Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 2
Главы г. Нижний Тагил
от 26 сентября 2002 г. N 805
Муниципальная целевая программа
"Дети-инвалиды города Нижний Тагил (2003-2005 годы)"
1. Содержание проблемы и обоснование необходимости
ее решения программно-целевым методом
Реабилитация детей с ограниченными возможностями является одной из первоочередных мер по выполнению положений Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей. В Российской Федерации принят ряд Федеральных и Областных Законов, федеральные и областные программы, которые предусматривают комплекс мер, направленных на поддержку детей-инвалидов, семей, в которых они воспитываются.
Муниципальная целевая программа "Дети-инвалиды города Нижний Тагил" разработана на период 2003-2005 годы. Основными нормативными актами формирования программы стали: Федеральные законы "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов", постановление Правительства Свердловской области "О координации деятельности учреждений и организаций в сфере реабилитации инвалидов"; федеральная целевая программа "Дети-инвалиды" (2001-2002 годы).
Первым документом, положившим начало в городе создания условий для адаптации и реабилитации детей-инвалидов, явившимся актом признания остроты и актуальности проблемы детской инвалидности, стало постановление Главы города от 31.12.98 г. N 658 "Об утверждении городской целевой программы "Дети-инвалиды города Нижний Тагил" на 1999-2001 гг.
Реализация данной муниципальной целевой программы позволила сформировать систему комплексного решения социальных проблем детей-инвалидов: определены нормативные, организационно-содержательные, методические условия для создания и дальнейшего развития различных форм социально-правовой защиты, поддержки детей-инвалидов и их семей, организован процесс медико-социальной реабилитации, воспитания и образования в учреждениях для детей с ограниченными возможностями.
Социальные гарантии, предусмотренные законодательством, предоставляются всем семьям с детьми-инвалидами: решены проблемы своевременности выплаты пенсий, социальных пособий, бесплатного проезда в муниципальном транспорте, оплаты льготных билетов на междугородные поездки, предоставляется льгота по оплате жилья, коммунальных услуг, дети-инвалиды освобождены от оплаты за дошкольные бюджетные учреждения.
Система взаимодействия различных ведомств и учреждений осуществляется через организационную работу межведомственной рабочей группы, через планирование работы с общественными организациями, учреждениями.
Привлечение денежных средств, получение оборудования по федеральной и областной программам "Дети-инвалиды" позволило улучшить материально-техническую базу учреждений социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями.
За период действия программы произошли изменения в законодательстве Российской Федерации, повлиявшие на возрастной ценз детей-инвалидов, созданы новые государственные службы, изменилось состояние положения детей-инвалидов в городе, а также и система их реабилитации и адаптации.
1.1. Анализ состояния положения детей-инвалидов и системы
их реабилитации и адаптации в обществе
Анализ состояния положения детей-инвалидов и системы их реабилитации и адаптации в обществе проведен за 1997-2001 гг. по следующим оценочным показателям:
1. Динамика инвалидности детей в городе.
2. Заболевания, обусловившие возникновение инвалидности у детей.
3. Возрастная структура детей-инвалидов
4. Основные функциональные нарушения у детей-инвалидов по ведущему ограничению жизнедеятельности.
5. Социальная реабилитация детей-инвалидов, оказание социальной помощи и поддержки семьям, воспитывающим детей-инвалидов.
6. Медицинская реабилитация детей-инвалидов, профилактика инвалидности.
7. Педагогическая реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья.
8. Сеть социальных реабилитационных учреждений для детей с ограниченными возможностями, виды оказываемых услуг.
Результаты анализа по каждому из показателей следующие:
1.1.1. Динамика инвалидности детей в городе Динамика уровня
инвалидности детей отражена в следующей таблице:
/----------------------------------------------\
| Год|Детское населения|Число детей-|Показатель|
| | города | инвалидов | (%) |
|----+-----------------+------------+----------|
|1997| 71910 | 1477 | 2,05 |
|----+-----------------+------------+----------|
|1998| 69300 | 1446 | 2,08 |
|----+-----------------+------------+----------|
|1999| 66611 | 1380 | 2,08 |
|----+-----------------+------------+----------|
|2000| 63500 | 1611 | 2,50 |
|----+-----------------+------------+----------|
|2001| 77200 | 1812 | 2,50 |
\----------------------------------------------/
Приведенные в таблице данные свидетельствуют о том, что не происходит снижение числа детей-инвалидов, это обусловлено рядом причин:
- ухудшаются наследственные, генетически обусловленные факторы;
- усиливается неблагоприятное воздействие экологических факторов;
- стало хуже репродуктивное здоровье женщин (рост числа хронических заболеваний у женщин, в том числе сопутствующих беременности и родам);
- низок морально-психологический статус общества (раннее начало половой жизни, наркомания, алкоголизм, стрессовые ситуации);
- высок уровень бытового и уличного травматизма;
- повышение возрастного ценза у детей, считающихся инвалидами детства.
1.1.2. Заболевания, обусловившие возникновение
инвалидности у детей
Заболевания, обусловившие возникновение инвалидности у детей, проанализированы с помощью следующей таблицы:
Структура заболеваний, обусловивших возникновение
инвалидности у детей
/--------------------------------------------------------------\
| N | Наименование |1997 г. |1998 г. |1999 г. |2000 г. |2001 г.|
|п/п| болезней | (%) | (%) | (%) | (%) |(%) |
|---+--------------+--------+--------+--------+--------+-------|
|1. |Психические | 269 | 293 | 282 | 337 |220 |
| |заболевания | (18,2) | (20,3) | (20,4) | (20,9) |(12,1) |
|---+--------------+--------+--------+--------+--------+-------|
|2. |Болезни | 480 | 437 | 295 | 327 |372 |
| |нервной | (32,5) | (30,2) | (21,4) | (20,3) |(20,5) |
| |системы | | | | | |
|---+--------------+--------+--------+--------+--------+-------|
|3. |ДЦП | 156 | 121 | 148 | 170 |181 |
| | | (10,5) | (8,3) | (10,7) | (10,6) |(10,0) |
|---+--------------+--------+--------+--------+--------+-------|
|4. |Болезни |78 (5,2)|61 (4,2)|52 (3,8)|71 (4,4)|96 |
| |органов | | | | |(5,3) |
| |дыхания | | | | | |
|---+--------------+--------+--------+--------+--------+-------|
|5. |Врожденные | 301 | 303 | 274 | 325 |402 |
| |аномалии | (20,4) | (20,9) | (19,9) | (20,1) |(22,2) |
| |(пороки | | | | | |
| |развития) | | | | | |
|---+--------------+--------+--------+--------+--------+-------|
|6. |Другие | 349 | 352 | 329 | 381 |541 |
| |болезни | (23,6) | (24,3) | (23,8) | (23,6) |(29,8) |
\--------------------------------------------------------------/
Статистический анализ заболеваний, обуславливающих инвалидность, свидетельствует о преобладании детей с психическими заболеваниями (умственной отсталостью), болезнями нервной системы (35-40%), врожденные аномалии составляют (2022%), болезни органов дыхания - 5,3%. Дети-инвалиды с другими болезнями составляют 29,8%: болезни уха - 6%, болезни костномышечной системы - 5%, болезни глаз - 4%, травмы, отравления - 3,5%, болезни мочеполовой системы - 3%, сахарный диабет - 2,7%, болезни кожи - 2% и т.д. Увеличивается количество детей-инвалидов, страдающих ДЦП, болезнями органов дыхания, врожденными аномалиями.
Это говорит о том, что требуется более четкая целенаправленная, скоординированная работа медицинских, образовательных и социальных учреждений в проведении реабилитационных мероприятий, реализации ИПР и повышения значимости реабилитационных мероприятий, необходимо улучшить материально-техническую базу учреждений, также существует особая востребованность в узких специалистах при реализации программ индивидуальной реабилитации.
1.1.3. Возрастная структура детей-инвалидов
В возрастной структуре 34,6% инвалидности формируется в возрасте от 0 до 10 лет. Пик заболеваемости детей-инвалидов от 10 до 14 лет - 38%. Обе группы требуют максимальных усилий в реабилитационных мероприятиях, более раннего начала реабилитационного процесса. Снижение количества детей-инвалидов старшего возраста, хотя отчасти связано с улучшением здоровья, снятием инвалидности, эффективностью реабилитационных мер, но обусловлено и тем, что число детей-инвалидов в 1997-1999 годах было меньше, чем в последующие годы.
