Постановление Правительства Свердловской области
от 22 декабря 2005 г. N 1107-ПП
"О региональном (областном) компоненте государственных
образовательных стандартов начального и среднего
профессионального образования Свердловской области"
5 октября 2009 г.
Постановлением Правительства Свердловской области от 26 ноября 2013 г. N 1430-ПП настоящее постановление признано утратившим силу
В целях реализации Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 года N 3266-1 "Об образовании" (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 30, ст. 1797) с изменениями, внесенными федеральными законами от 13 января 1996 года N 12-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 3, ст. 150), от 16 ноября 1997 года N 144-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 47, ст. 5341), от 20 июля 2000 года N 102-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 30, ст. 3120), от 7 августа 2000 года N 122-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 33, ст. 3348), от 27 декабря 2000 года N 150-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 1 (часть 1), ст. 2), от 30 декабря 2001 года N 194-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 53 (часть 1), ст. 5030), от 13 февраля 2002 года N 20-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 7, ст. 631), от 21 марта 2002 года N 31-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 12, ст. 1093), от 25 июня 2002 года N 71-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 26, ст. 2517), от 25 июля 2002 года N 112-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 30, ст. 3029), от 24 декабря 2002 года N 176-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 52 (часть 1), ст. 5132), от 10 января 2003 года N 11-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 2, ст. 163), от 7 июля 2003 года N 123-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 28, ст. 2892), от 8 декабря 2003 года N 169-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 50, ст. 4855), от 23 декабря 2003 года N 186-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 52 (часть 2), ст. 5038), от 5 марта 2004 года N 9-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 10, ст. 835), от 30 июня 2004 года N 61-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 27, ст. 2714), от 20 июля 2004 года N 68-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 30, ст. 3086), от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, N 35, ст. 3607), от 29 декабря 2004 года N 199-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 1 (часть 1), ст. 25), от 9 мая 2005 года N 45-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 19, ст. 1752), от 18 июля 2005 года N 92-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 30 (часть 1), ст. 3103), от 21 июля 2005 года N 100-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 30 (часть 1), ст. 3111), постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 24.10.2000 года N 13-П (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 44, ст. 4399), Областного закона от 16 июля 1998 года N 26-ОЗ "Об образовании в Свердловской области" ("Областная газета" от 22.07.98 г. N 124) с изменениями, внесенными законами Свердловской области от 23 июня 2004 года N 16-ОЗ ("Областная газета" от 26.06.2004 г. N 162), от 27 декабря 2004 года N 225-ОЗ ("Областная газета" от 29.12.2004 г. N 356-359), от 14 июня 2005 года N 54-ОЗ ("Областная газета" от 15.06.2005 г. N 170-171), Правительство Свердловской области постановляет:
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Информацию об опубликовании Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ следует читать как "Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 35, ст. 3607"
Законом Свердловской области от 15 июля 2013 г. N 78-ОЗ Закон Свердловской области от 16 июля 1998 г. N 26-ОЗ признан утратившим силу с 1 сентября 2013 г.
1. Утвердить региональный (областной) компонент государственных образовательных стандартов начального и среднего профессионального образования Свердловской области (прилагается).
2. Министерству общего и профессионального образования Свердловской области (Нестеров В.В.) обеспечить создание условий реализации регионального (областного) компонента государственных образовательных стандартов начального и среднего профессионального образования Свердловской области в учреждениях начального и среднего профессионального образования Свердловской области.
3. Рекомендовать Свердловскому областному Союзу промышленников и предпринимателей (работодателей) (Семенов В.Н.) содействовать развитию социального партнерства между работодателями и учреждениями начального и среднего профессионального образования в целях качественной подготовки специалистов с учетом требований регионального (областного) компонента государственных образовательных стандартов начального и среднего профессионального образования Свердловской области.
4. Считать утратившим силу постановление Правительства Свердловской области от 27.01.97 г. N 50-п "Об утверждении Модели профессиограммы специалиста - выпускника учреждения начального профессионального образования" (Собрание законодательства Свердловской области, 1997, N 1, ст. 664).
Постановлением Правительства Свердловской области от 5 октября 2009 г. N 1152-ПП настоящее постановление дополнено пунктом 4-1
4-1. Установить, что настоящее постановление применяется к отношениям до завершения обучения лиц, зачисленных в имеющие государственную аккредитацию образовательные учреждения для обучения по основным образовательным программам в соответствии с государственными образовательными стандартами в срок, предусмотренный пунктом 3 статьи 17 Федерального закона от 1 декабря 2007 года N 309-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта" с изменениями, внесенными Федеральным законом от 18 июля 2009 года N 184-ФЗ.
5. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на министра общего и профессионального образования Свердловской области, члена Правительства Свердловской области Нестерова В.В.
Председатель Правительства |
А.П. Воробьев |
г. Екатеринбург
22 декабря 2005 г.
N 1107-ПП
Региональный (областной) компонент
государственных образовательных стандартов
начального и среднего профессионального
образования Свердловской области
(утв. постановлением Правительства Свердловской области
от 22 декабря 2005 г. N 1107-ПП)
Разработан по заказу Министерства общего и профессионального образования Свердловской области.
Разработчики:
Ларионов В.Н. - к.ф-м.н., профессор, проректор по организационной
работе, информатизации и дистанционному обучению
Уральского государственного университета имени
A.M. Горького, действительный член Академии
информатизации образования, действительный член
Академии профессионального образования,
руководитель ВНИК
Агафонов В.Г. - заместитель начальника отдела профессионального
образования Министерства общего и профессионального
образования Свердловской области
Гайнанова О.В. - к.п.н., директор Института развития регионального
образования Свердловской области
Ждановских М.И. - к.с.н., заместитель директора Новоуральского
профессионального лицея
Коновалова Ю.В. - заместитель директора Екатеринбургского
торгово-экономического техникума
Лебедева Г.Л. - ведущий специалист отдела профессионального
образования Министерства общего и профессионального
образования Свердловской области
Таршис Т.А. - заместитель директора Уральского техникума
ремесленников-предпринимателей
Усова Т.И. - заведующая методическим отделом филиала Российского
государственного профессионально-педагогического
университета в г. Березовский
Шавалиев А.Н. - главный специалист отдела профессионального
образования Министерства общего и профессионального
образования Свердловской области
Шакирова Е.Б. - заместитель директора по научно-методической работе
филиала Российского государственного
профессионально-педагогического университета в
г. Березовский
Рецензенты:
Олейникова О.Н. - д.п.н., директор Центра изучения проблем
профессионального образования
Посталюк Н.Ю. - д.п.н., профессор, директор Центра
профессионального образования Самарской области
Гейн А.Г. - д.п.н., профессор, декан факультета повышения
квалификации Уральского государственного
университета имени A.M. Горького
Князева О.В. - к.ф.н., заместитель директора Новоуральского
профессионального лицея
Проект регионального (областного) компонента государственных образовательных стандартов начального и среднего профессионального образования одобрен решением коллегии Министерства общего и профессионального образования Свердловской области от 28.10.2005 года N 11/1
Пояснительная записка
Региональный (областной) компонент государственных образовательных стандартов начального и среднего профессионального образования Свердловской области разработан в соответствии с пунктом 8 статьи 29 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 года N 3266-1 "Об образовании", пунктом 3 статьи 5 Закона Свердловской области от 16 июля 1998 года N 26-ОЗ "Об образовании в Свердловской области" ("Областная газета" от 22.07.98 г. N 124) с изменениями, внесенными законами Свердловской области от 23 июня 2004 года N 16-ОЗ ("Областная газета" от 26.06.2004 г. N 162), от 27 декабря 2004 года N 225-ОЗ ("Областная газета" от 29.12.2004 г. N 356-359), от 14 июня 2005 года N 54-ОЗ ("Областная газета" от 15.06.2005 г. N 170-171), пунктом 3.1.4 Положения о Министерстве общего и профессионального образования Свердловской области, утвержденного постановлением Правительства Свердловской области от 12.10.98 г. N 1046-п "Об утверждении положений о министерствах Свердловской области" (Собрание законодательства Свердловской области, 2004, N 12-4, ст. 2355) с изменениями, внесенными постановлениями Правительства Свердловской области от 30.12.98 г. N 1341-п (Собрание законодательства Свердловской области, 2004, N 12-4, ст. 2356), от 09.04.99 г. N 435-п (Собрание законодательства Свердловской области, 2004, N 12-4, ст. 2357), от 29.07.99 г. N 875-ПП (Собрание законодательства Свердловской области, 2004, N 12-4, ст. 2358), от 25.01.2000 г. N 60-ПП, от 11.02.2000 N 100-ПП (Собрание законодательства Свердловской области, 2004, N 12-4, ст. 2359), от 16.05.2000 г. N 381-ПП (Собрание законодательства Свердловской области, 2004 N 12-4, ст. 2360), от 16.06.2000 г. N 489-ПП (Собрание законодательства Свердловской области, 2000, N 6, ст. 565), от 09.11.2000 г. N 926-ПП (Собрание законодательства Свердловской области, 2004, N 12-4, ст. 2361), от 22.03.2001 г. N 188-ПП (Собрание законодательства Свердловской области, 2001, N 3, ст. 437), от 29.03.2001 г. N 214-ПП (Собрание законодательства Свердловской области, 2001, N 3, ст. 455), от 18.07.2001 г. N 494-ПП (Собрание законодательства Свердловской области, 2001, N 7-1, ст. 1002), от 24.07.2001 г. N 514-ПП (Собрание законодательства Свердловской области, 2001, N 7-1, ст. 1019), от 13.11.2001 г. N 760-ПП (Собрание законодательства Свердловской области, 2001, N 11, ст. 1254), от 14.05.2002 г. N 317-ПП (Собрание законодательства Свердловской области, 2002, N 5, ст. 611), от 10.06.2002 г. N 391-ПП (Собрание законодательства Свердловской области, 2002, N 6-1, ст. 854), от 23.07.2002 г. N 966-ПП (Собрание законодательства Свердловской области, 2002, N 7-1, ст. 1090), от 28.10.2002 г. N 1311-ПП (Собрание законодательства Свердловской области, 2002, N 10, ст. 1296), от 17.01.2003 г. N 25-ПП (Собрание законодательства Свердловской области, 2003, N 1, ст. 44), от 06.02.2003 г. N 56-ПП (Собрание законодательства Свердловской области, 2003, N 2, ст. 112), от 05.05.2003 г. N 260-ПП (Собрание законодательства Свердловской области, 2003, N 5, ст. 408), от 26.05.2004 г. N 391-ПП (Собрание законодательства Свердловской области, 2004, N 6-1, ст. 783), от 31.08.2004 г. N 817-ПП (Собрание законодательства Свердловской области, 2004, N 8-1, ст. 1134), от 02.09.2004 г. N 822-ПП (Собрание законодательства Свердловской области, 2004, N 95, ст. 1404), от 20.10.2004 г. N 997-ПП (Собрание законодательства Свердловской области, 2004, N 10-1, ст. 1567), от 15.12.2004 г. N 1124-ПП (Собрание законодательства Свердловской области, 2004, N 12-2, ст. 2282), от 06.07.2005 г. N 540-ПП ("Областная газета от 13.07.2005 г. N 207-208).
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Номер постановления Правительства Свердловской области от 9 апреля 1999 г. следует читать как "N 435-ПП"
Региональный (областной) компонент государственных образовательных стандартов начального и среднего профессионального образования Свердловской области направлен на реализацию полномочий Свердловской области как субъекта Российской Федерации в части определения дополнительных требований к содержанию и уровню подготовки обучающихся в образовательных организациях и учреждениях, реализующих программы начального и среднего профессионального образования, на основе учета особенностей и тенденций социально-экономического развития Свердловской области.
В качестве дополнительных требований к результату профессионального образования выступают компетенции, содержание которых определяется спецификой развития социально-экономической сферы Свердловской области. Освоение компетенций выпускниками профессиональной школы является условием достижения устойчивого социального положения в меняющихся профессиональных и жизненных ситуациях. Компетенции являются системообразующим фактором, обеспечивающим идею непрерывности образования - "образования в течение всей жизни", принятую мировым сообществом (Болонский, Копенгагенский процессы). Подход к стандартизации, основанный на компетенциях, и понимание необходимости непрерывного профессионального образования позволили создать единый региональный (областной) компонент государственных образовательных стандартов начального профессионального образования и среднего профессионального образования.
Требования работодателей к персоналу в различных секторах экономики Свердловской области охватывают широкий диапазон компетенций. В условиях многопрофильной экономики региона квалифицированный работник (специалист) должен сочетать в себе готовность к выполнению как профессиональных, так и социально-ориентированных функций, что позволит ему быть социально и профессионально успешным.
С экономических позиций обозначенный подход к развитию содержания начального и среднего профессионального образования в Свердловской области как интенсивно развивающемся и инвестиционно привлекательном регионе России направлен на обеспечение необходимых темпов социально-экономического развития и рассматривается как одно из условий достижения конкурентных преимуществ товаров и услуг, производимых в регионе, на внутреннем и внешнем рынках. Ожидаемый социальный эффект от введения настоящего регионального (областного) компонента государственных образовательных стандартов в системе начального и среднего профессионального образования проявится в повышении уровня благосостояния жителей области.
Программные документы федерального уровня в сфере образования, Губернатора Свердловской области и Правительства Свердловской области, Министерства общего и профессионального образования Свердловской области, тенденции развития Свердловской области и образовательные потребности ее жителей определяют следующие социально-экономические ориентиры стандартизации в системе начального и среднего профессионального образования Свердловской области:
1) содействие развитию и размещению производительных сил Свердловской области посредством повышения потенциала системы профессионального образования;
2) обеспечение эффективной занятости трудоспособного населения области, трудоустройства выпускников образовательных организаций и учреждений, реализующих профессиональные образовательные программы;
3) достижение соответствия квалификационного уровня работников изменившимся требованиям работодателя;
4) развитие социального партнерства между сферой бизнеса и сферой начального и среднего профессионального образования для совместного решения задач по кадровому обеспечению хозяйственного комплекса Свердловской области;
5) содействие развитию малого предпринимательства в Свердловской области;
6) содействие кадровому обеспечению производства товаров и услуг как условие повышения готовности экономики Свердловской области к предстоящему вступлению России во Всемирную торговую организацию;
7) содействие развитию образовательного сообщества учреждений профессионального образования Свердловской области, обеспечивающего повышение качества образования;
8) развитие форм социального диалога и социальной ответственности за качество результата образования в Свердловской области;
9) содействие развитию институтов гражданского общества;
10) содействие включенности человека в разнообразие социокультурного пространства;
11) содействие реализации молодежной политики в Свердловской области.
Социально-экономические ориентиры стандартизации в системе начального и среднего профессионального образования в своей совокупности направлены на обеспечение социальной и экономической безопасности Свердловской области.
Раздел 1. Общие положения
Региональный (областной) компонент государственных образовательных стандартов начального и среднего профессионального образования устанавливает дополнительные требования к содержанию профессиональных образовательных программ и уровню подготовки специалистов в государственных учреждениях, находящихся в ведении Свердловской области и реализующих программы начального и среднего профессионального образования.
Образовательные учреждения, находящиеся в ведении Свердловской области, несут ответственность за невыполнение требований регионального (областного) компонента государственных образовательных стандартов начального и среднего профессионального образования в порядке, установленном законодательством.
Региональный (областной) компонент государственных образовательных стандартов начального и среднего профессионального образования имеет рекомендательный характер для государственных учреждений профессионального образования федерального ведения, а также для негосударственных образовательных учреждений (организаций).
Региональный (областной) компонент государственных образовательных стандартов начального и среднего профессионального образования утверждается Правительством Свердловской области и вводится в действие в порядке, определяемом Министерством общего и профессионального образования Свердловской области.
Предлагаемый подход к стандартизации начального и среднего профессионального образования на областном уровне является преемственным образовательно ориентированной профессиографии, и, в то же время, учитывает современные (мировые, отечественные, областные) тенденции развития профессионального образования.#
В Модели профессиограммы специалиста-выпускника учреждения начального профессионального образования, утвержденной постановлением Правительства Свердловской области 27.01.97 г. N 50-п (Собрание законодательства Свердловской области, 1997, N 1, ст. 664), структура и содержание профессиональной компетентности дополнялись ценностными и социальными параметрами.
Профессиографический подход заключался в возможности описания стандартной модели квалифицированного работника, ориентации педагогических работников на использование целенаправленных методов достижения выпускником уровня компетентности. Реально существующие условия социально-экономического развития Свердловской области и тенденции развития профессионального образования в мировой практике обусловили необходимость учета логики процесса профессиональной деятельности и изменений представлений потребителей о конечных результатах профессиональных образовательных программ.
Основным понятием нового подхода к стандартизации начального и среднего профессионального образования в Свердловской области является "компетенция". Подход, основанный на компетенциях, определен в качестве методологического принципа стандартизации в контексте деятельностно-ориентированной парадигмы образования.
Задачами регионального (областного) компонента государственных образовательных стандартов начального и среднего профессионального образования являются:
1) установление на уровне области требований к содержанию основных профессиональных образовательных программ и уровню подготовки выпускников в учреждениях начального и среднего профессионального образования Свердловской области;
2) установление дополнительных региональных (областных) требований к уровню образованности выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования;
3) обеспечение единого методологического подхода к развитию содержания начального и среднего профессионального образования в Свердловской области;
4) регулирование отношений субъектов в сфере образования Свердловской области на этапах введения и реализации стандарта.
Региональный (областной) компонент государственных образовательных стандартов начального и среднего профессионального образования разработан в дополнение к федеральному компоненту с учетом стратегических задач социально-экономического развития Свердловской области и направлен на выполнение следующих функций:
1) обеспечение унификации региональных (областных) требований к результату начального и среднего профессионального образования на территории Свердловской области;
2) обеспечение правового регулирования отношений в сфере начального и среднего профессионального образования;
3) сбережение здоровья обучающихся в образовательном процессе;
4) обеспечение нормативных оснований проектирования образовательных программ начального и среднего профессионального образования с учетом региональных требований к результату образования;
5) привлечение работодателей, их ассоциаций (объединений) к системе контроля образовательных достижений обучающихся (выпускников), фиксируемых в региональном сертификате установленного образца;
6) мотивирование образовательных учреждений к развитию содержания профессионального образования с учетом тенденций изменения производственно-экономической сферы в Свердловской области;
7) мотивирование потенциальных работодателей к инвестиционной деятельности, направленной на развитие системы начального и среднего профессионального образования Свердловской области;
8) обеспечение нормативных и содержательных оснований мониторинга профессионального становления личности обучающегося;
9) обеспечение организационно-содержательных оснований развития комплекса условий (кадровых, материально-технических, информационных) реализации образовательных программ начального и среднего профессионального образования;
10) обеспечение преемственности профессиональных образовательных программ как условие непрерывного профессионального образования на территории Свердловской области.
В основу регионального (областного) компонента государственных образовательных стандартов начального и среднего профессионального образования положены следующие принципы:
1) принцип научности и практикоориентированности профессионального образования, выражающегося, с одной стороны, в использовании научных методов исследования профессиональной деятельности для идентификации компетенций, а, с другой стороны, в максимально полном учете современных требований работодателей к квалифицированному специалисту;
2) принцип непрерывности образования на основе преемственности стандартов, доступности освоения профессиональных образовательных программ различного уровня и направленности, гибкости и вариативности профессиональных образовательных программ, направленности содержания подготовки работника к решению социальных проблем общества;
3) принцип интеграции, предполагающей сопряженность компетенций различного уровня, разработку многоуровневых образовательных программ начального и среднего профессионального образования;
4) принцип паритетности, выражающейся в наличии связей образовательных структур с субъектами рынка труда, социальными партнерами в сфере экономики для совместного решения проблем качества профессионального образования;
5) принцип прозрачности, предполагающей диагностичность результатов профессионального образования, адекватность механизмов оценивания образовательных достижений обучающегося (выпускника) подходу, основанному на компетенциях, сочетание внешней оценки и самооценки обучающегося (выпускника).
Обозначенные принципы стандартизации в системе начального и среднего профессионального образования Свердловской области выступают для этих подсистем единой методологической основой обеспечения качества образования, определяют структуру регионального (областного) компонента государственных образовательных стандартов начального и среднего профессионального образования, технологию регионализации содержания профессионального образования, вариативность профессиональных образовательных программ как условия реализации политики "образования на протяжении всей жизни".
Раздел 2. Сущность, структура регионального (областного)
компонента государственных образовательных стандартов начального
и среднего профессионального образования Свердловской области,
требования к уровням подготовки обучающихся (выпускников)
Сущность регионального (областного) компонента государственных образовательных стандартов начального и среднего профессионального образования заключается в использовании подхода, основанного на компетенциях, с учетом отражения региональных процессов в социально-экономической сфере, международного и российского опыта в системе профессионального образования.
Структура регионального (областного) компонента государственных образовательных стандартов начального и среднего профессионального образования определяется:
1) дополнительными требованиями к результату образования (компетенциями) относительно уровней квалификации, установленных федеральными органами в сфере образования;
2) уровнями достижения образовательного стандарта обучающимися;
3) соотношением уровня квалификации и уровня профессиональной деятельности.
Под компетенцией понимается способность (готовность) субъекта к продуктивной, самостоятельной деятельности в конкретных ситуациях в рамках определенных полномочий.
Компетенция выступает в образовательном стандарте в качестве:
1) единичной цели, позволяющей структурировать содержание образования;
2) элемента содержания образования, позволяющего построить гибкую образовательную программу;
3) целевого ориентира выбора педагогом образовательных технологий;
4) предмета оценивания образовательных достижений обучающегося (выпускника), в том числе в рамках его аттестации.
Структура компетенции включает в себя:
1) умение (функция, вид деятельности) как основу компетенции;
2) базовые знания, обеспечивающие усвоение умения (функции, вида деятельности);
3) отношение к применению умения (функции, вида деятельности) в профессиональной деятельности.
Овладение обучающимся профессиональными компетенциями определяет уровень профессиональной образованности выпускника и уровень его квалификации с учетом региональных требований.
Достижение профессиональной образованности обучающегося (выпускника) обеспечивается интеграцией трех групп компетенций: специальных, полипрофессиональных, ключевых.
Специальные компетенции - уникальные для каждой профессии компетенции, способствующие достижению конкурентных преимуществ в условиях конкретного производства и связанные непосредственно с профессиональными функциями, востребованными в конкретной профессиональной области.
Полипрофессиональные компетенции - актуальные компетенции для группы профессий/специальностей на региональном рынке труда, способствующие эффективной деятельности в рамках смежных (родственных) сфер профессиональной деятельности.
Ключевые компетенции - общие, универсальные компетенции, способствующие достижению результатов в личной и профессиональной жизни, являющиеся фактором интеграции человека в социально-экономическое пространство.
Корреляционная зависимость уровней квалификации (федеральные требования) и взаимосвязанных групп компетенций (областные требования) представлена на рисунке 1.
Дифференциация целей и приоритетов начального и среднего профессионального образования Свердловской области относительно федеральных уровней квалификации определяется следующим.
Первый уровень квалификации (который не является цензовым образованием) достигается при освоении программ профессиональной подготовки, которые обеспечивают ускоренное приобретение обучающимся умений, необходимых для выполнения определенной работы, группы работ. Получение регионального сертификата образовательных достижений отражает возможность успешной профессиональной адаптации выпускника за счет приобретения дополнительных специальных компетенций. Выпускники, имеющие сертификат первого уровня, способны к освоению новых видов работ на производстве за счет освоения дополнительных профессиональных образовательных программ.
Второй уровень квалификации достигается при освоении программ начального профессионального образования, которые обеспечивают подготовку работников квалифицированного труда по основным направлениям профессиональной деятельности в регионе на базе основного общего образования без получения среднего (полного) общего образования. Получение регионального сертификата образовательных достижений отражает повышенные возможности трудоустройства выпускника за счет его готовности к быстроизменяющемуся технологическому процессу, постоянному повышению квалификации, освоению смежных профессий. Выпускники, имеющие сертификат второго уровня, способны к достижению высокой квалификации.
"Корреляционная зависимость уровней квалификации (федеральные требования) и взаимосвязанных групп компетенций (областные требования)"
Третий уровень квалификации достигается при освоении программ начального профессионального образования, которые обеспечивают подготовку работников квалифицированного труда по основным секторам экономики региона на базе основного общего и среднего (полного) общего образования. Получение регионального сертификата образовательных достижений отражает повышенные возможности трудоустройства и/или продолжение профессионального образования за счет готовности к творческой деятельности, владения широким диапазоном компетенций для работы со сложными и изменяющимися объектами профессиональной деятельности. Выпускники, имеющие сертификат третьего уровня, способны к профессиональному и карьерному росту.
Четвертый уровень квалификации достигается при освоении программ начального (повышенного уровня) и среднего (базового уровня) профессионального образования на базе основного общего, среднего (полного) общего образования, которые обеспечивают подготовку специалистов среднего звена. Получение регионального сертификата отражает повышенную возможность профессиональной адаптации выпускника за счет умения ориентироваться в быстроизменяющихся условиях и продолжения образования по специальности. Выпускники, имеющие сертификат четвертого уровня, способны создавать организационные и технические условия для быстрого внедрения новых технологий на производстве.
Пятый уровень квалификаци достигается при освоении программ среднего профессионального образования повышенного уровня на базе основного общего, среднего (полного) общего и/или начального профессионального образования, которые обеспечивают подготовку специалистов среднего звена. Получение регионального сертификата отражает повышенную возможность продолжения профессионального образования и роста профессиональной карьеры выпускника за счет овладения проектно-организационной деятельностью. Выпускники, имеющие сертификат пятого уровня, обеспечивают развитие малого бизнеса в регионе.
Соотношение уровней квалификации и требований к уровням подготовки обучающихся (выпускников) учреждений начального и среднего профессионального образования Свердловской области,# представлено в таблице 1.
Уровень достижения требований стандарта обучающимся (выпускником) определяется его профессиональной образованностью. Профессиональная образованность рассматривается как один из показателей оценки качества результата образования в системе профессионального образования.
Базовый уровень достижения требований стандарта предполагает, как минимум, овладение известными технологиями деятельности (способами) и технологиями взаимодействия.
Повышенный оптимальный уровень достижения требований стандарта предполагает наряду с этим овладение новыми технологиями деятельности и взаимодействия.
Повышенный расширенный уровень достижения требований стандарта предполагает дополнительное овладение методологическими основами технологической деятельности.
Содержание компетенции определяется на трех уровнях профессиональной деятельности: операционно-исполнительском, организационно-технологическом, проектно-организационном.
Операционно-исполнительский уровень деятельности предполагает репродуктивную реализацию технологии производственного процесса. Деятельность на этом уровне включает исполнительский (обслуживающий) и информационный компоненты.
Организационно-технологический уровень деятельности предполагает эвристический подход к обеспечению организации, внедрения и использования технологии производственного процесса. Деятельность на этом уровне включает исполнительский (организационный), информационный и мотивационно-целевой компоненты.
Проектно-организационный уровень деятельности предполагает творческий подход к созданию и развитию технологии производственного процесса. Деятельность на этом уровне включает исполнительский (управленческий), информационный, мотивационно-целевой и инновационный компоненты.
Соотношение уровней достижения образовательного стандарта и уровней профессиональной деятельности представлено в приложении 3.
Таблица 1
Соотношение уровней
квалификации и требований к уровням
подготовки обучающихся (выпускников) учреждений
начального и среднего профессионального
образования Свердловской области
Уровни квалифи- кации |
Дополнительные требования к уровню подготовки |
Основания оценки образовательных достижений (результатов образования) |
Документ (сертификат образовательных достижений выпускника) |
1 | 2 | 3 | 4 |
Первый уровень квалифи- кации |
Овладение операционно- исполнительской профессиональной деятельностью относительно простых объектов деятельности. Минимальный объем знаний, обеспечивающий освоение конкретного вида профессиональной деятельности. Профессиональная позиция: исполнитель, действующий в рамках ограниченного набора ролей |
Стандартные задания выполнены на репродуктивном уровне в соответствии с установленными производственными нормами под непосредственным контролем. Проявляет ответственное отношение к исполнению ролей. Представлены свидетельства общественного признания индивидуальных результатов профессиональной деятельности |
Сертификат образовательных достижений выпускника первого уровня |
Второй уровень квалифи- кации |
Овладение операционно- исполнительской профессиональной деятельностью относительно сложных объектов деятельности. Оптимальный объем специальных знаний. Профессиональная позиция: участник регламентируемого производственного процесса |
Стандартные и нестандартные задания выполнены на эвристическом уровне в соответствии с установленными нормами в конкретной профессиональной области под общим контролем. Имеет профессиональные намерения. Осознает ответственность за результат профессиональной деятельности и собственное поведение. Представлены свидетельства участия в различных видах социально-значимой деятельности |
Сертификат образовательных достижений выпускника второго уровня |
Третий уровень квалифи- кации |
Овладение операционно- исполнительской самостоятельной профессиональной деятельностью относительно широкого диапазона изменяющихся объектов деятельности. Расширенный диапазон освоенных знаний. Профессиональная позиция: активный и социально-ответственный участник производственного процесса |
Сложные социально-профессиональные ситуации решены на творческо-эвристическом уровне в соответствии с установленными нормами в различных областях жизнедеятельности под общим контролем. Скорректирована профессиональная карьера. Проявляет инициативу и ответственное отношение к саморазвитию. Представлены свидетельства успешных результатов различных видов социально- значимой деятельности |
Сертификат образовательных достижений выпускника третьего уровня |
Четвер- тый уровень квалифи- кации |
Овладение организационно- технологической самостоятельной профессиональной деятельностью относительно заданной организации и изменяющейся технологии производственного процесса. Расширенный диапазон знаний из разных образовательных областей. Профессиональная позиция: организатор производственного процесса с административными функциями и широким набором ролей, включенных в многообразную систему общественных отношений |
Стандартные и нестандартные ситуации решены оптимально в контексте технологии производственного процесса. Берет на себя ответственность за формирование оптимальных производственных отношений. Имеет аргументированную собственную позицию, взгляды. Представлены свидетельства создания индивидуальных продуктов творческой деятельности |
Сертификат образовательных достижений выпускника четвертого уровня |
Пятый уровень квалифи- кации |
Овладение проектно-организационной самостоятельной профессиональной деятельностью относительно вариативной организации и изменяющейся технологии производственного процесса. Расширенный диапазон приобретенных и вновь создаваемых знаний. Профессиональная позиция: организатор производственного процесса с функциями менеджера, включенный в многообразную систему общественных отношений |
Представлены альтернативные решения сложных социально-профессиональных ситуаций. Берет на себя ответственность за работу других людей. Дает оценку результатам профессиональной деятельности, несет ответственность за качество экспертизы. Реализует собственную позицию, взгляды в социально-профессиональных отношениях. Представлены свидетельства создания продуктов коллективной творческой деятельности, организованной им |
Сертификат образовательных достижений выпускника пятого уровня |
Нумерация разделов приводится в соответствии с источником
Раздел 4. Требования к минимуму содержания
основных образовательных программ начального и среднего
профессионального образования в Свердловской области
Профессиональная образовательная программа - нормативно-управленческий документ образовательного учреждения, характеризующий содержание и организацию образовательного процесса с учетом конкретных условий образовательного учреждения, обеспечивающих достижение определенного уровня квалификации.
Профессиональная образовательная программа включает в себя:
1) государственный образовательный стандарт по конкретной профессии/специальности (федеральный, региональный (областной) компоненты и компонент образовательного учреждения);
2) примерный учебный план и рабочий учебный план;
3) комплект примерных учебных и рабочих учебных программ по всем дисциплинам учебного плана;
4) учебно-методический комплекс к дисциплинам/предметам учебного плана;
5) описание результатов, которые должны быть достигнуты в образовательном процессе и которые соответствуют требованиям профессиональной деятельности с позиции компетенций работника;
6) описание системы оценки образовательных достижений обучающихся (выпускников) по образовательной программе;
7) описание кадровых, материально-технических условий и особенности управления реализацией программы.
Специальные компетенции обучающегося (выпускника)
Ведущий критерий легитимации этой группы компетенций - их соответствие современным передовым образцам рабочих мест на предприятиях или организациях Свердловской области.
Особенностью специальных компетенций является их уникальность и неповторимость, позволяющая учитывать специфические особенности технологического процесса, тенденции развития производства в Свердловской области. Основным принципом определения специальных компетенций является анализ деятельности и учет мнения работодателей в дополнение к федеральному компоненту образовательного стандарта и полипрофессиональным компетенциям областного (регионального) компонента образовательных стандартов.
Состав и содержание специальных компетенций определяется и корректируется на основе выявления требований профессиональной деятельности посредством функционального анализа, их легитимация осуществляется совместно с работодателями, их ассоциациями (объединениями) как на областном, так и на местном уровне на основе лучших образцов/примеров производственной деятельности в Свердловской области.
В основе специальной компетенции лежит профессиональное умение, поэтому коррекция содержания специальных предметов/дисциплин, программ производственного обучения и производственной практики, введение дисциплин по выбору, расширение спектра программ дополнительного профессионального образования (профессиональной подготовки, переподготовки, повышения квалификации) является условием формирования специальных компетенций.
Образовательное учреждение самостоятельно выбирает технологии освоения специальных компетенций из числа деятельностных и имитационных технологий.
Оценивание уровня освоения специальных компетенций обеспечивается введением в промежуточную и итоговую государственную аттестации дополнительных практикоориентированных заданий для каждой осваиваемой компетенции.
Специальные компетенции описываются образовательными учреждениями в трех видах спецификаций:
1) профессиональная спецификация;
2) учебная спецификация;
3) спецификация оценки результатов освоения компетенций.
Профессиональная спецификация представляет собой точное описание цели профессиональной деятельности, обеспечивающее определение основных функций работника, их идентификацию. Состав функций определяет состав специальных компетенций. Профессиональная спецификация устанавливает комплекс требований к обучающемуся (выпускнику) относительно описания профессиональной деятельности на рабочем месте с позиции трудоустройства.
Профессиональная спецификация подразделяется на две составные части:
1) перечень действий (функций) работника по достижению результатов труда;
2) область применения действий (функций) работника.
Учебная спецификация устанавливает взаимосвязь выделенных функций и компонентов содержания образовательной программы. Учебная спецификация формируется в соответствии с профессиональной спецификацией для каждой специальной компетенции. Учебная спецификация выступает содержательной основой для разработки образовательных программ, условий их реализации. Учебная спецификация определяет основания для разработки образовательного модуля.
Спецификация оценки результатов освоения компетенций описывает предмет оценивания и критерии оценивания. Содержание оценочной спецификации является основанием для следующих видов оценивания (контроля):
1) самооценка обучающегося;
2) система внутреннего аудита результативности образовательного процесса;
3) промежуточная и итоговая государственная аттестация обучающихся и выпускников;
4) система внешнего контроля результата образования со стороны работодателей.
Общий формат видов спецификации представлен в таблице 2.
Таблица 2
Структура спецификации
Основная цель профессиональной деятельности и наименование модуля | |||||
Профессиональная спецификация |
Учебная спецификация | Специфика- ция оценки |
|||
Перечень действий (функций) работника |
Область применения действий (функций) работника |
Умения, которыми обучающийся должен овладеть |
Знания, которыми обучающийся должен обладать |
Позиция по отношению к умению |
Предмет и критерии оценивания |
Полипрофессиональные компетенции обучающегося (выпускника)
Освоение полипрофессиональных компетенций ориентировано на преодоление узкофункционального подхода в содержании подготовки специалистов, на обеспечение деятельности работника в условиях смежных (родственных) профессий.
Полипрофессиональные компетенции позволяют человеку быть готовым к изменению "рабочей ситуации", возможной смене профессии и переподготовке для трудоустройства.
Полипрофессиональные компетенции должны учитывать тенденции развития определенного сектора (отрасли) экономики области. Основным принципом определения полипрофессиональных компетенций является общность функций (требований) родственных (смежных) профессий, наличие сходных содержательных параметров профессиональной деятельности в аспекте конкретизации федеральных требований.
Состав и содержание полипрофессиональных компетенций определяются консолидированными социальными партнерами в лице ассоциаций (объединений) работодателей на основе анализа структуры и содержания производственного процесса с учетом специфики развития видов экономической деятельности (отрасли) в регионе.
В основе полипрофессиональной компетенции лежит функция/вид деятельности работника, поэтому освоение полипрофессиональной компетенции возможно посредством использования активных проблемно-развивающих технологий обучения в общепрофессиональных, общетехнических, специальных предметах/дисциплинах при условии высокого уровня интеграции содержания дисциплин на межпредметном и метапредметном уровне.
Оценивание уровня освоения полипрофессиональных компетенций обеспечивается системой разноуровневых заданий интегративного характера на промежуточной и итоговой государственной аттестации обучающихся (выпускников) образовательных программ.
