Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 16 ноября 2004 г. N Ф09-3783/04ГК
Федеральный арбитражный суд Уральского округа по проверке в кассационной инстанции законности судебных актов арбитражных судов Российской Федерации, принятых ими в первой и апелляционной инстанциях, в составе председательствующего, судей,
рассмотрел в судебном заседании кассационные жалобы Правительства Свердловской области и Учреждения юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Свердловской области на постановление апелляционной инстанции от 24.08.2004 Арбитражного суда Свердловской области по делу N А60-10688/04 по иску Администрации г. Екатеринбурга к Учреждению юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Свердловской области, Правительству Свердловской области, третье лицо: ООО "Спортивный комплекс "Уктус" о признании незаконной государственной регистрации прав собственности на земельный участок.
В судебном заседании присутствовали представители:
Администрации г. Екатеринбурга - Косенко С.М. по доверенности N 01-19-1920 от 13.09.2004;
Правительства Свердловской области - Севастьянова М.А. по доверенности N 0185-15 от 01.06.2004; Учреждения юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Свердловской области - Ходалева Е.Д. по доверенности N 01-40/140 от 13.02.2004.
Третье лицо о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом, явку своих представителей не обеспечило.
Процессуальные права и обязанности разъяснены, отводов составу суда и ходатайств не заявлено.
Администрация г. Екатеринбурга обратилась в Арбитражный суд Свердловской области с иском о признании незаконной государственной регистрации права собственности Свердловской области на земельный участок площадью 4490000 кв.м (земли Уктусского лесопарка), кадастровый номер 66:41:0000000:0030.
Решением от 16.06.2004 в иске отказано.
Постановлением апелляционной инстанции от 24.08.2004 решение отменено. Государственная регистрация права собственности Свердловской области на земельный участок площадью 4490000 кв.м (земли Уктусского лесопарка), кадастровый номер 66:41:0000000:0030, признана незаконной.
Заявители кассационных жалоб с постановлением апелляционной инстанции не согласны, просят его отменить, оставить в силе решение, ссылаясь на неправильное применение судом ст. 18 Земельного Кодекса РФ, ст. 2 ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях", ст. 6 ФЗ "О разграничении государственной собственности на землю".
Проверив законность судебных актов в порядке ст.ст. 274, 284, 286 АПК РФ, суд кассационной инстанции пришел к следующим выводам.
Как усматривается из материалов дела, на основании Постановления Правительства Свердловской области N 41-ПП от 17.01.2001, Учреждение юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Свердловской области 30.09.2003 выдало свидетельство о государственной регистрации права собственности Свердловской области на земельный участок (категория: земли поселений, целевое использование: земли под лесопарками, площадь 4490000 кв.м, кадастровый номер 66:41:0000000:0030), расположенный в кварталах 102-107 Уктусского лесничества в г. Екатеринбурге.
Полагая, что данная регистрация нарушает интересы муниципального образования "г. Екатеринбург", а также права на участие в процедуре разграничения государственной собственности на спорный земельный участок, истец обратился в суд с настоящим иском.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции, сделал вывод о том, что права и интересы истца не нарушены, поскольку спорный земельный участок не отнесен к особо охраняемым природным территориям федерального значения. В силу ст.ст. 7, 8 Закона Свердловской области "Об особо охраняемых природных территориях, расположенных в Свердловской области" этот участок не может являться соответствующей территорией местного значения. Кроме того, включение земельного участка в состав земель особо охраняемых природных территорий регионального значения является основанием возникновения права собственности субъекта Российской Федерации на данный земельный участок (п. 1 ст. 4 ФЗ "О разграничении государственной собственности на землю").
Отменяя решение суда первой инстанции, и удовлетворяя исковые требования, суд апелляционной инстанции исходил из того, что Постановление Правительства Свердловской области N 41-ПП от 17.01.2001 не может быть признано основанием возникновения права собственности на спорный земельный участок, поскольку ст. 18 Земельного Кодекса РФ предусматривает, что в собственности субъектов Российской Федерации находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами, а не иным правовым актом. Доказательств соблюдения порядка разграничения государственной собственности на землю, установленного ст. 6 ФЗ "О разграничении государственной собственности на землю", при отнесении спорного земельного участка к собственности субъекта Российской Федерации, ответчики не представили. Кроме того, согласно кадастровому плану спорный земельный участок относится к категории земель поселений.
Суд кассационной инстанции полагает, что выводы суда апелляционной инстанции являются ошибочными.
Согласно п. 6 ст. 2 Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях" особо охраняемые природные территории могут иметь федеральное, региональное или местное значение. При этом в силу п. 7 ст. 2 того же закона особо охраняемые природные территории федерального и регионального значения определяются соответственно Правительством Российской Федерации и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Особо охраняемые природные территории местного значения определяются в порядке, установленном законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Таким образом, Правительство Свердловской области правомерно, в соответствии с пунктами 3, 5 ст. 11 Закона Свердловской области "Об особо охраняемых природных территориях, расположенных в Свердловской области", издало Постановление N 41-ПП от 17.01.2001 "Об утверждении перечней особо охраняемых природных территорий, расположенных в Свердловской области". Этим постановлением зона отдыха населения Уктусский лесопарк, расположенная в границах муниципального образования г. Екатеринбург, отнесена к категории особо охраняемых природных территорий регионального значения.
В соответствии с пунктом 2 ст. 18 Земельного кодекса Российской Федерации в собственности субъектов Российской Федерации могут находиться не предоставленные в частную собственность земельные участки, отнесенные к землям особо охраняемых природных территорий регионального значения, землям лесного фонда, находящимся в собственности субъектов Российской Федерации в соответствии с федеральными законами. Таким федеральным законом является нормы пунктов 6, 7 ст. 2 Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях" N 33-ФЗ от 15.02.1995, согласно которым особо охраняемые природные территории регионального значения являются собственностью субъекта Российской Федерации, определившего их в качестве таковых.
Включение в установленном порядке земельных участков в состав земель особо охраняемых природных территорий регионального значения, согласно ст. 4 Федерального закона "О разграничении государственной собственности на землю" является безусловным основанием внесения таких участков в перечень земельных участков, на которые у субъектов Российской Федерации возникает право собственности. При этом в силу пункта 1 "б" приложения N 2 к "Правилам подготовки и согласования перечней земельных участков, на которые у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает право собственности", утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации N 140 от 04.03.2002, свидетельство о праве собственности субъекта Российской Федерации на земельный участок особо охраняемой природной территории регионального значения является документом, подтверждающим обоснованность внесения данного земельного участка в соответствующий перечень. По смыслу норм Федерального закона "О разграничении государственной собственности на землю" до составления и утверждения соответствующих перечней не запрещается регистрация прав собственности на земельный участок, возникших в силу предписаний федеральных законов.
То обстоятельство, что в свидетельстве о праве собственности на земельный участок особо охраняемой природной территории содержится запись о целевом использовании "земли под лесопарками" с одновременным указанием категории "земли поселений", само по себе не является нарушением положений ст. 54 Закона Свердловской области "Об особо охраняемых природных территориях, расположенных в Свердловской области", согласно которой статус лесопарка определен как "часть лесов государственного лесного фонда, входящая в 1 группу лесов". В силу пункта 2 ст. 7 названного областного закона и пункта 2 ст. 2 Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях" орган исполнительной власти данного субъекта Российской Федерации вправе устанавливать, помимо лесопарков, иные категории особо охраняемых природных территорий, в том числе территории, на которых находятся зеленые зоны, городские леса, городские парки. Материалами дела (данными кадастрового плана земельного участка от 10.09.2003) подтверждается, что зона отдыха населения "Уктусский лесопарк" соответствует признакам таких территорий.
В силу изложенного регистрация права собственности Свердловской области на спорный земельный участок является законной.
Поскольку выводы суда апелляционной инстанции основаны на неправильном толковании норм права, противоречит фактическим обстоятельствам дела, постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда Свердловской области подлежит отмене, решение по настоящему делу следует оставить в силе.
Руководствуясь ст.ст. 286, 287-289 АПК РФ, суд постановил:
Постановление апелляционной инстанции от 24.08.2004 Арбитражного суда Свердловской области по делу N А60-10688/04 отменить, решение от 16.06.2004 оставить в силе.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"То обстоятельство, что в свидетельстве о праве собственности на земельный участок особо охраняемой природной территории содержится запись о целевом использовании "земли под лесопарками" с одновременным указанием категории "земли поселений", само по себе не является нарушением положений ст. 54 Закона Свердловской области "Об особо охраняемых природных территориях, расположенных в Свердловской области", согласно которой статус лесопарка определен как "часть лесов государственного лесного фонда, входящая в 1 группу лесов". В силу пункта 2 ст. 7 названного областного закона и пункта 2 ст. 2 Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях" орган исполнительной власти данного субъекта Российской Федерации вправе устанавливать, помимо лесопарков, иные категории особо охраняемых природных территорий, в том числе территории, на которых находятся зеленые зоны, городские леса, городские парки. Материалами дела (данными кадастрового плана земельного участка от 10.09.2003) подтверждается, что зона отдыха населения "Уктусский лесопарк" соответствует признакам таких территорий."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 16 ноября 2004 г. N Ф09-3783/04ГК
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника