Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 27 ноября 2003 г. N Ф09-4032/03АК
Федеральный арбитражный суд Уральского округа по проверке в кассационной инстанции законности решений и постановлений арбитражных судов субъектов Российской Федерации, принятых ими в первой и апелляционной инстанциях, в составе: председательствующего, судей,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Инспекции МНС РФ по Орджоникидзевскому району г. Уфы на решение от 02.07.2003 и постановление апелляционной инстанции от 20.08.2003 Арбитражного суда Республики Башкортостан по делу N А07-7744/03.
В судебное заседание прибыли представители:
налогового органа - Мигранов С.Д., дов. от 24.11.03, Повлова Г.А.., дов. от 27.11.03;
налогоплательщика - Гимадрисланов И.Н., дов. от 01.11.02.
Права и обязанности разъяснены.
Отводов суду не заявлено.
Ходатайств не поступило.
ОАО "Уфанефтехим" обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением о признании незаконными действий Инспекции МНС РФ по Орджоникидзевскому району г. Уфы, выразившихся в направлении в банк инкассовых поручений на бесспорное списание налогов в сумме 343804096 руб. и признании незаконными действий по приостановлению операций по счетам.
Решением от 02.07.2003 требования удовлетворены.
Постановлением апелляционной инстанции от 20.08.2003 судебный акт оставлен без изменения.
Инспекция МНС РФ по Орджоникидзевскому району г. Уфы с судебными актами не согласна, просит их отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать, ссылаясь на отсутствие нарушений процедуры принудительного взыскания задолженности по налоговым платежам.
Законность судебных актов проверена в порядке ст.ст. 274, 284, 286 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, 30.11.2001 Управлением МНС РФ по Республике Башкортостан было предоставлено право на реструктуризацию задолженности ОАО "Уфанефтехим" по обязательным платежам в бюджет.
06.12.2001 Инспекция МНС РФ по Орджоникидзевскому району г. Уфы направила обществу требование N 2919-0 об уплате до 16.12.2001 года недоимки по налогам и пеням. В связи с неисполнением указанного требования в 2003 году Инспекция МНС РФ по Орджоникидзевскому району г. Уфы приняла решение N 0/320 без даты о взыскании за счет денежных средств налогоплательщика 448812902,62 руб. пеней и 26.05.2003 выставила на счет общества в обслуживающем банке инкассовые поручения на взыскание налогов на прибыль, на добавленную стоимость и прочих налоговых платежей на указанную сумму и приостановила операции по счетам в ОАО "Уралсиб" и Башкирском отделении Сбербанка РФ N 8598.
03.06.2003 руководителем Управления МНС РФ по Республике Башкортостан отменено как незаконное решение о предоставлении налогоплательщику права на реструктуризацию задолженности.
Посчитав действия налогового органа по принудительному взысканию задолженности по обязательным платежам и по приостановлению операций по счетам в банках незаконными, налогоплательщик обратился в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные требования, суд исходил из того, что решение о принудительном взыскании не имеет даты его вынесения, принято налоговым органом в отношении пеней, а в инкассовых распоряжениях, принятых во исполнение данного решения, указаны суммы налогов.
Так как ст. 76 НК РФ не предусмотрено приостановление операций по счетам в банке для обеспечения решения налогового органа о принудительном взыскании пеней, суд также признал незаконными действия налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика.
Кроме того, судом сделан вывод о пропуске налоговым органом, установленного ст. 46 НК РФ 60-дневного срока для принятия решения о принудительном взыскании налога.
Согласно ст. 46 НК РФ в случае неуплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется принудительно путем обращения взыскания на денежные средства налогоплательщика на счетах в банках.
Взыскание налога производится по решению налогового органа путем направления в банк, в котором открыты счета налогоплательщика, инкассового поручения на списание и перечисление в соответствующие бюджеты необходимых денежных средств со счетов налогоплательщика.
Решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного для исполнения обязанности по уплате налога, но не позднее 60 дней после истечения срока исполнения требования об плате налога. Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит.
Поскольку указанный срок налоговым органом пропущен, а уточненное требование, подлежащее направлению налогоплательщику в связи с изменением размера задолженности и срока исполнения требования об уплате налогов, в нарушение ст. 71 НК РФ не направлялось, действия налогового органа по принудительному взысканию налоговых сумм незаконными.
Кроме того, принятие решения о принудительном взыскании до отмены решения о реструктуризации задолженности по уплате налогов наряду с тем, что решение о принудительном взыскании принято в отношении пеней, а инкассовые поручения направлены на взыскание налогов, также свидетельствует о незаконности оспариваемых действий налогового органа.
Довод Инспекции МНС РФ по Орджоникидзевскому району г. Уфы о том, что реструктуризация задолженности налогоплательщика изменяет срок уплаты налогов, правомерно отклонен судом как противоречащий Налоговому кодексу РФ.
Ссылка самого налогового органа на отмену им же ошибочно принятого решения о реструктуризации задолженности свидетельствует об отсутствии юридических препятствий для своевременного осуществления необходимых для взыскания действий и о добросовестности налогоплательщика.
В соответствии со ст. 76 НК РФ приостановление операций по счетам в банке применяется для обеспечения исполнения решения о взыскании налога или сбора и одновременно с принятием такого решения.
Так как действия налогового органа по принудительному взысканию налоговых платежей признаны судом незаконными, приостановление операций по счетам в банках налогоплательщика, принятое в силу ст. 76 НК РФ для обеспечения решения о принудительном взыскании, также правомерно признано судом незаконным.
С учетом изложенного оснований для отмены судебных актов не имеется, кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст.ст. 286, 287, 289 АПК РФ, суд постановил:
Решение от 02.07.2003 и постановление апелляционной инстанции от 20.08.2003 Арбитражного суда РБ по делу N А07-7744/03 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного для исполнения обязанности по уплате налога, но не позднее 60 дней после истечения срока исполнения требования об плате налога. Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит.
Поскольку указанный срок налоговым органом пропущен, а уточненное требование, подлежащее направлению налогоплательщику в связи с изменением размера задолженности и срока исполнения требования об уплате налогов, в нарушение ст. 71 НК РФ не направлялось, действия налогового органа по принудительному взысканию налоговых сумм незаконными.
...
Довод Инспекции МНС РФ по Орджоникидзевскому району г. Уфы о том, что реструктуризация задолженности налогоплательщика изменяет срок уплаты налогов, правомерно отклонен судом как противоречащий Налоговому кодексу РФ.
...
В соответствии со ст. 76 НК РФ приостановление операций по счетам в банке применяется для обеспечения исполнения решения о взыскании налога или сбора и одновременно с принятием такого решения.
Так как действия налогового органа по принудительному взысканию налоговых платежей признаны судом незаконными, приостановление операций по счетам в банках налогоплательщика, принятое в силу ст. 76 НК РФ для обеспечения решения о принудительном взыскании, также правомерно признано судом незаконным."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 27 ноября 2003 г. N Ф09-4032/03АК
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника