Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 2
Характеристика исходного состояния в сфере создания
нормативно-правовой базы информатизации
Информатизация как комплексный социально-экономический процесс является особым объектом права. Разделить сферу информации и информатизации на две составляющие - сферу информации и сферу информатизации - невозможно. Информация в процессах ее создания, распространения, поиска и использования недоступна для правового регулирования отношений субъектов вне ее материальных носителей. При установлении норм, касающихся информации, необходимо иметь в виду вполне определенные формы ее представления и передачи, что затрагивает сферу информатизации.
Фундаментом законодательства в сфере информации и информатизации является Конституция Российской Федерации, принятая всенародным голосованием в декабре 1993 г. Конституция определяет основные права и обязанности субъектов в сфере информационных отношений, базирующиеся на свободе личности и презумпции открытости информации.
Федеральные законы в сфере информационного права подразделяются на:
базовые или системообразующие законы;
видовые законы;
отраслевые законы.
К базовым законам относятся Федеральный закон от 20 февраля 1995 года N 24-ФЗ "Об информации, информатизации и защите информации" и Федеральный закон от 4 июля 1996 года N 85-ФЗ "Об участии в международном информационном обмене" (ред. от 29.06.2004 N 58-ФЗ).
Видовые законы регулируют отношения субъектов в отдельных видах информационной деятельности или затрагивают отдельные виды информационных продуктов. Отраслевые законы - это законы, регулирующие отношения в отдельных сферах жизни общества. Видовых законов, принятых на федеральном уровне, в настоящее время около 60; отраслевых - более 50.
Кроме того, существует классификация, выделяющая направления развития законодательства:
формирование и использование информационных ресурсов,
реализация права на доступ к информации,
информационно-телекоммуникационная инфраструктура и взаимодействие с глобальными информационными сетями,
рынок информационных средств, продуктов и услуг,
информационная безопасность.
Отношениями в сфере информатизации пронизаны все сферы жизни государства и общества. Поэтому для таких всепроникающих отношений напрямую применяются общие основы Гражданского, Уголовного кодексов, а также другие кодифицированные законы (около 15).
Система федерального законодательства дополняется и конкретизируется подзаконными актами Президента Российской Федерации, Правительства, нормативными актами министерств и ведомств, которые также, как и законы, подразделяются на базовые, видовые и отраслевые. К базовым относят Федеральную целевую программу "Электронная Россия (2002 - 2010 годы)", утвержденную Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2002 года N 65 (ред. от 26.07.2004 N 380).
В новом базовом Федеральном законе сферы местного самоуправления от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", который вступает в силу с 1 января 2006 года, полномочия органов местного самоуправления в области информатизации, создания информационных ресурсов не предусмотрены. Действующий закон организацию и содержание муниципальной информационной службы относит к вопросам местного значения.
Для развития законодательства о доступе к информации и для реализации прав субъектов информационного поля Российской Федерации на информацию большое значение имеет принятие системообразующего федерального закона о праве на информацию. В отсутствие такого закона Правительством Российской Федерации было принято Постановление от 12 февраля 2003 года N 98 "Об обеспечении доступа к информации о деятельности Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти". Органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления рекомендуется принять меры по обеспечению доступа граждан и организаций к информации о своей деятельности с учетом Постановления Правительства РФ.
Развитие законодательной и нормативной правовой базы в сфере информации, информатизации и защиты информации в Свердловской области отстает от многих субъектов Федерации. В этой сфере пока принят только один закон - Закон Свердловской области от 2 декабря 2002 года N 50-ОЗ "Об областной государственной целевой программе "Создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра и государственного учета объектов недвижимости в Свердловской области" на 2003 - 2007 годы". Ежегодно постановлениями Правительства Свердловской области утверждается областная государственная целевая программа об информационном обеспечении исполнительных органов государственной власти Свердловской области на предстоящий год, которая связана с осуществлением полномочий органов государственной власти Свердловской области в сфере формирования информационных ресурсов и информатизации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.