Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 16 февраля 2010 г. N Ф09-496/10-С1 по делу N А07-20395/2009
Дело N А07-20395/2009
См. также Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 7 апреля 2010 г. N Ф09-2259/10-С1 по делу N А07-21820/2009
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего Черкезова Е.О., судей Лимонова И.В., Василенко С.Н.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Юго-Восточном регионе (далее - отделение, административный орган) на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 12.11.2009 по делу N А07-20395/2009.
В судебном заседании принял участие представитель общества с ограниченной ответственностью "Инвестиционная компания "Урал-инвест" (далее - общество) Аптикаев A.M. (доверенность от 20.10.2009 N 000127).
Иные лица, участвующие в деле, извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы надлежащим образом, путем направления в их адрес копий определения о принятии кассационной жалобы к производству заказным письмом с уведомлением, а также размещения данной информации на официальном сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились, явку своих представителей не обеспечили.
Общество обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением о признании незаконным и отмене постановления отделения от 07.07.2009 N 42-09-144/ап о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ст. 19.7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс), в виде взыскания штрафа в размере 500 000 руб.
Решением суда от 12.11.2009 (судья Решетников С.А.) заявление общества удовлетворено.
В кассационной жалобе отделение просит указанный судебный акт отменить, ссылаясь на ошибочность вывода суда о недоказанности отделением вины общества в совершении вменяемого ему административного правонарушения.
Как следует из материалов дела, общество является организацией, осуществляющий видь профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, определенные главой второй Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" (далее - Закон): деятельность по ведению реестра владельцев ценных бумаг (лицензия N 103-09573-001000, выдана ФСФР России 24.10.2006, бессрочная).
В нарушение требований Положения об отчетности профессиональных участников рынка ценных бумаг, утвержденного совместным Постановлением Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг и Министерства финансов России от 11.12.2001 N 33,109н (далее - Положение), общество не представило в Федеральную службу по финансовым рынкам формы N 1100 "Квартальный отчет профессионального участника рынка ценных бумаг" (отчетный период - IV квартал 2008 г.) по состоянию на отчетную дату - 31.12.2008.
По результатам проверки отделением в отношении общества составлен протокол от 28.05.2009 N 09-110/пр-ап об административном правонарушении, на основании которого вынесено постановление от 07.07.2009 N 42-09- 144/ап о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной ст. 19.7.3, в виде взыскания штрафа в размере 500 000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд исходил из недоказанности вины общества в совершении вменяемого ему административного правонарушения.
Выводы суда являются правильными и соответствуют материалам дела.
Согласно ст. 19.7.3 Кодекса непредставление или нарушение порядка либо сроков представления в федеральный орган исполнительной власти в области финансовых рынков или его территориальный орган отчетов, уведомлений и иной информации, предусмотренной законодательством, либо представление информации не в полном объеме и (или) недостоверной информации, если эти действия (бездействиe) не содержат уголовно наказуемого деяния влечет наложение административного штрафа.
На основании лицензии N 103-09573-001000 общество осуществляет профессиональную деятельность по управлению ценными бумагами в соответствии с Законом.
Согласно п. 4 ст. 42 Закона федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг совместно с Минфином России устанавливаются правила ведения учета и составления отчетности эмитентами и профессиональными участниками рынка ценных бумаг.
В силу абз. 2 п. 2, абз. 3 п. 4 Положения за недостоверность данных, представляемых в ответственность, и за нарушение сроков ее представления указанные участники несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Отчет по форме N 1100 на отчетную дату 31 декабря представляется не позднее 15 апреля (Приложение N 1 к Положению). При этом датой представления отчетности считается дата поступления отчетности в Федеральную службу по финансовым рынкам или иной уполномоченный орган.
Судом установлено и материалами дела подтверждено, что в установленный срок квартальный счет обществом в Федеральную службу по финансовым рынкам представлен не был. Данное обстоятельство обществом не оспаривается.
Вместе с тем в соответствии с п. 3 ст. 26.1 Кодекса по делу об административном правонарушении выяснению подлежит, в том числе, виновность лица в совершении административного правонарушения.
Частью 1 ст. 1.5 Кодекса предусмотрено, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В соответствии с ч. 1 ст. 2.1 Кодекса административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое названным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (ч. 2 ст. 2.1 Кодекса).
Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практики при рассмотрении дел об административных правонарушениях", выяснение виновности лица в совершении административного правонарушения осуществляется на основании данных, зафиксированных в протоколе об административном правонарушении, объяснений лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в том числе об отсутствии возможности для соблюдения соответствующих правил и норм, о принятии всех зависящих от него мер по их соблюдению, а также на основании иных доказательств, предусмотренных ч. 2 ст. 26.2 Кодекса (п. 16 названного постановления).
Оценив в порядке, предусмотренном ст. 65, 67, 68, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, имеющиеся в материалах дела доказательства, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о недоказанности административным органом вины общества в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.7.3 Кодекса.
При внесении оспариваемого постановления вопрос о наличии вины общества в совершении вменяемого ему административного правонарушения отделением не исследовался, из постановления по делу об административном правонарушении не видно в чем конкретно состоит вина общества. В нарушение положений ст. 29.10 Кодекса в постановлении указанные обстоятельства не отражены.
При проверке законности постановления административного органа о привлечении к административной ответственности в полномочия суда не входит установление признаков состава административного правонарушения, а проверяется правильность установления этих признаков административным органом.
В силу ч. 4 ст. 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам: об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о недоказанности вины общества в совершении вменяемого ему административного правонарушения и, в связи с этим удовлетворил заявленные обществом требования о признании незаконным и отмене оспариваемого постановления административного органа.
Доводы отдела, приведенные в кассационной жалобе, отклоняются, поскольку по существу сводятся к переоценке установленных судом первой инстанции фактических обстоятельств и представленных доказательств, оснований для которой у суда кассационной инстанции в силу ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта (ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 12.11.2009 по делу N А07-20395/2009 оставить без изменения, кассационную жалобу Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Юго-Восточном регионе - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 16 февраля 2010 г. N Ф09-496/10-С1 по делу N А07-20395/2009
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника