Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 25 февраля 2010 г. N Ф09-736/10-С6 по делу N А47-1978/2008
Дело N А47-1978/2008
См. дополнительную информацию к настоящему постановлению
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего Семеновой З.Г., судей Сулейменовой Т.В., Маликовой Э.М., рассмотрел в судебном заседании на основании определения Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.01.2010 N ВАС-16606/09 по делу N А47-1978/2008 Арбитражного суда Оренбургской области заявление Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Оренбургской области (далее - Территориальное управление Росимущества) от 16.11.2009 N ЛК-56/14-15202 о пересмотре в порядке надзора решения Арбитражного суда Оренбургской области от 13.05.2009 по делу N А47-1978/2008 и постановления Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.08.2009 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, явку своих представителей не обеспечили.
Ходатайство Территориального управления Росимущества о рассмотрении дела в отсутствие его представителя рассмотрено судом кассационной инстанции и удовлетворено на основании ч. 3 ст. 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Общество с ограниченной ответственностью "Макроинфо" (далее - общество "Макроинфо") обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с иском к Министерству юстиции Российской Федерации, Федеральной службе судебных приставов России (далее - служба судебных приставов), Федеральному агентству по управлению государственным имуществом (Росимущество) о взыскании с ответчиков солидарно 1695000 руб. в счет возврата обществу денежной суммы, полученной по недействительной сделке за имущество, принадлежащее Новоорскому районному потребительскому обществу, реализованное на торгах 28.10.2002.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Управление Федеральной службы судебных приставов по Оренбургской области, Специализированное государственное учреждение при Правительстве Российской Федерации "Российский фонд федерального имущества" (далее -учреждение "Российский фонд федерального имущества").
Решением Арбитражного суда Оренбургской области от 13.05.2009 (судья Демидова Т.А.) с Росимущества в пользу истца взыскано 1 695 000 руб. в счет возврата полученного по недействительной сделке.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.08.2009 (судьи Баканов В.В., Богдановская Г.Н., Соколова Т.В.) решение суда оставлено без изменения.
Территориальное управление Росимущества обратилось с заявлением от 16.11.2009 N ЛК-56/14-15202 о пересмотре в порядке надзора решения суда первой инстанции и постановления суда апелляционной инстанции.
Определением Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.01.2010 N ВАС-16606/09 заявление направлено на рассмотрение в Федеральный арбитражный суд Уральского округа для проверки обжалуемого судебных актов в порядке кассационного производства.
В заявлении Территориальное управление Росимущества просит решение и постановление отменить, ссылаясь на нарушение судами п. 1 ст. 61, п. 2 ст. 120, п. 3 ст. 308 Гражданского кодекса Российской Федерации, п. 1 ст. 158 Бюджетного кодекса российской Федерации, неправильное толкование Указа Президента Российской Федерации от 12.05.2008 N 724, распоряжения Правительства Российской Федерации от 28.06.2008 N 947-р. Заявитель считает Росимущество ненадлежащим ответчиком по настоящему делу, поскольку оно не участвовало ни в реализации арестованного имущества на торгах, организатором которых выступало Оренбургское региональное отделение учреждения "Российский фонд федерального имущества", ни в получении денежных средств от реализации арестованного имущества. При этом Территориальное управление Росимущества указывает, что при вынесении обжалуемых судебных актов суды не дали оценку существенному доказательству по делу - соглашению о взаимодействии между службой судебных приставов и учреждением "Российский фонд федерального имущества" от 11.04.2005, согласно которому денежные средства, полученные от реализации арестованного имущества перечисляются на соответствующий счет структурного подразделения службы судебных приставов не позднее пяти рабочих дней с даты их зачисления на счет учреждения "Российский фонд федерального имущества", в связи с чем судами сделан неверный вывод о том, что денежные средства, полученные от реализации имущества на торгах, поступили в распоряжение учреждения "Российский фонд федерального имущества", который повлек за собой неправомерное утверждение о том, что обязанность по возврату денежных средств должна быть возложена на Росимущество. Также заявитель полагает неправомерным применение судом п. 14 письма Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.12.2005 N 101, так как в рассматриваемом случае в обоснование признания торгов недействительными суд указал на нарушения, допущенные службой судебных приставов, а не нарушения учреждением "Российский фонд федерального имущества" установленного законом порядка проведения торгов.
Территориальное управление Росимущества, кроме того, ссылается на необоснованность выводов судов относительно правопреемства между Росимуществом и учреждением "Российский фонд федерального имущества", так как последствиями ликвидации юридического лица является его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам. Заявитель считает ошибочной ссылку судов на п. 17 Указа Президента Российской Федерации от 12.05.2008 N 724, поскольку данный пункт не применим и не распространяется на взаимоотношения учреждения "Российский фонд федерального имущества" и Росимущества, так как учреждение не является органом исполнительной власти и на момент ликвидации, равно как и ранее, не входило в структуру федеральных органов. Кроме того, учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами, а при их недостаточности субсидиарную ответственность несет собственник имущества. При этом Росимущество никогда не было собственником имущества ликвидированного учреждения, в связи с чем ответственность по обязательствам учреждения "Российский фонд федерального имущества" не несет.
В отзыве служба судебных приставов, полагая законными обжалуемые судебные акты, просит оставить в силе решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции, а заявление Территориального управления Росимущества - без удовлетворения.
Суд кассационной инстанции проверяет законность обжалуемых судебных актов в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе (ч. 1 ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Как установлено судами и следует из материалов дела, в соответствии с протоколом N 14 заседания комиссии об определении победителя торгов по продаже арестованного имущества от 28.10.2002 победителем торгов по продаже имущества Новоорского районного потребительского общества признано общество "Макроинфо". Цена проданного имущества составила 1695000 руб.
Согласно протоколу N 15 о результатах торгов по продаже арестованного имущества от 28.10.2002 организатор торгов - учреждение "Российский фонд федерального имущества" обязался передать в собственность покупателю -обществу "Макроинфо", а покупатель - принять и оплатить основное строение (здание магазина, двухэтажное, кирпичное) с пристроем, подвалом 1984 года постройки общей площадью 2 235, 9 кв.м, литеры Е, Е1, расположенное по адресу: Оренбургская обл., п. Новоорск, ул. Комарова.
В счет оплаты за недвижимое имущество истцом на расчетный счет организатора торгов перечислены денежные средства в размере 940000 руб. по платежному поручению от 29.10.2002 N 420 и 589000 руб. по платежному поручению от 30.10.2002 N 20. Кроме того, в счет обеспечения исполнения обязательств по оплате продаваемого на торгах имущества (задатка) общество "Макроинфо" перечислило на расчетный счет учреждения "Российский фонд федерального имущества" 167000 руб. по платежному поручению от 16.10.2002 N 409.
Учреждение "Российский фонд федерального имущества" в соответствии с протоколом N 15 о результатах торгов по продаже арестованного имущества от 28.10.2002 передало истцу вышеназванное имущество, о чем сторонами подписан передаточный акт.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Оренбургской области от 14.03.2007 по делу N А47-351/2002 указанные торги признаны недействительными. В порядке применения последствий недействительности торгов судом признан недействительным протокол от 28.10.2002 N 15 о результатах торгов по продаже арестованного имущества.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, общество "Макроинфо" обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с соответствующим иском.
Удовлетворяя заявленные требования, суды правомерно исходили из того, что, поскольку оспоренная истцом сделка, по которой продавцом указанного имущества выступало учреждение "Российский фонд федерального имущества", признана недействительной, а имущество возвращено, заявленная истцом сумма подлежит взысканию с правопреемника организатора торгов - Росимущества.
Согласно п. 2 ст. 167 Гражданского кодекса Российской Федерации при недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре (в том числе тогда, когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге) возместить его стоимость в деньгах - если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом.
Пунктом 19 Указа Президента Российской Федерации от 28.06 2008 N 724 "Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти" Правительству Российской Федерации предписано принять решение о ликвидации учреждения "Российский фонд федерального имущества".
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца и далее по тексту допущена опечатка. Дату названного Указа следует читать как 12 мая 2008 г.
В соответствии с п. 10 данного Указа функции учреждения "Российский фонд федерального имущества" по организации продажи приватизируемого федерального имущества, реализации имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество, а также функции по реализации конфискованного, движимого бесхозяйного, изъятого и иного имущества, обращенного в собственность государства в соответствии с законодательством Российской Федерации, переданы Росимуществу.
В пункте 17 названного Указа предусмотрено, что федеральные органы исполнительной власти, которым в соответствии с этим Указом переданы функции иных федеральных органов исполнительной власти, являются их правопреемниками по обязательствам, в том числе по обязательствам, возникшим в результате исполнения судебных решений.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 28.06.2008 N 947-р учреждение "Российский фонд федерального имущества" ликвидировано и Росимуществу поручено в установленном порядке принять имущество данного учреждения и его обязательственные права, оставшиеся после удовлетворения кредиторов.
Запись о прекращении деятельности указанного учреждения внесена в Единый государственный реестр юридических лиц 12.03.2009.
Осуществляя процессуальную замену учреждения "Российский фонд федерального имущества" на Росимущество, учитывая, что реализация арестованного имущества относится к мерам принудительного исполнения, осуществление которых является государственной функцией, и руководствуясь ст. 125 Гражданского кодекса Российской Федерации, суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу о том, что в рассматриваемом споре, ликвидированное учреждение выступало не в качестве самостоятельного юридического лица, а как представитель Российской Федерации, в силу чего обязательства данного лица в соответствии с п. 17 Указа Президента Российской Федерации от 28.06.2008 N 724 перешли к Росимуществу.
С учетом изложенного и принимая во внимание, что ликвидация учреждения "Российский фонд федерального имущества" связана с реорганизацией системы и структуры федеральных органов исполнительной власти, в процессе которой функции и полномочия данного учреждения переданы Росимуществу, общие положения Гражданского кодекса Российской Федерации о ликвидации юридического лица применяются с учетом названных особенностей, в связи с чем доводы заявителя об отсутствии у него правопреемства от ликвидированного учреждения и нарушение судами ст. 61 Гражданского кодекса Российской Федерации, подлежат отклонению.
Таким образом, требования истца правомерно удовлетворены судами за счет Росимущества.
Иные доводы заявителя были предметом исследования судов первой и апелляционной инстанций и им дана надлежащая оценка, оснований для переоценки которых у суда кассационной инстанции в силу ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся основаниями для отмены или изменения судебных актов в силу ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного оснований для отмены решения суда первой и постановления суда апелляционной инстанций и удовлетворения заявления не имеется.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 13.05.2009 по делу N А47-1978/2008 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.08.2009 по тому же делу оставить без изменения, заявление Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Оренбургской области - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 25 февраля 2010 г. N Ф09-736/10-С6 по делу N А47-1978/2008
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника