Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 29 марта 2007 г. N Ф09-2314/07-С4
Определением Высшего Арбитражного Суда РФ от 22 июня 2007 г. N 6874/07 отказано в передаче настоящего постановления в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра в порядке надзора
См. дополнительную информацию к настоящему постановлению
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего, судей,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу закрытого акционерного общества "Организация содействия культурно-правовому развитию" (далее - общество) на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 21.12.2006 (резолютивная часть от 14.09.2006) по делу N А71-4861/06 по заявлению общества к государственному учреждению "Государственный Русский драматический театр им. В.Г. Короленко" (далее - учреждение), третьи лица: Министерство культуры Удмуртской Республики, Министерство финансов Удмуртской Республики, о понуждении совершить определенные действия.
В судебном заседании принял участие представитель учреждения - Вихарев В.М. (доверенность от 09.01.2007 N 02).
Представители иных лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились.
Общество обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением, в котором просит обязать учреждение представить в Министерство финансов Удмуртской Республики платежные поручения и запросы-требования в Министерство культуры Удмуртской Республики о выделении лимитов бюджетных обязательств Удмуртской Республики и (или) финансирования, необходимые для осуществления оплаты по поступившим в Министерство финансов Удмуртской Республики исполнительным листам от 30.08.2001 N 020685 по делу N А71-64/2001-Г14, от 27.12.2001 N 023936 по делу N А71-269/2001-Г7, в порядке, предусмотренном ст. 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Решением суда от 21.12.2006 в удовлетворении исковых требований отказано.
В порядке апелляционного производства решение суда не обжаловалось.
В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, общество просит решение суда отменить, ссылаясь на несоответствие выводов суда о том, что общество, не являясь участником бюджетного процесса, не вправе обращаться с требованием об обязании должника выполнить действия, предусмотренные ст. 242.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации, положениям ст. 19, 46 Конституции Российской Федерации, ст. 2, 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, ст. 152, 242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Законность обжалуемого судебного акта проверена судом кассационной инстанции в порядке, предусмотренном ст. 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, общество является взыскателем по исполнительным листам от 30.08.2001 N 020685 и от 27.12.2001 N 023936, выданным арбитражным судом, согласно которым с учреждения взыскана и подлежит уплате задолженность в общей сумме 8000000 руб., образовавшаяся в результате осуществления должником предпринимательской деятельности.
Полагая, что учреждением нарушен порядок исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджета Удмуртской Республики по денежным обязательствам бюджетных учреждений субъекта Российской Федерации, установленный гл. 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, общество обратилось с заявлением о понуждении учреждения совершить действия, предусмотренные ст. 242.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Права и обязанности участников бюджетных правоотношений закреплены в Бюджетном кодексе Российской Федерации.
В главе 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации определен порядок исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Статьей 242.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлен порядок исполнения судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства бюджета субъекта Российской Федерации по денежным обязательствам бюджетных учреждений субъекта Российской Федерации.
Для исполнения исполнительного документа по задолженности, образовавшейся в результате осуществления должником предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, должник в сроки, определенные п. 3 ст. 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, представляет в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов бюджетных учреждений субъекта Российской Федерации, платежное поручение на перечисление средств в пределах общего остатка средств, учтенных на его лицевом счете для учета средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.
При отсутствии или недостаточности соответствующих лимитов бюджетных обязательств и (или) объемов финансирования расходов и остатка средств, полученных должником от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, для полного исполнения исполнительного документа должник направляет главному распорядителю (распорядителю) средств бюджета субъекта Российской Федерации, в ведении которого он находится, запрос-требование о необходимости выделения ему дополнительных лимитов бюджетных обязательств и (или) объемов финансирования расходов в целях исполнения исполнительного документа с указанием даты его поступления в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов бюджетных учреждений субъекта Российской Федерации.
При нарушении должником требований, установленных ст. 242.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации, орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов бюджетных учреждений субъекта Российской Федерации, приостанавливает до момента устранения нарушения осуществление операций по расходованию средств на лицевых счетах должника (за исключением операций по исполнению исполнительных документов) с уведомлением должника (п. 3 ст. 242.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Действие (бездействие) органов, исполняющих судебные акты в порядке, определенном гл. 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, либо отказ в совершении таких действий могут быть обжалованы взыскателем в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 5 ст. 242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Таким образом, в силу прямого указания закона в случае невыполнения должником любого из требований, установленных ст. 242.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации, орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов бюджетных учреждений субъекта Российской Федерации, вправе приостановить до момента устранения нарушения осуществление операций по расходованию средств на лицевых счетах должника (за исключением операций по исполнению исполнительных документов), взыскатель вправе обжаловать действие (бездействие) органов, исполняющих судебные акты.
Как видно из материалов дела, Министерством финансов Удмуртской Республики на основании решений от 31.05.2006 N 2 и N 3 были приостановлены все операции по лицевым счетам учреждения до устранения нарушений требований бюджетного законодательства.
При таких обстоятельствах суд правомерно отказал в удовлетворении требования истца об обязании должника совершить действия, предусмотренные ст. 242.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации, ссылаясь на то, что истец (взыскатель) не является участником бюджетного процесса, нормами Бюджетного кодекса, регулирующим правоотношения при осуществлении бюджетного исполнительного производства, взыскатель не наделен указанным правом требования.
Довод заявителя кассационной жалобы о том, что истец как получатель бюджетных средств на основании ст. 152 Бюджетного кодекса Российской Федерации является участником бюджетного процесса, не принимается ввиду неверного толкования указанной нормы права.
Бюджетный процесс - это регламентируемая нормами права деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов, утверждению и исполнению бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов, а также по контролю за их исполнением (ст. 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации). В установленных законом случаях организации могут быть получателями бюджетных средств, но возникающие при этом правоотношения являются не бюджетными.
Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся в силу ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены судебного акта, судом кассационной инстанции не установлено.
На основании изложенного решение суда первой инстанции является законным, отмене не подлежит, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 21.12.2006 (резолютивная часть от 14.09.2006) по делу N А71-4861/06 оставить без изменения, кассационную жалобу закрытого акционерного общества "Организация содействия культурно-правовому развитию" - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 29 марта 2007 г. N Ф09-2314/07-С4
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника