подбором в соответствии с заявлением кандидатов в усыновители нескольких детей, а заявления кандидатов в усыновители регистрируются и нумеруются только один раз, специалисты Министерства общего и профессионального образования Свердловской области руководствовались принципом: "один номер заявления = один номер направлений". Замечаний по поводу нумерации направлений ни от Прокуратуры Свердловской области (до рассматриваемого представления), ни от Свердловского областного суда не поступало.
В представлении Прокуратуры Свердловской области указано, что "Министерство общего и профессионального образования Свердловской области не отслеживает своевременное представление отчетов" об условиях жизни и воспитания усыновленных детей в семьях иностранных граждан, "не информирует Министерство образования и науки Российской Федерации о наличии указанных нарушений".
Контроль за выполнением условий аккредитации представительствами органов и организаций иностранных государств при осуществлении деятельности в области усыновления (удочерения) детей на территории Российской Федерации Правительством Российской Федерации возложен на Министерство образования и науки Российской Федерации.
С 2002 года в соответствии с решениями Свердловского областного суда сведения о постановке усыновленных детей на учет в консульских учреждениях Российской Федерации, а также отчеты об условиях жизни и воспитания детей в семьях усыновителей из числа иностранных граждан представляются в Министерство общего и профессионального образования Свердловской области. В первый год после усыновления ребенка представляются 2 отчета об условиях жизни и воспитания ребенка с интервалом 6 месяцев, во второй и третий годы после усыновления - один раз в год. Представление отчетов по истечении 3 лет после усыновления и до совершеннолетия ребенка осуществляется по решению суда.
В отношении своевременности представления отчетов об условиях жизни и воспитания Жигановой Елизаветы сообщаем следующее.
Девочка была удочерена гражданами США 22 апреля 2004 года. В Министерство общего и профессионального образования Свердловской области представлены сведения о постановке девочки на консульский учет 13 мая 2004 года и отчеты об условиях ее жизни в семье усыновителей, составленные 15 октября 2004 года и 10 апреля 2005 года. Отчет от 15 октября 2004 года был представлен в январе 2005 года, однако подпись переводчика в нем не была нотариально заверена. Специалистами Министерства общего и профессионального образования Свердловской области данный отчет был внимательно изучен, сведения о его поступлении внесены в базу данных. После чего отчет был передан представителю агентства для заверения у нотариуса, что и было выполнено.
В соответствии с приказом Министерства образования Российской Федерации от 28.06.2002 г. N 2482 "Об организации работы по ведению государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей" Министерство общего и профессионального образования Свердловской области хранит оригиналы отчетов об условиях жизни и воспитания детей в семьях усыновителей до достижения детьми 18 лет.
Информация о задолженностях иностранных организаций по представлению отчетов, требуемых законодательством Российской Федерации, Министерством общего и профессионального образования Свердловской области ежегодно направляется в Министерство образования и науки Российской Федерации.
Прокуратурой Свердловской области в адрес Министерства общего и профессионального образования Свердловской области 14 апреля 2005 года было вынесено представление об устранении нарушения, которое было рассмотрено в установленные сроки.
Содержание письма Свердловского областного суда от 24 июня 2005 года до сведения Министерства общего и профессионального образования Свердловской области не доводилось. В отношении представления сведений о воспитанниках детского дома N 33 города Ивделя Карелине Кирилле Алексеевиче и Подкорытове Иване Григорьевиче представителю агентства "ЭКСЭПТ- эн эдопшн энд канселин сентер" Сергееву В.М. сообщаем следующее.
Заявления граждан США были представлены в Министерство общего и профессионального образования Свердловской области Сергеевым В.М. в декабре 2004 года до окончания срока аккредитации агентства. Иностранные граждане указали о своем желании усыновить детей в возрасте до 18 месяцев. Вместе с тем в Свердловской области существовала и существует очередь кандидатов в усыновители из числа иностранных граждан (подбор ребенка занимает от 1 до 5 месяцев), в связи с чем осуществить подбор ребенка до истечения срока аккредитации агентства не представилось возможным. Заявления иностранных граждан рассматривались в порядке очередности, поскольку окончание аккредитации представительства нормативными актами не отнесено к основаниям для снятия с учета кандидатов в усыновители, так как в соответствии с Федеральным законом от 16 апреля 2001 года N 44-ФЗ "О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей" такими основаниями являются:
1) принятие кандидатами в усыновители ребенка на воспитание в свою семью;
2) заявление кандидатов в усыновители в письменной форме о прекращении учета сведений о них в государственном банке данных о детях;
3) изменение обстоятельств, которые предоставляли гражданам возможность принять ребенка на воспитание в свою семью;
4) смерть кандидатов в усыновители.
В январе и марте 2005 года граждане США были проинформированы о том, что Министерство общего и профессионального образования Свердловской области готово выдать направление на знакомство с детьми. В соответствии с приказом Министерства образования Российской Федерации от 28.06.2002 г. N 2482 "Об организации работы по ведению государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей" сотрудник представительства на основании соответствующего заявления кандидатов в усыновители может получить у регионального оператора информацию о подобранном ребенке. Однако, учитывая, что срок аккредитации представительства истек, производная информация о детях представителю агентства "ЭКСЭПТ - эн эдопшн энд канселин сентер" Сергееву В.М. не выдавалась.
Все сведения о несовершеннолетних Карелине Кирилле Алексеевиче и Подкорытове Иване Григорьевиче были предоставлены непосредственно кандидатам в усыновители (10 марта 2005 года и 15 марта 2005 года соответственно) при выдаче направления на посещение детей при личном приеме в Министерстве общего и профессионального образования Свердловской области. Таким образом, все действия на этапе подбора ребенка и досудебной подготовки к усыновлению кандидаты в усыновители осуществляли лично.
Необходимо отметить, что на территории Свердловской области в 2004 году осуществляли свою деятельность 24 аккредитованных представительства иностранных агентств по усыновлению, сотрудники которых вправе представлять региональному оператору банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, документы кандидатов в усыновители из числа иностранных граждан. По истечении срока аккредитации ни одно заявление иностранных граждан об оказании содействия в усыновлении ребенка, переданное через представителей иностранных агентств, Министерством общего и профессионального образования Свердловской области не регистрировалось.
Министерством общего и профессионального образования Свердловской области в мае-июне 2005 года принят ряд оперативных мер, направленных на устранение нарушений, указанных в представлении Прокуратуры Свердловской области, а также на усиление контроля за исполнением законодательства в области усыновления.
В соответствии с приказами министра общего и профессионального образования Свердловской области от 20.06.2005 г. N 98-Л "О создании Комиссии по приему иностранных граждан" и от 20.06.2005 г. N 97-Л "Об утверждении положений об отделе социальных программ детства и профилактики девиантного поведения и отделе профессионального образования в новой редакции":
1) в структуре отдела социальных программ детства и профилактики девиантного поведения несовершеннолетних Министерства общего и профессионального образования выделены специалисты регионального оператора, которые подчиняются непосредственно министру общего и профессионального образования Свердловской области;
2) с целью контроля за соблюдением процедуры усыновления детей иностранными гражданами создана Комиссия по приему иностранных граждан по вопросам усыновления;
3) содержание представления Прокуратуры Свердловской области об устранении нарушений законодательства об усыновлении, вынесенного в адрес Министерства общего и профессионального образования Свердловской области 14 апреля 2005 года, доведено до сведения руководителей подведомственных учреждений государственного воспитания;
4) осуществляется дополнительный контроль за исполнением органами опеки и попечительства Свердловской области функции устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семью при рассмотрении заявок муниципальных образований в Свердловской области на предоставление мест в областные детские дома и школы-интернаты.
С целью устранения нарушений законодательства об усыновлении, указанных в представлении Прокуратуры Свердловской области от 30 июня 2005 года, предлагаем:
Министерству общего и профессионального образования Свердловской области:
1) провести до 1 ноября 2005 года совещание с руководителями и специалистами органов опеки и попечительства Свердловской области по вопросам ведения государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, и соблюдения законодательства об усыновлении;
2) обеспечить разработку и распространение информационно-методических материалов по вопросам устройства детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи российских граждан;
3) усилить контроль за деятельностью органов опеки и попечительства Свердловской области в части соблюдения требований законодательства об усыновлении;
4) в I квартале 2006 года проинформировать Правительство Свердловской области об исполнении органами опеки и попечительства муниципальных образований в Свердловской области функций по выявлению, учету и устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в 2005 году;
5) усилить контроль за своевременностью предоставления отчетов об условиях жизни и воспитания детей в семьях усыновителей из числа иностранных граждан представительствами специально уполномоченных иностранными государствами органов или организаций по усыновлению детей, аккредитованных на территории Российской Федерации.
Главам муниципальных образований в Свердловской области:
1) принять меры по развитию материально-технических, организационных и кадровых условий, обеспечивающих требования законодательства по выявлению, учету и устройству детей, оставшихся без родительского попечения;
2) до 1 сентября 2005 года проинформировать Прокуратуру Свердловской области и Министерство общего и профессионального образования Свердловской области о мерах, принятых для устранения нарушений законодательства об усыновлении, указанных в представлении Прокуратуры Свердловской области и информации Министерства общего и профессионального образования Свердловской области.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Свердловской области от 26 июля 2005 г. N 583-ПП "О мерах по устранению нарушений законодательства об усыновлении"
Текст постановления опубликован в "Собрании законодательства Свердловской области" 2005 г., N 7-5 ст. 1074 (без приложения)
Постановлением Правительства Свердловской области от 15 октября 2009 г. N 1371-ПП настоящее постановление признано утратившим силу