Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 5 мая 2004 г. N Ф09-1218/04ГК
Федеральный арбитражный суд Уральского округа по проверке в кассационной инстанции законности судебных актов арбитражных судов Российской Федерации, принятых ими в первой и апелляционной инстанциях, в составе: председательствующего, судей,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Открытого акционерного общества "Курганское ПАТП-1" на постановление апелляционной инстанции от 17.02.2004 г. Арбитражного суда Курганской области по делу N А34-3721/2003 по иску ОАО "ПАТП-1" к Администрации Кетовского района, Отделу социальной защиты населения Администрации Кетовского района о взыскании 227600 руб. К участию в деле в качестве третьего лица привлечено Финансовое управление Курганской области.
В судебном заседании присутствовали представители:
истца: Ершов В.В. - заместитель директора по доверенности от 29.04.2004 г., Саласюк Е.В. - адвокат по доверенности от 21.06.2003 г., ордер N 1006 от 12.08.2003 г.;
от третьего лица: Исакова Т.Л. - главный специалист по доверенности N 0839 от 03.11.2003 г.
Иные лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы. Явку своих представителей в суд кассационной инстанции не обеспечили.
Права и обязанности разъяснены, отводов составу суда не заявлено, ходатайств не поступило.
ОАО "ПАТП-1" обратилось в арбитражный суд Курганской области с иском к Администрации Кетовского района, Отделу социальной защиты населения Администрации Кетовского района о взыскании 227600 руб. долга.
Решением от 14.10.2003 г. исковые требования удовлетворены, с Отдела социальной защиты населения Кетовского района Курганской области в пользу ОАО "ПАТП-1" взыскана задолженность в размере 227600 руб., в исковых требованиях о привлечении Администрации Кетовского района Курганской области к солидарной ответственности отказано.
Постановлением апелляционной инстанции от 17.02.2004 г. решение в части удовлетворения иска и распределения судебных расходов отменено, в иске к Отделу социальной защиты населения Кетовского района отказано.
Истец с постановлением апелляционной инстанции не согласен, просит его отменить, оставить в силе решение, ссылаясь на неправильное истолкование судом апелляционной инстанции норм материального права (ст.ст. 309, 310 ГК РФ) и несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
Присутствующий в судебном заседании представитель заявителя кассационной жалобы поддержал ее доводы.
Проверив законность судебных актов в порядке ст.ст. 274, 284, 286 АПК РФ, выслушав представителей истца, третьего лица, обсудив доводы кассационной жалобы, суд кассационной инстанции считает, что решение и постановление подлежат отмене.
Как следует из материалов дела, истцом в период с января по декабрь 2002 года предоставлялись льготы по бесплатному проезду на внутригородских маршрутах общественного транспорта ветеранам на основании пп. "в" п. 1 ст. 10 ФЗ "О ветеранах".
Между Кетовским районным отделом социальной защиты населения и OAO "ПАТП-1" заключен договор от 15.03.2002 г., согласно которому ОАО "ПАТП-1" обязалось ежемесячно, не позднее 5 числа каждого месяца, представлять районному отделению социальной защиты населения сумму, подлежащую компенсации, и документы, подтверждающие объем оказанных услуг по перевозке ветеранов и соответствии с установленными тарифами на эти услуги (пункт 2.1.2). Отдел социальной защиты населения - производить оплату автопредприятию по мере поступления финансирования в размере средств, предусмотренных на эти цели в районном бюджете, пропорционально поступившим к данному месяцу средств из областного бюджета (пункт 2.2.1).
Согласно актам сверки от 25.07.2002 г. и от 06.02.2003 г. истцом период с января по декабрь 2002 года оказаны услуги на сумму 1961277 руб. 50 коп., отделом социальной защиты возмещено 1733677 руб. Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения в суд с настоящим иском.
Удовлетворяя исковые требования и взыскивая с Отдела социальной защиты населения Кетовского района Курганской области спорную сумму, суд первой инстанции исходил из требований ст.ст. 307, 309, 310 ГК РФ и из ненадлежащего исполнения указанным ответчиком своих обязательств по договору от 15.03.2002 г.
