Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 30 ноября 2004 г. N Ф09-4770/04АК
Федеральный арбитражный суд Уральского округа по проверке в кассационной инстанции законности решений и постановлений арбитражных судов субъектов Российской Федерации, принятых ими в первой и апелляционной инстанциях, в составе: председательствующего, судей,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции МНС РФ по крупнейшим налогоплательщикам N 1 по Челябинской области на решение от 30.06.2004 г. и постановление апелляционной инстанции от 17.08.2004 г. Арбитражного суда Челябинской области по делу N А76-8691/2004 по заявлению ОАО "ЧМК" (ранее - ОАО "Мечел") о признании частично недействительным требования налогового органа.
В судебном заседании приняли участие представители: от заявителя: Гаврилова С.В. - юрисконсульт по дов. от 26.02.2004 г. N 50-16-362; от заинтересованного лица: Сусенко М.П. по дов. от 18.10.2004 г. N 03-07/9651; Вергилес А.В. по дов. от 11.11.2004 г. N 03-07/10527.
Права и обязанности разъяснены.
Отводов составу суда не заявлено.
Ходатайств не поступило.
ОАО "ЧМК" обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к МРИ МНС РФ по крупнейшим налогоплательщикам N 1 по Челябинской области о признании незаконными пунктов 3 и 4 требования налогового органа от 29.04.2004 г. N 255.
Решением суда от 30.06.2004 г. заявленные требования удовлетворены полностью. Пункты 3 и 4 требования N 255 об уплате налога на добавленную стоимость признаны недействительными.
Постановлением апелляционной инстанции от 17.08.2004 г. решение суда оставлено без изменения.
Межрайонная инспекция МНС РФ по крупнейшим налогоплательщикам N 1 по Челябинской области с судебными актами не согласна, просит их отменить, ссылаясь на неправильное применение судами п. 4 ст. 176 НК РФ.
Проверив законность судебных актов в порядке ст.ст. 274, 284, 286 АПК РФ, суд кассационной инстанции пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, поводом для обращения в суд послужило выставление налоговой инспекцией требования N 255 об уплате налога по состоянию на 29.04.2004 г., из пунктов 3, 4 которого следует, что ОАО "ЧМК" обязано уплатить НДС на товары, производимые на территории РФ за сентябрь 2003 г. и март 2004 г. в сумме 9163256 руб. и 78310608 руб., соответственно.
Удовлетворяя заявленные требования и признавая недействительным требование об уплате налога, суд исходил из нарушения налоговым органом ст.ст. 69, 70 НК РФ при его выставлении.
Вывод суда является правильным, соответствует действующему законодательству и основан на материалах дела.
Согласно ст. 69 НК РФ требованием об уплате налога признается направленное налогоплательщику письменное извещение о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога и соответствующие пени.
Требование направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки не позднее трех месяцев после наступления срока уплаты налога или в десятидневный срок с даты вынесения налоговым органом решения по результатам налоговой проверки (ст. 70 НК РФ).
Уплата налога по операциям признаваемым объектом налогообложения производится по итогам каждого налогового периода не позднее 20-го числа месяца следующего за истекшим налоговым периодом (ст. 174 НК РФ).
Из материалов дела видно и судом установлено, что в пунктах 3 и 4 оспариваемого требования указана взыскиваемая недоимка за сентябрь 2003 г. (срок уплаты налога 20.10.2003 г.) и за март 2004 г. (срок уплаты 20.04.2004 г.) соответственно. В качестве основания для взимания налогов указывается на наличие объекта налогообложения согласно представленным налоговым декларациям (представлены 20.04.2004 г.) и наличие налогооблагаемой базы по лицевым счетам налогоплательщика по состоянию на 29.04.2004 г. Таким образом, требование налоговой инспекцией выставлено не по итогам налоговой проверки и не по итогам налогового периода.
Кроме того, в нарушение положений п. 4 ст. 69 НК РФ требование не содержит основания взыскания суммы недоимки и ее расчет, что не позволяет проверить обоснованность требований налогового органа. Поэтому оспариваемое требование об уплате налога в части пунктов 3 и 4 правомерно признано судами недействительным.
Доводы налогового органа о том, что обществом неправомерно занижены суммы НДС подлежащие уплате в бюджет, в связи с применением нулевой ставки, судом кассационной инстанции отклоняются, поскольку направлены на оценку правильности указанных в налоговых декларациях вычетов НДС, что, по сути, не относится к рассматриваемому спору.
В связи с изложенным, руководствуясь ст.ст. 286, 287, 289 АПК РФ, суд постановил:
Решение от 30.06.2004 г. и постановление апелляционной инстанции от 17.08.2004 г. Арбитражного суда Челябинской области по делу N А76-8691/2004 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 30 ноября 2004 г. N Ф09-4770/04АК
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника