Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 15 июня 2004 г. N Ф09-2341/04АК
Федеральный арбитражный суд Уральского округа по проверке в кассационной инстанции законности решений и постановлений арбитражных судов субъектов Российской Федерации, принятых ими в первой и апелляционной инстанциях, в составе: председательствующего, судей,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Инспекции МНС РФ по Октябрьскому району г. Уфы на постановление апелляционной инстанции от 09.02.2004 г. Арбитражного суда Республики Башкортостан по делу N А07-12491/03.
В судебном заседании приняли участие представители:
заявителя: Мустафина И.М. по доверенности от 06.01.04 г. N 17/48, Загуменова О.В. по доверенности от 16.01.04 г. N 17/433.
налогового органа: Гималетдинов М.И. по доверенности от 30.12.03 г. N 26, Чекмышев К.Н. по доверенности от 05.01.04 г. N 001-13/08.
Процессуальные права и обязанности разъяснены.
Отводов составу суда не заявлено.
Ходатайств не поступило.
ООО "Баштрансгаз" обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к Инспекции МНС РФ по Октябрьскому району г. Уфы о признании незаконным решения от 15.07.2003 г. N 261, с изменениями от 04.08.2003 г. N 261/1 о назначении выездной налоговой проверки.
Решением суда от 27.11.2003 г. в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением апелляционной инстанции от 09.02.2004 г. того же суда решение отменено. Заявление о признании незаконным оспариваемого решения налогового органа удовлетворено.
Инспекция МНС РФ по Октябрьскому району г. Уфы с постановлением апелляционной инстанции не согласна, просит в кассационной жалобе его отменить, оставить в силе решение суда первой инстанции, ссылаясь на нарушение ст.ст. 82, 87, 89 НК РФ, ст. 201 АПК РФ.
Законность судебных актов проверена судом кассационной инстанции в порядке ст.ст. 274, 284, 286 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, ООО "Баштрансгаз", являясь крупнейшим налогоплательщиком, на основании Приказа МНС России от 31.08.2001 г. N БГ-309/319 15.01.2003 г. поставлено на учет в Межрегиональной инспекции МНС РФ по крупнейшим налогоплательщикам N 2.
По месту нахождения недвижимого имущества - административного здания ООО "Баштрансгаз" с 19.12.2000 г. состоит на учете в Инспекции МНС РФ по Октябрьскому району г. Уфы.
Инспекцией МНС РФ по Октябрьскому району г. Уфы 15.07.2003 г. принято решение N 261 с изменениями от 04.08.2003 г. N 261/1 о проведении выездной налоговой проверки ООО "Баштрансгаз" по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты налога на прибыль за период с 01.01.02 г. по 31.12.02 г. и налога на добавленную стоимость за период с 01.07.02 г. по 31.12.02 г.
Считая принятое решение незаконным, заявитель обратился с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что налоговый орган действовал в пределах своих полномочий и оспариваемым решением не допущено нарушения норм права, а также прав заявителя.
Отменяя решение суда первой инстанции, и удовлетворяя заявленные требования, суд апелляционной инстанции исходил из неправомерности оспариваемого решения налогового органа.
Вывод суда апелляционной инстанции является правильным и соответствует требованиям налогового законодательства.
В соответствии с п. 1 ст. 82 НК РФ налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством налоговых проверок и как следует из содержания п. 1 ст. 83 НК РФ - по месту учета налогоплательщика.
Материалами дела установлено, что решение о проведении выездной налоговой проверки по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты налога на прибыль и налога на добавленную стоимость принято руководителем Инспекции МНС РФ по Октябрьскому району г. Уфы в отношении предприятия, которое состоит на налоговом учете в Инспекции МНС РФ по Октябрьскому району г. Уфы по месту нахождения недвижимого имущества. Вопросы правильности налогообложения недвижимого имущества предметом назначенной выездной налоговой проверки не являются.
Налоговый контроль над правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налога на прибыль и налога на добавленную стоимость относится к компетенции Межрегиональной Инспекции МНС РФ по крупнейшим налогоплательщикам N 2, где состоит на учете в качестве налогоплательщика ООО "Баштрансгаз".
Доказательств назначения выездной налоговой проверки по поручению либо согласованию с Межрегиональной Инспекцией МНС РФ по крупнейшим налогоплательщикам N 2 материалы дела не содержат.
Оспариваемое решение, принятое в нарушение установленных правил осуществления налогового контроля и в нарушение определенных функциональных обязанностей налоговых органов (п. 3 ст. 30, п. 2 ст. 31, п. 1 ст. 82, ст. 83 НК РФ), нарушает права и гарантии налогоплательщика, предусмотренные п. 2 ст. 22 НК РФ, в связи с чем, согласно положениям ст. 137 НК РФ, ст. 201 АПК РФ обоснованно признано судом апелляционной инстанции незаконным.
Доводы кассационной жалобы противоречат материалам дела, являются несостоятельными и подлежат отклонению.
Учитывая изложенное, суд кассационной инстанции считает, что оснований для отмены обжалуемого постановления суда апелляционной инстанции и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 286, 287, 289 АПК РФ, суд постановил:
Постановление апелляционной инстанции от 09.02.2004 г. Арбитражного суда Республики Башкортостан по делу N А07-12491/03 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В соответствии с п.1 ст.82 НК РФ налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством налоговых проверок.
Общество оспорило в суде решение налогового органа о назначении выездной налоговой проверки по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты налога на прибыль и НДС.
По мнению налогоплательщика, состоящего на учете в налоговом органе по месту нахождения недвижимого имущества, данный налоговый орган не вправе осуществлять налоговый контроль в части НДС, налога на прибыль.
Суд, рассмотрев дело, признал, что оспариваемое решение принято в нарушение установленных правил осуществления налогового контроля и в нарушение определенных функциональных обязанностей налоговых органов.
Решение о проведении выездной налоговой проверки по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты налога на прибыль и НДС принято руководителем налогового органа в отношении общества, которое состоит на налоговом учете в данном налоговом органе по месту нахождения недвижимого имущества.
В свою очередь, вопросы правильности налогообложения недвижимого имущества предметом налоговой проверки не являлись.
При этом налоговый орган не представил доказательств того, что выездная налоговая проверка в части НДС, налога на прибыль назначена по поручению либо по согласованию с налоговым органом, где общество состоит на учете по месту своей основной деятельности.
На основании изложенного, суд признал незаконным решение налогового органа о назначении выездной налоговой проверки.
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 15 июня 2004 г. N Ф09-2341/04АК
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника