Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 24 марта 2004 г. N Ф09-713/04ГК
См. также Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 28 октября 2004 г. N Ф09-713/04ГК
Федеральный арбитражный суд Уральского округа по проверке в кассационной инстанции законности решений и постановлений арбитражных судов субъектов Российской Федерации, принятых ими в первой и апелляционной инстанциях, в составе: председательствующего, судей,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу ОАО энергетики и электрификации "Удмуртэнерго" на решение от 12.11.03 Арбитражного суда Удмуртской Республики по делу N А71-264/03 по иску ОАО ЭиЭ "Удмуртэнерго" к Учреждению юстиции "Регистрационная палата Удмуртской Республики по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" в лице Балезинского филиала, 3-и лица: Администрация Балезинского района, Министерство имущественных отношений Удмуртской Республики, о признании недействительным отказа в государственной регистрации договора аренды земельного участка.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом.
В судебном заседании принял участие представитель истца - Кузьмичева И.И., директор по правовым вопросам, доверенность N 4 от 25.12.03.
Процессуальные права и обязанности разъяснены, отводов составу суда и ходатайств не заявлено.
ОАО ЭиЭ "Удмуртэнерго" обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с иском к Учреждению юстиции "Регистрационная палата Удмуртской Республики по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" в лице Балезинского филиала (далее - Регистрационная палата) о признании незаконным отказа в государственной регистрации договора аренды земельного участка с кадастровым номером 18:02:139001:0004 площадью 50 кв.м, предоставленного для размещения трансформаторной подстанции по адресу: Удмуртская Республика, Балезинский район, д. Ушур.
Решением от 12.11.03 в удовлетворении исковых требований отказано.
В апелляционной инстанции решение не пересматривалось.
ОАО ЭиЭ "Удмуртэнерго" с решением не согласно, просит его отменить, иск удовлетворить.
Обжалуя судебный акт, заявитель ссылается на неприменение судом ст.ст. 420, 432 ГК РФ, ст. 13 АПК РФ, указывает на наличие у истца в силу ст. 36 Земельного кодекса РФ исключительного права на получение земельного участка в аренду. По мнению заявителя, вывод суда об отсутствии согласования договора аренды земельного участка нельзя признать законным, поскольку Земельным кодексом и иными федеральными законами не предусмотрено согласование указанного договора с Министерством имущественных отношений Российской Федерации (его территориальными органами) или с уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Проверив законность судебного акта в порядке ст.ст. 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции считает, что решение подлежит отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, на основании постановления Главы Администрации Балезинского района N 13 от 09.10.03 между Муниципальным образованием "Балезинский район" (арендодатель) и ОАО ЭиЭ "Удмуртэнерго" (арендатор) подписан договор от 24.03.03 аренды земельного участка, находящегося в государственной собственности. Согласно п. 1.1 договора арендодатель предоставил, а арендатор принял в аренду земельный участок из земель поселений Исаковской сельской администрации с кадастровым номером 18:02:139001:0004, находящийся по адресу: Удмуртская Республика, Балезинский район, д. Ушур, для размещения здания трансформаторной подстанции в границах, указанных на кадастровом плане участка, прилагаемом к договору и являющемся его неотъемлемой частью, общей площадью 50 кв.м. Договор заключен сроком на 49 лет.
24.03.03 арендодатель передал арендатору названный земельный участок (передаточный акт - л.д. 15).
Пунктом 4.4.5 договора предусмотрена обязанность арендатора произвести государственную регистрацию договора аренды в учреждении юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Арендатор обратился в Регистрационную палату для государственной регистрации сделки.
Регистрационная палата, сославшись на несоблюдение заявителем требований, предусмотренных абзацем 3 пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 21.07.97 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон) в государственной регистрации сделки отказала (сообщение N 1/2003-675-696 от 22.08.03, л.д. 9).
В обоснование мотивов отказа в государственной регистрации права по названной норме закона Регистрационная палата указала на несоблюдение заявителем требований пункта 6 Правил распоряжения земельными участками, находящимися в государственной собственности, до разграничения государственной собственности на землю, утвержденных постановлением Правительства РФ от 07.08.02 N 576, в связи с отсутствием согласования с Министерством имущественных отношений УР проекта договора аренды земельного участка, на котором распoлoжeн объект недвижимого имущества, находившийся в государственной собственности до его приватизации.
Полагая, что указанный отказ в государственной регистрации договора аренды земельного участка не основан на законе, ОАО ЭиЭ "Удмуртэнерго" обратилось в арбитражный суд с иском о признании его незаконным.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении исковых требований, указал на правомерность отказа в государственной регистрации договора аренды земельного участка, поскольку отсутствуют сведения о согласовании сделки с Министерством имущественных отношений Удмуртской Республики, что противоречит требованиям постановления Правительства РФ от 07.08.02 N 576.
Данный вывод суда следует признать ошибочным, исходя из следующего.
Согласно абзацу 3 пункта 1 статьи 20 названного Закона в государственной регистрации прав может быть отказано в случае, если документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства.
В силу статьи 2 Закона государственная регистрация является юридическим актом признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Пунктом 6 Правил распоряжения земельными участками, находящимися в государственной собственности, до разграничения государственной собственности на землю, утвержденных постановлением Правительства РФ от 07.08.02 N 576, установлено, что проекты договоров аренды земельных участков, на которых расположены объекты недвижимого имущества, находившиеся в государственной собственности до приватизации, подлежат обязательному согласованию уполномоченными на распоряжение земельными участками органами соответственно с Министерством имущественных отношений Российской Федерации (его территориальными органами) или с уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Из содержания названной нормы следует, что она регулирует отношения между органами местного самоуправления или органами государственной власти, уполномоченными на распоряжение земельными участками, и Министерством имущественных отношений Российской Федерации (его территориальными органами) либо уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. Граждане или юридические лица участниками этих отношений не являются. Следовательно, для целей государственной регистрации сделки наличие указанного согласования не имеет правового значения.
Учитывая изложенное, отказ в государственной регистрации договора от 24.03.03 аренды земельного участка, основанный на пункте 6 Правил распоряжения земельными участками, находящимися в государственной собственности, до разграничения государственной собственности на землю, утвержденных постановлением Правительства РФ от 07.08.02 N 576, в связи с отсутствием согласования проекта договора аренды с Министерством имущественных отношений Российской Федерации (его территориальными органами) или с уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации нельзя признать правомерным.
При таких обстоятельствах решение Арбитражного суда Удмуртской Республики подлежит отмене, дело - направлению на новое рассмотрение. При новом рассмотрении суду необходимо установить законность или незаконность отказа в государственной регистрации сделки, исходя из требований Федерального закона от 21.07.97 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", Земельного кодекса РФ и иных федеральных законов.
Руководствуясь ст.ст. 286, 287, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
Решение от 12.11.03 Арбитражного суда Удмуртской Республики по делу N А71-264/03 отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в тот же арбитражный суд.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Из содержания названной нормы следует, что она регулирует отношения между органами местного самоуправления или органами государственной власти, уполномоченными на распоряжение земельными участками, и Министерством имущественных отношений Российской Федерации (его территориальными органами) либо уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. Граждане или юридические лица участниками этих отношений не являются. Следовательно, для целей государственной регистрации сделки наличие указанного согласования не имеет правового значения.
Учитывая изложенное, отказ в государственной регистрации договора от 24.03.03 аренды земельного участка, основанный на пункте 6 Правил распоряжения земельными участками, находящимися в государственной собственности, до разграничения государственной собственности на землю, утвержденных постановлением Правительства РФ от 07.08.02 N 576, в связи с отсутствием согласования проекта договора аренды с Министерством имущественных отношений Российской Федерации (его территориальными органами) или с уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации нельзя признать правомерным.
При таких обстоятельствах решение Арбитражного суда Удмуртской Республики подлежит отмене, дело - направлению на новое рассмотрение. При новом рассмотрении суду необходимо установить законность или незаконность отказа в государственной регистрации сделки, исходя из требований Федерального закона от 21.07.97 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", Земельного кодекса РФ и иных федеральных законов."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 24 марта 2004 г. N Ф09-713/04ГК
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника