Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 29 марта 2007 г. N Ф09-2199/07-С4
Определением Высшего Арбитражного Суда РФ от 8 мая 2007 г. N 4924/07 отказано в передаче настоящего постановления в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра в порядке надзора
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего, судей,
рассмотрел в судебном заседании кассационные жалобы муниципального унитарного предприятия "Дорожное ремонтное управление" (далее - МУП "Дорожное ремонтное управление") и ликвидатора МУП "Дорожное ремонтное управление" Злоказова Николая Владимировича на решение суда первой инстанции от 19.06.2006 и постановление суда апелляционной инстанции от 15.01.2007 Арбитражного суда Челябинской области по делу N А76-52736/2005 по заявлению Инспекции Федеральной налоговой службы по Курчатовскому району г. Челябинска (далее - инспекция) к ликвидатору МУП "Дорожное ремонтное управление" Злоказову Н.В. с привлечением к участию в деле в качестве третьего лица Управления Федеральной налоговой службы по Челябинской области (далее - управление) о признании незаконными действий ликвидатора и включении требований инспекции в сумме 26916955 руб. в реестр кредиторов.
В судебном заседании приняли участие представители:
инспекции - Боженов С.А., ведущий специалист юридического отдела (доверенность от 19.06.2006 N 13675);
МУП "Дорожное ремонтное управление" - Колбина С.А. (доверенность от 22.03.2007);
ликвидатора МУП "Дорожное ремонтное управление" Злоказова Н.В. - Колбина С.А. (доверенность от 26.12.2006 зарегистрирована в реестре за N 11033);
управления - Кудрявцева А.В., ведущий специалист-эксперт (доверенность от 09.01.2007 N 07-28/6).
Инспекция обратилась в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к ликвидатору МУП "Дорожное ремонтное управление" Злоказову Н.В. о признании незаконными его действий и включении требований инспекции в сумме 26916955 руб. в реестр кредиторов (с учетом уточнения размера требований).
Определением суда от 17.05.2006 к участию в деле в качестве третьего лица привлечено управление.
Решением суда первой инстанции от 19.06.2006 заявление удовлетворенно в части признания незаконными действий ликвидатора МУП "Дорожное ремонтное управление" по невключению задолженности по обязательным платежам в сумме 26916955 руб. в реестр требований кредиторов. На ликвидатора возложена обязанность в месячный срок после вступления решения в законную силу включить данную сумму требований в реестр. В остальной части требований производство по делу прекращено.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 15.01.2007 решение отменено в части признания незаконными действий ликвидатора по невключению задолженности в сумме 26916922 руб. в реестр требований кредиторов. В удовлетворении требований в этой части отказано. В остальной части решение суда оставлено без изменения.
В жалобах, поданных в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, МУП "Дорожное ремонтное управление" и ликвидатор МУП "Дорожное ремонтное управление" Злоказов Н.В. просят указанные решение и постановление отменить, направить дело на новое рассмотрение, ссылаясь на то, что судебные акты приняты о правах и обязанностях МУП "Дорожное ремонтное управление", не привлеченного к участию в деле. Заявители жалоб также указывают на то, что судами не проверена правильность расчета суммы требований и соблюдение инспекцией предусмотренных ст. 45-48, 69, 70 и 75 Налогового кодекса Российской Федерации порядка и сроков взыскания недоимки и пеней.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в порядке, предусмотренном ст. 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, распоряжением Главы г. Челябинска от 02.08.2005 N 860 принято решение о ликвидации МУП "Дорожное ремонтное управление". Установлен срок подачи требований кредиторов - два месяца с момента публикации объявления о ликвидации, то есть с 01.09.2005.
15.08.2005 в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о принятии решения о ликвидации юридического лица.
Инспекция письмом от 21.10.2005 предъявила требование в сумме 30127653 руб., которое ликвидатором отклонено письмом от 08.11.2005 со ссылкой на пропуск инспекцией срока предъявления задолженности, образовавшейся в 1996-2001 гг.
Считая данные действия ликвидатора МУП "Дорожное ремонтное управление" Злоказова Н.В. незаконными, инспекция обратилась с заявлением в арбитражный суд.
Признавая незаконными действия ликвидатора, суд первой инстанции установил, что ее требование в сумме 26916955 руб. является обоснованным, наличие задолженности перед бюджетом в этой сумме материалами дела подтверждено.
Отменяя решение суда в части признания незаконными действий ликвидатора, суд апелляционной инстанции указал, что ликвидатор не относится к должностным лицам (ст. 197 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), следовательно, заявление инспекции не подлежит рассмотрению в порядке, установленном главой 24 названного Кодекса, а рассматривается в общем порядке искового производства. Вместе с тем суд апелляционной инстанции установил, что наличие задолженности МУП "Дорожное ремонтное управление" перед бюджетом подтверждено имеющимися в материалах дела документами и соблюдением инспекцией установленных законом сроков взыскания недоимки.
Выводы судов в части возложения на ликвидатора обязанности по включению в реестр требований инспекции в сумме 26916955 руб. являются правильными и соответствуют материалам дела.
Согласно п. 4 ст. 64 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае отказа ликвидационной комиссии в удовлетворении требований кредитора либо уклонения от их рассмотрения кредитор вправе до утверждения ликвидационного баланса юридического лица обратиться в суд с иском к ликвидационной комиссии.
В обоснование своих требований инспекцией представлены требования об уплате налога, решения и постановления о взыскании недоимки и пеней. Данные документы в установленном законом порядке МУП "Дорожное ремонтное управление" оспорены не были. Факт наличия задолженности перед бюджетом им также не оспаривается.
Судами установлено, что предусмотренные законом сроки взыскания задолженности инспекцией соблюдены.
Таким образом, суды сделали правомерный вывод о необходимости включения требований инспекции в сумме 26916955 руб. в реестр требований кредиторов.
Доводы МУП "Дорожное ремонтное управление" судом кассационной инстанции отклоняются, поскольку направлены на переоценку выводов судов первой и апелляционной инстанций, которые дали надлежащую правовую оценку обстоятельствам спора.
Нарушений норм материального либо процессуального права, являющихся основанием для отмены судебных актов (ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного постановление суда апелляционной инстанции подлежит оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
постановление суда апелляционной инстанции Арбитражного суда Челябинской области от 15.01.2007 по делу N А76-52736/2005 оставить без изменения, кассационные жалобы муниципального унитарного предприятия "Дорожное ремонтное управление" и ликвидатора муниципального унитарного предприятия "Дорожное ремонтное управление" Злоказова Николая Владимировича - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 29 марта 2007 г. N Ф09-2199/07-С4
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника