Письмо Министерства общего и профессионального образования
Свердловской области
от 17 февраля 2006 г. N 02-02-04/430
"Организация перевозки обучающихся (воспитанников) в образовательные
учреждения (материалы органам местного самоуправления,
образовательным учреждениям по организации перевозки
обучающихся (воспитанников) в соответствии с
требованиями законодательства)"
Направляем для использования в работе материалы по организации перевозки обучающихся (воспитанников) в образовательные учреждения, подготовленные совместной рабочей группой Министерства общего и профессионального образования Свердловской области, Управления государственной инспекции безопасности дорожного движения Главного управления внутренних дел Свердловской области, Уральского управления государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта.
Приложение: на 50 листах.
Министр |
В.В. Нестеров |
Содержание
1. Нормативные требования к организации перевозки пассажиров.
Особенности перевозки детей
2. Компетенция органов местного самоуправления при организации
перевозки обучающихся в образовательные учреждения
3. Компетенция образовательных учреждений при организации перевозки
обучающихся в образовательные учреждения
Приложение 1. Перечень нормативных правовых актов по вопросам
организации перевозки пассажиров
Приложение 2. Об информационной базе данных "Школьный автобус"
Приложение 3. Деятельность органов местного самоуправления по
созданию условий для предоставления транспортных
услуг населению и организации транспортного
обслуживания населения, предусмотренная
законодательством
Приложение 4. Примерные должностные обязанности руководителя
образовательного учреждения по обеспечению
безопасности перевозок детей школьным автобусом
Приложение 5. Памятка водителю автобуса, специально предназначенного
для перевозки детей, по обеспечению безопасности
перевозки
Приложение 6. Примерная инструкция для обучающихся и воспитанников
по правилам безопасности при поездках в школьном
автобусе
Приложение 7. Примерная форма инструкции по предрейсовому осмотру
автобуса
Приложение 8. Перечень неисправностей и условий, при которых
запрещается эксплуатация транспортных средств
Приложение 9. Примерная форма должностной инструкции водителя
транспортного средства
Приложение 10. Памятка водителю школьного автобуса по
предупреждению террористических актов
Приложение 11. Типовое Положение об организации предрейсовых
медицинских осмотров водителей автотранспортных
средств
Приложение 12. Форма журнала предрейсового медицинского осмотра
водителей
Приложение 13. Журнал инструктажа сопровождающих по технике
безопасности при организации поездок обучающихся
на школьных маршрутах
Приложение 14. Журнал инструктажа обучающихся по технике
безопасности при организации и проведении
туристических походов, экспедиций и экскурсий,
поездок
Приложение 15. Инструкция по проведению предрейсовых медицинских
осмотров водителей транспортных средств
Приложение 16. Форма заявки в территориальное подразделение ГИБДД о
возможности организованной поездки детей на автобусе
Приложение 17. Памятка для сопровождающего в автобусе при перевозке
детей
Приложение 18. Примерная форма договора на оказание услуг
автотранспортным предприятием по техническому
обслуживанию и ремонту автомобилей
Приложение 19. Примерная форма договора на оказание услуг по
проведению предрейсового медицинского осмотра
водителей
Приложение 20. Примерная инструкция руководителям образовательных
учреждений и другим лицам, работающим с детьми и
обеспечивающим их безопасность на улице
Приложение 21. Назначение, виды и методы технического обслуживания,
ремонта и диагностирования автомобилей
Приложение 22. Примерная форма договора аренды площадей для стоянки
автомобилей
Приложение 23. План издательской деятельности по вопросам
организации перевозки детей
1. Нормативные требования по обеспечению безопасности
дорожного движения при организации перевозки пассажиров.
Особенности перевозки детей
Обеспечение безопасности дорожного движения - деятельность, направленная на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий.
Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" устанавливает основные требования по обеспечению безопасности дорожного движения:
- при изготовлении и реализации транспортных средств, их составных частей, предметов дополнительного оборудования, запасных частей и принадлежностей (статья 15);
- при эксплуатации транспортных средств (статья 16);
- при техническом обслуживании и ремонте транспортных средств (статья 18);
- при осуществлении юридическими лицам и индивидуальными предпринимателями деятельности, связанной с эксплуатацией транспортных средств (статья 20).
Обязанность по поддержанию транспортных средств, участвующих в дорожном движении, в технически исправном состоянии возлагается на владельцев транспортных средств либо на лиц, эксплуатирующих транспортные средства.
После внесения изменения в конструкцию зарегистрированных транспортных средств, в том числе в конструкцию их составных частей, предметов дополнительного оборудования, запасных частей и принадлежностей, влияющих на обеспечение безопасности дорожного движения, необходимо проведение повторной сертификации.
Владельцы транспортных средств должны осуществлять обязательное страхование своей гражданской ответственности в соответствии с федеральным законом. В отношении транспортных средств, владельцы которых не исполнили данную обязанность, не проводятся государственный технический осмотр и регистрация.
Нормы, правила и процедуры технического обслуживания и ремонта транспортных средств устанавливаются заводами-изготовителями транспортных средств с учетом условий их эксплуатации.
Юридические лица и индивидуальные предприниматели, выполняющие работы и предоставляющие услуги по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств, обязаны иметь сертификат соответствия на выполнение этих работ и услуг и обеспечивать их проведение в соответствии с установленными нормами и правилами.
Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны:
- организовывать работу водителей в соответствии с требованиями, обеспечивающими безопасность дорожного движения;
- соблюдать установленный законодательством Российской Федерации режим труда и отдыха водителей;
- создавать условия для повышения квалификации водителей и других работников автомобильного и наземного городского электрического транспорта, обеспечивающих безопасность дорожного движения;
- анализировать и устранять причины дорожно-транспортных происшествий и нарушений правил дорожного движения с участием принадлежащих им транспортных средств;
- организовывать и проводить с привлечением работников органов здравоохранения предрейсовые медицинские осмотры водителей, мероприятия по совершенствованию водителями навыков оказания доврачебной медицинской помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях;
- обеспечивать соответствие технического состояния транспортных средств требованиям безопасности дорожного движения и не допускать транспортные средства к эксплуатации при наличии у них неисправностей, угрожающих безопасности дорожного движения;
- обеспечивать исполнение установленной федеральным законом обязанности по страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств.
Положение об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов (утвержденное приказом Минтранса РФ от 9 марта 1995 г. N 27), определяет основные требования к организации деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения в организациях, осуществляющих перевозки пассажиров:
- закрепление обязанностей и возложение ответственности за обеспечение требований безопасности движения за конкретными должностными лицами и работниками организации;
- регулярный контроль выполнения должностными лицами и работниками возложенных на них обязанностей по обеспечению безопасности движения со стороны руководителя организации или специально назначенных должностных лиц (служб) организации;
- назначение на должности исполнительных руководителей и специалистов организации лиц, прошедших специальную подготовку, подтвержденную соответствующими документами; прохождение лицами, занимающими должности, связанные с обеспечением безопасности дорожного движения, периодической аттестации на право занятия этих должностей;
- проведение служебного расследования, учета и анализа дорожно-транспортных происшествий, в которых участвовали транспортные средства организации, нарушений водителями и работниками организации установленных нормативными документами требований безопасности движения, выявление причин, способствующих их возникновению;
- ежегодное планирование мероприятий, направленных на реализацию требований по обеспечению безопасности дорожного движения при организации пассажиров, а также на устранение причин и условий дорожно-транспортных происшествий, в которых участвовали транспортные средства организации, нарушений Правил дорожного движения и других норм безопасности;
- оснащение необходимым оборудованием, приборами, помещением для осуществления деятельности по предупреждению дорожно-транспортных происшествий и снижению тяжести их последствий;
- обеспечение необходимыми нормативно-правовыми документами, методическими и информационными материалами, наглядной агитацией для проведения мероприятий по безопасности движения.
К основным требованиям по обеспечению надежности водителей в процессе их профессиональной деятельности относятся:
- прием на работу и допуск к осуществлению перевозок пассажиров водителей, имеющих соответствующие квалификацию, стаж работы;
- организация стажировки водителей;
- организация занятий по повышению профессионального мастерства водителей;
- проведение в установленные сроки медицинского освидетельствования водителей;
- регулярное проведение предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей;
- соблюдение установленных законодательством Российской Федерации режимов труда и отдыха водителей;
- регулярное обеспечение водителей необходимой оперативной информацией об условиях движения и работы на маршруте;
- организация контроля за соблюдением водителями требований по обеспечению безопасности автобусных перевозок:
К основным требованиям по обеспечению содержания автобусов в технически исправном состоянии относятся:
- владельцы автобусов обязаны обеспечить проведение государственного технического осмотра;
- владельцы автобусов обязаны обеспечить техническое обслуживание (ежедневное техническое обслуживание (ЕО); первое техническое обслуживание (ТО-1); второе техническое обслуживание (ТО-2); сезонное (СО) и ремонт автобусов в порядке и сроки, определяемые нормативными документами.
К основным требованиям по обеспечению безопасных условий перевозки пассажиров при организации перевозочного процесса относятся:
- владельцы автобусов обязаны составить и утвердить на каждый маршрут регулярных автобусных перевозок паспорт и схему маршрута с указанием опасных участков;
- владельцы автобусов обязаны разрабатывать графики (расписания) движения: - на основе определения нормативных значений скоростей движения автобусов на маршруте и отдельных его участках между остановочными пунктами, с учетом соблюдения режимов труда и отдыха водителей, регламентируемых действующими нормативными документами;
- владельцы автобусов обязаны обеспечить каждого водителя, выполняющего регулярные автобусные перевозки, графиком движения на маршруте с указанием времени и мест остановок в пути на отдых, обед и ночлег, схемой маршрута с указанием опасных участков (в случае рейсов большой протяженности);
- владельцы автобусов обязаны выбирать тип и марку автобусов в зависимости от вида перевозок с учетом дорожных и погодно-климатических условий, устанавливать графики выпуска автобусов на линию с учетом изменения пассажиропотоков по дням недели и часам суток в целях обеспечения перевозок пассажиров без нарушения норм вместимости;
- владельцы автобусов обязаны организовать контроль за соблюдением графиков (расписаний) движения, норм вместимости автобусов, маршрутов движения.
При организации перевозки детей кроме вышеуказанных должны выполняться следующие требования:
К управлению автобусами, осуществляющими перевозки детей до 16 лет, могут быть допущены водители, имеющие непрерывный стаж работы в качестве водителя автобуса не менее трех последних лет.
- Перевозка детей автобусами должна осуществляться в светлое время суток с включенным ближним светом фар. Скорость движения выбирается водителем (а при сопровождении - старшим по его обеспечению) в зависимости от дорожных, метеорологических и других условий, но при этом скорость не должна превышать 60 км/ч.
- Об организации школьных перевозок, массовых перевозок детей (в лагеря труда и отдыха и т.д.) уведомляются органы Государственной автомобильной инспекции для принятия мер по усилению надзора за движением на маршруте и решения вопроса о сопровождении колонн автобусов специальными транспортными средствами. Уведомление Государственной автомобильной инспекции представляется владельцу автобусов при оформлении заказа на перевозку.
- Перевозка детей осуществляется при условии сопровождения группы преподавателями или специально назначенными взрослыми. В процессе перевозки сопровождающие должны находиться у каждой двери автобуса. Для сопровождения детей, перевозимых колонной автобусов, выделяются медицинские работники.
- Окна в салоне автобуса при движении автобуса должны быть закрыты.
- Водителю запрещается выходить из кабины автобуса при посадке и высадке детей, осуществлять движение задним ходом.
- При организации регулярных автобусных перевозок детей в сельской местности владельцы автобусов обязаны производить комиссионное обследование состояния автомобильных дорог, пунктов посадки и высадки детей с привлечением органов ГИБДД и дорожных организаций; устанавливать на маршрутах специальные остановочные знаки с указанием времени прохождения автобусов, осуществляющих перевозку детей.
- Школьные перевозки по маршруту, не совпадающему с маршрутами регулярных перевозок, осуществляются после проверки соответствия дорожных условий на маршруте требованиям безопасности путем непосредственного обследования или по справке дорожных органов, органов ГИБДД, предоставляемой заказчиком.
Положение об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами (утверждено приказом Минтранса РФ от 8 января 1997 г. N 2) предусматривает возможность организации перевозки детей в образовательные учреждения по следующим видам автобусных перевозок:
- регулярные перевозки общего пользования;
- регулярные перевозки специального назначения (школьные перевозки),
а при организации туристско-экскурсионных перевозок - разовые перевозки туристско-экскурсионного назначения.
ГОСТ Р 51160-98 "Автобусы для перевозки детей. Технические требования" распространяется на автобусы, специально предназначенные для перевозок детей (для регулярных перевозок специального назначения (школьные перевозки).
Положение об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов (утвержденное приказом Минтранса РФ от 9 марта 1995 г. N 27), предусматривает, что организации, не обладающие необходимой производственно-технической, кадровой и нормативно-методической базой, обеспечивают выполнение требований и норм по обеспечению безопасности дорожного движения на основе договоров, заключенных с организациями, обладающими необходимой базой и (или) имеющими лицензию на проведение соответствующих работ.
2. Компетенция органов местного самоуправления
при организации перевозки обучающихся
в образовательные учреждения
Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (с последующими изменениями) относит к вопросам местного значения:
1. Поселения - создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах поселения (подпункт 7 пункта 1 статьи 14).
2. Муниципального района - создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения между поселениями в границах муниципального района (подпункт 6 пункта 1 статьи 15).
3. Городского округа - создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах городского округа (подпункт 7 пункта 1 статьи 16),
Законодательство предусматривает возможность организации подвоза обучающихся в образовательные учреждения по следующим схемам:
1. Перевозка обучающихся в рамках регулярной перевозки общего пользования.
2. Выделение в сводных расписаниях движения автобусов и водительских расписаниях регулярных перевозок общего пользования специальных школьных рейсов, обеспечивающих своевременную доставку школьников в школу и обратно (пункт 128 Правил организации пассажирских перевозок на автомобильном транспорте, утвержденных приказом Минтранса РСФСР от 31 декабря 1981 года N 200).
3. Организация регулярной перевозки специального назначения ("Школьный автобус").
Законодательство предусматривает возможность организации образовательным учреждением регулярной перевозки специального назначения (школьная перевозка) при соблюдении следующих условий:
1. Передача соответствующим решением учредителя в оперативное управление образовательному учреждению автобуса (источника повышенной опасности), соответствующего требованиям ГОСТа Р 51160-98 "Автобусы для перевозки детей. Технические требования" (пункт 1 статьи 299 Гражданского кодекса РФ, пункт 2 статьи 39 Закона РФ "Об образовании").
2. Закрепление в уставе образовательного учреждения в части структуры финансовой и хозяйственной деятельности образовательного учреждения при использовании имущества, закрепленного за образовательным учреждением, деятельности по организации регулярной перевозки специального назначения (подпункт 6а пункта 1 статьи 13 Закона РФ "Об образовании").
3. Получение образовательным учреждением лицензии на осуществление пассажирских перевозок и лицензионной карточки на автотранспортное средство ( Положение о лицензировании перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом, утвержденное постановлением Правительства РФ от 10 июня 2002 г. N 402) (с изменениями от 3 октября 2002 г.).
Предусмотренная законодательством возможность организации, не обладающей необходимой производственно-технической, кадровой и нормативно-методической базой, обеспечивать выполнение требований и норм по обеспечению безопасности дорожного движения на основе договоров, заключенных с организациями, обладающими необходимой базой и (или) имеющими лицензию на проведение соответствующих работ, не снимает ответственность с образовательного учреждения как владельца объекта повышенной опасности.
Учитывая требования законодательства по обеспечению безопасности дорожного движения при организации перевозки детей, для реализации которых необходима специальная производственно-техническая, кадровая и нормативно-методическая база, и ограниченные возможности образовательных учреждений по организации школьной перевозки, целесообразна организация перевозки детей в образовательные учреждения через:
1. Формирование заказа автотранспортным муниципальным унитарным предприятиям по организации перевозки обучающихся в образовательные учреждения по различным видам автобусных перевозок. Данная цель деятельности муниципального унитарного предприятия должна быть закреплена в уставе предприятия (статья 113 Гражданского кодекса РФ).
2. При значительных объемах перевозки обучающихся целесообразно создание специализированного автотранспортного муниципального унитарного предприятия по организации регулярной перевозки специального назначения (школьной перевозки).
3. Размещение заказа на пассажирские перевозки юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям на конкурсной основе (Постановление Правительства Свердловской области от 30 октября 1998 г. N 1110-п "О пассажирских перевозках автомобильным транспортом в Свердловской области" (с изменениями от 9, 29 ноября 2000 г.).
Постановлением Правительства Свердловской области от 15 октября 2009 г. N 1252-ПП постановление Правительства Свердловской области от 30 октября 1998 г. N 1110-п признано утратившим силу
Деятельность органов местного самоуправления по созданию условий для предоставления транспортных услуг населению и организации транспортного обслуживания населения, предусмотренная законодательством, представлена в таблице 1 приложения 3.
Требования безопасности при оказании транспортных услуг организациями, осуществляющими перевозки детей, представлены в таблице 2 приложения 3.
3. Компетенция образовательных учреждений
при организации перевозки обучающихся
в образовательные учреждения
При организации перевозки специального назначения (школьной перевозки) образовательное учреждение обязано обеспечить исполнение требований безопасности при оказании транспортных услуг (таблица 2 приложения 3).
Дополнительно к данным требованиям образовательное учреждение:
- Проводит инструктаж обучающихся и воспитанников по правилам безопасности при поездках в школьном автобусе;
- Назначает сопровождающих в школьных автобусах;
- Проводит инструктаж сопровождающих по технике безопасности при организации поездок обучающихся на школьных маршрутах;
- Подает заявки в территориальное подразделение ГИБДД о возможности организованной поездки детей на автобусе и сопровождении колонны автобусов специальными транспортными средствами;
- Обеспечивает изучение обучающимися правил безопасного поведения на автомобильных дорогах;
- Предоставляет в муниципальные органы управления образованием информацию о количестве обучающихся для организации перевозки;
- Информирует муниципальные органы управления образованием о фактах приостановки образовательного процесса в связи с проблемами при организации перевозки.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Министерства общего и профессионального образования Свердловской области от 17 февраля 2006 г. N 02-02-04/430 "Организация перевозки обучающихся (воспитанников) в образовательные учреждения (материалы органам местного самоуправления, образовательным учреждениям по организации перевозки обучающихся (воспитанников) в соответствии с требованиями законодательства)"
Текст письма официально опубликован не был