Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 13 марта 2007 г. N Ф09-1480/07-С1
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего, судей,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Советскому району г. Уфы (далее - инспекция) на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 01.11.2006 по делу N А07-19078/06.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились.
Индивидуальный предприниматель Яковлева Г.П. (далее - предприниматель) обратилась в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к инспекции обязать налоговый орган возвратить излишне уплаченные денежные средства в сумме 582 руб.
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 01.11.2006 заявленные требования удовлетворены.
В порядке апелляционного производства решение суда не обжаловалось.
В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, инспекция просит указанный судебный акт отменить, ссылаясь на неправильное применение положений ст. 78, 79 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) и Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" от 15.12.2001 N 167-ФЗ (далее - Федеральный закон), в которых не определен орган, производящий возврат (зачет).
Законность обжалуемого судебного акта проверена судом кассационной инстанции в порядке, предусмотренном ст. 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, предприниматель ошибочно перечислил страховые взносы в сумме 300 руб. по коду бюджетной классификации 18210202020061000160 - на накопительную часть трудовой пенсии, предназначенные для платежей по обязательному пенсионному страхованию страхователей-работодателей на наемных работников, и излишне перечислил страховые взносы в сумме 282 руб. в виде фиксированного платежа по коду бюджетной классификации 182100202040061000160 - на накопительную часть трудовой пенсии.
Государственное учреждение - Управление пенсионного фонда Российской Федерации в Советском районе г. Уфы подтвердило тот факт, что у заявителя имеется переплата по страховым взносам в сумме 582 руб., в том числе по коду бюджетной классификации 18210202020061000160 - в сумме 300 руб. и по коду бюджетной классификации 182100202040061000160 - в сумме 282 руб.
Предприниматель обратилась в инспекцию с заявлением произвести возврат страховых взносов, уплаченных по коду бюджетной классификации 18210202020061000160 в сумме 300 руб. и по коду бюджетной классификации 182100202040061000160 в сумме 282 руб. на лицевой счет заявителя.
Инспекцией было отказано в возврате данной суммы страховых взносов (письмо от 21.07.2006 N 05/8922), так как страховые взносы не отвечают понятию налогового платежа и в связи с этим не могут быть возвращены в порядке, установленном ст. 78 Кодекса.
Посчитав свои права нарушенными, предприниматель обратился с заявлением в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявление предпринимателя, суд исходил из неправомерности действий инспекции по отказу в возврате названной суммы.
Вывод суда является правильным.
Согласно ст. 2 Федерального закона правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, если иное не предусмотрено данным Федеральным законом.
В соответствии с п. 1 ст. 25 Федерального закона контроль за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование осуществляется налоговым органом в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации, регулирующим деятельность налоговых органов.
Пунктом 1 статьи 13 Федерального закона установлено право страховщика - Пенсионного фонда Российской Федерации - и его территориальных органов осуществлять возврат страховых взносов на обязательное пенсионное страхование лишь в случае, если невозможно установить, за каких застрахованных лиц указанные платежи уплачены. Иных полномочий по возврату (зачету) страховых взносов законодатель не установил для органов Пенсионного фонда Российской Федерации.
Поскольку Федеральный закон не устанавливает порядок зачета либо возврата сумм излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, то к данным правоотношениям подлежат применению положения гл. 12 Кодекса.
Статья 2 Федерального закона предусматривает, что законодательство об обязательном пенсионном страховании Российской Федерации состоит в том числе и из законодательства Российской Федерации о налогах и сборах. Таким образом, порядок осуществления возврата излишне уплаченных сумм сборов (страховых взносов) регулируется в соответствии с нормами, содержащимися в ст. 78, 79 Кодекса.
В силу п. 7, 9 ст. 78 Кодекса сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату налоговым органом по письменному заявлению налогоплательщика.
Возврат суммы излишне уплаченного налога производится за счет средств бюджета (внебюджетного фонда), в который произошла переплата, в течение одного месяца со дня подачи заявления о возврате.
В п. 13 ст. 78 Кодекса указано, что правила о зачете или возврате излишне уплаченной суммы налога, предусмотренные данной статьей, применяются также при зачете или возврате излишне уплаченных сумм налога и сбора, поступающих в государственные внебюджетные фонды.
Судом установлено и материалами дела подтверждено, что предприниматель ошибочно перечислил страховые взносы в сумме 300 руб. по коду бюджетной классификации 18210202020061000160 - на накопительную часть трудовой пенсии, предназначенные для платежей по обязательному пенсионному страхованию страхователей-работодателей на наемных работников, и излишне перечислил страховые взносы в сумме 282 руб. в виде фиксированного платежа по коду бюджетной классификации 182100202040061000160 - на накопительную часть трудовой пенсии.
Факт излишней уплаты предпринимателем страховых взносов в указанных суммах инспекцией не оспаривается.
Таким образом, предъявленные к инспекции требования предпринимателем по зачету излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование правомерны.
Доводы инспекции, содержащиеся в кассационной жалобе, подлежат отклонению как несостоятельные, поскольку основаны на неверном толковании закона.
Фактические обстоятельства дела судом кассационной инстанции не переоцениваются в силу ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
С учетом изложенного названный судебный акт подлежит оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 01.11.2006 по делу N А07-19078/06 оставить без изменения, кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Советскому району г. Уфы - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 13 марта 2007 г. N Ф09-1480/07-С1
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника