Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к Решению Думы городского округа Верхняя Пышма
от 26 февраля 2010 г. N 16/10
Положение
об участии населения в охране общественного порядка на территории городского округа Верхняя Пышма
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение разработано в целях создания условий для деятельности добровольного формирования населения по охране общественного порядка (далее - народная дружина).
1.2. Народная дружина представляет собой добровольное формирование граждан, создаваемое органами местного самоуправления в целях участия в обеспечении общественного порядка совместно с правоохранительными органами.
1.3. Граждане, вступившие в народную дружину, участвуют в обеспечении общественного порядка совместно с сотрудниками отдела внутренних дел городского округа Верхняя Пышма, городского округа Среднеуральск (далее - ОВД).
1.4. Граждане, участвующие в обеспечении общественного порядка, не могут осуществлять деятельность, отнесенную законодательством к исключительной компетенции правоохранительных органов, а также использовать права, предоставленные им настоящим Положением, в противоправных целях.
1.5. Основными задачами народной дружины являются:
- содействие правоохранительным органам в охране общественного порядка, прав и законных интересов граждан;
- активное участие в предупреждении и профилактике правонарушений;
- содействие в работе по предупреждению детской безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
- пропаганда правовых знаний.
2. Полномочия Администрации городского округа в сфере участия населения в охране общественного порядка
К полномочиям Администрации городского округа в сфере участия граждан в обеспечении общественного порядка относятся:
а) решение вопроса о создании народной дружины;
б) определение источников, размера и порядка финансирования народной дружины;
в) установление гарантий социальной защиты гражданам, участвующим в обеспечении общественного порядка;
г) осуществление контроля за деятельностью граждан, участвующих в охране общественного порядка;
д) утверждение решений о приеме в народную дружину и исключении из нее;
е) определение мероприятий по обеспечению общественного порядка с участием народной дружины;
ж) применение мер поощрения за участие в обеспечении общественного порядка;
з) предоставление помещений и технических средств, необходимых для осуществления деятельности народной дружины;
и) определение порядка взаимодействия народной дружины с правоохранительными органами;
к) установление единых образцов удостоверений и знаков отличия народных дружинников;
л) осуществление руководства деятельностью народной дружины; решение вопросов ее материально-технического обеспечения.
3. Порядок создания, структура, руководство и координация деятельности народной дружины
3.1. Народная дружина создается при участии трудовых коллективов предприятий, организаций, учреждений, общественных объединений, правоохранительных органов постановлением Администрации городского округа.
3.2. Общее руководство деятельностью народной дружины осуществляет Глава Администрации городского округа.
Общее руководство деятельностью народной дружины осуществляется путем:
- организационной работы по созданию и совершенствованию деятельности народной дружины;
- организации взаимодействия международной дружиной и правоохранительными органами;
- сбора и анализа информации о работе народной дружины для разработки рекомендаций по повышению эффективности ее деятельности;
- участия в подготовке нормативных актов о деятельности народной дружины по укреплению общественного порядка;
- составления графиков дежурств народной дружины;
- проверки деятельности дружины;
- организации учебы дружинников.
3.3. В структуре народной дружины образуется штаб во главе с начальником штаба.
Начальник штаба назначается из состава членов народной дружины по согласованию с начальником ОВД.
Состав и начальник штаба народной дружины утверждаются распоряжением Администрации городского округа.
3.4. Начальник штаба народной дружины осуществляет непосредственное руководство деятельностью народной дружины путем:
- организации деятельности дружинников;
- ведения планирования и учета работы народной дружины, организации собраний дружинников и заседаний штаба дружины;
- информирования Администрации и Думы городского округа о результатах деятельности народной дружины;
- составления графиков дежурств по согласованию с начальником ОВД, осуществления контроля за их выполнением;
- ведения учета приема в народную дружину и отчисления из ее состава;
- подготовки ходатайств перед Главой Администрации городского округа о поощрении дружинников, отличившихся при исполнении своих обязанностей;
- осуществления финансово-хозяйственной деятельности народной дружины.
3.5. Координацию деятельности народной дружины осуществляет ОВД.
4. Условия и порядок приема в народную дружину и исключения из нее
4.1. В народную дружину принимаются на добровольной основе в индивидуальном порядке жители, достигшие восемнадцатилетнего возраста, способные по своим деловым и моральным качествам исполнять обязанности дружинника.
В народную дружину не принимаются лица:
- имеющие не снятую в установленном законом порядке или непогашенную судимость;
- состоящие на учете в лечебно-профилактических учреждениях по поводу психического заболевания, наркомании или алкоголизма;
- признанные по решению суда недееспособными или ограниченно дееспособными;
- не имеющие постоянной или временной регистрации по месту жительства в городском округе.
4.2. Для вступления в народную дружину заинтересованные лица подают заявления в штаб народной дружины. Решение о приеме либо об отказе в приеме принимается в десятидневный сроке момента поступления обращения.
4.3. Перед приемом в члены народной дружины штабом народной дружины совместно с ОВД проводится проверка кандидатов в дружинники на их соответствие требованиям, установленным настоящим Положением.
4.4. По результатам проверки принимается решение о приеме в народную дружину либо об отказе в приеме. Данное решение подлежит утверждению Главой Администрации городского округа.
4.5. Исключение из народной дружины может производиться как по инициативе дружинника, так и по инициативе штаба народной дружины.
4.6. Основаниями для исключения из народной дружины по инициативе штаба народной дружины могут являться:
- невыполнение дружинником своих обязанностей;
- совершение дружинником противоправных действий.
5. Деятельность народной дружины
5.1. Народная дружина может участвовать в:
а) патрулировании улиц и выставлении постов на улицах и в других общественных местах;
б) проведении рейдов и пресечении правонарушений в рамках предоставленных полномочий;
в) обеспечении общественного порядка при проведении массовых мероприятий, а также в оцеплении (блокировании) участков местности, отдельных строений и других объектов;
г) иных мероприятиях, проводимых правоохранительными органами в целях предупреждения, раскрытия преступлений, пресечения административных правонарушений;
д) проведении профилактической работы с лицами, склонными к совершению правонарушений, а также воспитательной работы с несовершеннолетними правонарушителями;
е) предупреждении детской безнадзорности, правонарушений несовершеннолетних и защите их прав;
ж) обеспечении безопасности дорожного движения;
з) проведении неотложных аварийно-спасательных и карантинных мероприятий в случаях стихийных бедствий, катастроф, эпидемий, эпизоотии, аварий, техногенных катастроф и иных чрезвычайных ситуаций;
и) обеспечении пожарной безопасности, охране природных ресурсов и окружающей среды;
к) организации помощи лицам, пострадавшим от несчастных случаев или правонарушений, а также находящимся в беспомощном состоянии;
л) воспитании у граждан правовой культуры, осознания необходимости соблюдения законов.
5.2. Дружинники принимают участие в вышеперечисленных мероприятиях только совместно с сотрудниками ОВД.
6. Права, обязанности и ответственность народных дружинников
6.1. Народные дружинники при исполнении ими совместное с сотрудниками правоохранительных органов обязанностей по охране общественного порядка, предупреждению и пресечению правонарушений в рамках предоставленных полномочий вправе:
а) требовать от граждан и должностных лиц соблюдения общественного порядка и прекращения правонарушений либо действий, препятствующих осуществлению полномочий дружинника; пресекать преступления и административные правонарушения;
б) присутствовать при проверке уполномоченными должностными лицами у граждан документов, удостоверяющих их личность, в случаях, когда установление личности необходимо для выяснения обстоятельств совершения правонарушения или причастности к нему;
в) постоянно совершенствовать свои правовые знания, овладевать навыками оказания доврачебной помощи, изучать формы и методы предупреждения и пресечения правонарушений, повышать уровень своей специальной и физической подготовки;
г) сопровождать в медицинские учреждения либо дежурные части органов внутренних дел лиц, находящихся в общественных местах в состоянии опьянения, либо лиц, совершивших правонарушения;
д) присутствовать при доставке уполномоченными должностными лицами в правоохранительные органы лиц, совершивших правонарушения, либо в целях пресечения правонарушений, когда исчерпаны другие меры воздействия, при активном неповиновении или сопротивлении правонарушителей;
е) беспрепятственно входить на стадионы, в клубы, кинотеатры, другие общественные помещения для преследования лиц, подозреваемых в совершении правонарушений, либо при наличии достаточных оснований полагать, что там совершено или совершается правонарушение или произошел несчастный случай;
ж) пользоваться безвозмездно в случаях, не терпящих отлагательства, для связи с правоохранительными органами или постоянно действующими органами телефонами, принадлежащими организациям независимо от форм собственности;
з) по поручению и в присутствии сотрудников органов внутренних дел принимать участие в оцеплении, блокировании участков местности, осуществлении пропускного режима при ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий, катастроф, пресечении массовых беспорядков и групповых противоправных действий, нарушающих работу транспорта, связи, предприятий, учреждений и организаций;
и) совместно с сотрудниками государственной инспекции безопасности дорожного движения осуществлять контроль за выполнением водителями транспортных средств и пешеходами правил дорожного движения;
к) передавать в правоохранительные и другие компетентные органы сообщения и иную информацию о правонарушениях;
л) содействовать правоохранительным органам в мероприятиях по предотвращению угрозы террористических актов;
м) использовать другие не противоречащие действующему законодательству формы и методы деятельности.
6.2. Народные дружинники при исполнении обязанностей по охране общественного порядка, предупреждению и пресечению правонарушений обязаны:
а) четко и добросовестно выполнять законные требования руководителей дружины и сотрудников правоохранительных органов при выполнении обязанностей по охране общественного порядка;
б) проходить правовую и специальную подготовку, а также периодическую проверку на пригодность к действиям и на умение оказывать доврачебную помощь пострадавшим в порядке, устанавливаемом соответствующими органами;
в) соблюдать требования действующего законодательства;
г) не допускать необоснованного ограничения прав и свобод граждан, проявлять корректность и выдержку при обращении к гражданам и должностным лицам, не совершать действий, ущемляющих честь и достоинство человека и гражданина;
д) знать права и обязанности народного дружинника, изучать формы и методы предупреждения и пресечения правонарушений, постоянно совершенствовать свои правовые знания, повышать уровень специальной и физической подготовки;
е) своевременно сообщать о выявленных, ставших известными или готовящихся правонарушениях в правоохранительные органы;
ж) принимать меры по оказанию помощи, в том числе доврачебной, гражданам, пострадавшим от правонарушений или от несчастных случаев, а также гражданам, находящимся в беспомощном или ином состоянии, опасном для их здоровья и жизни;
з) не разглашать оперативную и иную служебную информацию о деятельности правоохранительных органов, ставшую ему известной в связи с осуществлением деятельности по охране общественного порядка, предупреждению и пресечению правонарушений, а также сведения, относящиеся к частной жизни, личной и семейной тайне граждан, если иное не установлено законодательством;
и) в пределах предоставленных полномочий принимать меры по предотвращению и пресечению правонарушений, охране места происшествия;
к) соблюдать установленные в народной дружине дисциплину и нормы выходов на дежурства, выполнять распоряжения и указания руководителей народной дружины, а при нахождении на дежурстве - старшего наряда дружинников;
л) иметь при себе удостоверение народного дружинника, нарукавную повязку или отличительный нагрудный знак дружинника;
м) при обращении к гражданам или должностным лицам представляться и предъявлять удостоверение народного дружинника;
н) в случае обращения граждан с сообщениями о событиях или фактах, угрожающих личной безопасности граждан, общественной безопасности, общественному порядку, либо в случае непосредственного обнаружения народным дружинником указанных событий или фактов сообщать об этом в ближайший правоохранительный орган и принимать меры по спасению людей, пресечению преступлений или административных правонарушений, задержанию лиц, совершивших преступления или административные правонарушения, охране места происшествия.
6.3. Ответственность народного дружинника:
а) за неправомерные действия (бездействие) при исполнении обязанностей по обеспечению правопорядка народный дружинник несет ответственность, установленную законодательством Российской Федерации;
б) вред, причиненный физическим или юридическим лицам неправомерными действиями (бездействием) народного дружинника, подлежит возмещению в полном объеме в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации;
в) неправомерные действия (бездействие) народного дружинника при исполнении обязанностей по обеспечению общественного порядка могут быть обжалованы в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
7. Меры морального и материального стимулирования дружинников
7.1. За организацию работы народной дружины по охране общественного порядка начальник штаба получает денежное вознаграждение в размере и порядке, определенном постановлением Администрации городского округа.
7.2. Дружинники, активно участвующие в борьбе с правонарушениями, поощряются органами местного самоуправления, органами внутренних дел, предприятиями, организациями, учреждениями, общественными объединениями в пределах их компетенции путем:
а) объявления благодарности;
б) выдачи денежной премии;
в) награждения ценным подарком;
г) награждения Почетной грамотой;
д) предоставления дополнительного оплачиваемого отпуска сроком до трех дней.
За особые заслуги в выполнении своего общественного долга и проявленные при этом мужество и героизм дружинники могут представляться к государственным наградам и почетным званиям Свердловской области и награждению орденами и медалями Российской Федерации.
8. Гарантии социальной защиты граждан, участвующих в обеспечении общественного порядка
Дружинники подлежат страхованию жизни и здоровья за счет работодателя и местного бюджета (при отсутствии работодателя). Страховые выплаты осуществляются при условии причинения вреда жизни и здоровью в период дежурства.
9. Финансирование и материально-техническое обеспечение народной дружины
9.1. Финансирование народной дружины осуществляется за счет средств бюджета городского округа, а также за счет привлеченных средств организаций, общественных объединений и иных поступлений, не противоречащих законодательству.
9.2. Финансирование из местного бюджета осуществляется согласно ежегодно утверждаемой бюджетной смете в соответствии с действующей бюджетной классификацией.
9.3. Администрация городского округа обеспечивает штаб народной дружины необходимыми помещениями, оборудованием и средствами связи за счет средств бюджета городского округа.
10. Контроль и надзор за деятельностью граждан, участвующих в обеспечении правопорядка
10.1. Контроль за деятельностью граждан, участвующих в обеспечении общественного порядка, осуществляет Глава Администрации в пределах своих полномочий.
10.2. Народная дружина ежемесячно отчитывается о своей деятельности перед Главой Администрации городского округа в порядке, установленном действующим законодательством.
10.3. Глава Администрации городского округа ежеквартально представляет в Думу городского округа отчет о деятельности народных дружин на территории городского округа с расшифровкой средств местного бюджета, затраченных на финансирование этой деятельности.
11. Прекращение деятельности народной дружины
Прекращение деятельности (ликвидация) народной дружины осуществляется Главой Администрации городского округа в порядке, определенном действующим законодательством.
<< Назад |
||
Содержание Решение Думы городского округа Верхняя Пышма Свердловской области от 26 февраля 2010 г. N 16/10 "О Положении "Об... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.