1.1.4. Основные функциональные нарушения у детей-инвалидов
по ведущему ограничению жизнедеятельности
/----------------------------------------------------------\
| N | Виды ограничений |1997 | 1998|1999 | 2000 | 2001|
|п/п | жизнедеятельности | | | | | |
|----+----------------------+-----+-----+-----+------+-----|
| |Дети с ограниченной | | | | | |
| |способностью: | | | | | |
|----+----------------------+-----+-----+-----+------+-----|
|1. |Адекватно вести себя | 615 | 584 | 555 | 643 | 744 |
|----+----------------------+-----+-----+-----+------+-----|
|2. |Общаться с окружающими| 266 | 240 | 241 | 285 | 310 |
|----+----------------------+-----+-----+-----+------+-----|
|3. |Передвигаться | 391 | 403 | 360 | 467 | 486 |
\----------------------------------------------------------/
Основные функциональные нарушения в детском возрасте - это неадекватность поведения - 41,1%, нарушение способности к передвижению - 26,9%, способности к общению - 17%. Из таблицы видно, что присутствует явная тенденция к увеличению таких детей, что требует разработки дополнительных мер по их социальной реабилитации.
Не могут ухаживать за собой 5,3% детей-инвалидов (97 чел.), 5% - не могут владеть телом (91 чел.), 2% (48%) - действовать руками.
Поскольку неадекватностью поведения отличается 41% детей-инвалидов города, во всех коррекционных и реабилитационных учреждениях необходима разработка и внедрение программ по развитию навыков поведения и общения у детей.
1.1.5. Медицинская реабилитация детей-инвалидов
Медицинская реабилитация детей-инвалидов осуществляется в детских поликлиниках по месту жительства, детских больницах, в специализированных Центрах:
- аллергореспираторный Центр на базе МУЗ ГДБ N 2;
- Центр по коррекции зрения на базе МУЗ ГДБ N 3; и в Нижнетагильском филиале МНТК (хирургия глаза) при МУЗ МП N 1;
- эндокринологический Центр (МУЗ ДЦГБ);
- Центр реабилитации детей с ДЦП на базе МУЗ ДГП N 5;
- Сурдологический Центр (МУЗ ДГП N 5);
- Центр "Детское психическое здоровье" (МУЗ "Психиатрия");
- МУЗ "Городской детский психоневрологический санаторий N 2" "Антоновский";
- МУЗ "Городской детский санаторий N 4" для детей дошкольного возраста, имеющих бронхолегочную патологию и гастроэнтерологические заболевания.
Направление детей в Центры, так же как и в областные клиники и Центры, осуществляется участковыми врачами, врачами стационаров и по обращению родителей.
Обеспечена работа всех специализированных Центров. В аллергореспираторном Центре ДГБ N 2 повысилась эффективность лечения с 29% в 1999 году до 35% в 2001 году. Детский психиатрический стационар реорганизован во вторую многопрофильную бригаду специалистов дневного стационара, что позволило перенести акцент оказания помощи на амбулаторную службу, снизить и даже исключить объем медикаментозного вмешательства, повысить уровень диспансеризации.
Вопросы ранней профилактики инвалидности отражены в муниципальной целевой программе "Здоровый ребенок": обследование на внутриутробные инфекции беременных женщин и новорожденных, организация работы перинатального Центра, Центра планирования семьи, проведение ультразвуковой диагностики, тестов на фенилкетонурию и гипотериоз.
1.1.6. Педагогическая реабилитация детей с ограниченными
возможностями здоровья
Педагогическая реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья оказывается через сеть коррекционных классов, которые подразделяются на 2 вида: классы компенсирующего обучения (физически ослабленные дети, быстро утомляемые, но с нормальным интеллектом) и классы выравнивания детей с задержкой развития психических функций. Сроки обучения в этих классах увеличены на 1 год, откорректирована программа. За этими детьми осуществляется постоянный контроль со стороны психологов, дефектологов, врачей.
В 2000-2001 учебном году в ОУ города открылись 70 классов компенсирующего обучения, в которых занималось 1058 человек и 187 специальных (коррекционных) классов 7-го вида (2033 учащихся).
В 2001-2002 учебном году образовательные учреждения города посещало 482 ребенка-инвалида. Из них: ДОУ - 140 чел., ОУ - 342 чел.
На домашнем обучении - 227 детей-инвалидов.
В дошкольных учреждениях города сохранены профильные группы как один из факторов профилактики хронических заболеваний, инвалидности детей дошкольного возраста. В ДОУ города функционируют специализированные группы для детей с нарушениями речи, слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, аллергопатологией, органов дыхания для ослабленных и часто болеющих детей. Зарегистрирован Устав МОУ "Начальная школа - детский сад N 105". В 2001 году открыты 3 первых класса в этом учреждении для 67 детей, из них 25 детей-инвалидов (21 человек с нарушениями опорно-двигательного аппарата, 3 человека с нарушениями зрения, 1 - сердечно-сосудистое заболевание).
В 4 специальных (коррекционных) школах-интернатах для детей с отклонениями в развитии учатся 740 детей, из них 256 детей-инвалидов. Все они проходят допрофессиональную подготовку в ОУ N 15, 16,31, городском УПК по 7 профилям. В течение 20012002 гг. горУпрО осуществлялась деятельность по созданию условий для получения детьми-инвалидами из числа выпускников специальных школ-интернатов и детских домов N 2, N 3 профессионального образования на базе городского учебно-производственного комбината (адаптация и корректировка программ образовательной области "Технология").
Во всех специальных школах-интернатах города созданы и работают кабинеты социально-бытовой адаптации детей-инвалидов, реализуется программа по семейному воспитанию.
В 2001-2002 учебном году в учебных заведениях профессионального образования обучалось 49 инвалидов, в т.ч. поступивших в 2001 году 19, из них:
- в учреждениях начального профессионального образования 6 инвалидов;
- в учреждениях среднего профессионального образования 22 инвалида;
- в учреждениях высшего образования 21 инвалид.
Вместе с тем в системе педагогической реабилитации детей имеется ряд проблем:
- недостаточные условия для образования детей с нарушениями зрения;
- в соответствии с инструктивным письмом Министерства образования РФ от 26.12.2000 г. N 3 предстоит решить вопрос об организации классов, групп продленного дня для детей с глубокой умственной отсталостью в системе специальных (коррекционных) образовательных учреждений с целью максимально возможной социализации этой категории детей, их допрофессиональной подготовки для последующего профессионального обучения и трудоустройства или для индивидуальной трудовой деятельности;
- проблема трудоустройства остается по-прежнему актуальной.
Ежегодно из 70-90 детей-инвалидов, выпускников образовательных учреждений устраивается в профессиональные училища 7%, в среднеспециальные учебные заведения - 15%, на работу - 1,1%, не работают и не учатся - 47% детей.
Все это говорит о том, что существует потребность в более качественной педагогической реабилитации детей-инвалидов, создании условий для обучения и получении профессии детьми-инвалидами.
1.1.7. Социальная реабилитация детей-инвалидов, оказание
социальной помощи и поддержки семьям, воспитывающим
детей-инвалидов
На сегодняшний день более трети детей-инвалидов проживают в неполных семьях, больше половины всех семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья, относятся к малоимущим.
Улучшение положения ребенка-инвалида существенно зависит от степени помощи семье, в которой он воспитывается.
Выплата пенсий, предоставление льгот семьям осуществляется согласно законодательным актам Российской Федерации и области.
В связи с изменением пенсионного законодательства в 2000-2001 годах число детей-инвалидов возросло на 329 подростков-инвалидов от 16 до 18 лет, на них распространены все льготы, получаемые семьями, воспитывающими детей-инвалидов.
На учете в управлениях социальной защиты населения районов состоит около 300 неработающих родителей детей-инвалидов, которые получают ежеквартально социальное пособие согласно Областному Закону "О защите прав ребенка".
Проводится мониторинг проблем детей-инвалидов. В материальной помощи нуждались в 1999 году - 75% семей, в 2001 году - 45%, в оздоровлении ребенка нуждаются 37% семей, в обслуживании на дому - 4% семей.
За период с 1999-2001 гг. только по путевкам, выданным управлением по социальной политике администрации города, оздоровлено 785 человек, что составляет 47% от общего количества детей-инвалидов.
Организовано слухопротезирование 64 детей через органы социальной защиты населения, инвалидными колясками обеспечено 25 человек.
При анализе социально-бытовых условий жизни семей с ребенком-инвалидом выявилась потребность в приобретении устройств, которые помогают в уходе за детьми, развитии у них элементарных навыков и умений. Только 12,6% семей могут купить все необходимое сами; 30,3% в состоянии приобрести их при частичной материальной поддержке; 50,7% семей могут это сделать лишь при условии полной компенсации затрат.
В Бюро МСЭ за 1999-2001 годы обследовано 900 детей, но только 300 детям выданы индивидуальные программы реабилитации; направлено в учреждения социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями всего 52 ребенка, что говорит о недостаточной согласованности в работе реабилитационных учреждений, о действительной актуальности решения задач обеспечения взаимодействия всех служб, ведомств, учреждений по реализации индивидуальных программ реабилитации ребенка-инвалида, повышения ответственности родителей за выполнение определенной ребенку программы.
Стало традиционным проведение в городе фестиваля творчества детей-инвалидов "Мы все можем!". Дети-инвалиды города являются призерами окружных, областных, Всероссийского фестивалей творчества детей с ограниченными возможностями здоровья, их работы отмечаются дипломами на выставках детского декоративно-прикладного и технического творчества. Однако в фестивале творчества в 2002 году участвовало только 10% детей-инвалидов. Недостаточно участие детей-инвалидов и в занятиях физкультурой и спортом, фактически отсутствуют среди них организация спортивных соревнований.
Информационная обеспеченность семей с детьми-инвалидами, работа с общественными организациями, родителями детей-инвалидов требует совершенствования форм и методов работы с целью оказания помощи каждой семье.
При всех положительных моментах осуществления различных мер по социальной поддержке, социальной реабилитации ребенка-инвалида, качественно новый уровень осуществления социальной реабилитации возможен при условии обеспечения реализации в городе индивидуальных программ реабилитации, организации учета и контроля при взаимодействии ведомств, повышения заинтересованности, ответственности за судьбу детей у родителей.
1.1.8. Сеть социальных реабилитационных учреждений для
детей-инвалидов, виды оказываемых услуг
Динамика развития сети реабилитационных учреждений социального
обслуживания семьи и детей
/-------------------------------------------------------------\
| N | |1997|1998 |1999 |2000 |2001|
|п/п| | | | | | |
|---+-----------------------------+----+-----+-----+-----+----|
|1. |Количество учреждений | 1 | 2 | 2 | 2 | 2 |
| |(всего) | | | | | |
|---+-----------------------------+----+-----+-----+-----+----|
|2. |Число мест | 60 | 60 | 90 | 90 | 90 |
| |- в отделениях дневного| | | | | |
| |пребывания | | | | | |
|---+-----------------------------+----+-----+-----+-----+----|
|3. |Фактическое число детей с| 150| 152 | 322 | 554 | 611|
| |ограниченными возможностями,| | | | | |
| |прошедших реабилитацию. | | | | | |
|---+-----------------------------+----+-----+-----+-----+----|
|4. |Число обслуженных семей, из| | | | | |
| |них: | 226| 470 | 914 | 648 |1053|
|---+-----------------------------+----+-----+-----+-----+----|
| |- с детьми-инвалидами | 162| 447 | 692 | 383 | 730|
|---+-----------------------------+----+-----+-----+-----+----|
| |- многодетные | 17 | 8 | 49 | 39 | 40 |
|---+-----------------------------+----+-----+-----+-----+----|
| |- неполные | 20 | - | 250 | 179 | 383|
|---+-----------------------------+----+-----+-----+-----+----|
| |- малообеспеченные | 90 | 135 | 373 | 435 | 362|
\-------------------------------------------------------------/
Данные об оказании реабилитационных услуг
МУ "Реабилитационные Центры для детей с ограниченными
возможностями" "Серебряное копытце",
"Островок надежды"
/--------------------------------------------------------------\
| N | Категория детей |1999 | 2000 | 2001 |
|п/п| |год | год | год |
|---+-------------------------------------+-----+------+-------|
|1. |Количество детей, прошедших |164 | 336 | 598 |
| |реабилитацию в Центрах (кроме | | | |
| |летнего лагеря) | | | |
|---+-------------------------------------+-----+------+-------|
|2. |Количество детей, отдохнувших в | | 210 | 193 |
| |летнем оздоровительном лагере Центров| | | |
|---+-------------------------------------+-----+------+-------|
|3. |Сроки реабилитации: | | | |
|---+-------------------------------------+-----+------+-------|
| |До 1 месяца | 28 | 111 | 255 |
|---+-------------------------------------+-----+------+-------|
| |До 3 месяцев | 52 | 118 | 150 |
|---+-------------------------------------+-----+------+-------|
| |До 6 месяцев | 42 | 66 | 94 |
|---+-------------------------------------+-----+------+-------|
| |До 1 года | 42 | 41 | 51 |
|---+-------------------------------------+-----+------+-------|
|4. |Возраст детей: до 3 - х лет | | | 8 |
|---+-------------------------------------+-----+------+-------|
| |3-5 лет | 29 | 66 | 141 |
|---+-------------------------------------+-----+------+-------|
| |6-7 лет | 42 | 54 | 79 |
|---+-------------------------------------+-----+------+-------|
| |8-12 лет | 58 | 121 | 271 |
|---+-------------------------------------+-----+------+-------|
| |13-15 лет | 25 | 74 | 51 |
|---+-------------------------------------+-----+------+-------|
| |16-18 лет | 7 | 21 | 16 |
|---+-------------------------------------+-----+------+-------|
|5. |Социальный статус семей: | | | |
|---+-------------------------------------+-----+------+-------|
| |- с детьми - инвалидами |125 | 236 | 286 |
|---+-------------------------------------+-----+------+-------|
| |- многодетные | 6 | 12 | 15 |
|---+-------------------------------------+-----+------+-------|
| |- неполные | 67 | 123 | 173 |
|---+-------------------------------------+-----+------+-------|
| |- опекаемые | 3 | 4 | 11 |
|---+-------------------------------------+-----+------+-------|
|6. |Вид обучения воспитанников: | | | |
|---+-------------------------------------+-----+------+-------|
| |На дому | 22 | 31 | 52 |
|---+-------------------------------------+-----+------+-------|
| |В школе | 6 | 74 | 361 |
|---+-------------------------------------+-----+------+-------|
| |Необучаемые | 7 | 22 | 30 |
|---+-------------------------------------+-----+------+-------|
|7. |Количество детей, получивших медико- | | | |
| |социальные услуги: | | | |
|---+-------------------------------------+-----+------+-------|
| |- Физиотерапевтические |304 | 804 | 1224 |
|---+-------------------------------------+-----+------+-------|
| |- ЛФК | - | 259 | 496 |
|---+-------------------------------------+-----+------+-------|
| |- Медикаментозное лечение |324 | 714 | 651 |
|---+-------------------------------------+-----+------+-------|
| |- Диетическое питание | - | 84 | 32 |
|---+-------------------------------------+-----+------+-------|
|8. |Количество детей, получивших | | | |
| |психолого-педагогические услуги: | | | |
|---+-------------------------------------+-----+------+-------|
| |- логопеда | 22 | 223 | 239 |
|---+-------------------------------------+-----+------+-------|
| |- психолога |375 | 536 | 521 |
|---+-------------------------------------+-----+------+-------|
| |- сенсорная комната |340 | 368 | 412 |
|---+-------------------------------------+-----+------+-------|
| |- творческие мастерские |511 | 1018 | 1246 |
|---+-------------------------------------+-----+------+-------|
|9. |Результаты реабилитации: | | | |
|---+-------------------------------------+-----+------+-------|
| |- значительные улучшения | 5% | 10% | 30% |
|---+-------------------------------------+-----+------+-------|
| |- улучшение |56% | 69% | 49,5% |
|---+-------------------------------------+-----+------+-------|
| |- без изменений |39% | 21% | 20,5% |
\--------------------------------------------------------------/
В городе существует 2 реабилитационных Центра для детей с ограниченными возможностями на 90 мест дневного стационара. В Центрах реабилитации комплексно оказывается психолого-педагогическая и медико-социальная помощь, ведется работа с семьями, имеющими детей-инвалидов.
За период с 1999 г. по июль 2002 г. через РЦ "Серебряное копытце" прошло 560 детей, в основном из Дзержинского района, 282 из них - инвалиды (50,3%). Учитывая, что в Дзержинском районе 573 ребенка-инвалида, в Центре побывало только 49% детей, имеющих стойкое нарушение здоровья, в то же время каждому ребенку-инвалиду необходимо пройти курс реабилитации один раз в 1-2 года.
Имея достаточную реабилитационную базу, Центр "Серебряное копытце" принимает как правило детей со сравнительно легкой патологией в связи с отсутствием условий для открытия групп для детей-колясочников и детей со средней тяжестью психоневрологических расстройств.
С 2001 года при РЦ N 1 и РЦ N 2 открыта служба "Домашний стационар". За 1,5 года обслужено соответственно 27 и 12 семей с больным ребенком-инвалидом. Потребность в этом виде обслуживания в 3-4 раза выше.
В городе примерно 300 семей имеют ребенка с тяжелой патологией, из них 50% семей - неполные. Привлечение родителей к участию в социально-педагогической работе с ребенком, превращение их в соучастников реабилитационного процесса - усиление их медицинской активности - важнейшая задача для специалистов Центра. С 2000 года в рамках семейной программы социально-реабилитационная работа проведена с 95 семьями, что явно недостаточно - это 18% от общего количества семей Дзержинского района.
Результаты медико-социального обследования детей-инвалидов в городе Нижний Тагил показывают, что организация реабилитационного процесса часто носит разобщенный характер, не всегда способствует в достаточной мере компенсации утраченных функций, носит лишь общеукрепляющий характер.
По данным социологического опроса родителей, проведенного специалистами реабилитационных Центров, среди основных проблем, связанных с лечением, обучением, воспитанием, проживанием в семье ребенка-инвалида, наиболее сложными и непосильными названы низкий уровень материальной обеспеченности (22,3%), трудности с обеспечением лекарствами (20,5%), плохие жилищные условия (19,3%), высокая стоимость лечения (16,8%). Каждая вторая семья нуждается либо в коррекционной помощи психотерапевта или логопеда, либо в консультации специалиста-психолога по вопросам адаптации ребенка к социальной среде, либо в помощи родителям, находящимся в нестабильном состоянии вследствие тяжелой болезни ребенка (20% детей очень тяжело переживают факт своей инвалидности, 16% родителей постоянно пребывают в угнетенном, подавленном состоянии).
Поэтому решающее значение имеет развитие учреждений социальной реабилитации детей - укрепление материально-технической базы,разработка и внедрение программ психологической, коррекционной помощи детям, обучение родителей, открытие новых отделений, создание условий для реабилитации тяжелобольных детей в Центрах и на дому, для увеличения количества посещения Центров именно детьми-инвалидами.
1.1.9 Образовательный и квалификационный уровень кадров,
занимающихся вопросами реабилитации и адаптации
детей-инвалидов в учреждениях социального
обслуживания семьи и детей
В двух муниципальных реабилитационных Центрах для детей с ограниченными возможностями в настоящее время работает 151 сотрудник, из них медицинских работников - 24 чел., педагогов (в т.ч. воспитателей) - 55 чел.
Образовательный уровень работников:
- с высшим образованием - 42 чел. (27%);
- со средним специальным образованием - 84 чел. (55%);
- с квалификационной категорией - 16 чел. (10,5%).
Преобладают сотрудники со средним специальным образованием и без категорий.
В этой сфере существуют свои проблемы:
1. Подтверждение квалификационной категории у педагогических работников.
2. Организация аттестации педагогических, социальных работников.
3. Лицензирование предоставляемых услуг.
4. Организация непрерывного обучения сотрудников в учреждении.
5. Повышение квалификации специалистов учреждений.
Результаты проведенного анализа состояния положения детей-инвалидов и системы их реабилитации и адаптации в обществе свидетельствуют о следующем: в городе не уменьшается число детей с ограниченными возможностями, в структуре инвалидности преобладают дети с болезнями нервной системы, врожденными аномалиями, умственной отсталостью, заболеваниями органов дыхания, наблюдается увеличение количества детей с неадекватностью поведения, нарушением способности передвигаться, способностью к общению.
Организация же реабилитационного процесса детей-инвалидов носит разобщенный характер, хотя созданы достаточные условия для медицинской, педагогической, социальной реабилитации. Все это говорит о необходимости использования программно-целевого метода в решении задач по улучшению качества жизни детей-инвалидов, их реабилитации и адаптации в обществе.
2. Цель и задачи программы
Цель программы - повышение качества жизни детей-инвалидов путем развития системы их комплексной реабилитации и создания условий для адаптации в обществе
Задачи программы:
1. Повышение эффективности профилактической работы по предупреждению детской инвалидности, обеспечение максимального восстановления здоровья детей-инвалидов.
2. Развитие условий для проведения комплексной (медицинской, педагогической и социальной) реабилитации детей-инвалидов и интеграции их в общество.
3. Повышение эффективности работы системы учреждений, занимающихся реабилитацией детей-инвалидов.
4. Повышение квалификации кадров, работающих в системе социального обслуживания детей-инвалидов.
5. Совершенствование механизмов взаимодействия служб администраций города и районов, общественных организаций, предприятий и организаций по реабилитации и адаптации детей-инвалидов в обществе.
3. Основные направления реализации Программы
Перечень мероприятий Программы предусматривает решение конкретных задач, взаимосвязанных и скоординированных по времени, ресурсам и исполнителям.
Будет проведен ряд профилактических мероприятий направленных на снижение детской инвалидности.
В области реабилитации детей-инвалидов Программа предусматривает формирование механизма реализации индивидуальной программы реабилитации.
Будут организованы клубы общения, созданы условия для посещения семьями с детьми-инвалидами культурных мероприятий, участия в фестивалях и конкурсах.
Планируются мероприятия по открытию трудовых мастерских на базе реабилитационных учреждений, разработке специальных программ по профориентации, до- и профессиональному обучению детей-инвалидов, будет продолжена работа по их трудоустройству, созданию рабочих мест для детей-инвалидов.
Для организации развития занятий физкультурой и спортом среди детей-инвалидов будут проводиться спартакиады и спортивные соревнования, открыты секции, разработаны и реализованы спортивно-оздоровительные программы в реабилитационных учреждениях.
Планируется открытие пунктов проката технических средств реабилитации в районах города.
Планируется организация занятий в реабилитационных Центрах для детей с ограниченными возможностями по школьным программам в соответствии с возрастом ребенка-инвалида, рекомендациями индивидуальной программы реабилитации.
4. Механизм реализации Программы
К участию в реализации программы привлекаются управления администрации города: по социальной политике, образования, здравоохранения, культуры. Комитеты: по физкультуре и спорту, по делам молодежи; Бюро медико-социальной экспертизы, районные управления социальной защиты населения, Территориальный федеральный Центр занятости, общественные организации инвалидов, предприятия и организации.
Исполнение Программы осуществляется на основе соглашений между организациями, решений координационного совета, руководимого первым заместителем Главы города, решений Рабочих групп под председательством Глав или заместителей Глав администраций районов.
Управление по социальной политике администрации города осуществляет координацию деятельности соисполнителей Программы, контроль за сроками выполнения мероприятий Программы, целевым расходованием выделяемых финансовых средств и эффективностью их использования в пределах своей компетенции, ежегодно уточняет затраты по программным мероприятиям и состав исполнителей.
5. План мероприятий по реализации программы
5.1. Задача 1. Повышение эффективности профилактической работы
по предупреждению детской инвалидности, обеспечение
максимального восстановления здоровья
детей-инвалидов
/------------------------------------------------------------------\
| Мероприятия |Ответственные| Сроки | Объемы| Источник |
| | исполнители |выполне-|фин-ния|финансирова-|
| | | ния |(тыс. | ния |
| | | | руб.) | |
|----------------------+-------------+--------+-------+------------|
|1 Проводить | Управление | 2003- | | Бюджет |
|восстановительное |здравоохране-|2005 гг.| | города, |
|лечение детей- | ния, УСП | | | ТФОМС |
|инвалидов в | | | | |
|поликлиниках, | | | | |
|медицинских и | | | | |
|социальных Центрах, | | | | |
|санаториях, домах | | | | |
|ребенка. | | | | |
|----------------------+-------------+--------+-------+------------|
|2. Организовать | Управление | 2003- | | Областной |
|проведение медико- |здравоохране-|2005 гг.| | Центр |
|генетических | ния | | |ланирова- |
|консультаций | | | |ия семьи и |
|супружеских пар, | | | |епродукции |
|имеющих детей с | | | |г. Екатерин-|
|врожденными аномалиями| | | |ург) |
|----------------------+-------------+--------+-------+------------|
|3. Проводить | Управление | 2003- | | ТФОМС |
|диспансеризацию детей-|здравоохране-|2005 гг.| | |
|инвалидов с | ния | | | |
|последующим лечением| | | | |
|согласно показаниям | | | | |
|----------------------+-------------+--------+-------+------------|
|4. Проводить | Управление | 2003- | | ТФОМС |
|медицинский патронаж|здравоохране-|2005 гг.| | |
|семей, имеющих детей-| ния | | | |
|инвалидов, а также | | | | |
|диспансерный осмотр на| | | | |
|дому по показаниям | | | | |
|----------------------+-------------+--------+-------+------------|
|5. Организовать | Управление | 2003- | 9,0 | Городской |
|проведение массажа на|здравоохране-|2005 гг.| | бюджет |
|дому для детей-| ния | | | |
|инвалидов с тяжелой | | | | |
|патологией | | | | |
|----------------------+-------------+--------+-------+------------|
|6. Организовать | Управление | 2003- | | Городской |
|использование всех |здравоохране-|2005 гг.| | бюджет, |
|реабилитационных баз | ния | | | сметы |
|для обеспечения |управление по| | |учреждений, |
|реализации ИПР с | социальной | | | ТФОМС |
|последующим анализом| политике, | | | |
|эффективности | управление | | | |
|реабилитационных | образования | | | |
|мероприятий с участием| | | | |
|семьи | | | | |
|----------------------+-------------+--------+-------+------------|
|7. Повышать уровень| МСЭ, УСП | 2003- | | Сметы |
|медицинской | |2005 гг.| | учреждений |
|грамотности родителей| | | | |
|по вопросам здорового| | | | |
|образа жизни, | | | | |
|проведению медицинской| | | | |
|реабилитации ребенка в| | | | |
|домашних условиях | | | | |
|----------------------+-------------+--------+-------+------------|
|8. Организовать раннее| Управление | 2003- | | Бюджет |
|выявление и |здравоохране-|2005 гг.| | города, |
|реабилитацию | ния | | | ТФОМС |
|врожденных и | | | | |
|наследственных | | | | |
|заболеваний у детей | | | | |
|----------------------+-------------+--------+-------+------------|
|9. Организовать | Управление | 2003- | | ТФОМС |
|реабилитацию детей-|здравоохране-|2005 гг.| | |
|инвалидов на базе | ния | | | |
|дневных стационаров | | | | |
|детских лечебных | | | | |
|учреждений | | | | |
|здравоохранения | | | | |
|----------------------+-------------+--------+-------+------------|
|10. Открыть городское| Управление |2003 г. | | Городской |
|отделение ортопедии, в|здравоохране-| | | бюджет, |
|том числе для детей на| ния | | | ТФОМС |
|базе МУ "ЦГБ N 4" | | | | |
|----------------------+-------------+--------+-------+------------|
|11. Ввести должность| Управление |2005 г. | 25,0 | Городской |
|городского |здравоохране-| | | бюджет |
|эпилептолога с | ния | | | |
|организацией работы по| | | | |
|этому направлению | | | | |
|----------------------+-------------+--------+-------+------------|
|12. Организовать | УСП, | 2003- | 900,0 | Гор.бюджет |
|целевые заезды в | Управление |2005 гг.| | |
|летний период для |здравоохране-| | | |
|детей-инвалидов в | ния | | | |
|Центр "Сосновый бор" | | | | |
\------------------------------------------------------------------/
Планируемый результат:
Уменьшение случаев рождения детей с врожденными и наследственными заболеваниями, порока и развития, ведущими к инвалидности; преодоление тенденции роста числа детей - инвалидов, улучшение состояния их здоровья.
