Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 5 июля 2004 г. N Ф09-2604/04АК
Федеральный арбитражный суд Уральского округа по проверке в кассационной инстанции законности решений и постановлений арбитражных судов субъектов Российской Федерации, принятых ими в первой и апелляционной инстанциях, в составе: председательствующего, судей,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Инспекции МНС РФ по г. Стерлитамаку на решение от 17.03.2004 Арбитражного суда Республики Башкортостан по делу N А07-3134/04 по заявлению о признании частично недействительным решения налогового органа.
В судебном заседании принял участие представитель заявителя Петров В.А. - конкурсный управляющий, решение от 29.09.2003 Арбитражного суда Республики Башкортостан по делу N А-13654/РСА, паспорт 80 03 945276.
Представитель заинтересованного лица в судебное заседание не явился. Заинтересованное лицо о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещено надлежащим образом.
Права и обязанности разъяснены.
Отводов составу суда не заявлено.
Ходатайств от сторон не поступило.
Государственное унитарное предприятие "Стерлитамакский мебельный комбинат" обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением о признании недействительными инкассовых поручений, обязании Инспекции МНС РФ по г. Стерлитамаку отозвать инкассовые поручения и вернуть взысканные суммы.
В порядке ст. 49 АПК РФ заявитель уточнил свои требования и просил признать незаконными действия Инспекции МНС РФ по г. Стерлитамаку, выразившиеся в выставлении инкассовых поручений от 27.11.2003 N 848 на сумму 213188 руб., от 08.12.2003 N 472 на сумму 150867 руб., от 10.12.2003 N 471 на сумму 36639,03 руб., от 10.12.2003 N 470 на сумму 2155,23 руб., от 10.12.2003 N 473 на сумму 134930,84 руб., от 18.12.2003 N 1 на сумму 29648,58 руб., а также списании денежных средств, обязать Инспекцию МНС РФ по г. Стерлитамаку возвратить сумму, незаконно списанную с расчетного счета ГУП "Стерлитамакский мебельный комбинат", в размере 525393,68 руб. по инкассовым поручениям от 27.11.2003 N 848, от 08.12.2003 N 472, от 10.12.2003 N 471, от 10.12.2003 N 470, от 10.12.2003 N 473, от 18.12.2003 N 1.
Решением от 17.03.2004 Арбитражного суда Республики Башкортостан заявление удовлетворено.
Суд признал незаконными действия Инспекции МНС РФ по г. Стерлитамаку, выразившиеся в выставлении инкассовых поручений от 27.11.2003 N 848 на сумму 213188 руб., от 08.12.2003 N 472 на сумму 150867 руб., от 10.12.2003 N 471 на сумму 36639,03 руб., от 10.12.2003 N 470 на сумму 2155,23 руб., от 10.12.2003 N 473 на сумму 134930,84 руб., а также снятии денежных средств в сумме 525393,68 руб. как несоответствующих законодательству.
Суд обязал Инспекцию МНС РФ по г. Стерлитамаку возвратить сумму, незаконно снятую с расчетного счета ГУП "Стерлитамакский мебельный комбинат", в размере 525393,68 руб. по инкассовым поручениям от 27.11.2003 N 848 на сумму 213188 руб., от 08.12.2003 N 472 на сумму 150867 руб., от 10.12.2003 N 471 на сумму 36639,03 руб., от 10.12.2003 N 470 на сумму 2155,23 руб., от 10.12.2003 N 473 на сумму 134930,84 руб.
Решение в апелляционной инстанции не пересматривалось.
Инспекция МНС РФ по г. Стерлитамаку просит в кассационной жалобе решение отменить, в удовлетворении заявления отказать, ссылаясь на нарушение судом п. 3 ст. 11, ст. 106 Федерального закона от 08.01.1998 N 6-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", ст. 45 НК РФ, ст. 198 АПК РФ. Налоговый орган считает, что он является кредитором по обязательствам заявителя, возникшим в ходе конкурсного производства, поэтому возникшие обязательства по налогам и пеням должны быть удовлетворены вне очереди и оснований для их возврата не имеется. Кроме того, налоговый орган ссылается на отсутствие у заявителя права на обращение в суд, т.к. он не указал каким образом нарушены его права.
Законность судебного акта проверена в порядке ст.ст. 274, 284, 286 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, Инспекцией МНС РФ по г. Стерлитамаку Государственному унитарному предприятию "Стерлитамакская мебельная фабрика" были предъявлены требования об уплате налогов от 23.10.2003 N 2225 и от 29.10.2003 N 2767 со сроком их уплаты до 10.11.2003.
Позднее налоговый орган выставил в Стерлитамакский филиал ОАО "Уралсиб", где был открыт расчетный счет заявителя, инкассовые поручения от 27.11.2003 N 848, от 08.12.2003 N 472, от 10.12.2003 NN 470, 471, 473, от 18.12.2003 N 1 на бесспорное списание и перечисление в бюджет денежных средств.
В результате 18.12.2003, 30.12.2003, 08.01.2004, 27.01.2004 по инкассовым поручениям, выставленным налоговым органом, с расчетного счета заявителя были списаны в безакцентном порядке денежные средства на общую сумму 525393,68 руб.
Вышеуказанные действия были осуществлены в период введения в отношении заявителя процедуры конкурсного производства, т.к. решением от 29.09.2003 Арбитражного суда Республики Башкортостан по делу N А-13654/РСА он был признан банкротом.
Сведения об открытии конкурсного производства в отношении заявителя были официально опубликованы в "Российской газете" 05.12.2003 с установлением срока предъявления требований кредиторов в два месяца с момента опубликования.
При этом письмом от 02.10.2003 N 411 налоговый орган был уведомлен о введении конкурсного производства в отношении заявителя и ему сообщалось, что требования кредиторов принимаются в течении двух месяцев с даты опубликования в официальных изданиях соответствующих сведений и определен порядок их удовлетворения.
В соответствии с п. 1 ст. 98 Федерального закона от 08.01.1998 N 6-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" с момента принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства все требования к должнику могут быть предъявлены только в рамках конкурсного производства.
Судом установлено, что имеется вступившее в законную силу решение от 29.09.2003 Арбитражного суда Свердловской области по делу N А-13654/РСА о признании ГУП "Стерлитамакский мебельный комбинат" банкротом и открытии в отношении него конкурсного производства.
При таких обстоятельствах предъявление налоговым органом требований о взыскании налоговых платежей вне рамок конкурсного производства исключается.
Таким образом, направление в банк инкассовых поручений и взыскание вышеуказанной суммы налоговых платежей в бесспорном порядке произведено незаконно, что, в свою очередь, является основанием для возврата данной суммы заявителю.
Доводы налогового органа подлежат отклонению как основанные на неправильном толковании норм материального права.
Что касается ссылки налогового органа на ст. 198 АПК РФ, то она также подлежит отклонению, поскольку данные инкассовые поручения и последствия от их исполнения повлияли на обязательства заявителя по формированию конкурсной массы и порядка удовлетворения требований кредиторов.
В связи с изложенным решение Арбитражного суда Республики Башкортостан является законным и отмене не подлежит. Оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 286, 287, 289 АПК РФ, суд постановил:
Решение от 17.03.2004 Арбитражного суда Республики Башкортостан по делу N А07-3134/04 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с п. 1 ст. 98 Федерального закона от 08.01.1998 N 6-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" с момента принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства все требования к должнику могут быть предъявлены только в рамках конкурсного производства."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 5 июля 2004 г. N Ф09-2604/04АК
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника