Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 27 декабря 2004 г. N Ф09-665/04ГК
См. также Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 23 апреля 2007 г. N Ф09-1378/07-С1
Федеральный арбитражный суд Уральского округа по проверке в кассационной инстанции законности решений и постановлений арбитражных судов субъектов Российской Федерации, принятых ими в первой и апелляционной инстанциях, в составе: председательствующего, судей,
рассмотрел кассационную жалобу Чебаркульского опытного лесхоза на решение от 02.08.2004 г. и постановление апелляционной инстанции от 08.10.2004 г. Арбитражного суда Челябинской области по делу N А76-15291/2003 по заявлению Чебаркульского опытного лесхоза к ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Челябинской области о признании недействительной записи в кадастровом плане земельного участка.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, их представители в судебное заседание не явились.
Ходатайств не поступило.
Чебаркульский опытный лесхоз обратился в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением о признании кадастрового плана земельного участка (кадастровый номер: 74:38:01 15 002:0003), изготовленного ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Челябинской области, недействительным с момента изготовления и не порождающим правовых последствий.
Решением от 22.10.2003 г. признана недействительной регистрационная запись в государственном земельном кадастре (кадастровый номер 74:38:01 15 002:0003) относительно земельного участка лесного фонда площадью 80000 кв.м, расположенного в г. Чебаркуле Челябинской области, в квартале N 52 Чебаркульского лесничества в части, определяющей категорию земель как земель поселений.
Постановлением апелляционной инстанции от 16.12.2003 г. решение оставлено без изменения.
Постановлением кассационной инстанции от 22.03.2004 г. решение и постановление апелляционной инстанции отменены, дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Определением от 10.06.2004 г. к участию в деле в качестве третьего лица привлечена Администрация муниципального образования город Чебаркуль.
Истец в порядке ст. 49 АПК РФ уточнил исковые требования и просил признать недействительной и не порождающей правовых последствий запись в п. 8.2 кадастрового плана земельного участка (кадастровый номер 74:38:0115002-0003), изготовленного ФГУ "Земельная кадастровая палата".
Решением от 02.08.2004 г. в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением апелляционной инстанции от 08.10.2004 г. решение оставлено без изменения.
Чебаркульский опытный лесхоз с решением и постановлением апелляционной инстанции не согласен, просит их отменить, дело передать на новое рассмотрение в суд первой инстанции. Оспаривая судебные акты, заявитель ссылается на нарушение судом апелляционной инстанции ст. 271 АПК РФ, поскольку не дана надлежащая правовая оценка доводу апелляционной жалобы о подведомственности названного спора арбитражному суду. Кроме того, Чебаркульский опытный лесхоз ссылается на то, что отнесение в кадастровом плане спорного земельного участка к категории земель поселений нарушает его права, поскольку фактически лишает лесхоз функций по управлению данным участком, как участком лесного фонда, и ведет к прекращению платежей, поступающих в бюджет, за пользование лесным фондом.
Проверив законность судебных актов в порядке ст.ст. 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции считает, что решение и постановление апелляционной инстанции отмене не подлежат.
Как следует из материалов дела, Чебаркульским филиалом ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Челябинской области составлен кадастровый план земельного участка (кадастровый номер: 74:38:01 15 002:0003), местоположение которого определено следующим образом: Челябинская область, г. Чебаркуль, участок лесного фонда в квартале N 52 Чебаркульского лесничества. Из указанного плана следует, что весь земельный участок относится к категории земель поселений (п. 8.2 кадастрового плана). Земель, относящихся к категории земель лесного фонда, в составе указанного участка нет.
Считая запись в п. 8.2 кадастрового плана земельного участка с кадастровым номером 74:38:01 15 002:0003 недействительной, Чебаркульский опытный лесхоз обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением, указав в обоснование заявленных требований, что в кадастровом плане указаны неверные сведения о принадлежности участка к категории земель поселений, так как ни Правительством РСФСР ни РФ в установленном порядке не принималось решения об исключении этого участка из категории земель лесного фонда, и указание таких сведений в кадастровом плане нарушает права лесхоза, как территориального органа федерального органа управления лесным хозяйством.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд правомерно исходил из того, что заявитель в нарушение ст. 65 АПК РФ не доказал, что внесением записи в кадастровый план нарушены его права и интересы.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 АПК РФ основанием для принятия решения судом о признании недействительным ненормативного правового акта являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
Судом установлено и подтверждено материалами дела, что Чебаркульским филиалом ФГУ "Земельная кадастровая палата" составлен кадастровый план земельного участка N 74:38:01 15 002:0003, местоположение которого определено: Челябинская область, г. Чебаркуль, участок лесного фонда в квартале N52 и Чебяркульского лесничества. В разделе 8 Категории земель в п.п. 8.1, 8.2 весь участок определен как земли поселений.
Согласно ст. 1 ФЗ "О государственном земельном кадастре" государственный кадастровый учет земельных участков - описание и индивидуализация в Едином государственном реестре земель земельных участков, в результате чего каждый земельный участок получает такие характеристики, которые позволяют однозначно выделить его из других земельных участков и осуществить его качественную и экономическую оценки.
Государственный земельный кадастр создается и ведется в целях информационного обеспечения деятельности, указанной в ст. 4 названного Закона.
Порядок проведения государственного кадастрового учета земельных участков установлен ст. 19 ФЗ "О государственном земельном кадастре". Указанный порядок включает подачу заявки заинтересованным правообладателем земельного участка с приложением правоустанавливающих документов и документов о межевании земель, проверку представленных документов, составление описаний земельных участков, присвоение кадастровых номеров, изготовление кадастровых карт (планов) и формирование кадастровых дел.
Проанализировав названные нормы права, суд пришел к обоснованному выводу, что осуществление записи в Едином государственном реестре земель является действием учетного характера, осуществляемым на основании правоустанавливающих и иных документов, подтверждающих наличие существующих прав и достоверность вносимых сведений. Само по себе внесение каких-либо записей в указанный реестр гражданских прав и обязанностей не порождает и не прекращает, поэтому не может являться основанием возникновения каких-либо прав и обязанностей у правообладателя.
Отнесение земель к категориям и перевод их из одной в другую производится компетентными органами власти в соответствии со ст. 8 Земельного кодекса РФ, к которым ФГУ "Земельная кадастровая палата" не относится.
Учитывая изложенное, а также то, что оспариваемая запись в кадастровом плане земельного участка с кадастровым номером 74:38:01 15 002:0003 не противоречит действующему законодательству и не нарушает прав и законных интересов Чебаркульского опытного лесхоза, Арбитражный суд Челябинской области правомерно отказал Чебаркульскому опытному лесхозу в удовлетворении заявленных требований.
При этом ссылка заявителя на то, что отнесение в кадастровом плане спорного земельного участка к категории земель поселений нарушает его права, поскольку фактически лишает лесхоз функций по управлению данным участком, как участком лесного фонда, и ведет к прекращению платежей, поступающих в бюджет, за пользование лесным фондом, правильно отклонена судом, так как доказательств данным обстоятельствам Чебаркульским опытным лесхозом не представлено.
Указание заявителя кассационной жалобы на то, что судом апелляционной инстанции в нарушение ст. 271 АПК РФ не дана надлежащая правовая оценка доводу апелляционной жалобы о подведомственности названного спора арбитражному суду, не принимается, как противоречащее материалам дела.
При таких обстоятельствах, решение и постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда Челябинской области являются законными и отмене не подлежат. Оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
Решение от 02.08.2004 г. и постановление апелляционной инстанции от 08.10.2004 г. Арбитражного суда Челябинской области по делу N А76-15291/2003 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 27 декабря 2004 г. N Ф09-665/04ГК
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника