Определение Уставного Суда Свердловской области
от 16 июня 1999 г. "По делу о проверке соответствия Уставу
Свердловской области отдельных положений постановлений правительства
Свердловской области от 21.05.97 г. N 397-п "О внесении дополнения в
постановление правительства Свердловской области от 13.01.97 г. N 20-п
"О порядке финансирования Федерального закона "О ветеранах" в 1997 году
и Областного закона "О дополнительных мерах социальной защиты ветеранов
в Свердловской области" и от 02.02.98 г. N 101-п "О механизме
реализации Федеральных законов "О ветеранах" и "О социальной
защите инвалидов в Российской Федерации, Областного закона
"О дополнительных мерах социальной защиты ветеранов в
Свердловской области" в 1998 году"
Уставный Суд Свердловской области в составе председателя Суда Задиоры В.И., судей Гусева А.В., Мершиной Н.Д., Разина Д.Н.,
с участием директора общества с ограниченной ответственностью "Радиотехника" Березова В.А. как представителя стороны, направившей запрос в Уставный Суд,
руководствуясь пунктом 2 "б" статьи 60 Устава Свердловской области, пунктом 3.2 статьи 4, статьями 83, 84 Областного закона "Об Уставном Суде Свердловской области", рассмотрел в открытом судебном заседании дело о проверке соответствия Уставу Свердловской области постановлений правительства Свердловской области от 21.05.97 г. N 397-п "О внесении дополнения в постановление правительства Свердловской области от 13.01.97 г. N 20-п "О порядке финансирования Федерального закона "О ветеранах" в 1997 году и Областного закона "О дополнительных мерах социальной защиты ветеранов в Свердловской области" и от 02.02.98 г. N 101-п "О механизме реализации Федеральных законов "О ветеранах" и "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", Областного закона "О дополнительных мерах социальной защиты ветеранов в Свердловской области" в 1998 году".
Поводом к рассмотрению дела согласно статьям 37-39 Областного закона "Об Уставном Суде Свердловской области" явился запрос общества с ограниченной ответственностью "Радиотехника" о признании не соответствующими Уставу Свердловской области указанных постановлений правительства Свердловской области.
Основанием к рассмотрению дела явилась обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствуют ли Уставу Свердловской области оспариваемые ООО "Радиотехника" постановления правительства Свердловской области от 21.05.97 г. N 397-п и от 02.02.98 г. N 101-п.
Заслушав сообщение судьи-докладчика А. В. Гусева, объяснения представителя ООО "Радиотехника", исследовав материалы дела, Уставный Суд Свердловской области
установил:
1. В Уставный Суд обратилось общество с ограниченной ответственностью "Технико-торговый центр "Радиотехника" с запросом о признании не соответствующими Уставу Свердловской области постановлений правительства Свердловской области от 21.05.97 г. N 397-п "О внесении дополнения в постановление правительства Свердловской области от 13.01.97 г. N 20-п "О порядке финансирования Федерального закона "О ветеранах" в 1997 году и Областного закона "О дополнительных мерах социальной защиты ветеранов в Свердловской области" и от 02.02.98 г. N 101-п "О механизме реализации Федеральных законов "О ветеранах" и "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации, Областного закона "О дополнительных мерах социальной защиты ветеранов в Свердловской области" в 1998 году". В процессе рассмотрения дела заявитель уточнил свои требования и просит признать не соответствующими Уставу Свердловской области пункт 1 постановления правительства Свердловской области от 21.05.97 N 397-п и часть 2 пункта 4 постановления Правительства Свердловской области от 02.02.98 N 101-п.
В пункте 1 постановления от 21.05.97 N 397-п, а также в части 2 пункта 4 постановления от 2.02.98 N 101-п предусмотрено, что расходы по предоставлению ветеранам 50-процентной скидки в оплате за пользование коллективной антенной осуществляются за счет собственных доходов предприятий, предоставляющих данную услугу. По мнению заявителя, это противоречит статье 10 Федерального закона "О ветеранах", согласно которой расходы, связанные с реализацией льгот по предоставлению ветеранам коммунальных услуг (включая пользование коллективными антеннами), производятся за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и не соответствует статье 96 Устава Свердловской области, гарантирующей неприкосновенность частной собственности.
Согласно пункту 3.2 статьи 4 Областного закона "Об Уставном Суде Свердловской области" Уставный Суд рассматривает дела о соответствии Уставу Свердловской области нормативных актов правительства Свердловской области. Пункт 1 постановления правительства Свердловской области от 21.05.97 N 397-п, а также часть 2 пункта 4 постановления правительства Свердловской области от 2.02.98 N 101-п имеют нормативный характер, поэтому рассмотрение дела о их соответствии Уставу Свердловской области подведомственно Уставному Суду.
2. В соответствии со статьями 83, 84 указанного Областного закона правом на обращение с запросом о соответствии Уставу Свердловской области нормативных актов обладают граждане либо их объединения, чьи права нарушаются нормативным актом. Запрос о соответствии Уставу Свердловской области нормативных актов в целом или их отдельных частей допустим, если заявитель считает их не подлежащими действию из-за несоответствия Уставу Свердловской области.
Общество с ограниченной ответственностью "Технико-торговый центр "Радиотехника" является объединением граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность, поэтому оно вправе обратиться с запросом в Уставный Суд. Заявитель полагает, что предусмотренный указанными нормативными актами правительства Свердловской области порядок предоставления льготы ветеранам по оплате пользования коллективной антенной, согласно которому расходы по предоставлению данной льготы относятся на счет собственных доходов предприятий, оказывающих эту услугу, в том числе за счет ООО "Радиотехника", нарушает его право собственности и не соответствует Уставу Свердловской области.
Таким образом, в соответствии со ст. 4 и ст. 83 Областного закона "Об Уставном Суде Свердловской области" данное обращение направлено надлежащим субъектом, по форме отвечает требованиям, предусмотренным ст. 38 Областного закона "Об Уставном Суде Свердловской области", и на основании ст. 37 Областного закона "Об Уставном Суде Свердловской области" явилось поводом к рассмотрению дела Уставным Судом.
3. В соответствии с пунктом "ж" статьи 72 Конституции РФ социальная защита (в том числе социальная защита ветеранов) находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Согласно части 2 статьи 76 Конституции РФ по предметам совместного ведения издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Федеральный закон "О ветеранах" установил организационные, экономические, финансовые и правовые основы социальной защиты ветеранов, предусмотрев системе мер социальной защиты ветеранов предоставление им льгот по коммунально-бытовым услугам, в том числе предоставление для отдельных категорий ветеранов 50-процентной скидки в абонентной плате за пользование коллективной антенной.
В соответствии со статьей 10 Федерального закона "О ветеранах" в редакции от 12 января 1995 года, действовавшей в период принятия оспариваемых постановлений Правительства Свердловской области от 21.05.97 N 397-п и от 02.02.98 N 101-п, финансирование мер социальной защиты ветеранов, установленных данным Федеральным законом, производится за счет средств федерального бюджета и средств бюджетов субъектов Российской Федерации; порядок возмещения расходов на реализацию прав и льгот ветеранам устанавливается соответственно Правительством Российской Федерации и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Исходя из этого, источником финансирования льгот ветеранам, установленным Федеральным законом "О ветеранах", включая и льготу по предоставлению скидки в абонентной плате за пользование коллективной антенной, должны являться средства государственного бюджета. Органы исполнительной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации вправе лишь, не изменяя источника финансирования, устанавливать порядок возмещения из соответствующих бюджетов расходов на реализацию прав и льгот ветеранам.
В развитие этих положений Федеральный закон от 18.11.98 г. N 172-ФЗ "О вынесении изменений в статью 10 Федерального закона "О ветеранах", произведя разграничение расходов по финансированию мер социальной защиты ветеранов между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов Российской Федерации, предусмотрел, что расходы на оплату ветеранам льгот по коммунальным услугам, включая услуги за пользование коллективной антенной, должны производиться за счет бюджетов субъектов Российской Федерации.
Не изменяет указанного порядка финансирования и предусмотренная статьей 10 Федерального закона "О ветеранах" возможность получения дополнительных средств для финансирования мер социальной защиты ветеранов из других, не запрещенных источников. Данная возможность может быть реализована только с соблюдением конституционных гарантий прав и свобод других лиц, в частности, установленного статьей 35 (часть З) Конституции РФ запрета принудительного и безвозмездного отчуждения имущества для государственных нужд, и установленной статьей 96 Устава Свердловской области гарантии недопустимости прекращения права собственности помимо воли собственника. Предусмотренная федеральным законодательством возможность получения дополнительных средств для финансирования мер социальной защиты ветеранов не дает оснований для принятия органами государственной власти правовых актов, возлагающих на граждан или их объединения принудительную обязанность нести соответствующие расходы государства, связанные с реализацией прав и льгот ветеранам.
В соответствии с изложенной правовой позицией Уставного Суда, действовавшие до января 1999 года, положения пункта 1 постановления Правительства Свердловской области от 21.05.97 N 397-п, а также части 2 пункта 4 постановления Правительства Свердловской области от 2.02.98 N 101-п, в соответствии с которыми расходы по предоставлению ветеранам 50-процентной скидки в оплате за пользование коллективной антенной осуществляются за счет собственных доходов предприятий, предоставляющих данную услугу, противоречили Уставу Свердловской области, его статье 63 (пункт 3), согласно которой нормативные правовые акты Свердловской области должны соответствовать федеральным законам, принятым по предметам совместного ведения, и его статье 96, согласно которой прекращение права собственности помимо воли собственника не допускается, кроме случаев, предусмотренных федеральным законом. Установив оспариваемыми нормами, что расходы по предоставлению данной льготы относятся на счет собственных доходов предприятий, оказывающих эту услугу, правительство Свердловской области тем самым нарушило закрепленную в указанной статье Устава Свердловской области неприкосновенность частной собственности.
Постановлением Областной Думы Законодательного Собрания Свердловской области от 30 ноября 2010 г. N 467-ПОД принят Устав Свердловской области
См. пункт 3 статьи 60 названного Устава
4. Оспариваемые положения постановлений правительства Свердловской области от 21.05.97 N 397-п и от 2.02.98 N 101-п, как следует из их наименования и содержания, определяли порядок финансирования льгот ветеранам и инвалидам соответственно в 1997 и 1998 годах, и в 1999 году не действуют. В настоящее время Правительством Свердловской области порядок финансирования расходов по предоставлению ветеранам льгот за пользование коллективной антенной изменен. Пунктом 3 постановления правительства Свердловской области от 21.01.1999 года N 65-п предусмотрено, что данные расходы компенсируются предприятиями, оказывающими данные услуги, по тарифам, утверждаемым правительством Свердловской области. Общая направленность этих изменений позволяет истолковать их как устанавливающие порядок возмещения расходов по предоставлению указанной льготы ветеранам не за счет средств предприятий, что и вытекает из указанных выше положений Федерального закона "О ветеранах".
Постановлением Правительства Свердловской области от 8 апреля 2003 г. N 189-ПП постановление Правительства Свердловской области от 21 января 1999 г. N 65-п "О механизме реализации федеральных законов "О ветеранах" и "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", Областного закона "О дополнительных мерах социальной защиты ветеранов в Свердловской области", Областного закона "О социальной защите граждан, проживающих на территории Свердловской области, получивших увечье (ранение, травму, контузию) или иное повреждение здоровья, не повлекшие инвалидности, при прохождении военной службы в органах внутренних дел Российской Федерации в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах" в 1999 году" признано утратившим силу
Таким образом, оспариваемые заявителем правовые нормы утратили силу к началу рассмотрения дела по существу в заседании Уставного Суда, в связи с чем в соответствии с пунктом 3 ст. 67 Областного закона "Об Уставном Суде Свердловской области" производство по данному делу подлежит прекращению.
Прекращение производства по данному делу в Уставном Суде не лишает заявителя права ставить вопрос о возмещении понесенных в связи с реализацией оспариваемых постановлений расходов в порядке, предусмотренном законодательством.
На основании изложенного, руководствуясь п. 2 ст. 44 Областного закона "Об Уставном Суде Свердловской области", Уставный Суд
Определил:
1. Прекратить производство по делу о проверке соответствия Уставу Свердловской области постановлений правительства Свердловской области от 21.05.97 г. N 397-п "О внесении дополнения в постановление правительства Свердловской области от 13.01.97 г. N 20-п "О порядке финансирования Федерального закона "О ветеранах" в 1997 году и Областного закона "О дополнительных мерах социальной защиты ветеранов в Свердловской области" и от 02.02.98 г. N 101-п "О механизме реализации Федеральных законов "О ветеранах" и "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации, Областного закона "О дополнительных мерах социальной защиты ветеранов в Свердловской области" в 1998 году".
2. В соответствии со ст. 77 Областного закона "Об Уставном Суде Свердловской области" настоящее определение является окончательным, обжалованию не подлежит и вступает в законную силу немедленно после его провозглашения.
3. Настоящее определение подлежит опубликованию в "Областной газете", а также в "Собрании законодательства Свердловской области"
Уставный Суд
Свердловской области
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Уставного Суда Свердловской области от 16 июня 1999 г. "По делу о проверке соответствия Уставу Свердловской области отдельных положений постановлений правительства Свердловской области от 21.05.97 г. N 397-п "О внесении дополнения в постановление правительства Свердловской области от 13.01.97 г. N 20-п "О порядке финансирования Федерального закона "О ветеранах" в 1997 году и Областного закона "О дополнительных мерах социальной защиты ветеранов в Свердловской области" и от 02.02.98 г. N 101-п "О механизме реализации Федеральных законов "О ветеранах" и "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации, Областного закона "О дополнительных мерах социальной защиты ветеранов в Свердловской области" в 1998 году"
Настоящее определение вступает в силу после его провозглашения
Текст определения опубликован в "Областной газете" от 25 июня 1999 г. N 119 стр. 4, "Собрании законодательства Свердловской области" 1999 г., N 6 ст.581