Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
Концепция
(основные направления) развития физической культуры и спорта в
муниципальном образовании "город Нижний Тагил"
(2004-2007 годы)
(утв. постановлением Главы города Н.Тагил
от 24 мая 2004 г. N 480)
1. Введение
Настоящая концепция (основные направления) разработана в рамках реализации Федеральной "Концепции развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2005 года", утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года, N 1507-р. Кроме того, она опирается на принципы, которые заложены в международных, федеральных, региональных и местных нормативно-правовых документах: Конституции Российской Федерации, Конвенции ООН о правах ребенка, Декларации прав человека, законе РФ "Об образовании", "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Закон РФ "О физической культуре и спорте", "О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации", Областном законе, "О физической культуре и спорте", Уставе города Нижний Тагил, муниципальных целевых комплексных программах развития того или иного вида спорта, целевую программу "Кадры в системе учреждений физической культуры и спорта города Нижний Тагил", а также других законодательных и нормативно-правовых актах в области муниципального управления, образования и развития физической культуры и спорта.
Концепция (основные направления) развития физической культуры и спорта в муниципальном образовании "город Нижний Тагил" на период до 2007 года (далее именуется - Концепция) представляет собой систему взглядов на содержание и основные направления физкультурно-спортивной деятельности администрации города в области физической культуры и спорта - более широкое приобщение к занятиям физической культурой и спортом детей, подростков, учащейся молодежи и взрослого населения, а также достойное выступление тагильских спортсменов на соревнованиях различного уровня.
Объект Концепции (основных направлений) - система физкультурно-спортивной, в том числе оздоровительной, деятельности в муниципальном образовании "город Нижний Тагил".
Предмет Концепции (основных направлений) - оптимизация и эффективность функционирования системы физкультурно-спортивной деятельности в муниципальном образовании "город Нижний Тагил".
2. Актуальность разработки Концепции (основных направлений)
Необходимость Концепции (основных направлений) вызвана снижением физического здоровья населения, в том числе подрастающего поколения, низким охватом различных слоев населения нашего города занятиями физической культурой. Увеличивается число людей, употребляющих наркотики, растет заболеваемость алкоголизмом, особенно среди детского населения. Количество преступлений, совершаемых детьми, возрастает. Значительно снизился уровень пригодности молодежи к несению военной службы.
Занятия физической культурой и спортом оказывают существенное позитивное воздействие как на состояние здоровья детей, подростков и учащейся молодежи, так и на социально-экономические показатели.
С 1996 года в нашем городе стала внедряться технология программно-целевого планирования и проектирования деятельности всех структурных подразделений. В частности, за период с 1996 по 2002 годы Комитет по физической культуре и спорту администрации города Нижний Тагил разработал 9 муниципальных целевых программ:
- Постановление Главы города N 647 от 25.12.1996 "О программе развития баскетбола в городе Нижний Тагил на период 1996-98 годов";
- Постановление Главы города N 303 от 02.06.2000 "О муниципальной целевой программе "Развитие баскетбола в городе Нижний Тагил (2000-2004 годы)";
- Постановление Главы города N 644 от 18.10.1999 "О муниципальной целевой программе "Обязательное обучение плаванию учащихся 2-х классов общеобразовательных учреждений города Нижний Тагил на период 1999-2003 гг.";
- Постановление Главы города N 282 от 22.05.2000 "О муниципальной целевой программе "Развитие зимних видов спорта в городе Нижний Тагил (2000-2003 гг.)";
- Постановление Главы города N 320 от 13.04.2001 "О муниципальной целевой программе "Развитие шахмат в городе Нижний Тагил (2001-2004 гг.)";
- Решение нижнетагильской городской Думы N 202 от 22.06.1999 "О муниципальной целевой программе развития хоккея в городе Нижний Тагил на период 1999-2000 гг.";
- Постановление Главы города N 28 от 14.01.2002 "О муниципальной целевой программе "Развитие хоккея с шайбой в городе Нижний Тагил (2002-2004 годы);
- Постановление Главы города N 113 от 11.03.1998 "О программе развития футбола в городе Нижний Тагил на период 1998 - 1999 гг.";
- Постановление Главы города N 302 от 02.06.2000 г. "О муниципальной целевой программе "Кадры в системе учреждений физической культуры и спорта города Нижний Тагил (2000-2004 годы)".
У каждой из вышеперечисленных программ была своя причина возникновения (в основном, она определялась лоббированием вида спорта отдельных людей или активной работой федерации, а, например, разработка программы развития зимних видов спорта объяснялась значимостью развития спортивно-оздоровительного комплекса на горе Долгой), каждая программа имела узконаправленные цели. Но они не были интегрированы, у них не было объединяющего начала, которое, как пирамида, решала бы системные действия.
Несмотря на вышесказанное, программы сыграли свою позитивную роль. В частности, реализация программно-целевого подхода позволила сформировать алгоритм деятельности спортивных федераций, популяризировать и развить виды спорта (особенно это касается баскетбола, где, например, количество мужских команд, участвующих в первенстве города, увеличилось с 4 до 28), определить проблемы и противоречия, обозначить последовательность определенных действий. При этом мы пришли к пониманию того, что накопленный опыт по разработке и реализации муниципальных целевых программ можно применить к развитию целой отрасли, определив главные (приоритетные) направления деятельности на период до 2007 года.
Данная Концепция (основные направления) является основой для разработки комплекса мероприятий, предусматривающих концентрацию ресурсов: организационных, материально-технических, финансовых, кадровых, творческих и научно-методических на решение важнейших задач развития системы физической культуры и спорта для удовлетворения интересов и потребностей тагильчан в занятиях физкультурно-спортивной, в том числе оздоровительной, деятельностью.
3. Основные направления деятельности в развитии физической культуры,
спорта в городе Нижний Тагил за период с 1999 по 2003 годы
С 1996 года основная задача комитета по физической культуре и спорту администрации города заключалась в сохранении и развитии спорта высших достижений, поэтому вся основная деятельность, прежде всего, была направлена на реализацию муниципальных целевых программ и спортивно-массовую работу.
Главными направлениями являлись:
- расширение сети детско-юношеских спортивных школ;
- улучшение физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы по месту жительства;
- формирование потребности на "спортивный стиль жизни" в среде современной молодежи с помощью средств массовой информации, организации зрелищных мероприятий, проведения экскурсий в зале спортивной славы и музее-заповеднике по теме "Тагил спортивный" и др.;
- совершенствование физкультурно-спортивной работы непосредственно в детско-юношеских школах.
- создание постоянно действующей информационно-пропагандистской и просветительно-образовательной системы (на базе ИМЦ), направленной на повышение профессионализма и компетентности специалистов отрасли "физическая культура и спорт", формирование потребности в здоровом образе жизни у всех слоев населения нашего города, в активных занятиях физической культурой и спортом;
- реализация муниципальных целевых программ развития видов спорта.
4. Характеристика современного состояния физической
культуры и спорта в городе Нижний Тагил
По данным статистической отчетности на 01.01.2004 общее количество занимающихся физической культурой и спортом составляет 40879 человек, что составляет 10,6% от общего числа жителей города (в среднем по России эта цифра по разным источникам варьирует в пределах от 6 до 9%).
Рис. N 1 свидетельствует о том, что в абсолютных значениях количество занимающихся физической культурой и спортом за период с 1999 года по 2003 год растет, но неравномерно. Наиболее высокий прирост отмечен в 2001 году (39974 человека), но к концу 2002 происходит уменьшение на 2413 человек, при этом следует отметить, что за этот период общее количество жителей в нашем городе уменьшилось на 3,2 тысячи человек, прежде всего за счет превышения смертности над рождаемостью. Кроме того, в течение всего 2002 года был закрыт на капитальный ремонт Дворец водного спорта спортивного клуба "Спутник", на 1 тысячу детей стало меньше заниматься физической культурой в МОУ города, на 400 человек уменьшилась цифра количества занимающихся в ССУЗах и ВУЗах.
Из общего количества детей, подростков и учащейся молодежи, проживающих в нашем городе, постоянно занимаются физической культурой и спортом 23950 детей, что составляет 20% от общего числа жителей этого возраста. Более того, количество детей в возрасте от 6 до 15 лет, занимающихся в ДЮСШ, составляет 24,5% от числа детей этого возраста, проживающих в нашем городе, что на 2,5% превышает показатель социальных нормативов (он равен 22%).
Количество взрослого населения, охваченного занятиями физической культурой и спортом, равно 16 929 человекам, что составляет 6,2% от общего числа жителей старше 24-летнего возраста. Таким образом, на этот возрастной диапазон следует обратить особое внимание в ближайшем будущем, говоря об увеличении массовости занятий физической культурой и спортом.
На рис. N 2 показано сравнение численности занимающихся физической культурой и спортом в нашем городе с другими городами Свердловской области (в % отношении к количеству жителей). В 1999 году по этому показателю наш город занимал последнее, 14 место, в 2000 году - 11 место, в 2001 - 8 место, в 2002 - 9 место, в 2003 году - 8 место (явными лидерами здесь являются г. Каменск-Уральский и г. Лесной). В маленьких городах (а к ним как раз можно отнести вышеперечисленные города) мобильность жителей лучше, они меньше тратят времени на передвижения, здесь есть одно-два градообразующих предприятия, имеющие на своих территориях физкультурно-оздоровительные центры, в которых занимается около половины работающих. И реальным подтверждением этого является предприятие нашего города ОАО "Уральская химическая компания". Здесь много лет назад построен так называемый "цех здоровья", в котором есть плавательный бассейн, игровой и тренажерный залы, проводятся массаж и физиопроцедуры, в выходные дни здесь проходят различные физкультурно-оздоровительные мероприятия, в которых принимают участие не только работники предприятия, но и их дети. И совсем не удивительно, что из 2630 работающих 1237 человек (47%) регулярно занимается физической культурой и спортом, из них 920 человек (35%) занимаются в оздоровительных группах и 317 человек (12,1%) в спортивных секциях.
На рис. N 3 представлена численность занимающихся физической культурой и спортом в разных городах Свердловской области в спортивных секциях (в % отношении к количеству жителей). По этому показателю у нас следующие достижения: 11 место (из 14 городов) в 1999 году, 10 места в 2000 и в 2001 годах, 9 место в 2002 году и 7 место в 2003 году.
Анализ зависимости уровня общей заболеваемости населения в городе от количества занимающихся физической культурой и спортом продемонстрирован на рисунках N 4 и N 5.
На рис. N 4 показана динамика количества учащихся МОУ нашего города, занимающихся физической культурой и спортом. За три года (с 2000 по 2003 годы) этот показатель характеризуется ростом числа занимающихся. В 2001 году до 8330 учащихся, уменьшением в 2002 году до 6690 учащихся и вновь увеличением в 2003 году до 7483 человек.
Рис. N 5 демонстрирует динамику общей острой заболеваемости учащихся за тот же период. Здесь мы видим обратно пропорциональную зависимость: при увеличении количества занимающихся в 2001 году в этом же году уменьшается прирост общей острой заболеваемости учащихся, при уменьшении количества занимающихся в 2002 году возросло и число заболевших детей (1030 случаев в 2001 году и 1077 - в 2002 году). Аналогичная картина наблюдается по данным за 2003 год: прирост острой заболеваемости уменьшился по сравнению с предыдущим годом на 3,4% с одновременным увеличением количества занимающихся физической культурой и спортом на 10%.
Если сравнить динамику численности взрослого населения, занимающегося физической культурой и спортом за период с 1999 по 2003 годы (рис. N 6) и их динамику заболеваемости за этот же период (рис. N 7), то получим аналогичную картину. Снижение уровня заболеваемости в 2001 году при одновременном увеличении количества занимающихся в этом же году. При снижении количества занимающихся в 2002 году (с 14714 человек до 12460 человек), количество заболевших возросло с 1029 случаев в 2001 году до 1256 случаев в 2002 году. При увеличении количества занимающихся в 2003 году до 16556 человек (рост по сравнению с предыдущим годом составил 24,7%) прирост заболеваемости уменьшился на 10,4 %.
Представленные данные свидетельствуют о том, что с ростом количества занимающихся физической культурой и спортом разных слоев населения происходит снижение прироста случаев общей заболеваемости.
Проведенный анализ показывает, что основным направлением деятельности является повышение массовости занятиями физической культурой и спортом, прежде всего среди взрослого населения, где количество занимающихся физической культурой и спортом составляет всего 6,2% от общего числа жителей нашего города в возрасте от 24 лет и старше. Следствием этого будет уменьшение общей заболеваемости в городе как среди детского, так и среди взрослого населения (данная зависимость нами показана на рисунках 6, 7, 8, 9). При этом оптимальным и приоритетным направлением здесь должно стать увеличение количества занимающихся физической культурой и спортом на производственных предприятиях и в квартальных клубах по месту жительства (открытие групп ОФП, оздоровительной и корригирующей гимнастики, оздоровительного плавания и др.).
Для осуществления этого необходимо решить следующие задачи:
1. совершенствовать организацию работы в клубах по месту жительства, молодежных досуговых центров, а также создавать условия для занятий физической культурой и спортом в них лицам, имеющим ограниченные возможности (инвалиды, пожилые люди и т.д.);
2. ввести ставки инструкторов-методистов (или ставки организаторов физкультурно-оздоровительной работы) на производственных предприятиях;
3. осуществить строительство плоскостных спортивных площадок, в том числе хоккейных кортов, открытых спортивных площадок в разных районах города (особенно в этом нуждаются микрорайоны ГГМ и рудник им. 3 Интернационала в Тагилстроевском районе);
4. предусмотреть мероприятия по привлечению средств из внебюджетных источников для финансирования физической культуры и спорта, в соответствии с законодательством РФ.
Анализ развития спорта высших достижений и профессионального спорта в нашем городе показан на рис. N 8 - "Мониторинг подготовки мастеров спорта международного класса за период с 1999 по 2003 годы", на рис. N 9 - "Мониторинг подготовки мастеров спорта за тот же период", на рис. N 10 - "Мониторинг подготовки кандидатов в мастера спорта за период с 1999 по 2003 годы. Представленные данные свидетельствуют о постепенном росте количества подготовленных высококлассных спортсменов нашего города от года к году (за исключением мастеров спорта, где произошел спад с 27 человек в 1999 году до 11 человек в 2000 году, а особенно большой прирост здесь произошел в 2003 году: с 17 человек в 2002 году до 34 мастеров спорта, что составляет 200%). Поэтому главная задача здесь - сохранить завоеванные позиции, а для достижения этого - постоянно повышать профессионализм и компетентность тренеров-преподавателей, работающих с этой группой спортсменов, через организацию целенаправленного дополнительного профессионального образования, обеспечивающего повышение их квалификации, подготовку и переподготовку, при этом главными ориентирами здесь являются: ориентация специалиста как личности (саморазвитие, самосовершенствование), индивидуализация учебно-тренировочного процесса.
Мониторинг строительства спортивных сооружений с 1999 года по 2003 год,изображенный на рис. N 11 показывает,что за представленный период их количество неуклонно возрастало (с 509 до 703 по данным на 31.12.2003 г.), прирост за пять лет составляет 38,1%. Единовременная пропускная способность спортивных сооружений за тот же период (рис. N 12) увеличилась с 10869 человек в 1999 году до 17205 человек в 2003 году, прирост составляет 58,3%. Таким образом, представленные данные говорят о том, что увеличение спортивных сооружений привело, как следствие, к увеличению количества занимающихся физической культурой и спортом в городе.
Рис. N 13 наглядно показывает, что количество спортивных сооружений в Дзержинском районе намного больше, чем в Ленинском и Тагилстроевском районах (312 против 226 и 165 соответственно). По рис. N 14 видно, что единовременная пропускная способность спортивных сооружений в Дзержинском районе в 2 раза выше, нежели в Тагилстроевском районе и в 1,5 раза больше по сравнению с Ленинским районом.
Таблица N 1 характеризует уровень обеспеченности населения физкультурно-спортивными сооружениями по районам города (в %). Имеется явное отставание по этому показателю Тагилстроевского района - всего 12%, в то время, как в Ленинском районе - 19,2%, в Дзержинском районе - 27,5%, в среднем по городу - 19,3%.
Обеспеченность тагильчан в целом по городу физкультурно-спортивными сооружениями в соответствии с социальными нормами по спортивным залам составляет 40,6%, плоскостными сооружениями - 9,9% (таблицы N 2 и N 3). Если сравнить представленные данные с аналогичными показателями в некоторых регионах России (таблица N 4), то видно, что обеспеченность спортивными залами у нас в городе самая высокая, а плоскостными сооружениями - практически самая низкая (за исключением Красноярского края, где этот показатель составляет 1,9%).
Однако сеть физкультурно-спортивных сооружений по районам распределяется неравномерно (таблица N 2 и N 3).Так, в Дзержинском районе средний уровень обеспеченности спортивными залами равен 31,5% - самый низкий показатель по городу, а обеспеченность плоскостными сооружениями - 17,2% - самый высокий показатель по городу, в Ленинском районе эти показатели составляют 53% по спортивным залам - самый высокий процент обеспеченности и 10,3% равна обеспеченность жителей этого района плоскостными сооружениями. Ситуация в Тагилстроевском районе выглядит следующим образом: состояние обеспеченности спортивными залами - 38,0%, плоскостными сооружениями - 4,05%.
Самый высокий показатель по городу обеспеченности плоскостными сооружениями в Дзержинском районе объясняется целенаправленной работой руководителей Дзержинского района (и администрации, и руководителей производственных предприятий, прежде всего таких, как ГУП ПО УВЗ, ГУП НТХЗ, ОАО "Уральская химическая компания") по строительству и реконструкции спортивных сооружений, особенно плоскостных спортивных площадок, в том числе дворовых и внутришкольных. Например, за период реализации программы развития баскетбола в этом районе построено 64 стритбольных площадки, а к Дню города -2003 построено 14 и отремонтировано 34 спортивные площадки.
Состояние обеспеченности населения нашего города лыжными базами наглядно демонстрирует таблица N 5, из которой следует, что по этому показателю с явным преимуществом лидирует Дзержинский район (общее количество лыжных баз - 4, в Тагилстроевском и Ленинском районах - по 2).
Таким образом, проведенный анализ обеспеченности физкультурно-спортивными сооружениями нашего города позволяет сделать следующие выводы:
1. Из всех районов города наиболее благополучное положение по этому показателю имеет Дзержинский район, здесь есть резервы для интенсификации ( оптимизации деятельности всей имеющейся сети физкультурно-спортивных сооружений.
2. Тагилстроевский район нуждается в экстенсивном развитии, а именно - строительстве дополнительного количества плоскостных сооружений (хоккейных кортов, открытых спортивных площадок и др.), особенно это касается таких микрорайонов, как ГГМ, рудник им. 3 Интернационала.
3. Обеспеченность населения физкультурно-спортивными сооружениями в Ленинском районе находится на среднем уровне, но и здесь можно отметить явный недостаток плоскостных спортивных сооружений и лыжных баз. При этом следует подчеркнуть очень низкий уровень материально-технического обеспечения всех физкультурно-спортивных сооружений района, особенно это касается спортивных залов и хоккейных кортов.
Анализ состояния кадрового обеспечения деятельности учреждений физической культуры и спорта показывает, что по показателю социальных норм и нормативов численность тренерско-преподавательского состава в нашем городе должна быть 1014 человек, фактически у нас - 770 человек, что составляет 75,9% от реальной потребности, из них высшее физкультурное образование имеют 230 человек, что составляет 29,9%, средне-специальное физкультурное - 129 человек (16,8%). Из оставшихся 53,3% высшее педагогическое образование имеют 243 человека, что составляет 31,6%, высшее образование, кроме вышеназванных - 29 человек (3,8%), средне - специальное - 30 человек (3,9%), средне-техническое - 36 человек (4,7%), учатся по специальности на факультете физической культуры в НТ(ф)УГТУ-УПИ на средства муниципального бюджета по трехстороннему договору - 40 человек, что составляет 5,3%.
На 01.01.2004 года лишь 30,9% тренеров-преподавателей муниципальных ДЮСШ имеют специальное физкультурное образование (средний показатель по России составляет 80%), из них высшее - 21,2%, средне-специальное физкультурное образование - 9,7%, высшее педагогическое образование имеют 21,7% тренеров-преподавателей, а 28% тренеров-преподавателей имеют лишь начальное профессиональное или среднее образование. Приведенные данные свидетельствуют о достаточно низком уровне профессиональной компетентности специалистов, работающих в сфере физической культуры и спорта.
Таким образом, по городу не хватает 244 специалиста, из них, прежде всего, ощущается острый недостаток инструкторов-методистов для работы по месту жительства и на производственных предприятиях (примерно 140 человек), тренеров-преподавателей и учителей физической культуры - 104 человека, причем эту категорию работников нужно срочно "разгружать". Дело в том, что некоторые учителя физической культуры, тренеры-преподаватели имеют учебную нагрузку свыше 50 учебных часов.
Если положение с кадрами отрасли "физическая культура и спорт" нашего города сравнить с другими городами Свердловской области (рис. N 15), то ситуация выглядит следующим образом. В 1999 году наш город из 14 городов Свердловской области по показателю "число человек, приходящихся на 1 штатного физкультурного работника" занимал 3 место (после г. Красноуральска и г. Североуральска), к концу 2002 года - 7 место (на 1 место вышел г. Заречный (он был на 4 месте), 2 место - г. Североуральск, 3 - г. Красноуральск, 4 - г. Красноуфимск, на 5 месте г. Екатеринбург (был на 6 месте), 6 место - г. Краснотуринск). Это связано с тем, что в нашем городе за этот период увеличилось число занимающихся в спортивных клубах и по месту жительства на 2579 человек, при этом число работающих здесь тренеров-преподавателей снизилось на 3 человека, а число инструкторов-методистов осталось прежним.
Ситуацию в какой-то мере облегчит то обстоятельство, что в июне 2004 года у нас в городе появятся первые выпускники факультета физической культуры в количестве 11 человек, обучающиеся в НТ(ф)УГТУ-УПИ, при этом следует отметить, что улучшится только качественный состав тренерско-преподавательских кадров, а их количество изменится мало, так как нынешние студенты практически все уже работают в нашей отрасли. Что касается инструкторов-методистов, то для них нужно разработать образовательную программу, которую можно реализовать на базе НТфИРРО или ИМЦ, чтобы это позволило во-первых, повысить свой профессионализм данной категории работников и компетентность, а во-вторых, привлечь к работе дополнительное количество специалистов.
Мониторинг финансовых расходов на душу населения, потраченных на физическую культуру и спорт в нашем городе, показан на рис. N 16, который свидетельствует о том, что эти расходы из года в год повышаются (с 98 руб. в 1999 году до 560 руб. в 2003 году).
Если сравнить финансовые расходы на душу населения в нашем городе с другими городами Свердловской области (рис.N 17), то получим следующие результаты: в 1999 году наш город занимал 4 место - 94 руб. на одного человека (впереди были г. Новоуральск - 1 место (630 руб. на одного человека), г. Лесной - 2 место, г. Североуральск - 3 место (120 руб. на одного человека), в 2000 году мы занимали 3 место (обогнали г. Североуральск), в 2001 году - 2 место - 200 руб. на душу населения (впереди г. Лесной, обогнали г. Новоуральск), в 2002 году наш город занимает по этому показателю 3 место - 277 руб. на душу населения, при этом на 1 месте - г. Краснотуринск - 370 руб. на одного человека, на 2 месте - г. Лесной - 340 руб. на душу населения, статистические данные по этому показателю за 2003 год таковы: на 1 месте г. Заречный - 165,4 руб., а на 2 месте наш город - 161,3 руб.
Данный показатель свидетельствует о том, что за период с 1999 г. по 2003 г. финансовые расходы на душу населения в нашем городе возросли практически в 6 раз (с 94 руб. до 560 руб.). Такое увеличение связано с тем, что в этот период во-первых, начала реализовываться муниципальная целевая программа "Обучение плаванию учащихся 2-х классов МОУ", которая на 100% финансируется из муниципального бюджета (общий объем финансирования этой программы составляет 747 тысяч 718 руб.), во-вторых, была открыта ДЮСШ "Тагилстрой", в-третьих, увеличилось количество проводимых соревнований, в-четвертых, возросло количество занимающихся физической культурой и спортом разных слоев населения, в-пятых, в 2003 году в нашем городе был пущен в строй физкультурно-оздоровительный комплекс "МеталлургФорум" и закончена реконструкция водного дворца спорта спортивного клуба "Спутник".
Таким образом, представленный анализ современного состояния физической культуры и спорта в нашем городе позволяет сделать определенные выводы.
За последние пять лет основная задача Комитета по физической культуре и спорту администрации города заключалась в сохранении и развитии спорта высших достижений и управлении деятельностью детско-юношеских спортивных школ. На сегодняшний день эта ситуация стабилизировалась: постоянно происходит рост высшего спортивного мастерства (об этом свидетельствуют цифры об увеличении мастеров спорта международного класса, рост числа потенциальных кандидатов на участие в Олимпийских играх и др.) и увеличение количества занимающихся в ДЮСШ.
Результаты статистической отчетности по состоянию на 1 января 2004 года показали, что физической культурой и спортом в нашем городе регулярно занимается 40879 человек, что составляет 10,6% от общего числа жителей. Из них число детей, подростков и учащейся молодежи - 23950 человек (20%), а взрослого населения - 16929 человек, (6,2%). Представленные данные свидетельствуют о низком уровне привлечения к занятиям физической культурой и спортом взрослого населения города.
Проведенный анализ свидетельствует о довольно низком уровне профессиональной подготовки специалистов в сфере физической культуры и спорта (лишь 29,9% специалистов имеют высшее физкультурное образование, а средне-специальное (педагогический колледж N 2) - 129 человек, что составляет 16,8% от общего числа специалистов, работающих в отрасли.
При этом следует отметить, что основная деятельность Комитета по физической культуре и спорту за период с 1999 по 2003 годы была направлена на спортивно-массовую работу и развитие спорта высших достижений, причем 80% всей работы занимали организационные функции. В связи с этим, необходима перестройка структуры управления отраслью "физическая культура и спорт" с акцентом на повышение массовости занятиями физической культурой и спортом и передаче большей части организационных функций подведомственным учреждениям Комитета.
Можно констатировать, что главными (приоритетными) направлениями физкультурно-спортивной деятельности на сегодня и на ближайшую перспективу (по крайней мере до 2007 года) должны стать:
1. Повышение массовости занятиями физической культурой и спортом среди детей, подростков, учащейся молодежи и взрослого населения нашего города:
1.1.Формирование мотивации у различных категорий населения нашего города к занятиям физической культурой и спортом.
1.2. Развитие и совершенствование спортивно-физкультурной деятельности в клубах по месту жительства, молодежных досуговых центров, всех физкультурно-спортивных объединениях нашего города.
1.3. Усиление взаимодействия с горУПРО по вовлечению детей и подростков к регулярным занятиям физической культурой и спортом в урочное и внеурочное время.
1.4. Развитие и создание на производственных предприятиях, в организациях и учреждениях всех форм собственности коллективов физической культуры и спорта.
1.5. Повышение доступности спортивных сооружений разных форм собственности для их посещения жителями города независимо от их места работы.
1.6. Создание необходимых условий для развития новых видов спорта.
2. Повышение спортивного мастерства спортсменов и подготовка спортивного резерва для сборных команд области и России.
3. Обеспечение управлением подготовкой, переподготовкой и повышением квалификации кадров, работающих в государственных и негосударственных учреждениях отрасли "физическая культура и спорт", способных вести работу с учетом новых требований развития массового спорта, оздоровительной физической культуры, спорта высших достижений в новых условиях рыночных отношений.
4. Совершенствование структуры управления системой физической культуры и спорта.
5. Пропаганда физической культуры и спорта, здорового образа жизни, профилактика негативных явлений среди детей, подростков и учащейся молодежи в том числе за счет создания телевизионных и радиопрограмм.
5. Принципы Концепции (основные направления)
Реализация Концепции основывается на следующих принципах:
- доступность занятий физической культурой и спортом для всех возрастных категорий, особенно для детей, подростков и учащейся молодежи;
- непрерывность физкультурного воспитания и образования различных возрастных групп населения на всех этапах их жизнедеятельности;
- интегративность и консолидация усилий администрации города, Комитета по физической культуре и спорту администрации города, производственных предприятий и организаций разных форм собственности, средств массовой информации, общественных организаций в решении основных проблем, направленных на минимизацию факторов, сдерживающих развитие физической культуры и спорта в нашем городе;
- необходимость мотивации в массовом сознании понимания жизненной необходимости физкультурно-спортивных занятий, особенно среди детей, подростков и учащейся молодежи;
- специфичность в организации различных физкультурно-спортивных мероприятий с учетом развития массовой физической культуры (так называемый "спорт для всех"), спорта высших достижений и профессионального спорта (так называемый "зрелищно-коммерческий спорт"), преследующих различные цели.
6. Механизмы и основные мероприятия по реализации Концепции
(основных направлений) развития физической культуры
и спорта в городе Нижний Тагил (2004-2007 годы)
Реализация данной Концепции (основных направлений) предполагает:
- увеличение количества жителей города, занимающихся физической культурой и спортом:
- за счет создания и восстановления коллективов физической культуры на предприятиях всех форм собственности посредством коллективных договоров;
- в клубах по месту жительства, в молодежных досуговых центрах за счет введения дополнительных ставок инструкторов-методистов (или организаторов физкультурно-оздоровительной работы);
- повышение мотивации у различных категорий населения нашего города к занятиям физической культурой и спортом.
- более тесное взаимодействие с городским управлением образования для вовлечения детей и подростков к регулярным занятиям физической культурой и спортом;
- реализацию предложений по созданию оптимальных условий для развития спорта высших достижений и профессионального спорта;
- совершенствование программно-методического, информационно-пропагандистского и медицинского обеспечения физической культуры и спорта среди детей, подростков, учащейся молодежи, а также взрослого населения;
- повышение зрелищности, привлекательности проведения спортивных мероприятий;
- строительство, реконструкцию и оптимальную эксплуатацию плоскостных спортивных сооружений (многофункциональных хоккейных кортов, открытых спортивных площадок, тренажерных залов, лыжных баз) в разных районах города, при этом приоритет должен быть предоставлен ГГМ и Руднику им. 3 Интернационала;
- организацию занятий физической культурой и спортом для лиц, имеющих ограниченные возможности (инвалиды, пожилые люди и т.д.) на всех спортивных сооружениях города, независимо от их ведомственной принадлежности;
- пропаганду физической культуры и спорта, здорового образа жизни, профилактику негативных явлений среди детей, подростков и учащейся молодежи в том числе за счет создания телевизионных и радиопрограмм;
- упорядочение структуры управления системой физической культуры и спорта, создание в каждом районе города физкультурно-оздоровительных, спортивных и туристских клубов, спортивных центров, предлагающих на платной основе более комфортные условия и разнообразные спортивные услуги;
- разработку системы повышения квалификации, подготовки и переподготовки кадров в отрасли "физическая культура и спорт";
- создание необходимых условий для открытия новых (в том числе экстремальных) видов спорта;
- привлечение внебюджетных источников для финансирования физической культуры, спорта и формирования здорового жизни.
7. Ожидаемые результаты реализации Концепции
(основных направлений)
- привлечение к массовым занятиям физической культурой и спортом различных категорий населения (15% от общего числа жителей города);
- повышение мотивации у различных категорий населения нашего города к занятиям физической культурой и спортом, а также ведению и пропаганде здорового образа жизни;
- увеличение количества плоскостных спортивных площадок (хоккейных кортов (многофункциональных), открытых спортивных площадок, тренажерных залов) в разных районах города (в Тагилстроевском районе - на 8 ед.; в Ленинском районе - на 6 ед., в Дзержинском районе - на 4 ед.);
- совершенствование системы подготовки спортсменов высокого класса и спортивного резерва для сборных команд области и России;
- использование физической культуры и спорта для социальной и адаптивной поддержки инвалидов, детей-сирот;
- совершенствование спортивно-оздоровительной работы в клубах по месту жительства, досуговых молодежных центров, всех физкультурно-спортивных сооружений города;
- увеличение количества ставок (не менее 100 человек) инструкторовметодистов (или организаторов физкультурно-оздоровительной работы) в клубах по месту жительства и на производственных предприятиях;
- обеспечение разнообразных форм физкультурно-оздоровительных и спортивных услуг в клубах по месту жительства и на производственных предприятиях (хоккейные корты, дворовые площадки, ФОКи, Фитнес-клубы, открытие групп ОФП, оздоровительной и корригирующей гимнастики, оздоровительного плавания и др.);
- увеличение посещаемости спортивно-зрелищных мероприятий на физкультурно-спортивных сооружениях в нашем городе на 25%;
- аккредитованные и аттестованные муниципальные и частные учреждения физкультурно-спортивной направленности;
- совершенствование системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров в отрасли "физическая культура и спорт";
"Рис. N 1. Мониторинг занимающихся физической культурой и спортом"
"Рис. N 2. Численность занимающихся физической культурой и спортом в городах Свердловской области (в % отношении к количеству жителей)"
1. Каменск-Уральский 2. Лесной 3. Краснотуринск 4. Невьянск 5. Реж 6. Красноуфимск 7. Кушва 8. Красноуральск 9. Новоуральск 10. Североуральск 11. Заречный 12. Екатеринбург 13. Качканар 14. Нижний Тагил 15. Свердловская обл.
"Рис. N 3. Численность занимающихся физической культурой и спортом в спортивных секциях в городах Свердловской области (в % к населению)"
1. Каменск-Уральский 2. Лесной 3. Краснотуринск 4. Невьянск 5. Реж 6. Красноуфимск 7. Кушва 8. Красноуральск 9. Новоуральск 10. Североуральск 11. Заречный 12. Екатеринбург 13. Качканар 14. Нижний Тагил 15. Свердловская обл.
"Рис. N 4. Динамика количества учащихся ОУ, занимающихся физической культурой и спортом"
Наименование показателя | 1999 год |
2000 год |
2001 год |
2002 год |
2003 год |
Количество занимающихся физической культурой и спортом в ОУ |
8248 | 7870 | 8330 | 6690 | 7482 |
Динамика количества занимающихся физической культурой и спортом в ОУ по сравнению с предыдущим годом в % |
-5 | 5 | -20 | 10 |
"Рис. N 5. Динамика общей острой заболеваемости учащихся ОУ"
Наименование показателя | 1999 год |
2000 год |
2001 год |
2002 год |
2003 год |
Уровень общей острой заболеваемости детей в ОУ |
1046 | 1057 | 1030 | 1077 | 1041 |
Динамика уровня общей острой заболеваемости детей в ОУ по сравнению с предыдущим годом в % |
1 | -3 | 4 | -3,4 |
"Рис. N 6. Динамика численности взрослого населения, занимающегося физической культурой и спортом"
Наименование показателя | 1999 год |
2000 год |
2001 год |
2002 год |
2003 год |
Численность взрослого населения, занимающегося физической культурой и спортом |
10073 | 11337 | 14714 | 12460 | 16556 |
Динамика численности занимающихся физической культурой и спортом по сравнению с предыдущим годом в % |
12 | 29 | -15,4 | 24,7 |
"Рис. N 7. Динамика общей многолетней заболеваемости взрослого населения"
Наименование показателя | 1999 | 2000 | 2001 | 2002 | 2003 |
Уровень общей заболеваемости взрослого населения |
907,5 | 1074,9 | 1029,5 | 1256 | 1387 |
Динамика общей заболеваемости взрослого населения по сравнению с предыдущим годом в % |
18 | -4,3 | 22 | 10,4 |
"Рис. N 8. Мониторинг подготовки мастеров спорта международного класса"
"Рис. N 9. Мониторинг подготовки мастеров спорта"
"Рис. N 10. Мониторинг подготовки кандидатов в мастера спорта"
"Рис. N 11. Мониторинг спортивных сооружений"
"Рис. N 12. Единовременная пропускная способность спортивных сооружений города"
"Рис. N 13. Количество спортивных сооружений в районах города (данные на 31.12.2002)"
"Рис. N 14. Единовременная пропускная способность спортивных сооружений"
Таблица N 1. Уровень обеспеченности населения физкультурно-спортивными сооружениями в целом по городу и по районам (в %)
Районы | Е | % |
Дзержинский | 23,296 | 27,5 |
Ленинский | 21,700 | 19,2 |
Тагилстроевский | 25,800 | 12,0 |
по городу | 70,798 | 19,3 |
Таблица N 2. Обеспеченность спортивными залами в целом по городу и по районам города в соответствии с социальными нормами
Районы | C | Ec | % |
Дзержинский | 128000 | 847 | 31,5 |
Ленинский | 119000 | 1330 | 53,0 |
Тагилстроевский | 142000 | 1043 | 38,0 |
по городу | 389000 | 3320 | 40,6 |
Таблица N 3. Обеспеченность плоскостными сооружениями в целом по городу и по районам города в соответствии с социальными нормами
Районы | C | Ec | % |
Дзержинский | 128000 | 3356 | 17,2 |
Ленинский | 119000 | 1867 | 10,3 |
Тагилстроевский | 142000 | 875 | 4,05 |
по городу | 389000 | 3320 | 9,9 |
Примечание:
E - необходимая единовременная пропускная способность физкультурно-спортивных сооружений города, чел.
Ec - единовременная пропускная способность всех физкультурно-спортивных сооружений города, чел.
C - численность населения города, чел.
Таблица N 4. Обеспеченность населения некоторых регионов России физкультурно-спортивными сооружениями, (%)
Регионы | Залы | Плоскостные сооружения |
Алтайский край | 17,5 | 87,0 |
Архангельская область | 20,1 | 65,7 |
Брянская область | 27,2 | 84,9 |
Владимирская область | 15,6 | 23,6 |
Волгоградская область | 20,6 | 71,3 |
Вологодская область | 17,9 | 52,3 |
Ивановская область | 19,2 | 59,5 |
Иркутская область | 19,3 | 49,2 |
Калининградская область | 23,6 | 72,7 |
Кемеровская область | 17,4 | 22,1 |
Кировская область | 26,2 | 61,0 |
Костромская область | 11,5 | 12,6 |
Красноярский край | 2,4 | 1,9 |
Москва | 30,6 | 27,4 |
Московская область | 16,9 | 39,5 |
Нижегородская область | 14,9 | 43,6 |
Санкт-Петербург | 18,3 | 22,6 |
Тверская область | 19,4 | 73,8 |
Республика Саха (Якутия) | 31,2 | 28,4 |
Нижний Тагил | 40,6 | 9,9 |
Таблица N 5. Обеспеченность лыжными базами в районах города
Районы | Количество жителей | Количество баз |
Дзержинский | 128000 | 4 |
Ленинский | 119000 | 2 |
Тагилстроевский | 142000 | 2 |
"Рис. N 15. Мониторинг количества человек, приходящихся на 1 штатного физкультурного работника в городах Свердловской области"
1. Каменск-Уральский 2. Лесной 3. Краснотуринск 4. Невьянск 5. Реж 6. Красноуфимск 7. Кушва 8. Красноуральск 9. Новоуральск 10. Североуральск 11. Заречный 12. Екатеринбург 13. Качканар 14. Нижний Тагил 15. Свердловская обл.
"Рис. N 16. Мониторинг финансовых расходов на душу населения в городе Нижний Тагил"
"Рис. N 17. Мониторинг финансовых расходов на душу населения в Свердловской области"
1. Каменск-Уральский 2. Лесной 3. Краснотуринск 4. Невьянск 5. Реж 6. Красноуфимск 7. Кушва 8. Красноуральск 9. Новоуральск 10. Североуральск 11. Заречный 12. Екатеринбург 13. Качканар 14. Нижний Тагил 15. Свердловская обл.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.