Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 8 февраля 2010 г. N Ф09-185/10-С6 по делу N А71-8052/2009-А5
Дело N А71-8052/2009-А5
См. дополнительную информацию к настоящему постановлению
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего Мындря Д.И., судей Семеновой З.Г., Столярова А.А.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу федерального государственного учреждения "Земельная кадастровая палата" по Удмуртской Республике (далее - кадастровая палата) на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 28.08.2009 по делу N А71-8052/2009-А5 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.11.2009 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом путем направления в их адреса копий определения о принятии кассационной жалобы к производству заказным письмом с уведомлением, а также размещения данной информации на официальном сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
общества с ограниченной ответственностью "Пуск" (далее - общество "Пуск") - Варанкин Н.П., директор (решение от 05.01.2007 N 1);
кадастровой палаты - Давлятшина Н.С. (доверенность от 22.12.2009 N 01-24/18).
Общество "Пуск" обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением к кадастровой палате, администрации г. Глазова о признании незаконными действий по внесению в сентябре 2001 года изменений в сведения о земельном участке с кадастровым номером 18:28:00 0028:0002 и возложении обязанности аннулировать сведения из государственного кадастра недвижимости и восстановить прежние сведения об указанном земельном участке.
В порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации общество "Пуск" уточнило заявленные требования и просило признать незаконными действия по внесению в сентябре 2001 года изменений в сведения о земельном участке с кадастровым номером 18:28:00 0028:0002 относительно прохождения границы через точки 7-8 кадастрового плана земельного участка, вызванных изменений длин границы (поворотные точки 1-8) - с 35,60 м на 31,40 м, возложении обязанности аннулировать указанные сведения о названном земельной участке.
На основании ст. 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Удмуртской Республике, Управление по земельным ресурсам и землеустройству администрации г. Глазова, муниципальное унитарное предприятие "Город", индивидуальный предприниматель Фефилов Владимир Савватеевич, Управление Федеральной регистрационной службы по Удмуртской Республике.
Решением суда от 28.08.2009 (судья Симонов В.Н.) заявленные требования удовлетворены. Действия кадастровой палаты по внесению в сентябре 2001 года изменений в сведения о земельном участке с кадастровым номером 18:28:00 0028:0002 признаны незаконными. На кадастровую палату возложена обязанность в десятидневный срок со дня вступления решения суда в силу аннулировать указанные сведения из государственного кадастра недвижимости и восстановить прежние сведения о земельном участке с кадастровым номером 18:28:00 0028:0002.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.11.2009 (судьи Зеленина Т.Л., Гребенкина Н.А., Скромова Ю.В.) решение суда оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, кадастровая палата просит указанные судебные акты отменить и принять новый судебный акт, ссылаясь на неправильное применение судами п. 3 ст. 20 Федерального закона от 02.01.2000 N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре" (далее - Закон "О государственном земельном кадастре"), нарушение ч. 4 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам Заявитель полагает, что оснований для отказа в проведении государственного кадастрового учета не имелось, поскольку кадастровая палата не располагала сведениями о нахождении на спорном земельном участке объекта недвижимости. По мнению заявителя, в удовлетворении требований следовало отказать в связи с пропуском обществом "Пуск" срока на обжалование действий кадастровой палаты, предусмотренного ч. 4 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как установлено судами и следует из материалов дела, общество "Пуск" является собственником здания, расположенного по адресу: г. Глазов, ул. Кирова, 72.
Постановлением главы администрации г. Глазова от 28.12.1998 N 336/49 обществу "Пуск" в постоянное (бессрочное) пользование предоставлен земельный участок площадью 0,26 га с кадастровым номером 7782, расположенный по адресу: г. Глазов, ул. Кирова, 72, для размещения производственной базы. На основании указанного постановления выдано свидетельство от 29.12.1998.
Также названным постановлением в аренду Мамедову Ф.Г. предоставлен земельный участок площадью 0,027 га с кадастровым номером 10986 для размещения торгового павильона, по адресу: г. Глазов, ул. Кирова, 72а.
Общество "Пуск" 30.08.2001 обратилось в отдел архитектуры и градостроительства администрации г. Глазова с заявлением об уточнении границ земельного участка по ул. Кирова, 72, для оформления права собственности.
Отделом архитектуры и градостроительства администрации г. Глазова 12.09.2001 изготовлен план земельного участка 7782 (кадастровый номер 18:28:000028:0002) с указанием площади земельного участка - 0,2494 га и координат его границ.
Постановлением главы администрации г. Глазова от 21.09.2001 N 335/13 в связи с обмером в натуре и уточнением общей площади земельного участка внесены изменения в постановление от 28.12.1998 N 336/49, общая площадь земельного участка по ул. Кирова, 72 г. Глазова, предоставленного для размещения мини-рынка обществу "Пуск", утверждена равной 0,25 га, свидетельство на право пользования землей от 28.12.1998 признано утратившим силу.
Общество "Пуск" 24.09.2001 обратилось в кадастровую палату с заявлением о проведении государственного кадастрового учета существующего земельного участка.
В государственный реестр земель 24.09.2001 были внесены сведения о земельном участке с кадастровым номером 18:28:000028:0002 (предыдущий регистрационный номер 7782), расположенном по адресу г. Глазов, ул. Кирова, 72, площадью 2494 кв. м на основании плана границ этого земельного участка, в котором указаны поворотные точки.
Общество "Пуск", ссылаясь на то, что согласно заключению землеустроительной экспертизы от 13.03.2009, проведенной по делу N А71-3120/2008, за пределами границ земельного участка с кадастровым номером 18:28:000028:0002 находится часть здания, принадлежащего обществу "Пуск", и полагая, что сведения о земельном участке с кадастровым номером 18:28:000028:0002 были внесены кадастровой палатой с нарушением требований закона, обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суды первой и апелляционной инстанций исходили из следующего.
В силу ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономический деятельности.
Согласно абз. 3 ст. 1 Федерального закона от 02.01.2000 N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре", действовавшего на момент совершения оспариваемых действий (далее - Закон "О государственном земельном кадастре"), государственный кадастровый учет земельных участков - описание и индивидуализация в Едином государственном реестре земель земельных участков, в результате чего каждый земельный участок получает такие характеристики, которые позволяют однозначно выделить его из других земельных участков и осуществить его качественную и экономическую оценки.
Для проведения государственного кадастрового учета земельных участков органы государственной власти, органы местного самоуправления, заинтересованные правообладатели земельных участков или уполномоченные правообладателями земельных участков лица подают в органы, осуществляющие деятельность по ведению государственного земельного кадастра, заявки, правоустанавливающие документы на земельные участки и документы о межевании земельных участков (п. 2 ст. 19 Закон "О государственном земельном кадастре").
В силу п. 61 ст. 19 названного Закона проведение государственного кадастрового учета земельных участков включает в себя проверку представленных заявителями документов, составление описаний земельных участков в Едином государственном реестре земель, присвоение кадастровых номеров земельным участкам, изготовление кадастровых карт (планов) земельных участков и формирование кадастровых дел.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду пункт 6 статьи 19 указанного Федерального закона
На основании п. 3 ст. 20 Закона "О государственном земельном кадастре" в проведении государственного кадастрового учета земельных участков должно быть отказано в случае, если документы, представленные в органы, осуществляющие деятельность по ведению государственного земельного кадастра, для проведения государственного кадастрового учета земельных участков, по форме или содержанию не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации.
Исходя из п. 4 Положения "О порядке установления границ землепользовании в застройке городов и других поселений", утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 02.02.1996 N 105, действовавшего на момент совершения оспариваемых действий, в границы земельного участка включаются все объекты, входящие в состав недвижимого имущества, подъезды и проходы к ним, а также обеспечивается доступ ко всем объектам социальной инженерно - транспортной инфраструктуры.
Судами установлено, что для проведения в 2001 году государственного кадастрового учета спорного земельного участка был представлен план земельного участка с регистрационным номером 7782 от 12.09.2001 с указанием площади земельного участка - 0,2494 га и координат его границ.
Согласно заключению землеустроительной экспертизы от 13.03.2009 проведенной по делу N А71-3120/2008 при рассмотрении спора по заявлению общества "Пуск" к администрации г. Глазова, предприятию "Город", кадастровой палате, предпринимателю Фефилову B.C. о признании незаконными описания земельного участка с кадастровым номером 18:28:000028:0008, расположенного по адресу: г. Глазов, ул. Кирова, 72а, постановки его на кадастровый учет с новыми характеристиками и об аннулировании новых характеристик этого участка, по результатам полевых измерений граница земельного участка в соответствии с планом земельного участка с регистрационным номером 7782 от 12.09.2001 "режет" стену находящегося на нем здания литера А на 30 см.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 21.08.2009 по делу N А71-8511/2009 план земельного участка с регистрационным номером 7782 от 12.09.2001 признан недействительным.
Принимая во внимание, что на основании плана земельного участка с регистрационным номером 7782 от 12.09.2001 здание, принадлежащее обществу "Пуск", не полностью вошло в границы земельного участка с кадастровым номером 18:28:000028:0002, суды первой и апелляционной инстанций пришли к правильному выводу о том, что названный план не соответствовал требованиям действующего законодательства, осуществление кадастрового учета земельного участка нарушает права и законные интересы заявителя, в связи с чем в его проведении следовали отказать.
С учетом изложенного, суды правомерно удовлетворили заявленные требования.
Ссылки заявителя кассационной жалобы на пропуск обществом "Пуск" срока, установленного ч. 4 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, как на основание для отказа в удовлетворении заявленных требований, рассмотрены и отклонены апелляционным судом. Суд апелляционной инстанции, установив, с учетом обстоятельств дела, наличие уважительных причир пропуска указанного срока, пришел к выводу о наличии оснований для его восстановления.
Иные доводы, изложенные в кассационной жалобе, по существу направлены на переоценку доказательств и установленных судами на их основе обстоятельств дела, полномочий для которой у суда кассационной инстанции в силу ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся основаниями для отмены судебных актов (ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты следует оставить в силе, кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Поскольку при принятии кассационной жалобы к производству заявителю была предоставлена отсрочка уплаты государственной пошлины, в соответствии со ст. 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации с кадастровой палаты в доход федерального бюджета подлежит взысканию 1000 руб. государственной пошлины по кассационной жалобе.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 28.08.2009 по делу N А71-8052/2009-А5 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.11.2009 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу федерального государственного учреждения "Земельная кадастровая палата" по Удмуртской Республике - без удовлетворения.
Взыскать с федерального государственного учреждения "Земельная кадастровая палата" по Удмуртской Республике в доход федерального бюджета 1000 руб. государственной пошлины по кассационной жалобе.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу п. 61 ст. 19 названного Закона проведение государственного кадастрового учета земельных участков включает в себя проверку представленных заявителями документов, составление описаний земельных участков в Едином государственном реестре земель, присвоение кадастровых номеров земельным участкам, изготовление кадастровых карт (планов) земельных участков и формирование кадастровых дел.
На основании п. 3 ст. 20 Закона "О государственном земельном кадастре" в проведении государственного кадастрового учета земельных участков должно быть отказано в случае, если документы, представленные в органы, осуществляющие деятельность по ведению государственного земельного кадастра, для проведения государственного кадастрового учета земельных участков, по форме или содержанию не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации.
Исходя из п. 4 Положения "О порядке установления границ землепользовании в застройке городов и других поселений", утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 02.02.1996 N 105, действовавшего на момент совершения оспариваемых действий, в границы земельного участка включаются все объекты, входящие в состав недвижимого имущества, подъезды и проходы к ним, а также обеспечивается доступ ко всем объектам социальной инженерно - транспортной инфраструктуры."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 8 февраля 2010 г. N Ф09-185/10-С6 по делу N А71-8052/2009-А5
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника