Постановление Главы города Нижний Тагил Свердловской области
от 11 марта 1998 г. N 125
"Об утверждении Программы сохранения и развития культуры
города Нижний Тагил на период 1998-2000 гг."
На протяжении почти трех веков формировалась и развивалась самобытная тагильская культура, достижения которой известны далеко за пределами Нижнего Тагила. Во многих сферах культуры тагильчане достигли и продолжают достигать больших успехов и они по праву гордятся этим. Не одно поколение горожан сформировалось под влиянием этой культуры, ее лучших традиций. За этим стоит талант и творческая самоотверженность работников и деятелей культуры нашего города.
Несмотря на тяжелое экономическое и финансовое положение в городе необходимо сохранять и приумножать его культурное богатство. Культура не может существовать не развиваясь, нельзя допускать застоя в культурных процессах.
Учитывая важнейшую роль культуры в жизни города, необходимость противостоять разрушительным процессам в этой сфере его жизнедеятельности и основываясь на статье 45 Основ законодательства РФ о культуре, статьей 19 Областного Закона "О культурной деятельности на территории Свердловской области" и Постановлении Правительства Свердловской области от 21.06.96. N 498-п "Об утверждении областной программы "Сохранение и развитие культуры и искусства Свердловской области (1997-2001 годы) и Плана мероприятий по реализации областной программы на 1997 год" постановляю:
По-видимому, законодатель имеет в виду Постановление Правительства Свердловской области от 21.06.96. N 498-п "О порядке разработки, утверждения и реализации целевых программ развития Свердловской области" и Постановление Правительства Свердловской области от 3 октября 1996 г. N 878-п "Об утверждении областной программы "Сохранение и развитие культуры и искусства Свердловской области (1997-2001 годы) и Плана мероприятий по реализации областной программы "Сохранение и развитие культуры и искусства Свердловской области (1997-2001 годы) на 1997 год"
1. Утвердить Программу сохранения и развития культуры в городе Нижний Тагил на 1998-2000 гг. (приложение 1).
2. Утвердить План реализации мероприятий Программы сохранения и развития культуры в городе Нижний Тагил (1998-2000 гг.) на 1998 год (приложение 2).
3. Комитету по экономике администрации города (Крутихин В.Л.) включить Программу в перечень муниципальных программ развития города на 1998 финансовый год.
4. Вынести Программу сохранения и развития культуры в городе Нижний Тагил на 1998-2000 годы на рассмотрение в городскую Думу.
5. Контроль за выполнением данного постановления возложить на первого заместителя Главы города Погудина В.В.
Срок контроля - январь 2001 года.
Срок промежуточного контроля - январь 1999 года, январь 2000 года.
Глава города Нижний Тагил |
Н.Н. Диденко |
Решением Нижнетагильской городской Думы от 23 июня 1998 г. N 144 утверждена городская целевая комплексная Программа "Сохранение и развитие культуры города Нижний Тагил (1998-2000 г.г.)"
Администрация города Нижний Тагил
Управление культуры
Городская целевая комплексная программа
"Сохранение и развитие культуры города Нижний Тагил
(1998-2000 г.г.)"
г. Нижний Тагил
1997 год
Паспорт городской программы
Наименование программы Городская программа "Сохранение и развитие
культуры города Нижний Тагил
(1998-2000 годы)"
Основание для разработки Постановление Правительства Свердловской
программы области от 21.06.96 г. N 498-п
Муниципальный заказчик Управление культуры г. Н.Тагил, учреждения
культуры города
Основной разработчик Управление культуры администрации города
программы Нижний Тагил
Цель программы Сохранение и развитие культуры города как
сложившегося в течение многих поколений
комплекса материальных и духовных
ценностей, учреждений культуры для более
полного удовлетворения культурных
потребностей тагильчан
Задачи программы - обеспечение кадровой политики в области
культуры и социальной защиты работников
культуры;
- создание системы современного библиотечного
обслуживания населения с учетом запросов
всех его слоев;
- поддержка и развитие музейного дела в
городе, охрана и использование памятников
истории и культур Нижнего Тагила в
интересах тагильчан, обеспечение свободного
доступа граждан к культурно-историческим
ценностям;
- обеспечение развития профессионального
художественного творчества;
- сохранение и развитие народного творчества,
тагильских промыслов и ремесел;
Сроки реализации 1998-2000 годы.
Структура программы - раздел "Кадровое обеспечение и социальная
защита работников и деятелей культуры"
- раздел "Совершенствование библиотечного
дела"
- раздел "Совершенствование деятельности
музеев, историко-культурных территорий
и объектов"
- раздел "Развитие профессиональной
культурной деятельности"
- раздел "Поддержка народного художественного
творчества. Возрождение и развитие народных
художественных промыслов и ремесел.
Развитие культурно-досуговой деятельности"
Ожидаемые результаты Реализация программы позволит не только
реализации программы сохранить самобытную тагильскую культуру,
но и создать задел для ее развития в ХХI
веке
Объемы и источники финан- 1998 г. 1999 г. 2000 г.
сирования программы Ф. 3344,5 2892,5 6830
(в млн.рублей) Обл ------ 70 ------
Гор. 40555,2 51112,2 63557,2
Районы 500 500 1500
Предпр. 4276 4276 4278
Всего: 48675,7 58850,7 76165,2
-------------------------------------
ИТОГО: 183691,6 млн.рублей
Организация контроля за Контроль за исполнением программы
исполнением Программы осуществляют Первый заместитель Главы
города, курирующий социальную сферу;
управление культуры городской администрации
Периодичность контроля Координационные совещания у первого
заместителя Главы города - не менее 2-х раз
в год; совещания в управлении культуры -
не менее 1 раза в квартал
Основание для разработки Программы
Нормативно-правовое обеспечение для разработки и реализации Программы содержится в следующих документах:
1. Федеральные документы.
1.1. Конституция Российской Федерации.
1.2. Гражданский Кодекс Российской Федерации.
1.3. Основы законодательства РФ о культуре.
1.4. Федеральный Закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
1.5. Закон РСФСР"Об охране и использовании памятников истории и культуры".
1.6. Федеральный Закон "О некоммерческих организациях".
1.7. Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Свердловской области".
1.8. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Свердловской области о разграничении полномочий в сфере управления объектами исторического и культурного наследия, находящимися в государственной собственности.
1.9. Федеральная (Президентская) целевая программа "Развитие и сохранение культуры и искусства в Российской Федерации (1997-1999 годы)".
2. Областные документы:
2.1. Устав Свердловской области.
2.2. Областной Закон "О местном самоуправлении в Свердловской области".
2.3. Областной Закон "Об объектах культурного достояния Свердловской области".
2.4. Областной Закон "О культурной деятельности в Свердловской области".
2.5. Областная программа "Сохранение и развитие культуры и искусства Свердловской области (1997-2001 годы)".
3. Городские документы:
3.1. Устав города Нижний Тагил.
3.2. Постановления Главы города и решения городской Думы по культурной сфере.
Анализ актуальности и исходного состояния проблемы.
Радикальные преобразования в обществе невозможны без опоры на культуру. При этом культура рассматривается не только как один из институтов общественного сознания, но и как целостная система духовных ценностей, влияющих на все сферы общественной жизни, ибо именно культура берет на себя задачу сохранения духовных, нравственных ориентиров народа.
В связи с децентрализацией системы управления культурой центр тяжести в развитии культуры переносится на региональный уровень. Это позволяет лучше учитывать социально-экономические особенности развития города, интересов и запросов различных категорий населения.
Индустриальный Нижний Тагил имеет сегодня многое, чтобы стать крупным культурным центром. Таков вывод института экономики УО РАН.
Это глубокие культурно-исторические традиции, высокопрофессиональные кадры творческих работников, достаточно развитая материальная база культуры, понимание основной массой тагильчан роли культуры в обществе.
Это определяет особое состояние культуры в Нижнем Тагиле. Если в большинстве регионов страны культурная сфера переживает системный кризис, связанный с ослаблением интереса к традиционным формам и видам культурной деятельности; отсутствуют защитные механизмы культуры со стороны государства; работники культуры заняли самую низкую ступень по социальному обеспечению среди бюджетной сферы и т.д., что приводит к свертыванию культурной сферы, то в Нижнем Тагиле культурная деятельность чрезвычайно развилась в последние годы, достигла значительных результатов и пользуется все возрастающим спросом населения. В городе сохранены практически все учреждения культуры и, кроме того, создан муниципальный духовой оркестр, открыты молодежный театр и муниципальная филармония, переведены на частичную дотацию кинотеатры, преобразованные в киновидеодосуговые центры, введены надбавки к фонду заработной платы для поддержания жизненного уровня работников культурной сферы, проведен капитальный ремонт драмтеатра и других учреждений культуры.
Однако, в последние годы в связи с кризисом в экономике и бюджетной сфере замедлились положительные тенденции в развитии культуры. Два года в городе практически не проводится подписка, не обновляются библиотечные фонды, возникла необходимость в техническом перевооружении и капитальном ремонте многих учреждений культуры.
Кроме того, необходимо активизировать поиски новых форм удовлетворения культурных потребностей тагильчан и совершенствования старых. По некоторым учреждениям культуры встает проблема омолаживания кадров (в музыкальном училище и драмтеатре удельный вес творческих работников в возрасте с 46 до 55 лет достиг 70%), обостряются проблемы социальной поддержки большей части творческих работников.
Отсюда вытекает необходимость принятия городской Программы сохранения и развития культуры в Нижнем Тагиле до 2000 года.
Цели и задачи Программы
Целью данной городской Программы является создание системы условий и гарантий для сохранения, приумножения и развития самобытной и разнообразной тагильской культуры, обеспечение реализации законных прав и свобод личности, социальных групп, этнических общностей города в сфере культуры.
Для реализации этой цели необходимо решить следующие задачи:
- обеспечить постоянный процесс подготовки и переподготовки кадров для сферы культуры и искусства, обеспечить социальную защиту работников культуры и искусства;
- создать в городе систему современного библиотечного обслуживания всего населения с учетом запросов всех его слоев;
- поддержать и развивать в городе музейное дело, содержать в должном виде памятники истории и культуры, охранно-исторические зоны, обеспечить свободный доступ граждан к культурно-историческим ценностям;
- обеспечить условия для развития профессионального художественного творчества (музыкальное творчество, художественно-изобразительное творчество, театральное искусство);
- обеспечить сохранение, возрождение и поддержку народного творчества, традиционных и самобытных уральских промыслов и ремесел; поддерживать и развивать отвечающую высокому качеству культурно-досуговую деятельность, в т.ч. киновидеобслуживание.
На основании ст. 20 Областного Закона "О культурной деятельности в Свердловской области" управление культуры считает необходимым создание фонда поддержки и развития культуры как для дополнительного финансирования мероприятий данной Программы, так и для поддержки и развития организаций культуры города.
В связи с изложенными задачами, Программа состоит из разделов (направлений-программ), реализуемых с учетом специфики отдельных сфер культуры в целях достижения общего социального эффекта Программы в целом. Перечень разделов (направлений-программ) указан выше.
Сроки, этапы и механизм реализации Программы
Реализация Программы рассчитана на 3 года: 1998-2000 годы.
Этапы Программы:
1 этап - 1998 г.
2 этап - 1999 г.
3 этап - 2000 г.
Планы реализации Программы формируются ежегодно и представляются в 3 квартале года на утверждение коллегии при Главе города или первого зам. Главы города, курирующего социальные вопросы.
Программа реализуется управлением культуры городской администрации, службами администрации города, организациями и учреждениями культуры независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности, расположенными на территории города.
Схема реализации: заявка на реализацию тех или иных мероприятий (включая заявку на СТЗ), экспертиза и оценка, финансирование, контроль за выполнением, анализ эффективности.
Общее руководство и координацию по реализации Программы сохранения и развития культуры города Нижний Тагил (1998-2000 годы) осуществляет управление культуры администрации города.
Управление культуры вправе в рамках Программы корректировать план реализации, исходя из конкретной экономической, финансовой и социальной ситуации в городе.
Финансовое обеспечение Программы
Программа финансируется из городского,районных, областного и федерального бюджетов, собственных доходов организаций и учреждений культуры и искусства, спонсорских средств, средств внебюджетных фондов.
Финансирование Программы из городского бюджета производится из расчета 6% средств, выделяемых на культуру в бюджете, а также за счет дополнительного финансирования из городского бюджета. Источниками финансирования Программы являются федеральный, областной, городской, районные бюджеты, а также, средства предприятий города. Источники и объемы финансирования 5 разделов Программы по годам представлены в таблице:
Таблица
финансового обеспечения Программы по годам
(в миллионах рублей)
на 1998 год
N раздела | 6% норматив |
городской бюджет |
бюджет районов |
средства предприя- тий |
Областной бюджет |
федераль- ный бюджет |
итого |
1 раздел | 1461,2 | 1509,2 | 1509,2 | ||||
2 раздел | 3175 | 3175 | 112 | 3287 | |||
3 раздел | 29401 | 29401 | 4276 | 3232,5 | 36909,5 | ||
4 раздел | 3490 | 3490 | 500 | 3990 | |||
5 раздел | 2980 | 2980 | 2980 | ||||
Всего: | 40507,2 | 40555,2 | 500 | 4276 | 3344,5 | 48675,7 |
на 1999 год
N раздела | 6% норматив |
городской бюджет |
бюджет районов |
средства предприя- тий |
Областной бюджет |
федераль- ный бюджет |
итого |
1 раздел | 1461,2 | 1558,2 | 1558,2 | ||||
2 раздел | 2808 | 2808 | 110 | 2918 | |||
3 раздел | 38746 | 38746 | 4276 | 2782,5 | 45804,5 | ||
4 раздел | 4020 | 4020 | 500 | 70 | 4590 | ||
5 раздел | 3980 | 3980 | 3980 | ||||
всего: | 51015,2 | 51112,2 | 500 | 4276 | 70 | 2892,5 | 58850,7 |
на 2000 год
N раздела | 6% норматив |
городской бюджет |
бюджет районов |
средства предприя- тий |
Областной бюджет |
федераль- ный бюджет |
итого |
1 раздел | 1461,2 | 1655,2 | 1655,2 | ||||
2 раздел | 2442 | 2442 | 110 | 2552 | |||
3 раздел | 38680 | 38680 | 4278 | 6720 | 49678 | ||
4 раздел | 5400 | 16400 | 500 | 16900 | |||
5 раздел | 4380 | 1000 | 5380 | ||||
всего: | 52557,2 | 63363,2 | 1500 | 4278 | 6830 | 76165,2 |
Всего по Програм- ме |
143885,6 | 144224,6 | 1500 | 12830 | 70 | 13067 | 183691,6 |
Система программных мероприятий
Раздел 1. Кадровое обеспечение и социальная защита работников культуры и искусства
Вопросы кадровой политики в культуре имеют первостепенное значение, поскольку связаны с выявлением, формированием и поддержкой не просто работника бюджетной сферы, а творческого деятеля, занятого в сфере духовной деятельности. Срок формирования такой личности достаточно длителен и требует соответствующего внимания и поддержки. Проблема кадров и социальной защиты творческих работников в сфере культуры одинакова и важна для всех сфер культурной деятельности в городе, поэтому решение этой проблемы выступает общим для всех подотраслей (с учетом особенностей каждой) и ставится первым разделом данной Программы. Сохраняется низкая заработная плата работников культуры, одна из самых низких в бюджетной сфере (Приложение 1). Отмечается тенденция старения кадров. В частности, в музыкальном училище и драматическом театре удельный вес педагогического и творческого состава работники в возрасте от 46 до 55 лет и старше составляют более 70%. Исходя из изложенного, целью Программы в этой области является сохранение творческих кадров культуры, которые формировались не одно поколение, омоложение кадров через подготовку и переподготовку на различных уровнях исходя из культурных потребностей города и его жителей, а также решение социальных вопросов работников культуры, их социальной защиты.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
- обеспечить преемственность кадров в учреждениях культуры, способствовать их омоложению как непрерывному процессу;
- широко задействовать систему профессиональной подготовки и переподготовки кадров для сферы культуры и искусства;
- создать систему гарантий и стимулов для роста профессионализма творческих работников;
- обеспечить гарантированную социальную защиту работников культуры;
- увеличить надбавки на зарплату работникам культуры до 30-50%.
Основные мероприятия | основные исполнители |
сроки исполнения |
объемы и источники финансирования |
1. Подготовка и закрепление творческих кадров: |
|||
1.1. Осуществлять целевой отбор выпускников музыкальных и художественных школ города в НТОМУ, УУПИ, худграф НТГПИ. |
Управление культуры |
постоянно | гор.бюджет. 50 млн.рублей в год. |
1.2. Продолжить практику договорных отношений на целевую подготовку специалистов (в т.ч. редких специальностей) по заявкам учреждений культуры в вузах страны. |
Управление культуры |
постоянно | |
1.3. Установить надбавку к заработной плате работников муниципальных учреждений культуры |
Управление культуры |
1998 год - 25% 1999 год - 50% 2000 год - 100% |
48 млн.рублей 97 млн.рублей 194 млн.рублей |
1.4. Разработать Положение о премиях Главы города за выдающийся вклад в сохранение и развитие культуры города. |
Управление культуры |
1998 год | На основе Положения о Губернаторских премиях в области культуры. |
2. Повышение квалификации и профессионализма работников культуры: |
|||
2.1. Повышение квалификации работников культуры через УПК стажировки, семинары, мастер- классы, конференции. |
Управление культуры |
ежегодно | Из расчета 1 человек 1 раз в 5 лет. Из 700 работников - 140 человек в год. Затраты на 100 человек в год - не менее 200 млн.руб. |
2.2. Организация поездок творческих работников и коллективов на фестивали, конкурсы, гастроли и т.д. |
Управление культуры |
по приглаше- нию |
Не менее 200 млн. рублей в год. |
2.3. Организация и проведение профессиональных праздников с целью повышения профмастерства (День музеев, День библиотекаря, День кино, День Театра и т.д.) |
Управление культуры |
постоянно | 30 млн.руб.в год |
3. Социальная защита работников культуры: |
|||
3.1. Выделять целевые беспроцентные ссуды работникам учреждений культуры на приобретение жилья и оказавшимся в экстремальных ситуациях |
Управление культуры |
ежегодно по 5-10 ссуд |
100 млн.руб в год |
3.2. Выделять места в общежитии или квартиры в муниципальном жилье молодым специалистам и приглашенным на работу в город работникам редких специальностей. |
Управление культуры |
ежегодно | по необходимости |
3.3. Оплачивать коммунальные услуги творческих студий художников - ветеранов ВОВ. |
Управление культуры |
ежегодно 5 студий |
4,2 млн. рублей в год |
3.4. Заключить коллективные договоры и трудовые соглашения в учреждениях культуры с включением в них положений об охране труда. |
Управление культуры |
ежегодно | оплата мероприятий по охране труда. |
Итого по разделу: | 4 млрд. 722 млн. 600 ыс.руб. |
Финансово-экономическое обеспечение осуществляется за счет городского и областного бюджетов.
Программу реализуют: управление культуры администрации города Нижний Тагил, службы городской администрации, центры повышения квалификации РФ и области.
Оценка эффективности заключается в следующем: реализация программы позволит сохранить традиционные культурные традиции города; создать стройную систему подготовки, повышения квалификации и переподготовки кадров работников культуры и искусства города; улучшить качественный состав кадров; обеспечить социальную защиту работников отрасли; создать систему материального стимулирования художественного творчества.
Раздел 2. Совершенствование библиотечного дела
За последние годы сеть библиотек города претерпела значительные изменения. Из 40 имевшихся ранее профсоюзных библиотек осталось менее половины. Полностью расформированы крупные профсоюзные библиотечные системы ГПО УВЗ и ОАО "НТМК". В муниципальную собственность перешли профсоюзные библиотеки рудника им. III Интернационала, НТИИМ. Бюджетные библиотеки сохранили все свои структурные подразделения.Не снизились контрольные показатели работы муниципальных библиотек в связи с уменьшением финансирования с 1995 года комплектования книжного фонда и подписки периодических изданий. Например, по системе ЦГБ число читателей в 1992 году составляло 50.353, а в 1996 году - 62.660. Число книговыдач в ЦГБ в 1992 г. составило 1.137.059, то в за 1996 год - 1.386.663. Это результат напряженной и творческой работы коллективов муниципальных библиотек города, поиска путей, дающих возможность адаптации библиотеки в современном меняющемся мире. Опыт показывает, что сегодня нельзя оптимально использовать библиотечные ресурсы, повышать авторитет в обществе, опираясь только на интуицию и преданность делу библиотекарей. Необходима программа сохранения и развития библиотек, четко продуманная система долговременных мероприятий. Этому и служит данный раздел Программы.
Целью выполнения этого раздела является сохранение и развитие информационно-просветительской среды в городе, служащей воспитанию, образованию и досугу тагильчан с учетом особенностей социальных и возрастных групп.
Задачами, обеспечивающими достижение указанной цели, являются:
- информационное обеспечение потребностей различных слоев населения города;
- совершенствование просветительской, досуговой деятельности взрослых и детей на базе библиотек на основе программ, новых методик и организационных мероприятий;
- усиление информационно-просветительской деятельности библиотек через создание единой компьютерной сети, вхождение в мировое информационное пространство;
- сохранение и развитие материально-технической базы муниципальных библиотек;
- развитие маркетинговой деятельности библиотек.
Система мероприятий раздела состоит из двух частей, первая содержит содержательно-организационную часть, вторая - мероприятия по совершенствованию материально-технической базы. Такой принцип построения будет соблюдаться во всех последующих разделах Программы.
Мероприятия | Основные исполнители |
Сроки исполнения |
Объемы и источники финансирования |
Содержание деятельности библиотек: |
|||
1. Создание координационного совета руководителей библиотек города. |
Управление культуры |
постоянно 1998 год |
1 млрд. 80 млн. |
2. Комплектование фондов муниципальных библиотек (в т.ч. подписка на периодику) |
отделы комплектования ЦГБ и ЦГДБ. |
1999 год 2000 год |
1 млрд.125 млн. 1 млрд.227 млн. |
4. Выпуск ежегодного Каталога периодических изданий, выписываемых библиотеками города. |
Спр.- библиографич. отдел ЦГБ |
1998 год 1999 год 2000 год |
100 млн.руб. 100 млн.руб. 100 млн.руб. |
5. Совершенствование системы обеспечения сохранности фондов библиотек (установка охранной и противопожарной сигнализации, внедрение эффективных методов предупреждения физического износа и т.д.) |
ЦГБ и ЦГДБ | 1998 год 1999 год 2000 год |
347 млн.руб. 347 млн.руб. 348 млн.руб. |
6. Формирование фондов на современных носителях информации (медиатеки) ЦГДБ, (аудио- видеотеки, аудиокассеты с муз.записями, видеокассеты с фильмами, приобретение материала на CD-ROM, микрофиширование и т.д.). |
ЦГДБ, ЦГБ | 1998 год 1999 год 2000 год |
54 млн.руб. 54 млн.руб. 54 млн.руб. |
7. Развитие социальной деятельности ЦГБ (программа "Милосердие": библиотечное, информационное, культурно- досуговое обслуживание организаций соц.защиты; программы работы с инвалидами и ветеранами и т.д.). |
ЦГБ | 1998 год 1999 год 2000 год |
12 млн.руб. 12 млн.руб. 12 млн.руб. |
8. Обеспечение свободного доступа к информации. Организация СБА. |
ЦГДБ | 1998 год 1999 год 2000 год |
14 млн.руб. 14 млн.руб. 14 млн.руб. |
9. Совершенствование библиотечной среды в ЦГДБ (выделение и обустройство в библиотеках сфер игр и отдыха, творчества, общения, дизайнерская работа и т.д.) |
ЦГДБ | 1998 год 1999 год 2000 год |
42 млн.руб. 42 млн.руб. 42 млн.руб. |
10. Программная деятельность библиотек (создание и реализация программ и циклов по образованию и досугу). |
ЦГБ, ЦГДБ | 1998 год 1999 год 2000 год |
160 млн.руб. 160 млн.руб. 163 млн.руб. |
11. Маркетинговая деятельность и развитие платных услуг. |
ЦГБ, ЦГДБ | 1998 год 1999 год 2000 год |
100 млн.руб. 100 млн.руб. 102 млн.руб |
12. Методическая деятельность ЦГДБ (организация и проведение семинаров, работа по экологическому просвещению, создание информационных листов и т.д.) |
МБО ЦГДБ | 1998 год 1999 год 2000 год |
25 млн.руб. 25 млн.руб. 26 млн.руб. |
13. Методическая деятельность ЦГБ (работа в качестве методцентра для всех библиотек города, организация системы непрерывного образования, проведение творческих конкурсов и т.д.) |
ЦГДБ | 1998 год 1999 год 2000 год |
8 млн.руб. 8 млн.руб. 8 млн.руб. |
Сохранение и развитие материально-технической базы библиотек: |
|||
1. Ремонт помещений библиотек ЦГБ: - филиала N 2; - филиала N 3; - филиала N 4; - филиалы NN 1,7,10,11. - ЦДБ. |
Управление культуры |
1998 год 1998 год 1999 год 2000 год |
50 млн.руб. 100 млн.руб. 50 млн.руб. 150 млн.руб. |
2. Установка телефонов в филиалах ЦГДБ N 11 и N 12. |
Управление культуры |
1999 год 1998 год |
100 млн.руб. 10 млн.руб. |
3. Установка решеток в филиалах ЦГДБ. |
----"----- | 1998 год 1999 год 2000 год |
33 млн.руб. 33 млн.руб. 33 млн.руб. |
4. Приобретение специальной мебели и оборудования для ЦГДБ. |
-----"---- | 1998 год 1999 год 2000 год |
40 млн.руб. 40 млн.руб. 40 млн.руб. |
5. Компьютеризация библиотечных процессов в ЦГДБ. (приобретение компьютеров, сканера; программное обеспечение, создание локальной компьютерной среды, организация АРМ и т.д.) |
----"----- | 1998 год 1999 год 2000 год |
58 млн.руб. 56 млн.руб. 56 млн.руб. |
6. Строительство гаража для ЦГДБ | ---"----- | 1998 год | 50 млн.руб. |
7. Расширение сети библиотек системы ЦГБ И ЦГДБ в Алтайском м\районе и ГГМ. |
-----"---- | 1998-2000 гг. |
|
8. Сохранение и развитие материально-технической базы ЦГБ. (более подробно в Приложении 2) |
-----"---- | 1998 год 1999 год 2000 год |
1 млрд.4 млн.руб. 652 млн.руб. 167 млн.руб. |
Итого: | 8 млрд. 757 млн. руб. |
Финансово-экономическое обеспечение программы осуществляется за счет городского, областного бюджетов, спонсорских средств.
Оценка эффективности реализации программы будет заключаться в сохранении существующих книжных фондов, в совершенствовании системы информационного обеспечения жителей города, в повышении качества библиотечного обслуживания всех слоев населения, разнообразии их досуга.
Раздел 3. Совершенствование деятельности музеев, историко-культурных территорий и объектов
Основным направлением деятельности управления культуры городской администрации было всемерное сохранение культурного потенциала города Нижний Тагил. Несмотря на дефицит бюджетных средств и ослабление государственной и иной поддержки сферы культуры удалось сохранить в целом историко-культурное наследство города, включить его в культурно-информационное пространство не только города, области и страны, но и в международное. Этому способствовали две представительные международные конференции по сохранению индустриального наследия, проведенные в Нижнем Тагиле в 1993 и 1996 годах, а также Круглый стол ЮНЕСКО, проведенный в городе в 1995 году. В них участвовали десятки ученых и специалистов из стран СНГ и дальнего зарубежья. Это - показатель всемирной значимости историкокультурного наследия города, формировавшегося в течении трех столетий. И это надо сохранить. Указом Президента РФ культурно-историческое наследие города получило статус общероссийского (федерального) значения, признано центрами международной научной общественности (TICCIН и ИКОМОС). Ведущую роль в сохранении этого культурного богатства играет Нижнетагильский государственный музейзаповедник горнозаводского дела Среднего Урала, который аккумулирует всю исследовательскую и просветительскую работу в этой области. Однако, проблемы, поставленные временем, не обошли стороной и эту сферу культуры. Состояние музейных объектов в городе оставляет желать лучшего.
Цель реализации раздела данной Программы управлением культуры совместно с музеезаповедником состоит в выявлении и сохранении культурноисторического наследия города Нижний Тагил в качестве национального достояния России, использовании его в нравственном воспитании и культурном досуге тагильчан, создание и укрепление сети музеев всех видов, индустриально-ландшафтного парка "Демидов-парка", развитие туризма.
Из поставленной цели вытекают следующие задачи:
- сбор и обеспечение сохранности памятников культурно-исторического наследия Среднего Урала, его природных богатств и традиционных ремесел;
- культурно-нравственное воспитание населения на основе популяризации большого вклада умельцев, инженеров и ученых горнозаводского региона в мировой и отечественный технический прогресс и культуру;
- пропаганда культурно-исторического наследия Урала;
- издательская деятельность по тематике, связанной с культурно-историческим наследием региона, ознакомлением его широкой общественности в стране и за рубежом.
В целях сохранения культурного наследия, совершенствования деятельности музеев, историко-культурных территорий и объектов города необходимо:
- создать индустриально-ландшафтный парк "Демидов-парк" как единый историкокультурный комплекс города, который позволит проводить единую охранно-восстановительную и научно-просветительскую политику в области культурного наследия города;
- осуществить ремонтно-реставрационные работы на недвижимых памятниках истории и культуры города за счет арендаторов, владельцев памятников, федерального, областного и городского бюджетов, за счет спонсоров под контролем управления культуры городской администрации;
- осуществить выполнение городской программы обеспечения сохранности культурных ценностей и объектов культурно-исторического наследия;
- разработать комплекс мер по реставрации движимых памятников истории и культуры города.
Мероприятия | Основные исполнители |
Сроки исполнения |
Объемы и источники финансирования |
I. Содержание деятельности: | |||
1. Музеефикация металлургического завода (создание музея-завода): - разработка и создание экспозиций музея-завода, действу ющих макетов и процессов, создание экскурсионной железной дороги, павильона истории горного дела, шахты-экспозиции, благоустройство выставки горного оборудования и т.д. |
музей- заповедник, музей-завод, "Тагилгражданп роект", НОД-5, АО "НТМК", АО "ВГОК", художники. |
1998 год 1999 год 2000 год |
2,2 млрд.руб. 1,75 млрд.руб. 6,13 млрд.руб. |
2. Музеефикация территориальных зон "Демидов-парка" (разработка зон парка NN 3,7,8, создание филиала в п. Усть-Утка) |
музей- заповедник, АО "НТМК", АО "ВГОК" |
1998 год 1999 год 2000 год |
552,5 млн.руб. 552,5 млн.руб. 100 млн.руб. |
3. Завершение создания музейного комплекса в г.Н.Тагил. (создание музея развития тех. прогресса в доме Черепановых, создание отдела советской истории, создание этнографического комплекса в городе, создание музея природы в здании Верхне- провиантских складов. |
музей- заповедник, организации по договору. |
1998 год 1999 год 2000 год |
1,9 млрд.руб. 3,4 млрд.руб. 3,4 млрд.руб. |
4. Выставочная деятельность. | музей- заповедник. |
1998 год 1999 год 2000 год |
70 млн.руб. 150 млн руб. 400 млн.руб. |
5. Научно-фондовая работа (учет, хранение, изучение и комплектование коллекций). |
музей- заповедник. |
1998 год 1999 год 2000 год |
120 млн.руб. 120 млн.руб. 120 млн.руб. |
6.Реставрация движимых памятников (укрепление и развитие реставрационной базы музея, привлечение специалистов- реставраторов из других городов и т.д.) |
музей- заповедник |
1998 год 1999 год 2000 год |
480 млн.руб. 480 млн.руб. 490 млн.руб. |
7. Пропаганда краеведческих знаний и рекламная деятельность. (работа в школах, по абонементам, устные журналы, лит.-муз. гостиные, фольклорный кружок и т.д.). |
музей- заповедник. |
1998 год 1999 год 2000 год |
10 млн.руб. 10 млн.руб. 10 млн.руб. |
8.Создание и деятельность издательского отдела музея- заповедника. (издание краеведческих записок, летописей, хрестоматий, фотооткрыток, путеводи-телей, энциклопедии, видеофильма, буклетов и т.д.) |
музей- заповедник |
1998 год 1999 год 2000 год |
200 млн.руб. 400 млн.руб. 1 млрд.руб. |
9. Развитие туризма (создание структуры турис-тическо- экскурсионного центра музея- заповедника и его деятельность) |
музей- заповедник |
1998 год 1999 год 2000 год |
100 млн.руб. 500 млн.руб. 500 млн.руб. |
II. Развитие материально- технической базы музея- заповедника: |
|||
1. Завершение строительства музейного комплекса в Нижнем Тагиле (зоны NN 1 и 5 ИЛП "Демидов-пар-ка", Верхне- провиантский склад,здание по пр. Ленина, 1, этнографический комплекс, дом Черепановых, музей завод, филиалы музея- заповедника). |
Музей- заповедник, АО "Метшахтострой ", АО "Отделстрой", АО "ДСК", Росреставрация , ТОО "Ладья", Тагилспецдор- ремстрой, АО "НТМК", Уралдомнаремонт |
1998 год 1999 год 2000 год |
23 млрд.627 млн.руб. 23 млрд.627 млн.руб. 23 млрд.628 млн.руб. |
2. Мероприятия по обеспечению охранно-пожарной безопасности (внедрение охранного телевидения, охранно-пожарной сигнализации, автоматической системы пожаротушения в объектах музейного комплекса). |
Автоматика ЛТД, фирма "Визит", Спецавтоматика |
1998 год 1999 год 2000 год |
385 млн.руб. 470 млн.руб. 3 млрд.670 млн.руб. |
Итого по разделу: | 100 млрд. 552 млн. руб. |
из них: а) бюджетных - 87 млрд.722 млн.руб
б) средства предприятий - 12 млрд.830 млн.руб
Финансово-экономическое обеспечение программы осуществляется за счет городского, областного и федерального бюджетов, средств предприятий и организаций (АО "НТМК", АО "ВГОК", НОД-5), спонсорских средств.
Оценка эффективности: реализация программы позволит сохранить уникальное историко-культурное наследие города, музейные фонды; войти в мировое культурно-информационное пространство; осуществлять преемственность в культурно-историческом развитии, приобщая следующие поколения к истории и культуре города.
Раздел 4. Развитие профессиональной культурной деятельности
Поддержка профессиональной культуры остается одной из главных задач управления культуры города. Однако социальное и финансово-экономическое положение профессиональных творческих коллективов и работников остается бедственным. Сложно идет процесс наделения помещением и залом муниципальной филармонии, ремонт драматического театра, покупка дорогостоящих инструментов, оплата гастролей и творческих поездок и т.д.
Необходимо создать систему гарантий и стимулов для развития профессионального художественного творчества, творческих организаций, защитить деятелей искусств в рыночных условиях.
Для решения указанных проблем необходимы:
- организация и проведение в городе различных фестивалей с привлечением ведущих исполнителей (например, фестиваль "Тагильские гармоники" вполне может стать международным);
- организация гастролей театров и художественных коллективов в области и за ее пределами;
- организация и проведение в городе профессиональных конкурсов и смотров;
- организационная и материальная поддержка деятельности творческих союзов;
- материальная поддержка высокозатратных постановок муниципальных театров города;
- проведение смотров-конкурсов на лучшие работы года в области профессионального художественного творчества;
- стимулирование роста профессионального мастерства педагогов образовательных учреждений культуры города посредством конкурсов, смотров, выставок, гастролей, творческих командировок;
- поддержка в надлежащем виде материально-технической базы профессиональных учреждений культуры.
4.1. Музыкальная культура
Музыка - это неотъемлемая, чрезвычайно важная часть культурной жизни города. Истоки ее лежали в системе музыкального образования, которая начала складываться в 1935 году с открытия музыкальной школы N 1. Сегодня в Нижнем Тагиле 5 музыкальных школ, 2 школы искусств, имеющих музыкальное отделение, а в 1958 году было открыто музыкальное училище. Это позволило сформировать достаточно развитую среду любителей народной и классической музыки, а также появился слой высокопрофессиональных музыкантов. На этой базе в 1993 году создан муниципальный духовой оркестр, а в 1996 году открыта муниципальная филармония со своим творческим коллективом "Тагильские гармоники". Все это является хорошей основой для разработки программы развития музыкальной культуры города на перспективу. Цель формирование активно саморазвивающейся музыкальной среды в городе.
Задачи, вытекающие из цели:
- активизация образовательно-просветительской деятельности;
- развитие профессионального исполнительства;
- сохранение и развитие материально-технической базы музыкальных учреждений города.
Мероприятия | Основные исполнители |
Сроки исполнения |
Объемы и источники финансирования |
I. Содержание деятельности: | |||
1. Разработка программы общего музыкального образования в общеобразовательных школах. |
Управление культуры, управление образова-ния, музучилище, пединститут |
1998 год | Текущее финансиро- вание (по всему разделу "Содержание деятельности") |
2. Совершенствование учебного процесса в детских музыкальных школах: |
|||
а) контроль за учебным процессом и оказание методической помощи |
музучилище | весь период |
|
б) ежегодное проведение отчетны концертов |
ДМШ, ОКДР районов, управление культуры |
2 полугодие учебного года |
|
в) проведение городских конкурсов юных дарований |
Управление культуры, музучилище |
1998 г. - форте- пианное отделе- ние, 1999 г. - оркестровое от- деление, 2000 г. - народное отде- ление. |
|
3. Активизация гастрольной деятельности музыкантов- исполнителей высокого класса. |
филармония | по ежемесяч- ному плану |
|
4. Проведение музыкальных фестивалей: |
|||
- "Романса чудное дыханье"; | Управление культуры, филармония |
1998 год | |
- 150 лет Ф.Шопену; | Музучилище | 1999 год | |
- "Зимние дни гармоники" | Филармония | 2000 год | |
5. Организация и проведение на радио и ТВ-4 циклов музыкально- просветительских передач |
Управление культуры, ТВ- 4, радио |
по специально му плану |
|
II.Развитие материально- технической базы: |
|||
1. Передача помещения ДКШ (К.Маркса,39) муниципальной филармонии |
1998 год | ||
2. Капитальный ремонт здания музыкального училища |
Управление культуры |
1998 год 1999 год 2000 год |
600 млн.рублей 500 млн.рублей 500 млн.рублей |
3. Выделение нового помещения под музыкальную школу на ГГМ |
Администрация Тагилстр. района |
1999 год | |
4.Текущий ремонт детских музыкальных школ |
Управление культуры, администрация Тагилстр. и Тагилстр. районов |
1998 год 1999 год 2000 год |
200 млн.рублей 300 млн.рублей 500 млн.рублей |
5. Оснащение инструментами и необходимым оборудованием музыкального училища, музыкальных школ и филармонии. |
Управление культуры |
1998 год 1999 год 2000 год |
300 млн.рублей 500 млн.рублей 900 млн.рублей |
Итого: мат.тех.база - 4 млрд.300 млн.рублей
Программные мероприятия реализуются управлением культуры, администрациями районов, структурными подразделениями администрации города, учреждениями музыкальной культуры.
Оценка эффективности: в результате выполнения всего комплекса программных мероприятий и при условии их полного и своевременного финансирования ожидается сохранить весь накопленный творческий потенциал, расширить музыкальную среду за счет вовлечения новых слушателей, создать базу для дальнейшего существенного роста музыкальной культуры города.
4.2. Художественное творчество
Художественная жизнь города чрезвычайно насыщена и разнообразно. Она имеет глубокие исторические корни. Достаточно отметить творчество художников Худояровых, которые открыли в 18 веке первую художественную школу.
На сегодняшний день в Нижнем Тагиле сложилась целостная система художественного образования: 2 художественные школы, 2 художественных отделения в ДШИ, УУПИ и художественно-графический факультет НТГПИ. В городе работает музей изобразительных искусств с богатой, уникальной коллекцией, действует творческий союз художников, который уже сегодня насчитывает 69 членов, со своим выставочным залом и 57 мастерскими-студиями. В городе достаточно хорошо развита система художественного образования в общеобразовательных школах, существует несколько студий при Дворцах культуры. Таким образом, целью осуществления данного подраздела является сохранение уровня художественной культуры в городе и создание условий для ее дальнейшего развития. Задачи ставятся следующие:
- поддержка координации и углубление взаимодействия всех сфер художественной деятельности в городе;
- активизация пропаганды художественного творчества в городе, области, стране и за рубежом;
- укрепление материальной базы школ и учреждений художественной культуры.
Мероприятия | Основные исполнители |
Сроки исполнения |
Объемы и источники финансирования |
I. Содержание деятельности: | |||
1. Совершенствование учебного процесса в ДХШ и ДШИ путем введения новых технологий |
Управление культуры, ДХШ, ДШИ |
весь период |
текущее финансиро- вание |
2. Ежегодное проведение выставок детских и студенческих работ во всех выставочных залах города |
Управление культуры, музей ИЗО, Союз художников, ДХШ, ДШИ |
по годовому плану |
текущее финансиро- вание |
3. Создание детской картинной галереи и методического центра детского творчества |
Управление культуры |
1999 год | -"- |
4. Ежегодное проведение выставок тагильских художников |
Управление культуры, музей ИЗО, Союз художников |
по годовому плану |
текущее финансиро- вание |
5. Поддержка тагильских художников: - приобретение произведений музеем изобразит. искусств; |
Управление культуры, музей ИЗО, Союз художников. |
1998 год 1999 год 2000 год |
100 млн.руб. 150 млн.руб. 300 млн.руб. |
- оказание финансовой поддержки участию в выставках в других городах и за рубежом; |
Управление культуры |
1998 год 1999 год 2000 год |
50 млн.руб. 60 млн.руб. 100 млн.руб. |
- ремонт выставочного зала и мастерских |
Управление культуры |
1998 год 1999 год 2000 год |
20 млн руб. 30 млн.руб. 50 млн.руб. |
II. Научно-исследовательская работа: |
|||
1. Реставрация произведений искусства вне музея |
музей ИЗО | 1998 год 1999 год 2000 год |
100 млн.руб. 120 млн.руб. 200 млн.руб. |
2. Семинар центра современного искусства фонда Сороса. |
Центр Сороса | 1998 год | 300 млн.руб. |
3. Чтения по современному искусству (приглашенные специалисты из Москвы и С.- Петербурга) |
музей ИЗО | 1998 год 1999 год 2000 год |
100 млн.руб. 120 млн.руб. 150 млн.руб. |
III. Издательская деятельность: | |||
1. Издание брошюры "Перспективы музейной деятельности" |
музей ИЗО | 1998 год | 15 млн.руб. |
2. Издание календаря "НТГМИИ" (настенный, настольный) |
музей ИЗО | 1998 год 1999 год 2000 год |
30 млн.руб. 45 млн.руб. 50 млн.руб. |
3. Издание серии брошюр по коллекции НТГМИИ |
музей ИЗО по 5 видов ежегодно |
1998 год 1999 год 2000 год |
100 млн.руб. 150 млн.руб. 180 млн.руб. |
4. Издание брошюры к 40-летию ХГФ НТГПИ |
ХГФ НТГПИ | 1999 год | |
5. Издание брошюры "Уральское училище прикладного искусства" |
УУПИ | 2000 год | |
6. Издание сборника "Художественные школы" |
музей ИЗО, ДХШ | 1998 год | 20 млн.руб. |
7. Издание альбома "Коллекция НТГМИИ" |
музей ИЗО | 1999 год (1 том) 2000 год (2 том) |
1 млрд.руб. 1 млрд.руб. |
8. Выпуск лазерного диска "Коллекция НТГМИИ" |
музей ИЗО | 1999 год | 170 млн.руб. |
9. Выпуск лазерного диска "Художники Нижнего Тагила" |
музей ИЗО | 2000 год | 200 млн.руб. |
10. Издание справочника "Художники Нижнего Тагила" |
музей ИЗО | 1999 год | 200 млн.руб. |
11. Издание буклета "Художники Нижнего Тагила" |
музей ИЗО | 1998 год (3 буклета) 1999 год (3 буклета) 2000 год (3 буклета) |
100 млн.руб. 150 млн.руб. 200 млн.руб. |
12. Издание каталогов выставок | музей ИЗО | 1998 год 1999 год |
100 млн.руб. 140 млн.руб. |
13. Изопродукция (открытки, календари) |
музей ИЗО | 1998 год 1999 год 2000 год |
100 млн.руб. 100 млн.руб. 100 млн.руб. |
IV. Укрепление материально- технической базы: |
|||
1. Выделение нового помещения для ДХШ N 1 |
Управление культуры, комитет по упр. муниц. имуществом |
1998 год | |
2. Капитальный ремонт и техническое оснащение ДХШ N 2 |
Управление культуры, ДХШ N 2 |
1998 год 1999 год 2000 год |
200 млн.руб. 250 млн.руб. 250 млн.руб. |
3. Текущий ремонт ДШИ N 1,2 | Администрация Ленинского р- на |
1998 год 1999 год 2000 год |
500 млн.руб. 100 млн.руб. 200 млн.руб. |
4. Капитальный ремонт выставочного зала музея изобразительных искусств |
Управление культуры, музей ИЗО |
1998 год 1999 год |
2 млрд.руб. 3 млрд.руб. |
5. Строительство пристроя к музею изобразительных искусств |
Управление культуры, музей ИЗО |
1998 год 1999 год 2000 год |
3 млрд.руб. 7 млрд.руб. 7 млрд.руб. |
6. Капитальный ремонт основного здания музея изобразительных искусств |
Управление культуры, музей ИЗО |
1998 год 1999 год |
1 млрд.руб. 1 млрд.руб. |
7. Приобретение музейного оборудования и техническое оснащение музея изобразительных искусств. |
Управление культуры, музей ИЗО |
1998 год 1999 год 2000 год |
500 млн.руб. 1 млрд.руб. 1 млрд.руб. |
Итого: | 34 млрд. 100 млн. руб. |
Программные мероприятия реализуются управлением культуры, музеем изобразительных искусств, учреждениями художественной культуры, Нижнетагильской организацией Союза художников России.
Оценка эффективности: реализация мероприятий подраздела позволит сохранить накопленный за много лет художественный потенциал города, систему художественного образования и просвещения, многочисленный отряд художественной интеллигенции, поднять художественное творчество на более высокий уровень.
4.3. Театральное дело
Нижний Тагил имеет все необходимые условия для полноценной театральной жизни. В городе работают 3 театра: театр кукол, драматический театр, молодежный театр. Это позволяет учитывать театральный интерес всех слоев населения и способствует созданию активной театральной среды. Театральное искусство вбирает в себя мир красок, звуков и пластики, что делает его финансово затратным. Но оно обладает колоссальным воспитательным воздействием на зрителей. Цель - наиболее полное удовлетворение потребностей тагильчан в высокопрофессиональном театральном искусстве. Задачи данного подраздела заключаются в следующем:
- сохранение театров в городе;
- содействие развитию театрального дела;
- укрепление и развитие творческого потенциала театров;
- сохранение материальной базы театров и их развитие.
Мероприятия | Основные исполнители |
Сроки исполнения |
Объемы и источники финансирования |
I. Содержание деятельности: | |||
1. Обеспечение нормативной постановки спектаклей в год (7-8 спектаклей) |
Управление культуры |
||
1.1. Драматический театр - 5 спектаклей - 6 спектаклей - 7 спектаклей |
драмтеатр |
1998 год 1999 год 2000 год |
400 млн.руб. 500 млн.руб. 600 млн.руб. |
1.2. Молодежный театр - 5 спектаклей - 6 спектаклей - 7 спектаклей |
ММТ |
1998 год 1999 год 2000 год |
200 млн.руб. 250 млн.руб. 300 млн.руб. |
1.3. Театр кукол - 5 спектаклей - 6 спектаклей - 7 спектаклей |
театр кукол |
1998 год 1999 год 2000 год |
100 млн.руб. 120 млн.руб. 150 млн.руб. |
2. Проведение театральных фестивалей в городе: - фестиваль театральных студий; - фестиваль кукольных спектаклей, посвященный 55-летию театра кукол; - детский фестиваль "Театр - детям и юношеству" |
Управление культуры, театры |
1998 год 1999 год 2000 год |
20 млн.руб. 30 млн.руб. 50 млн.руб. |
3. Участие театров в российских фестивалях. |
Управление культуры, театры. |
1998 год 1999 год 2000 год |
100 млн.руб. 250 млн.руб. 500 млн.руб. |
4. Передача молодежному театру здания, временно используемого под медвытрезвитель |
Управление культуры, комитет по упр. мун. имуществом |
1998 год | |
5. Реконструкция и капитальный ремонт зданий драмтеатра, театра кукол, молодежного театра. |
Управление культуры |
1998 год 1999 год 2000 год |
1 млрд. 500 млн.руб. 6 млрд. 200 млн.руб. 6 млрд. 300 млн.руб. |
Итого: | 17 млрд. 370 млн.руб. |
Программные мероприятия реализуются управлением культуры, муниципальными театрами, комитетом по управлению муниципальным имуществом.
Оценка эффективности: Реализация указанных программных мероприятий не только позволит вывести театры из кризисного состояния, но и придать им новый импульс развития и творческого совершенствования.
Реализация программных мероприятий 4 раздела в целом будет способствовать совершенствованию профессионального мастерства деятелей культуры города, сохранению и развитию художественных традиций, созданию условий для широкого доступа к высоким произведениям искусства всех социальных слоев города; свободного творчества; духовного и культурного развития личности.
Раздел 5. Поддержка народного художественного творчества Возрождение и развитие народных художественных промыслов и ремесел. Развитие культурнодосуговой деятельности
Нижний Тагил имеет глубокие корни и традиции в развитии народного художественного творчества и активных форм в проведении досуга. Тагил родина такого народного промысла как роспись по металлу. Еще в демидовские времена создавались самодеятельные театры, музыкальные коллективы.
Цель реализации мероприятий данного раздела - сохранение традиций народного творчества и создание системы поддержки и стимулирования народного творчества и культурного досуга со стороны местного самоуправления, способного функционировать и развиваться в новых социальных условиях.
Главные задачи, решаемые управлением культуры в сфере народного творчества и досуга - содействие возрождению и сохранению культурно-исторических традиций многонационального населения города, росту творческой активности людей через приобщение их к самобытной культуре Урала, создание условий для развития и реализации художественных способностей и культурных запросов, развитие сферы культурно-досуговой деятельности, в том числе посредством совершенствования киновидеообслуживания населения.
Для решения задач по поддержке и развитию народного творчества, культурнодосуговой деятельности необходимо:
- возрождение, сохранение и развитие фольклора, народных традиций, праздников, обрядов: Рождество, Крещение, Масленница, Пасха и т.д.;
- проведение городских фестивалей, конкурсов по различным жанрам художественной самодеятельности: "Золотой петушок", "Веселухин ложок", открытый чемпионат города по спортивным танцам и т.д.;
- участие самодеятельных художественных коллективов города в областных, всероссийских и международных конкурсах и фестивалях;
- поддержка самодеятельного творчества народных промыслов и ремесел: создание Дома народных промыслов, создание городской ассоциации народных мастеров;
- организация досуга различных возрастных и социальных групп населения: смотры творческих сил ветеранов войны и труда и т.д.;
- поддержка любительского движения: любительские объединения и клубы по интересам;
- сохранение и развитие самобытных национальных культур в городе: сохранение старых и создание новых центров национальных культур, проведение дней национальных культур в городе.
- поддержка и развитие системы киновидеоцентров, как аккумулирующей сферы коллективного досуга.
Мероприятия | Основные исполнители |
Сроки исполнения |
Объемы и источники финансирования |
I. Содержание деятельности: | |||
1. Развитие художественной самодеятельности: а) проведение фестивалей, смотров, конкурсов, отчетных концертов; б) участие лучших коллективов худож. самодея-тельности в областных, региональных, всероссийских и международных конкурсах, фестивалях, мастер- классах и др. |
Управление культуры, райотделы КДР Управление культуры |
1998-2000 гг. -"- |
по годовому плану и сметам по сметам |
2. Поддержка и развитие народных промыслов и ремесел: а) проведение выставок; б) участие тагильских мастеров в областных, региональных, всероссийских и международных выставках мастеров-умельцев; в) создание городской ассоциации мастеров народного промысла |
Управление культуры Управление культуры Управление культуры, райотделы КДР |
1998-2000 гг. -"- 1998 год |
по годовому плану управления культуры по текущим сметам |
3. Поддержка любительского движения: любительских объединений, клубов по интересам при дворцах, домах культуры и КВДЦ |
Управление культуры |
1998-2000 гг. |
|
4. Сохранение и развитие самобытных национальных культур в городе: сохранение старых и создание новых центров национальных культур, проведение Дней национальных культур. |
Управление культуры |
1998-2000 гг. |
по годовому плану. |
5. Развитие праздничной культуры в городе: - проведение государственных, профессиональных и народных праздников и гуляний; |
Управление культуры, райотделы КДР, учреждения культуры |
1998-2000 гг. |
по годовому плану. |
6. Поддержка и развитие киновидеодосуговых центров как аккумулирующей сферы коллективного досуга: а) разработка и обеспечение образовательно-развлекательных программ; б) проведение кинофестиваля "Российское кино". |
Управление культуры КВДЦ, общеобразовате льные школы. Управление культуры, КВО Свердловской области. |
1998 год 1999 год 2000 год 1999 год |
20 млн.руб. 50 млн.руб. 80 млн.руб. 70 млн.руб. |
II. Материально-техническое обеспечение: |
|||
1. Реконструкция и техническое оснащение городского Дворца культуры. |
Управление культуры, ГДК |
1998 год 1999 год 2000 год |
500 млн.руб. 800 млн.руб. 1 млрд.руб. |
2. Техническое оснащение и оформление парка культуры и отдыха им.Бондина |
Управление культуры |
1998 год 1999 год 2000 год |
250 млн.руб. 300 млн.руб. 500 млн.руб. |
3. Капитальный ремонт и оборудование ДК им. 3-го Интернационала и клубов Ленинского района. |
Администрации Тагилстроевско го и Ленинского районов |
1998-2000 годы |
1 млрд.руб. из бюджета Тагилстроевск о-го района 1 млрд. 500 млн. руб. из бюджета Ленин- ского района. |
III. Поддержка и развитие материально-технической базы киновидеоцентров |
|||
1. Изготовление проектной документации по реконструкции кинотеатров: а) "Современник" - в киноконцертный зал; б) "Россия" - пристрой малого зала; в) "Урал" - дискозал. |
Управление культуры |
1998 год 1998 год 1999 год |
150 млн.руб. 110 млн.руб. 80 млн.руб. |
2. Строительство и реконструкция кинотеатров: а) "Современник" - б) "Родина" - в) "Россия" (малый зал) - г) "Урал" (дискозал) - д) "Красногвардеец" - |
Управление культуры |
1999 год 2000 год 1998 год 1999 год 1998 год 1998 год |
500 млн.руб. 500 млн.руб. 900 млн.руб. 500 млн.руб. 100 млн.руб. 100 млн.руб. |
3. Капитальный ремонт: а) к\т "Сталь" - б) к\т "Кадр" - |
1999 год 2000 год |
400 млн.руб. 400 млн.руб. |
|
4. Техническое оснащение кинотеатров |
Управление культуры |
1998 год 1999 год 2000 год |
500 млн.руб. 800 млн.руб. 1 млрд.руб. |
5. Приобретение автотранспорта | Управление культуры |
1998 год 1999 год 2000 год |
50 млн.руб. 50 млн.руб. 100 млн.руб. |
6. Обновление фасадной рекламы и оборудования кинотеатров. |
Управление культуры |
1998 год 1999 год 2000 год |
300 млн.руб. 500 млн.руб. 800 млн.руб. |
Итого по разделу: | 13 млрд. 890 млн. рублей |
Финансово-экономическое обеспечение осуществляется за счет городского и районных бюджетов, областного бюджета, спонсорских средств и собственных доходов культурно-досуговых учреждений города.
Оценка эффективности: реализация мероприятий данного раздела будет способствовать развитию самодеятельного народного творчества и праздничной культуры, привлечению к самодеятельному художественному творчеству всех социальных и возрастных категорий тагильчан, возрождению и сохранению художественных промыслов и ремесел, созданию системы организации досуга населения города на основе современных досуговых технологий, повышению профессионального мастерства коллективов художественного творчества, их количественный и качественный рост, сохранению, развитию сферы киновидеообслуживания населения с учетом культурных потребностей различных социальных слоев.
Общая сумма финансирования реализации Программы сохранения и развития культуры Нижнего Тагила (1998-2000 годы) составляет - 183 млрд. 691 млн. 600 тыс. рублей.
---------------------Каждый из обозначенных разделов городской Программы сохранения и развития культуры города Нижний Тагил (1998-2000 гг.) представляет собой направление культурной политики, но который неразрывно связан с другими направлениями. Разработка этой комплексной Программы создаст необходимый задел для сохранения и развития культуры города Нижний Тагил в 21 веке.
Приложение 1
Таблица
среднемесячной зарплаты на человека
по муниципальным учреждениям
культуры
Музыкальное училище:
а) администрация - 1.403 тыс.руб., в т.ч. преподават. - 390 тыс.руб.
б) штат.препод. - 1.206 тыс.руб.
в) МОП - 149 тыс.руб.
Детская музыкальная школа:
а) администрация - 896 тыс.руб., в т.ч. преподав. - 390 тыс.руб
б) штат.препод. - 1.069 тыс.руб
в) МОП - 138 тыс руб
Центральная городская библиотека:
а) администрация - 555 тыс. руб.
б) библиотекари - 296 тыс руб
в) МОП - 170 тыс.руб
Центральная детская библиотека:
а) администрация - 541 тыс. руб
б) библиотекари - 296 тыс.руб
в) МОП - 170 тыс.руб
Музеи:
а) администрация - 354 тыс.руб
б) научн.персонал - 379 тыс.руб
в) МОП - 124 тыс.руб
Парк:
а) администрация - 373 тыс.руб
б) МОП - 130 тыс.руб
Театр драмы:
а)администрация - 852 тыс.руб., в т.ч по контракту - 415 тыс.руб
б)худож.состав - 675 тыс.руб., в т.ч. по контракту - 236 тыс.руб
в) творческий состав - 704 тыс.руб., в т.ч. по контракту - 238 тыс.руб
г) технич.состав - 532 тыс.руб., в т.ч. по контракту - 149 тыс.руб
д) МОП - 199 тыс руб., в т.ч.по контракту - 22 тыс.руб
Театр кукол:
а) администрация - 723 тыс.руб., в т.ч. по контракту - 457 тыс.руб
б) худож.состав - 425 тыс.руб
в) творч.состав - 521 тыс.руб., в т.ч.по контракту - 215 тыс.руб
г) технич.состав - 175 тыс.руб
д) МОП - 121 тыс.руб
Молодежный театр:
а) администрация - 339 тыс.руб
б) худож.состав - 415 тыс.руб
в) творч.состав - 306 тыс.руб
г) технич.состав - 175 тыс.руб
д) МОП - 121 тыс.руб
Городской Дворец культуры:
а) администрация - 440 тыс.руб
б) творч.состав - 340 тыс.руб
в) МОП - 152 тыс.руб
Киновидеоцентры:
а) администрация - 400 тыс.руб
б) основной состав - 198 тыс.руб
в) МОП - 128 тыс.руб
Филармония:
а) администрация - 494 тыс.руб
б) артисты - 400 тыс.руб
в) МОП - 147 тыс.руб
Приложение 2
Улучшение материально-технической базы ЦГБ
Наименование |
К-во |
Цена (млн.буб.) |
Обоснование |
Сумма (млн.руб.) |
1998 г. | ||||
Компьютер |
30 |
7 |
Автоматизация библиотечных процессов в ЦБ и филиалах |
210 |
Принтер |
23 |
4 |
Необходимое периферийное устройство |
92 |
Сервер |
1 |
60 |
Хранение и обработка больших массивов информации |
60 |
Система MULTI-MEDIA |
4 |
0,7 |
Для использования в залах искусств и литературы на иностранных языках обучающих программ |
2,8 |
Ксерокс |
4 |
6 |
Копирование документов из фондов ЦБ и филиалов |
24 |
Источник бесперебойного питания |
30 |
1 |
Создание условий сохранности информации |
30 |
Сменный диск большой емкости ZIP-IOMEGA |
2 |
1,5 |
Запись и хранение информации большого объема |
3 |
АБИС "MARC" (сетевой вариант) |
1 |
36 |
Автоматизация библиотечных процессов в |
36 |
Мебель офисная |
10 |
12 |
Создание комфортной библиотечной среды |
120 |
Мебель мягкая |
5 |
10 |
* * * * * * * * * |
50 |
Стул мягкий |
90 |
0,35 |
В связи с увеличением посадочных и рабочих мест |
31,5 |
Полка книжная |
8 |
0,27 |
Размещение фонда |
2,16 |
Стол для читателей |
57 |
0,3 |
Создание читательских мест в новых филиалах |
17,1 |
Шторы |
700 метров |
0,04 |
Создание комфортной библиотечной среды |
28 |
Люстры, светильники |
100 |
0,2 |
Согласно санитарным нормам и ГОСТ-ам |
20 |
Телефонный аппарат |
7 |
0,1 |
Связь между структурными подразделениями |
0,7 |
Зеркало |
7 |
0,08 |
Создание комфортной среды |
0,56 |
Часы |
7 |
0,05 |
Создание комфортной среды |
0,35 |
Телевизор |
6 |
1,8 |
Просмотр видеофильмов, учебных программ |
10,8 |
Радио |
7 |
0,055 |
Обеспечение радиоточки |
0,385 |
Бра |
7 |
0,08 |
Боковое освещение рабочих мест |
0,56 |
Стол письменный |
4 |
1,5 |
Для новых филиалов |
6 |
Тумбочка |
5 |
0,25 |
Хранение бибтехники |
1,25 |
Подсвечник |
3 |
0,1 |
Проведение литературных вечеров |
0,3 |
Обогреватель |
20 |
0,5 |
Низкая температура в помещениях зимой |
10 |
Настольная лампа |
14 |
0,08 |
Освещение читательских и рабочих мест |
1,12 |
Видеомагнитофон |
6 |
2 |
Проведение видеоуроков |
12 |
Проигрыватель |
3 |
0,5 |
Прослушивание и перезапись грампластинок |
1,5 |
Стереонаушники |
6 |
0,136 |
Для индивид. работы с радиоаппаратурой |
0,816 |
Магнитофон |
4 |
1,5 |
Проведение тематических вечеров |
6 |
Музыкальный центр |
6 |
3 |
Перезапись и прослушивание компактдисков |
18 |
Микрокалькулятор |
5 |
0,15 |
Проведение стат.учета |
0,75 |
Холодильник |
2 |
3 |
Организация питания на рабочих местах |
6 |
Автомобиль ГАЗ-2705 (грузопассажирский) |
1 |
60 |
Обслуживание 40 выдач. пунктов и 16 ф-лов |
60 |
Гараж |
1 |
30 |
|
30 |
ВСЕГО за год: |
|
|
|
1003,651 млн.руб. |
1999 г. | ||||
Компьютер |
20 |
7 |
|
140 |
Принтер |
10 |
4 |
|
40 |
Источник бесперебойного питания |
20 |
1 |
|
20 |
Сканер |
1 |
5 |
|
5 |
Стол компьютерный |
20 |
1 |
|
20 |
Мебель секционная |
7 |
10 |
|
70 |
Мебель офисная |
10 |
12 |
|
120 |
Мебель мягкая |
5 |
10 |
|
50 |
Ковровое покрытие |
300 пог.м. |
0,1 |
|
30 |
Стул мягкий |
80 |
0,35 |
|
28 |
Полка книжная |
7 |
0,27 |
|
1,89 |
Стол для читателей |
57 |
0,3 |
|
17,1 |
Шторы |
700 м |
0,04 |
|
28 |
Люстры, светильники |
100 |
0,2 |
|
20 |
Телефонный аппарат |
7 |
0,1 |
|
0,7 |
Зеркало |
7 |
0,08 |
|
0,56 |
Часы |
7 |
0,05 |
|
0,35 |
Телевизор |
6 |
1,8 |
|
10,8 |
Радио |
8 |
0,055 |
|
0,44 |
Бра |
7 |
0,08 |
|
0,56 |
Стол письменный |
3 |
1,5 |
|
4,5 |
Тумбочка |
5 |
0,25 |
|
1,25 |
Настольная лампа |
13 |
0,08 |
|
1,04 |
Видеомагнитофон |
6 |
2 |
|
12 |
Проигрыватель |
3 |
0,5 |
|
1,5 |
Магнитофон |
3 |
1,5 |
|
4,5 |
Музыкальный центр |
6 |
3 |
|
18 |
Микрокалькулятор |
5 |
0,15 |
|
0,75 |
Холодильник |
2 |
3 |
|
6 |
ВСЕГО за год: |
|
|
|
652,94 млн.руб. |
2000 г. | ||||
Компьютер |
6 |
7 |
|
42 |
Принтер |
2 |
4 |
|
8 |
Источник бесперебойного питания |
6 |
1 |
|
6 |
Модем |
20 |
1 |
|
20 |
Стол компьютерный |
6 |
1 |
|
6 |
Мебель секционная |
7 |
1 |
|
7 |
Мебель мягкая |
5 |
10 |
|
50 |
Стул мягкий |
80 |
0,35 |
|
28 |
Полка книжная |
5 |
0,27 |
|
1,35 |
Стол для читателей |
56 |
0,3 |
|
16,8 |
Шторы |
600 м |
0,04 |
|
24 |
Люстра, светильник |
100 |
0,02 |
|
20 |
Телефонный аппарат |
6 |
0,1 |
|
0,6 |
Зеркало |
6 |
0,08 |
|
0,48 |
Часы |
8 |
0,05 |
|
0,4 |
Телевизор |
6 |
1,8 |
|
10,8 |
Радио |
8 |
0,055 |
|
0,44 |
Бра |
6 |
0,08 |
|
0,48 |
Стол письменный |
3 |
1,5 |
|
4,5 |
Тумбочка |
5 |
0,25 |
|
1,25 |
Настольная лампа |
13 |
0,08 |
|
1,04 |
Видеомагнитофон |
6 |
2 |
|
12 |
Проигрыватель |
3 |
0,5 |
|
1,5 |
Магнитофон |
3 |
1,5 |
|
4,5 |
Музыкальный центр |
5 |
3 |
|
15 |
Микрокалькулятор |
5 |
0,15 |
|
0,75 |
Холодильник |
2 |
3 |
|
6 |
ВСЕГО за год: |
|
|
|
167 млн.руб. |
И Т О Г О : |
|
|
|
1823,591 млн.руб. |
План
реализации мероприятий городской
Программы сохранения и развития культуры
в г. Нижний Тагил(1998-2000 гг.)
на 1998 год.
Учитывая принятый городской Думой бездефицитный бюджет города на 1998 год, а также то, что 1998 год будет проходить под девизом "Город - молодежи, молодежь - городу", управление культуры планирует осуществлять основные мероприятия в 1998 году в области: 1) кадровой политики (как наименее затратной); 2) молодежной проблематики (как отвечающей девизу 1998 года):
Основные мероприятия |
Ответствен ные |
Сроки исполнения |
Финансирование |
1. Кадры. |
|
|
|
1. Подготовка и закрепление творческих кадров: |
|
|
|
1.1. Осуществить целевой отбор выпускников школ искусств в НТМУ, УУПИ, худграф НТГПИ. |
Парменова Л.П. |
в течение года |
|
1.2. Продолжить целевое обучение специалистов по заявкам учреждений культуры в Уральской гос. консерватории (5 чел.); УГПУ (1 чел.); УрГУ (1 чел.) |
Парменова Л.П., Ляшко А.А. |
в течение года |
33.520 руб. |
1.3. Установить надбавку на зарплату работникам муниципальных учреждений культуры в размере 25%. |
Парменова Л.П. |
январь |
|
1.4. Разработать Положение о премиях Главы города за выдающийся вклад в сохранение и развитие культуры города |
Парменова Л.П. |
июль |
На основе Положения о Губернаторских премиях в области культуры |
2. Повышение квалификации и профессионализма работников культуры. |
|
|
|
2.1. Повысить квалификацию работников культуры через различные формы обучения |
Парменова Л.П., Ляшко А.А. |
в течение года |
50 человек |
2.2. Организовать поездку в Австрию оркестра Нижнетагильской муниципальной филармонии "Тагильские гармоники" |
Парменова Л.П. |
апрель |
|
2.3. Организовать поездку в Болгарию участников телеконкурса "Золотой петушок-98" |
Парменова Л.П., Савун Н.А. |
июнь |
на самоокупаемости |
2.4. Организовать проведение профессиональных праздников с целью повышения профмастерства. |
Парменова Л.П., Савун Н.А. |
День театра27.03 День охраны памятников18.04 День музеев-18.05 День библиотекаря -27.05 День клубного работника27.08 День учителя5.10. |
|
3. Социальная защита работников культуры |
|
|
|
3.1. Прорешать вопрос об оплате коммунальных услуг творческих студий художников-ветеранов ВОВ |
Парменова Л.П. |
1 квартал |
|
3.2. Заключить коллективные договоры и трудовые соглашения с учреждениями культуры |
Парменова Л.П. |
март-апрель |
|
II. Деятельность в сфере молодежной политики. |
|
|
|
1. Проведение благотворительных мероприятий учреждениями культуры для детей и подростков. |
Парменова Л.П. |
в течение года |
|
2. Провести актив работников культуры на тему "Досуг и молодежь" |
Парменова Л.П. |
май |
|
3. Привлечь школьников на благоустройство памятников истории и культуры города |
Парменова Л.П. |
май-июнь |
совместно с Гор-УпО |
4. Провести научно-практическую конференцию на тему "Культура и дети". |
Парменова Л.П. |
октябрь |
совместно с Гор-УпО |
5. Принять участие в реализации областной Программы "Решение жилищных проблем молодежи" |
Парменова Л.П., Ляшко А.А. |
в течение года |
24 работника культуры в возрасте до 30 лет, имеющих детей. |
6. Принять участие в организации и проведении Демидовского областного молодежного фестиваля искусств "Уральские самородки" |
Парменова Л.П. |
март - Н.Тагил, апрельЕкатеринбург |
спонсоры |
7. Организовать и провести выставку молодых тагильских художников, приуроченную Дню молодежи. |
Парменова Л.П. |
июнь |
|
8. Провести выставки лучших работ учащихся ДШИ и ДХШ города, посвященные Международному Дню защиты детей. |
Парменова Л.П. |
май-июнь |
|
9. Провести городской конкурс молодых пианистов. |
Парменова Л.П., НТМУ |
2 квартал |
|
10. Разработать программу общего музыкального образования в общеобразовательных школах |
Парменова Л.П. |
в течение года |
совместно с Гор-УпО, НТМУ, НТГПИ |
11. Решить вопрос о передаче молодежному театру здания, используемого под вытрезвитель |
Моторин А.А. |
в течение года |
|
III. Другие мероприятия: |
|
|
|
1. Обеспечить открытие творческого сезона драмтеатра после капремонта. |
Диденко Н.Н., Погудин В.В., Парменова Л.П. |
2 квартал |
|
2. Разработать Положение о городском фонде поддержки и развития культуры города Нижний Тагил |
Погудин В.В., Парменова Л.П. |
в течение года |
В соответствии со ст. 20 Областного закона "О культурной деятельности в Свердловской области" |
Начальник управления культуры
Л.П. Парменова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Главы города Нижний Тагил Свердловской области от 11 марта 1998 г. N 125 "Об утверждении Программы сохранения и развития культуры города Нижний Тагил на период 1998-2000 г.г."
Текст постановления официально опубликован не был