По данным государственного доклада "О санитарно-эпидемиологической обстановке в Свердловской области за 2004 год", в результате реализации комплекса мер, направленных на решение задач народосбережения, в соответствии с постановлением Правительства Свердловской области от 06.06.2001 г. N 393-ПП "О Концепции "Сбережение населения Свердловской области на период до 2015 года" ("Областная газета" от 13.06.2001 г. N 114) в части обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения в последние годы в Свердловской области наметилась тенденция улучшения медико-демографической ситуации.
Показатель рождаемости в 2004 году достиг самого высокого уровня за последние 12 лет (10,7 родившихся на 1000 населения, что на 3,9 процента выше уровня 2003 года и на 12,2 процента выше среднемноголетнего уровня). Снизился показатель естественной убыли населения против уровня 2003 года. Продолжается сокращение случаев смерти от заболеваний системы кровообращения (на 3,1 процента по сравнению с 2003 годом), болезней органов дыхания (на 11,0 процента), инфекционных и паразитарных заболеваний (на 3,0 процента), числа самоубийств (на 11,5 процента) и убийств (на 3,9 процента), отравлений алкоголем (на 19,8 процента). Снижается смертность населения (на 2,9 процента относительно 2003 года, при сохранении роста по сравнению со среднемноголетним уровнем), показатель составил 16,5 случая на 1000 населения.
Вместе с тем достигнутые результаты по снижению смертности и повышению рождаемости, положительные эффекты в состоянии здоровья населения не позволяют говорить о значительном улучшении медико-демографической ситуации. Остаются нерешенными системные проблемы организации охраны здоровья населения, его санитарно-эпидемиологического благополучия и экологической безопасности. До настоящего времени эти проблемы не стали приоритетными для органов местного самоуправления многих муниципальных образований в Свердловской области и большинства организаций промышленности, энергетики и жилищно-коммунального хозяйства, деятельность которых оказывает негативное воздействие на здоровье населения. Не обеспечивается достаточная организационная и финансовая поддержка в реализации приоритетных направлений улучшения санитарно-эпидемиологической обстановки. Не достигнуты ожидаемые результаты по профилактике онкологической заболеваемости, болезней системы кровообращения, обеспечению здорового питания населения и профилактике микроэлементозов, травм и острых отравлений, сокращению заболеваемости трудоспособного населения, случаев первичной заболеваемости, улучшению качества питьевой воды, атмосферного воздуха, продуктов питания, снижению биологической, радиационной и шумовой нагрузки. Не обеспечивается достижение результата по основному показателю, характеризующему состояние физического, духовного и социального благополучия населения, - продолжительности жизни.
Структура санитарно-гигиенических факторов и масштаб их вредного воздействия на здоровье населения в последние годы не претерпевают значительного изменения.
Приоритетное место среди социально-экономических факторов риска для здоровья населения занимают факторы, характеризующие уровень социального благополучия территорий. Далее по приоритетности факторы, характеризующие экономическое развитие территории (второе место), определяющие ее промышленное развитие (третье место), характеризующие уровень социальной напряженности (четвертое место).
Первое место среди приоритетных санитарно-гигиенических факторов формирования здоровья населения занимает комплексная химическая нагрузка. Негативное влияние на здоровье оказывает химическое загрязнение питьевой воды, атмосферного воздуха, почвы и продуктов питания. Второе место по степени влияния на здоровье населения занимают факторы риска, связанные с биологической нагрузкой, которые формируются за счет некачественной питьевой воды, продуктов питания, а также почвенного загрязнения. На третьем месте - шумовая нагрузка в селитебных зонах и другие физические факторы (вибрация, микроклимат, освещенность, электромагнитные поля). На четвертом месте - радиационная дозовая нагрузка.
В соответствии с законами Российской Федерации от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" ("Российская газета" от 06.04.99 г. N 64-65) и от 10 января 2001 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" ("Российская газета" от 12.04.2002 г. N 6), Областным законом от 21 августа 1997 года N 54-ОЗ "О здравоохранении в Свердловской области" ("Областная газета" от 27.08.97 г. N 128) с изменениями, внесенными Областным законом от 19 ноября 1998 года N 36-ОЗ ("Областная газета" от 24.11.98 г. N 212), постановлением Правительства Свердловской области от 16.06.2004 г. N 505-ПП "О Концепции экологической безопасности Свердловской области на период до 2015 года" ("Областная газета" от 22.06.2004 г. N 155-156), с целью обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и безопасности среды обитания для здоровья населения Правительство Свердловской области постановляет:
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату Федерального закона N 7-ФЗ следует читать как "10 января 2002 года"
Постановлением Правительства Свердловской области от 28 июля 2009 г. N 865-ПП постановление Правительства Свердловской области от 16.06.2004 г. N 505-ПП признано утратившим силу
1. Принять к сведению выводы государственного доклада "О санитарно-эпидемиологической обстановке в Свердловской области за 2004 год" и предложения по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения Свердловской области (прилагаются).
2. Исполнительным органам государственной власти Свердловской области, органам местного самоуправления муниципальных образований в Свердловской области:
1) считать приоритетным направлением деятельности обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения и предусматривать при формировании областного и местных бюджетов расходы на реализацию мероприятий по предотвращению и сокращению влияния на здоровье населения Свердловской области социально-экономических и санитарно-гигиенических факторов риска;
2) учитывать при оценке деятельности по выполнению Концепции "Сбережение населения Свердловской области на период до 2015 года" показатели состояния здоровья и продолжительности жизни населения;
3) обратить особое внимание на реализацию мер по профилактике травматизма, отравлений, алкоголизма, туберкулеза и ВИЧ-заболеваний, снижению инвалидности, благоустройству и санитарной очистке территорий, обеспечению сбора, вывоза и утилизации бытовых отходов, санитарно-гигиеническому образованию и обучению, формированию мотивации населения к здоровому образу жизни.
3. Управляющим управленческими округами Свердловской области Волынкину В.Н., Гусеву О.А., Боку В.Ф., Шабарову А.В., Граматику И.И.:
1) обеспечить координацию деятельности по решению проблем, отмеченных в выводах государственного доклада "О санитарно-эпидемиологической обстановке в Свердловской области за 2004 год" и предложениях по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения Свердловской области, на территориях соответствующих муниципальных образований;
2) рассмотреть состояние дел по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения, проживающего на территориях риска соответствующих муниципальных образований.
4. Предложить Территориальному управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области (Никонов Б.И.) совместно с исполнительными органами государственной власти Свердловской области подготовить Комплексный план мероприятий по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения Свердловской области на период до 2015 года и внести его на рассмотрение в Правительство Свердловской области в 2005 году.
5. Предложить руководителям организаций, расположенных на территории Свердловской области:
1) учитывать при формировании планов развития, технического перевооружения и модернизации производства необходимость выполнения мероприятий по решению проблем, отмеченных в выводах государственного доклада "О санитарно-эпидемиологической обстановке в Свердловской области за 2004 год" и предложениях по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения Свердловской области;
2) обратить особое внимание на реализацию мер по профилактике профессиональных заболеваний, оснащению работающих индивидуальными средствами защиты, лечебно-профилактическому питанию работающих во вредных условиях труда, проведению периодических медицинских осмотров, а также профилактике и реабилитации здоровья населения, проживающего в санитарно-защитных зонах.
6. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя председателя Правительства Свердловской области по социальной политике Спектора С.И.
Председатель Правительства
Свердловской области |
А.П. Воробьев |
г. Екатеринбург
26 августа 2005 года
N 705-ПП
Правительства Свердловской области
от 26 августа 2005 г. N 705-ПП
Выводы государственного доклада
"О санитарно-эпидемиологической обстановке в Свердловской
области за 2004 год" и предложения по обеспечению
санитарно-эпидемиологического благополучия
населения Свердловской области
В 2004 году деятельность исполнительных органов государственной власти Свердловской области, органов местного самоуправления муниципальных образований в Свердловской области, учреждений и организаций, расположенных на территории Свердловской области, в сфере охраны и укрепления здоровья населения, обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия, создания безопасных условий окружающей среды была направлена на снижение влияния вредных факторов среды обитания на здоровье населения с учетом социальных и экономических особенностей различных муниципальных образований, а также на развитие единой областной системы управления в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения в соответствии с Концепцией "Сбережение населения Свердловской области на период до 2015 года", одобренной постановлением Правительства Свердловской области от 06.06.2001 г. N 393-ПП ("Областная газета" от 13.06.2001 г. N 114).
Реализация комплекса мер по решению указанных выше задач позволила в последние годы стабилизировать тенденции улучшения медико-демографической ситуации, которая характеризуется (диаграмма 1):
"Динамика медико-демографических показателей в Свердловской области за 2000-2004 годы"
1) ростом рождаемости, показатель в 2004 году достиг самого высокого уровня, начиная с 1992 года, - 10,7 родившихся на 1000 населения (увеличение на 3,9 процента к уровню 2003 года и на 12,2 процента по сравнению со среднемноголетним уровнем);
2) снижением показателя естественной убыли населения, число умерших превышает число родившихся на 5,8 (против 6,7 в 2003 году и 7,1 в 2002 году) на 1000 населения;
3) продолжающимся снижением случаев смерти от заболеваний системы кровообращения (на 3,1 процента по сравнению с 2003 годом), болезней органов дыхания (на 11 процентов), инфекционных и паразитарных заболеваний (на 3,0 процента), числа самоубийств (на 11,5 процента) и убийств (на 3,9 процента), отравлений алкоголем (на 19,8 процента);
4) снижением смертности населения (на 2,9 процента относительно 2003 года, при сохранении роста по сравнению со среднемноголетним уровнем), показатель составил 16,5 случая на 1000 населения;
5) стабильной тенденцией снижения материнской смертности, показатель составил 29,3 случая на 100 тысяч детей, рожденных живыми (снижение в 2004 году составило 28,4 процента по сравнению с 2003 годом);
6) снижением младенческой смертности на 14,7 процента по сравнению с 2003 годом, показатель составил 10,4 случая на 1000 детей, родившихся живыми;
7) продолжающейся тенденцией сокращения заболеваемости у новорожденных и детей первого года жизни, в 2004 году показатель для новорожденных сократился на 10,1 процента относительно среднемноголетнего уровня и на 2,2 процента к уровню 2003 года, для детей первого года жизни на 1,0 и 1,9 процента соответственно;
8) сохранением стабильности снижения уровня инфекционных заболеваний, благодаря массовой иммунизации в течение 4 лет не регистрируются широкомасштабные эпидемии гриппа.
В целом по Свердловской области сохраняется положительная динамика изменения показателей, характеризующих среду обитания населения, за исключением почвы:
1) улучшается качество питьевой воды в разводящей сети, доля неудовлетворительных проб питьевой воды по санитарно-химическим показателям снизилась с 23,1 процента в 1999 году до 13,8 процента в 2004 году (на 20,9 процента относительно 2003 года);
2) уменьшается, хотя и незначительно, уровень загрязнения атмосферного воздуха - на территориях 7 муниципальных образований в 2003 году, на 12 территориях - в 2004 году;
3) стабилизировалась тенденция сокращения количества неудовлетворительных проб продуктов питания (диаграмма 2);
"Динамика количества неудовлетворительных результатов исследований качества питьевой воды, атмосферного воздуха, продуктов питания (в процентах)"
4) стабильно не превышает допустимых значений и постоянно снижается коллективная эффективная доза облучения населения, отмечается положительная динамика изменения показателя, характеризующего содержание радиоактивных веществ в почвах (доля проб, не соответствующих гигиеническим требованиям, уменьшилась с 18 процентов в 2000 году до 1,5 процента в 2004 году);
5) улучшилось питание и состояние среды обитания в детских образовательных учреждениях, сократилась численность детей, подверженных влиянию факторов неудовлетворительного питания, неблагоприятного микроклимата в образовательных учреждениях, сменности занятий (диаграмма 3).
Вместе с тем достигнутые масштабы снижения смертности и повышения рождаемости, положительные эффекты в состоянии здоровья населения не позволяют говорить о коренном оздоровлении медико-демографической ситуации в Свердловской области. Остаются нерешенными системные проблемы организации охраны здоровья населения, его санитарно-эпидемиологического благополучия и экологической безопасности. До настоящего времени эти проблемы не стали приоритетными для органов местного самоуправления многих муниципальных образований в Свердловской области и большинства предприятий промышленности, энергетики и жилищно-коммунального хозяйства, деятельность которых оказывает негативное воздействие на здоровье населения.
"Динамика численности детского населения, подверженного воздействию факторов среды обитания в образовательных учреждениях (в процентах)"
Не обеспечивается достаточная организационная и финансовая поддержка приоритетных направлений улучшения санитарно-эпидемиологической обстановки. Не достигнуты требуемые результаты по профилактике онкологической заболеваемости, травматизма и острых отравлений, заболеваемости трудоспособного населения, обеспечению здорового питания населения и профилактике микроэлементозов, улучшению качества питьевой воды, атмосферного воздуха, продуктов питания, снижению биологической, радиационной и шумовой нагрузки, благоустройству территорий и снижению нагрузки, связанной с почвенно-пылевым загрязнением. Не обеспечено достижение результата по основному показателю, характеризующему состояние физического, духовного и социального благополучия населения, - продолжительности жизни населения (диаграммы 4 и 5).
В последние годы продолжается увеличение влияния санитарно-гигиенических факторов риска на здоровье населения Свердловской области (эколого-гигиенические факторы окружающей среды и санитарно-гигиенические факторы условий труда, обучения и воспитания) при стабильном влиянии социально-экономических факторов риска (экономическое и промышленное развитие территории, социальная напряженность, уровень социального благополучия).
"Средняя продолжительность жизни женского населения (лет)"
"Средняя продолжительность жизни мужского населения (лет)"
В 2004 году влиянию санитарно-гигиенических факторов риска было подвержено 78 процентов населения (около 3,3 млн. человек), социально-экономических - 44 процента (более 1,8 млн. человек). Территории риска приведены на картограмме.
"Ранжирование территории Свердловской области по состоянию санитарно-гигиенической обстановки"
По-прежнему первое место среди приоритетных санитарно-гигиенических факторов формирования здоровья населения занимает комплексная химическая нагрузка, которой было подвержено в 2004 году около 3,3 млн. человек. Негативное влияние на здоровье оказывает химическое загрязнение питьевой воды (воздействию подвержено более 2,4 млн. человек), атмосферного воздуха (подвержено около 3,2 млн. человек), почвы (около 3 млн. человек) и продуктов питания (около 1,6 млн. человек).
По данным многосредовой оценки риска, ведущий стабильный вклад в формирование внутренней дозы экотоксикантов в организме, особенно детей, вносит почвенно-пылевой фактор. К территориям риска по комплексному химическому загрязнению относятся муниципальные образования город Алапаевск, город Асбест, Верхняя Пышма, город Екатеринбург, город Каменск-Уральский, город Карпинск, город Кировград, город Краснотурьинск, город Красноуральск, город Нижний Тагил, город Первоуральск, город Полевской, город Серов, Артемовский район, Богдановичский район, Верхнесалдинский район, Камышловский район, Ревдинский район, Режевской район, Талицкий район.
Второе место по степени влияния на здоровье населения занимают факторы риска, связанные с биологической нагрузкой (воздействию подвержено около 2,9 млн. человек). Эта нагрузка формируется за счет некачественной питьевой воды (более 800 тыс. человек потребляют потенциально опасную в эпидемиологическом отношении питьевую воду), продуктов питания, а также почвенного загрязнения (наибольшее воздействие оказывается на детей дошкольного возраста). К территориям наибольшего риска относятся муниципальные образования город Ивдель, город Ирбит, город Каменск-Уральский, город Качканар, город Красноуфимск, город Кушва, город Среднеуральск, Богдановичский район, Верхнесалдинский район, Невьянский район, Сысертский район.
На третьем месте в 2004 году - шумовая нагрузка в селитебных зонах и другие физические факторы (вибрация, микроклимат, освещенность, электромагнитные поля). Численность населения, подверженного этим факторам риска, составляет более 3,2 млн. человек. К территориям риска относятся муниципальные образования город Асбест, Верхняя Пышма, город Екатеринбург, город Каменск-Уральский, город Камышлов, город Качканар, город Нижний Тагил, город Первоуральск, город Полевской, город Североуральск, город Серов, Ревдинский район, Режевской район, Слободо-Туринский район.
На четвертом месте - радиационная дозовая нагрузка (воздействию подвержено около 3,3 млн. человек). Основными источниками коллективной дозы облучения населения являются естественные источники и медицинские исследования. Прямых эффектов от воздействия радиационных факторов на здоровье населения в 2004 году не отмечалось. Повышенная индивидуальная нагрузка характерна для территорий с высоким радоновыделением и значительным воздействием от медицинских рентгенрадиологических процедур, к таким территориям относятся муниципальные образования город Екатеринбург, город Каменск-Уральский, город Качканар, город Краснотурьинск, город Нижний Тагил, город Первоуральск, город Североуральск, Белоярский район, Невьянский район, Режевской район, Сысертский район.
Первое место среди социально-экономических факторов риска для здоровья населения занимают факторы, характеризующие уровень социального благополучия территорий (уровень благоустройства, телефонизации, развитие сети дорог с твердым покрытием, иные показатели развития социальной сферы территории). Эти факторы оказывают выраженное неблагоприятное влияние на состояние здоровья около 830 тыс. человек. В условиях низкого уровня обеспеченности медицинской помощью проживает около 1,4 млн. человек. К территориям риска относятся муниципальные образования город Алапаевск, город Каменск-Уральский, город Качканар, Артинский район, Ачитский район, Байкаловский район, Верхотурский уезд, Гаринский район, Ревдинский район, Серовский район, Слободо-Туринский район, Таборинский район, Шалинский район.
Второе место среди факторов социально-экономического развития занимают факторы, определяющие промышленное развитие территории (объем капиталовложений, производство промышленной продукции на душу населения). Более 1,2 млн. человек подвержено влиянию факторов промышленного развития. Территориями наибольшего риска являются муниципальные образования город Алапаевск, город Березовский, город Карпинск, город Нижняя Салда, Алапаевский район, Артинский район, Белоярский район, Красноуфимский район, Нижнетуринский район, Пригородный район, Пышминский район, Режевской район, Серовский район.
Факторы, характеризующие экономическое развитие территории (розничный товарооборот на душу населения, индекс физического объема произведенной продукции), по приоритетности влияния на здоровье населения находятся на третьем месте. Влиянию этих факторов подвержено более 950 тыс. человек. Территориями риска являются муниципальные образования город Верхний Тагил, город Верхняя Тура, город Карпинск, Алапаевский район, Артемовский район, Артинский район, Ачитский район, Белоярский район, Верхнесалдинский район, Гаринский район, Каменский район, Красноуфимский район, Невьянский район, Нижнесергинское, Новолялинский район, Пригородный район, Пышминский район, Режевской район, Серовский район, Таборинский район, Тавдинский район.
Факторы, характеризующие уровень социальной напряженности на территории (задолженность по заработной плате, уровень преступности, уровень безработицы), занимают четвертое место. Этим факторам неблагоприятного влияния на здоровье подвержено более 1,1 млн. человек. К территориям риска относятся муниципальные образования город Ивдель, город Карпинск, город Качканар, город Кировград, город Красноуральск, город Нижний Тагил, город Североуральск, Артинский район, Байкаловский район, Белоярский район, город Березовский, Невьянский район, Нижнетуринский район.
В последние годы снижается достигнутый уровень организационной и финансовой поддержки реализации мероприятий по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Продолжение этой тенденции грозит привести к потере достигнутого уровня стабилизации медико-демографической ситуации в Свердловской области.
Действия, предпринимаемые в настоящее время на различных уровнях управления, не адекватны существующим и прогнозируемым угрозам негативного воздействия на здоровье социально-экономических и санитарно-гигиенических факторов риска, а имеющийся потенциал и возможности управления охраной среды обитания и здоровья населения используются не в полной мере (диаграмма 6).
"Динамика финансирования целевых программ на душу населения Свердловской области в 2000-2004 годах, в среднем за год в рублях"
Существующее состояние дел и предпринимаемые меры не могут в полной мере обеспечить достижение основных социальных приоритетов, предусмотренных Концепцией "Сбережение населения Свердловской области на период до 2015 года".
Сложившаяся в Свердловской области санитарно-эпидемиологическая обстановка остается напряженной. По-прежнему эта обстановка определяется следующими ключевыми проблемами:
1. Проблема неудовлетворительного состояния здоровья беременных и женщин репродуктивного возраста. В 2004 году не произошло существенного улучшения показателей репродуктивного здоровья женщин. Остается не решенной проблема абортов, они по-прежнему остаются основным методом регулирования рождаемости, хотя число абортов снижается (в 2004 году на 100 родов приходилось 88,2 аборта, против 97,8 в 2003 году). Остается высоким показатель невынашивания беременности (число детей, родившихся недоношенными) - 6,0 случая на 100 детей, родившихся живыми (в 2003 году 6,1). Практически не снижается удельный вес нормальных (без патологии) родов, показатель в 2004 году составил 25,9 процента, в 2003 году - 27,2 процента. Не снижается распространенность анемий, каждая третья беременность протекает с анемией. Число ВИЧ-инфицированных беременных женщин за последние 5 лет увеличилось в 12,2 раза и составило в 2004 году 1160 человек. За период с 1993 по 2004 год родилось 2175 детей от ВИЧ-инфицированнных матерей, 105 детям поставлен диагноз ВИЧ-инфекции.
Среди факторов, оказывающих неблагоприятное влияние на состояние здоровья беременных женщин, существенная роль принадлежит обеспеченности медицинской помощью, в первую очередь для сельских территорий, качеству питания и социальной напряженности, низкому экономическому развитию на территории проживания.
К территориям с наиболее неудовлетворительным состоянием здоровья беременных и женщин репродуктивного возраста относятся муниципальные образования город Асбест, Верхняя Пышма, город Ивдель, город Карпинск, город Краснотурьинск, город Красноуральск, город Нижний Тагил, Артемовский район, Артинский район, Богдановичский район, Верхотурский уезд, Гаринский район, Ирбитский район, Красноуфимский район, Невьянский район, Нижнесергинское, Нижнетуринский район, Пышминский район, Режевской район, Слободо-Туринский район, Сысертский район, Тавдинский район, Талицкий район, Тугулымский район, Туринский район.
2. Проблема неудовлетворительного состояния здоровья новорожденных и детей первого года жизни. По-прежнему каждый ребенок первого года жизни болеет в среднем три раза в год. Отмечается некоторое увеличение заболеваемости детей первого года жизни по сравнению со среднемноголетним уровнем на 1,0 процента, а относительно 2003 года - на 1,9 процента. Число случаев заболеваний составило 2869,5 на 1000 детей. Продолжается рост распространенности инфекций перинатального периода (на 5,9 процента к 2003 году), показатель составил 21,6 случая на 1000 новорожденных, врожденных пневмоний (на 25 процентов относительно 2003 года).
Факторами, влияющими на заболеваемость детей первого года жизни, являются: химическая нагрузка, связанная с загрязнением атмосферного воздуха, недостаточное качество медицинского обслуживания детей, неудовлетворительная обеспеченность медицинскими кадрами, в том числе врачами, а также уровень промышленного развития территорий.
Территориями с наиболее высокими показателями заболеваемости детей первого года жизни являются муниципальные образования город Асбест, город Карпинск, город Кировград, город Кушва, город Североуральск, Артемовский район, Артинский район, Байкаловский район, Каменский район, Новолялинский район, Ревдинский район, Режевской район, Сысертский район, Тавдинский район, Талицкий район.
3. Проблема заболеваемости детей в возрасте до 14 лет. Состояние здоровья детского населения продолжает вызывать озабоченность, несмотря на некоторые положительные тенденции снижения болезней органов пищеварения, числа травм и отравлений, болезней системы кровообращения, глаз, эндокринной системы. Показатель общей заболеваемости у детей в 2004 году составил 1981 случай на 1000 детей. Растет число заболеваний органов дыхания (на 23,6 процента по сравнению со среднемноголетним уровнем), системы кровообращения (на 54,5 процента), мочеполовой системы (на 34,6 процента), нервной системы (на 37,1 процента). Более 50 процентов числа случаев заболеваний у детей составляют болезни органов дыхания. В состоянии здоровья подростков прослеживаются те же тенденции, что и в детском возрасте.
На уровень заболеваемости детей оказывают влияние факторы обеспеченности медицинской помощью, комплексной химической нагрузки (в первую очередь связанной с загрязнением атмосферного воздуха), неудовлетворительная социальная обстановка и низкое экономическое развитие на территории проживания. Остаются нерешенными вопросы организации профилактических мероприятий среди детей, таких, как закаливание, физическое воспитание, оздоровление. Среди факторов учебно-воспитательной среды, влияющих на состояние здоровья детей, значительная роль принадлежит несбалансированному и неудовлетворительному качеству питания в образовательных учреждениях, фактору "сменности" и микроклимату в учебных помещениях, недостаточному качеству медицинского обеспечения детей и высокой учебной нагрузке.
К территориям с неудовлетворительным состоянием здоровья детей до 14 лет с учетом влияния комплекса отмеченных факторов относятся муниципальные образования город Асбест, город Березовский, город Ивдель, город Ирбит, город Каменск-Уральский, город Карпинск, город Кировград, город Краснотурьинск, город Нижний Тагил, город Первоуральск, город Полевской, город Североуральск, город Серов, Алапаевский район, Ачитский район, город Екатеринбург, Каменский район, Нижнетуринский район, Ревдинский район, Слободо-Туринский район, Туринский район.
4. Проблема высокого уровня травматизма и отравлений в последние годы остается среди наиболее приоритетных. Группой риска повышенного уровня острых бытовых отравлений по-прежнему остаются лица трудоспособного возраста (65-67 процентов). Не снижается число травм и отравлений среди населения. Половина всех травм - бытовые. За последние 3 года отмечен рост уровня травматизма в дошкольных учреждениях, школах, школах-интернатах и детских домах.
Факторами риска детского травматизма являются: низкий уровень благоустройства территорий и спортивных площадок в образовательных учреждениях, неудовлетворительное техническое состояние спортивного оборудования в спортивных залах, низкий уровень организационной работы с детьми во время каникул, некачественная обработка дорожных покрытий и тротуаров во время гололеда, несоблюдение правил перевозки детей в транспортных средствах.
Остается нерешенной проблема распространенности острых отравлений в быту, показатель в 2004 году составил 173,7 случая на 100000 жителей. На уровне 2003 года остались показатели отравлений алкоголем и его суррогатами. В структуре отравлений преобладают отравления лекарственными препаратами (40,3 процента), отравления алкоголем (18,5 процента), отравления товарами бытовой химии (14,2 процента) и отравления суррогатами алкоголя (9,5 процента). Несмотря на снижение случаев смерти от алкогольных отравлений (на 30,6 процента относительно 2003 года), смертность от острых отравлений в быту продолжает оставаться высокой - 22,8 случая на 100000 человек. Почти 60 процентов смертей от отравлений связана с употреблением алкоголя и его суррогатов.
К территориям риска высокого уровня травм и отравлений относятся муниципальные образования город Асбест, город Екатеринбург, город Каменск-Уральский, город Нижний Тагил, город Первоуральск, город Североуральск, город Серов, Бисертское, Нижнетуринский район, Ревдинский район, закрытое административно-территориальное образование поселок Свободный.
5. Проблема роста числа заболеваний органов дыхания. Удельный вес болезней органов дыхания продолжает оставаться на уровне 27 процентов в общей заболеваемости всего населения, показатель составляет 330 случаев на 1000 населения. В 2004 году этот показатель оставался на уровне предыдущих лет.
Территориями риска, где показатель заболеваемости органов дыхания у населения выше среднеобласных#, являются муниципальные образования город Арамиль, город Асбест, город Верхний Тагил, город Верхняя Тура, город Ивдель, город Кушва, город Нижний Тагил, Артинский район, Бисертское, Богдановичский район, Каменский район, Нижнетуринский район, Ревдинский район, Режевской район, Слободо-Туринский район.
6. Проблема роста числа заболеваний системы кровообращения. Среди причин смертности населения 54,4 процента составляют болезни системы кровообращения (9 случаев на 1000 населения), причиной смерти почти каждого третьего работающего жителя области является эта патология. Число случаев болезней системы кровообращения продолжает возрастать (на 36,4 процента по сравнению со среднемноголетним уровнем и на 6,8 процента относительно 2003 года).
К территориям, где показатель распространенности болезней системы кровообращения выше среднеобластных, относятся муниципальные образования город Арамиль, Верхняя Пышма, город Каменск-Уральский, город Карпинск, город Красноуральск, город Кушва, город Первоуральск, город Североуральск, Артемовский район, Артинский район, Ачитский район, Нижнетуринский район, Ревдинский район.
7. Проблема высокого уровня злокачественных новообразований остается среди важнейших для Свердловской области. Показатель смертности населения от злокачественных новообразований не изменился в последние годы и составляет в 2004 году 2,1 случая на 1000 населения. Заболеваемость злокачественными новообразованиями продолжает увеличиваться - на 7,6 процента по сравнению со среднемноголетним уровнем.
К территориям риска относятся муниципальные образования город Алапаевск, город Арамиль, город Березовский, город Дегтярск, город Каменск-Уральский, город Карпинск, город Кировград, город Нижний Тагил, город Нижняя Салда. Наибольшие показатели смертности в течение одного года с момента постановки диагноза отмечаются в муниципальных образованиях город Асбест, город Березовский, город Красноуральск.
8. Проблема развития профилактики инфекционных и паразитарных заболеваний. Несмотря на достижение хороших показателей по снижению числа случаев инфекционных заболеваний в результате вакцинопрофилактики и сохранение стабильной ситуации по инфекционным и паразитарным заболеваниям, решение этих проблем требует постоянного внимания. Остается высоким уровень заболеваний, передающихся половым путем (показатель составляет 78,2 случая на 100000 человек), туберкулезом (99,7 случая). Зарегистрировано 23459 случаев ВИЧ-инфекции, показатель распространенности составил 516,2 случая на 100000 человек, что составляет 0,5 процента населения области. Не снижается число переносчиков клещевых инфекций, вокруг населенных пунктов сформировались стойкие очаги, в которых происходит поражение до 50 процентов заболевших.
К территориям с наибольшим уровнем инфекционных и паразитарных инфекций относятся муниципальные образования город Асбест, город Заречный, город Каменск-Уральский, город Карпинск, город Качканар, город Кировград, город Нижний Тагил, город Первоуральск, город Полевской, город Североуральск, город Сухой Лог, Богдановичский район, Верхнесалдинкий район, Верхотурский уезд, Невьянский район, Нижнетуринский район, Новолялинский район, Режевской район, Сысертский район, Туринский район.
9. Проблема роста числа профессиональных заболеваний. В 2004 году показатель профессиональных заболеваний сохранился на уровне прошлых лет. Более чем на 70 процентов профессиональная патология формируется за счет болезней органов дыхания. Около 95 процентов профессиональных заболеваний регистрируются при стаже работы в условиях воздействия неблагоприятных производственных факторов более 10 лет.
Основными факторами, вызывающими хронические профессиональные заболевания, являются: аэрозоли преимущественно фиброгенного действия - 66,7 процента, химические вещества - 9,8 процента, физическое перенапряжение - 9,1 процента, вибрации - 5,6 процента, шум - 3,5 процента, прочие производственные факторы - 5,3 процента. В структуре обстоятельств и причин, вызывающих профессиональную патологию, несовершенство технологических процессов составляет 50 процентов, неэффективность санитарно-технических установок - 12 процентов, несовершенство средств индивидуальной защиты - 7 процентов, неисправность санитарно-технических установок и отступление от технологического регламента - по 3 процента, неприменение средств индивидуальной защиты и аварии - по 2 процента. Во вредных условиях труда работает более 550 тыс. населения (или почти каждый третий из занятого населения).
Территориями с высоким уровнем профессиональной заболеваемости являются муниципальные образования город Асбест, город Березовский, город Кировград, город Краснотурьинск, город Кушва, город Нижний Тагил, город Полевской, город Североуральск, город Серов, Артемовский район, Богдановичский район, Верхнесалдинский район, Нижнетуринский район, Ревдинский район.
10. Проблема загрязнения почв в жилых районах. Высокая антропогенная нагрузка является причиной загрязнения почв населенных мест, земель сельскохозяйственного назначения различными веществами, в том числе 1 и 2 классов опасности. Под воздействием веществ первого класса опасности (бензо(а)пирен, кадмий, мышьяк, ртуть, свинец, селен, цинк) находится 2,7 млн. человек, второго класса (кобальт, медь, никель, сурьма, хром, бор) - более 2,3 млн. человек. Процент проб почв, не соответствующих гигиеническим требованиям, возрос в 2004 году до 11 процентов против 9,4 процента в 2003 году, не соответствующих санитарно-химическим требованиям, - до 51,1 процента против 47,2 в 2003 году. Растет загрязнение почв тяжелыми металлами, а также доля проб почвы, не соответствующих микробиологическим и паразитологическим показателям.
Серьезная проблема для области - складирование и переработка промышленных и бытовых отходов, прежде всего токсичных. Доля несанкционированных мест захоронения бытовых отходов составляет 47,2 процента. Менее половины мест захоронения бытовых отходов (свалок) отвечают требованиям санитарных правил.
Территориями с наиболее высоким загрязнением почв являются муниципальные образования город Березовский, Верхняя Пышма, город Екатеринбург, город Каменск-Уральский, город Краснотурьинск, Богдановичский район, Верхнесалдинский район, Невьянский район.
11. Проблема качества питьевой воды. Отмечается тенденция ухудшения качества питьевой воды по содержанию хлорорганических соединений, в 2004 году процент неудовлетворительных проб составил 10,4 процента (в 2003 году 7,2 процента). Остается неудовлетворительным качество воды в источниках водоснабжения, по санитарно-химическому составу процент неудовлетворительных проб возрос с 21,0 в 2000 году до 24,8 в 2003 году. Организованы зоны санитарной охраны в соответствии с нормативными требованиями только для менее половины подземных и поверхностных источников. Около миллиона человек используют для питьевых целей воду нецентрализованных источников хозяйственно-питьевого водоснабжения, которая в 13,8 процента случаев не соответствует санитарно-химическим требованиям. Приоритетными загрязнителями питьевой воды являются: хлорорганические соединения, железо, марганец, остаточный алюминий, тяжелые металлы.
Территориями риска являются муниципальные образования город Екатеринбург, город Ивдель, город Каменск-Уральский, город Качканар, город Краснотурьинск, город Красноуральск, город Нижний Тагил, город Первоуральск, город Полевской, город Североуральск, Верхнесалдинский район, Нижнетуринский район, Новолялинский район, Ревдинский район.
Критическая ситуация по обеспечению населения питьевой воды# создалась в муниципальных образованиях город Ирбит, город Камышлов, город Кировград, город Кушва, Байкаловский район, Белоярский район, Невьянский район, Пышминский район, Слободо-Туринский район, Тавдинский район, Туринский район. В муниципальных образованиях город Асбест, город Березовский, город Камышлов питьевая вода населению из-за дефицита подается с перебоями по графику.
12. Проблема химического загрязнения атмосферного воздуха. Доля проб атмосферного воздуха с превышением уровня предельно допустимых концентраций составляет около 5 процентов. На территориях 22 муниципальных образований, где проживает более 70 процентов населения, концентрации загрязнителей в атмосферном воздухе превышают предельно допустимые величины. Приоритетными загрязняющими веществами для атмосферного воздуха селитебных территорий являются: взвешенные вещества, пыль, диоксид серы, диоксид азота, фенол, формальдегид, бензо(а)пирен, фтористый водород, хлористый водород, твердые фториды, свинец, марганец, кадмий, медь, ртуть, хром, цинк, селен, мышьяк, никель, углеводороды, сероводород.
Наиболее неблагополучными территориями по уровню воздействия на здоровье населения в результате загрязнения атмосферного воздуха являются муниципальные образования город Асбест, Верхняя Пышма, город Екатеринбург, город Каменск-Уральский, город Кировград, город Краснотурьинск, город Красноуральск, город Нижний Тагил, город Первоуральск, город Полевской, город Серов# Нижнетуринский район, Ревдинский район.
13. Проблема неблагоприятных условий воспитания и обучения детей и подростков. Крайне тревожным признаком ухудшения санитарного состояния образовательных учреждений является увеличение числа детей и подростков, имеющих хроническую патологию. Одной из основных проблем в течение последних 11 лет является несбалансированное по основным параметрам питание детского населения. Во всех образовательных учреждениях рационы питания детей не соответствуют нормам по содержанию продуктов-поставщиков белков, жиров, углеводов, витаминов и микронутриентов, калорийности. По-прежнему критическими продуктами являются творог, рыба, фрукты.
Наиболее неудовлетворительное выполнение норм питания в дошкольных образовательных учреждениях регистрируется в муниципальных образованиях город Ирбит, Артинский район, Красноуфимский район, Таборинский район, Тавдинский район. Ухудшилось выполнение норм выделения продуктов на одного ребенка в дошкольных образовательных учреждениях муниципальных образований город Верхний Тагил, город Карпинск, город Кировград# Верхотурский уезд.
Количество организованно питающихся школьников составляет менее 70 процентов. Не используют обогащенную продукцию в 22 процентах школ.
Факторами, влияющими на неудовлетворительное качество питания детей в организованных коллективах, является не налаженная система прямых поставок продуктов питания от предприятий производителей, отсутствие квалифицированных специалистов по организации питания, низкий уровень гигиенических знаний населения о принципах здорового питания, зависимость числа детей, охваченных организованным питанием, от наличия дотаций.
В образовательных учреждениях на детей действует одновременно несколько факторов, влияющих на состояние их здоровья, в частности, недостаточность и нарушение режима питания (подвержено 30 процентов детей), дискомфортный тепловой режим, нерациональный режим дня в сочетании с высокой учебной нагрузкой и низкой двигательной активностью (подвержено 22,1 процента детей), низкий уровень искусственной освещенности (5 процентов), нерационально подобранная мебель (13,7 процента). В 2003 году состояние среды в образовательных учреждениях дестабилизировалось (ухудшилось качество питьевой воды, качество готовой пищи по микробиологическим показателям, параметры искусственной освещенности).
Неблагополучное положение в детских образовательных учреждениях отмечается в муниципальных образованиях город Верхний Тагил, город Дегтярск, город Екатеринбург, город Ирбит, город Кировград, город Краснотурьинск, город Красноуральск, город Красноуфимск, город Кушва, город Нижний Тагил, город Нижняя Салда, Красноуфимский район, Невьянский район, Нижнесергинское, Ревдинский район, Таборинский район, Тавдинский район.
Решение проблем охраны здоровья населения, обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия и экологической безопасности в современных условиях требует внедрения более эффективных, действенных, доступных и экономичных механизмов управления средой обитания и здоровьем с учетом действия факторов экономического и социального развития муниципальных образований в Свердловской области.
Правовой основой организации отношений в этой сфере должна стать разработка проекта областного закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения Свердловской области", который определил бы функции, права и ответственность различных участников единой областной системы управления. Организационная и финансовая поддержка может быть реализована через разработку, принятие и контроль исполнения Комплексного плана мероприятий по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения Свердловской области на период до 2015 года.
Информационной основой деятельности по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения с учетом факторов социально-экономического развития территорий является межведомственная государственная система социально-гигиенического мониторинга, действующая на территории Свердловской области и призванная интегрировать на единой информационной и методической основе данные о состоянии здоровья населения и факторов среды обитания. Развитие этой системы должно быть основано на широком внедрении геоинформационных технологий, повышении своевременности, полноты и достоверности используемой информации.
Инструментом для определения адресных, целенаправленных и эффективных действий по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения должно стать развитие методологии оценки риска влияния на здоровье населения неблагоприятных факторов среды обитания (многофакторная оценка риска с учетом воздействия социально-экономических, экологических, производственных, индивидуальных и иных факторов, а также многосредовая оценка риска с учетом факторов загрязнения атмосферного воздуха, питьевой воды, почвы и продуктов питания). Принятие управленческих решений на областном, муниципальном уровнях и уровне организаций должно основываться на внедрении методологии управления риском, с использованием экономических методов оценки и прогноза социально-экономических и экологических последствий принятия управленческих решений.
Бюджетное планирование должно быть ориентировано на приоритеты обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, охраны здоровья и обеспечения экологической безопасности в муниципальных образованиях. Основой такого планирования должно стать использование механизма планирования местных бюджетов, разработки и реализации областных государственных и муниципальных целевых программ, а также предоставления средств из областного бюджета в форме субвенций, субсидий и дотаций.
Контроль и надзор за санитарно-эпидемиологической обстановкой, повышением степени соблюдения требований санитарного законодательства должны получить развитие в соответствии с реформой службы государственного санитарно-эпидемиологического надзора на основе презумпции добросовестности и поддержки создания саморегулируемых организаций, имеющих своей целью обеспечение добросовестного осуществления профессиональной деятельности, в соответствии с Законом Российской Федерации от 8 августа 2001 года N 134-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)", а также принятия и внедрения технологических регламентов в соответствии с Законом Российской Федерации от 27 декабря 2002 года N 184-ФЗ "О техническом регулировании".
Страховая защита населения в связи с неблагоприятной санитарно-эпидемиологической обстановкой с использованием инструментов добровольного медицинского страхования, прежде всего коллективного, и страхования гражданской ответственности в случае непредвиденного нанесения ущерба здоровью населения и среде обитания человека при выполнении работ, оказании услуг, производстве, транспортировке, хранении и реализации населению продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд должна использоваться как один из приоритетных источников финансирования (возмещения затрат) и механизмов обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Основные направления деятельности по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения включают:
1) улучшение медико-демографической ситуации и снижение уровня заболеваемости населения;
2) снижение уровня преждевременной смертности и профилактика острых заболеваний населения в связи с загрязнением атмосферного воздуха пылью, сернистым ангидридом, диоксидом азота;
3) профилактика осложнений беременности и родов;
4) профилактика врожденных пороков развития;
5) профилактика злокачественных новообразований среди населения;
6) профилактика острых отравлений в быту и травматизма, в первую очередь среди детей;
7) предупреждение инфекционных и паразитарных заболеваний, сокращение уровня заболеваемости и смертности населения;
8) профилактика экологически обусловленных заболеваний и реабилитация здоровья населения, проживающего на экологически неблагополучных территориях;
9) предупреждение неблагоприятного влияния факторов среды обитания на здоровье населения за счет снижения комплексной химической нагрузки (в результате загрязнения питьевой воды, почвы, атмосферного воздуха, продуктов питания), почвенно-пылевой нагрузки, биологической нагрузки (в результате загрязнения питьевой воды, почвы и продуктов питания), шумовой нагрузки;
10) снижение неблагоприятного влияния на здоровье факторов, связанных с условиями обучения и воспитания детского населения;
11) создание системы комплексной профилактики заболеваний у работающего населения и снижение неблагоприятного влияния на здоровье факторов производственной среды;
12) снижение неблагоприятного влияния на здоровье населения социально-экономических факторов риска, в первую очередь алкоголизма, наркомании и всех видов токсикомании, факторов социального благополучия, экономического развития и социальной напряженности;
13) повышение степени соблюдения требований санитарного законодательства хозяйствующими субъектами на основе презумпции их добросовестности;
14) развитие системы гигиенического обучения и воспитания руководителей и индивидуальных предпринимателей, представителей общественных организаций и населения, расширение информирования их о факторах риска, формирующих здоровье, и мерах, направленных на предупреждение и сокращение этого риска.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Свердловской области от 26 августа 2005 г. N 705-ПП "О санитарно-эпидемиологической обстановке в 2004 году и обеспечении санитарно-эпидемиологического благополучия населения Свердловской области"
Текст постановления опубликован в "Собрании законодательства Свердловской области" 2005 г. N 8-2 ст. 1167