Уставный Суд Свердловской области в составе Председателя Суда Задиоры В.И., судей Гусева А.В.; Жилина Н.А., Мершиной Н.Д., Разина Д.Н.,
с участием депутата Палаты Представителей Законодательного Собрания Свердловской области Ковпака И.И., направившего запрос в Уставный Суд, и представителя Главы города Екатеринбурга адвоката Ефанова Г.И.,
рассмотрел в открытом судебном заседании дело о проверке соответствия Уставу Свердловской области пункта 1 постановления Главы города Екатеринбурга от 13 августа 1998 года N 624 "Об утверждении методики расчета арендной платы, устанавливаемой при передаче в пользование земельных участков на территории муниципального образования "город Екатеринбург".
Поводом к рассмотрению дела явилось обращение депутата Палаты Представителей Законодательного Собрания Свердловской области Ковпака И.И. о проверке соответствия Уставу Свердловской области названного правового акта Главы города Екатеринбурга.
Заслушав сообщение судьи - докладчика Задиоры В.И., выступление заявителя Ковпака И.И., представителя Главы города Екатеринбурга адвоката Ефанова Г.И., выступления приглашенных: представителя Екатеринбургской городской Думы Сабирова Ф.Г., начальника Свердловского территориального управления Министерства Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства Ужегова Н.П., Уставный Суд установил:
1. В запросе депутата Палаты Представителей Законодательного Собрания Свердловской области Ковпака И.И. ставится вопрос о проверке соответствия Уставу Свердловской области постановления Главы города Екатеринбурга от 13 августа 1998 года N 624 "Об утверждении методики расчета арендной платы, устанавливаемой при передаче в пользование земельных участков на территории муниципального образования "город Екатеринбург".
Пунктом 1 данного постановления Главы города Екатеринбурга утверждаются:
- базовые размеры арендной платы за землю по оценочным зонам города Екатеринбурга (пункт 1.3);
- повышающие и понижающие коэффициенты, применяемые в расчетах арендной платы за пользование земельными участками (пункт 1.2, приложения 2 - 5);
- Методика расчета арендной платы за пользование земельными участками на территории муниципального образования "город Екатеринбург" (пункт 1.1, приложение 1);
- Положение о муниципальном внебюджетном Фонде развития, градостроительства и регулирования земельных отношений (пункт 1.4, приложение 6);
- порядок перечисления арендной платы за пользование инфраструктурой города на субсчет городского бюджета с последующим ее распределением между городским бюджетом, районами и внебюджетным фондом развития градостроительства и регулирования земельных отношений города Екатеринбурга (пункт 1.5.2).
В методике расчета арендной платы за пользование земельными участками определяются составные элементы, порядок расчета арендной платы за пользование земельными участками, особенности расчета арендной платы по некоторым видам земель и условия освобождения от платы за пользование инфраструктурой города.
Указанные положения не являются только совокупностью методов и приемов ценообразования, носят нормативный характер, а потому могут быть предметом рассмотрения Уставного Суда.
Заявитель считает, что постановление Главы города Екатеринбурга от 13 августа 1998 г. N 624 принято с превышением компетенции, ограничивает свободу экономической деятельности и противоречит Уставу Свердловской области. По его мнению, постановление предусматривает обязательное заключение договора аренды инфраструктуры города при аренде земель.
Из содержания обращения Ковпака И.И., уточненного в судебном заседании, следует, что им оспариваются легитимность положений пункта 1 постановления Главы города Екатеринбурга от 13 августа 1998 г. N 624 и Методики расчета арендной платы за пользование земельными участками, утвержденного данным постановлением, лишь в части, касающейся арендной платы за пользование городской инфраструктурой.
Именно в отношении данных положений, исходя из статьи 84 Областного закона "Об Уставном Суде Свердловской области" обращение следует признать допустимым.
Постановлением Главы города Екатеринбурга от 29 октября 1999 г. N 1094 "О внесении изменений и дополнений в постановление Главы города Екатеринбурга N 624 от 13.08.98..." пункт 1.4 из рассматриваемого постановления исключен, в связи с чем утратил силу. В соответствии с частью 1 статьи 67 Областного закона "Об Уставном Суде Свердловской области" производство по делу в этой части подлежит прекращению.
Постановление Главы города Екатеринбурга от 29 октября 1999 г. N 1094 "О внесении изменений и дополнений в постановление Главы города Екатеринбурга N 624 от 13.08.98 г. "Об утверждении методики расчета арендной платы ..." фактически утратило силу в связи с тем, что Постановление Главы города Екатеринбурга от 13 августа 1998 г. N 624, в которое настоящее постановление вносит изменения, утратило силу с 1 января 2000 г.
Таким образом, предметом рассмотрения по настоящему делу являются взаимосвязанные нормативные положения пунктов 1.1, 1.5.2 оспариваемого постановления и Методики расчета арендной платы за пользование земельными участками в части арендной платы за пользование городской инфраструктурой. Остальные положения постановления Главы города Екатеринбурга от 13 августа 1998 г. N 624 не касаются арендной платы за инфраструктуру города и не рассматриваются Уставным Судом в данном деле.
2. Согласно статье 1 Закона Российской Федерации "О плате за землю" основанием для установления арендной платы за землю является гражданско-правовой договор аренды.
Предмет аренды, порядок установления размера, условий и сроков внесения арендной платы регулируются гражданским законодательством (главой 44 "Аренда" ГК РФ, а также иными федеральными нормативными актами).
Гражданское законодательство в соответствии со статьей 71 (пункт "о") Конституции Российской Федерации находится в исключительном ведении Российской Федерации.
В то же время регулирование отношений в сфере владения, пользования, распоряжения землей, земельное законодательство в силу статьи 72 (пункты "в" и "к") Конституции Российской Федерации и статьи 24 (пункты "в" и "к") Устава Свердловской области находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 614 ГК РФ и статьей 21 Закона Российской Федерации "О плате за землю" размер, условия, порядок и сроки внесения арендной платы за землю устанавливаются договором. Вместе с тем статьей 607 (пункт 2) ГК РФ предусмотрено, что законом могут быть установлены особенности сдачи в аренду земельных участков.
Такие особенности предусмотрены только для договоров аренды земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Согласно статье 21 закона Российской Федерации "О плате за землю" при сдаче указанных земель в аренду соответствующие органы исполнительной власти устанавливают базовые размеры арендной платы по видам использования земель и категориям арендаторов. Других особенностей аренды земли действующим законодательством не предусмотрено.
В соответствии со статьями 90 (пункт 1) и 94 (пункт 1) Устава Свердловской области компетенция местных сообществ, порядок деятельности их органов и иные вопросы местного самоуправления в Свердловской области регулируются на основе общих принципов, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, Уставом Свердловской области и областными законами.
К общим принципам организации местного самоуправления относится, в частности, принцип законности в деятельности органов местного самоуправления и принимаемых ими нормативных правовых актов (статья 7 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"; статья 39 Областного закона "О местном самоуправлении в Свердловской области").
Таким образом, органы местного самоуправления, определяя объект аренды земли (предмет договора аренды) и порядок установления арендной платы, должны руководствоваться гражданским и земельным законодательством.
3. Согласно пункту 1 Методики расчета арендной платы за пользование земельными участками на территории муниципального образования "город Екатеринбург" плата по договорам аренды земельных участков на территории муниципального образования состоит из двух элементов: арендной платы за землю как за пространственный базис для размещения объекта арендатора и арендной платы за инфраструктуру города.
Таким образом, предметом договоров аренды земли являются одновременно земельный участок и инфраструктура города.
При этом инфраструктура города не рассматривается как совокупность конкретных объектов недвижимости, расположенных на определенном земельном участке, передаваемом в аренду. Как указывается в Методике расчета арендной платы, городская инфраструктура представляет собой "комплекс объектов основных производственных фондов, расположенных на территории муниципального образования "город Екатеринбург", предназначенных для обеспечения нормальной хозяйственной деятельности юридических и физических лиц.... К последним, в том числе, относятся инженерно-строительные объекты, назначением которых является создание условий, необходимых для осуществления процесса производства: законченные функциональные устройства для передачи энергии и информации (линии электропередач, теплоцентрали, трубопроводы различного назначения, радиорелейные линии, кабельные линии связи, специализированные сооружения систем связи и проч.), дорожные сети и т. д.".
Исходя из этого, городская инфраструктура рассматривается как часть единого объекта аренды земельного участка. Однако это противоречит действующему гражданскому и земельному законодательству.
В соответствии со статьей 607 ГК РФ объектами аренды могут быть только земельные участки, обособленные природные объекты, предприятия, другие имущественные комплексы и т. д., то есть конкретные, индивидуально определенные непотребляемые вещи. Инфраструктура города в целом как предмет договора аренды земли такими признаками не обладает, а поэтому в качестве объекта аренды гражданским законодательством не рассматривается.
Областной закон "О регулировании земельных отношений на территории Свердловской области" (часть 1 статьи 8) определяет понятие земельного участка как часть поверхности земли, имеющей фиксированные границы, площадь, местоположение, правовой статус и другие характеристики, отражаемые в земельном кадастре и документах государственной регистрации. То есть земельное законодательство также не включает инфраструктуру города в качестве признака земельного участка.
Городская инфраструктура не может быть предметом договора аренды конкретного земельного участка и потому, что арендатору она не передается во владение и пользование. В то время как в соответствии со статьей 606 ГК РФ это обязательно при заключении договора аренды. Не могут рассматриваться в качестве предмета договора аренды земли и те части элементов, объекты инфраструктуры, которые находятся на передаваемом в аренду земельном участке, поскольку они также не передаются арендатору.
Более того, в соответствии со статьей 608 ГК РФ арендодателями имущества выступают лишь его собственники либо лица, управомоченные законом или собственником сдавать имущество в аренду.
Согласно статье 29 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и статье 35 Областного закона "О местном самоуправлении в Свердловской области" органы местного самоуправления вправе передавать в аренду только объекты муниципальной собственности. В то же время в состав "инфраструктура города" входят объекты, находящиеся не только в муниципальной, но и в частной и государственной собственности. Таким образом, инфраструктура города Екатеринбурга как индивидуально неопределенная совокупность объектов не может быть предметом договора аренды земельного участка. Инфраструктура города не является составной частью арендуемого земельного участка, соответственно оснований для включения платы за инфраструктуру города в состав платы за аренду земельного участка не имеется. Это подтверждается статьей 12 Областного закона "О плате за землю на территории Свердловской области", в соответствии с которой арендная плата взимается именно за земельный участок.
Закон Свердловской области от 16 октября 1995 г. N 23-ОЗ "О плате за землю на территории Свердловской области" фактически прекратил действие
Все это свидетельствует о том, что арендная плата за инфраструктуру города является самостоятельным от арендной платы за землю видом платежа, взимаемым с арендаторов земельных участков.
Самостоятельность этого платежа подтверждается установленным пунктом 1.5.2 рассматриваемого постановления Главы города порядком зачисления данного платежа полностью на субсчет городского бюджета, тогда как, согласно статьям 18 и 19 Закона Российской Федерации "О плате за землю" и статье 13 Федерального закона "О федеральном бюджете на 1999 год", денежные средства за аренду земли должны перечисляться в соответствии с установленными законодательством долями на бюджетные счета Российской Федерации и субъекта Российской Федерации, и только соответствующая часть средств - на бюджетный счет местного самоуправления.
Об обособленности этого платежа от арендной платы за землю свидетельствует также то, что для исчисления его размеров применяется самостоятельный способ расчета.
В соответствии с Федеральным законом "О плате за землю" месторасположение земельных участков, их нахождение в различных зонах градостроительной ценности муниципального образования учитываются при определении дифференцированных ставок арендной платы за землю. То есть степень оснащенности коммуникациями, обеспеченности объектами социальной сферы, инженерными сетями, городским пассажирским транспортом, уровень благоустройства и озеленения, состояние окружающей среды, архитектурно-историческая ценность застройки и другие факторы влияют на социальную и экономическую ценность земельных участков и могут учитываться при дифференциации ставок арендной платы за землю, но не путем установления самостоятельного платежа за пользование инфраструктурой.
Арендаторы земельных участков могут на основе соглашения с органами местного самоуправления участвовать в обеспечении развития и эксплуатации систем инженерной инфраструктуры и благоустройства города, в том числе и вносить предусмотренные такими соглашениями платежи. Однако заключение такого соглашения возможно только в соответствии с действующим законодательством (статья 14 Градостроительного кодекса Российской Федерации). Оно должно отвечать требованиям статьи 421 ГК РФ, предусматривающей, что граждане и юридические лица свободны в заключении договора и понуждение к его заключению не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена Гражданским кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.
Взимание платы за пользование инфраструктурой не предусмотрено законодательством. Она не носит добровольного характера, поскольку, заключая договор аренды земли, арендаторы земельных участков понуждаются вносить помимо арендной платы за земли также и плату за инфраструктуру.
В связи с изложенным, пункты 1.1 и 1.5.2 постановления Главы города Екатеринбурга N 624 противоречат гражданскому и земельному законодательству и не соответствуют статье 94 Устава Свердловской области.
Понуждение граждан и юридических лиц при заключении договоров аренды земельных участков вносить арендную плату не только за пользование самим предметом договора - земельным участком, но и за пользование инфраструктурой города, представляет собой также и ограничение свободы хозяйственной и экономической деятельности. Тем самым рассматриваемые положения противоречат также статьям 11 (пункт 3) и 102 Устава Свердловской области.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 2 "в" статьи 60 Устава Свердловской области, пунктом 3.3 статьи 4, статьями 72 и 83 Областного закона "Об Уставном Суде Свердловской области", Уставный Суд постановил:
1. Признать не соответствующими Уставу Свердловской области, его статьям 11 (пункт 3), 94 (пункт 1), 102, положения пункта 1.1 постановления Главы города Екатеринбурга от 13.08.98 N 624 "Об утверждении методики расчета арендной платы, устанавливаемой при передаче в пользование земельных участков на территории муниципального образования "город Екатеринбург", которым утверждена Методика расчета арендной платы за пользование земельными участками на территории муниципального образования "город Екатеринбург" и положение пункта 1.5.2 данного Постановления.
2. На основании пункта 3 части 1 статьи 67 Областного закона "Об Уставном Суде Свердловской области" прекратить производство по делу в части соответствия Уставу Свердловской области пункта 1.4 постановления Главы города Екатеринбурга от 13.08.98 N 624 "Об утверждении методики расчета арендной платы, устанавливаемой при передаче в пользование земельных участков на территории муниципального образования "город Екатеринбург".
3. В соответствии со статьей 60 (пункт 5) Устава Свердловской области и статьей 77 Областного закона "Об Уставном Суде Свердловской области" настоящее постановление окончательно, обжалованию не подлежит, вступает в законную силу немедленно после его провозглашения, действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами.
4. Согласно статье 76 Областного закона "Об Уставном Суде Свердловской области" постановление подлежит обязательному опубликованию в семидневный срок в "Областной газете" и в "Собрании законодательства Свердловской области".
Уставный Суд
Свердловской области
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Уставного Суда Свердловской области от 30 декабря 1999 г. "По делу о проверке соответствия Уставу Свердловской области пункта 1 постановления Главы города Екатеринбурга от 13 августа 1998 года N 624 "Об утверждении методики расчета арендной платы, устанавливаемой при передаче в пользование земельных участков на территории муниципального образования "город Екатеринбург"
Настоящее постановление вступает в силу после его провозглашения
Текст постановления опубликован в "Областной газете" от 11 января 2000 г. N 3-4 стр. 4, "Собрании законодательства Свердловской области" 1999 г., N 12-1 ст.1418