Ключевые компетенции обучающегося (выпускника)
Целевыми ориентирами освоения ключевых компетенций являются:
1) эффективность профессиональной деятельности в конкретных условиях производства товаров и услуг;
2) гарантия профессионального роста и развития, реализации карьерных устремлений;
3) самореализация в современном региональном социально-экономическом пространстве;
4) гражданское участие в различных сферах жизни общества;
5) "включенность" человека в разнообразие мирового социокультурного пространства.
Особенностью ключевых компетенций является универсальность для всех видов профессиональной деятельности. Основным принципом определения состава и содержания ключевых компетенций является ориентация на интеграцию Свердловской области в российское и мировое социально-экономическое пространство.
Состав и содержание ключевых компетенций учитывают тенденции социально-экономического развития региона, а также тенденции развития на федеральном и мировом уровнях. Региональный (областной) компонент государственных образовательных стандартов начального и среднего профессионального образования устанавливает в качестве нормативных требований освоение выпускниками следующих ключевых компетенций:
1) работа с профессионально-ориентированной информацией;
2) организация профессиональных коммуникаций;
3) решение профессиональных проблем;
4) проектирование профессиональной карьеры;
5) осуществление социально-профессионального саморазвития.
В основе ключевой компетенции лежит обобщенный вид деятельности, поэтому ее освоение является долговременным и системным процессом. Формирование ключевой компетенции возможно посредством реализации всей профессиональной образовательной программы. Освоение ключевых компетенций обеспечивает применение следующих образовательных технологий: информационных, диалоговых, проблемно-развивающих, саморазвития.
Объективное оценивание уровня освоения ключевых компетенций обеспечивается адекватностью содержания, технологий и форм промежуточной и итоговой государственной аттестаций обучающихся (выпускников) требованиям регионального (областного) компонента начального и среднего профессионального образования Свердловской области.
Описание ключевых компетенций приведено в таблице 3.
Таблица 3
Ключевые компетенции
Работа с профессионально-ориентированной информацией - ключевая компетенция, обеспечивающая выпускнику готовность к самостоятельному поиску, анализу и созданию необходимой информации
Уровень профессиональной деятельности |
Операционно-исполнительский | Организационно-технологический | Проектно-организационный |
Особенности объекта профессиональной деятельности |
Преобладает работа с известной информацией предметно- профессионального характера |
Преобладает работа с известной информацией интегрированного социально-профессионального характера |
Преобладает работа с вновь создаваемой необходимой для жизнедеятельности информацией |
Обобщенный вид деятельности |
Ориентация в профессиональном информационном поле. Поиск и получение профессионально-ориентированной информации. Анализ и обработка профессионально-ориентированной информации. Представление и хранение профессионально-ориентированной информации. Передача и распространение профессионально-ориентированной информации |
Проектирование новой профессионально- ориентированной информации |
|
Базовые знания |
Роль информационной культуры в формировании профессиональной культуры человека. Информатизация общества, ее влияние на профессиональную деятельность. Характеристика информационной сферы профессиональной деятельности человека. Информационные технологии как способ работы в профессиональной деятельности и интеграции профессиональной информации. Средства и методы информационных технологий. Информационно-поисковые профессиональные системы. Региональные особенности и основные приоритеты формирования информационной культуры человека. Информационные ресурсы Свердловской области. Информационная безопасность человека. Знание основных способов поиска профессиональной информации. Приемы обработки, структурирования профессиональной информации |
||
Отношение к виду деятельности |
Условия позиционирования, принципы деятельности: - информация как основа жизнеобеспечения общества, успешной профессиональной деятельности и саморазвития; - объективность, конкретность, системность и полнота информации в предоставляемой профессиональной документации; - учет специфики информационного поля деятельности как условие профессионального развития человека; - этичность информационных взаимодействий |
||
Рекомендуемые образовательные технологии и дидактические единицы |
Использование в образовательном процессе информационных технологий. Расширение дисциплин федерального компонента "Информатика", "Информационные технологии в профессиональной деятельности". Введение дисциплин регионального (областного) компонента и факультативов, например: "Основы исследовательской деятельности", "Информатизация в Свердловской области", "Информационные технологии современного предприятия" |
Организация профессиональных коммуникаций - ключевая компетенция, обеспечивающая готовность выпускника к конструктивному взаимодействию в социально-профессиональных отношениях
Уровень профессиональной деятельности |
Операционно-исполнительский | Организационно- технологический |
Проектно-организационный |
Особенности объекта профессиональной деятельности |
Стихийные профессиональные ситуации производственного характера |
Стихийные социально- профессиональные ситуации в производственном процессе |
Стихийные и специально организованные социально- профессиональные ситуации |
Обобщенный вид деятельности |
Решение стихийных профессиональных ситуаций. Определение целей профессионального общения. Учет мотивации субъектов общения. Выработка оптимальной стратегии, уровня, содержания, методов, средств и форм профессионального общения. Владение профессиональным этикетом. Установление профессиональных взаимоотношений. Учет личностных особенностей субъекта профессионального общения. Работа с письменной документацией. Соблюдение субординационных отношений |
Решение стихийных социально-профессиональных ситуаций. Саморегуляция в процессе общения посредством психофизиологических и психофизических приемов. Фиксация модели организации. Анализ взаимоотношений в организации, статуса субъектов в организации. Консультирование как особая функция администратора |
Решение возникающих и проектирование профессионально-значимых ситуаций. Коррекция общения с целью создания благоприятных психофизиологических условий для эффективных профессиональных коммуникаций в коллективе. Определение оптимальной организационной структуры управления. Определение ответственности, полномочий членов профессионального коллектива |
Базовые знания |
Особенности профессионального общения и профессиональных отношений в профессиональном коллективе. Способы эффективного решения конфликтов в профессиональной деятельности. Основы конфликтологии |
||
Отношение к виду деятельности. Условия позиционирования принципы деятельности |
Открытая позиция субъекта равноправного профессионального общения. Преобладание диалогового общения. Адекватность самооценки и оценки работы коллеги. Принятие общественно-правовых норм профессиональной деятельности |
Открытая позиция организатора профессионального общения. Принятие субъекта профессионального общения как значимого лица. Принятие норм профессии с позиции управления |
Открытая позиция организатора и координатора профессионального общения |
Рекомендуемые образовательные технологии и дидактические единицы |
Использование в образовательном процессе диалоговых технологий. Введение дисциплин регионального (областного) компонента и факультативов, например: "Деловое общение", "Успешные профессиональные коммуникации", "Этика профессиональных отношений на производстве (в сфере сервиса, образовательном учреждении)", "Тренинг профессионального общения", "Основы конфликтологии" |
Решение профессиональных проблемных ситуаций - ключевая компетенция, обеспечивающая выпускнику готовность к изменению условий профессиональной деятельности и социума
Уровень профессиональной деятельности |
Операционно-исполнительский | Организационно- технологический |
Проектно-организационный |
Особенности объекта профессиональной деятельности |
Проблемы, касающиеся материалов, орудий труда и технологии производственного процесса, носящие характер частной, локальной ситуации, решаемой в рамках своих полномочий на рабочем месте (в том числе в новых условиях труда) |
Проблемы, касающиеся организации и технологии производственного процесса, носящие характер комбинированной ситуации, решаемой в рамках своих полномочий на основе известного способа |
Проблемы, касающиеся всего производственного процесса, носящие характер принципиально неизвестной ситуации, решаемой в рамках своих полномочий |
Обобщенный вид деятельности |
Анализ ситуации. Самостоятельное определение причин ее возникновения и базовой проблемы. Ранжирование проблем и определение стратегии решения с предварительной ресурсной оценкой. Классификация проблем. Составление перечня альтернативных вариантов. Выбор допустимых и оптимальных вариантов. Выбор способа разрешения проблемы. Определение профессиональных действий по модернизации оборудования, орудий труда и технологий, освоение новых материалов |
Определение профессиональных проблем и анализ причин их возникновения. Использование метода комбинаторики. Модификация и модернизация организации и технологии процесса. Организация внедрения "известного новшества". Варьирование новых способов деятельности. Коррекция собственной системы отношений. Овладение новыми способами профессиональной деятельности |
Выявление профессиональных проблем. Всесторонний анализ объекта деятельности. Выявление противоречий и проблем. Выдвижение гипотезы. Проектирование способа решения. Проверка гипотез. Проведение эксперимента. Организация творческих групп. Ведение исследовательской деятельности. Создание новых способов деятельности |
Базовые знания |
Условия профессиональной деятельности: нормативно- правовые, личностные, технологические, финансово- экономические, информационные, материально-технические. История и тенденции развития профессии в Свердловской области. Возможные проблемы и их классификация. Причины их возникновения. Алгоритм анализа. Критерии результата профессиональной деятельности |
Технологии анализа в профессии. Методы модернизации, модификации и комбинаторики. Основы инновационной и рационализаторской деятельности |
Авторское право, патентоведение, теория исследования и эксперимента, теория организации целенаправленной профессиональной деятельности в группе |
Отношение к виду деятельности. Условия позици- онирования. |
Готовность и активное участие в конструктивном изменении условий профессиональной деятельности и окружающего социума (орудий труда, материалов, технологии). Аргументирование своей точки зрения |
Организация деятельности по решению профессиональ- ной деятельности |
Инициирование деятельности по решению профессиональной деятельности |
Рекомендуемые образовательные технологии и дидактические единицы |
Использование в образовательном процессе проблемно-развивающих технологий. Введение дисциплин регионального (областного) компонента и факультативов, например: "Основы проектной деятельности", "Профессиональное творчество", "Рационализаторство и патентоведение" "История возникновения профессии на Урале", "Основы рационализаторства и профессионального творчества" |
Проектирование профессиональной карьеры - ключевая компетенция, обеспечивающая готовность выпускника к социально-профессиональной адаптации в профессии и социуме
Уровень профессиональной деятельности |
Операционно-исполнительский | Организационно- технологический |
Проектно- организаци- онный |
Особенности объекта профессиональной деятельности |
Профессиональная и общественная карьера | ||
Обобщенный вид деятельности |
Построение плана карьерного роста и жизненных планов. Владение техникой поиска работы, составление резюме. Оформление трудовых отношений: составление заявлений о приеме и увольнении, объяснительных, докладных записок, автобиографии, самопрезентации. Самостоятельное трудоустройство через центры занятости, агентства по трудоустройству, коммерческие бюро и другое. Использование средств массовой информации как информационного источника самоопределения. Организация работы на дому, индивидуальная трудовая деятельность. Профессиональный рост на рабочем месте в связи с постоянным усовершенствованием оборудования и обновлением, расширением ассортимента продукции и услуг: повышение образовательного ценза, квалификации, получение смежных профессий. Оценивание собственных возможностей, способностей с точки зрения профессиональных притязаний, профессиональной пригодности и потребностей рынка труда Свердловской области. Использование эффективных профессиональных коммуникаций при трудоустройстве |
Профессиональный рост путем самообразования, в системе дополнительного образования, получения дополнительных квалификаций. Проектирование собственного дела, предприятия. Освоение новых сфер профессиональной деятельности |
|
Базовые знания |
Информация об организациях, занимающихся трудоустройством, изданиях по вопросам трудоустройства и других подобных источников информации. Тип профессии, профессиональное поле, уровень собственной профессиональной компетентности. Профессиональное мастерство. Требования, предъявляемые работодателем. Условия работы. Гражданские, экономические и социальные права и свободы. Экономические и правовые особенности профессионального поля. Законодательство Свердловской области. Концепция и программа развития производительных сил Свердловской области. Основные приоритеты политики Свердловской области в экономическом секторе |
Экономика и право предпринимательской деятельности и малого бизнеса. Особенности организации бизнеса в Свердловской области. Стратегические документы Губернатора Свердловской области и Правительства Свердловской области |
|
Отношение к виду деятельности |
Адекватная самооценка уровня профессиональной компетентности, стремление к профессиональному самосовершенствованию. Активность в поиске постоянного рабочего места. Психологическая готовность к смене рабочей ситуации |
||
Рекомендуемые образовательные технологии и дидактические единицы |
Использование в образовательном процессе игровых, имитационных и квазипрофессиональных методик обучения. Введение дисциплин регионального (областного) компонента и факультативов, например: "Моя профессиональная карьера", "Регионоведение", "Региональное право", "Региональная экономика", "Основы профессионального мастерства", введение в производственные практики разных видов деятельности как особые социальные практики |
Осуществление социально-профессионального саморазвития - ключевая компетенция, обеспечивающая готовность выпускника к саморазвитию и самореализации как гражданина и профессионала
Уровень профессиональной деятельности |
Операционно-исполнительский | Организационно- технологический |
Проектно- организационный |
||
Особенности объекта профессиональной деятельности |
Направленное социально-профессиональное развитие личности под внешним руководством |
Социально- профессиональное саморазвитие личности |
Непрерывное социально- профессиональное саморазвитие личности |
||
Обобщенный вид деятельности |
Владение методами самопознания: самонаблюдение, самодиагностика, рефлексия. Определение жизненных планов. Использование методов целеполагания личности: самоанализ, самооценка, самокритика. Проявление самодеятельности, самоорганизации. Применение в практике методов самообучения, самообразования. Организация самоуправления: саморегуляция, самоустановка, самоприказ. Способность к коррекции профессиональных деформаций. Способность к самопрофилактике профессиональных заболеваний |
||||
Базовые знания |
Понятия "развитие" и "саморазвитие". Сознательная деятельность - внутренний механизм развития человека. Саморазвитие - особый вид деятельности человека. Технология саморазвития. Этапы и признаки саморазвития. Формы и средства самообразования. Экологически целесообразная бытовая и профессиональная деятельность. Факторы, влияющие на психофизическое, духовное и социальное благополучие человека. Понятие здорового образа жизни, санитарно-гигиенические нормы, требования к профессиональной деятельности. Влияние профессиональных коммуникаций на психологический климат в коллективе (благоприятный, безопасный для здоровья психологический климат). Охрана труда в профессиональном поле. Экологические проблемы Свердловской области. Концепция "Сбережение населения Свердловской области на период до 2015 года" |
||||
Отношение к виду деятельности |
Саморазвитие - ключевой способ решения социально-профессиональных проблем. Наличие мотивации саморазвития. Преобладание внешних мотивов саморазвития. В жизненных планах - сохранение и развитие психического, социального и физического здоровья |
Саморазвитие - средство достижения профессиональных и жизненных планов личности. Преобладают внутренние мотивы к саморазвитию |
Саморазвитие как условие профессиональной самореализации. Целенаправлен- ность мотивов саморазвития человека |
||
Рекомендуемые образовательные технологии и дидактические единицы |
Использование в образовательном процессе технологий саморазвития и здоровьесбережения. Введение дисциплин регионального (областного) компонента и факультативов, например: "Экология Урала и Свердловской области", "Регионоведение", "Охрана труда", "Безопасность жизнедеятельности". Тренинги личностного и профессионального роста и развития. Исследовательская, проектная деятельность обучающихся. Практические занятия по ключевым компетенциям |
При разработке основных профессиональных образовательных программ по профессиям/специальностям образовательным учреждениям предоставляются определенные академические свободы:
1. Коррекция содержания предметов/дисциплин федерального компонента примерных учебных планов и примерных учебных программам на основе разработанной профессиональной спецификации:
1) в пределах 5 процентов объема времени, отведенного государственными требованиями на циклы;
2) в пределах от 10 до 15 процентов от общего объема времени, отведенного на предмет/дисциплину - на самостоятельное проектирование дополнительного содержания образования при условии соблюдения минимума содержания образования, установленного федеральным компонентом государственных образовательных стандартов начального и среднего профессионального образования.
2. Формирование перечня и содержания факультативных предметов/дисциплин и дисциплин по выбору обучающихся, устанавливаемых образовательными учреждениями на основе анализа региональных (областных) требований к работнику, выраженных в компетенциях.
3. Использование времени, отведенного на предметы/дисциплины регионального (областного) компонента для освоения обучающимися специальных, полипрофессиональных и ключевых компетенций.
4. Перераспределение резерва времени образовательного учреждения, установленного примерными учебными планами, на увеличение объема учебного времени по предметам/дисциплинам регионального (областного) компонента и предметам/дисциплинам по выбору обучающегося в целях освоения компетенций на повышенном уровне.
В рамках перечисленных академических свобод образовательное учреждение, методическая служба и педагог имеют право самостоятельного выбора условий освоения обучающимися компетенций, установленных региональными (областными) требованиями.
Механизмом реализации содержания профессиональной образовательной программы становятся рабочие учебные программы педагогов.
Структура рабочих учебных программ строится на основе профессиональных спецификаций, направленных на освоение трех групп компетенций: специальных, полипрофессиональных и ключевых.
Региональные (областные) требования к содержанию образовательных программ предполагают пересмотр роли, места и соотношения теоретической и практической составляющих учебных программ (теоретическая подготовка, производственное обучение, производственная практика).
Региональный (областной) подход к проектированию профессиональных образовательных программ создает единую содержательно-технологическую основу интеграции содержания начального и среднего профессионального образования, преемственности результатов образования на разных уровнях квалификации.
За образовательным учреждением сохраняется право самостоятельного определения формы рабочих учебных программ при сохранении общего подхода к их проектированию.
Система аттестации обучающихся и выпускников строится на основе оценочной спецификации при условии соблюдения требований федерального компонента государственных образовательных стандартов начального и среднего профессионального образования.
Содержание и формы в системе аттестации обучающихся и выпускников определяются адекватно содержанию разработанной профессиональной образовательной программы.
Достижение выпускниками результатов, соответствующих региональным (областным) требованиям к образованности для каждого уровня квалификации, подтверждается документом-сертификатом образовательных достижений выпускника. Факт признания профессиональных компетенций выпускника осуществляется уполномоченными организациями, определяемыми исполнительным органом в сфере образования на территории Свердловской области в установленном порядке, при условии проведения аттестации с привлечением работодателей и/или ассоциаций работодателей (объединений).
Реализация основных профессиональных образовательных программ организуется с учетом этапов профессионального становления личности.
Региональный (областной) подход к реализации основных профессиональных образовательных программ в дополнение к федеральным требованиям устанавливает требования к кадровому, учебно-методическому и материально-техническому обеспечению образовательного процесса:
1) педагогические кадры, обеспечивающие реализацию основных профессиональных образовательных программ, должны владеть образовательными технологиями формирования компетенций;
2) реализация основных профессиональных образовательных программ организуется на основе доступа каждого педагога и обучающегося к региональным (областным) информационным ресурсам;
3) учебно-методический комплекс к рабочей учебной программе дополняется учебно-методическими, методическими пособиями, учебниками, разработками и рекомендациями, наглядными пособиями, аудио-видео и мультимедийными материалами в соответствии с образовательными технологиями формирования компетенций.
Образовательное учреждение, реализующее основные профессиональные образовательные программы, должно оптимально использовать, развивать и обновлять материально-техническую базу, привлекая ресурсы других организаций, предприятий.
Система региональных требований к основным профессиональным образовательным программам выступает основой для реализации принципа вариативности и непрерывности профессионального образования в соответствии со стратегией "образования в течение всей жизни".
Раздел 5. Особенности формирования рабочих учебных планов
по профессиям/специальностям в образовательных учреждениях
Свердловской области, реализующих программы начального
и среднего профессионального образования
Региональный (областной) компонент государственных образовательных стандартов начального и среднего профессионального образования является дополнительным основанием формирования рабочих учебных планов по профессиям/специальностям в образовательных учреждениях, находящихся в ведении Свердловской области, с учетом их академических свобод. Для других образовательных учреждений, реализующих профессиональные образовательные программы данных уровней профессионального образования, особенности формирования рабочих учебных планов являются примерными.
На областном уровне устанавливаются требования к содержанию и структуре пояснительной записки к рабочему учебному плану профессиональной образовательной программы по профессии/специальности, содержащие:
1) нормативно-правовые основания рабочего учебного плана профессиональной образовательной программы: государственный(ые) образовательный(ые) стандарт(ты); примерный(ые) учебный(ые) планы, примерные программы учебных предметов/дисциплин, утверждение рабочего учебного плана, базовое образование;
2) срок реализации образовательной программы. Сроки начала и окончания учебного года. Соотношение объемов теоретической и практической, обязательной и вариативной подготовки. Объем и виды производственной (профессиональной) практики. Форма обучения: очная, заочная, очно-заочная (вечерняя). Особенности реализации образовательной программы, в том числе дистанционное обучение, сокращенный срок обучения на базе начального профессионального образования;
3) максимальная учебная нагрузка обучающегося, ее распределение по видам учебной нагрузки: обязательная учебная нагрузка (в том числе лабораторные и практические занятия, выполнение курсовых работ, проектов) и самостоятельная работа обучающихся;
4) обоснование распределения резерва времени образовательного учреждения;
5) обоснование применяемых образовательных технологий;
6) особенности использования имеющихся академических свобод при формировании рабочего учебного плана по профессии/специальности и организации образовательного процесса, в том числе:
определение и обоснование перечня предметов/дисциплин регионального (областного) компонента;
определение и обоснование перечня предметов/дисциплин по выбору;
определение и обоснование перечня вводимых дидактических единиц в содержание рабочих учебных программ;
определение перечня факультативных предметов/дисциплин и обоснование введения их в рабочий учебный план;
организация самостоятельной деятельности обучающихся;
обоснование форм и объема консультационной деятельности;
особенности использования системы оценивания образовательных достижений обучающегося (выпускника), обоснование ее выбора;
целесообразность выбора видов, форм и сроков промежуточной и итоговой государственной аттестаций обучающихся;
7) особенности организации образовательного процесса с учетом этапов профессионального становления личности обучающегося;
8) характеристика условий реализации профессиональной образовательной программы (материально-технические, кадровые, информационные и др.) и взаимодействия образовательного учреждения с социальными партнерами.
Дополнительные требования к рабочему учебному плану при формировании содержания образовательных программ начального профессионального образования представлены в таблице 4.
Дополнительные требования к рабочему учебному плану при формировании содержания образовательных программ среднего профессионального образования представлены в таблице 5.
Таблица 4
Дополнительные требования
к рабочему учебному плану при формировании
содержания образовательных программ начального
профессионального образования
Циклы, предметы | Дополнительные требования | Объем учебной нагрузки | |
А*. Обязательное обучение | |||
1. Общеоб- разователь- ная подго- товка |
1.1 Гуманитарный цикл | введение дополнительных предметов, дидактических единиц за счет резерва времени для учета специфики региона и профессии с целью освоения ключевых и полипрофессиональных компетенций |
до 130 часов |
1.2. Естественнонаучный цикл |
практическая направленность содержания предметов, введение дополнительных предметов, дидактических единиц в рамках часов федерального компонента для освоения ключевых и полипрофессиональных компетенций |
||
2. Профес- сиональная подготовка |
2.1. Общетехнический цикл | введение дополнительных предметов, дидактических единиц в рамках часов федерального компонента и резерва времени образовательного учреждения для профессиональной подготовки с целью освоения ключевых, полипрофессиональных компетенций (с учетом особенностей профессии) |
до 10 процентов на курсе |
2.2. Общепрофессиональный (отраслевой) цикл |
введение дополнительных предметов, дидактических единиц в рамках часов федерального компонента и резерва времени образовательного учреждения для профессиональной подготовки с целью освоения ключевых и полипрофессиональных компетенций (с учетом особенностей профессии) |
до 15 процентов на курсе |
|
2.3. Профессиональный цикл: - специальные предметы; - производственное обучение; - производственная практика. |
введение дополнительных дидактических единиц для освоения ключевых, специальных компетенций на основе требований социальных партнеров образовательного учреждения (с учетом особенностей профессии) |
||
введение дополнительных видов профессиональной деятельности для освоения ключевых, полипрофессиональных, специальных компетенций на основе требований социальных партнеров образовательного учреждения (с учетом особенностей профессии) |
|||
введение дополнительных видов профессиональной и социально- значимой деятельности для освоения ключевых, полипрофессиональных и специальных компетенций |
|||
Резерв времени для профессиональной подготовки |
индивидуальные практикумы обучающихся, обеспечивающие их "вхождение" в профессиональную деятельность |
до 100 часов на курсе | |
Б. Предметы по выбору | отражение специфики стратегии образовательного учреждения для освоения компетенций |
до 2 часов в неделю | |
В. Факультативные предметы | индивидуальные практикумы обучающихся, обеспечивающие их "вхождение" в профессиональную деятельность |
до 2 часов в неделю |
* применяются# нумерации и обозначения, используемые в Модели учебного плана для учреждений начального профессионального образования (ОСТ 9 ПО 01.03-93), утвержденной приказом министра образования Российской Федерации от 22.06.94 г. N 215.
Таблица 5
Дополнительные требования
к рабочему учебному плану при формировании
содержания образовательных программ среднего
профессионального образования
Циклы, дисциплины | Дополнительные требования | Объем учебной нагрузки |
|
ТО. 00* Теоретическое обучение | |||
ТО. Ф. Теоретическое обучение - дисциплины федерального компонента |
ОГСЭ.00 Общие гуманитарные и социально- экономические дисциплины |
введение дидактических единиц в дисциплины федерального компонента, направленных на освоение ключевых, полипрофессиональных компетенций с учетом специфики региона и особенностей профессии |
от 10 до 15 процентов общего объема времени от цикла |
ОГСЭ.ДВ.00 Дисциплины по выбору студента, устанавливаемые образовательным учреждением |
Введение дополнительных дисциплин, направленных на освоение ключевых, полипрофессиональных компетенций с учетом специфики региона и особенностей профессии |
до 64 часов | |
ЕН.00 Математические и общие естественнонаучные дисциплины |
введение дидактических единиц в дисциплины федерального компонента, направленных на освоение ключевых, полипрофессиональных компетенций с учетом специфики региона и особенностей профессии |
||
ОПД.00 Общепрофессиональ- ные дисциплины |
введение дидактических единиц в дисциплины федерального компонента, направленных на освоение ключевых, полипрофессиональных компетенций с учетом специфики региона и особенностей профессии |
||
ОПД. Дисциплины, имеющие отраслевую направленность |
введение дополнительных дисциплин, направленных на освоение ключевых, полипрофессиональных компетенций с учетом специфики региона и особенностей профессии |
от 10 до 15 процентов общего объема времени от цикла |
|
СД. Специальные дисциплины |
введение дидактических единиц в дисциплины федерального компонента, направленных на освоение ключевых, полипрофессиональных компетенций с учетом специфики региона и особенностей профессии |
||
СД. Дисциплины, имеющие отраслевую направленность |
введение дополнительных дисциплин, направленных на освоение ключевых, полипрофессиональных, специальных компетенций с учетом специфики региона и особенностей профессии |
от 10 до 15 процентов общего объема времени от цикла |
|
СД.ДС(ДВ).00 Дисциплины специализации, дисциплины по выбору студента, устанавливаемые образовательным учреждением |
введение дополнительных дисциплин с учетом специфики стратегии образовательного учреждения, направленных на освоение ключевых, полипрофессиональных и специальных компетенций |
до 250 часов | |
ТО.Р. Теоретическое обучение- дисциплины национально- регионального (регионального) компонента |
введение дополнительных дисциплин, направленных на освоение ключевых, полипрофессиональных, специальных компетенций с учетом специфики региона и особенностей профессии |
от 100 до 250 часов |
|
ДФ.00 Дисциплины факультативные |
отражение специфики стратегии образовательного учреждения для освоения компетенций |
до 4 часов в неделю |
|
ПП.00 Производственная (профессиональ- ная) практика |
введение дополнительных видов профессиональной и социально-значимой деятельности, направленных на освоение ключевых, полипрофессиональных и специальных компетенций |
от 10 до 15 процентов общего объема времени практики |
|
ПО Производственное обучение |
введение дополнительных видов профессиональной деятельности, направленных на освоение ключевых, полипрофессиональных и специальных компетенций |
от 10 до 15 процентов общего объема времени производ- ственного обучения |
|
РВ Резерв времени образовательного учреждения |
индивидуальные практикумы обучающихся, обеспечивающие их "вхождение" в профессиональную деятельность |
3-4 недели |
* индексы, используемые в федеральном компоненте государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования.