5.2. Задача 2. Развитие условий для проведения комплексной
реабилитации детей-инвалидов и интеграции их в общество
/------------------------------------------------------------------\
| Мероприятия | Ответст-| Сроки | Объемы | Источник |
| | венные |выполне-|финансиро-| финансиро-|
| | исполни-| ния | рования | вания |
| | тели | |(тыс.руб.)| |
|-----------------------+----------+--------+----------+-----------|
| |Рай-УСЗН, | 2003 г.| | Сметы |
| Информационная | РЦ | | - |учреждений |
| деятельность | | | | |
| | | | | |
|1. Оформить стенды в| | | | |
|БМСЭ и РЦ о правах и| | | | |
|гарантиях для семей с| | | | |
|детьми-инвалидами | | | | |
|-----------------------+----------+--------+----------+-----------|
|2. Выпустить Памятки |Рай-УСЗН, | 2003 г.| 10,0 |Гор.бюджет |
|для семей с детьми -| УСП | | | |
|инвалидами с | | | | |
|информацией о правах и| | | | |
|льготах, об учреждениях| | | | |
|города, работающих с | | | | |
|детьми-инвалидами, с | | | | |
|перечнем | | | | |
|предоставляемых услуг | | | | |
|-----------------------+----------+--------+----------+-----------|
|3. Подготовить цикл |Тагил-ТВ, |2003- | - | - |
|телепередач о | УСП, РЦ |2005 гг.| | |
|деятельности | | | | |
|учреждений, о системе | | | | |
|реабилитации детей- | | | | |
|инвалидов | | | | |
|-----------------------+----------+--------+----------+-----------|
|4. Издать Памятки об | |2003 г. | 2,0 |Гор.бюджет |
|услугах служб по | | | | |
|профориентации и | | | | |
|трудоустройству | | | | |
|подростков-инвалидов | | | | |
|-----------------------+----------+--------+----------+-----------|
|5. Предоставить УСП, | районные |2003- | _ | _ |
|информационный материал| УСЗН, |2005 гг.| | |
|о льготах для семей с | РЦ, | | | |
|детьми-инвалидами в |управление| | | |
|"Тематические страницы"|образова- | | | |
|газет. | ния СМИ | | | |
|-----------------------+----------+--------+----------+-----------|
|6. Подготовить | Районные |2003- | - | - |
|представление |УСЗН, УСП,|2005 гг.| | |
|материалов о правах и| РЦ, | | | |
|льготах детям-инвалидам|управление| | | |
|и их семьям, о работе|образова- | | | |
|коррекционных и | ния | | | |
|реабилитационных | | | | |
|учреждений в СМИ | | | | |
|-----------------------+----------+--------+----------+-----------|
|7. Обеспечить | УСП, РЦ, |2003- | _ |Спонсорс- |
|проведение |управление|2005 гг.| |кие |
|благотворительных |образова- | | |средства |
|акций, "Круглых | ния | | | |
|столов", работу | | | | |
|"Телефонов доверия" | | | | |
|-----------------------+----------+--------+----------+-----------|
| Допрофессиональная и | НТОФГСЗН |2003- | _ | _ |
| профессиональная | |2005 гг.| | |
| подготовка, | | | | |
| трудоустройство | | | | |
| детей-инвалидов | | | | |
|-----------------------+----------+--------+----------+-----------|
|8. Провести | | | | |
|индивидуальные | | | | |
|консультации родителей| | | | |
|подростков-инвалидов по| | | | |
|вопросам | | | | |
|профориентации, | | | | |
|прохождения курсов | | | | |
|обучения, | | | | |
|трудоустройства | | | | |
|-----------------------+----------+--------+----------+-----------|
|9. Информировать детей-| НТОФГСЗН |2003- | _ | _ |
|инвалидов и их | |2005 гг.| | |
|родителей о состоянии| | | | |
|рынка труда, об | | | | |
|услугах, оказываемых| | | | |
|службой занятости | | | | |
|-----------------------+----------+--------+----------+-----------|
|10. Создать банк данных|Управление|2003- | _ | _ |
|о детях-инвалидах, | образова-|2005 гг.| | |
|обучающихся в 8-11| ния | | | |
|классах ОУ города | | | | |
|-----------------------+----------+--------+----------+-----------|
|11. Провести мониторинг|Управление|2004 г. | - | - |
|жизнеустройства | образова-| | | |
|выпускников-инвалидов | ния | | | |
|образовательных | | | | |
|учреждений | | | | |
|-----------------------+----------+--------+----------+-----------|
|12. Организовать |Обществен-|2003 г. | 5,0 |Гор.бюджет |
|социальную реабилитацию| ная | | | |
|подростков и молодых|организа- | | | |
|инвалидов с |ция "Клуб-| | | |
|психическими |ный дом | | | |
|заболеваниями по |"Окно | | | |
|программе социально-| в мир" | | | |
|бытовой адаптации, | | | | |
|психологической | | | | |
|реабилитации, с | | | | |
|сопровождением | | | | |
|программы | | | | |
|промежуточного рабочего| | | | |
|места с последующим| | | | |
|трудоустройством; | | | | |
|социальный патронаж и| | | | |
|содействие в получении| | | | |
|льгот и пособий; | | | | |
|социальную работу с | | | | |
|родственниками, семьями| | | | |
|подростков-инвалидов | | | | |
|-----------------------+----------+--------+----------+-----------|
|13. Организовать | МП |2003 г. | _| _ |
|сотрудничество с |"Психиат- | | | |
|британскими | рия" | | | |
|специалистами МП | | | | |
|"Психиатрия" - по | | | | |
|социальной адаптации | | | | |
|подростков-инвалидов, | | | | |
|врачебно-трудовой | | | | |
|реабилитации | | | | |
|-----------------------+----------+--------+----------+-----------|
|14. Обеспечить право на| НТОФГСЗН |2003- | _| |
|приоритетное | |2005 гг.| | |
|направление подростков-| | | | |
|инвалидов на | | | | |
|профессиональную | | | | |
|подготовку и | | | | |
|трудоустройство | | | | |
|-----------------------+----------+--------+----------+-----------|
|15. Оказать | НТОФГСЗН |2003- | | _ |
|консультационную и | |2005 гг.| | |
|методическую помощь | | | | |
|психологам | | | | |
|коррекционных детских | | | | |
|домов в вопросах | | | | |
|профориентации и | | | | |
|допрофессиональной | | | | |
|подготовки. | | | | |
|-----------------------+----------+--------+----------+-----------|
|16. Организовать | НТОФГСЗН |2003- | _| _ |
|индивидуальное | |2005 гг.| | |
|профконсультирование | | | | |
|детей-инвалидов с | | | | |
|личностно- | | | | |
|ориентированным | | | | |
|подходом | | | | |
|-----------------------+----------+--------+----------+-----------|
|17. Заключить договора|Управление|2003 г. | _| _ |
|между ГУПК и |образова- | | | |
|Реабилитационными | ния | | | |
|Центрами о совместной| ГУПК | | | |
|деятельности по | | | | |
|профессиональному | | | | |
|самоопределению детей-| | | | |
|инвалидов | | | | |
|-----------------------+----------+--------+----------+-----------|
|18. Обеспечить |Управление|2003- | _| _ |
|профессиональную |образова- |2005 гг.| | |
|подготовку детей- |ния | | | |
|инвалидов по | ГУПК | | | |
|индивидуальным | | | | |
|программам с учетом | | | | |
|рекомендаций МСЭ | | | | |
|-----------------------+----------+--------+----------+-----------|
|19. Организовать |Управление|2003- | _| _ |
|консультирование |образова- |2005 гг.| | |
|родителей детей- |ния | | | |
|инвалидов по проблемам| ГУПК | | | |
|их профессионального| | | | |
|самоопределения на базе| | | | |
|Реабилитационных | | | | |
|Центров | | | | |
|-----------------------+----------+--------+----------+-----------|
|20. Организовать работу| КДМ |2003- | _ | _ |
|в летний период | |2005 гг.| | |
|молодежных бригад | | | | |
|подростков-инвалидов | | | | |
|-----------------------+----------+--------+----------+-----------|
|21. Открыть трудовые| РЦ |2004 г. | 30,0 |Гор.бюджет |
|мастерские на базе| | | | |
|Реабилитационных | | | | |
|Центров N 1, N 2 | | | | |
|-----------------------+----------+--------+----------+-----------|
| |Управление|2003- | _ | _ |
| Организация занятий |образова- |2005 гг.| | |
| спортом среди детей- |ния, УСП, | | | |
| инвалидов | КФиС | | | |
|-----------------------+----------+--------+----------+-----------|
|22. Организовать работу| | | | |
|спортивных групп | | | | |
|здоровья для детей- | | | | |
|инвалидов в школах, | | | | |
|реабилитационных | | | | |
|учреждениях | | | | |
|-----------------------+----------+--------+----------+-----------|
|23. Приобрести |Управление|2004 г. | 50,0 |Гор.бюджет |
|спортивный инвентарь|образова- | | | |
|для работы спортивных|ния, УСП, | | | |
|секций и групп здоровья| КФиС | | | |
|-----------------------+----------+--------+----------+-----------|
|24. Заключить договоры| РЦ |2003 г. | _| _ |
|между РОСТО и | | | | |
|Реабилитационными | | | | |
|Центрами по развитию | | | | |
|спортивной работы с | | | | |
|детьми-инвалидами | | | | |
|-----------------------+----------+--------+----------+-----------|
|25. Открыть в Центре| Центр |2004 г. | _| Смета |
|"Преодоление" |"Преодоле-| | |учреждения |
|физкультурно- | ние" | | | |
|оздоровительные секции| | | | |
|для подростков- | | | | |
|инвалидов "Шахматы",| | | | |
|"Шашки" | | | | |
|-----------------------+----------+--------+----------+-----------|
|26. Обеспечить | КДМ |2004- | 90 т.р. |Гор.бюджет |
|поддержку социально-| |2005 гг.| | |
|значимых проектов по| | | | |
|реабилитации детей-| | | | |
|инвалидов на конкурсной| | | | |
|основе, в том числе ОА| | | | |
|НКО "Иппотерапия - | | | | |
|Центр лечебной верховой| | | | |
|езды "Преодоление" | | | | |
|-----------------------+----------+--------+----------+-----------|
|27. Организовать работу| КФиС |2003- | 45,0 |Гор.бюджет |
|по вовлечению детей-| |2005 гг.| | |
|инвалидов в занятия| | | | |
|спортом, провести | | | | |
|городские и принять | | | | |
|участие в областных | | | | |
|соревнованиях, | | | | |
|спартакиадах | | | | |
|-----------------------+----------+--------+----------+-----------|
| | УСП,РЦ, |2004 г. | 50,0 |Гор.бюджет |
| Реализация | Центр | | | |
|индивидуальных программ|"преодоле-| | | |
| реабилитации детей- | ние" | | | |
| инвалидов | | | | |
|-----------------------+----------+--------+----------+-----------|
|28. Открыть пункты | | | | |
|проката технических | | | | |
|средств реабилитации | | | | |
|-----------------------+----------+--------+----------+-----------|
|29. Разработать | УСП, БМСЭ|2003 г. | _| _ |
|механизм реализации | | | | |
|ИПР. | | | | |
|-----------------------+----------+--------+----------+-----------|
|30. Организовать | РЦ |2003- | _| _ |
|социальную работу с| |2005 гг.| | |
|родителями детей- | | | | |
|инвалидов при посещении| | | | |
|БМСЭ, разработке и| | | | |
|реализации ИПР | | | | |
|-----------------------+----------+--------+----------+-----------|
|31. Сформировать банк| Районные |2003 г. | _| _ |
|данных на детей, | УСЗН | | | |
|нуждающихся в | | | | |
|технических средствах| | | | |
|реабилитации для | | | | |
|получения их от МСЗН| | | | |
|Свердловской области,| | | | |
|организовать | | | | |
|представление заявок на| | | | |
|ТСР в МСЗН. | | | | |
|-----------------------+----------+--------+----------+-----------|
|32. Сформировать | УСП,РЦ |2003- | 700,0 | Обл. и |
|заявки, подготовить| |2005 гг.| | Федер. |
|отчеты о деятельности| | | | Бюджет |
|учреждений для | | | | |
|включения в Федеральную| | | | |
|и областную программы| | | | |
|"Дети-инвалиды", | | | | |
|областную | | | | |
|оздоровительную | | | | |
|программу, областную | | | | |
|программу "Женщины | | | | |
|Свердловской области" | | | | |
|-----------------------+----------+--------+----------+-----------|
|33. Осуществить |Управление|2003- | 50,0 |Городской |
|психолого- |образова- |2004 гг.| | бюджет |
|педагогическое | ния | | | |
|сопровождение детей с| | | | |
|тяжелой степенью | | | | |
|умственной отсталости,| | | | |
|нарушенным слухом. | | | | |
|Построить | | | | |
|образовательный | | | | |
|маршрут, внести | | | | |
|корректировки с учетом| | | | |
|индивидуальных | | | | |
|особенностей детей | | | | |
|-----------------------+----------+--------+----------+-----------|
|34. Выделить помещение|УСП, УСЗН |2004 г. | _| _ |
|для работы БМСЭ |Ленинского| | | |
| | района | | | |
|-----------------------+----------+--------+----------+-----------|
|35. Создать условия для|Управление|2003- | _| Гос. |
|образования учащихся с|образова- |2004 гг.| | бюджет |
|тяжелой умственной | ния | | | |
|степенью отсталости. | | | | |
|Открыть 3 класса | | | | |
|-----------------------+----------+--------+----------+-----------|
|36. Организовать |Управление|2003- | 45,0 |Гор.бюд- |
|проведение праздников и| культуры |2005 гг.| | жет |
|культурно-досуговых | | | | |
|мероприятий для семей с| | | | |
|детьми-инвалидами по| | | | |
|заявкам общественных| | | | |
|организаций | | | | |
|-----------------------+----------+--------+----------+-----------|
|37. Организовать работу| КДН,РЦ |2003- | _| _ |
|с семьями, ведущими| |2005 гг.| | |
|асоциальный образ | | | | |
|жизни, имеющими детей-| | | | |
|инвалидов. | | | | |
|-----------------------+----------+--------+----------+-----------|
|38. Организовать рейды| КДН,РЦ |2003- | _| _ |
|по выявлению семей с| |2005 гг.| | |
|детьми-инвалидами, | | | | |
|находящимися в | | | | |
|социально опасном | | | | |
|положении | | | | |
|-----------------------+----------+--------+----------+-----------|
|39. Обеспечить развитие| РЦ |2003- | _| Сметы |
|системы социального| |2005 гг.| |учрежде- |
|патронажа семей, | | | |ний, |
|имеющих детей-инвалидов| | | |спонсорс- |
|с тяжелой патологией | | | | кие |
| | | | |средства |
|-----------------------+----------+--------+----------+-----------|
|40. Организовать |Предприя- |2003- | _| _ |
|различные формы | тия |2005 гг.| | |
|социальной поддержки на|различных | | | |
|предприятиях, где | форм | | | |
|работают родители |собствен- | | | |
|детей-инвалидов | ности | | | |
|-----------------------+----------+--------+----------+-----------|
|41. Организовать | УСП |2003- | 216,0 |Гор.бюджет |
|автоперевозку | |2005 гг.| | |
|слабовидящих детей к| | | | |
|месту учебы в школу-| | | | |
|интернат г. В. Пышма | | | | |
|-----------------------+----------+--------+----------+-----------|
| Деятельность по | КДМ |2003- | _ | _ |
|социальному партнерству| |2005 гг.| | |
|-----------------------+----------+--------+----------+-----------|
|42. Привлечь МОО | | | | |
|инвалидов к проведению| | | | |
|городских мероприятий | | | | |
|-----------------------+----------+--------+----------+-----------|
|43. Оказать правовую| КДМ |2003- | _ | _ |
|помощь молодым | |2005 гг.| | |
|инвалидам и их | | | | |
|общественным | | | | |
|организациям | | | | |
|-----------------------+----------+--------+----------+-----------|
|44. Обеспечить | КДМ |2003- | _ | _ |
|организационную, | |2005 гг.| | |
|информационную и | | | | |
|методическую поддержку| | | | |
|МОО инвалидов | | | | |
|-----------------------+----------+--------+----------+-----------|
|Формирование доступной | |2003- | 1000,0 | гор. |
| для детей-инвалидов | |2005 гг.| |бюджет |
|среды жизнедеятельности| | | | |
|-----------------------+----------+--------+----------+-----------|
|45. Оборудовать | УСП, | | | |
|элементами доступности |управление| | | |
|учреждения |образова- | | | |
|дополнительного и |ние, КФ и | | | |
|коррекционного | С | | | |
|образования, спорта, | | | | |
|реабилитационные Центры| | | | |
|-----------------------+----------+--------+----------+-----------|
|46. Сформировать | УСП, |2003 г. | _ | _ |
|перечень учреждений,|управление| | | |
|подлежащих оборудованию|образова- | | | |
|элементами доступности|ние, КФ и | | | |
|для детей-инвалидов | С | | | |
|-----------------------+----------+--------+----------+-----------|
|47. Принять участие в |Админис- |2003- | В рамках |Гор.бюджет |
|реализации плана меро- |трации |2005 гг.|сметы, утв| |
|приятий, утвержденного |районов, | | Пост. | |
|постановлением Главы |УСП, | |Гл.гор. от| |
|города от 23.05.2002 г.|управление| |23.05.2002| |
|N 430 |здравоох- | | г. N 430 | |
| |ранения, | | | |
| |управление| | | |
| |культуры | | | |
|-----------------------+----------+--------+----------+-----------|
|48. Создать |Управление|2003- | 500,0 | Гор. |
|безбарьерную среду для|образова- |2005 гг.| | бюджет |
|обучения детей с | ния | | | |
|нарушением опорно- | | | | |
|двигательного аппарата| | | | |
|в школе-интернате N 16 | | | | |
\------------------------------------------------------------------/
Планируемый результат:
повышение эффективности реабилитации на 10% через внедрение новых видов реабилитационных технологий (медицинских, психолого-педагогических, социальных), обеспечение детям-инвалидам доступа к образованию, спорту, культуре, профессиональной деятельности.
5.3. Задача 3. Повышение эффективности работы системы
учреждений, занимающихся реабилитацией
детей-инвалидов
/-----------------------------------------------------------------\
| Мероприятия |Ответствен-| Сроки | Объемы |Источник |
| | ные |выполне-|финансиро-|финанси- |
| |исполнители| ния | вания |рования |
|-----------------------+-----------+--------+----------+---------|
|1. Разработать | РЦ | 2003 г.| _ | _ |
|программы развития в | | | | |
|Реабилитационных | | | | |
|Центрах на последующий| | | | |
|период | | | | |
|-----------------------+-----------+--------+----------+---------|
|2. Провести | РЦ | 2004 г.| 100 т.р. |Гор.бюд- |
|лицензирование | | | | жет |
|медицинских отделений в| | | | |
|Реабилитационных | | | | |
|Центрах | | | | |
|-----------------------+-----------+--------+----------+---------|
|3. Продолжить оснащение| УСП, | 2004- | 500 т.р. | Гор.бюд-|
|реабилитационных, |управление | 2005 г.| | жет |
|медицинских и |здравоохра-| | | |
|образовательных | нения, | | | |
|учреждений |управление | | | |
|оборудованием |образования| | | |
|-----------------------+-----------+--------+----------+---------|
|4. Открыть психолого-| | | | |
|педагогическое | | | | |
|отделение МУ | | | | |
|"Реабилитационный центр| | | | |
|N 2" на базе бывшего| | | | |
|клуба "Надежда" | | | | |
|-----------------------+-----------+--------+----------+---------|
|5. Осуществить ремонт| УСП,РЦ | 2004 | 500 т.р. |Гор.бюд- |
|кровли, помещений и | | -2005 г| | жет |
|филиала | | | | |
|Реабилитационного | | | | |
|Центра N 2, текущий| | | | |
|ремонт | | | | |
|Реабилитационного | | | | |
|Центра N 1 | | | | |
|-----------------------+-----------+--------+----------+---------|
|6. Обеспечить работу| РЦ,УСП, | 2003- | 250 т.р. |Спонсор- |
|попечительских советов|Управление | 2004 г.| | ские |
|при реабилитационных и|образования| | |средства |
|образовательных | | | | |
|учреждениях | | | | |
|-----------------------+-----------+--------+----------+---------|
|7. Разработать и | РЦ | 2003- | _ | _ |
|внедрить новые | | 2005 г.| | |
|реабилитационные | | | | |
|технологии | | | | |
|-----------------------+-----------+--------+----------+---------|
|8. Открыть группы в РЦ| РЦ |2004 г. | | Сметы |
|N 1 и РЦ N 2 для детей-| | | |учрежде- |
|колясочников | | | | ний |
|-----------------------+-----------+--------+----------+---------|
|9. Разработать и | РЦ |004 г. | |Сметы |
|внедрить систему | | | |учрежде- |
|распределения путевок в| | | | ний |
|реабилитационные Центры| | | | |
|-----------------------+-----------+--------+----------+---------|
|10. Обеспечить развитие| РЦ | 2003- | | Сметы |
|службы "Домашний | | 2005 г.| |учрежде- |
|стационар" при | | | |ний |
|реабилитационных | | | | |
|Центрах | | | | |
|-----------------------+-----------+--------+----------+---------|
|11. Разработать и | РЦ | 2003- | | Сметы |
|реализовать семейные| | 2005 | |учрежде- |
|программы в | | гг. | | ний |
|реабилитационных | | | | |
|Центрах | | | | |
|-----------------------+-----------+--------+----------+---------|
|12. Разработать и | РЦ, | 2003- | | Сметы |
|внедрить программы по|коррекцион-| 2005 | |учрежде- |
|обучению общению и | ные | гг. | | ний |
|навыкам поведения |учреждения | | | |
|детей-инвалидов | | | | |
|-----------------------+-----------+--------+----------+---------|
|13. Ремонт бассейна, |Управление |2003 г. | 900,0 | |
|благоустройство |образования| | | |
|территории МОУ | | | | |
|начальная школа-д/сад N| | | | |
|105 | | | | |
|-----------------------+-----------+--------+----------+---------|
|14. Приобретение | Управление| 2003- | 500,0 | |
|школьного оборудования,|образования| 2004 | | |
|медицинской аппаратуры| | гг. | | |
|для детей-инвалидов с| | | | |
|патологией зрения | | | | |
\-----------------------------------------------------------------/
Планируемый результат:
Улучшение содержания деятельности учреждений, занимающихся реабилитацией детей-инвалидов, укрепление их материально-технической базы, расширение спектра услуг семьям с детьми-инвалидами.
5.4. Задача 4. Повышение квалификации кадров, работающих в
системе социального обслуживания
детей-инвалидов
/-----------------------------------------------------------------\
| Мероприятия |Ответствен-| Сроки | Объемы |Источник |
| | ные |выполне-| финанси- |финанси- |
| |исполнители| ния | рования |рования |
|-----------------------+-----------+--------+----------+---------|
|1. Организовать | РЦ | 2003- | 50 т.р. |Гор.бюд- |
|обучение сотрудников на| | 2005 г.| | жет |
|курсах в ИРРО, НТГПИ | | | | |
|-----------------------+-----------+--------+----------+---------|
|2. Организовать | РЦ | 2003- | _| _ |
|получение высшего | | 2005 г.| | |
|образования по | | | | |
|специальности | | | | |
|"Социальная работа с | | | | |
|детьми-инвалидами" | | | | |
|специалистами | | | | |
|учреждений | | | | |
|-----------------------+-----------+--------+----------+---------|
|3. Провести аттестацию| УСП,РЦ | 2003- | _| _ |
|работников учреждений | | 2005 г.| | |
|-----------------------+-----------+--------+----------+---------|
|4. Организовать | РЦ, МСЭ | 2003- | _| _ |
|проведение семинаров,| | 2005 г.| | |
|конференций в | | | | |
|учреждениях по вопросам| | | | |
|реабилитации детей-| | | | |
|инвалидов | | | | |
|-----------------------+-----------+--------+----------+---------|
|5. Организовать обмен| РЦ, МСЭ, | 2003- | _| _ |
|опытом специалистов |Управления | 2005 г.| | |
|учреждений разных |образования| | | |
|ведомств |здраво- | | | |
| |охранения | | | |
|-----------------------+-----------+--------+----------+---------|
|6. Провести конкурсы| РЦ | 2003- | 15 т.р. |Гор.бюд- |
|профессионального | | 2005 г.| | жет |
|мастерства в | | | | |
|учреждениях | | | | |
|-----------------------+-----------+--------+----------+---------|
|7. Обеспечить участие| РЦ, УСП | 2003- | _ | _ |
|специалистов | | 2005 г.| | |
|реабилитационных | | | | |
|Центров в творческих и| | | | |
|профессиональных | | | | |
|объединениях других | | | | |
|ведомств | | | | |
|-----------------------+-----------+--------+----------+---------|
|8. Провести совместные| РЦ | 2003- | _| _ |
|с родителями занятия| | 2005 г.| | |
|по вопросам психолого-| | | | |
|медико-педагогической и| | | | |
|социальной реабилитации| | | | |
|детей | | | | |
|-----------------------+-----------+--------+----------+---------|
|9. Организовать занятия| РЦ, | 2003- | _| _ |
|с активистами | районные | 2005 г.| | |
|общественных | УСЗН | | | |
|организаций инвалидов| | | | |
|по вопросам трудового и| | | | |
|пенсионного | | | | |
|законодательства | | | | |
\-----------------------------------------------------------------/
Планируемый результат:
Повышение профессионализма кадрового состава учреждений, обучение 15 специалистов на курсах повышения квалификации, участие 100% сотрудников в проводимых семинарах и конференциях, улучшение качества услуг, предоставляемым семьям с детьми-инвалидами, увеличение на 20% количества обслуженных семей и детей.
5.5. Задача 5. Совершенствование механизмов взаимодействия
служб администраций города и районов, общественных
организаций, предприятий по реабилитации и
адаптации детей-инвалидов в
обществе
/---------------------------------------------------------------\
| Мероприятия |Ответ- | Сроки | Объемы |Источник |
| |ственные |выпол- |финансиро-|финанси- |
| |исполните-|нения | вания |рования |
| |ли | | | |
|----------------------+----------+--------+----------+---------|
|1. Организовать | УСП, все | 2003- | _ | _ |
|работу |ведомства | 2005 г.| | |
|Координационного | | | | |
|Совета по | | | | |
|реабилитации детей- | | | | |
|инвалидов | | | | |
|----------------------+----------+--------+----------+---------|
|2. Обеспечить |Админист- | 2003- | _ | _ |
|деятельность Рабочих| рации | 2005 г.| | |
|групп при Главах | районов | | | |
|администрации районов | | | | |
|----------------------+----------+--------+----------+---------|
|3. Выявить состояние| УСП, | 2004 г.| _ | _ |
|и формы поддержки| районные | | | |
|семей, имеющих детей-| УСЗН | | | |
|инвалидов - на | | | | |
|предприятиях и в | | | | |
|организациях города | | | | |
|----------------------+----------+--------+----------+---------|
|4. Заключить |Учреждения| 2003- | _ | _ |
|межведомственные | по | 2005 г.| | |
|соглашения между |реабилита-| | | |
|учреждениями, | ции, | | | |
|занимающимися |образова- | | | |
|реабилитацией детей-|нию детей-| | | |
|инвалидов по вопросам|инвалидов | | | |
|совместной | | | | |
|деятельности | | | | |
|----------------------+----------+--------+----------+---------|
|5. Ввести в | УСП,РЦ | 2003 г.| _ | _ |
|функционал | | | | |
|реабилитационных | | | | |
|Центров функции по| | | | |
|учету ИПР, | | | | |
|координации работы по| | | | |
|их реализации, по| | | | |
|мониторингу и оценке| | | | |
|эффективности | | | | |
|реализации ИПР | | | | |
|----------------------+----------+--------+----------+---------|
|6. Провести | УСП, | 2003- | _ | _ |
|межведомственные |управление| 2005 г.| | |
|"Круглые столы" по|образова- | | | |
|решению проблем семей| ния, | | | |
|с детьми-инвалидами | районные | | | |
| | УСЗН | | | |
|----------------------+----------+--------+----------+---------|
|7. Разработать | УСП | 2003 г.| _ | _ |
|механизм управления| | | | |
|Схемой взаимодействия| | | | |
|ведомств и служб по| | | | |
|реабилитации детей-| | | | |
|инвалидов (утв. | | | | |
|постановлением Главой| | | | |
|города от 18.07.2002| | | | |
|N 598) | | | | |
|----------------------+----------+--------+----------+---------|
|8. Сформировать | УСП, |2004 г. | _ | _ |
|стандарт |управление| | | |
|информационного |образова- | | | |
|обеспечения проблем | ния | | | |
|детской инвалидности | | | | |
\---------------------------------------------------------------/
Планируемый результат:
Повышение эффективности деятельности служб администраций города и районов, общественных и иных организаций по реабилитации и адаптации детей-инвалидов в общество.
Обозначения:
- УСП - управление по социальной политике администрации города.
- РЦ - реабилитационный Центр для детей с ограниченными возможностями.
- КДМ - комитет по делам молодежи администрации города.
- КфиС - комитет по физкультуре и спорту администрации города.
- БМСЭ - педиатрическое бюро медико-социальной экспертизы.
- НТОФГСЗН - Нижнетагильский территориальный отдел федеральной государственной службы занятости населения.
- УСЗН - управление социальной защиты населения.
6. Ресурсное обеспечение Программы
Общие финансовые затраты на реализацию Программы за счет средств городского бюджета составляют 5620,0 тыс.руб., в том числе на:
- Проведение спортивных мероприятий - 45 тыс.руб.;
- приобретение спортивного инвентаря - 50 тыс.руб.;
- проведение массажа для детей-инвалидов - 27,0 тыс.руб.;
- оплата работы эпилептолога - 25,0 тыс.руб.
- открытие пунктов проката технических средств реабилитации - 50 тыс.руб.;
- организацию досуговых и культурных форм отдыха для семей с детьми-инвалидами - 45 тыс.руб.;
- издание печатных материалов - 12 тыс.руб.;
- реализация и поддержка социальных проектов - 90 тыс.руб.;
- открытие трудовых мастерских - 30 тыс.руб.;
- оздоровление детей в Центре "Сосновый бор" - 900 тыс.руб.;
- оснащение оборудованием и ремонт Реабилитационных Центров - 1000,0 тыс.руб.;
- обучение на курсах повышения квалификации - 50 тыс.руб.;
- организация конкурсов профессионального мастерства - 15 тыс. руб.;
- лицензирование медико-социальных отделений и реабилитационных Центров - 100 тыс.руб.;
- автоперевозка слабовидящих детей-инвалидов в г. В.Пышма - 216 тыс. руб.;
- проведение городского фестиваля творчества детей-инвалидов "Мы все можем" - 15,0 тыс.руб.;
- оборудование учреждений дополнительного и коррекционного образования, спорта, реабилитационных Центров элементами доступности - 1000,0 тыс. руб.;
- ремонт бассейна, благоустройство территории МОУ N 105 - 900,0 тыс. руб.;
- приобретение школьного оборудования, медицинской аппаратуры для детей-инвалидов с патологией зрения - 500,0 тыс.руб.;
- создание безбарьерной среды для обучения детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата в школе-интернате N 16 - 500,0 тыс.руб.;
- оказание транспортных услуг по доставке детей-колясочников 5-9 классов для обучения в школу-интернат N 16 - 200,0 тыс.руб.
Объемы финансирования Программы из средств городского бюджета будут ежегодно уточняться в установленном порядке при формировании проекта городского бюджета на соответствующий год.
Для выполнения Программы планируется привлечь средства федерального и областного бюджетов в сумме 700 тыс.руб. и 250 тыс.руб. спонсорских средств; компенсация за содержание детей-инвалидов в детских дошкольных учреждениях составляет:
- 1500 рублей х 15 чел. х 12 мес. х 3 года = 810 тыс.руб.
(областной бюджет).
Итого: 1760 тыс.руб.
7. Оценка эффективности Программы
В результате реализации Программы ожидается развитие системы комплексного решения проблем детей-инвалидов, повышение уровня социальной защищенности детей-инвалидов и создание условий для социальной адаптации и реабилитации детей-инвалидов.
Эффективность Программы оценивается посредством сопоставления ожидаемых программных результатов (целевых показателей) и затрат на их достижение. Эффективность Программы оценивается по следующим показателям: количество детей, признанных инвалидами; количество разработанных ИПР; эффективность их реализации; охват детей занятиями физкультурой и спортом; охват семей с детьми-инвалидами досуговыми и культурными формами; создание новых и сохранение существующих рабочих мест; открытие пунктов проката; технических мастерских; количество детей-инвалидов, получивших профессию, трудоустроенных; количество выданных детям-инвалидам технических средств реабилитации; оказание социальной, психологической и педагогической помощи детям-инвалидам; количество учреждений, оборудованных элементами доступности.
Реализация программы позволит:
- Уменьшить количество случаев рождения детей с врожденными и наследственными заболеваниями, пороками развития, ведущими к инвалидности; преодолеть тенденцию роста числа детей-инвалидов, улучшить состояние их здоровья.
- Повысить эффективность реабилитации на 10% через внедрение новых видов реабилитационных технологий (медицинских, психолого-педагогических, социальных), обеспечение детям-инвалидам доступа к образованию, спорту, культуре, профессиональной деятельности.
- Улучшить содержание деятельности учреждений, занимающихся реабилитацией детей-инвалидов, укрепить их материально-техническую базу, расширить спектр услуг семьям с детьми-инвалидами.
- Повысить профессионализм кадрового состава учреждений, обучить 15 специалистов на курсах повышения квалификации, обеспечить участие 100% сотрудников в проводимых семинарах и конференциях, улучшить качество услуг, предоставляемым семьям с детьми-инвалидами, увеличить на 20% количество обслуженных семей и детей.
- Повысить эффективность деятельности служб администраций города и районов, общественных и иных организаций по реабилитации и адаптации детей-инвалидов в общество.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.