Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 20 апреля 2005 г. N Ф09-1478/05АК
Постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 24 января 2006 г. N 7317/05 настоящее постановление отменено
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего, судей,
рассмотрел в судебном заседании жалобы открытого акционерного общества "Уфамолагропром" (далее - ОАО "Уфамолагропром"), закрытого акционерного общества БДО "Юникон" (далее - ЗАО БДО "Юникон") на решение суда первой инстанции от 14.12.2004 и постановление суда апелляционной инстанции от 08.02.2005 Арбитражного суда Республики Башкортостан по делу N А07-27013/04.
В судебном заседании приняли участие представители: общества - Конькова Е.В. (доверенность от 01.09.2004 N 48-юр).
Представители Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Калининскому району г. Уфы (ныне - Федеральная налоговая служба; далее - инспекция), ЗАО БДО "Юникон", участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились.
ОАО "Уфамолагропром" обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением о признании частично незаконным решения инспекции от 09.06.2004 N 30 о привлечении к налоговой ответственности.
К участию в деле в качестве третьего лица привлечено ЗАО БДО "Юникон".
Решением суда первой инстанции от 14.12.2004 в удовлетворении заявления ОАО "Уфамолагропром" отказано.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 08.02.2005 решение оставлено без изменения.
В жалобах, поданных в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, ОАО "Уфамолагропром" и ЗАО БДО "Юникон" просят указанные судебные акты отменить, ссылаясь на неправильное применение п. 4 ст. 270 Налогового кодекса Российской Федерации.
Законность обжалуемых судебных актов проверена судом кассационной инстанции в порядке, предусмотренном ст.ст. 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, по результатам выездной налоговой проверки составлен акт от 30.04.2004 N 35 и принято решение от 09.06.2004 N 30 о привлечении ОАО "Уфамолагропром" к налоговой ответственности, предусмотренной п. 2 ст. 119, п. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации, в виде взыскания штрафа в общей сумме 24969 руб. 20 коп., а также предложено уплатить в бюджет доначисленные налоги в сумме 122477 руб. и пени в сумме 5016 руб. 68 коп.
Основанием для доначисления оспариваемых сумм налога на прибыль в сумме 97458 руб., пени в сумме 1737 руб. 38 коп. и привлечения к ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации, в виде взыскания штрафа в сумме 19491 руб. 60 коп. (п. 1 мотивировочной части решения инспекции, п. 1.6, абз. 10 подп. "б", абз. 7 подп. "в" п. 2.1 резолютивной части решения инспекции) явились выводы налогового органа о занижении ОАО "Уфамолагропром" прибыли за 2002 г., подлежащей налогообложению, на сумму 406076 руб. вследствие включения в состав расходов, учитываемых для целей налогообложения, платежей за превышение норм допустимых концентраций загрязняющих веществ в сточных водах, сбрасываемых в городскую канализацию.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды первой и апелляционной инстанций исходили из правомерности оспариваемого решения инспекции и обоснованности привлечения заявителя к налоговой ответственности.
Выводы судов являются правильными и соответствуют материалам дела.
В соответствии с п. 4 ст. 270 Налогового кодекса Российской Федерации при определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются расходы в виде суммы налога, а также суммы платежей за сверхнормативные выбросы загрязняющих веществ в окружающую среду.
Условие о перечислении указанных сумм платежей в бюджет, за исключением сумм налогов, названным Кодексом не предусмотрено.
Платежи за сверхнормативные выбросы загрязняющих веществ в окружающую среду, в том числе осуществляемые на основании договора за оказанные услуги по отпуску и приему сточных вод, за превышение норм допустимых концентраций загрязняющих веществ в сточных водах, сбрасываемых в городскую канализацию, в целях налогообложения не учитываются.
Судебными инстанциями установлено и материалами дела подтверждается, что платежи за сверхнормативные выбросы загрязняющих веществ, осуществленные обществом на основании договора с предприятием "Уфаводоканал" в нарушение п. 4 ст. 270 Налогового кодекса Российской Федерации включены в состав расходов, уменьшающих прибыль, подлежащую налогообложению.
При таких обстоятельствах решение налогового органа о доначислении по указанному основанию налога на прибыль, соответствующих пеней и привлечения к ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации, является правомерным и оснований для признания его недействительным в оспариваемой части не имеется.
Доводы кассационных жалоб ОАО "Уфамолагропром" и ЗАО БДО "Юникон", основанные на неправильном толковании норм налогового и природоохранного законодательства, являются несостоятельными и подлежат отклонению.
С учетом изложенного суд кассационной инстанции считает, что обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Руководствуясь ст.ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
Решение суда первой инстанции от 14.12.2004 и постановление суда апелляционной инстанции от 08.02.2005 Арбитражного суда Республики Башкортостан по делу N А07-27013/04 оставить без изменения, кассационные жалобы открытого акционерного общества "Уфамолагропром", закрытого акционерного общества БДО "Юникон" - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В соответствии с п. 4 ст. 270 НК РФ при определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются суммы платежей за сверхнормативные выбросы загрязняющих веществ в окружающую среду.
По мнению налогового органа, общество занизило налог на прибыль, т.к. неправомерно включило в состав расходов, учитываемых для целей налогообложения, платежи за превышение норм допустимых концентраций загрязняющих веществ в сточных водах, сбрасываемых в городскую канализацию. Поэтому решение о привлечении общества к ответственности по п. 1 ст. 122 НК РФ за неполную уплату налога на прибыль и доначислении налога является законным.
Исследовав представленные доказательства, суд сделал вывод, что общество необоснованно учло платежи за сверхнормативные выбросы загрязняющих веществ, осуществленные на основании договора с водоканалом, в составе расходов при исчислении налога на прибыль.
При этом суд указал, что платежи за сверхнормативные выбросы загрязняющих веществ в окружающую среду, в том числе осуществляемые на основании договора за оказанные услуги по отпуску и приему сточных вод, за превышение норм допустимых концентраций загрязняющих веществ в сточных водах, сбрасываемых в городскую канализацию, в целях налогообложения не учитываются.
Учитывая вышеизложенное, суд признал законным решение налогового органа о привлечении общества к ответственности по п. 1 ст. 122 НК РФ за неполную уплату налога на прибыль и доначисление указанного налога.
Поэтому суд поддержал позицию налогового органа, состоявшиеся по делу судебные акты (решение и постановление апелляционной инстанции) оставил без изменения, в удовлетворении кассационной жалобы общества отказал.
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 20 апреля 2005 г. N Ф09-1478/05АК
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 24 января 2006 г. N 7317/05 настоящее постановление отменено