Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
4. Концепция развития системы учета энергоресурсов
Принимая во внимание выводы, сделанные участниками обсуждения концепции Программы "Внедрение подомового и поквартирного учета тепловой энергии, горячей и холодной воды", а также опыт ряда Российских городов (Ханты-Мансийский автономный округ, г. Пермь, г. Новосибирск, г.Омск) и зарубежных стран (Германия, Голландия и др.), необходимо создание Биллинговой компании, способной за счет собственных и привлеченных средств обеспечить комплексную реализацию программы установки, эксплуатации, сервисного обслуживания, сбора и обработки данных подомовых и поквартирных приборов учета тепловой энергии, холодной и горячей воды.
4.1. Сфера деятельности и основные функции
Биллинговой компании
4.1.1. Биллинговая компания создается как коммерческая организация в форме акционерного общества (закрытого или открытого типа.)
4.1.2. Целью деятельности Биллинговой компании является выполнение работ в сфере энергетического сервиса, создание приборного парка на основе собственных и привлеченных средств, эксплуатация и содержание приборного парка, оказание услуг по оценке объемов потребления коммунальных услуг (теплоснабжения, холодного и горячего водоснабжения и др.), считывание и обработка получаемой информации и предоставление ее для расчета платежей за услуги, мониторинг энергопотребления в жилищной сфере, выполнение городских социально-экономических заказов, удовлетворение иных общественных потребностей, получение прибыли от данной деятельности.
4.1.3. Общая схема взаимодействия биллинговых компаний с участниками сферы учета энергоресурсов представлена на рис. 6.
"Рисунок 6. Участники системы учета тепловой энергии, горячей и холодной воды"
Как видно из представленной схемы, только биллинговые компании смогут обеспечить необходимое взаимодействие и соблюдение интересов основных участников сферы учета энергоресурсов.
4.1.4. В сферу деятельности биллинговых компаний попадают как установленные ранее, так вновь устанавливаемые приборы учета, приобретаемые за счет разных источников финансирования, их поверка, ремонт (рис. 7).
"Рисунок 7. Сфера деятельности биллинговых компаний"
4.1.5. Предполагаемое организационное обеспечение учета ресурсов основывается на вхождении в сферу учета энергоресурсов частных (муниципальных) биллинговых компаний и их взаимодействии с управляющими жилищными компаниями, поставщиками ресурсов, населением и ЕМУП "ЕРЦ" (рис. 8).
При этом организационно-правовой формой, наиболее соответствующей условиям рыночных отношений, является акционерное общество (рис. 8а).
Предлагаемая схема обеспечения учета ресурсов четко разделяет функции биллинговых и управляющих жилищных компаний в сфере оказания услуг населению, в соответствии с договорами, заключенными с:
Администрацией города;
поставщиками ресурсов;
управляющими жилищными компаниями;
биллинговыми компаниями;
населением (в т.ч. ТСЖ, ЖСК);
ЕМУП "ЕРЦ"
"Рисунок 8. Организационное обеспечение учета тепловой энергии, горячей и холодной воды в жилом фонде г. Екатеринбурга"
"Рисунок 8а. Структура "АО"
4.2. Экономические аспекты Программы "Внедрение подомового и
поквартирного учета тепловой энергии, горячей и холодной воды"
4.2.1 Источники финансирования Программы
В схеме финансирования системы учета ресурсов предполагается задействовать (табл. 8):
собственные средства биллинговой компании;
средства поставщиков коммунальных услуг;
управляющих жилищных компаний;
средства городского бюджета;
средства инвесторов;
средства населения.
Привлеченные средства используются в двух направлениях:
1. На приобретение и установку приборов учета, где источниками финансирования проекта являются:
собственные средства (уставный капитал, чистая прибыль) и привлеченные средства АО;
средства предприятий - поставщиков услуг в части инвестиционной составляющей в тарифе (надбавки к тарифу);
собственные средства управляющих жилищных организаций, в том числе за счет экономии средств от оплаты энергоресурсов;
бюджетные средства в части выделения целевых средств для установки приборов учета малоимущим гражданам, многодетным семьям, ветеранам войн;
средства иностранных инвесторов - производителей приборов как источник приобретения приборов учета на более выгодных условиях и рассрочкой платежа;
средства населения, в том числе потребительские кредиты для населения.
2. На содержание и эксплуатацию приборов учета, где источниками финансирования проекта являются:
управляющие муниципальные организации - за счет тарифной составляющей на ремонт и содержание внутридомового оборудования;
граждане, проживающие в государственном и муниципальном жилищном фонде - за счет введения в оплату жилья тарифа за услугу по ремонту и обслуживанию квартирных приборов учета.
Таблица 8
Источники финансирования
Программы "Внедрение подомового и поквартирного учета
холодной и горячей воды"
N п/п |
Виды деятельности |
Источники финансирования | |||||
Акционерные общества (биллинговые компании) |
Поставщики коммунальных услуг |
Управляющие жилищные организации |
Бюджет муниципаль- ного образования "город Екатерин- бург" |
Граждане, прожива- ющие в государст- венном и муниципа- льном жилищном фонде |
Инвестор | ||
1. | Приобретение приборов учета |
1.Уставный капитал 2.Чистая прибыль 3.Заемные средства |
1. Инвести- ционная состав- ляющая в тарифе |
1. Собственные средства 2. Заемные и привлеченные средства 3. Экономия средств от снижения потребления энергоресурсов |
1. Целевые программы |
1.Собст- венные средства 2. Заемные средства |
1. Пос- тавка оборудо- вания на выгодных условиях |
2. | Установка приборов учета |
- | - | ||||
3. | Эксплуатация (ремонт, поверка, техническое обслуживание) |
1. Средства обслуживаемых предприятий 2. Тариф для населения |
- | 1. Тарифная составляющая в части ремонта внутридомового оборудования 2. Экономия средств от снижения потребления энергоресурсов |
1. Оплата жилья (тариф за услугу по ремонту и обслужива- нию квартирных приборов учета) |
- |
|
4. | Сбор, обработка, представление данных по показаниям приборов учета |
1. Собственные средства предприятий |
- |
- |
4.2.2. Надбавка к тарифу поставщиков коммунальных услуг
Руководствуясь положениями Федерального закона от 30 декабря 2004 года N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса"# органы местного самоуправления наделяются полномочиями утверждения инвестиционной программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры, установления надбавок к ценам (тарифам) для потребителей, устанавливают тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса, тарифы на подключение к системам коммунальной инфраструктуры (п. 1, п. 2. ст. 5 ФЗ).
Надбавки к ценам (тарифу) устанавливаются в целях финансирования инвестиционных программ организаций коммунального комплекса (п. 12. ст. 2 ФЗ).
Финансовые потребности организаций коммунального комплекса, участвующих в реализации программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры, которые необходимы для реализации их инвестиционных программ, обеспечиваются за счет средств, поступающих от реализации товаров (оказания услуг) указанных организаций в части установленных надбавок к ценам (тарифам) для потребителей данного муниципального образования, а также за счет платы за подключение к сетям инженерно-технического обеспечения (п. 1. ст. 10 ФЗ).
Считаем целесообразным:
- при установке подомовых приборов учета (после проведенной инвентаризации приборов учета, установленных ранее в жилых зданиях), при определении надбавки к тарифу организаций коммунального комплекса применять дифференцированный тариф, учитывающий источник финансирования;
- при установке квартирных приборов учета холодной и горячей воды учитывать заявительный характер потребителей услуг;
- надбавку не распространять на домовладельцев, устанавливающих приборы учета всех видов и типов (подомовых, поквартирных) за счет собственных средств;
Таким образом, создаются экономические предпосылки для решения вопроса финансирования большей части Программы за счет средств предприятий - производителей (поставщиков) энергоресурсов.
Расчет инвестиционной составляющей в тарифе ресурсоснабжающих организаций приведен в таблицах 9 и 10.
Таблица 9
Расчет удорожания стоимости 1 литра воды при введении
инвестиционной составляющей тарифа для приобретения поквартирных
приборных блоков учета холодной и горячей воды
(за счет средств водоснабжающих предприятий)
N | Наименование показателей | Ед. изм. | |
1. | Количество квартирных приборов, приобретаемых за счет инвестиционной составляющей в тарифе |
Шт. | 748600 |
2. | Количество квартирных приборов, устанавливаемых за счет инвестиционной составляющей в тарифе |
Шт. | 0 |
3. | Стоимость: - 1 приборного блока; - установки |
Тыс.руб. | 0,950 1,10 |
4. | Потребность в средствах для реализации программы |
Тыс.руб. | 711200 |
5. | Срок реализации программы | Лет | 5 |
6. | Годовая потребность в денежных средствах, в т.ч.: |
Тыс.руб. / в год |
142240 |
7. | Реализация воды (контрольное значение 2005 г.) |
Тыс.куб.м / в год |
147000 |
8. | Надбавка к (цене) тарифу | Руб. / куб.м |
0,97 |
9. | Справочно: Индекс роста тарифа к действующему тарифу на водоснабжение (ХВС) (6,91 за куб.м) |
% |
14% |
Таблица 10
Расчет удорожания стоимости 1 Гкал при введении
инвестиционной составляющей тарифа для приобретения
подомовых приборных блоков учета холодной и горячей
воды (за счет средств теплоснабжающих предприятий)
N | Наименование показателей | Ед. изм. | |
1. | Количество общедомовых приборов, приобретаемых за счет инвестиционной составляющей в тарифе |
Шт. | 6800 |
2. | Количество общедомовых приборов, устанавливаемых за счет инвестиционной составляющей в тарифе |
Шт. | 0 |
3. | Стоимость: - 1 приборного блока; - установки |
Тыс.руб. |
80 40 |
4. | Потребность в средствах для реализации программы |
Тыс.руб. | 544000 |
5. | Срок реализации программы | Лет | 5 |
6. | Годовая потребность в денежных средствах, в т.ч.: |
Тыс.руб. / в год |
108800 |
7. | Реализация тепловой энергии (контрольное значение 2005 г.) |
Тыс.Гкал. / в год |
9588 |
8. | Надбавка к (цене) тарифу на 1 Гкал |
Руб. / Гкал |
11,35 |
9. | Справочно: Увеличение стоимости тепловой энергии (отопление, ГВС) за счет надбавки к тарифу. (действующий тариф - 368,83 руб/ Гкал) |
% |
3 |
4.2.3. Формирование тарифа биллинговых компаний
Расчеты за поставленные потребителям энергоресурсы в жилых зданиях, оснащенных подомовыми и поквартирными приборами учета холодной и горячей воды, осуществляется # по показаниям приборов учета.
В состав услуг, предоставляемых физическим и юридическим лицам - нанимателям, собственникам и арендаторам нежилых и жилых помещений в жилых зданиях (Потребителям), в которых установлены подомовые и поквартирные приборы учета, вводится оплата за услуги по ремонту, обслуживанию, снятию показаний и осуществление расчетов по приборам учета (рис. 9, 10).
Кроме того, в зависимости от размера привлеченных средств (инвестиций),# в состав тарифа биллинговой компании может быть включена доля средств для возврата инвестиций.
4.2.4. Возврат инвестиций
Возврат средств, инвестированных в сферу учета (в части заемных средств), планируется осуществлять за счет введения инвестиционной составляющей в состав тарифа биллинговой компании.
Общая схема инвестирования в Программу установки учета представлена на рис. 11.
"Рисунок 9. Схема установки и эксплуатации домовых приборов учета ресурсов"
"Рисунок 10. Схема установки и эксплуатации квартирных приборов учета ресурсов"
"Рисунок 11. Схема инвестирования в программу установки приборов учета тепловой энергии"
4.3. Технические аспекты Программы
Для полного оснащения жилищного фонда Екатеринбурга необходимо установить:
приборы учета в жилых домах | - 6800 домов; |
общедомовые приборы учета в кол-ве | - 6800 шт; |
приборы учета в квартирах | - 300000 кварт; |
квартирные приборы учета в кол-ве | - 750000 шт. |
Плановый срок исполнения программы - 5 лет, в том числе:
приобретение и установка общедомовых приборов учета - 2006-2008 гг.;
приобретение и установка квартирных приборов учета - 2006-2010 гг.
Графики приобретения и установки приборов учета с разбивкой по источникам финансирования представлены в табл. 11а-11б.
Кроме того, в течение 1 года работы перейти на полное обслуживание приборов учета, ранее установленных за счет средств бюджета города.
4.4. Стоимость Программы
Общая стоимость проекта составляет 2353,5 млн. руб.(табл. 11), в том числе:
приобретение общедомовых приборов учета | - 544 млн.руб; |
установка общедомовых приборов учета | - 272 млн.руб; |
приобретение квартирных приборов учета | - 712,5 млн.руб; |
установка квартирных приборов учета | - 825 млн.руб; |
Общая стоимость | - 2353,5 млн.руб. |
4.5. Ожидаемые результаты
1. Создание общегородской системы коммерческого учета потребления населением энергоресурсов.
2. Упорядочение системы расчетов между населением, УЖК и поставщиками энергоресурсов.
3. Экономия энергоресурсов:
холодной воды - на 30%;
тепловой энергии - на 15%, при установке систем регулирования - на 30%.
4. Возможность реализации генплана развития г. Екатеринбурга.
5. Ускорение процесса технического и технологического обновления, повышение качества услуг, рост конкурентоспособности предприятий в сфере учета ресурсов.
6. Превращение сферы учета ресурсов в конкурентоспособную подотрасль жилищно-коммунального хозяйства г. Екатеринбурга.
Таблица 11
Источники финансирования
Программы "Внедрение подомового и поквартирного учета
холодной и горячей воды"
N | Мероприятие | Источники финансирования | ИТОГО | ||||||||||||
"АО" | Поставщики коммунальных услуг |
Управляющие жилищные организации |
Городской бюджет | Граждане | Инвесторы | ||||||||||
шт. | млн.руб. | шт. | млн.руб. | шт. | млн.руб. | шт. | млн.руб. | шт. | млн.руб. | шт. | млн.руб. | шт. | млн.руб. | ||
1. Установка приборов учета | |||||||||||||||
1. | Приобретение обще- домовых приборов учета |
0 | 0,0 | 6528 | 522,2 | 106 | 8,5 | 166 | 13,3 | 0 | 0,0 | 0 | 0,0 | 6800 | 544,0 |
2. | Установка подо- мовых приборов учета |
385 | 15,4 | 0 | 0,0 | 2601 | 104,0 | 166 | 6,6 | 0 | 0,0 | 3648 | 145,9 | 6800 | 272,0 |
3. | Приобретение квар- тирных приборов учета |
0 | 0,0 | 746675 | 709,3 | 0 | 0,0 | 3325 | 3,2 | 0 | 0,0 | 0 | 0,0 | 750000 | 712,5 |
4. | Установка квартир- ных приборов учета |
26000 | 28,6 | 0 | 0,0 | 13750 | 15,1 | 3325 | 3,7 | 450022 | 495,0 | 256903 | 282,6 | 750000 | 825,0 |
ИТОГО: | 44,00 | 1231,6 | 127,6 | 26,7 | 495,0 | 428,5 | 2353,5 | ||||||||
\ | |||||||||||||||
1. | Обслуживание обще- домовых приборов учета |
6800 | * | ||||||||||||
2. | Обслуживание квар- тирных приборов учета |
750 тыс | * |
УКУТ 80
установка УКУТ 40
квартирный 0,95
установка кварт 1,1
Таблица 11а
Приобретение приборов учета
(по источникам финансирования)
ШТ.
N | Мероприятие | ИТОГО | |||||||||||
2006 год | 2007 год | 2008 год | 2009 год | 2010 год | |||||||||
ДП | КП | ДП | КП | ДП | КП | ДП | КП | ДП | КП | ДП | КП | ||
Источники финансирования приобретения приборов учета | |||||||||||||
1. | "АО" (Биллинговая ком- пания) |
0 | 0 | 0 | 0 | 0 | |||||||
2. | Поставщики коммунальных услуг |
0 | 0 | 2428 | 22475 | 4100 | 145000 | 281200 | 298000 | 6528 | 746675 | ||
3. | Управляющие жилищные компании |
106 | 106 | 0 | |||||||||
4. | Городской бюджет | 54 | 75 | 56 | 100 | 56 | 150 | 1500 | 1500 | 166 | 3325 | ||
5. | Инвесторы | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | |||||||
6. | Граждане | 0 | 0 | ||||||||||
ИТОГО: | 160 | 75 | 2484 | 22575 | 4156 | 145150 | 0 | 282700 | 0 | 299500 | 6800 | 750000 |
* Условные обозначения: ДП - общедомовые приборы учета
КП - квартирные приборы учета
Таблица 11б
Установка приборов учета
ШТ.
N | Мероприятие | ИТОГО | |||||||||||
2006 год | 2007 год | 2008 год | 2009 год | 2010 год | |||||||||
ДП | КП | ДП | КП | ДП | КП | ДП | КП | ДП | КП | ДП | КП | ||
Источники финансирования приобретения приборов учета | |||||||||||||
1. | "АО" (Биллинговая компания) |
0 | 385 | 3000 | 3000 | 15000 | 5000 | 385 | 26000 | ||||
2. | Поставщики комму- нальных услуг |
0 | 0 | 0 | |||||||||
3. | Управляющие жилищ- ные компании |
106 | 800 | 1695 | 12820 | 930 | 2601 | 13750 | |||||
4. | Городской бюджет | 54 | 75 | 56 | 100 | 56 | 150 | 1500 | 1500 | 166 | 3325 | ||
5. | Инвесторы | 0 | 0 | 1243 | 10475 | 2405 | 60400 | 132140 | 53888 | 3648 | 256903 | ||
6. | Граждане | 0 | 9000 | 81600 | 121240 | 238182 | 0 | 450022 | |||||
ИТОГО: | 160 | 75 | 2484 | 22575 | 4156 | 145150 | 0 | 282700 | 0 | 299500 | 6800 | 750000 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.