Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 5 марта 2007 г. N Ф09-1134/07-С2
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего, судей,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу муниципального унитарного предприятия "Управление жилищно-коммунального хозяйства" (далее - предприятие, налогоплательщик) на решение суда первой инстанции Арбитражного суда Пермской области от 01.11.2006 по делу N А50-15308/06.
В судебном заседании приняли участие представители предприятия - Любимов С.Б. (доверенность от 02.03.2007 б/н), Чумерова Е.Н. (доверенность от 02.03.2007 б/н).
Представитель Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Чайковскому Пермского края (далее - инспекция, налоговый орган), надлежащим образом извещенной о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явился.
Предприятие обратилось в Арбитражный суд Пермской области с заявлением о признании недействительным решения инспекции от 21.08.2006 N 6263.
Решением суда первой инстанции от 01.11.2006 в удовлетворении заявления отказано.
В порядке апелляционного производства решение суда не обжаловалось.
В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, предприятие просит указанный судебный акт отменить, заявленные требования удовлетворить, ссылаясь на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, а также неправильное применение норм материального права.
Законность обжалуемого судебного акта проверена судом кассационной инстанции в порядке, предусмотренном ст. 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, по результатам камеральной проверки налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость (далее - НДС) за апрель 2006 г. инспекцией принято решение от 21.08.2006 N 6263, которым, в частности, налогоплательщику отказано в возмещении 1678464 руб. налога.
Основанием для принятия решения послужили выводы налогового органа о том, что предприятие занизило налоговую базу по НДС на сумму дотационных поступлений из бюджета, связанных с применением предприятием государственных регулируемых цен при реализации населению коммунальных услуг и услуг по содержанию жилых помещений муниципального жилищного фонда.
Считая, что решение не соответствует нормам гл. 21 Кодекса и нарушает его права, налогоплательщик обратился в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.
Суд отказал в удовлетворении заявления, сославшись на то, что в проверяемом налоговом периоде предприятие фактически не оказывало коммунальные услуги населению.
Между тем судом не учтено следующее.
В силу подп. 1 п. 1 ст. 146 Кодекса объектом обложения НДС признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.
Согласно положениям подп. 2 п. 1 ст. 162 Кодекса налоговая база, определенная в соответствии со ст. 153-158 Кодекса, увеличивается на суммы, полученные за реализованные товары (работы, услуги) в виде финансовой помощи, на пополнение фондов специального назначения, в счет увеличения доходов либо иначе связанные с оплатой реализованных товаров (работ, услуг).
В соответствии со ст. 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидиями являются бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов.
На основании п. 13 ст. 40 Кодекса при реализации товаров (работ, услуг) по государственным регулируемым ценам (тарифам), установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, для целей налогообложения принимаются указанные цены (тарифы).
Пунктом 2 ст. 154 Кодекса предусмотрено, что при реализации товаров (работ, услуг) с учетом дотаций, предоставляемых бюджетами различного уровня в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, или с учетом льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с федеральным законодательством, налоговая база определяется как стоимость реализованных товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из фактических цен их реализации.
Материалами дела подтверждено, что отмеченные выше дотации получены предприятием из бюджета в рамках целевого финансирования, направленного на погашение расходов налогоплательщика, связанных с реализацией населению коммунальных услуг и услуг по содержанию жилых помещений муниципального жилищного фонда по государственным регулируемым ценам. Поскольку предприятие осуществляет деятельность по обслуживанию населения в сфере жилищно-коммунального хозяйства в пределах установленных полномочий и в соответствии с Уставом, финансируется за счет средств местного бюджета, оно выполняет функции уполномоченного органа местного самоуправления.
Таким образом, полученные из бюджета денежные средства не связаны с оплатой реализованных товаров (работ, услуг), поэтому не подлежат включению в налоговую базу по НДС.
С учетом изложенного обжалуемый судебный акт подлежит отмене, кассационная жалоба - удовлетворению.
Руководствуясь ст. 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение суда первой инстанции Арбитражного суда Пермской области от 01.11.2006 по делу N А50-15308/06 отменить.
Заявление удовлетворить.
Признать недействительным решение Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Чайковскому Пермского края от 21.08.2006 N 6263 в части отказа в возмещении 1678464 руб. налога на добавленную стоимость.
Возместить муниципальному унитарному предприятию "Управление жилищно-коммунального хозяйства" за счет казны Российской Федерации расходы по госпошлине: 2000 руб. - по заявлению, 1000 руб. - по кассационной жалобе, всего 3000 руб.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Пунктом 2 ст.154 НК РФ предусмотрено, что при реализации услуг с учетом дотаций, предоставляемых бюджетами в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, или с учетом льгот, предоставляемых некоторым категориям потребителе в соответствии с федеральным законодательством, налоговая база определяется как стоимость реализованных услуг, исчисленная исходя из фактических цен их реализации.
По мнению налогового органа, муниципальное предприятие занизило налоговую базу по НДС на сумму дотационных поступлений из бюджета, связанных с применением государственных регулируемых цен при реализации населению коммунальных услуг и услуг по содержанию жилых помещений муниципального жилищного фонда.
Суд пришел к выводу, что полученные из бюджета денежные средства не связаны с оплатой реализованных услуг, поэтому в налоговую базу по НДС не включаются.
Согласно подп.1 п.1 ст.146 НК РФ объектом налогообложения НДС признаются операции по реализации услуг на территории РФ.
Из положений подп.2 п.1 ст.162 НК РФ следует, что налоговая база, определенная в соответствии со ст.ст.153-158 НК РФ, увеличивается на суммы, полученные за реализованные услуги в виде финансовой помощи или иначе связанные с оплатой реализованных товаров.
В соответствии с п.13 ст.40 НК РФ при реализации услуг по государственным регулируемым ценам (тарифам), установленным в соответствии с законодательством РФ, для целей налогообложения принимаются указанные цены (тарифы).
Суд указал, что дотации предприятие получило из бюджета в рамках целевого финансирования, направленного на погашение расходов, связанных с реализацией населению коммунальных услуг и услуг по содержанию жилых помещений муниципального жилищного фонда по государственным регулируемым ценам. Поскольку предприятие осуществляет деятельность по обслуживанию населения в сфере жилищно-коммунального хозяйства и финансируется за счет местного бюджета, оно выполняет функции уполномоченного органа местного самоуправления.
В связи с чем суд признал полученные из бюджета денежные средства не связанными с оплатой реализованных услуг и не облагаемыми НДС.
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 5 марта 2007 г. N Ф09-1134/07-С2
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника