Постановление Правительства Свердловской области
от 29 декабря 2006 г. N 1150-ПП
"О Концепции развития здравоохранения Свердловской области
на 2007-2015 годы"
3 декабря 2009 г.
Постановлением Правительства Свердловской области от 8 июля 2013 г. N 867-ПП настоящее постановление признано утратившим силу
Для обеспечения стабильного поступательного развития здравоохранения требуется разработка долгосрочного концептуального документа, формулирующего принципы развития отрасли. Таким документом стала Концепция развития здравоохранения Свердловской области на 2003-2010 годы, одобренная постановлением Правительства Свердловской области от 03.04.2003 г. N 179-ПП (Собрание законодательства Свердловской области, 2003, N 4, ст. 304) (далее - Концепция).
За период с 2003 по 2006 год мероприятия Концепции выполнялись в полном объеме, включая мероприятия по совершенствованию нормативно-правовой базы здравоохранения, методов управления, планирования и финансирования отрасли, улучшению организации медицинской и лекарственной помощи населению, а также укреплению материально-технической базы здравоохранения и решению кадровых проблем.
В результате реализации Концепции стабильно увеличивались объемы финансирования здравоохранения, равномерно росла заработная плата работников, реализовывались 15 отраслевых программ, в том числе ежегодно утверждаемая постановлением Областной Думы Законодательного Собрания Свердловской области Территориальная программа государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации, проживающим в Свердловской области, бесплатной медицинской помощи, областная государственная целевая программа "Совершенствование оказания медицинской помощи населению на территории Свердловской области на 2005-2007 годы", утвержденная Законом Свердловской области от 7 июля 2004 года N 24-ОЗ ("Областная газета", 2004, 10 июля, N 181-182), иные программы, направленные на внедрение в практику здравоохранения эффективных методов профилактики, диагностики и лечения заболеваний, обеспечения населения доступной и качественной медицинской помощью.
Укреплялось первичное звено здравоохранения, развивалась сеть общих врачебных практик. Велась работа по структурной перестройке отрасли. Улучшались основные показатели, характеризующие работу здравоохранения: постепенно перераспределялись объемы медицинской помощи из стационарного звена в амбулаторное, повышалась интенсивность использования коечного фонда, развивались высокотехнологичные виды помощи. Внедрялась система управления качеством медицинской помощи.
Запущен в эксплуатацию ряд крупных объектов здравоохранения: кардиохирургический корпус областной клинической больницы N 1, областной детский онкогематологический центр, первая очередь поликлиники Свердловского областного клинического психоневрологического госпиталя для ветеранов войн, реабилитационный центр санатория "Руш" и другие.
Анализ реализации Концепции показал, что поставленные в Концепции отраслевые задачи и сформулированные проблемы и в настоящее время актуальны и требуют своего решения. Но изменившееся федеральное законодательство, реализуемый на территории Свердловской области приоритетный национальный проект в сфере здравоохранения потребовали корректировки и уточнения приоритетов, подходов к решению проблем здравоохранения.
В соответствии с Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" ("Российская газета", 2004, 31 августа, N 188), распоряжением Правительства Российской Федерации от 19.01.2006 г. N 38-р "О программе социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2006-2008 годы)" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 5, ст. 589), Областным законом от 21 августа 1997 года N 54-ОЗ "О здравоохранении в Свердловской области" ("Областная газета", 1997, 27 августа, N 128) с изменениями, внесенными Областным законом от 19 ноября 1998 года N 36-ОЗ ("Областная газета", 1998, 24 ноября, N 212), законами Свердловской области от 12 октября 2004 года N 142-ОЗ ("Областная газета", 2004, 15 октября, N 274-277), от 27 декабря 2004 года N 222-ОЗ ("Областная газета", 2004, 29 декабря, N 356-359), от 16 мая 2005 года N 43-ОЗ ("Областная газета", 2005, 18 мая, N 135), от 22 марта 2006 года N 18-ОЗ ("Областная газета", 2006, 24 марта, N 84-85) и от 13 июня 2006 года N 35-ОЗ ("Областная газета", 2006, 14 июня, N 183-184), Правительство Свердловской области постановляет:
1. Одобрить Концепцию развития здравоохранения Свердловской области на 2007-2015 годы (прилагается).
2. Признать утратившим силу постановление Правительства Свердловской области от 03.04.2003 г. N 179-ПП "О Концепции развития здравоохранения Свердловской области на 2003-2010 годы".
3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя председателя Правительства Свердловской области по социальной политике Власова В.А.
Председатель Правительства
Свердловской области |
А.П. Воробьев |
г. Екатеринбург
29 декабря 2006 года
N 1150-ПП
Постановлением Правительства Свердловской области от 3 декабря 2009 г. N 1737-ПП в настоящую концепцию внесены изменения
К постановлению Правительства
Свердловской области
от 29 декабря 2006 г. N 1150-ПП
Концепция
развития здравоохранения Свердловской области
на 2007-2015 годы
3 декабря 2009 г.
Глава 1. Введение
Здравоохранение является сферой деятельности государства по обеспечению прав граждан на жизнь и здоровье, которая рассматривается как одна из приоритетных в политической, экономической и социальной жизни государства и общества.
Система здравоохранения Свердловской области как составная часть системы здравоохранения Российской Федерации предназначена для оптимального удовлетворения потребностей населения в профилактической, лечебно-диагностической, медико-социальной и лекарственной помощи на территории Свердловской области.
Реформирование системы здравоохранения обусловлено необходимостью приведения стратегии развития отрасли в соответствие с основными направлениями социально-экономических преобразований в обществе.
Состояние здоровья населения Свердловской области, как и Российской Федерации в целом, характеризуется негативными изменениями медико-демографических показателей. Отмечены следующие тенденции динамики здоровья и медико-демографических процессов:
1) депопуляция (естественная убыль населения, обусловленная высоким уровнем смертности и ухудшением состояния здоровья на фоне снижения рождаемости);
2) высокий уровень преждевременной смертности, в основном за счет смертности лиц трудоспособного возраста от насильственных и неестественных причин (травм и отравлений), заболеваний органов кровообращения, злокачественных новообразований;
3) старение населения, низкая продолжительность жизни, высокая разница (более 10 лет) в средней продолжительности жизни мужчин и женщин;
4) исключен;
См. текст подпункта 4 части четвертой главы 1
5) значительный (выше среднероссийского) уровень заболеваемости социально значимыми болезнями (туберкулезом, ВИЧ-инфекцией);
6) ухудшение здоровья детей и подростков, женщин репродуктивного возраста, в том числе в связи с влиянием экологических факторов.
Несмотря на рост государственного и муниципального финансирования здравоохранения, его уровень остается недостаточным. Одновременно имеют место объективные факторы, обуславливающие увеличение расходов на здравоохранение (рост цен на медикаменты, медицинскую технику, коммунальные услуги); имеется тенденция роста расходов вследствие развития и внедрения в практику дорогостоящих диагностических и лечебных технологий, применяемых при современных схемах лечения заболеваний. Кроме того, возросли требования населения к условиям, качеству и номенклатуре предоставляемой медицинской и лекарственной помощи. Проблема усугубляется дезинтеграцией основных источников финансирования (бюджеты всех уровней и страховые платежи работодателей на обязательное медицинское страхование), децентрализацией бюджетов.
Государственные гарантии оказания бесплатной медицинской помощи населению выполняются не в полной мере, в результате население вынуждено оплачивать медицинские услуги из личных средств. Это снижает доступность медицинской помощи для социально незащищенных слоев и, как следствие, оказывает негативное влияние на показатели здоровья населения и демографические процессы. Ситуация усугубляется кадровым дефицитом в здравоохранении. Отсутствие взаимосвязи между уровнем заработной платы медицинских работников и результатами их деятельности не позволяют в полной мере повысить требования к качеству медицинской помощи. Теряется профилактическая направленность охраны здоровья населения.
Одной из проблем отрасли является несовершенство системы управления здравоохранением. В значительной степени утрачен комплексный подход к охране здоровья. Функционирование здравоохранения как единой целостной системы осложняется разобщением как на областном, так и на муниципальном уровне наличием большого числа учреждений иной формы собственности. Процесс децентрализации управленческих функций затронул и стратегические вопросы деятельности отрасли как системы: основополагающие принципы организации здравоохранения, стратегию развития ресурсов, финансирование, стандартизацию, защиту от неблагоприятного влияния факторов внешней и производственной среды на здоровье населения, мониторинг и оценку деятельности отрасли. В значительной степени были утрачены функции стратегического и текущего планирования.
В системе здравоохранения имеются нерешенные организационные проблемы и структурные диспропорции. Наблюдается несбалансированность структуры оказания медицинской помощи: в условиях дефицита средств в отрасли отмечается смещение медицинской помощи в сторону специализированных стационарных технологий, тогда как первичное звено оказания медицинской помощи развито крайне слабо. Недостаточной остается эффективность использования имеющихся ресурсов.
Реформирование системы здравоохранения осуществляется в условиях, когда:
1) проводится реформирование системы государственного управления Российской Федерации;
2) принятые законодательные акты серьезно изменили нормативную базу здравоохранения, разграничили полномочия в вопросах оказания медицинской помощи между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления;
3) планируется реформирование системы обязательного медицинского страхования;
4) система финансирования является многоканальной (бюджеты всех уровней, средства обязательного медицинского и социального страхования, средства от внебюджетной деятельности);
5) наблюдается кадровый дефицит, особенно в первичном звене здравоохранения;
6) нарушена система этапности и преемственности в оказании медицинской помощи между учреждениями различного уровня;
7) большая часть бюджетов здравоохранения расходуется на выплату заработной платы персоналу; возросли расходы учреждений на немедицинские цели (коммунальные платежи, текущий и капитальный ремонты);
8) усиливается коммерциализация системы охраны здоровья, растет стоимость медицинских услуг, увеличивается объем платных услуг в здравоохранении. Это способствует при расширении возможностей получения медицинской помощи снижению ее доступности, особенно для социально незащищенных слоев населения;
9) исключен;
См. текст подпункта 9 части десятой главы 1
10) проводимая реформа системы лекарственного обеспечения населения и учреждений здравоохранения не решила в полной мере проблемы производства отечественных лекарственных препаратов и доступности импортных фармацевтических средств;
11) формируются рынок услуг и конкурентная среда как внутри медицинских учреждений, так и между ними, особенно в городах; возросли требования к качеству медицинской помощи; активизировалась деятельность страховых медицинских организаций по защите прав застрахованных на досудебном и судебном уровне;
12) реализация приоритетного национального проекта "Здоровье" существенно улучшила состояние материально-технической базы первичного звена здравоохранения в части оснащения оборудованием, санитарным автотранспортом; повысился уровень заработной платы медицинских работников первичного звена, однако остается проблема недостаточной заработной платы узких специалистов.
Вместе с тем благодаря активной законотворческой деятельности на уровне области сформирована законодательная база областного здравоохранения. Отработан и действует механизм реализации Территориальной программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации, проживающим в Свердловской области, бесплатной медицинской помощи посредством выполнения государственного и муниципальных заданий. Хорошо зарекомендовала себя система лицензирования и аккредитации, а также региональная модель обязательного медицинского страхования. Программно-целевой подход к решению проблем здравоохранения позволил внедрить такие программы, как "Концепция реформирования амбулаторно-поликлинической помощи в здравоохранении Свердловской области", "Мать и дитя", "Интенсивная помощь", программы поддержки высоких технологий в кардиохирургии и онкогематологии, лекарственного обеспечения и другие программы.
Предпринятые меры по совершенствованию нормативно-правовой базы, финансирования и управления здравоохранением области, по структурной перестройке отрасли позволили достичь определенных позитивных изменений.
В Свердловской области отмечается улучшение медико-демографической ситуации: значительно снизилась младенческая смертность, несколько уменьшилась материнская и общая смертность, смертность среди трудоспособного населения, стабилизировались рождаемость, общая и первичная заболеваемость населения, в том числе социально значимыми болезнями, такими как туберкулез, злокачественные новообразования, венерические болезни.
В результате проводимой реформы стационарного звена уменьшился коечный фонд.
За последние годы увеличение объемов финансирования происходило практически по всем направлениям - финансирование медицинских учреждений, государственных функций, платежей за неработающее население в Территориальный фонд обязательного медицинского страхования, областных целевых программ.
Отраслевой задачей реформы здравоохранения является стабилизация положения с последующим развитием системы, но с преимущественным обеспечением выбранных приоритетов в охране здоровья населения: профилактика, раннее выявление, эффективное лечение заболеваний и состояний, по причине которых общество несет наибольшие потери, а также формирование здорового образа жизни. Медицинские приоритеты устанавливаются на основе аналитических данных, изложенных в докладах "О состоянии здоровья населения Свердловской области", "О санитарно-эпидемиологической обстановке в Свердловской области", "О положении детей в Свердловской области" с учетом прогнозов профильных специалистов, а также на базе основных направлений приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения. По приоритетным направлениям формируются целевые программы. На ближайший период медицинскими приоритетами в системе здравоохранения являются:
1) реализация приоритетного национального проекта "Здоровье";
2) совершенствование системы управления отраслью с применением принципов управления по результатам, информационных технологий, дальнейшая стандартизация здравоохранения, разработка программы управления качеством в здравоохранении;
3) совершенствование финансирования отрасли с применением принципов бюджетирования, ориентированного на результат, внедрение отраслевой системы оплаты труда;
4) реализация Территориальной программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации, проживающим в Свердловской области, бесплатной медицинской помощи, конкретизация государственных гарантий предоставления населению бесплатной медицинской помощи в соответствии с финансовыми ресурсами, управление объемами медицинской помощи;
5) сохранение и укрепление кадрового потенциала в здравоохранении;
6) развитие первичной медико-санитарной помощи (особенно в сельских территориях), в том числе на основе внедрения общих врачебных практик;
7) поддержка материнства и детства, охрана репродуктивного здоровья населения, развитие системы перинатальной помощи;
8) развитие профилактической направленности здравоохранения, формирование здорового образа жизни и повышение ответственности населения за охрану собственного здоровья;
9) улучшение организации медицинской помощи при социально значимых заболеваниях;
10) развитие и совершенствование областной системы специализированных служб здравоохранения;
11) совершенствование скорой, неотложной и реанимационно-анестезиологической помощи, службы медицины катастроф, травматологической помощи, создание трассовой службы - для повышения качества медицинской помощи пациентам в критических, угрожающих жизни состояниях;
12) дальнейшее совершенствование материально-технической базы лечебно-профилактических учреждений области, техническое перевооружение отрасли;
13) совершенствование системы защиты прав пациентов, создание системы защиты прав медицинских и фармацевтических работников;
14) развитие систем управления факторами риска влияния среды обитания на здоровье населения, в том числе систем управления профессиональными факторами риска на производствах.
При поддержке данных направлений здравоохранение может внести существенный вклад в сохранение и развитие трудового потенциала области.
В основу Концепции развития здравоохранения Свердловской области на 2007-2015 годы (далее - Концепции) положены:
1) основные положения федеральных законов от 4 июля 2003 года N 95-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Концепции развития здравоохранении и медицинской науки в Российской Федерации, одобренной постановлением Правительства Российской Федерации от 05.11.97 г. N 1387, Программы социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2006-2008 годы), утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 19.01.2006 г. N 38-р, решения Правительства Российской Федерации от 17.11.2005 г. "О реализации Концепции развития здравоохранения и медицинской науки в Российской Федерации и основные направления здравоохранения на 2006-2010 годы", Концепции "Сбережение населения Свердловской области", утвержденной постановлением Правительства Свердловской области от 06.06.2001 г. N 393-ПП (Собрание законодательства Свердловской области, 2001, N 6, ст. 726);
2) приоритетные проблемы здоровья населения Свердловской области;
3) сложившиеся социально-экономические условия и их тенденции;
4) основные проблемы деятельности учреждений здравоохранения и современные направления реформирования здравоохранения;
5) накопленный отечественный и международный опыт развития здравоохранения.
Концепция определяет основные направления развития здравоохранения, является базовым документом для разработки ежегодных программ, программ на долгосрочную перспективу, стратегических, текущих планов и иных документов.
Глава 2. Цель и задачи Концепции развития здравоохранения
Свердловской области на 2007-2015 годы
Стратегической целью развития здравоохранения Свердловской области на период до 2015 года является оптимальное удовлетворение потребностей населения в профилактической, лечебно-диагностической, медико-социальной и лекарственной помощи.
Целью реализации Концепции является сохранение и улучшение здоровья жителей Свердловской области, а также уменьшение прямых и косвенных потерь общества за счет снижения заболеваемости и смертности населения на основе обеспечения доступности медицинской помощи путем создания правовых, экономических и организационных условий предоставления медицинской помощи.
Основными принципами охраны здоровья граждан являются:
1) соблюдение прав человека и гражданина в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий;
2) приоритет профилактических мер в сфере охраны здоровья граждан;
3) доступность медико-социальной помощи;
4) социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья;
5) ответственность органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций независимо от формы собственности, должностных лиц за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья.
Достижение стратегической цели осуществляется постепенно с сохранением приоритетов государственной политики в области здравоохранения.
Базовыми подходами к совершенствованию здравоохранения являются:
1) единство государственных и муниципальных интересов в области здравоохранения, единство стратегических целей деятельности на областном и муниципальном уровнях управления в области здравоохранения;
2) профилактическая направленность деятельности органов и организаций здравоохранения;
3) непрерывность лечебно-диагностического процесса на всех этапах лечения;
4) единство системы подготовки, переподготовки и аттестации медицинских и фармацевтических кадров;
5) единство подходов к стандартизации медицинской и фармацевтической деятельности для всех организаций независимо от форм собственности;
6) единство системы учета и отчетности.
Для достижения поставленной цели развития здравоохранения необходимо реализовать следующие задачи:
1) обеспечение государственных гарантий в сфере здравоохранения - видов, объемов, условий оказания медицинской помощи населению за счет средств обязательного медицинского страхования, областного и местных бюджетов; достижение адекватности финансовых ресурсов государственным гарантиям, повышение доступности медицинской помощи;
2) последовательное внедрение на территории Свердловской области единой стратегии развития системы здравоохранения, лекарственного обеспечения и оснащения медицинской техникой; разработка и внедрение в практику эффективных форм и методов организации медицинской помощи;
3) повышение эффективности использования ресурсов здравоохранения, преодоление структурных диспропорций на основе последовательных изменений, рациональной перегруппировки, замещения ресурсов и функций секторов здравоохранения, уровней и видов медицинской помощи;
4) повышение качества медицинской помощи. Создание и развитие системы управления качеством в здравоохранении, сокращение сроков восстановления утраченного здоровья путем внедрения современных методов профилактики, диагностики и лечения, стандартизации медицинской и лекарственной помощи;
5) совершенствование правового регулирования деятельности в сфере здравоохранения;
6) повышение уровня квалификации и регулирование степени профессиональной ответственности работников здравоохранения;
7) проведение мониторинга здоровья и среды обитания человека, перспективное планирование развития лечебной сети с учетом тенденций медико-демографической ситуации и заболеваемости;
8) увеличение объема мероприятий по профилактике заболеваний, снижению распространенности факторов риска, формированию здорового образа жизни и повышению ответственности за свое здоровье населения области;
9) укрепление репродуктивного потенциала населения Свердловской области, сохранение здоровья женщин, детей и подростков; снижение показателей материнской, младенческой и детской смертности, предупреждение инвалидности у детей;
10) сохранение здоровья работающего населения, профилактика преждевременной смертности населения;
11) развитие общественных форм управления здравоохранением, социальная и правовая защита медицинских и фармацевтических работников;
12) обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Для реализации поставленных задач необходимы:
разработка законодательных, нормативно-правовых и ведомственных актов по приоритетным направлениям в сфере здравоохранения;
подготовка и привлечение квалифицированных кадров, в первую очередь для первичного звена здравоохранения;
укрепление материально-технической базы учреждений здравоохранения;
расширение и интенсификация профилактической деятельности, включая диспансеризацию и иммунизацию детей, взрослого населения; массовое обследование новорожденных детей на наследственные заболевания; профилактика социально значимых заболеваний;
научно-методическое обеспечение решения проблемы сохранения и укрепления состояния здоровья населения.
Глава 3. Совершенствование системы управления здравоохранением
1. Задачи в сфере управления здравоохранением
Управление здравоохранением должно обеспечивать эффективность деятельности системы для получения гражданами качественной медицинской и лекарственной помощи, проведения профилактической работы с реальными конечными результатами, действенного санитарно-эпидемиологического надзора.
На областном уровне управления основные задачи заключаются в следующем:
1) определение (в соответствии с федеральной) стратегии и тактики развития здравоохранения в Свердловской области на основе анализа состояния здоровья населения и с учетом местных особенностей;
2) реализация федеральной и совершенствование областной законодательной и нормативно-правовой базы здравоохранения;
3) построение единой областной системы здравоохранения, основанной на общих для всех участников принципах управления и финансирования;
4) совершенствование системы оценки, выявления изменений, прогноза состояния здоровья населения и среды обитания, установления и устранения вредного воздействия на человека факторов окружающей и производственной среды (социально-гигиенический мониторинг);
5) совершенствование организации медицинской и лекарственной помощи населению; внедрение современных медицинских информационных технологий и систем мониторинга;
6) повышение качества управления бюджетными средствами, внедрение системы бюджетирования, ориентированного на результат;
7) проведение единой инвестиционной, инновационной, технологической, технической и контрольно-разрешительной политики;
8) внедрение единых принципов планирования, нормирования, стандартизации;
9) повышение эффективности использования ресурсов здравоохранения при реализации государственных гарантий за счет оптимизации технологии, структуры и объема медицинской помощи;
10) повышение уровня квалификации медицинских и фармацевтических работников путем совершенствования системы подготовки, переподготовки и сертификации;
11) повышение социальной защищенности, поэтапное увеличение оплаты труда медицинских и фармацевтических работников;
12) координация межотраслевой, межведомственной деятельности в области охраны здоровья;
13) развитие информационного обеспечения деятельности здравоохранения.
Для решения поставленных задач в сфере управления необходимо повышение ответственности областного органа управления здравоохранением при одновременном расширении прав и сферы полномочий.
2. Повышение эффективности управления системой здравоохранения
С целью повышения эффективности управления отраслью применяются методы программно-целевого подхода, внедряются методы и процедуры управления, ориентированного на результат, и проектного управления.
Важнейшим условием проведения государственной политики в области здравоохранения является единая система стратегического и текущего планирования, обеспечивающая рациональное построение системы организации здравоохранения в современных социально-экономических условиях.
Планирование строится на определении четких целей и финансово обеспеченных обязательств государства по предоставлению медицинской помощи и развитию системы здравоохранения, на применении принципов бюджетирования, ориентированного на результат, когда финансовые средства распределяются не по видам затрат, а по стратегическим целям, тактическим задачам и программам.
Основой системы планирования может стать программа развития здравоохранения Свердловской области на долгосрочную перспективу. Программа развития здравоохранения формируется с учетом целей социально-экономического развития Свердловской области, федеральных планов и программ, анализа состояния здоровья населения, имеющихся ресурсов и оценки эффективности их использования. Важным компонентом планирования здравоохранения является система нормативов и стандартов, устанавливающая единые требования к качеству и доступности медицинской помощи, эффективности использования ресурсов.
Принцип бюджетирования, ориентированного на результат, более эффективно может внедряться при одноканальном финансировании отрасли. Отработка подходов к переводу учреждений здравоохранения на одноканальное финансирование целесообразна в рамках пилотного проекта (эксперимента) по переводу части бюджетных учреждений с финансирования по смете на финансирование в зависимости от показателей эффективности деятельности с установлением им финансовых нормативов на оказание услуг.
Развитие здравоохранения Свердловской области планируется на основе программно-целевого подхода к решению приоритетных задач здравоохранения. Развитие здравоохранения планируется по разделам, включающим наиболее актуальные вопросы охраны здоровья населения области. Целевые программы здравоохранения области формируются в развитие федеральных программ и концепций с учетом специфики состояния здоровья населения и организации оказания медицинской и лекарственной помощи населению Свердловской области.
Основные направления развития здравоохранения области, отраженные в настоящей Концепции, послужат основой для формирования муниципальных планов и программ, содержащих объемные и финансовые показатели деятельности здравоохранения муниципальных образований. Органы управления здравоохранением муниципальных образований регулярно анализируют и оценивают результаты деятельности лечебно-профилактических учреждений, корректируя на этой основе планы развития муниципального здравоохранения.
Основой предоставления населению области медицинской помощи является Территориальная программа государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации, проживающим на территории Свердловской области, бесплатной медицинской помощи, которая определяет виды, объемы и условия оказания медицинской и лекарственной помощи населению за счет средств обязательного медицинского страхования и бюджетов всех уровней.
Разработка и реализация системы взаимосвязанных программ обеспечит:
1) реализацию органами управления здравоохранением единой государственной политики по охране здоровья населения области;
2) соответствие между конкретными обязательствами государства и имеющимися финансовыми ресурсами;
3) оптимизацию использования ресурсов здравоохранения;
4) восстановление единства и эффективности системы управления в отрасли.
Таким образом, для эффективной работы здравоохранения необходима организация перспективного стратегического планирования с применением бюджетирования, ориентированного на результат, разработка программы развития здравоохранения Свердловской области как системы взаимосвязанных программ, формирование планов муниципального уровня с учетом положений областной программы, регулирование взаимодействия в вопросах охраны здоровья, а также мониторинг деятельности системы на всех уровнях.
Все это позволит создать систему управления, ориентированную на удовлетворение потребностей общества.
3. Совершенствование областной нормативно-правовой базы
как основы рационального управления здравоохранением
В совершенствовании системы управления здравоохранением области определяющую роль приобретает развитие областной нормативно-правовой базы здравоохранения. Областным законом от 21 августа 1997 года N 54-ОЗ "О здравоохранении в Свердловской области" утверждены основы организации и деятельности системы здравоохранения и ее субъектов, принципы организации лечебно-диагностической, медико-социальной и лекарственной помощи населению, финансово-экономическая основа деятельности системы здравоохранения и ее функционирования, меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников. Кроме того, действует еще ряд законов, регулирующих специальные вопросы в сфере здравоохранения на территории Свердловской области.
Государственное регулирование отношений в сфере здравоохранения предполагает следующие направления:
1) текущее, стратегическое и программно-целевое планирование;
2) формирование и реализация Территориальной программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации, проживающим на территории Свердловской области, бесплатной медицинской помощи;
3) регулирование процессов реструктуризации системы здравоохранения;
4) стандартизация, лицензирование, аккредитация и сертификация;
5) регулирование работы организаций, осуществляющих деятельность в сфере здравоохранения, контроль финансово-хозяйственной деятельности;
6) инвестиционная и инновационная политика в здравоохранении.
В соответствии с изменениями федерального законодательства предполагается дальнейшее развитие областного законодательства по совершенствованию здравоохранения и охране здоровья населения.
Глава 4. Совершенствование организации медицинской помощи
4. Реализация приоритетного национального проекта "Здоровье"
Основные пути совершенствования организации медицинской помощи населению Свердловской области определяются с учетом приоритетов национального проекта в сфере здравоохранения.
Повышение доступности первичной медико-санитарной помощи предполагает:
изменение системы и формы оплаты труда, материальное стимулирования медицинских работников по конечным результатам деятельности;
укомплектование кадрами первичного звена здравоохранения;
оснащение учреждений диагностическим оборудованием;
укрепление материально-технической базы службы скорой помощи, оснащение современными транспортными средствами;
дополнительную оплату медицинской помощи, оказываемой государственными и муниципальными учреждениями здравоохранения женщинам в период беременности и родов, родовыми сертификатами.
Усиление профилактической направленности здравоохранения предполагает:
проведение дополнительной иммунизации населения в рамках Национального календаря профилактических прививок;
проведение мероприятий по профилактике, выявлению и лечению инфицированных вирусом иммунодефицита человека, гепатитом В и С;
обследование новорожденных детей на галактоземию, муковисцидоз и адреногенитальный синдром (расширение неонатального скрининга);
проведение дополнительной диспансеризации работающих граждан и углубленных медицинских осмотров работников, занятых на производствах с вредными и (или) опасными производственными факторами;
формирование у значительной части населения культуры здоровья, повышение мотивации к его сохранению.
Обеспечение населения высокотехнологичной медицинской помощью предполагает:
увеличение объемов оказания высокотехнологичной медицинской помощи в федеральных и областных медицинских учреждениях;
строительство областных специализированных медицинских учреждений.
Совершенствование медицинской помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях и больным с сердечно-сосудистыми заболеваниями предполагает:
организацию сети трассовых пунктов на травмоопасных участках автомобильных дорог, оснащение лечебных учреждений, расположенных вдоль автомобильных трасс, медицинским оборудованием;
организацию одного регионального и четырех первичных сосудистых отделений и оснащение их медицинским оборудованием.
Формирование здорового образа жизни предполагает реализацию Концепции формирования здорового образа жизни и профилактики заболеваний в Свердловской области.
Финансирование мероприятий приоритетного национального проекта "Здоровье" Свердловской области осуществляется из средств федерального, областного и местных бюджетов.
5. Направления совершенствования организации медицинской помощи
Основные направления совершенствования организации медицинской помощи:
1) разработка и внедрение региональной модели организации медицинской помощи и ее ресурсного обеспечения, соответствующей структуре обоснованной потребности населения в медицинской помощи, сформированной на основе комплексного подхода с охватом всех служб, предусматривающая соблюдение основных принципов организации медицинской помощи - доступности, преемственности, этапности и эффективности;
2) приоритетное развитие первичной медико-санитарной, в первую очередь амбулаторно-поликлинической, помощи на базе муниципального здравоохранения с внедрением общих врачебных практик (далее - ОВП);
3) исключен;
4) оптимизация медицинской и лекарственной помощи на селе; подготовка и переподготовка кадров для сельского здравоохранения; внедрение ОВП; приближение квалифицированной и специализированной помощи к сельскому населению; организация выездных клинико-диагностических бригад при областных, межрайонных, районных лечебно-профилактических учреждениях (далее - ЛПУ); улучшение материально-технической базы и стандартизация деятельности фельдшерско-акушерских пунктов (далее - ФАП); переориентация маломощных сельских больничных учреждений на оказание медико-социальной помощи, работу по типу дневных стационаров, организацию ОВП;
5) исключен;
6) устранение диспропорций в обеспечении потребностей населения и дублирования оказания медицинской помощи, обусловленных наличием ведомственной лечебной сети; организация взаимодействия ведомственной и частной сети с государственными и муниципальными учреждениями здравоохранения;
7) повышение эффективности работы отрасли за счет внедрения современных ресурсосберегающих, информационных, организационных и лечебно-диагностических технологий;
8) управление качеством медицинской помощи и обеспечение ее безопасности на основе стандартизации, процедур лицензирования, сертификации; разработка показателей (индикаторов) качества и методов оценки этих показателей;
9) развитие и внедрение информатизации здравоохранения;
10) совершенствование специализированной медицинской помощи (психиатрической, наркологической, фтизиатрической, онкологической, помощи при заболеваниях, передаваемых половым путем, а также кардиологической и травматологической помощи). Развитие и оптимизация сети специализированных учреждений, выполняющих функции межрайонных центров, по оказанию помощи при социально значимых заболеваниях с финансированием их за счет средств областного бюджета, приближение специализированной помощи к населению; ограничение распространения социально значимых заболеваний;
11) повышение эффективности работы диагностических и иных параклинических служб; организация консультативно-диагностических центров, выполняющих функции межрайонных, с концентрацией в них "узких" специалистов;
12) совершенствование и стандартизация системы экстренной медицинской помощи; восстановление практики оказания неотложной помощи в поликлинических отделениях лечебно-профилактических учреждений; реорганизация службы скорой медицинской помощи, развитие службы медицины катастроф, создание сети трассовой медицинской службы, совершенствование реанимационно-анестезиологической службы в стационарах;
13) совершенствование организации и повышение эффективности высокотехнологичной медицинской помощи в областных медицинских учреждениях и федеральных центрах (в соответствии с квотами, с учетом потребности) по направлениям: кардиохирургия, нейрохирургия, травматология, эндопротезирование, эндокринология, репродуктивные технологии, трансплантология. Развитие областных центов высоких технологий;
14) развитие службы охраны материнства и детства; развитие служб планирования семьи и безопасного материнства, медико-генетических центров. Развитие сети перинатальных центров; формирование многоуровневой системы перинатальной помощи в области;
15) охрана здоровья работающих, в том числе работающих во вредных условиях труда;
16) совершенствование оказания медицинской помощи пациентам старшего возраста;
17) совершенствование системы профилактической и реабилитационной помощи, увеличение объемов мероприятий медицинской профилактики, развитие санаторно-курортных учреждений здравоохранения, формирование здорового образа жизни и повышение медицинской культуры населения; развитие межведомственного взаимодействия в вопросах охраны здоровья населения.
6. Реформирование первичной медико-санитарной помощи
Первичная медико-санитарная помощь - проводимые по месту жительства населения основные, общедоступные и бесплатные виды медицинской помощи, включающие лечение наиболее распространенных болезней и проведение профилактических мероприятий. Уровень работы первичного звена как центрального звена в системе здравоохранения в наибольшей степени определяет показатели здоровья населения и экономическую эффективность деятельности системы здравоохранения для общества.
Для развития и расширения доступа населения к первичной медико-санитарной помощи до уровня, обеспечивающего лечение 70-80% заболеваний без направления на последующие этапы медицинской помощи, предлагаются следующие мероприятия:
проведение последовательной политики укрепления участковой службы поликлиник, в первую очередь квалифицированными кадровыми ресурсами, оснащение в соответствии со стандартами;
приведение к нормативу обеспеченность населения узкими специалистами;
применения различных моделей реструктуризации амбулаторно-поликлинической службы (создание консультационных отделов в поликлинике, службы неотложной помощи в поликлинике, центров амбулаторной хирургии, дневных стационаров, служб ухода, отделений восстановительного лечения);
дальнейшее продолжение и совершенствование работы по развитию общих врачебных практик либо в дополнение к имеющейся амбулаторной сети, либо в виде структур, организованных в ходе преобразования поликлиник, сельских участковых больниц и врачебных амбулаторий;
укрепление материально-технической базы и кадрового состава фельдшерско-акушерских пунктов; разработка концепции по совершенствованию работы фельдшерско-акушерских пунктов, стандартизация их деятельности;
укрепление системы диспансерного наблюдения, возвращение к принципам диспансерной работы;
оптимизацию работы учреждений первичного звена на стационарном уровне;
создание условий для поэтапного продолжения лечения в других медицинских учреждениях, обеспечивающих преемственность долечивания и реабилитации до достижения наилучшего результата;
передача полномочий по оказанию специализированной медицинской помощи органам управления здравоохранения муниципальных образований в Свердловской области в тех случаях, когда эта помощь территориально и функционально неотделима от процесса оказания первичной медико-санитарной медицинской помощи;
усиление профилактической составляющей в первичной медико-санитарной помощи, проведение мероприятий, способствующих раннему выявлению и своевременному лечению заболеваний;
внедрение системы оплаты медицинской помощи в первичном звене здравоохранения в зависимости от критериев качества оказания медицинской помощи;
В конечном итоге будут сформированы модели организации первичной амбулаторной помощи, в наибольшей степени отвечающие потребностям населения, требованиям медицинской и экономической эффективности.
7. Реформирование организации стационарной помощи
Основным направлением реформирования стационарной помощи является оптимизация объемов медицинской помощи в сочетании со структурной реорганизацией стационаров.
Как и в Российской Федерации, в Свердловской области наблюдаются диспропорции в объеме финансирования основных видов медицинской помощи (65-70 процентов всех ресурсов приходится на стационарное звено при оптимальной доле 35-45 процентов); высокий уровень госпитализации, в том числе за счет пациентов, не требующих круглосуточного медицинского наблюдения и применения интенсивных методов лечения.
Отправной точкой реорганизации больничных учреждений является система стандартов и нормативов стационарной помощи, которая может использоваться для расчетов при формировании оптимальной структуры.
Разработка перспективной модели сети стационарных учреждений проводится на основе предварительного анализа пропорциональности развития видов медицинской помощи на территории и нормативной потребности населения в стационарной помощи с учетом уровня и структуры заболеваемости населения, особенностей социально-экономического развития, медико-организационных особенностей оказания стационарной помощи.
Реорганизация стационарной помощи включает:
1) внедрение рациональной организации лечебно-диагностического процесса, современных технологий, обеспечивающих интенсификацию лечебно-диагностического процесса;
2) управление плановой госпитализацией через направления врача амбулаторно-поликлинического подразделения, ведение "листов ожидания;
3) расширение объемов медицинской помощи в стационарозамещающих подразделениях (дневные стационары, стационары на дому, центры амбулаторной хирургии, однодневные диагностические стационары), что позволит уменьшить число койко-дней пребывания в круглосуточном стационаре, снизить количество необоснованных госпитализаций;
4) организацию эффективного взаимодействия с последующими этапами движения пациента - долечивания, реабилитации, передача информации о больном на участок по месту жительства;
5) реструктуризацию коечной сети с рациональным распределением коечной мощности в зависимости от интенсивности лечебно-диагностического процесса и профилей медицинской помощи.
Особое значение для области имеет стратегия реформирования специализированной стационарной помощи. Специализированная медицинская помощь - виды медицинского обслуживания при заболеваниях, требующих специальных методов диагностики, лечения и использования сложных медицинских технологий, оказываемые в учреждениях государственной и муниципальной (при делегировании полномочий на оказание специализированной помощи муниципальному образованию) систем здравоохранения как по месту жительства, так и экстерриториально.
Спецификой областной системы здравоохранения является традиционная концентрация большинства специализированных видов стационарной медицинской помощи на базе крупных городских и областных больниц с формированием центров специализированной медицинской помощи, привлекающих население соседних территорий.
Вопросы реорганизации системы специализированной стационарной медицинской помощи решаются при координации и согласовании органов областного и муниципального здравоохранения с регулированием на областном уровне. Реорганизация основывается на рациональном планировании объемов специализированных видов помощи в сочетании с управлением потоками больных.
В соответствии с федеральным законодательством специализированные медицинские учреждения передаются в ведение субъекта Российской Федерации с созданием областной системы специализированной медицинской помощи, включающей фтизиатрическую, дерматовенерологическую, психиатрическую, наркологическую, онкологическую помощь, службу крови, медицинскую помощь ВИЧ-инфицированным.
Планирование объемов и управление потоками специализированной медицинской помощи населению предполагают:
1) разработку модели оптимизации потоков экстерриториальной специализированной медицинской помощи;
2) определение зон "притяжения" населения к центрам медицинской помощи, уточнение объемов, потребностей и маршрутов направления межрегиональной помощи;
3) формирование и реализация предложений по оптимизации структуры и дальнейшему развитию учреждений, выполняющих функции межрайонных центров медицинской помощи;
4) обеспечение мониторинга видов медицинской помощи, динамики объемных показателей деятельности медицинских учреждений и потоков обращаемости населения за медицинской помощью;
5) обеспечение управления качеством медицинской помощи через систему стандартизации и аккредитации.
Дорогостоящая высокотехнологичная медицинская помощь может оказываться как на федеральном уровне, так и в многопрофильных областных медицинских учреждениях. Планируется дальнейшее развитие кардиохирургической, нейрохирургической, онкогематологической помощи, трансплантологии, а также репродуктивных технологий.
Излишние мощности больниц, освободившиеся в результате реструктуризации стационарной помощи, возможно использовать для реабилитационного лечения и оказания медико-социальной помощи. Система учреждений (отделений) стационарной медико-социальной помощи может включать: гериатрические отделения (больничные учреждения), больницы долговременного пребывания, дома сестринского ухода разного типа и хосписы. На базе участковых и мелких городских (поселковых) больниц возможна организация коек сестринского ухода для оказания медико-социальной помощи пожилому населению. При этом принципиально важно решение вопроса о разделении медицинской и социальной необходимости госпитализации, что является вопросом совместного ведения здравоохранения и социальной защиты.
8. Развитие скорой медицинской помощи
Повышение качества работы скорой медицинской помощи достигается за счет оптимизации ее структуры и функций, постепенного перехода к использованию фельдшерских бригад и врачебных бригад интенсивной терапии, использования специализированных бригад в крупных городах; оснащения службы современным оборудованием и средствами связи, информатизации, повышения уровня подготовки кадров, внедрения современных медицинских и лекарственных технологий.
Для выравнивания условий оказания скорой медицинской помощи, равного доступа к ней населения, проживающего в крупных, средних, малых городах и в сельской местности, необходимо формирование современной системы мониторинга и управления, единые стандарты оказания скорой медицинской помощи, улучшение преемственности догоспитального и госпитального этапов оказания помощи.
Для повышения оперативности оказания скорой и неотложной медицинской помощи в населенных пунктах, расположенных вблизи крупных автомобильных трасс, целесообразно создание и развитие бригад экстренного реагирования, позволяющих своевременно и адекватно оказывать медицинскую помощь при чрезвычайных ситуациях.
9. Развитие восстановительной медицины и медицинской реабилитации
Восстановительная медицина и медицинская реабилитация являются важной составляющей частью лечебного процесса. Адекватное применение методов восстановительной медицины и медицинской реабилитации позволяет значительно снизить уровень госпитализации, сократить сроки пребывания в круглосуточном стационаре, сократить расходы на лечение, уменьшить степень утраты трудоспособности. Таким образом, реабилитационный этап лечения приобретает особую значимость. В связи с этим развитие данного этапа лечения предполагает следующее:
1) совершенствование структуры и организации системы реабилитационной помощи; эффективное использование существующих и создание новых современных оздоровительно-реабилитационных комплексов;
2) эффективное взаимодействие, преемственность с первичным звеном и стационарным этапом оказания помощи, в том числе со специализированными службами, с созданием замкнутых циклов восстановления и сохранения здоровья населения;
3) специализация оказываемой помощи;
4) преимущественное оздоровление жителей экологически неблагополучных территорий, а также женщин и детей;
5) поддержка и развитие научных исследований в разработке и внедрении эффективных форм и методов реабилитации.
Глава 5. Совершенствование организации лекарственной помощи населению
Совершенствование организации лекарственной помощи населению осуществляется на основе государственной политики обеспечения населения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения, направленной на предоставление их потребителям в достаточном ассортименте и объеме, по приемлемым ценам и должного качества.
Реализация этой политики осуществляется путем:
развития рынка фармацевтических услуг на основе конкуренции фармацевтических организаций независимо от формы собственности;
совершенствования системы государственного контроля качества и безопасности лекарственных средств;
эффективного расходования государственных и муниципальных средств на медикаменты;
обеспечения доступности лекарственной помощи.
Основными направлениями реализации государственной политики в области лекарственной помощи гражданам являются:
1) гарантированное доступное лекарственное обеспечение граждан (в том числе льготное) в рамках программ государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи, действующей и вновь вводимой систем обеспечения государственной социальной помощи за счет средств федерального бюджета, мер социальной поддержки по лекарственному обеспечению населения за счет средств областного бюджета и иных источников, а также стимулирование постоянного наличия обязательного ассортимента лекарственных средств и контроль его обеспечения в розничной продаже;
2) совершенствование организации лекарственной помощи, управления фармацевтической деятельностью и механизма государственного регулирования лекарственного обеспечения; сохранение и развитие существующей сети государственных и муниципальных аптек;
3) дальнейшая стандартизация в сфере обращения лекарственных средств: введение лекарственных формуляров и стандартов фармакотерапии, развитие службы клинической фармакологии с целью совершенствования качества предоставления лекарственной помощи в условиях стационара; внедрение принципов фармакоэкономики при разработке регионального перечня лекарственных средств для льготного лекарственного обеспечения в рамках программ, финансируемых из областного бюджета;
4) повышение эффективности использования финансовых средств, предназначенных для лекарственного обеспечения граждан: совершенствование системы учета и контроля финансовых средств, предназначенных для лекарственного обеспечения граждан; разработка и внедрение модели обеспечения учреждений здравоохранения с использованием централизованных поставок;
5) совершенствование системы контроля лекарственного обеспечения: контроль рационального назначения и расходования лекарственных средств в лечебно-профилактических учреждениях с целью избежания полипрагмазии, внедрение персонифицированного учета потребления лекарственных средств; повышение роли клинического фармаколога в организации лекарственного обеспечения и стандартизации фармакотерапии;
6) совершенствование механизма предотвращения поступления на фармацевтический рынок некачественной и контрафактной продукции. Обеспечение безопасности, эффективности и качества лекарственных препаратов путем отбора, стандартизации и контроля соблюдения стандартов, организация работы системы фармакологического надзора;
7) создание информационно-аналитической системы лекарственного обеспечения в области; формирование единой системы информационных услуг всех участников обращения лекарственных средств; мониторинг лекарственных средств в медицинских и аптечных организациях, на фармацевтическом рынке.
Глава 6. Совершенствование системы финансирования здравоохранения
Для достижения поставленных целей в сфере охраны здоровья основными механизмами и инструментами экономической политики предлагаются:
1) приведение в соответствие гарантированных объемов и видов медицинской помощи и финансовых ресурсов на их выполнение, что потребует увеличения объемов финансирования отрасли из всех источников финансирования;
2) перевод отрасли на преимущественно одноканальное финансирование через систему обязательного медицинского страхования, при этом инвестиционные расходы, связанные с развитием новых медицинских технологий, улучшением материально-технической базы отрасли должны осуществляться за счет средств бюджетов;
3) обеспечение взаимосвязи объемов финансирования учреждений здравоохранения с конечными результатами деятельности, качеством медицинской помощи;
4) разработка и внедрение современных методов оплаты медицинской помощи на основе медико-экономических стандартов и единой методологии расчета тарифов медицинских услуг;
Нумерация подпунктов приводится в соответствии с источником
6) внедрение отраслевой системы оплаты труда медицинских работников, ориентированной на результат;
7) эффективное и рациональное использование ресурсов здравоохранения;
8) обеспечение строгого учета товарно-материальных ценностей, контроля их сохранности, соблюдение штатной и финансово-хозяйственной дисциплины.
Совершенствование финансирования через систему обязательного медицинского страхования предполагает:
1) совершенствование правовых взаимоотношений субъектов обязательного медицинского страхования; обеспечение финансовой устойчивости и эффективности системы обязательного медицинского страхования;
2) завершение перевода системы обязательного медицинского страхования и отрасли здравоохранения в целом на страховые принципы. Постепенное преобразование бюджетно-страховой системы финансирования здравоохранения в систему финансирования, основанную на страховом принципе.
3) четкое определение объема государственных гарантий медицинской помощи в рамках федеральной и территориальной программ обязательного медицинского страхования; совершенствование технологии персонифицированного учета расходов на медицинскую и лекарственную помощь в системе обязательного медицинского страхования;
4) исключен.
См. текст подпункта 4 части второй главы 6
Глава 7. Совершенствование материально-технической базы
лечебно-профилактических учреждений Свердловской области
Проблемой современного материально-технического потенциала лечебно-профилактических учреждений Свердловской области остается изношенность основных фондов и недостаток финансирования на их обновление, что снижает качество лечебно-диагностического процесса и сдерживает внедрение прогрессивных технологий.
Совершенствование материально-технической базы может осуществляться по следующим направлениям:
1) приобретение нового медицинского и немедицинского оборудования для внедрения современных медицинских технологий, а также для замены устаревшего и неисправного;
2) проведение текущих и капитальных ремонтов основных и вспомогательных зданий и сооружений. Проведение работ по реконструкции и приведение в соответствие с нормативами эксплуатации зданий и сооружений. Окончание строительства незавершенных объектов. Проектирование и строительство новых объектов здравоохранения;
3) внедрение современных методов и технологий сбережения топливно-энергетических ресурсов на объектах здравоохранения.
При разработке программ развития материально-технической базы целесообразно соблюдать баланс между оснащением высокотехнологичным оборудованием для внедрения специализированных технологий и обновлением парка существующего оборудования на всех уровнях оказания медицинской помощи. В муниципальных и областных лечебно-профилактических учреждениях возможно перераспределение имеющейся, но не используемой техники в соответствии с функциональным регламентом медицинских учреждений.
В целях более рационального использования финансовых ресурсов полезна практика экспертной оценки и согласования с Министерством здравоохранения Свердловской области целевых программ материально-технического обеспечения здравоохранения муниципальных образований. Представляется важным:
1) разработать и внедрить в широкую практику стандарты оснащенности (табели оснащенности) лечебных учреждений;
2) использовать маркетинговые исследования, устанавливающие возможности рынка в отношении качества и стоимости оборудования, и конкурсные торги среди потенциальных поставщиков;
3) исключен;
См. текст подпункта 3 части четвертой главы 7
4) исключен.
Приоритетом в сфере приобретения медицинского оборудования в ближайшие годы становится закуп дорогостоящего медицинского оборудования для лучевой диагностики, эндоскопического оборудования и оборудования для реанимации.
В сфере содержания, эксплуатации, обновления зданий и сооружений лечебных учреждений рекомендуется:
1) осуществлять капитальные ремонты на основе проведенных обследований и составленных дефектных ведомостей;
2) заключать контракты на выполнение подрядных работ путем размещения заказа на выполнение работ для государственных (муниципальных) нужд..
В условиях недостаточного финансирования на увеличение стоимости основных средств учреждений здравоохранения в ближайшие годы необходимо в первую очередь завершить строительство уже начатых объектов здравоохранения, особенно с высокой степенью строительной готовности.
Строительство новых зданий и сооружений проводится после тщательной экспертизы технико-экономического обоснования, проекта и сметной документации, в том числе с участием органов вневедомственной экспертизы в строительстве.
В сфере обеспечения основными топливно-энергетическими ресурсами важно направить усилия на внедрение современных энергосберегающих технологий. Работу по энергосбережению и созданию системы энергобезопасности медицинских учреждений рекомендуется начинать с проведения энергоаудита и составления энергетического паспорта учреждения. Предлагается ориентироваться на мероприятия, дающие быстрый экономический эффект и возможность формирования бюджета последующих мероприятий за счет сэкономленных средств.
Необходимо более широко внедрять в практику медико-технический менеджмент в здравоохранении, понимая под этим создание системы управления, обеспечивающей оптимальные технические условия для оказания качественной медицинской помощи при минимизации затрат на ее оказание.
Глава 8. Обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия
населения Свердловской области
Обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия осуществляется при взаимодействии с органами государственного санитарно-эпидемиологического надзора.
Основными направлениями взаимодействия исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации с Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека являются:
1) реализация комплексных мероприятий, направленных на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения, снижение риска для здоровья от воздействия факторов природной и производственной среды на население, снижение негативного влияния факторов среды обитания на здоровье населения. Дальнейшее развитие системы социально-гигиенического мониторинга как основы для управления санитарно-эпидемиологической обстановкой и сохранения здоровья населения;
2) расширение и укрепление межведомственного взаимодействия по вопросам охраны здоровья населения от неблагоприятных факторов окружающей и производственной среды; координация работы различных ведомств, осуществляющих экологический и социально-гигиенический мониторинг;
3) обеспечение реализации областных и федеральных программ охраны здоровья населения от воздействия неблагоприятных факторов окружающей среды и снижения инфекционной заболеваемости, в том числе социально значимой. Разработка мер по совершенствованию системы вакцинопрофилактики. Введение карантинизации крови. Реализация программ снижения вреда от употребления наркотиков в муниципальных образованиях в Свердловской области;
4) совершенствование системы наблюдения за состоянием окружающей среды и здоровьем населения на основе социально-гигиенического мониторинга. Использование системы оценки риска влияния среды обитания на здоровье населения. Управление факторами риска, снижение их влияния на здоровье и среду обитания человека:
создание и реализация системы реабилитации здоровья населения, проживающего на экологически неблагополучных территориях, на основе данных оценки риска влияния неблагоприятных факторов среды обитания на здоровье населения;
совершенствование охраны здоровья работающего населения, системы регистрации и учета профессиональных заболеваний; создание областного регистра впервые выявленных профессиональных заболеваний; паспортизация канцерогенно опасных производств; аттестация рабочих мест;
реализация мероприятий, направленных на улучшение условий обучения и воспитания детей, формирование основ здорового образа жизни и профилактику заболеваний, связанных со стрессом, гиподинамией, нерациональным питанием и вредными привычками, низкой культурой личной гигиены;
реорганизация системы гигиенического воспитания и образования населения, санитарно-просветительной деятельности, формирование системы самооздоровления населения;
создание и совершенствование системы обеспечения населения безопасными и качественными продуктами питания; содействие развитию индустрии детского питания и продуктов питания с заданными профилактическими и лечебными свойствами; решение вопросов централизованного обеспечения образовательных детских учреждений продуктами питания гарантированного качества и продуктами, обогащенными минеральными веществами, микроэлементами и витаминами; восстановление системы лечебно-профилактического питания лиц, контактирующих с профессиональными вредностями;
межведомственная координация по вопросам развития и эксплуатации водопроводных систем;
5) разработка мер по совершенствованию медико-санитарного обеспечения мигрантов с целью предупреждения возрастающей эпидемической угрозы населения области в связи с активными миграционными процессами;
6) охрана территорий от завоза и распространения особо опасных инфекционных заболеваний людей, животных и растений, а также токсических веществ;
7) внедрение системы страховой защиты населения в связи с риском неблагоприятного влияния факторов среды обитания на человека.
Глава 9. Развитие медицинской науки
Приоритетом научной деятельности медицинских учреждений Свердловской области является научная поддержка практического здравоохранения на основе разработки и внедрения эффективных форм организации, управления, профилактики, диагностики, лечения и реабилитации, способствующих улучшению функционирования системы здравоохранения и повышению качества медицинской помощи населению.
При планировании научных исследований следует ориентироваться на приоритетные направления развития здравоохранения области, учитывать региональные особенности здоровья населения, координировать работу с научными направлениями деятельности федеральных медицинских научно-исследовательских институтов и Уральской государственной медицинской академии.
Основные научные направления включают в себя:
1) изучение состояния здоровья населения с использованием медико-статистических методов анализа с элементами прогнозирования, внедрением информационных технологий;
2) разработку новых эффективных методов управления и планирования в здравоохранении, развитие современных медицинских информационных технологий и систем мониторинга;
3) изучение эпидемиологии неинфекционных заболеваний и особенностей региональной природно-очаговой патологии, заболеваний, от которых общество несет наибольшие потери, болезней пожилых, заболеваний, связанных с ухудшением экологической ситуации и техногенным воздействием среды (экопатология);
4) совершенствование методов лабораторной и инструментальной диагностики;
5) поиск менее затратных и более информативных методов ранней диагностики;
6) поиск эффективных технологий, совершенствование интенсивных методов лечения;
7) совершенствование экономичных малоинвазивных и видеоассоциированных методов хирургии;
8) развитие исследований по проблемам инвалидности и ее профилактики;
9) участие в разработке стандартов оказания медицинской и лекарственной помощи, формуляров лекарственных средств;
10) участие в проведении клинических испытаний лекарственных средств;
11) участие в разработке программ медико-социального страхования по отдельным группам заболеваний, в том числе профессионального характера.
Научная деятельность предполагает участие в многоцентровых российских и международных исследованиях, партнерские отношения с отечественными и зарубежными университетами, параллельные исследования на паритетной основе.
Выбор тем и направлений научных исследований должен проводиться на конкурсной основе; организация и финансирование научных исследований должны осуществляться на основе целевого перспективного планирования, в рамках целевых программ различного уровня или с выделением грантов.
Важными элементами развития медицинской науки являются подготовка научно-педагогических кадров высшей квалификации, совершенствование механизмов внедрения научных достижений в практику.
Глава 10. Реформирование медицинского и фармацевтического
образования, совершенствование кадровой политики
Важным условием сохранения и развития кадрового потенциала в здравоохранении является совершенствование системы планирования и мониторинга подготовки и переподготовки специалистов здравоохранения, способных реализовать стоящие перед системой здравоохранения задачи.
Высокий уровень профессиональной подготовки специалистов обеспечивается совершенствованием системы до- и последипломного обучения с последующей аттестацией. Важным критерием уровня подготовки специалистов помимо клинических знаний и навыков становится знание современных стандартов медицинской помощи, основ клинической эпидемиологии, клинической фармакологии, экономических и правовых основ здравоохранения.
Подлежит реорганизации системы планирования и распределения кадрового потенциала, которая должна изменить соотношение "врач - медицинский работник среднего звена" в сторону увеличения числа последних, с передачей среднему медицинскому персоналу части функций, выполняемых в настоящее время врачами.
Целесообразно перейти к практике формирования перспективного (на 5 лет) целевого заказа на специалистов с медицинским образованием в первую очередь для учреждений и подразделений, оказывающих первичную медико-санитарную помощь.
Перспективной представляется практика формирования муниципальными органами управления здравоохранением целевых заказов на подготовку специалистов с заключением соответствующих контрактов с учебными заведениями и абитуриентами с последующим трудоустройством выпускников. При заключении такого контракта целесообразно предусматривать в нем положения, обеспечивающие правовую и социальную защиту молодых специалистов.
Поскольку в ближайшие несколько лет острой проблемой здравоохранения будет оставаться дефицит кадров, особенно в сельской местности, необходимо принять меры для закрепления квалифицированных специалистов на рабочем месте путем создания привлекательных для них условий труда, предусмотреть строительство жилья на условиях последующей передачи в собственность.
Важнейшими направлениями кадровой политики на предстоящий период являются:
1) совершенствование системы подготовки и переподготовки кадров, ориентированной на потребности времени;
2) организация системы подготовки врачей, фельдшеров, медицинских сестер, акушерок, провизоров и фармацевтов по целевым заказам;
3) подготовка управленческих кадров в здравоохранении, включение в программу подготовки вопросов экономики, менеджмента и права; формирование резерва управленческих кадров;
4) усиление роли главных штатных и внештатных специалистов;
5) повышение социально-правовой защищенности медицинских и фармацевтических работников;
6) исключен.
См. текст подпункта 6 части седьмой главы 10
Глава 11. Взаимодействие системы здравоохранения с общественными
организациями, объединениями и иными службами
Инициативная деятельность населения является неотъемлемой частью формирования здорового образа жизни. Участие населения в охране своего здоровья достигается через общественные организации, профессиональные союзы, выборные местные органы власти, которые при участии органов здравоохранения и медицинских учреждений стимулируют инициативу граждан в области охраны здоровья.
Мнения и выбор граждан должны оказывать влияние на развитие служб здравоохранения, а также на решения, принимаемые на других экономических, управленческих и профессиональных уровнях.
Крайне важно сознательное и добровольное принятие гражданами на себя значительной доли ответственности за охрану собственного здоровья.
Решение многих проблем здравоохранения (в том числе повышение качества медицинской помощи, уровня подготовки специалистов) возможно путем создания врачебного самоуправления, расширения прав медицинских общественных организаций в государственном управлении здравоохранением.
Решение задач по охране здоровья целесообразно осуществлять совместно с:
1) учреждениями образования, культуры, социальной защиты населения и службами социальной помощи различным категориям населения;
2) специализированными (немедицинскими) службами милиции, пожарной охраны, отрядами спасения;
3) общественными объединениями, благотворительными организациями, религиозными конфессиями;
4) профессиональными союзами;
5) спортивными, оздоровительными организациями и объединениями;
6) обществами пациентов;
7) профессиональными медицинскими объединениями, ассоциациями.
Координированная работа органов здравоохранения с указанными организациями, объединениями и службами приведет к повышению эффективности информационно-профилактической работы, повысит санитарно-гигиеническую культуру населения, привлечет кадровые ресурсы к работе по медико-социальной помощи незащищенным слоям населения, облегчит реабилитационную работу с группами пациентов, разовьет принцип взаимопомощи и навыки решения медико-социальных проблем самими пациентами; будет способствовать реализации государственной политики в решении проблем реабилитации инвалидов.
С учетом этих преимуществ работа по совершенствованию взаимодействия системы здравоохранения с общественными организациями, объединениями и иными службами должна осуществляться по следующим направлениям:
1) переориентация деятельности медицинских учреждений на профилактический подход к охране здоровья; расширение функций и возможностей существующих центров медицинской профилактики и открытие новых центров профилактики;
2) поиск действенных форм сотрудничества с общественными, благотворительными и религиозными организациями, содействие организации их деятельности в сфере охраны здоровья;
3) широкое привлечение населения к вопросам своего здоровья, содействие созданию общественных объединений пациентов по медицинским интересам;
4) совершенствование деятельности в области медицинского просвещения:
создание единой системы медицинского просвещения и оперативной медицинской информации, широкое привлечение средств массовой информации к популяризации здорового образа жизни, решению иных вопросов в интересах охраны здоровья населения области, развитие социальной рекламы, усиление контроля за рекламой продукции медицинской промышленности, а также услуг медицинского характера; развитие образования и просвещения населения в вопросах качества и безопасности лекарственных средств; работа среди населения по вопросам профилактики социальных болезней: алкоголизма, наркомании, заболеваний, передаваемых половым путем; планирования семьи - в целях формирования духовно-нравственного отношения к семье и материнству, рождения желанных и здоровых детей, сокращения числа абортов;
5) содействие государственным и общественным мероприятиям, направленным на сохранение и защиту нравственного здоровья общества; возможно создание сети общественных университетов и факультетов медицинских и гигиенических знаний;
6) развертывание системы специальных служб в области оказания доврачебной помощи;
7) внедрение принципа информированного согласия пациента на медицинское вмешательство;
8) правовое, организационное, информационное обеспечение учета мнений граждан по вопросам здравоохранения;
9) ответственность исполнительной власти областного уровня за обеспечение взаимодействия между системой здравоохранения и населением при непрерывном обмене информацией между ними;
10) организация общественных советов при учреждениях здравоохранения, которые могут состоять из медицинских работников и представителей населения; создание попечительских советов для привлечения дополнительных источников финансирования и реализации целевых мероприятий.
Глава 12. Ожидаемые результаты реализации Концепции
Основные положения Концепции отражают важнейшие направления деятельности отрасли на предстоящий период и предполагают решение приоритетных задач: улучшения качества медицинской и лекарственной помощи, сохранения кадрового потенциала, оптимизации управления отраслью и повышения эффективности использования ресурсов, реформирования первичного звена здравоохранения с ориентацией на профилактику и лечение социально значимых болезней и заболеваний, от которых общество несет наибольшие потери, совершенствования помощи матерям и детям, а также гарантированной медицинской помощи социально незащищенным категориям населения.
Основные результаты национального проекта в здравоохранении, которые будут достигнуты при его реализации в Свердловской области:
1) укрепление здоровья населения Свердловской области, снижение уровня заболеваемости, инвалидности, смертности;
2) повышение доступности и качества медицинской помощи;
3) укрепление первичного звена здравоохранения, создание условий для оказания эффективной медицинской помощи на догоспитальном этапе; оснащение поликлиник, ОВП, скорой помощи оборудованием в соответствии со стандартом;
4) повышение потенциала службы родовспоможения;
5) развитие профилактической направленности здравоохранения; восстановление диспансерной работы, оценка состояния здоровья населения по результатам дополнительной диспансеризации;
6) удовлетворение потребности населения в высокотехнологичных видах медицинской помощи.
В результате реализации Концепции прогнозируется преодоление структурных диспропорций в отрасли, повышение эффективности использования ресурсов, обеспечение государственных гарантий бесплатной медицинской и лекарственной помощи населению, создание системы управления качеством в здравоохранении и, как следствие, улучшение демографических показателей и показателей здоровья населения Свердловской области.
Концепция послужит основой для разработки и реализации областных программ здравоохранения, программ развития здравоохранения муниципальных образований.
В результате реализации Концепции прогнозируется улучшение следующих показателей:
Наименование показателя |
Единицы измерения |
Базовый уровень 2006 год |
Ожидаемый уровень | |
2010 год | 2015 год | |||
Младенческая смертность |
на 1000 родившихся живыми |
10,0 | 8,0-9,0 | 7,0-8,0 |
Материнская смертность |
на 100000 родившихся живыми |
40,0 | 29,0 | 25,0 |
Объем амбулаторной помощи |
число посещений на 1000 населения |
9120 | 9198 | 9200 |
Объем помощи в стационарозамещающих подразделениях |
дней лечения на 1000 населения |
573 | 577 | 580 |
Объем стационарной помощи |
число койко-дней на 1000 населения |
3160 | 3000 | 2800 |
Объем скорой медицинской помощи |
количество вызовов на 1000 населения |
325 | 320 | 318 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Целью реализации Концепции является сохранение и улучшение здоровья жителей Свердловской области, а также уменьшение прямых и косвенных потерь общества за счет снижения заболеваемости и смертности населения на основе обеспечения доступности медицинской помощи путем создания правовых, экономических и организационных условий предоставления медицинской помощи.
Основные положения Концепции отражают важнейшие направления деятельности отрасли на предстоящий период и предполагают решение приоритетных задач: улучшения качества медицинской и лекарственной помощи, сохранения кадрового потенциала, реформирования первичного звена здравоохранения с ориентацией на профилактику и лечение социально значимых болезней и заболеваний, от которых общество несет наибольшие потери, совершенствования помощи матерям и детям, а также гарантированной медицинской помощи социально незащищенным категориям населения.
Постановление Правительства Свердловской области от 29 декабря 2006 г. N 1150-ПП "О Концепции развития здравоохранения Свердловской области на 2007-2015 годы
Данный нормативный правовой акт доводится до всеобщего сведения в форме неофициальной публикации и не может служить основанием для регулирования соответствующих правоотношений до дня вступления его в силу в соответствии с законодательством Российской Федерации и Свердловской области
Постановлением Правительства Свердловской области от 8 июля 2013 г. N 867-ПП настоящее постановление признано утратившим силу
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Правительства Свердловской области от 3 декабря 2009 г. N 1737-ПП