Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 1
Введение
Среднесрочный прогноз социально-экономического развития муниципального образования "город Екатеринбург" (далее - Прогноз социально-экономического развития города Екатеринбурга) на 2007-2009 годы составляется в целях:
формирования основы для составления проекта бюджета муниципального образования "город Екатеринбург" (далее - бюджет города) на 2007 год и перспективного финансового плана;
определения основных проблем развития муниципального образования "город Екатеринбург" (далее - город Екатеринбург) и возможных путей их решения органами местного самоуправления для выработки экономической политики, формирования целевых программ развития города Екатеринбурга на среднесрочную перспективу и основных направлений деятельности Администрации города Екатеринбурга на 2007 год.
Основные тенденции социально-экономического развития города Екатеринбурга определяются на основе данных, полученных методами:
опроса предприятий, учреждений и организаций города Екатеринбурга о перспективах их деятельности в 2007-2009 гг.;
анализа докладов о результатах и основных направлениях деятельности субъектов бюджетного планирования;
экспертных заключений о тенденциях развития города Екатеринбурга в 2007-2009 гг. с учетом итогов социально-экономического развития города в текущем году и динамики показателей в предшествующие годы;
пролонгации на 2007-2009 годы тенденций, сложившихся в экономической, социальной и экологической сферах города Екатеринбурга в предшествующие годы;
математического моделирования экономических процессов на основе факторов, определяющих направление развития города Екатеринбурга в прогнозируемый период.
Формируя Прогноз социально-экономического развития города Екатеринбурга, мы исходим из приведенных ниже исходных условий (гипотез) для формирования вариантов развития экономики Екатеринбурга в 2007-2009 гг.
Внешние факторы (1). Основные параметры прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2007 год и на период до 2009 года представлены в пяти вариантах: инерционный, умеренно оптимистичный, оптимистичный, оптимистичный вариант с менее сильной инновационной компонентой развития экономики и кризисный.
Варианты инерционный, умеренно оптимистичный, оптимистичный основаны на единых ценах на нефть на мировых рынках (58$ за баррель в 2007 г. и 48-53$ в 2008-2009 гг.) и равенстве прочих исходных внешних условий. Кризисный вариант исходит из падения цен на нефть до уровня 27$ за баррель. Оптимистичный вариант с менее сильной инновационной компонентой развития экономики исходит из уровня цен на нефть в 2008-2009 гг. в пределах 63-64$ за баррель.
Различия между инерционным, умеренно оптимистичным и оптимистичным сценарными вариантами связаны с интенсивностью структурных сдвигов в экономике в результате изменения конкурентоспособности российского бизнеса и эффективности государственной политики.
Динамика развития российской экономики, обеспечивающая состояние спроса со стороны экспортноориентированных сырьевых отраслей российской и региональной экономики, электроэнергетики, машиностроения и строительного сектора, обусловит рост ВВП в пределах 5,0-5,8% в 2007 году, 4,8-5,7% в 2008-2009 гг.
Ожидается, что тенденция к замедлению экономического роста наиболее ярко проявится в промышленном секторе экономики. Относительно невысокий темп роста промышленности вызван ослаблением динамики нефтегазового сектора и сырьевых отраслей, не способных в долгосрочной перспективе развиваться темпами выше 2-4%. При этом обрабатывающие производства, способные расти с темпом выше 6%, занимают в структуре промышленного производства Российской Федерации не более четверти. Таким образом, замедление темпов роста добычи и экспорта сырья и нефти не компенсируется достаточным ростом обрабатывающих производств.
В рамках первого (инерционного) варианта сохранение низкой конкурентоспособности обрабатывающих производств в сочетании с ухудшением условий экспорта сырья на внешние рынки не позволит российской промышленности развиваться с темпом, превышающим 2,7-3% в год. По умеренно оптимистичному и оптимистичному вариантам повышение конкурентоспособности российского бизнеса и более благоприятная конъюнктура на внешних сырьевых рынках позволяют выйти на темп роста в 3,8-4,3% в год. При этом активную роль в перестройке промышленности могут сыграть как улучшение инвестиционного климата, приток иностранных капиталов и технологий, так и эффективная структурная политика государства по развитию инфраструктуры и инновационного потенциала. В этом случае разрыв, образовавшийся между ростом ВВП и промышленности, начнет сокращаться, что свидетельствует об улучшении качества экономического роста. Объем промышленного производства по оптимистичным вариантам прогноза может увеличиться по сравнению с 2005 годом на 16-17%.
Реализация комплекса мер по стимулированию экономического роста предполагает увеличение расходов инвестиционного характера, включая инвестиционный фонд Российской Федерации и расходы на национальные проекты (инвестиционная часть).
В результате усиления склонности российского бизнеса к инвестированию, притока частных и увеличения государственных инвестиций среднегодовой темп прироста инвестиций в основной капитал в экономике Российской Федерации в целом составит 7,9-10,1%.
Снижение темпов роста инфляции в прогнозном периоде предполагается обеспечить комплексом антиинфляционных мер, проводимых Правительством Российской Федерации:
ограничение роста регулируемых цен на продукцию естественных монополий и тарифов на услуги ЖКХ;
сдерживание роста цен на ГСМ;
стимулирование роста предложения продовольственных товаров, в том числе путем совершенствования системы регулирования импорта сельскохозяйственной продукции;
меры по повышению доверия населения к финансовым рынкам и банковской системе, направленные на увеличение склонности населения к сбережениям и замедление скорости обращения денег;
проведение консервативной денежной и бюджетной политики.
Динамика инфляции в Российской Федерации (%)
Показатели | 2005 г. | 2006 г. оценка |
2007 г. | 2008 г. | 2009 г. |
прогноз | |||||
инфляция (индекс потребительских цен) за период, прирост цен |
10,9 | 8-9 | 6,5-8 | 4,5-6 | 4-5,5 |
продовольствен- ные товары |
9,6 | 8,3 | 7 | 5,1 | 4,8 |
непродовольст- венные товары |
6,4 | 6,3 | 6,1 | 4,7 | 4,4 |
платные услуги населению |
21,0 | 13,5-14 | 11,7-12,2 | 8,9-9,1 | 7,7-7,9 |
услуги ЖКХ | 32,7 | 18-19 | 14-15 | 10-12 | 10-11 |
прочие услуги | 14,3 | 11,8-12,3 | 10-10,5 | 7-7,5 | 5,5-6 |
Внутренние факторы:
высокая диверсификация экономики города Екатеринбурга;
высокая инвестиционная привлекательность города Екатеринбурга в целом как динамично развивающегося регионального центра и центра Уральского федерального округа;
конкурентоспособность продукции большей части обрабатывающих производств города Екатеринбурга и продолжение роста объемов отгрузки продукции собственного производства;
концентрация регионального вторичного сектора экономики в Екатеринбурге и за счет этого продолжение опережающего роста сферы услуг по отношению к промышленному производству;
рост объемов строительно-монтажных работ, в первую очередь, строительства жилых зданий, офисных зданий и объектов торговли и услуг;
продолжение процесса легализации "теневых доходов" под воздействием факторов налоговой и пенсионной реформы;
стабильный рост доходов и платежеспособного спроса населения на товары и услуги;
положительное сальдо миграции населения, в первую очередь трудовой, перекрывающее естественную убыль населения города Екатеринбурга.
Как для Российской Федерации в целом, так и для города Екатеринбурга важнейшей составляющей экономического роста станет техническое перевооружение обрабатывающих производств и развитие инновационной составляющей в деятельности крупных, средних и малых предприятий города Екатеринбурга.
Негативное воздействие на общие темпы экономического роста в городе Екатеринбурге оказывают инфраструктурные ограничения. Недостаточно интенсивное развитие в предшествующий период транспортной и коммунальной инфраструктуры города Екатеринбурга не обеспечивает необходимых условий развития и препятствует более значительному, чем наблюдается, росту практически по всем видам экономической деятельности. Преодолеть эти ограничения позволит лишь многократное увеличение объема инвестиций в оптимизацию и развитие улично-дорожной сети, в том числе создание многоуровневых дорожных развязок, строительство метрополитена, привлечение значительных внебюджетных средств в сферу пассажироперевозок с целью изменения их качества и структуры (замена автобусов малой вместимости и микроавтобусов на автобусы большой вместимости, развитие городской электрички, перераспределение части пассажиропотоков в центральной части города Екатеринбурга после открытия новой станции метрополитена).
Развитие и модернизация коммунальной инфраструктуры требует формирования соответствующих инвестиционных программ, принятия экономически обоснованных тарифов на коммунальные услуги, обеспечивающих их реализацию, разработки механизмов привлечения средств частных инвесторов.
Несомненным конкурентным преимуществом города Екатеринбурга является наличие системы Стратегического плана города Екатеринбурга и Генерального плана города Екатеринбурга, а также сформированной на их основе системы стратегических проектов и проектов комплексного развития территорий.
В целом прогноз социально-экономического развития города Екатеринбурга исходит из сложившейся структуры экономики города, реализации Стратегического плана развития города Екатеринбурга, сложившейся тенденции превышения темпов роста основных макроэкономических показателей в городе Екатеринбурге по отношению к среднероссийским показателям.
(1) Основные параметры прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2007 год и на период до 2009 года и предельные уровни цен (тарифов) на продукцию (услуги) субъектов естественных монополий на 2007 год (Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации, май, 2006 год)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.