Уставный Суд Свердловской области в составе Председательствующего В.И. Задиоры, судей А.В. Гусева, Н.Д. Мершиной, Д.Н. Разина, с участием председателя Палаты Представителей Законодательного Собрания Свердловской области Голенищева П.Е., - представителя стороны, направившей запрос в Уставный Суд, а также приглашенного в заседание начальника государственно-правового управления Суслова А.Ф., - представителя Областной Думы Законодательного Собрания Свердловской области как субъекта законодательного процесса, руководствуясь пунктом 1 статьи 60 Устава Свердловской области, пунктом 2 статьи 4, статьей 81 Областного закона "Об Уставном Суде Свердловской области", рассмотрел в открытом судебном заседании дело о толковании пункта 1 статьи 35 Устава Свердловской области.
Поводом к рассмотрению дела согласно статьям 37-39 Областного закона "Об Уставном Суде Свердловской области" явился запрос Палаты Представителей Законодательного Собрания Свердловской области о толковании пункта 1 статьи 35 Устава Свердловской области.
Заслушав выступление судьи-докладчика Гусева А.В., объяснения председателя Палаты Представителей Голенищева П.Е., заключение эксперта Плотниковой А.М., кандидата филологических наук, выступления приглашенных, изучив представленные материалы, Уставный Суд Свердловской области установил:
1. Палата Представителей Законодательного Собрания Свердловской области своим постановлением от 10.06.98 г. N 9-П обратилась в Уставный Суд с запросом о толковании пункта 1 статьи 35 Устава Свердловской области. Пунктом 1 статьи 35 Устава Свердловской области предусмотрено, что депутаты Областной Думы выполняют свои функции на постоянной профессиональной основе. Депутаты Палаты Представителей выполняют свои функции на неосвобожденной основе, кроме Председателя и его заместителей. В ходе выборов заместителя председателя Палаты Представителей обнаружилась неопределенность в понимании части 1 статьи 35 Устава Свердловской области по вопросу о том, могут ли полномочия по данной должности осуществляться на неосвобожденной основе, что и явилось основанием для данного запроса.
2. В соответствии со статьями 4 (пункт 2) и 81 Областного закона "Об Уставном Суде Свердловской области" Уставный Суд осуществляет официальное толкование Устава Свердловской области. Палата Представителей обладает правом на обращение в Уставный Суд с запросом о толковании Устава Свердловской области. Обращение по форме отвечает требованиям, предусмотренным статьей 38 Областного закона "Об Уставном Суде Свердловской области" и подведомственно Уставному Суду.
3. В постановлении Палаты Представителей от 10.06.98 г. N 9-П об обращении с запросом в Уставный Суд ставится вопрос о возможности избрания двух заместителей председателя Палаты Представите лей на неосвобожденной основе. Однако в пункте 1 статьи 35 Устава Свердловской области, о толковании которого просит Палата Представителей, говорится лишь об условиях выполнения депутатами своих функций. Вопросы же избрания заместителей председателей палат Законодательного Собрания, их количества, а также их компетенции в соответствии со статьей 38 Устава Свердловской области отнесены к ведению соответствующей палаты, регулируются их регламентами и не могут быть предметом рассмотрения Уставного Суда в деле о толковании части 1 статьи 35 Устава Свердловской области. С учетом этого толкование пункта 1 статьи 35 Устава Свердловской области возможно лишь в части разъяснения допустимости выполнения заместителями председателя Палаты Представителей своих функций на неосвобожденной основе.
4. Устав Свердловской области предусматривает две формы выполнения депутатами палат Законодательного Собрания своих функций, - они могут действовать как на постоянной профессиональной (то есть штатной, оплачиваемой) основе, так и на неосвобожденной основе, то есть без отрыва от своей основной деятельности. При этом формы выполнения своих обязанностей депутатами каждой из палат Законодательного Собрания различны, - все депутаты Областной Думы, включая председателя и его заместителей, работают только на постоянной профессиональной основе; депутаты Палаты Представителей, - на неосвобожденной основе. Однако в отношении председателя Палаты Представителей и его заместителей в пункте 1 статьи 35 Устава Свердловской области предусмотрено исключение - на них не распространяется действие общего для всех остальных депутатов этой палаты правила, согласно которому депутаты работают только на неосвобожденной основе.
5. Лексико-синтаксическое содержание текста пункта 1 статьи 35 Устава Свердловской области, основывающееся на противопоставлении указанных выше двух форм деятельности депутатов, предполагает возможность такого его прочтения, в соответствии с которым заместители председателя Палаты Представителей выполняют свои функции на постоянной профессиональной основе.
Вместе с тем, чтобы решить данный вопрос, Уставный Суд не должен исходить только из лексикосинтаксического значения текста пункта 1 статьи 35 Устава Свердловской области. Как следует из статьи 72 Областного закона "Об Уставном Суде Свердловской области", Уставный Суд принимает решения, оценивая как буквальный смысл подлежащих толкованию положений Устава Свердловской области, так и смысл, придаваемый им правоприменительной практикой, а также исходя из места подлежащей толкованию нормы Устава в системе правовых норм. Кроме того, судом также учитывается и специфика правовой конструкции исследуемой нормы, в частности, примененный законодателем способ правового регулирования выполнения депутатами и выборными должностными лицами палат Законодательного Собрания своих обязанностей.
6. Вопрос об условиях выполнения депутатами и выборными должностными лицами палат Законодательного Собрания Свердловской области своих должностных обязанностей по своему характеру относится к основам статуса депутата представительного (законодательного) органа государственной власти субъекта РФ и непосредственно связан с организацией деятельности этого органа. В соответствии с пунктом "н" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов организации системы органов государственной власти субъектов РФ находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ. В соответствии со статьей 76 (часть 2) Конституции РФ по этому кругу вопросов издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ. Федеральные законы, регулирующие общие принципы организации представительных (законодательных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ, а также вопросы статуса депутатов представительных (законодательных) органов государственной власти субъектов РФ, до настоящего времени не приняты, что позволяет Законодательному Собранию Свердловской области как законодательному (представительному) органу государственной власти субъекта РФ осуществлять собственное правовое регулирование в данной сфере, при условии, что принимаемые им законодательные акты будут соответствовать основам конституционного строя Российской Федерации.
Указанное полномочие Свердловской области закреплено в ее Уставе, в соответствии с подпунктом "в" пункта "2" статьи 23, пунктом "е" статьи 31 которого установление порядка организации и деятельности областных органов государственной власти находится в ведении Законодательного Собрания Свердловской области.
Постановлением Областной Думы Законодательного Собрания Свердловской области от 30 ноября 2010 г. N 467-ПОД принят Устав Свердловской области
См. подпункт 3 пункта 2 статьи 23 названного Устава
7. Правовые основы организации представительного (законодательного) органа государственной власти Свердловской области, статуса депутатов и выборных должностных лиц палат Законодательного Собрания Свердловской области закреплены в главе 4 "Законодательная власть" (статьях 29-43) Устава Свердловской области и Областном законе "О статусе депутатов Областной Думы и Палаты Представителей Законодательного Собрания Свердловской области".
Указанные акты областного законодательства при решении вопроса об условиях выполнения депутатами и должностными лицами палат Законодательного Собрания своих функций исходят из содержания выполняемых палатами функций, объема принадлежащих этим лицам полномочий и характера выполняемых ими должностных обязанностей. Именно эти факторы положены областным законодателем в основу различия между формами деятельности депутатов палат Законодательного Собрания. Так, Областная Дума является постоянно действующей палатой Законодательного Собрания, депутаты которой непосредственно осуществляют подготовку и принятие областных законов. Содержание их профессиональной деятельности требует постоянной повседневной и кропотливой законотворческой работы на профессиональной основе. В отличие от этого, к ведению Палаты Представителей относится одобрение законов, принятых Областной Думой Депутаты данной палаты избраны на основе мажоритарной системы относительного большинства по одномандатным избирательным округам, являются представителями избравшего их населения определенного избирательного округа В должны, поддерживая непосредственную связь с избирателями и принимая решения, обеспечивать их соответствие интересам населения территорий. Эти особенности их статуса предопределяют и осуществление ими своих полномочий на неосвобожденной основе.
Исходя из этого общего принципа, закрепленного в Уставе Свердловской области, вопрос об условиях выполнения выборными должностными лицами Палаты Представителей Законодательного Собрания своих обязанностей также надлежит решать с учетом объема принадлежащих им полномочий и характера выполняемых обязанностей.
8. Устав Свердловской области наделяет председателя Палаты Представителей рядом полномочий по руководству деятельностью палаты, - он руководит подготовкой заседания, ведет заседания, подписывает протоколы и постановления, созывает внеочередные заседания палаты, удостоверяет своей подписью тексты принятых областных законов (пункт 3 статьи 39, пункт 3 статьи 40, пункт 8 статьи 67 Устава Свердловской области). Кроме того, в соответствии со статьей 49 Устава Свердловской области председатель Палаты Представителей выполняет обязанности губернатора в случае его отставки и невозможности председателя Правительства принять на себя обязанности губернатора. Объем и характер этих полномочий требуют их постоянного осуществления на профессиональной основе, поэтому в статье 29 Областного закона "О статусе депутатов Областной Думы и Палаты Представителей Законодательного Собрания Свердловской области" предусмотрено, что председатели палат Законодательного Собрания получают за свою деятельность вознаграждение установленного размера и, следовательно, должны работать на постоянной профессиональной основе.
Особенностью статуса председателя Палаты Представителей, отличающей его от других выборных должностных лиц палаты, является то, что его основные полномочия закреплены непосредственно в Уставе Свердловской области и не могут быть изменены самой Палатой Представителей.
В отличие от этого, полномочия заместителей председателя Палаты Представителей законодательно не закреплены и устанавливаются регламентом Палаты Представителей. По своему характеру эти полномочия имеют производное по отношению к председателю палаты значение, кроме того, их объем может быть в любое время изменен самой Палатой Представителей путем внесения изменений в ее регламент. Все это означает, что вопрос об условиях выполнения заместителями председателя Палаты Представителей своих обязанностей относится к вопросам внутренней организации деятельности палаты и, следовательно, может регулироваться ею самостоятельно в зависимости от характера и объема предоставляемых им полномочий.
Это вытекает и из смысла статьи 29 Областного закона "О статусе депутатов Областной Думы и Палаты Представителей Законодательного Собрания Свердловской области", в которой предусматривается выплата вознаграждения заместителям председателей палат Законодательного Собрания лишь при условии их работы на постоянной профессиональной основе. Следовательно, областной законодатель не исключил возможности выполнения данными должностными лицами своих функций как на постоянной профессиональной, так и на неосвобожденной основе.
9. Данный вывод подтверждается и анализом правовой конструкции нормы пункта 1 статьи 35 Устава Свердловской области, предусмотревшей различные способы регулирования условий выполнения обязанностей депутатами и выборными должностными лицами Палаты Представителей Законодательного Собрания Свердловской области. В отношении условий Председателя Палаты Представителей. В противном случае правомочия палаты самой определять свой внутренний распорядок и регулировать в своей регламенте вопросы внутренней организации своей деятельности были бы необоснованно ограничены.
12. Таким образом, из смысла и особенностей правовой конструкции пункта 1 статьи 35 Устава Свердловской области, в соотнесении его с другими положениями Устава Свердловской области и областного законодательства, регулирующими организацию Законодательного Собрания Свердловской области, статус его депутатов и выборных должностных лиц, а также условий выполнения ими своих обязанностей вытекает, что данное положение Устава Свердловской области следует понимать не как исключающее заместителей председателя Палаты Представителей из числа депутатов, работающих на неосвобожденной основе, а как отграничивающее условия их деятельности от условий деятельности других депутатов Палаты Представителей. Это отграничение состоит в том, что, в отличие от других депутатов Палаты Представителей, работающих только на неосвобожденной основе, в отношении депутатов, занимающих должности заместителей председателя Палаты Представителей, пункт 1 статьи 35 Устава Свердловской области не содержит положений, обязывающих либо запрещающих им осуществлять свои функции только на постоянной профессиональной или только на неосвобожденной основе.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 статьи 60 Устава Свердловской области, пунктом 2 статьи 4, статьями 71-73 Областного закона "Об Уставном Суде Свердловской области", Уставный Суд Свердловской области постановил:
1. Признать, что Устав Свердловской области, его статья 35 пункт первый не содержит положений, как обязывающих, так и запрещающих заместителям председателя Палаты Представителей осуществлять свои функции только на постоянной профессиональной основе либо только на неосвобождвнной основе.
2. Поскольку вопрос об условиях выполнения указанными должностными лицами своих обязанностей относится к вопросам внутренней организации деятельности Палаты Представителей, его решение входит в компетенцию законодательного (представительного) органа государственной власти Свердловской области.
3. Согласно пункту первому статьи 60 Устава Свердловской области, пункту первому статьи 77 Областного закона "Об Уставном Суде Свердловской области" настоящее Постановление вступает в силу немедленно после его провозглашения, является окончательным, опротестованию и обжалованию не подлежит.
4. В соответствии со статьей 76 Областного закона "Об Уставном Суде Свердловской области" настоящее Постановление подлежит обязательному опубликованию в семидневный срок в "Областной газете". Постановление должно быть также опубликовано в "Собрании законодательства Свердловской области".
Уставный Суд Свердловской области
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Уставного Суда Свердловской области от 21 июля 1998 г. N 1-п "По делу о толковании пункта 1 статьи 35 Устава Свердловской области в связи с запросом Палаты Представителей Законодательного Собрания Свердловской области"
Настоящее постановление вступает в силу после его провозглашения
Текст постановления опубликован в "Областной газете" от 29 июля 1998 г. N 129 стр. 2