Уставный Суд Свердловской области в составе Председателя В. И. Задиоры, судей А. В. Гусева, Н. А. Жилина, Н. Д. Мершиной,
с участием представителя заявительницы гражданки Е. А. Арбузовой - адвоката В. Я. Капустина,
представителя Правительства Свердловской области, как органа, принявшего оспариваемый акт, - заведующей отделом по подготовке и экспертизе законодательных актов департамента государственно-правовой работы Губернатора Свердловской области и Правительства Свердловской области кандидата юридических наук И. Н. Литвиновой,
рассмотрел в открытом судебном заседании дело о проверке соответствия Уставу Свердловской области пунктов 3, 4, 9 постановления Правительства Свердловской области от 5 мая 1999 года N 546-ПП "Об организации порядка финансирования и выплаты ежемесячных государственных пособий на детей в 1999 году".
Поводом к рассмотрению дела явилось обращение гражданки Е. А. Арбузовой о проверке соответствия Уставу Свердловской области указанных положений постановления Правительства Свердловской области N 546-ПП.
Заслушав сообщение судьи - докладчика Н. Д. Мершиной, объяснения представителей сторон, выступления приглашенных в заседание представителей: Федерации профсоюзов Свердловской области - В. Я. Осинцева, Свердловского областного отделения общероссийского общественного фонда "Российский детский фонд" - Е. С. Веретенниковой, исследовав материалы дела, Уставный Суд установил:
1. В Уставный Суд Свердловской области обратилась гражданка Арбузова Елена Анатольевна, которая в своем обращении просила признать пункты 3, 4, 8, 9 и подпункты 6.3, 6.4 постановления Правительства Свердловской области от 5 мая 1999 года N 546-ПП "Об организации порядка финансирования и выплаты ежемесячных государственных пособий на детей в 1999 году" не соответствующими Уставу Свердловской области, его статьям 1, 2, 7, 16, 19, 63.
Пунктом 3 данного постановления было предусмотрено производить погашение задолженности по выплате ежемесячных пособий на детей за 1997-1998 годы в приоритетном порядке семьям с доходами на одного жителя ниже прожиточного минимума, определяемого Правительством Свердловской области.
В пункте 4 определялось, что при исчислении среднедушевого дохода семьи, имеющей право на ежемесячное пособие на ребенка, следует руководствоваться Порядком расчета среднедушевого дохода семьи, утвержденным постановлением Правительства Свердловской области от 19.02.99 N 212-п.
Постановлением Правительства Свердловской области от 20 апреля 2000 г. N 314-ПП постановление Правительства Свердловской области от 19 февраля 1999 г. N 212-п "Об утверждении Порядка расчета среднедушевого дохода семьи" признано утратившим силу
Подпунктами 6.3 и 6.4 дается поручение Министерству социальной защиты населения разработать механизм очередности выплаты ежемесячных пособий на детей, исходя из степени обеспеченности семьи и необходимости применения особых мер социальной защиты малообеспеченных семей с детьми, а также механизм реализации Порядка расчета среднедушевого дохода семьи, утвержденного постановлением Правительства Свердловской области от 19.02.99 N 212-п "Об утверждении Порядка расчета среднедушевого дохода семьи".
Согласно пункту 8 унитарное государственное предприятие "Управление снабжения и сбыта Свердловской области" обязывается обеспечить в приоритетном порядке поставку продукции, предназначенной для выплаты ежемесячных пособий на детей, территориальным управлениям социальной защиты населения.
В соответствии с пунктом 9 продляется на 1999 год действие постановлений Правительства Свердловской области от 10.06.98 N 610-п "О мерах по погашению задолженности по выплате государственных пособий гражданам, имеющим детей" и от 11.08.98 N 811-п "О дополнительных мерах по погашению задолженности по выплате государственных пособий гражданам, имеющим детей".
По мнению заявительницы Е. А. Арбузовой, данные нормы в нарушение федерального законодательства устанавливают очередность выплаты государственных ежемесячных пособий на детей, а также предусматривают замену выплаты пособия в денежной форме товарным покрытием, что нарушает права матери и ребенка на своевременное получение государственного пособия деньгами.
В соответствии со статьей 4 Областного закона "Об Уставном Суде Свердловской области" Уставный Суд рассматривает дела о соответствии Уставу Свердловской области нормативных актов Правительства Свердловской области. Однако подпункты 6.3, 6.4 и пункт 8 постановления N 546-ПП не носят нормативного характера, а содержат организационные предписания соответствующим органам и должностным лицам, и на основании статьи 44 Областного закона "Об Уставном Суде Свердловской области" обращение в этой части не было принято к рассмотрению Уставного Суда.
Таким образом, к рассмотрению Уставного Суда по данному делу были приняты положения пунктов 3, 4, 9 постановления Правительства Свердловской области от 5 мая 1999 года N 546-ПП "Об организации порядка финансирования и выплаты ежемесячных государственных пособий на детей в 1999 году".
2. Постановлением Правительства Свердловской области от 25 октября 1999 года N 1228-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Свердловской области от 5 мая 1999 года "Об организации порядка финансирования и выплаты ежемесячных государственных пособий на детей в 1999 году" ("Областная газета", 1999 год, 27 октября) редакция оспариваемых пунктов 3 и 4 была изменена. В связи с этим оспариваемые заявительницей нормы, содержащиеся в пунктах 3 и 4, утратили силу.
Действующая редакция пункта 3 предусматривает поручение Министерству социальной защиты населения Свердловской области организовать погашение задолженности по выплате ежемесячных пособий на детей за 1998 год с учетом того, что задолженность семьям с доходами на одного жителя ниже прожиточного минимума должна погашаться в приоритетном порядке. Следовательно, действующая редакция пункта 3 не имеет нормативного характера, содержит организационные предписания, по своему значению не относящиеся к числу тех, которые подлежат проверке Уставным Судом.
В соответствии со статьями 44 и 67 Областного закона "Об Уставном Суде Свердловской области" дело в этой части подлежит прекращению.
Пунктом 4 оспариваемого постановления в редакции постановления Правительства Свердловской области от 25 октября 1999 года предусматривается, что при исчислении среднедушевого дохода семьи, имеющей право на ежемесячное пособие на ребенка, следует руководствоваться "Порядком учета и исчисления величины среднедушевого дохода, дающего право на получение ежемесячного пособия на ребенка", утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29 сентября 1999 года N 1096. Таким образом, действующая редакция пункта 4 содержит отсылочную норму и воспроизводит положения статьи 16 Федерального закона "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей", согласно которой порядок учета и исчисления размера среднедушевого дохода, дающего право на получение ежемесячного пособия на ребенка, устанавливается Правительством Российской Федерации. Вследствие этого проверка соответствия Уставу Свердловской области пункта 4 означала бы проверку легитимности федерального законодательства, что не входит в компетенцию Уставного Суда Свердловской области.
Производство по данному делу в части проверки соответствия Уставу Свердловской области пункта 4 постановления Правительства Свердловской области от 5 мая 1999 года N 546-ПП "Об организации порядка финансирования и выплаты ежемесячных государственных пособий на детей в 1999 году" также подлежит прекращению.
3. Пунктом 9 распространяется на 1999 год действие норм, содержащихся в постановлениях Правительства Свердловской области от 10 июня 1998 года N 610-п и от 11 августа 1998 года N 811-п.
В соответствии со статьей 55 Устава Свердловской области и статьей 22 Областного закона "О Правительстве Свердловской области" Правительство Свердловской области вправе принимать нормативные правовые акты общего значения в форме постановлений. Полномочие по принятию нормативного акта включает также и полномочие по определению срока его действия, в том числе по продлению этого срока. Правительство Свердловской области было вправе продлить действие постановлений N 610-п и N 811-п на 1999 год, если этим не нарушаются права и интересы получателей пособий.
Нормы постановлений Правительства Свердловской области N 610-п и N 811-п в части замены денежной выплаты пособий товарным покрытием постановлением Уставного Суда от 25 июня 1999 года были признаны не соответствующими Уставу Свердловской области и утратили силу. Во исполнение названного постановления Уставного Суда Правительство Свердловской области своими постановлениями от 19 августа 1999 года N 979-ПП и 980-ПП внесло изменения и дополнения в постановления N 610-п и 811-п.
Постановлением Правительства Свердловской области от 31 мая 2000 г. N 425-ПП постановление Правительства Свердловской области от 19 августа 1999 г. N 980-ПП "О внесении изменений и дополнений в постановление Правительства Свердловской области от 11.08.98 г. N 811-п "О дополнительных мерах по погашению задолженности по выплате государственных пособий гражданам, имеющим детей" признано утратившим силу
Постановлением Правительства Свердловской области от 31 мая 2000 г. N 425-ПП постановление Правительства Свердловской области от 19 августа 1999 г. N 979-ПП "О внесении изменений и дополнений в постановление Правительства Свердловской области от 10.06.98 г. N 610-п "О мерах по погашению задолженности по выплате государственных пособий гражданам, имеющим детей" признано утратившим силу
Продление на 1999 год названных постановлений Правительства не означает восстановления действия отмененных Уставным Судом нормативных положений, следовательно, не затрагивает права и интересы получателей пособий.
Таким образом, пункт 9 оспариваемого постановления принят в пределах полномочий Правительства Свердловской области и не противоречит Уставу Свердловской области.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 2 "в" статьи 60 Устава Свердловской области, статьями 67, 72, 73, 86 Областного закона "Об Уставном Суде Свердловской области" Уставный Суд постановил:
1. Признать соответствующим Уставу Свердловской области пункт 9 постановления Правительства Свердловской области от 5 мая 1999 года N 546-ПП "Об организации порядка финансирования и выплаты ежемесячных государственных пособий на детей в 1999 году".
2. Прекратить производство по делу о проверке соответствия Уставу Свердловской области пунктов 3 и 4 постановления Правительства Свердловской области от 5 мая 1999 года N 546-ПП.
3. Согласно пункту 5 статьи 60 Устава Свердловской области и пункту 1 статьи 77 Областного закона "Об Уставном Суде Свердловской области" настоящее постановление является окончательным, обжалованию не подлежит, вступает в законную силу немедленно после его провозглашения, действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами.
4. Согласно статье 76 Областного закона "Об уставном Суде Свердловской области" настоящее постановление подлежит обязательному опубликованию в семидневный срок в "Областной газете", а также должно быть опубликовано в "Собрании законодательства Свердловской области".
Уставный Суд
Свердловской области
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Уставного Суда Свердловской области от 4 ноября 1999 г. "По делу о проверке соответствия Уставу Свердловской области пунктов 3, 4, 9, постановления Правительства Свердловской области от 5 мая 1999 года N 546-ПП "Об организации порядка финансирования и выплаты ежемесячных государственных пособий на детей в 1999 году"
Настоящее постановление вступает в силу после его провозглашения
Текст постановления опубликован в "Областной газете" от 13 ноября 1999 г. N 220 стр.3, "Собрании законодательства Свердловской области" 1999 г., N 11 ст.1204