Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 30 декабря 2004 г. N Ф09-5648/04АК
Федеральный арбитражный суд Уральского округа по проверке в кассационной инстанции законности решений и постановлений арбитражных судов субъектов Российской Федерации, принятых ими в первой и апелляционной инстанциях, в составе: председательствующего, судей,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной ИМНС РФ по крупнейшим налогоплательщикам по Свердловской области на решение от 24.08.2004 г. и постановление апелляционной инстанции от 01.10.2004 г. Арбитражного суда Свердловской области по делу N А60-24074/04 по заявлению ОАО "Верхнесалдинское металлургическое производственное объединение" к Межрайонной ИМНС РФ по крупнейшим налогоплательщикам по Свердловской области, Управлению МНС РФ по Свердловской области о признании незаконным и отмене постановления о привлечении к административной ответственности.
В судебном заседании приняли участие представители:
УМНС РФ - Фисюк В.В., гл. госналогинспектор (дов. от 28.01.2004 г. N 09-15/13);
МИМНС РФ - Старков М.В., ст. госналогинспектор (дов. от 05.01.2004 г. N 04-09/1).
Представители общества, извещенного о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы надлежащим образом, в судебное заседание не прибыли.
Права и обязанности разъяснены.
Отводов составу суда не заявлено.
Ходатайств не поступило.
ОАО "Верхнесалдинское металлургическое производственное объединение" обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к Межрайонной ИМНС РФ по крупнейшим налогоплательщикам по Свердловской области, Управлению МНС РФ по Свердловской области о признании незаконным м отмене постановления от 01.07.2004 г. N 01.19-4 Межрайонной ИМНС РФ по крупнейшим налогоплательщикам по Свердловской области и решения от 23.07.2004 г. N 01.19-4 Управления МНС РФ по Свердловской области по делу об административном правонарушении о привлечении общества к административной ответственности по ст. 15.25 КоАП РФ за нарушение сроков поступления валютной выручки более чем на 90 дней в виде штрафа в сумме 209543 руб.
Решением от 24.08.2004 г. Арбитражного суда Свердловской области заявленные требования удовлетворены.
Постановлением апелляционной инстанции от 01.10.2004 г. решение суда оставлено без изменения.
Инспекция с судебными актами не согласна, просит их отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать, ссылаясь на нарушение судом норм материального права.
Законность судебных актов проверена в порядке ст.ст. 274, 284, 286 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, ОАО "Верхнесалдинское МПО" в нарушение ст.ст. 1, 6 Закона РФ от 09.10.1992 г. N 3615-1 "О валютном регулировании и валютном контроле", Постановление ЦБ РФ от 24.09.2002 г. N 699 "О порядке выдачи резидентам разрешений на отсрочку платежа на срок более 90 дней по экспорту и импорту товаров" по заключенному экспортному контракту на поставку товара, валютная выручка за отгруженный товар поступила с нарушением установленного валютным законодательством 90-дневного срока, при этом разрешение (лицензии) на осуществление валютных операций, связанных с движением капитала предприятием не получено.
По данному факту Межрайонной ИМНС РФ по крупнейшим налогоплательщикам по Свердловской области составлен акт от 10.03.2004 г. N 96, протокол от 10.03.2004 г. N 01.19-4 и вынесено постановление от 01.07.2004 г. N 01.19-4 о привлечении общества к административной ответственности по ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ в виде штрафа в сумме 2095430 руб.
Данное постановление ОАО "Верхнесалдинское МПО" обжаловало в Управление МНС РФ по Свердловской области, которое вынесло решение от 23.07.2004 г. N 01.19-04 об уменьшении размера штрафа до 209543 руб.
Полагая, что привлечение к указанной ответственности является неправомерным, общество обратилось в суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд обеих инстанций исходил из того, что вступившее в силу новое валютное законодательства не устанавливает требований о наличии у резидента-экспортера специального разрешения на представление контрагенту отсрочки платежа.
Вывод суда является ошибочным.
Вместе с тем, судебные акты отмене не подлежат исходя из следующего.
Согласно ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ осуществление валютных операций без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), либо с нарушением требований (условий, ограничений), установленных специальным разрешением (лицензией), влечет наложение административного штрафа на юридическое лицо от одной десятой до одного размера суммы незаконной валютной операции.
В соответствии со ст. 23.60 КоАП РФ дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 15.25 КоАП РФ, рассматривают органы валютного контроля.
Пунктом 1 статьи 11 Закона Российской Федерации "О валютном регулировании и валютном контроле" установлено, что валютный контроль в Российской Федерации осуществляется Правительством Российской Федерации, органами валютного контроля и агентами валютного контроля в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу п. 2 указанной статьи к органам валютного контроля отнесены: Центральный банк Российской Федерации, федеральные органы исполнительной власти в пределах компетенции, установленной федеральными законами, а также федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации.
Статьей 23.5 КоАП РФ установлен перечень административных правонарушений, подлежащих рассмотрению налоговыми органами, в силу которой ИМНС РФ не предоставлено права привлечения к административной ответственности по ст. 15.25 КоАП РФ. Налоговый орган, установив в ходе налоговой проверки нарушение валютного законодательства, был вправе передать акт по результатам проверки в органы валютного контроля, которые вправе рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Таким образом, Межрайонная ИМНС РФ по крупнейшим налогоплательщикам по Свердловской области не вправе принимать постановления по делам о привлечении к административной ответственности по ст. 15.25 КоАП РФ, в связи с чем обжалуемое постановление принято некомпетентным органом.
Учитывая изложенное, оснований для отмены судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 286, 287, 289 АПК РФ, суд постановил:
Решение от 24.08.2004 г. и постановление апелляционной инстанции от 01.10.2004 г. Арбитражного суда Свердловской области по делу N А60-24074/04 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 30 декабря 2004 г. N Ф09-5648/04АК
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника