В соответствии с Основами лесного законодательства Российской Федерации, в целях регулирования арендных отношений, в связи с реорганизацией предприятий лесной отрасли постановляю:
Основы лесного законодательства Российской Федерации утратили силу с введением в действие Лесного кодекса
Утвердить и ввести в действие Временное положение об аренде лесного фонда на территории Свердловской области до принятия решения Малым Советом Свердловского областного Совета народных депутатов.
За заместителя главы
администрации области
В.И. Задорожный
Временное положение
об аренде лесного фонда на территории Свердловской области
(утв. постановлением главы администрации Свердловской области от 15 июля 1993 г. N 198)
Настоящее Положение разработано в соответствии с Основами лесного законодательства Российской Федерации, другим законодательством Российской Федерации, Лесным уставом и иными правовыми актами области.
1. Общие положения
1.1. Аренда лесного фонда представляет собой основанной на договоре срочное и возмездное (платное) пользование лесным фондом.
1.2. Объектом аренды являются участки лесного фонда области, находящиеся в государственной собственности.
Не представляются в аренду муниципальные леса и леса, находящиеся в границах закрытых административно-территориальных образований и заповедников.
1.3. Участки лесного фонда предоставляются в аренду как для ведения комплексного лесного хозяйства, так и для осуществления отдельных лесных пользований:
- заготовка древесины;
- заготовка живицы;
- заготовка второстепенных лесных материалов (пней, луба, коры, бересты, пихтовой, сосновой и еловой лапки);
- побочные лесные пользования (сенокошение, пастьба скота, размещение ульев и пасек, заготовка древесных соков, заготовка и сбор дикорастущих плодов, грибов, ягод, лекарственных растений и технического сырья, сбор мха, подстилки и опавшего листа, камыша, куги и рогоза и другие виды побочных лесных пользований);
- пользование лесным фондом для нужд охотничьего хозяйства;
- пользование лесным фондом в культурно-оздоровительных, туристических и спортивных целях;
- пользование участками лесного фонда для воспроизводства лесов.
1.4. Арендодателями участков лесного фонда являются администрация области и администрация городов (районов). Решение о передаче участков лесного фонда для комплексного ведения лесного хозяйства принимает администрация области, а в остальных случаях - администрация районов (городов).
1.5. Арендаторами участков лесного фонда выступают юридические и физические лица, в том числе иностранные, а также совместные предприятия.
Преимущественным правом аренды лесного фонда пользуются лесозаготовительные предприятия, длительное время работающие на данной территории.
1.6. Основным документом, удостоверяющим право аренды участков лесного фонда, является договор аренды.
1.7. Арендная плата за пользование участками лесного фонда определяется договором аренды и зависит от количества и качества лесных ресурсов, местоположения участка, земельного налога и других условий.
1.8. Срок аренды участков лесного фонда обуславливается лесохозяйственной и экономической необходимостью и устанавливается от одного года до 50 лет.
Лесозаготовительным предприятиям, осуществляющим комплексное ведение лесного хозяйства, участки лесного фонда передаются в аренду сроком на 10 лет с правом пролонгации договора аренды с учетом материалов очередного лесоустройства.
1.9. Государственный контроль за состоянием, использованием и охраной лесов, предоставленных в аренду, осуществляется администрацией области, администрацией районов (городов), государственными органами управления лесным хозяйством и охраны окружающей среды в соответствии с их компетенцией.
2. Предоставление участков лесного фонда в аренду
2.1. Юридические и физические лица, желающие арендовать участки лесного фонда, направляют арендодателю и в копии владельцу лесного фонда письменное заявление. В заявлении приводятся полное наименование, адрес, краткая юридическая, экономическая, техническая и квалификационная характеристика арендатора, указываются виды, цели и ежегодные объемы лесопользования, краткое обоснование сроков аренды, местоположение участков лесного фонда, а также обязательства по уплате всех расходов по подготовке и оформлению соответствующей документации.
2.2. Ходатайства юридических лиц о предоставлении лесного фонда в аренду рассматриваются арендодателем в трехмесячный срок, а заявления граждан в двухмесячный срок. В течение данного срока арендодатель обязан определить форму выбора арендатора путем прямых переговоров либо конкурса.
2.3. По результатам прямых переговоров или конкурса арендодатель по согласованию с владельцем лесного фонда принимает решение о предоставлении в аренду участков лесного фонда. Подготовка документов для заключения договора аренды возлагается на владельцев лесного фонда и арендатора.
Приоритетное право на аренду участков лесного фонда предоставляется предприятиям, предусматривающим ведение на арендованной территории комплексного лесного хозяйства.
2.4. Договор аренды участков лесного фонда включает:
- характеристику участков лесного фонда передаваемых в аренду по данным лесоустройства;
- виды, объемы (размеры) и порядок пользования лесным фондом;
- виды, объемы (размеры) и порядок выполнения арендатором лесохозяйственных мероприятий;
- права и обязанности арендодателя и арендатора по использованию, воспроизводству, охране и защите лесов;
- условия и порядок финансирования владельцем лесного фонда лесохозяйственных мероприятий, выполняемых арендатором;
- порядок планирования и приема - передачи выполненных лесохозяйственных работ;
- порядок возмещения ущерба субъектами договора при невыполнении одним из них договорных обязательств;
- реквизиты субъектов договора;
- другие условия договора, не противоречащие Основам лесного законодательства Российской Федерации.
Договор заключается между владельцами лесного фонда и арендатором и утверждается администрацией района (города). Договор составляется в трех экземплярах.
2.5. Одним из условий передачи в аренду участков лесного фонда является наличие у арендатора квалифицированных специалистов, которые могут обеспечить качественное ведение лесного хозяйства и лесопользование. При предоставлении лесного фонда для комплексного ведения лесного хозяйства в составе предприятия - арендатора организуется лесная охрана.
2.6. Арендатор вправе приступить к осуществлению лесных пользований (кроме заготовки древесины, живицы, второстепенных лесных материалов и проведение побочных лесных пользований) с момента подписания договора. Заготовка древесины, живицы, второстепенных лесных материалов и осуществление побочных лесных пользований допускается после выдачи лесорубочного билета (ордера), лесного билета. При этом лесорубочные билеты (ордера) на заготовку древесины должны выдаваться в соответствии с утвержденным в установленном порядке планом рубок.
2.7. Итоги выполнения взаимных договорных обязательств рассматриваются ежегодно районной (городской) администрацией с участием государственного органа управления лесным хозяйством и арендатора, а в необходимых случаях - администрацией области.
3. Основания расторжения договора аренды участков лесного фонда
3.1. Договор аренды участков лесного фонда расторгается в случаях:
а) истечения срока его действия;
б) отказа арендатора от права на аренду участков лесного фонда;
в) возникновения предусмотренного в договоре условия, исключающего дальнейшее осуществление пользования арендуемым участков лесного фонда.
3.2. Право пользования лесным фондом может быть досрочно прекращено органом власти, принявшем решение о предоставлении лесного фонда в пользование по предложению государственных органов управления лесным хозяйством в случаях:
1) возникновения непосредственной угрозы жизни или здоровью людей, проживающих в зоне ведения работ, связанных с пользованием лесным фондом;
2) систематических нарушений лесопользователем установленных правил пользования лесным фондом, нанесших значительный вред лесному фонду;
3) возникновения чрезвычайных ситуаций (стихийных бедствий, военных действий и других);
4) если арендатор в течение установленного в договоре аренды срока не приступил к пользованию участками лесного фонда в предусмотренных объемах;
5) ликвидации предприятия или иного субъекта хозяйственной деятельности, которому участки лесного фонда были предоставлены в пользование;
6) систематического невнесения платежей за пользование участками лесного фонда;
7) нарушение правил пожарной безопасности в лесных областях, если это повлекло возникновение пожара.
Прекращение права пользования лесным фондом осуществляется областной, районной (городской) администрацией по представлению органов лесного хозяйства путем аннулирования лесорубочного билета (ордера), лесного билета или расторжения договора аренды.
В случае несогласия лесопользователя с решением о прекращении его права пользования лесным фондом, он может обжаловать его в суд или в арбитражный суд.
4. Основания приостановления и ограничения действия договора аренды участков лесного фонда
Право пользования лесным фондом может быть приостановлено или ограничено арендодателем в случаях:
нарушения лесопользователей условий, предусмотренных в разрешительном документе;
невнесения в установленный срок платежей за пользование участками лесного фонда;
выдачи лесорубочного билета (ордера) и лесного билета с нарушением правил оформления.
Если обстоятельства или условия, вызвавшие приостановление и ограничение права пользования лесным фондом, устранены, это право может быть восстановлено в полном объеме.
В случае несогласия лесопользователя с решением о приостановлении или ограничении его права пользования лесным фондом он может обжаловать его в суд или в арбитражный суд.
5. Основания изменения условий договора аренды участков лесного фонда
5.1. Изменение условий договора аренды участков лесного фонда допускается в случаях:
- изменения состояния лесного фонда в результате пожаров, ветровалов, повреждений леса вредителями и других факторов;
- изменения требований, порядка и режима лесных пользований, принятых в установленном порядке;
- изъятия земель лесного фонда для государственных или общественных нужд;
- отказа арендатора от пользования отдельными участками лесного фонда, а также от осуществления отдельных видов лесных пользований.
При изменении условий договора арендатору предоставляются в необходимых случаях иные участки лесного фонда.
6. Права и обязанности арендодателя, владельца лесного фонда и арендатора
6.1. Арендодатель имеет право:
- вносить предложения по пересмотру условий договора на аренду участков лесного фонда;
- осуществлять контроль за соблюдением лесного законодательства, норм, правил лесопользования и ведения лесного хозяйства;
- получать от арендаторов сведения, справочные и другие материалы об использовании, воспроизводстве, охране и защите лесов обусловленные в договоре;
- приостанавливать или ограничивать аренду участков земель лесного фонда в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, правовыми актами области и настоящим Положением;
- принимать решения о расторжении договора аренды участков лесного фонда в соответствии с настоящим Положением.
6.2. Владелец лесного фонда имеет право:
- проводить лесохозяйственные мероприятия на участках лесного фонда, переданных в аренду, в соответствии с его функциями по управлению лесным хозяйством, кроме земель, переданных в аренду для комплексного ведения лесного хозяйства;
- в установленном порядке предъявлять арендаторам иски о возмещении ущерба, причиненного ими лесному хозяйству;
- привлекать арендаторов в соответствии с решением местной администрации для ликвидации лесных пожаров;
- получать от арендатора сведения, обусловленные договором аренды;
- осуществлять контроль за ведением лесного хозяйства предприятий арендатора;
- вносить предложения по пересмотру и расторжению договора аренды участков лесного фонда.
6.3. Арендодатель обязан:
- возмещать прямой ущерб, нанесенный арендатору при досрочном изъятии у него участков лесного фонда для государственных и общественных нужд или предоставлять ему в аренду равноценные участки лесного фонда;
- возмещать по решению суда ущерб, нанесенный арендатору в результате неправомерного приостановления его хозяйственной деятельности;
- рассматривать разногласия, возникающие между арендатором и другими лесопользователями.
6.4. Владелец лесного фонда обязан:
- производить отвод и таксацию лесосек и выдавать арендатору лесорубочные билеты (ордера);
- оплачивать затраты арендатора за выполнение лесохозяйственных, лесовосстановительных и лесоохранных работ, предусмотренных договором;
- предоставлять в пользование арендатору лесоустроительные материалы;
- обеспечивать арендаторов за их счет необходимыми дополнительными лесоустроительными материалами;
- согласовывать арендатору места размещения производственных и хозяйственных построек, площадок для складирования лесной продукции, дорог, стоянок транспорта, мероприятия по благоустройству и так далее, необходимых для организации и осуществления лесопользования;
- оказывать методическую помощь в выборе способов и методов восстановления вырубок, составлять проекты лесных культур, обеспечивать арендатора на договорной основе посадочным и посевным материалами для производства лесных культур;
- выделять при необходимости на арендных условиях лесопользователю лесохозяйственную технику для выполнения им лесохозяйственных и лесовосстановительных работ согласно договора;
6.5. Арендатор имеет право:
- вносить предложения по пересмотру условий договора на аренду участков лесного фонда;
- осуществлять пользование лесным фондом в пределах только тех объемов, сроков и видов пользования, которые указаны в разрешительных документах;
- самостоятельно выбирать форму хозяйственной деятельности по пользованию лесным фондом;
- собственности на заготовленную им лесопродукцию и доходы, полученные в результате аренды участков лесного фонда;
- осуществлять в установленном порядке строительство производственной и социальной инфраструктуры, связанных с пользованием участков лесного фонда, а также охраной и защитой лесов;
- арендатор, осуществляющий заготовку древесины, имеет право на проведение всех видов рубок главного и промежуточного пользования. При этом арендатор обязан выполнять лесовосстановительные мероприятия;
- организовывать при ведении комплексного лесного хозяйства лесную охрану, выполняющую функции охраны и защиты лесов, а также отвод лесосек в натуре;
- расторгать договор на аренду участков лесного фонда в соответствии с настоящим Положением;
- на защиту своих законных интересов и возмещение понесенных убытков.
При возникновении стихийных бедствий (лесных пожаров не по вине арендатора, массового размножения вредителей леса, ветровалов и так далее) арендатор освобождается от возмещения расходов на лесовосстановление участков, подвергшихся этим бедствиям.
Насаждения, поврежденные пожарами и ветровалами, пораженные вредителями и болезнями, нуждающиеся в проведении сплошных санитарных рубок, должны осваиваться арендатором в первую очередь в размерах, обеспечивающих своевременную и полную их ликвидацию. В этих случаях допускается отвод указанных насаждений в рубку в размерах сверх установленного ежегодного отпуска древесины.
6.6. Арендатор обязан:
- осуществлять все виды пользований в соответствии с действующими нормативными актами;
- вести работы способами, не допускающими возникновения эрозии почв, исключающими или ограничивающими отрицательное воздействие пользования лесным фондом на состояние и воспроизводство лесов, а также на состояние водоемов и других природных объектов;
- соблюдать правила пожарной безопасности и осуществлять в местах проведения работ противопожарные мероприятия, а в случае возникновения лесных пожаров обеспечивать их тушение;
- не оставлять недорубов (начатых рубкой лесосек) и заготовленной древесины в местах рубок и в лесу после истечения сроков ее заготовки и вывозки;
- производить очистку лесосек от порубочных остатков;
- приводить за свой счет участки лесного фонда, нарушенные ими в результате пользования лесным фондом, в состояние, пригодное для использования по их назначению, и указанные в разрешительных документах;
- проводить сдачу владельцам лесного фонда участков лесного фонда после окончания на них работ;
- осуществлять лесовосстановительные мероприятия на вырубках или других площадях на условиях и в сроки, которые указаны в договорах, лесорубочных билетах (ордерах). На вырубках и площадях, где в результате деятельности арендатора был уничтожен подрост или погиб лес, лесовосстановление проводится за его счет;
- своевременно и в установленном размере вносить арендную плату за пользование лесным фондом;
- соблюдать санитарные правила, выполнять другие требования, установленные правилами, регулирующими порядок пользования лесным фондом, а также предписания должностных лиц государственных органов управления лесным хозяйством, государственных органов охраны окружающей природной среды, изданные в пределах их компетенции;
- предоставлять в установленном порядке информацию по пользованию лесным фондом в органы, выдавшие разрешительные документы, и органы государственной статистики;
- оказывать содействие в проведении лесоустройства;
- разрабатывать и представлять на утверждение арендодателя, органа управления лесным хозяйством области планы рубок, согласованные при наличии сосновых насаждений с планами подсочки;
- выполнять другие требования, установленные настоящим Положением и договором аренды.
7. Арендная плата, отчисления на воспроизводство, охрану и защиту лесов
7.1. Аренда участков лесного фонда является платной.
7.2. За участки лесного фонда, представляемые в аренду для ведения комплексного лесного хозяйства, взимается плата в размере лесных податей (попенной платы) из расчета полного использования ежегодного размера главного пользования на переданных в аренду площадях. В случае выделения лесосечного фонда на арендованной территории местному населению, муниципальным и другим предприятиям арендная плата соответственно уменьшается. Арендная плата вносится 20 числа каждого месяца равными долями.
7.3. Арендная плата для остальных арендаторов взимается исходя из установленного размера лесопользования, передаваемого арендатором.
7.4. Конкретные размеры арендной платы устанавливаются договором аренды и уточняются ежегодно. Арендная плата устанавливается независимо от фактических доходов арендатора. В составе арендной платы взимается плата за землю.
7.5. Кроме арендной платы арендаторы производят отчисления на воспроизводство, охрану и защиту лесов в установленном порядке.
7.6. По решению районных (городских) Советов народных депутатов часть арендной платы направляется на охрану и защиту лесов. Остальная часть этих средств поступает в районные бюджеты районов (городские бюджеты городов), на территориях которых осуществляется пользование лесным фондом.
7.7. Районные (городские) Советы народных депутатов могут устанавливать льготы отдельным категориям лесопользователей вплоть до полного освобождения от арендной платы.
8. Условия признания договора недействительным
8.1. Договор аренды признается недействительным в случаях:
- грубого нарушения правил конкурса или лесных торгов;
- отказа арендатора от внесения платежа, связанного с подготовкой договора аренды;
- нарушения требований антимонопольного законодательства;
- установления факта сговора между должностными лицами, участвующими в заключении договора с целью либерализации ее условий и снижения размера арендной платы;
- наличия других оснований, предусмотренных законодательством Российской Федерации и правовыми актами области.
Споры о признании сделок недействительными рассматриваются в суде или арбитражном суде.
9. Ответственность сторон по договору аренды участков лесного фонда
9.1. За неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору аренды участков лесного фонда, в том числе за изменение и расторжение договора в одностороннем порядке, нарушение требований лесного законодательства и правовых актов области, стороны несут ответственность в соответствии с действующим законодательством и договором аренды.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Главы администрации области от 15 июля 1993 г. N 198 "Об аренде лесного фонда на территории Свердловской области"
Текст постановления официально опубликован не был
Постановлением Правительства Свердловской области от 22 апреля 2002 г. N 249-ПП настоящее постановление признано утратившим силу
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Главы администрации Свердловской области от 6 марта 1995 г. N 101