Уставный Суд Свердловской области в составе Председателя В.И. Задиоры, судей А.В. Гусева, Н.А. Жилина, Н.Д. Мершиной, Д.Н. Разина,
с участием заместителя председателя Свердловского областного суда Крутько Г.А. как представителя органа, обратившегося с запросом, заместителя председателя Областной Думы Законодательного Собрания Свердловской области Белоусова В.П. как представителя органа, принявшего оспариваемый правовой акт, заведующей отделом по подготовке и экспертизе законодательных актов Департамента государственно-правовой работы Губернатора и Правительства Свердловской области кандидата юридических наук Литвиновой И.Н. как представителя Губернатора,
руководствуясь пунктом 2 "а" статьи 60 Устава Свердловской области, пунктом 3.1 статьи 4, статьями 83, 84 Областного закона "Об Уставном Суде Свердловской области", рассмотрел в открытом судебном заседании дело о проверке соответствия Уставу Свердловской области статьи 30 Областного закона "О защите трудовых прав граждан на территории Свердловской области".
Поводом к рассмотрению дела, согласно статьям 37-39 Областного закона "Об Уставном Суде Свердловской области", явился запрос Свердловского областного суда о признании не соответствующей Уставу Свердловской области статьи 30 Областного закона "О защите трудовых прав граждан на территории Свердловской области".
Основанием к рассмотрению дела явилась обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствует ли Уставу Свердловской области указанная статья Областного закона.
Заслушав выступление судьи-докладчика Жилина Н.А., объяснения сторон, мнения приглашенных: представителя Федерации профсоюзов Свердловской области Осинцева В.Я., депутата Областной Думы Шайнарданова Н.З., изучив материалы дела, Уставный Суд Свердловской области установил:
1. Свердловский областной суд обратился в Уставный Суд с запросом о проверке соответствия Уставу Свердловской области статьи 30 Областного закона "О защите трудовых прав граждан на территории Свердловской области".
Указанная статья Областного закона (в редакции Областного закона N 43-ОЗ от 11.12.98) предусматривает, что "нарушение установленных сроков выплаты заработной платы рассматривается как нарушение договорных и других обязательств работодателя, а также конституционных прав граждан, и влечет за собой уплату работодателем работнику компенсации из расчета учетной ставки Центрального Банка Российской Федерации (на день принятия решения о выплате компенсации), начисляемой на сумму невыплаченной в установленный срок заработной платы, за каждый день просрочки по день фактической выплаты". Кроме того, в этой статье устанавливается срок, с которого возникает право на начисление указанной компенсации и другие положения, относящиеся к ее выплате.
По мнению Свердловского областного суда, статья 30 Областного закона "О защите трудовых прав граждан..." не соответствует статьям 24 и 102 Устава Свердловской области, поскольку пределы компетенции субъектов Российской Федерации в области трудового законодательства федеральным законодательством не определены, и поэтому областной законодатель не вправе устанавливать ответственность работодателя за нарушение сроков выплаты заработной платы. Кроме того, заявитель указывает, что предусмотренная статьей 30 указанного Областного закона выплата компенсации является способом обеспечения исполнения обязательства, представляющего собой форму гражданско-правовой ответственности, которая не может применяться к трудовым отношениям. К тому же ответственность в виде выплаты компенсации возлагается на работодателя без учета его вины, что нарушает общие принципы привлечения к ответственности. Заявитель полагает, что указанная норма нарушает экономическую свободу и вводит не предусмотренные федеральным законодательством ограничения для хозяйственной деятельности в Свердловской области.
Запрос отвечает требованиям статьи 36 Областного закона "Об Уставном Суде Свердловской области", направлен управомоченным лицом и в соответствии с пунктом 2 "а" статьи 60 Устава Свердловской области подведомствен Уставному Суду.
2. В существующей системе российского права трудовое право рассматривается как отрасль, регулирующая трудовые отношения работодателя и работника по применению труда, а также иные связанные с ними отношения. Трудовые отношения - это общественные отношения, которые опосредует собою несамостоятельный, прежде всего, наемный труд. Вопросы оплаты наемного труда рассматриваются как элемент трудовых отношений и относятся к предмету трудового орава и регулируются трудовым законодательством. Статья 30 Областного закона "О защите трудовых прав граждан..." регулирует отношения, связанные с просрочкой выплаты работодателем заработной платы в установленные законодательством сроки, предусматривая уплату работодателем работнику компенсации за такую просрочку. Участниками отношений, урегулированных этой нормой, являются работодатель и работник, а предметом - уплата компенсации. Трудовое законодательство регулирует не только отношения по выплате заработной платы, но также отношения по поводу других выплат, производимых работодателем работнику, в том числе различных компенсаций. Поскольку эти отношения складываются между работодателем и работником и возникают по поводу выплаты последнему компенсации в связи с неисполнением работодателем обязанности по выплате заработной платы, то они относятся к предмету трудового права, а регулирующие их нормы права - к трудовому законодательству.
3. В соответствии с пунктом "к" статьи 72 Конституции Российской Федерации трудовое законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов. По вопросам совместного ведения издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (часть 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Отсутствие соответствующего федерального закона по вопросам совместного ведения само по себе не препятствует субъекту федерации принять собственный нормативный акт, что следует из смысла статей 72, 76 (часть 2) и 77 (часть 1) Конституции Российской Федерации и вытекает из природы совместной компетенции. Из природы совместного ведения также следует, что если Российская Федерация не произвела разграничения компетенции по вопросам совместного ведения, то регулирование субъектом федерации этих вопросов не является вмешательством в компетенцию федеральных органов. После урегулирования отношений федеральным законодательством нормативные акты субъекта федерации должны быть приведены в соответствие с ним.
Данная позиция получила отражение в ряде постановлений Конституционного Суда Российской Федерации (см. Постановление Конституционного Суда РФ от 30 ноября 1995 г. N 16-П, Постановление от 1 февраля 1996 года N 3-П, Постановление от 27 апреля 1998 г. N 12-П и другие.)
Следовательно, Законодательное Собрание Свердловской области, как субъекта Российской Федерации, действуя в соответствии с указанными статьями Конституции Российской Федерации и статьями 24, 63 Устава Свердловской области, может принимать нормативные правовые акты, регулирующие трудовые отношения при условии, что они не противоречат федеральному законодательству.
4. Российское законодательство о труде обязывает работодателя выплачивать заработную плату в установленные сроки. Эта обязанность работодателя закрепляется также общепризнанными нормами международного права. Так статья 6 Конвенции МОТ "Относительно защиты заработной платы" от 1 июля 1949 года N 95 запрещает предпринимателю ограничивать, каким бы то ни было способом, свободу трудящегося располагать своей заработной платой по собственному усмотрению, а статья 12 устанавливает, что заработная плата должна выплачиваться через регулярные промежутки времени. Несвоевременнаявыплата заработной платы работодателем нарушает регулярность ее выплаты, то есть является нарушением статьи 12 Конвенции и ограничивает свободу работника располагать ею по своему усмотрению, то есть является одним из видов нарушения статьи 6 указанной Конвенции. В соответствии с пунктом "с" статьи 15 Конвенции МОТ N 95 национальное законодательство странучастников должно предусматривать соответствующие санкции в случаях нарушения положений данной Конвенции. Отсюда следует, что законодательство России должно предусматривать санкции за нарушение сроков выплаты заработной платы.
Конвенция МОТ N 95 ратифицирована Президиумом Верховного Совета СССР 31 января 1961 года, признается Российской Федерацией и в соответствии с пунктом 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации делается составной частью правовой системы России.
Трудовое законодательство Российской Федерации предусматривает индексацию заработной платы граждан как способ поддержания покупательной способности их денежных доходов в связи с ростом потребительских цен (статью 81-1 КЗОТ РФ, Закон РСФСР "Об индексации денежных доходов и сбережений граждан РСФСР"). Однако индексация не регулирует отношения между работодателем и работником по поводу задержки выплаты заработной платы. Если она и применяется судами при рассмотрении споров о несвоевременной выплате заработной платы, то только по аналогии закона и именно в связи с отсутствием в федеральном законодательстве норм, регулирующих возмещение работнику отрицательных последствий задержки выплаты заработной платы.
Таким образом, федеральное законодательство о труде не содержит норм, регулирующих рассматриваемые трудовые отношения, коте общепризнанными международными нормами предусматривается необходимость их введения в национальное законодательство. Имеющиеся в российском уголовном и административном законодательстве нормы, устанавливающие ответственность должностных лиц работодателя за нарушение сроков выплаты заработной платы не обеспечивают предусмотренную статьей 6 Конвенции N 95 свободу трудящегося располагать своей заработной платой, так как представляют собой частные случаи ответственности должностных лиц, а не самого работодателя. Санкции этих норм носят штрафной характер и не восстанавливают нарушенных прав работника.
5. Статья 30 Областного закона "О защите трудовых прав граждан на территории Свердловской области" предусматривает, что нарушение установленных сроков выплаты заработной платы влечет ответственность работодателя в виде уплаты им работнику компенсации.
Слово "компенсация" в русском языке является синонимом возмещения. Трудовое законодательство рассматривало компенсации как денежное возмещение дополнительных расходов работника, связанных с выполнением трудовых обязанностей при командировках, при переводе в другую местность, за использование работником своего инструмента, автомобиля и т. д. Однако в настоящее время понятие компенсации в российском трудовом законодательстве развивается. Так в статье 40-2 Кодекса законов о труде Российской Федерации компенсацией называются выплаты работнику работодателем определенных сумм в связи с его увольнением по сокращению штата. Министерство труда и социального развития называет компенсациями выплаты, связанные с режимом работы и условиями труда: выплаты работнику, обусловленные районными коэффициентами; доплаты за работу во вредных условиях; доплаты за работу в ночное время и т.д. То есть компенсациями признаются выплаты работодателем работнику за неблагоприятные условия труда (См. Постановление Минтруда РФ от 22.01.99 "О порядке исчисления среднего заработка в 1999 году"). Компенсацией названа оплата дополнительного отпуска работающим в северных районах (ст.14 Федерального закона "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районам Крайнего Севера и приравненных к ним местностях"). Таким образом, компенсациями в трудовом праве признаются выплата и не связанные прямо с расходами работника. В указанных выше случаях компенсацией названы иные денежные выплаты работодателем работнику, связанные с неблагоприятными для него (во сравнению с обычными) условиями трудовой деятельности, а также денежные выплаты бывшему работнику при прекращении трудового договора по инициативе администрации, что, по сути, также является неблагоприятными условиями реализации работником его права на труд.
Областной законодатель называет компенсацией уплату процентов за задержку выплаты заработной платы. По своей правовой природе эта мера действительно носит компенсационный характер. Невыплата своевременно заработной платы ухудшает для работника условия его труда, условия существования его самого, членов его семьи и является неблагоприятным фактором реализации социально-трудовых прав трудящегося. Эти отрицательные для работника последствия неполучению им заработной платы в определенной степени могут быть компенсированы дополнительными средствами, которые обязан ему выплатить работодатель.
В связи с этим применение термина "компенсация" в статье 30 Областного закона "О защите трудовых прав граждан..." обоснованно и, по сути, не противоречит пониманию компенсации в российском трудовом законодательстве.
6. Уплата процентов за нарушение сроков выплаты заработной платы, названная в статье 30 Областного закона "О защите трудовых прав граждан..." компенсацией, вне зависимости от того, как она названа, объективно является санкцией, поскольку это мера, применяемая к правонарушителю.
Трудовому праву присущи понятия правонарушения со стороны работодателя и применяемых к нему санкций. Так, неисполнение работодателем обязанности выдать работнику трудовую книжку в день увольнения, установленная статьей 39 КЗОТ РФ влечет его ответственность в виде выплаты денежных сумм в размере среднего заработка за все время вынужденного прогула (статья 99 КЗОТ РФ), статья 159 КЗОТ РФ предусматривает ответственность работодателя за ущерб, причиненный работникам увечьем или иным повреждением здоровья, и т.д. Предусматривается ответственность работодателя за незаконное увольнение, незаконный перевод на другую работу и т.п.
Как правило, ответственность работодателя наступает в виде возмещения работнику, размер которого определяется средним заработком (за вынужденный прогул, задержку выдачи трудовой книжки и т. д.). Примененный законодателем в статье 30 Областного закона "О защите трудовых прав граждан..." иной способ определения размера возмещения, в виде уплаты процентов на сумму невыплаченной заработной платы не изменяет правовую природу возмещения.
Санкция, применяемая к работодателю в соответствии с федеральным законодательством, во всех случаях носит правовосстановительный характер. Правовосстановительная санкция направлена на устранение непосредственного вреда и, в прямом смысле, при невыплате заработной платы само ее принудительное взыскание следует рассматривать как устранение противоправного состояния. Однако взыскание заработной платы не компенсирует работнику неблагоприятных последствий задержки ее выплаты. В связи с этим областной законодатель обоснованно рассматривает ответственность работодателя за задержку выплаты заработной платы как компенсацию работнику за неблагоприятные условия его трудовой деятельности.
7. По своей сути предусмотренная статьей 30 Областного закона "О защите трудовых прав граждан на территории Свердловской области" компенсация не является "способом обеспечение обязательства, представляющего собой форму гражданско-правовой ответственности, которая не может применяться к трудовым отношениям".
Ответственность как правовое явление присуща многим отраслям права и санкция всегда несет обеспечительную функцию, поскольку угроза ее применения стимулирует участников правоотношений исполнять обязательства. В целях именно обеспечения исполнения работодателем его обязанностей по выплате заработной платы Конвенция МОТ N 95 предусматривает обязанность для государства - участника устанавливать санкции за неисполнение норм относительно защиты заработной платы.
Как и любая санкция, мера, предусмотренная статьей 30 Областного закона "О защите трудовых прав граждан...", выполняет функцию обеспечения исполнения обязательства. Обеспечение исполнения обязательств участниками общественных отношений, урегулированных нормами права, не является монополией гражданского права. Сходные отношения трудового и гражданского права не могут не порождать аналогичные приемы правового регулирования, тем более что метод правового регулирования трудового права содержит элементы метода гражданского и административного права как методообразующию, фундаментальных отраслей. Использование областным законодателем приема, сходного с использованным в гражданском законодательстве, не означает перехода рассматриваемых норм статьи 30 Областного закона "О защите трудовых прав граждан..." и область гражданского законодательства, поскольку при этом отраслевая принадлежность отношений и регулирующих их норм не изменяется, так как в основе выделения отрасли трудового права положены отношения работников и работодателей в процессе трудовой деятельности и связанные с ними иные общественные отношения.
Таким образом, предусмотренная статьей 30 Областного закона "О защите трудовых прав граждан..." мера является санкцией в трудовом праве, несет функцию обеспечения исполнения обязательства во своевременной выплате заработной платы и не может рассматриваться как форма гражданско-правовой ответственности.
8. Заявитель полагает, что статья 30 Областного закона "О защите трудовых прав граждан..." нарушает общие принципы привлечения к ответственности, поскольку ответственность в форме выплаты компенсации возлагается на работодателя без учета его вины. Для такого утверждения нет оснований.
Статью 30 Областного закона "О защите трудовых прав граждан..." определяет само правонарушение, устанавливает санкцию как меру принуждения за это правонарушение, регулирует порядок выплаты компенсации, устанавливая способ определения ее размера, срок, с которого она начисляется, сроки выплаты. Законодатель, предусмотрев эти необходимые элементы правовосстановительной санкции, не указал на вину как условие привлечение работодателя к ответственности. Однако это не означает невозможность применения данной санкции. Работодатель может добровольно произвести выплату компенсации.
Если работодатель не выплачивает компенсацию добровольно и спор по инициативе работника рассматривается судом, то право защищаться от обвинения в условиях состязательности не нарушается статьей 30 Областного закона "О защите трудовых прав граждан...". Эта статья не регулирует отношения по поводу принуждения работодателя выплатить компенсацию и порядок рассмотрения трудового спора в суде. В гражданском судопроизводстве работодатель может защищаться всеми предусмотренными законодательством способами, в тои числе и доказывая свою невиновность. Следовательно, общие принципы привлечения к ответственности статьей 30 Областного закона "О защите трудовых прав граждан..." не нарушены.
9. Статья 30 Областного закона "О защите трудовых прав граждан..." не противоречит и статье 102 Устава Свердловской области.
Статья 102 Устава Свердловской области устанавливает, что "в Свердловской области гарантируется право граждан на свободное использование своих способностей и имущества для осуществления в соответствии с федеральными и областными законами любых форм предпринимательской деятельности, обеспечивается экономическая свобода и конкуренция, осуществляется антимонопольное регулирование" (пункт 1), запрещает органам государственной власти и местного самоуправления "вводить не предусмотренные федеральными и областными законами ограничению для хозяйственной деятельности предприятий, учреждений и организаций различных форм собственности и граждан" (пункт 2).
Экономическая свобода и право свободной хозяйственной деятельности осуществляются в рамках действующего законодательства и по своей сущности предполагают правомерное поведение лица, пользующегося ими. Этими правовыми категориями не охватывается противоправное поведение субъектов хозяйственной деятельности, а тем более - нарушение прав и свобод других лиц. Не выплачивал в срок заработную плату, работодатель нарушает права и свободы работника как человека и гражданина. Невыплата ее своевременно приводит к тому, что трудящемуся и членам его семьи не обеспечивается удовлетворительное существование. Между тем Россию является участником Международного пакта ООН от 16 декабря 1966 года "Об экономических, социальных и культурных правах", в соответствии со статьей 7 которого участвующее в этом Пакте государство признает право трудящегося на вознаграждение, обеспечивающее удовлетворительное существование ему и членам его семьи. Признание за трудящимся этого права предполагает, что государство действенными мерами обеспечивает его защиту, понуждая работодателя своевременно выплачивать заработную плату, в том числе путем возложении на него обязанности выплачивать компенсацию работнику за нарушение сроков ее выплаты.
В соответствии со статьей 72 "б" Конституции Российской Федерации защита прав и свобод человека и гражданина относится к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов. Статья 30 Областного закона "О защите трудовых прав граждан..." принята в развитие общепризнанных норм международного права, направленных на защиту прав человека и гражданина, не затрагивает экономическую свободу и не ограничивает хозяйственную деятельность работодателя.
Кроме того, рассматривая дело о соответствии областного закона Уставу Свердловской области, Уставный Суд принимает во внимание, что статья 102 Устава (пункт 2) предусматривает возможность регулирования хозяйственной деятельности областными законами.
Таким образом, статья 30 Областного закона "О защите трудовых прав граждан на территории Свердловской области" принята областным законодателем в пределах своей компетенции и соответствует Уставу Свердловской области.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 2 "а" Устава Свердловской области, пунктом 3.1 статьи 4, статьями 73, 66 Областного закона "Об Уставном Суде Свердловской области", Уставный Суд постановил:
1. Признать статью 30 Областного закона "О защите трудовых прав граждан на территории Свердловской области" соответствующей Уставу Свердловской области.
2. Согласно статье 77 Областного закона "Об Уставном Суде Свердловской области" настоящее постановление является окончательным, не подлежит обжалованию и вступает в силу немедленно после его провозглашения.
3. Согласно статье 76 Областного закона "Об Уставном Суде Свердловской области" постановление подлежит обязательному опубликованию в семидневный срок в "Областной газете" и опубликованию в "Собрании законодательства Свердловской области".
Уставный Суд
Свердловской области
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Уставного Суда Свердловской области от 2 июня 1999 г. "По делу о проверке соответствия Уставу Свердловской области статьи 30 Областного закона "О защите трудовых прав граждан на территории Свердловской области"
Настоящее постановление вступает в силу после его провозглашения
Текст постановления опубликован в "Областной газете" от 9 июня 1999 г. N 108 стр. 2, "Собрании законодательства Свердловской области" 1999 г., N 6 ст.578