Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 1
к Решению Екатеринбургской
городской Думы
от 25 января 2005 г. N 69/5
Программа
"Развитие въездного и внутреннего туризма
в городе Екатеринбурге на 2005-2006 годы"
Паспорт Программы
"Развитие въездного и внутреннего туризма
в городе Екатеринбурге на 2005-2006 годы"
1. Наименование Программы:
Программа "Развитие въездного и внутреннего туризма в городе Екатеринбурге на 2005 - 2006 годы" (далее - Программа).
2. Основание для разработки Программы:
Федеральный закон от 24.11.1996 N 132-ФЗ (в редакции от 22.08.2004 N 122-ФЗ) "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации";
Областной закон от 31.12.1999 N 51-ОЗ (в редакции от 17.04.2001 N 35-ОЗ) "О туризме и туристической деятельности в Свердловской области";
Решение Екатеринбургской городской Думы от 24.09.2002 N 25/5 "Об утверждении Положения "О порядке разработки, утверждения и финансирования городских целевых программ";
"Стратегический план развития города Екатеринбурга", утвержденный Решением Екатеринбургской городской Думы от 10.06.2003 N 40/6;
Решение Екатеринбургской городской Думы от 13.04.2004 N 56/3 "Об утверждении Перечня городских целевых программ, предлагаемых к разработке в 2004 году".
3. Инициатор постановки проблемы (заказчик):
Администрация города Екатеринбурга и Координационный совет по въездному туризму.
4. Координатор Программы:
Заместитель Главы города Екатеринбурга по вопросам потребительского рынка и услугам.
5. Разработчики Программы:
Комитет по внешним связям Администрации города Екатеринбурга;
Некоммерческая организация - Фонд "Маркетинговое партнерство";
Центр международной торговли - Екатеринбург.
Соразработчики:
Муниципальное учреждение "Столица Урала";
Управление по развитию физической культуры, спорту и туризму Администрации города Екатеринбурга;
Уральский институт туризма;
Уральский государственный университет им. А.М. Горького;
Комитет благоустройства Администрации города Екатеринбурга;
Уральская Ассоциация туризма;
ООО "Екатеринбургское БМТ "Спутник".
6. Источники и объемы финансирования Программы:
Источники финансирования: бюджет города, привлеченные средства.
Ежегодно Программа пересматривается по источникам и объемам финансирования, корректируется объем мероприятий при утверждении бюджета города на очередной год.
Объемы финансирования:
Источник | 2005 год | 2006 год | Сумма |
Средства бюджета города |
38345480 руб. | 69441020 руб. | 107786500 руб. |
Привлеченные средства |
23350000 руб. | 5955000 руб. | 29305000 руб. |
Итого | 61695480 руб. | 75396020 руб. | 137091500 руб. |
7. Состояние проблемы:
7.1. Тенденции мирового туризма и его роль в развитии экономики городов.
Туризм сегодня рассматривается как одна из наиболее доходных и интенсивно развивающихся отраслей мирового хозяйства. На долю международного туризма приходится 8% всего объема мирового экспорта и 30-35% мировой торговли услугами. В 2002 году туристическая отрасль России выросла почти на 10%, а доходы от иностранного туризма приблизились к 4 млрд. долларов, что составило около 1% ВВП (для сравнения: Турция получает от данной отрасли 35% ВВП). Для России туризм, конечно же, не станет основной отраслью экономики, однако, согласно оценкам экспертов, потенциал ее развития достаточно обширен. К примеру, по данным Комитета по туризму Правительства Москвы, 7% бюджета города формируется за счет доходов от туризма.
Туристская индустрия - совокупность гостиниц и иных средств размещения, средств транспорта, объектов общественного питания, объектов и средств развлечения, объектов познавательного, делового, оздоровительного, спортивного и иного назначения, организаций, осуществляющих туроператорскую и турагентскую деятельность, а также организаций, предоставляющих экскурсионные услуги и услуги гидов-переводчиков (1).
(1) Федеральный закон от 24.11.1996 N 132-ФЗ (ред. от 22.08.2004 N 122-ФЗ) "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации".
Туристская индустрия располагает солидной материально-технической базой, обеспечивает занятость большого числа людей и взаимодействует со всеми отраслями экономического комплекса, в силу чего выступает своеобразным катализатором социально-экономического развития территории.
В более широком плане туристскую индустрию можно определить как межотраслевой комплекс, включающий:
- пассажирский транспорт (воздушный, водный, автомобильный, железнодорожный) с его разветвленной сетью технических служб;
- различные специализированные туристские предприятия и предприятия отраслей, не имеющих ярко выраженного туристского характера (в частности, транспортного машиностроения и автомобилестроения, топливной промышленности, капитального и дорожного строительства, местной промышленности по изготовлению сувениров, пищевой промышленности, многих отраслей сельского хозяйства и т.п.);
- широкую сферу услуг, которыми пользуется турист.
Современное состояние направлений в сфере туризма характеризуется несколькими тенденциями:
- активные формы отдыха вытесняют пассивные, как следствие, становятся популярными приключенческие и спортивные поездки, экологический туризм;
- большим спросом стали пользоваться краткосрочные туры по городам;
- снижается спрос на групповые поездки и активизируется индивидуальный туризм;
- растет так называемый событийный туризм для участия в определенных мероприятиях (спортивных, культурных);
- растет предложение специализированных туров (инсентив-туры);
- к быстро растущим перспективным отраслям относят деловой туризм как новый сектор экономики. Глобализация мировой экономики, деловых, научных и культурных связей превратили деловой туризм в одну из ведущих и наиболее динамично развивающихся отраслей мирового хозяйства. Маркетинговые исследования показывают, что на развитие этой отрасли не в силах повлиять ни экономические, ни политические, ни даже природные катаклизмы. По мнениям зарубежных экспертов, к 2020 году количество международных деловых поездок возрастет в три раза - с 564 млн. до 1,6 млрд. в год. При этом оборот данного сектора увеличится в 5 раз - с 400 млрд. долларов США до 2,0 трлн.
Развитие города как туристского центра представляет собой двусторонний процесс. Его составными частями являются, с одной стороны, проведение целенаправленной политики маркетинга города (создание четко сфокусированного имиджа, определение основных категорий потенциальных гостей города и целей их визита, разработка комплекса организационных мер по проведению в городе мероприятий межрегионального и международного масштаба и т.д.). С другой стороны, все эти усилия будут напрасны, если в городе не созданы такие условия для пребывания приезжающих гостей, чтобы им вновь захотелось посетить этот город и порекомендовать друзьям и знакомым приехать сюда. Безусловно, среди факторов, влияющих на восприятие города как комфортного и привлекательного места для пребывания, необходимо назвать такие, как безопасность (личная, экологическая, санитарно-эпидемиологическая), качество окружающей среды и даже отношение местных жителей к приезжим.
Реализация данных направлений требует консолидации действий всех участников туристской индустрии города, координации работы со стороны органов местного самоуправления. В то же время, при разработке данной Программы необходимо учитывать, что, как свидетельствует опыт крупных зарубежных городов, инфраструктура туризма в целом и делового туризма в частности является эффективным инструментом в долгосрочной перспективе как фактор расширения базы городской экономики, то есть представляет собой инвестиции долгосрочного порядка. Данные проекты важны тем, что стимулируют развитие смежных отраслей и рост доходов в них, а также развитие территории в целом. Это связано, в первую очередь, с тем, что сфера услуг, как одна из активно развивающихся сфер предпринимательской деятельности, предоставляет занятым в ней лицам широкие возможности для увеличения своих доходов. Это, в свою очередь, позволяет ожидать увеличения самой прибыльной статьи бюджета города - налог на доходы физических лиц.
7.2. Оценка существующего состояния въездного туризма и туристской инфраструктуры Екатеринбурга.
Согласно рейтинговому опросу Госкомстата РФ (2002), Урал (Екатеринбург) входит в десятку наиболее привлекательных регионов России - 3,4% для россиян и 4% для иностранцев (от общего числа опрошенных). По итогам экспертного опроса российских туроператоров, проведенного журналом "Русский предприниматель" в апреле 2003 года, Екатеринбург относится к регионам, перспективным с точки зрения туризма.
Современное экономическое развитие Екатеринбурга определяется не только уровнем промышленного производства крупных предприятий, но и состоянием торговли, сферы услуг, финансового рынка. В Екатеринбурге сосредоточены органы областного управления деятельностью учреждений рекреационно-туристского комплекса, образовательные учреждения по подготовке кадров для туристской отрасли. Географическое расположение города на границе Европы - Азии и пересечении транспортных путей способствует усилению этой тенденции. Кроме того, широкий спектр туристских ресурсов Екатеринбурга и, как следствие, возможности его позиционирования как города, интересного для различных групп туристов, создают предпосылки для значительного роста количества гостей города (как российских, так и иностранных), приезжающих в Екатеринбург с разнообразными целями.
С 2001 года, в соответствии с Постановлением Главы города от 28.08.2001 N 1021 "О Программе "Развитие туризма в городе Екатеринбурге до 2003 года" и Решением Екатеринбургской городской Думы от 27.11.2001 N 10/5 "Об утверждении Программы "Развитие туризма в городе Екатеринбурге до 2003 года", Администрацией города Екатеринбурга реализовывалась Программа "Развитие туризма в городе Екатеринбурге до 2003 года".
Учитывая тот факт, что развитие города как туристского центра является новым направлением в деятельности Администрации города, основной задачей Программы было создание механизмов ее реализации, сбор информации и определение краткосрочных и долгосрочных приоритетов.
В качестве приоритетных были выбраны следующие направления:
- оценка потенциальных возможностей города с точки зрения условий базовой инфраструктуры (транспорт, места размещения и питания, наличие достопримечательностей, памятников истории и культуры, возможных форм проведения досуга, наличие туроператоров и профессиональных гидов);
- создание информационной базы для потребителей туристского продукта (книг, путеводителей, сувениров, видеофильмов, CD, Интернет-сайтов, полиграфической продукции, направленных на продвижение регионального туристского потенциала, а также создание значимых и востребованных экскурсионных маршрутов);
- проведение научно-практических семинаров и конференций как инструмента обращения внимания на вопросы развития туризма в Екатеринбурге и обсуждения перспективных направлений.
Принципиальным моментом для Администрации города было привлечь к работе по Программе все организации, занятые в сфере въездного туризма и гостеприимства. Для этой цели при Администрации города был создан Координационный совет по въездному туризму, являющийся коллегиальным экспертно-консультативным совещательным органом. Основной функцией данной структуры является формирование единой городской политики в области развития внутреннего и въездного туризма. На сегодняшний день в его состав входят 27 руководителей подразделений Администрации города, предприятий и учреждений сферы услуг.
К главным результатам реализации Программы "Развитие туризма в городе Екатеринбурге до 2003 года", утвержденной Решением Екатеринбургской городской Думы от 27.11.2001 N 10/5, можно отнести:
- формирование общего видения направлений совместной работы между органами местного самоуправления и Уральской Ассоциацией туризма, руководителями учреждений культуры города, гостиницами, развлекательными центрами, транспортными предприятиями, рекламными агентствами и начало реализации совместных проектов;
- разработку комплекса информационных и представительских материалов о Екатеринбурге, ассортимента сувениров с символикой города;
- привлечение представителей науки, культуры, бизнеса, работников органов управления и широких кругов общественности к обсуждению перспектив развития Екатеринбурга как туристского центра.
На сегодняшний день имеется достаточное количество положительных факторов, которые выделяют Екатеринбург из числа других российских городов и позитивно влияют на развитие в городе въездного и внутреннего туризма:
- большой интерес иностранцев к истории, культуре, искусству нашей страны, ее разнообразной природе, национальным особенностям, что является основным мотивом для развития туризма в любой стране (научный, познавательный, образовательный и спортивный виды туризма), растущий интерес к таким туристическим маршрутам, как "Путешествие по Транссибирской магистрали";
- экономическая заинтересованность жителей других регионов и стран в установлении деловых контактов с предприятиями и организациями города (деловой и научный туризм);
- являясь административным центром Уральского Федерального округа, центром развития академической и отраслевой науки, город принимает большинство выставок, конгрессов, спортивных соревнований, культурных мероприятий, рассчитанных на привлечение всех областей, входящих в округ;
- наличие в регионе естественных природных условий для развития спортивного, охотничьего и экстремального туризма;
- тот факт, что транспортная инфраструктура города делает его начальным и конечным пунктом туристских маршрутов по Уралу;
- богатый спектр памятников архитектуры, инженерного искусства, истории, археологии и культуры, находящихся как в Екатеринбурге, так и близлежащих городах;
- увеличение в городе числа гостиниц со средним и высоким уровнем обслуживания (47 гостиниц, пригодных для размещения туристов, имеют 4273 мест);
- прямое воздушное и железнодорожное сообщение со многими городами СНГ и через связывающие рейсы (Lufthansa, British Airlines, Чешские авиалинии) с городами всех континентов;
- большое количество ресторанов и развлекательных центров, соответствующих мировым стандартам;
- наличие в городе Уральской Ассоциации туризма и крупных, обладающих хорошей деловой репутацией и опытом туристских фирм (ООО "ЕБМТ "Спутник", ООО "ТА "Тесис-Екатеринбург", ООО "Батерфлай", ООО "Екатеринбургский Центр гидов", ООО "Променад" и др.), способных организовывать качественные туристские и экскурсионные маршруты.
Вместе с тем в настоящее время на развитие въездного туризма в Екатеринбурге влияет ряд негативных факторов как макроэкономического, так и микроэкономического характера:
- образ России в целом как страны, неблагоприятной для туризма, создаваемый отдельными зарубежными и отечественными средствами массовой информации;
- действующий порядок выдачи российских виз гражданам иностранных государств, безопасных в миграционном отношении, не всегда способствующий росту въездного туризма;
- отсутствие комплексного взгляда на характер и специфику Екатеринбурга как места для туризма;
- недостаточное развитие инфраструктуры гостинично-туристского комплекса города, состояние которого еще не соответствует мировым стандартам в туризме;
- проблема нехватки гостиничных номеров среднего класса, категории 2-3 звезды, ценового диапазона до 100 долларов США и дешевых гостиниц для молодежного туризма;
- малое количество специализированных автотранспортных средств для перевозки туристов;
- состояние объектов показа;
- отсутствие целенаправленной программы по предоставлению туристских предложений в периоды "мертвого сезона" (основные потоки загрузки гостиниц приходятся на апрель, июнь, сентябрь и октябрь);
- исторически Екатеринбург не ассоциировался как город, интересный для туризма, вследствие чего необходима масштабная и системная работа по созданию и продвижению нового имиджа города;
- отсутствие системы учета потоков въездного туризма и показателей его влияния на экономику города;
- отсутствие программы поддержки туристских фирм, занимающихся въездным туризмом.
За период с 2000 года значительно изменилась туристская инфраструктура города.
Таблица 1
Изменения в туристской инфраструктуре города за период
действия Программы "Развитие туризма
в городе Екатеринбурге до 2003 года"
Наименование элемента туристской инфраструктуры |
2000 год | Первое полугодие 2004 года |
Турфирм всего Из них занимающихся въездным туризмом |
118 | 240 (из них 200 турфирм и 40 туроператоров) |
10 | 32 | |
Экскурсионные маршруты по городу |
около 15 | 46 |
Рестораны, бары, кафе | 24, 22, 71 | 32, 39, 135 |
Средства размещения (гостиницы, кемпинги, дополнительные средства проживания) |
27 | 47 |
Вузы, готовящие кадры для туризма |
3 (2 государственных, 1 негосударственный) |
10 (7 государственных, 3 негосударственных) |
Авиакомпании | 5 | 7 |
Магазины, торгующие сувенирной продукцией с символикой города |
Отсутствовали | 34 |
Объекты предпринимательской деятельности, предоставляющие услуги культурно-развлекательного характера: казино, точки игровых автоматов, букмекерские конторы, бильярд, боулинг, культурно-развлекательные заведения |
152 13 124 3 23 11 |
Гостиничный комплекс города Екатеринбурга представлен 26 гостиницами на 2034 номера и 3302 места. Кроме того, активно эксплуатируются 2 кемпинга на 23 номера и 46 мест и 19 дополнительных средств проживания на 482 номера и 925 мест (по данным Комитета по бытовому обслуживанию Администрации города Екатеринбурга на 01.10.2004).
Таблица 2
Объем
номерного фонда всех средств размещения города Екатеринбурга
в 2001-2004 годах и прогноз на 2005 год
Объем номерного фонда всех средств размещения города |
2001 год | 2002 год | 2003 год | 2004 год | Прогноз на 2005 год |
Общее количество номеров |
1945 | 1777 | 1945 | 2539 | 2914 |
Общее количество мест | 3449 | 3252 | 3449 | 4273 | 4857 |
Таким образом, в 2004 году прирост номерного фонда составил 30,5% по количеству номеров и 23,9% по количеству мест по сравнению с данными за аналогичный период прошлого года.
В настоящее время в гостиничном хозяйстве города занято 1937 человек.
В 2002 году в гостиницах, по экспертной оценке, было зарегистрировано 678566 ночевок, что на 11% больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Средняя продолжительность пребывания одного туриста составила 2,6 дня (в 2001 году - 2,4 дня). В 2003 году в гостиницах, по данным Комитета по бытовому обслуживанию населения Администрации города Екатеринбурга на 01.07.2004, было зарегистрировано 622164 ночевки. Небольшие колебания данного показателя отразились и на коэффициенте загрузки номерного фонда. Тем не менее данный коэффициент по-прежнему превышает общепринятую норму загрузки номерного фонда на 6%.
Таблица 3
Уровень загрузки номерного фонда гостиниц Екатеринбурга
в 2000-2003 годах
Коэффициент загрузки номерного фонда гостиниц Екатеринбурга |
Общепринятая норма загрузки номерного фонда гостиниц |
|||
2000 год | 2001 год | 2002 год | 2003 год | 50% |
42% | 53% | 59,3% | 56% |
Рентабельность гостиничного комплекса города Екатеринбурга в последние годы последовательно растет, что напрямую связано с увеличением доходов предприятий от эксплуатации гостиничных мест.
Таблица 4
Изменения доходов предприятий от эксплуатации гостиничных мест
(2001-2003 годы)
Доходы предприятий от эксплуатации гостиничных мест в расчете на 1 ночевку (руб.) |
||
2001 год | 2002 год | 2003 год |
496,3 | 566,2 | 785,4 |
Таким образом, в 2003 году прирост доходов предприятий от эксплуатации гостиничных мест составил 39% по сравнению с 2002 годом и 58% - с 2001 годом.
На сегодняшний день активно проводятся мероприятия по техническому перевооружению гостиничных предприятий, наружному и внутреннему оформлению, производится капитальный ремонт номерного фонда. Проводятся обучающие семинары и вводятся дополнительные услуги.
Введена в действие паспортизация гостиниц города, позволяющая определить необходимые мероприятия по улучшению работы всех средств размещения.
Сертификат на применение знака качества на 01.07.2004 имеют гостиницы: "Уральский двор" - 4 звезды, "Эрмитаж" - 3 звезды, "Октябрьская" - 3 звезды.
На 2005 год запланирована сдача объектов:
по ул. Гоголя, 15е - пристрой к гостинице "Транс Отель" - гостиница "Новотель" на 161 номер - бизнес-отель уровня 4 звезды с такими дополнительными услугами, как фитнесс-зал с бассейном, прачечная, химчистка, конференц-зал (на 250 мест);
по ул. Малышева (квартал улиц Мамина-Сибиряка - Малышева - Красноармейской) - гостиничный комплекс "Кантри-ИНН" - 3 звезды - бизнес-отель на 160 мест;
по пр. Ленина/ул. Сакко и Ванцетти, 11/42 - гостиничный комплекс на 136 номеров уровня 4 звезды;
по ул. Нагорная, 5 - гостиничный комплекс уровня 3 звезды на 50 номеров;
по ул. Лучевая, 4 - гостиница уровня 3 звезды на 28 номеров.
В целях улучшения организации гостиничных услуг, повышения профессионализма специалистов отрасли в вопросах менеджмента, маркетинга, продвижения новых технологий, повышения качества услуг во II квартале 2003 года создан Координационный совет директоров по гостиницам.
Одной из неотъемлемых сфер обслуживания туризма является ресторанный и развлекательный бизнес, который развивается в Екатеринбурге достаточно динамично. Если в 2000 году в городе Екатеринбурге функционировали 24 ресторана, 22 бара, 71 кафе, то сейчас, по данным Комитета по товарному рынку Администрации города Екатеринбурга на 01.07.2004, в городе насчитывается 32 ресторана с разнообразными кухнями (европейская, русская, восточная, кавказская, отдельные предприятия специализируются на итальянской, немецкой, украинской, китайской, индийской, венгерской кухнях), 39 баров, 135 кафе. Общее количество объектов предпринимательской деятельности, оказывающих услуги игорного и культурно-развлекательного характера составляет 152 ед., в том числе 13 предприятий, предоставляющих услуги казино; 124 точки игровых автоматов (рост по сравнению с прошлым годом составил 136%); 3 букмекерские конторы (их количество, по сравнению с прошлым годом, возросло на 2 ед.); 20 предприятий, предоставляющих услуги бильярда (рост составил 100%), услуги боулинга - 3 предприятия; 11 культурно-развлекательных заведений (количество по сравнению с прошлым годом увеличилось на 1 ед. - ИП Бушланов "Седьмое королевство" на ул. Щербакова, 4 - детская игровая площадка).
"Динамика развития ресторанного бизнеса Екатеринбурга в период с 2000 по 2004 год"
Важной составляющей въездного туризма является транспортная доступность. Аэропорт "Кольцово" в Екатеринбурге имеет статус международного и принимает прямые рейсы авиакомпании "Lufthansa", а также международные рейсы авиакомпаний "Уральские Авиалинии", "Аэрофлот", "Трансаэро" и другие. Всего в 2000 году в Екатеринбурге работало 5 авиаперевозчиков. В 2004 году количество авиакомпаний, работающих в Екатеринбурге, увеличилось почти в 2 раза по сравнению с 2000 годом. С мая 2004 года открылись регулярные рейсы британской авиакомпании "British Airways" из Екатеринбурга в Лондон и "Чешских авиалиний" - в Прагу.
В городе действует ряд транспортных компаний, предоставляющих услуги туристам: автобусные перевозки - Ю-Ви-Эй-Транс, Профиль, Урал-авто, МОАП; такси: "Екатеринбургское такси", "Справочное-19", "Автолайн."
Екатеринбург на сегодняшний день - это крупный деловой центр как российского, так и международного значения, что подтверждается активностью иностранных и российских компаний, финансово-кредитных организаций, инвесторов, а также проведением международных форумов, выставок, конференций, делегаций бизнесменов.
Организацией и проведением основного числа выставок в Екатеринбурге и области занимаются 11 выставочных организаций. В 2003 году на территории города было проведено 172 выставки, ярмарки. Среднее количество участников одной выставки при этом составляет от 70 до 100 предприятий, а посетителей - до 4000 человек. Запуск в действие двух новых выставочных площадок - второй очереди Атриум Палас Отеля (5 тыс. кв.м) в 2005 году и Международного Выставочного Центра (38 тыс.кв.м выставочной площади) в 2008 году позволит увеличить количество приезжающих в город для участия в выставках.
Конгрессный туризм считается самой развитой системой международного общения, в особенности при разработке стратегий развития, разработке и реализации международных программ взаимодействия, служит значительным фактором повышения количества визитов влиятельных представителей культуры, науки, экономики, молодежи, общественности.
Екатеринбург на сегодняшний день становится местом для проведения межрегиональных и международных конференций. Вузы и академические институты города, государственные и муниципальные органы власти, Центр Международной торговли - Екатеринбург, отраслевые ассоциации регулярно организуют такого рода мероприятия. Урало-Сибирский центр ЮНЕСКО, к примеру, за последние 3 года провел более 50 конференций, которые посетили 5 тыс. человек, в том числе и зарубежных участников.
В то же время необходимо отметить, что в Екатеринбурге отсутствует координация в проведении конгрессных мероприятий, особенно с точки зрения использования их в качестве средства загрузки гостиничного комплекса города в периоды сезонных спадов.
Музейная сеть Свердловской области по данным информационного центра Министерства культуры является третьей в России по количеству музеев, составу музейных фондов, выставок и посетителей после Москвы и Санкт-Петербурга. На сегодняшний день в Екатеринбурге функционируют 24 музея, экспозиции которых могут быть интересны как для жителей, так и для гостей города.
Основными тенденциями развития музейной сети города в последние 10-15 лет можно считать следующие:
- увеличение числа музеев за счет открытия новых муниципальных и частных музеев (музей памяти воинов-интернационалистов "Шурави", фотографический музей "Дом Метенкова", новые филиалы Объединенного музея писателей Урала, музей "Невьянская икона", Уральский минералогический музей), ведомственных музеев (музей "Конфи") и другие;
- параллельное закрытие музеев ряда заводов (завод медпрепаратов, завод ВТЧМ и др.) и утрата коллекций;
- поиск и освоение музеями новых тем и новых форм деятельности.
На сегодняшний день в Екатеринбурге уже функционируют 32 туристские компании, обеспечивающих экскурсионное обслуживание в Екатеринбурге и окрестностях и имеющих значительный потенциал дальнейшего развития для приема иностранных и российских туристов (приложение 1), из них 3 специализируются только на приеме иностранных туристов, а 4 - на обслуживании детских групп. Всего предлагается 46 тематических маршрутов по городу (приложение 2). Однако вопрос "что показывать в городе?" требует комплексного подхода с точки зрения создания новых объектов показа, поддержания внешнего вида уже существующих, организации специальных туристских зон в центральной части города, к примеру, вблизи больших гостиничных комплексов. Кроме того, использование маркетингового подхода к формированию нового туристского продукта в части целенаправленного привлечения в город различных категорий туристов, например, организация специализированных маршрутов выходного дня для жителей городов Уральского региона, маршрутов научного, медицинского, образовательного туризма, позволило бы значительно увеличить количество гостей города, приезжающих с туристскими целями.
Количество турфирм в Екатеринбурге
в 2000-2004 годах
"Количество турфирм в Екатеринбурге в 2000-2004 годах"
Важным пунктом организации въездного туризма на территории города Екатеринбурга и обеспечения безопасности туриста является наличие сервисной службы, организующей в круглосуточном режиме централизованное оказание медицинской, языковой, юридической, транспортной и технической помощи прибывающим гостям. Данной службой на сегодняшний день является сервисная компания ООО "Урал-Ассист", входящая в структуру международной службы "Ассистанс". При обращении застрахованных туристов в данную службу круглосуточно оказывается требуемый вид помощи через базовые городские учреждения либо учреждения по пути следования туриста и оперативно отслеживается качество оказываемых услуг.
Академическая база развития кадров для туристической отрасли представлена в Екатеринбурге довольно широко: Уральский институт туризма (филиал Российской международной академии туризма), Уральский государственный университет, Уральский государственный экономический университет, Уральский государственный технический университет - Уральский политехнический институт, другие вузы и профессиональные учебные заведения, такие, как Кулинарный колледж, Торгово-экономический колледж. Следует также отметить, что регулярно проводятся курсы повышения квалификации для работников сферы обслуживания. В то же время остается потребность в расширении и повышении качества обучения с привлечением зарубежных специалистов, имеющих значительный опыт в развитии сферы въездного и внутреннего туризма, внедрении в обучающие программы современных методов обучения в сфере обслуживания, формировании программ для вновь создающихся профессий, направленных на обслуживание туристской индустрии, повышение социального статуса профессий индустрии туризма, соединение теории с практикой.
По экспертным оценкам, на 2000 год объем квалифицированных туристских кадров на российском рынке труда составил не более 10-12% годовой потребности. С помощью отечественной системы образования, занимающейся подготовкой, переподготовкой и повышением квалификации может удовлетвориться общая потребность в туристских кадрах на 40-53%, с помощью зарубежного рынка труда - на 2-3%. При этом значительно повысится качество туристского продукта и уровень обслуживания.
Спортивно-туристическое движение представлено муниципальным учреждением "Спортивно-туристский клуб города Екатеринбурга" - одним из ведущих клубов России, объем деятельности которого составляет около 10% подобной деятельности в России. Мероприятия, проводимые клубом, охватывают до 10000 человек, клуб регулярно организовывает походы выходного дня для жителей города с участием до 30000 человек, спортивные путешествия, экспедиции по Российскому Заполярью.
При формировании туристского продукта Екатеринбурга необходимо учитывать уже сложившуюся структуру потока приезжающих в город гостей и то, каким образом она будет меняться в перспективе. На сегодняшний день в городе не ведется четкой статистики по категориям въезжающих в город потоков и целям их приезда как в части внутреннего, так и въездного туризма. В то же время это является базовым компонентом для выстраивания политики развития Екатеринбурга как места для туризма. В связи с этим одним из результатов данной Программы должно стать создание системы статистического учета приезжающих гостей и экономического эффекта, который оказывает индустрия туризма на экономику Екатеринбурга.
Можно выделить основные категории российских и иностранных граждан, которые посещают Екатеринбург. Исходя из количества ночевок в гостиницах города в 2003 году (622164) и средней продолжительности пребывания туриста (2,6 дней), количество гостей Екатеринбурга в 2003 году составило 239293 человека. Основная часть из них - это жители России, приехавшие с деловыми целями.
Распределение гостей по цели приезда
(2003 год)
"Распределение гостей города по цели приезда (2003 год)"
Особое внимание необходимо уделить иностранным туристам, приезжающим в город Екатеринбург. Наибольшее число зарегистрированных граждан стран дальнего зарубежья прибывают из Китая, Великобритании, Вьетнама, США, Турции, Франции, Швеции, Италии, Испании, Индии, Финляндии, Японии, Нидерландов, Чехии. Среди стран ближнего зарубежья по количеству визитов выделяются: Таджикистан, Узбекистан, Кыргызстан, Казахстан, Азербайджан, Украина, Армения, Беларусь, Грузия, Молдавия, Литва.
В 2002 году число иностранцев, официально зарегистрированных паспортно-визовым управлением, составило 40834 человека (то есть в 4 раза больше количества иностранцев, посетивших Екатеринбург в 2000 году), в 2003 году - 46349 (прирост по сравнению с 2002 годом составил 13,5%), а только за 6 месяцев 2004 года - 30371. Таким образом, количество въезжающих в Екатеринбург иностранных граждан постоянно увеличивается, и если наметившаяся в начале 2004 года тенденция будет действовать до конца года, количество въезжающих достигнет примерно 60000, а прирост составит более 30% по сравнению с 2003 годом. Основываясь на имеющихся данных, можно предположить, как изменится количество иностранных граждан, которые посетят Екатеринбург в 2005 - 2006 годах. Если темпы роста этого показателя останутся прежними, то, вероятно, что в 2005 году Екатеринбург сможет привлечь до 80000 иностранных туристов. К концу же 2006 года эта цифра может вырасти до 100000 человек. Таким образом, за период действия Программы прирост по сравнению с уровнем 2004 года может составить 64%.
В то же время надо иметь в виду, что данная статистика фиксирует только тех, кто пробыл в городе более одного дня. Учитывая, что большой поток иностранных туристов принимается в рамках маршрута-путешествия по Транссибирской магистрали, но никак не фиксируется официальной статистикой в силу того, что время пребывания туристов в городе - один день, необходимо говорить о том, что реальные цифры прибывающих с целью туризма значительно выше.
Необходимо отметить также, что темпы роста числа иностранных гостей Екатеринбурга заметно выше темпов роста по России в целом. Как видно из таблицы 6, численность иностранных граждан, прибывающих в Россию, увеличилась в 2001 году по сравнению с 2000 годом на 1,9%, в 2002 году прирост составил 8%, а в 2003 году вообще было отмечено снижение числа иностранных гостей на 3,4%. При этом доля Екатеринбурга в общем количестве въезжающих в Россию иностранцев составила в 2003 году 0,2%.
Поэтому одной из задач Программы должна быть разработка системы мер по укреплению намеченных тенденций и привлечению в Екатеринбург порядка 100000 иностранных туристов. В качестве же задачи-максимум может рассматриваться привлечение в город 1% иностранных граждан (более 200000 человек), въезжающих в Россию с деловыми и туристическими целями.
Таблица 5
Въезд в Россию иностранных граждан со служебными целями
и с туристическими целями
(тыс.чел.) (2)
Численность иностранных граждан, прибывших в Россию | ||||
Наименование цели | 2000 год |
2001 год |
2002 год |
2003 год |
Служебные | 3218 | 3028 | 3014 | 2568 |
Туристические | 2598 | 2380 | 3106 | 3152 |
(2) Туризм в цифрах, 2003: Стат. Сб./ИИЦ "Статистика России". М., 2004. С. 8.
Таблица 6
Численность иностранных граждан, прибывших в Россию
в 2002-2003 годах
(тыс.чел.) (3)
2000 год |
2001 год |
2002 год | 2003 год | |||||
Всего | Всего | Всего | В том числе по целям поездок |
Всего | В том числе по целям поездок |
|||
служебная | туристическая | служебная | туристическая | |||||
Всего в том числе из стран |
21169 | 21570 | 23296 | 3014 | 3106 | 22514 | 2568 | 3152 |
Польша | 948 | 885 | 1210 | 209 | 980 | 1233 | 210 | 956 |
Финляндия | 1454 | 1291 | 1161 | 607 | 230 | 1154 | 629 | 242 |
Литва | 1049 | 1059 | 950 | 117 | 77 | 874 | 152 | 30 |
Китай | 494 | 461 | 726 | 126 | 267 | 680 | 100 | 203 |
Германия | 363 | 415 | 493 | 106 | 287 | 516 | 123 | 289 |
Эстония | 418 | 359 | 387 | 53 | 44 | 406 | 46 | 54 |
Латвия | 330 | 245 | 293 | 43 | 38 | 345 | 83 | 43 |
США | 199 | 210 | 236 | 99 | 110 | 281 | 88 | 126 |
Италия | 105 | 111 | 154 | 34 | 102 | 170 | 34 | 114 |
Великобритания | 118 | 139 | 149 | 57 | 67 | 177 | 52 | 91 |
Франция | 95 | 107 | 147 | 43 | 80 | 189 | 40 | 118 |
Монголия | 135 | 126 | 134 | 27 | 21 | 117 | 17 | 14 |
Турция | 103 | 99 | 119 | 47 | 19 | 140 | 52 | 31 |
Япония | 63 | 71 | 74 | 23 | 41 | 87 | 23 | 55 |
Нидерланды | 52 | 51 | 64 | 18 | 22 | 68 | 19 | 27 |
Испания | 27 | 33 | 59 | 8 | 45 | 52 | 9 | 40 |
Израиль | 36 | 47 | 58 | 19 | 23 | 60 | 19 | 24 |
Швеция | 47 | 43 | 56 | 20 | 21 | 63 | 20 | 26 |
(3) Туризм в цифрах, 2003: Стат. Сб./ИИЦ "Статистика России". М., 2004. С. 13-14.
Очевидно, что туристов в город привлекает, прежде всего, наличие интересных объектов показа, разнообразная программа событийного туризма, широкий ассортимент туров. Другими словами, город должен быть способен предоставить своим гостям туристский продукт, который сможет их заинтересовать независимо от предлагаемых видов туризма (познавательный, событийный, деловой, спортивный, оздоровительный). В связи с этим необходимо целенаправленное формирование программ развития каждого из видов туризма. Вместе с тем никакой, даже самый интересный туристский продукт, не будет привлекать достаточное количество туристов в город, если в нем не создана соответствующая инфраструктура, не развита материальная база туризма, позволяющая удовлетворять базовые потребности гостей города на достаточном уровне.
Кроме того, необходимо создание системы учета потоков не только иностранных, но и российских туристов в город, поскольку они сегодня являются основной категорией въезжающих.
Таким образом, необходим системный подход к формированию туристского продукта и решению вопросов развития въездного туризма, поскольку, как видно, проблема носит комплексный характер. Ведь туристский продукт представляет собой целый пакет услуг, которые могут быть предоставлены туристам, и вопрос его формирования включает в себя проведение маркетингового исследования конкурентных преимуществ, развитие туристского потенциала и инфраструктуры города в комплексе. Поэтому основной задачей при написании программных мероприятий должно быть, прежде всего, формирование механизма взаимодействия всех участников процесса. Естественно, что в данной ситуации сама программа мер не будет отличаться амбициозностью и насыщенностью отдельными мероприятиями, но это будет система, которая позволит сформировать комплексное видение проблем развития въездного туризма в Екатеринбурге и путей их решения на перспективу.
Безусловно, важной составляющей туристической привлекательности города, наряду с наличием туристского продукта, является существование положительного имиджа, направленного на формирование представления о городе, как о месте, благоприятном для туризма. Туристические возможности Екатеринбурга должны быть широко освещены, чтобы о них знали потенциальные туристы. В то же время туристы, уже приехавшие в город, должны иметь возможность получить достоверную информацию об интересующих их объектах и способах до них добраться.
Кроме того, весь спектр указанных вопросов не может решаться без достаточного научного обеспечения туристской деятельности и существования квалифицированных кадров в сфере туризма. Профессионально подготовленные работники - это часть имиджа туристического предприятия, позволяющего завоевать расположение гостей города.
Внимание к этим аспектам позволит сохранить и развить описанные выше тенденции по ежегодному увеличению количества гостей города. Поэтому система мер по развитию въездного и внутреннего туризма должна включать в себя следующие блоки мероприятий:
1. Разработка туристского продукта города Екатеринбурга.
2. Развитие инфраструктуры и материальной базы туризма.
3. Продвижение образа Екатеринбурга как города, благоприятного для туризма. Рекламно-информационная деятельность. Создание комфортной информационной среды для туристов.
4. Подготовка кадров. Научное обеспечение туристской деятельности.
8. Цель Программы "Развитие въездного и внутреннего туризма в городе Екатеринбурге на 2005-2006 годы" - создание действующего механизма привлечения и приема туристов в городе, формирование туристского продукта и его продвижение на российском и международном рынках для увеличения объема реализации туристских услуг города и увеличения доходной части бюджета города.
В соответствии с указанной целью были определены следующие задачи Программы:
1. Создание механизма взаимодействия участников рынка гостеприимства в Екатеринбурге.
2. Увеличение потока туристов по въездному и внутреннему видам туризма.
3. Развитие инфраструктуры, материальной базы и сервиса туристической отрасли.
4. Создание новых рабочих мест в сфере услуг.
5. Рост доходов населения, занятого в обслуживании гостей города.
6. Расширение приверженности населения к здоровому образу жизни посредством развития спортивно-оздоровительного туризма (походы выходного дня, массовые туристические мероприятия, соревнования, создание туристских клубов на предприятиях и по месту жительства и др.).
7. Создание механизма продвижения регионального туристского продукта на внутреннем и международном рынках.
Сопряжение со Стратегическим планом развития города Екатеринбурга: Программа реализуется в рамках стратегических проектов "Туристический центр: город на границе", "Граница частей света" и стратегических программ "Высокое качество услуг - новый уровень обслуживания", "Екатеринбург - город для бизнеса", "Город для души: Екатеринбург - культурный, спортивный и туристический центр".
9. Ожидаемые результаты от реализации Программы:
- формирование современной туристической индустрии, ориентированной на въездной и внутренний туризм;
- создание системы статистического учета реальных доходов индустрии гостеприимства города;
- увеличение туристского потока в город на 30%;
- увеличение количества рабочих мест, занятых в сфере туристических услуг, на 25%;
- повышение известности города в России и за рубежом;
- улучшение среды проживания гостей и жителей города.
10. Сроки реализации Программы: 2005-2006 годы.
11. Система организации контроля за исполнением мероприятий:
Исполнителями Программы являются комитеты и управления Администрации города Екатеринбурга, муниципальное учреждение "Столица Урала", муниципальное учреждение "Спортивно-туристский клуб города Екатеринбурга", общественные организации и отраслевые объединения предпринимателей, Уральская Ассоциация туризма.
Текущее управление, координацию и контроль выполнения мероприятий Программы осуществляет Комитет по внешним связям Администрации города Екатеринбурга.
12. Механизмы реализации Программы:
Программа реализуется через конкретные программные мероприятия.
Система программных мероприятий разбита на несколько разделов по направлениям деятельности:
1. Разработка туристского продукта города Екатеринбурга.
2. Развитие инфраструктуры и материальной базы туризма.
3. Продвижение образа Екатеринбурга как города, благоприятного для туризма. Рекламно-информационная деятельность. Создание комфортной информационной среды для туристов.
4. Подготовка кадров. Научное обеспечение туристской деятельности.
Мероприятия Программы:
1. Разработка туристского продукта города Екатеринбурга
N пп |
Содержание мероприятий | Ответственный исполнитель |
Соисполнитель | Срок исполнения |
Финансовое обеспечение | |
источники финансирования |
объем финанси- рования, тыс.руб. |
|||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
1 | Проведение маркетингового исследования конкурентных преимуществ города Екатеринбурга для эффективной реализации программы въездного туризма |
КВС | МУ "Столица Урала", КЭ |
2005 | Бюджет города привлеченные средства |
75 25 |
2 | Развитие событийного туризма в городе: 1. Проведение исследования развития Екатеринбурга как центра событийного туризма 2. Проведение мероприятий: Конференции "Торговля в России. Урал", "Ресторанный бизнес. Урал" с участием Национальной Торговой Ассоциации (г. Москва) Фестиваль ледяных скульптур 54-й и 55-й слеты туристов-лыжников на границе Европы и Азии Участие в организации и проведении международного симпозиума-выставки "Чистая вода России" Открытая научно-практическая конференция в Центре "Одаренность и технологии" "Работа с одаренными детьми в условиях крупного промышленного центра" Международный турнир по волейболу на приз Б.Н. Ельцина среди женских команд Всероссийская научно-практическая конференция "Великая война: великая победа и великая трагедия" Азиатские Региональные Встречи Ассоциации Центров Международной Торговли День Победы Масленица Сабантуй Дни Генуи в Екатеринбурге Международная парусная регата "ЯВА-ТРОФИ" в акватории Верх-Исетского пруда Городской этап Кубка мира по скалолазанию Европейско-Азиатский конвент фантастики "Аэлита" День города Всероссийский фестиваль "Реальный театр" VIII встреча городов-партнеров России и Германии День российской молодежи Фестиваль школьного и студенческого самиздата "Шило" Межвузовский конкурс авторской песни Фестиваль молодых инвалидов "Мы все можем" Фестиваль детских цирковых коллективов Фестиваль "Уралрок" Фестиваль творчества работающей молодежи Демидовский Международный юношеский конкурс скрипачей Международный фестиваль театров кукол "Малахитовая шкатулка" |
МУ "Столица Урала" КТР Управление культуры МУ СТК Комитет по экологии и природопользо- ванию Управление образования Управление по ФКС и Т Управление культуры КВС Управление культуры Управление культуры Управление культуры Управление культуры Управление по ФКС и Т Управление по ФКС и Т МУ "Столица Урала" Управление культуры Управление культуры КВС КСООиМП КСООиМП КСООиМП КСООиМП КСООиМП КСООиМП КСООиМП Управление культуры Управление культуры |
КВС, Управление культуры Центр Международной Торговли - Екатеринбург КВС, КОБОН, КТР Региональный общественный Фонд "Фестиваль Аэлита" Международная Ассоциация "Побратимские города", Германо-Российский Форум (по согласованию) |
2005 ежегодно ежегодно ежегодно 2005 2005 ежегодно 2005 2005 ежегодно ежегодно ежегодно 2005 ежегодно ежегодно ежегодно ежегодно 2005 2005 ежегодно ежегодно ежегодно ежегодно ежегодно ежегодно ежегодно 2006 2006 |
Бюджет города (смета МУ "Столица Урала") привлеченные средства Бюджет города (смета Управления культуры) Бюджет города (смета Управления ФКС и Т) Бюджет города (смета Комитета по экологии и природопользованию) Бюджет города (смета Управления образования) Бюджет города (смета Управления по ФКС и Т) Бюджет города (смета Управления культуры) привлеченные средства Бюджет города (смета Управления культуры) Бюджет города (смета Управления культуры), привлеченные средства привлеченные средства Бюджет города (смета Управления культуры) привлеченные средства Бюджет города (смета Управления ФКС и Т) привлеченные средства Бюджет города (смета Управления культуры) Бюджет города (смета Управления культуры) привлеченные средства Бюджет города (смета КСООиМП), привлеченные средства Бюджет города (смета КСООиМП) Бюджет города (смета КСООиМП), привлеченные средства Бюджет города (смета КСООиМП), привлеченные средства привлеченные средства Бюджет города (смета КСООиМП), привлеченные средства (Областной бюджет) Бюджет города (смета КСООиМП), привлеченные средства Бюджет города (смета Управления культуры), привлеченные средства Бюджет города (смета Управления культуры) |
50 200 (по 1/2 на каждый год) 9000 (по 1/2 на каждый год) 60 (по 1/2 на каждый год) 70 50 70 (по 1/2 на каждый год) 50 1800 10000 (по 1/2 на каждый год) 2000 (по 1/2 на каждый год) 260 (по 1/2 на каждый год) 400 (по 1/2 на каждый год) 1500 80 (по 1/2 на каждый год) 40 (по 1/2 на каждый год) 200 (по 1/2 на каждый год) 5000 (по 1/2 на каждый год) 200 720 300 (по 1/2 на каждый год) 1000 (по 1/2 на каждый год) 40 (по 1/2 на каждый год) 30 (по 1/2 на каждый год) 100 (по 1/2 на каждый год) 60 (по 1/2 на каждый год) 100 (по 1/2 на каждый год) 200 (по 1/2 на каждый год) 100 (по 1/2 на каждый год) 100 (по 1/2 на каждый год) 40 (по 1/2 на каждый год) 160 (по 1/2 на каждый год) 100 100 350 |
3 | Проведение исследования развития музейного комплекса Екатеринбурга в соответствии с современными методами и технологиями музейного дела |
Управление культуры |
МУ "Столица Урала", УАТ (по согласованию), КС, Музей истории Урала (по согласованию) |
2006 | Бюджет города (смета Управления культуры) |
100 |
4 | Разработка системы привлечения туристов в музеи города Екатеринбурга |
Управление культуры |
УАТ (по согласованию), КС, Музей истории Урала (по согласованию) |
2006 | Бюджет города (смета Управления культуры) |
50 |
5 | Создание реестра туров по видам туризма Создание реестра туристических ресурсов города |
МУ "Столица Урала" МУ "Столица Урала" |
КВС, МУ СТК КВС, МУ СТК |
2005 2006 |
Бюджет города (в рамках должностных обязанностей сотрудников подразделений) Бюджет города (смета МУ "Столица Урала") |
30 |
Итого | 2005 | Бюджет города | 15365 | |||
привлеченные средства |
3945 | |||||
2006 | Бюджет города | 14000 | ||||
привлеченные средства |
1500 |
2. Развитие инфраструктуры и материальной базы туризма (4)
N пп |
Содержание мероприятий | Ответственный исполнитель |
Соисполнитель | Срок исполнения |
Финансовое обеспечение | |
источники финансирования |
объем финанси- рования, тыс.руб. |
|||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
6 | Проведение исследования туристского зонирования города в соответствии с генеральным планом |
МУ "Столица Урала" |
КВС, Главархитектура, УАТ (по согласованию), КС |
2006 | Бюджет города (смета МУ "Столица Урала") |
100 |
7 | Проведение конкурса "Малые архитектурные формы" |
МУ "Столица Урала" |
Главархитектура | 2005 | Бюджет города (смета МУ "Столица Урала") |
200 |
8 | Реализация мероприятий по обустройству территорий туристских объектов показа: "Плотинка", Исторический сквер (капитальный ремонт); Мемориал на Площади Коммунаров (капитальный ремонт и содержание); очистка городских водоемов; благоустройство парков (содержание) |
КБГ |
2006 2005 2006 2005- 2006 |
Бюджет города (смета КБГ) |
30000 5000 6600 30000 (по 1/2 на каждый год) |
|
9 | Организация предоставления услуг иностранным гостям на английском языке предприятиями индустрии туризма, в том числе: наличие информации для иностранных гостей на английском языке, обслуживающего персонала, говорящего на английском языке |
КВС |
КТР, КОБОН, Управление культуры, УАТ (по согласованию), КС |
в течение всего периода |
Бюджет города (в рамках должностных обязанностей сотрудников подразделений) |
|
10 | Организация деятельности сервисной компании "Урал-Ассист", входящей в структуру международной службы "Ассистанс" |
КВС | ООО "Урал-Ассист" (по согласованию) |
2005 | привлеченные средства |
500 |
11 | Проведение добровольной аттестации гидов |
Управление по ФКС и Т |
УАТ (по согласованию), КС |
в течение всего периода |
Бюджет города (в рамках должностных обязанностей сотрудников подразделений) |
|
12 | Проведение добровольной аккредитации туристских фирм и компаний, занимающихся развитием въездного туризма |
КВС | Управление по ФКС и Т, Комитет по защите прав потребителей, УАТ (по согласованию), КС |
2006 | Бюджет города (в рамках должностных обязанностей сотрудников подразделений) |
|
13 | Разработка условий и мер по поддержке туристских фирм и компаний, занимающихся развитием въездного туризма |
КВС | Управление по ФКС и Т, КЭ, Комитет по юридической работе, МУ "Столица Урала", УАТ (по согласованию), КС |
2006 | Бюджет города (в рамках должностных обязанностей сотрудников подразделений) |
|
14 | Создание районных туристских клубов, клубов туристов в коллективах физической культуры города |
МУ СТК |
Управление по ФКС и Т, КФК города |
в течение всего периода |
Бюджет города (в рамках должностных обязанностей сотрудников подразделений) |
|
15 | Реализация программы по проведению социально значимых культурно-спортивных мероприятий (массовых туристских мероприятий, слетов, соревнований по туристскому многоборью, походов, разработка новых маршрутов командой "Север") |
МУ СТК | Управление по ФКС и Т, КФК города |
в течение всего периода |
Бюджет города (смета Управления по ФКС и Т) |
912,5 (по 1/2 на каждый год в течение срока реализации программы) |
16 | Развитие сети туристских палаточных лагерей и внедрение их в систему коммерческого туризма |
МУ СТК | в течение всего периода |
средства туристских предприятий |
100 (по 1/2 на каждый год) |
|
17 | Разработка проектной документации на строительство объектов II очереди комплекса "Европа - Азия": инженерная конструкция (символ "Европа - Азия") Геосъемка участка для строительства объектов комплекса "Европа - Азия" |
МУ "Столица Урала" |
Главархитектура | 2005 2006 |
Привлеченные средства Привлеченные средства |
15805 1200 |
18 | Разработка положения по созданию службы поддержки гостя |
КВС | МУ "Столица Урала", КОБОН, КТР, УАТ (по согласованию), КС |
2005 | Бюджет города (в рамках должностных обязанностей сотрудников подразделений) |
|
Итого | 2005 | Бюджет города | 20656,25 | |||
привлеченные средства |
16355 | |||||
2006 | Бюджет города | 52156,25 | ||||
привлеченные средства |
1250 |
3. Продвижение образа Екатеринбурга как города благоприятного для туризма. Рекламно-информационная деятельность. Создание комфортной информационной среды для туристов
N пп |
Содержание мероприятий | Ответственный исполнитель |
Соисполнитель | Срок исполнения |
Финансовое обеспечение | |
источники финансирования |
объем финанси- рования, тыс.руб. |
|||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
19 | Проведение презентации ("Екатеринбург - город для туризма") в Комитете по туризму и предпринимательству Российской Торгово-промышленной Палаты |
КВС | МУ "Столица Урала" | 2005 | Бюджет города (смета Администрации города) |
60 |
20 | Проведение мероприятий, посвященных празднованию Всемирного дня туризма (27 сентября) |
КВС | МУ "Столица Урала", УАТ (по согласованию) |
2005, 2006 | Бюджет города (смета Администрации города), средства тур. предприятий |
80 (по 1/2 на каждый год) 70 (по 1/2 на каждый год) |
21 | Участие Администрации города Екатеринбурга и туристских агентств, занимающихся въездным туризмом, в международных выставках и ассоциациях по деловому туризму (презентация стенда, распространение презентационных материалов, заключение соглашений), в том числе: проведение презентации туристических возможностей города Екатеринбурга и проекта "Граница частей света" в Генуе (Италия); участие делегации города в международной туристической выставке в Берлине (ITB) и выступление с докладами о туристических возможностях Екатеринбурга; участие стенда города в ежегодной международной туристической выставке "УралТурЭкспо" |
КВС | МУ "Столица Урала", УАТ (по согласованию) |
2005 2005, 2006 2005, 2006 |
Бюджет города (смета Администрации города, статья "выставочные расходы") Бюджет города (смета Администрации города) Бюджет города (смета Администрации города) Бюджет города (в рамках должностных обязанностей сотрудников подразделений) |
660 60 600 (по 1/2 на каждый год) |
22 | Подготовка и издание сборника туристских программ по Екатеринбургу и Свердловской области (осень - зима, весна - лето) |
КВС, МУ "Столица Урала", Управление культуры |
2006 | Бюджет города (смета МУ "Столица Урала"), Привлеченные средства |
500 1000 |
|
23 | Издание туристического справочника с картой-схемой Екатеринбурга |
МУ "Столица Урала", КОБОН, КТР, Управление культуры |
2005- 2006 |
Бюджет города (смета МУ "Столица Урала"), привлеченные средства |
650 (по 1/2 на каждый год) 1770 (по 1/2 на каждый год) |
|
24 | Подготовка материалов о Екатеринбурге для публикации в туристских каталогах ("Just Russia", "Туристические ресурсы России и стран СНГ") |
МУ "Столица Урала" |
2006 | Бюджет города (смета МУ "Столица Урала"), привлеченные средства |
350 320 |
|
25 | Подготовка и издание путеводителя "Музеи Екатеринбурга" на русском и английском языках |
МУ "Столица Урала" |
Управление культуры |
2006 | Бюджет города (смета МУ "Столица Урала") |
200 |
26 | Подготовка и размещение материалов о Екатеринбурге в федеральных и иностранных периодических туристских изданиях |
МУ "Столица Урала" |
2006 | Бюджет города (смета МУ "Столица Урала"), привлеченные средства |
400 360 |
|
27 | Создание городской информационно-туристической службы |
МУ "Столица Урала" |
2005 2006 |
Бюджет города (смета МУ "Столица Урала") |
1262,23 970,77 |
|
28 | Создание Интернет-сервера "Музейный портал Екатеринбурга", в том числе: 1. Главная страница: анонс портала; навигация; лента ежедневных новостей 2. Музейная афиша 3. Страница гиперссылок на музеи города Екатеринбурга, туристические агентства, Уральскую Ассоциацию туризма, Совет директоров гостиниц и т.д. (начальное количество гиперссылок - 30). 4. Форум для друзей музеев и потенциальных туристов. 5. Страница информации о Городском конкурсе "Лучший музейный проект года". |
Управление культуры |
2005 | Бюджет города (смета Управления культуры) привлеченные средства |
5 10 10 3 5 33 25 |
|
29 | Содействие в создании гостиницами web-версии своих систем автоматизации/справки о наличии свободных номеров/для централизованного on-line бронирования гостиничных услуг города Екатеринбурга |
КОБОН | Гостиницы города | 2005 | средства гостиниц | 1500 |
30 | Интегрирование web-версии систем автоматизации страниц в Интернет-портал VisitUral.com/Интернет - каталог, on-line бронирование, on-line оплата туристических услуг Екатеринбурга |
МУ "Столица Урала" |
Предприятия города | 2005- 2006 |
средства предприятий |
300 (по 1/2 на каждый год) |
31 | Регистрация и размещение баннеров и ссылок на данный Интернет-ресурс в наиболее крупных поисковых машинах, таких, как Google, Yandex, Rambler, Yahoo, Alta Vista, Aport и в наиболее популярных зарубежных и Российских туристских порталах России |
МУ "Столица Урала" |
Предприятия города | 2005- 2006 |
средства предприятий |
500 (по 1/2 на каждый год) |
32 | Ведение активной пропагандистской кампании в Екатеринбурге, объясняющей и поддерживающей шаги органов местного самоуправления по развитию города как туристского центра, воспитывающей жителей города в духе гостеприимства и доброжелательного отношения к приезжающим туристам - российским и иностранным |
Комитет по аналитической работе и связям со СМИ |
МУ "Столица Урала", УАТ (по согласованию), КС |
в течение всего периода |
Бюджет города (в рамках должностных обязанностей сотрудников подразделений) |
|
33 | Продолжение работы по изготовлению и установке информационных табло, знаков и надписей в общественных местах, часто посещаемых туристами, дублирующих русский текст текстом в латинской транскрипции |
МУ "Столица Урала" |
в течение всего периода |
Бюджет города (смета МУ "Столица Урала") |
300 (по 1/2 на каждый год в течение срока реализации Программы) |
|
Итого | 2005 | Бюджет города | 2230,23 | |||
привлеченные средства |
2845 | |||||
2006 | Бюджет города | 3235,77 | ||||
привлеченные средства |
3000 |
4. Подготовка кадров. Научное обеспечение туристской деятельности
N пп |
Содержание мероприятий | Ответственный исполнитель |
Соисполнитель | Срок исполнения |
Финансовое обеспечение | |
источники финансирования |
объем финанси- рования, тыс.руб. |
|||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
34 | Содействие в организации обучающих семинаров (1 раз в квартал) и тренингов (1 раз в полгода) для руководителей и персонала предприятий индустрии гостеприимства |
КОБОН | КВС, КТР, предприятия города |
в течение всего периода |
средства предприятий |
360 (по 1/2 на каждый год) |
35 | Присуждение стипендии Главы города лучшему студенту, специализирующемуся на въездном туризме |
МУ "Столица Урала" |
КВС, УрГУ (по согласованию), УИТ (по согласованию), вузы города (по согласованию) |
2005, 2006 |
Бюджет города (смета МУ "Столица Урала") |
48 (по 1/2 на каждый год) |
36 | Разработка системы показателей учета туристских потоков |
КВС |
КЭ, МУ "Столица Урала" |
2005 | Бюджет города (смета МУ "Столица Урала") |
45 |
37 | Пилотная оценка сезонной динамики показателей туристских потоков |
КВС | МУ "Столица Урала", КЭ |
2005, 2006 | Бюджет города привлеченные средства |
50 (по 1/2 на каждый год) 50 (по 1/2 на каждый год) |
Итого | 2005 | Бюджет города | 94 | |||
привлеченные средства |
205 | |||||
2006 | Бюджет города | 49 | ||||
привлеченные средства |
205 | |||||
Итого по всем мероприятиям Программы (5) |
2005 | Бюджет города | 38345,48 | |||
привлеченные средства |
23350 | |||||
2006 | Бюджет города | 69441,02 | ||||
привлеченные средства |
5955 |
(4) Развитие гостиничного комплекса Екатеринбурга и сферы общественного питания регулируется отдельными программами и проектами Администрации г. Екатеринбурга.
(5) Размер бюджетного финансирования мероприятий Программы в 2005-2006 годы является прогнозируемым; величина бюджетных средств, выделяемых из бюджета города Екатеринбурга, устанавливается Решением городской Думы о бюджете на соответствующий год.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.