Список используемых сокращений:
ТО - теоретическое обучение
ТО. Ф - дисциплины теоретического обучения (федеральный компонент)
ОГСЭ - общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины
ОГСЭ.ДВ - общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины, по выбору студента, устанавливаемые образовательным учреждением
ЕН - математические и общие естественнонаучные дисциплины
ОПД - общепрофессиональные дисциплины
СД. - специальные дисциплины
СД. ДС (ДВ) - дисциплины специализации, дисциплины по выбору студента, устанавливаемые образовательным учреждением
ТО. Р - дисциплины теоретического обучения (региональный (областной)) компонент
ДФ - дисциплины факультативные
ПП - производственная (профессиональная) практика
ПО - производственное обучение
РВ - резерв времени образовательного учреждения
Приложение 1
Основные понятия
регионального (областного) компонента государственных
образовательных стандартов начального и среднего
профессионального образования Свердловской области
Государственный образовательный стандарт профессионального образования - система параметров, характеризующих качество профессионального образования, отражающая социальный заказ и учитывающая возможности личности и системы образования по достижению государственных требований.
Деятельность - специфическая форма активного отношения человека к окружающему миру, целесообразное изменение и преобразование окружающей действительности.
Знание - форма существования и систематизации результатов познавательной деятельности человека; проверенный практикой и удостоверенный логикой результат процесса познания действительности.
Качество образования - состояние и результативность процесса образования, его соответствие потребностям и ожиданиям человека и общества (различных социальных групп) в формировании и развитии профессиональных и социальных компетенций личности.
Квалификационная структура - оформленная система различий в требованиях к подготовке специалистов для выполнения различных видов профессиональной деятельности.
Квалификация - степень профессиональной подготовленности к выполнению определенного вида работы.
Квалификация работника - функциональное соответствие между требованиями рабочего места и целями образования, определяемое и присваиваемое человеку по окончании процесса обучения.
Ключевые компетенции - общие, универсальные компетенции, способствующие достижению социально-значимых результатов в личной жизни и профессиональной деятельности.
Компетенция - способность (готовность) субъекта к продуктивной, самостоятельной деятельности в конкретных ситуациях в рамках определенных полномочий.
Региональный (областной) компонент государственных образовательных стандартов начального и среднего профессионального образования Свердловской области - дополнительные требования к качеству профессионального образования, обусловленные социокультурными особенностями и социально-экономическими приоритетами развития Свердловской области.
Образованность - комплексная характеристика личности, вбирающая в себя необходимую совокупность параметров, некоторое свойство (качество), приобретаемое человеком в процессе образования, которое выражает определенную меру овладения (усвоения, освоения) им какой-то части социального опыта, а также способность пользоваться им (опытом) в своей жизнедеятельности.
Отношение - оценочная категория, связанная с мнением и поведением человека к кому-либо (чему-либо) во взаимодействии с кем-либо (чем-либо).
Проект, проектная деятельность - форма организации деятельности, основанная на анализе тенденций развития, процесса построения модели желаемого будущего и обосновании средств ее реализации.
Полипрофессиональные компетенции - актуальные для группы профессий или специальностей на региональном рынке труда, способствующие эффективной деятельности в рамках смежных (родственных) сфер профессиональной деятельности.
Полномочие - круг вопросов, определенных в ведение человека.
Профессиональная образовательная программа - комплекс нормативных требований и условий, определяющих содержание образования для подготовки специалистов соответствующих квалификаций.
Профессиональное образование - процесс освоения человеком компетенций, необходимых для осуществления продуктивной, самостоятельной деятельности в сфере труда.
Профессия (специальность) - относительно постоянный вид трудовой деятельности, определяемый комплексом нормативных требований к работнику.
Рабочая учебная программа - нормативно-управленческий документ образовательного учреждения, характеризующий систему организации образовательной деятельности педагога. Рабочая учебная программа показывает, как с учетом конкретных условий, образовательных потребностей и особенностей развития обучающихся педагог создает индивидуальную педагогическую систему на основе государственного образовательного стандарта.
Специальные компетенции - уникальные для каждой профессии компетенции, способствующие достижению конкурентных преимуществ в условиях конкретного производства и связанные непосредственно с профессиональными функциями, востребованными в конкретной профессиональной области.
Спецификация - взаимосвязь требований к профессиональной деятельности работника, к образовательным (учебным) достижениям обучающегося (выпускника) и оценке достижений относительно компетенции.
Умение - способность личности к эффективному выполнению определенной деятельности, направленной на решение определенного класса задач.
Уровень квалификации - степень подготовленности к какому-либо виду профессиональной деятельности; нормативно установленный этап подготовки специалиста в квалификационной структуре профессионального образования.
См. также данную форму в редакторе MS-Word
Приложение 2
Форма сертификата
образовательных достижений выпускника учреждения
начального/среднего профессионального
образования Свердловской области
Правительство Свердловский областной Союз
Свердловской области промышленников и предпринимателей
(работодателей)
Сертификат
образовательных достижений
__________________________________________________,
(ФИО)
выпускника_________________________________________
___________________________________________________
(наименование образовательного учреждения)
удостоверяет соответствие образовательных достижений* требованиям
регионального (областного) компонента государственных образовательных
стандартов начального и среднего профессионального образования
Свердловской области к_______уровню квалификации по
профессии/специальности _________________________________________________
_________________________________________________________________________
Уполномоченный представитель Уполномоченный представитель
системы образования работодателя (объединения работодателей)
____________________ _________________________
____________________ _________________________
____________________ _________________________
(ФИО, должность) (ФИО, должность)
МП МП
Регистрационный номер сертификата___________________________
Дата выдачи сертификата___________________
* соответствие образовательных достижений требованиям регионального (областного) компонента государственных образовательных стандартов начального и среднего профессионального образования Свердловской области определено в таблице 1 и фиксируется на обратной стороне сертификата.
Приложение 3
Уровни
достижения образовательного стандарта
и профессиональной деятельности
Уровни достижения образователь- ного стандарта |
Уровни деятельности | ||
операционно-исполнительский | организационно-технологический | проектно-организационный | |
Базовый (обязательный) |
репродуктивная деятельность (самостоятельная по алгоритму) |
эвристическая деятельность (поиск субъективно-новой информации, решение нестандартных ситуаций) |
творческо-эвристическая деятельность (создание частных, единичных, локальных элементов новизны путем модификации и модернизации как способ решения нестандартной задачи) |
Повышенный (оптимальный) |
эвристическая деятельность (поиск субъективно-новой информации, решение нестандартных ситуаций) |
творческо-эвристическая деятельность (создание частных, единичных, локальных элементов новизны путем модификации и модернизации как способ решения нестандартной задачи) |
творческая деятельность (объективно новое создание комплексного, касающегося группы предметов комбинаторным путем или модификации) |
Повышенный (расширенный) |
творческо-эвристическая деятельность (создание частных, единичных, локальных элементов новизны путем модификации и модернизации как способ решения нестандартной задачи) |
творческая деятельность (объективно новое создание комплексного, касающегося группы предметов комбинаторным путем или путем модификации) |
творческая деятельность (создание системного, принципиально неизвестного, абсолютно нового относительно всего объекта) |
Уровень образователь- ной программы |
начальное профессиональное образование, в том числе, профессиональная подготовка |
среднее профессиональное образование | высшее профессиональное образование |
Компоненты деятельности |
исполнительский, информационный |
исполнительский, информационный, мотивационно-целевой |
исполнительский, информационный, мотивационно-целевой, инновационный |
Объект деятельности |
производственный процесс | ||
Предмет деятельности |
материалы, орудия труда и технология производственного процесса |
организация и технология производственного процесса |
технология производственного процесса |
Позиция | участник производственного процесса |
организатор производственного процесса |
руководитель производственного процесса |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановлением утвержден региональный (областной) компонент государственных образовательных стандартов начального и среднего профессионального образования Свердловской области.
Региональный (областной) компонент государственных образовательных стандартов начального и среднего профессионального образования Свердловской области направлен на реализацию полномочий Свердловской области как субъекта Российской Федерации в части определения дополнительных требований к содержанию и уровню подготовки обучающихся в образовательных организациях и учреждениях, реализующих программы начального и среднего профессионального образования, на основе учета особенностей и тенденций социально-экономического развития Свердловской области.
Региональный (областной) компонент государственных образовательных стандартов начального и среднего профессионального образования устанавливает дополнительные требования к содержанию профессиональных образовательных программ и уровню подготовки специалистов в государственных учреждениях, находящихся в ведении Свердловской области и реализующих программы начального и среднего профессионального образования. Образовательные учреждения, находящиеся в ведении Свердловской области, несут ответственность за невыполнение требований регионального (областного) компонента государственных образовательных стандартов начального и среднего профессионального образования в порядке, установленном законодательством.
Постановление Правительства Свердловской области от 22 декабря 2005 г. N 1107-ПП "О региональном (областном) компоненте государственных образовательных стандартов начального и среднего профессионального образования Свердловской области"
Текст постановления опубликован в "Собрании законодательства Свердловской области" 2005 г. N 12-4 ст. 1724
Постановлением Правительства Свердловской области от 26 ноября 2013 г. N 1430-ПП настоящее постановление признано утратившим силу
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Правительства Свердловской области от 5 октября 2009 г. N 1152-ПП