Отменяя решение, суд апелляционной инстанции указал, что районный отдел социальной защиты населения не является органом, из средств которого финансируются убытки транспортной организации, он лишь выполняет работы по перечислению денежных средств, полученных из областного бюджета на оплату расходов предприятиям, осуществившим предоставление льгот ветеранам. Из представленной Финансовым отделом администрации Кетовского района информации о движении денежных средств на возмещение расходов на реализацию прав и льгот, установленных для ветеранов Федеральным законом "О ветеранах", в том числе транспортной организации ОАО "ПАТП-1", в 2001 году поступило из областного бюджета 6182 тыс.руб., из которых 1733,7 тыс.руб. перечислено ОАО "ПАТП-1". При таких обстоятельствах судом апелляционной инстанции сделан вывод о надлежащем исполнении Кетовским отделом социальной защиты населения условий договора от 15.03.2002 г.
Данные выводы суда первой и апелляционной инстанций нельзя признать достаточно обоснованными.
В соответствии с п. 2 ст. 790 ГК РФ в случаях, когда в соответствии с законом или иным правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организацией за счет средств соответствующего бюджета.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду пункт 5 статьи 790 Гражданского кодекса РФ
Статьей 10 Федерального закона "О ветеранах" предусмотрено возмещение расходов на реализацию прав и льгот ветеранам по оплате проезда на всех видах городского пассажирского транспорта (кроме такси) осуществляется за счет средств субъектов Российской Федерации.
Постановлением Администрации (Правительства) Курганской области от 27.02.2001 г. N 88 утвержден порядок возмещения в 2001 году расходов на реализацию прав и льгот, установленных для ветеранов Федеральным законом "О ветеранах" за счет средств областного бюджета. Согласно пункту 3 Порядка возмещения в 2001 году расходов на реализацию прав и льгот, установленных для ветеранов Федеральным законом "О ветеранах" за счет средств областного бюджета, главам администраций районов и городов рекомендовано в установленном порядке определять уполномоченный орган, на который будет возложена работа по возмещению расходов, связанных с предоставлением льгот ветеранам. Уполномоченный орган осуществляет работу по финансированию расходов за предоставленные ветеранам льготы, производит перечисление средств, получаемых из областного бюджета на оплату расходов предприятиям и организациям, непосредственно осуществившим предоставление льгот по платежным документам, подтверждающим предоставление льгот и понесенных расходов. Таким уполномоченным органом в Кетовском районе определен районный отдел социальной защиты населения, который на основании договора от 15.03.2002 г. обязан перечислять транспортной организации выделенные из областного бюджета средства.
При изложенных обстоятельствах вывод суда апелляционной инстанции о том, что районный отдел социальной защиты населения не является органом, из средств которого финансируются убытки транспортной организации, он лишь выполняет работу по перечислению денежных средств, полученных из областного бюджета на оплату расходов предприятиям, осуществившим предоставление льгот ветеранам, является обоснованным.
Между тем, вывод суда апелляционной инстанции о том, что поступившие из областного бюджета денежные средства в сумме 6182 тыс.руб. распределены и перечислены различным организациям на возмещение расходов по предоставлению льгот по реализации ФЗ "О ветеранах", в том числе 1733,7 тыс.руб. было перечислено ОАО "ПАТП-1" сделан без достаточных оснований.
Согласно Приложению N 5 к Закону Курганской области от 08.05.2003 г. N 302 и справке Финансового управления Курганской области N 08-39 от 14.10.2003 г. бюджету муниципального образования Кетовский район из областного бюджета на реализацию Федерального закона "О ветеранах" в 2002 году было выделено 6180 тыс.руб. (т. 4 л.д. 26, 27). Однако из представленных в материалы дела документов не видно, какая часть из запланированных на 2002 год 6180 тыс.руб. направлена на реализацию ФЗ "О ветеранах" на возмещение расходов по оплате проезда указанной категории граждан. Сведений об исполнении бюджета субъекта Российской Федерации Кетовским районом, в частности, перечисления денежных средств на оплату проезда ветеранов во исполнение ФЗ "О ветеранах" в 2002 году материалы дела не содержат.
Письмо Финансового отдела Администрации Кетовского района Курганской области (т. 2 л.д. 67) таким доказательством не является.
Вывод суда апелляционной инстанции о том, что поступившие из областного бюджета денежные средства распределены Отделом социальной защиты населения Администрации Кетовского района надлежащим образом и в соответствии с условиями договора не подтверждается материалами дела и сделан судом без достаточных оснований. Суду надлежало выяснить, каким образом Отдел социальной защиты населения Администрации Кетовского района распорядился выделенными из областного бюджета денежными средствами и причину невозмещения всей суммы понесенных истцом расходов. Без выяснения указанных обстоятельств нельзя констатировать факт о надлежащем либо ненадлежащем исполнении обязательств ответчика по договору от 01.03.2001 г.
Согласно п. 3 ст. 15 АПК РФ принимаемые арбитражным судом решения, постановления, определения должны быть законными, обоснованными и мотивированными.
Поскольку решение и постановление приняты по неполно исследованным обстоятельствам, имеющим существенное значение для принятия законного и обоснованного судебного акта, содержащиеся в них выводы не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, решение и постановление подлежат отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении суду необходимо устранить отмеченные недостатки, дать надлежащую правовую оценку имеющимся в деле доказательствам, исследовать взаимоотношения, сложившиеся между истцом, Отделом социальной защиты населения и Финансовым управлением Курганской области по поводу планирования и перечисления из областного бюджета денежных средств по возмещению расходов, понесенных истцом при предоставлении льгот указанной категории граждан, установить факт надлежащего или ненадлежащего исполнения Отделом социальной защиты населения Администрации Кетовского района договорных обязательств и разрешить спор в соответствии с требованиями действующего законодательства РФ.
Руководствуясь ст.ст. 286, 287-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
Решение от 14.10.2003 г. и постановление апелляционной инстанции от 17.02.2004 г. Арбитражного суда Курганской области по делу N А34-3721/2003 - отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда.
Взыскать с ОАО "ПАТП-1" в доход федерального бюджета 3076 руб. государственной пошлины по кассационной жалобе.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Постановлением Администрации (Правительства) Курганской области от 27.02.2001 г. N 88 утвержден порядок возмещения в 2001 году расходов на реализацию прав и льгот, установленных для ветеранов Федеральным законом "О ветеранах" за счет средств областного бюджета. Согласно пункту 3 Порядка возмещения в 2001 году расходов на реализацию прав и льгот, установленных для ветеранов Федеральным законом "О ветеранах" за счет средств областного бюджета, главам администраций районов и городов рекомендовано в установленном порядке определять уполномоченный орган, на который будет возложена работа по возмещению расходов, связанных с предоставлением льгот ветеранам. Уполномоченный орган осуществляет работу по финансированию расходов за предоставленные ветеранам льготы, производит перечисление средств, получаемых из областного бюджета на оплату расходов предприятиям и организациям, непосредственно осуществившим предоставление льгот по платежным документам, подтверждающим предоставление льгот и понесенных расходов. Таким уполномоченным органом в Кетовском районе определен районный отдел социальной защиты населения, который на основании договора от 15.03.2002 г. обязан перечислять транспортной организации выделенные из областного бюджета средства.
При изложенных обстоятельствах вывод суда апелляционной инстанции о том, что районный отдел социальной защиты населения не является органом, из средств которого финансируются убытки транспортной организации, он лишь выполняет работу по перечислению денежных средств, полученных из областного бюджета на оплату расходов предприятиям, осуществившим предоставление льгот ветеранам, является обоснованным.
Между тем, вывод суда апелляционной инстанции о том, что поступившие из областного бюджета денежные средства в сумме 6182 тыс.руб. распределены и перечислены различным организациям на возмещение расходов по предоставлению льгот по реализации ФЗ "О ветеранах", в том числе 1733,7 тыс.руб. было перечислено ОАО "ПАТП-1" сделан без достаточных оснований.
Согласно Приложению N 5 к Закону Курганской области от 08.05.2003 г. N 302 и справке Финансового управления Курганской области N 08-39 от 14.10.2003 г. бюджету муниципального образования Кетовский район из областного бюджета на реализацию Федерального закона "О ветеранах" в 2002 году было выделено 6180 тыс.руб. (т. 4 л.д. 26, 27). Однако из представленных в материалы дела документов не видно, какая часть из запланированных на 2002 год 6180 тыс.руб. направлена на реализацию ФЗ "О ветеранах" на возмещение расходов по оплате проезда указанной категории граждан. Сведений об исполнении бюджета субъекта Российской Федерации Кетовским районом, в частности, перечисления денежных средств на оплату проезда ветеранов во исполнение ФЗ "О ветеранах" в 2002 году материалы дела не содержат."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 5 мая 2004 г. N Ф09-1218/04ГК
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника