Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 28 ноября 2005 г. N Ф09-26/05-С2
См. также Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 1 февраля 2005 г. N Ф09-26/05АК
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего, судей,
рассмотрел в судебном заседании жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Курчатовскому району г. Челябинска (далее - инспекция, налоговый орган) на решение суда первой инстанции от 06.06.2005 г. и постановление суда апелляционной инстанции от 19.08.2005 г. Арбитражного суда Челябинской области по делу N А76-9607/04.
В судебном заседании приняли участие представители:
инспекции - Малеева Н.М. (доверенность от 25.01.2005 г.);
общества с ограниченной ответственностью "Торговый дом "Обувь" (далее - общество, заявитель) и закрытого акционерного общества "Обувная фирма "Юничел", участвующего в качестве третьего лица, - Кянганен В.А. (соответственно по доверенностям от 17.01.2005 г. и 14.01.2005 г.).
Представители третьего лица - муниципального унитарного предприятия "Снежинск-Торг", участвующего в деле, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились.
Общество обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением о признании недействительным решения налогового органа от 14.05.2004 г. N 52 в части привлечения к ответственности по ст. 123 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) в сумме 605704 руб., по п. 1 ст. 122 Кодекса - в сумме 506 руб. 40 коп.
Решением суда первой инстанции от 26.08.2004 г. заявление удовлетворено полностью.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 03.11.2004 г. решение оставлено без изменения.
Постановлением Федерального арбитражного суда Уральского округа от 01.02.2005 г. по делу N Ф09-26/05-АК указанные судебные акты отменены в части признания недействительным оспариваемого решения налогового органа о привлечении заявителя к налоговой ответственности по ст. 123 Кодекса в виде взыскания штрафа в сумме 605704 руб. Дело направлено на новое рассмотрение в первую инстанцию Арбитражного суда Челябинской области.
Решением суда первой инстанции от 06.06.2005 г. требования общества удовлетворены.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 19.08.2005 г. решение оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, инспекция просит решение суда первой инстанции от 06.06.2005 г. и постановление суда апелляционной инстанции от 19.08.2005 г. отменить, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права.
Законность обжалуемых судебных актов проверена судом кассационной инстанции в порядке, предусмотренном ст.ст. 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как видно из обстоятельств дела, в 2002 г. учредителями ООО "ТД "Обувь" были ЗАО "Обувная фирма "Юничел" и МУП "Снежинск-торг".
В апреле-ноябре 2002 г. общество перечислило ЗАО "Обувная фирма "Юничел" денежные средства за счет прибыли оставшейся после уплаты налогов.
Посчитав, что указанные денежные средства являются доходом ЗАО "Обувная фирма "Юничел", полученным от долевого участия в деятельности заявителя (дивидендами), инспекция пришла к выводу об обязанности ООО "ТД "Обувь", являющегося налоговым агентом (п. 2 ст. 275 Кодекса) по отношению к указанной организации, исчислить, удержать и перечислить налог с полученного дохода. Поскольку данный налог не был исчислен и уплачен, инспекция вынесла оспариваемое решение, которым общество, в частности, было привлечено к ответственности по ст. 123 Кодекса.
Разрешая спор по существу, суды пришли к выводу о том, что переданные ЗАО "Обувная фирма "Юничел" средства не являлись дивидендами, в связи с чем у ООО "ТД "Обувь" отсутствовала обязанность по исчислению, удержанию и перечислению налога на доходы.
Вывод судов является правильным.
Объективной стороной налогового правонарушения, предусмотренного ст. 123 Кодекса, является неправомерное неперечисление (неполное перечисление) сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом.
В соответствии с п. 2 ст. 275 Кодекса налоговая база по доходам, полученным организациями от долевого участия в деятельности других организаций, определяется налоговым агентом, которым признается организация, являющаяся источником дохода налогоплательщика.
Судами установлено, что на момент передачи денежных средств уставный капитал ООО "ТД "Обувь" не был полностью оплачен, а денежные средства передавались безвозмездно на основании договоров и были впоследствии возвращены заявителю. Исходя из этого и материалов дела, с учетом положений ст. 43 Федерального закона от 26.12.1995 г., N 208-ФЗ "Об акционерных обществах", подп. 11 п. 1 ст. 251 и п. 2 ст. 75 Кодекса, суды пришли к выводу, что денежные средства, передаваемые обществом ЗАО "Обувная фирма "Юничел", не являлись доходом указанной организации, в том числе в смысле ст. 43 Кодекса (дивидендами), в связи с чем у ООО "ТД "Обувь" отсутствовала обязанность налогового агента по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в бюджет налога на доходы.
Оснований для переоценки данного вывода у суда кассационной инстанции не имеется (ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст.ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
Решение суда первой инстанции от 06.06.2005 г. и постановление суда апелляционной инстанции от 19.08.2005 г. Арбитражного суда Челябинской области по делу N А76-9607/04 оставить без изменения, кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Курчатовскому району г. Челябинска - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 28 ноября 2005 г. N Ф09-26/05-С2
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника