Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 1 марта 2010 г. N Ф09-1052/10-С6 по делу N А47-4730/2009
Дело N А47-4730/2009
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего Мындря Д.И., судей Маликовой Э.М., Семеновой З.Г.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной регистрационной службы по Оренбургской области (далее - регистрационная служба) на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 09.10.2009 по делу N А47-4730/2009 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.12.2009 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом путем направления в их адреса копий определения о принятии кассационной жалобы к производству заказным письмом с уведомлением, а также размещения данной информации на официальном сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании принял участие представитель администрации г. Оренбурга - Федосова О.В. (доверенность от 01.06.2009 N 111).
Администрация г. Оренбурга обратилась в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением к регистрационной службе о признании недействительным отказа в государственной регистрации права собственности муниципального образования "Город Оренбург" на автомобильные дороги местного значения от 24.03.2009 N 01/222/2009-408, 01/222/2008-403, 01/222/2008-405, 01/222/2008-411, 01/222/2008-412, 01/222/2008-414, 01/222/2008-404, 01/222/2008-407, 01/222/2008-413, 01/037/2008-409, 01/222/2008-410, а также об обязании зарегистрировать право собственности муниципального образования "Город Оренбург" на автомобильные дороги, расположенные в г. Оренбурге: по пр. Гагарина от ул. Чкалова до пункта ГИБДД (развязка дорог в 24 мкр.) протяженностью 3537,70 п.м.; Шарлыкскому шоссе от ж/д переезда на ул. Театральной до поста ГАИ и от ж/д переезда до ул. Волгоградская протяженностью 5263,11 п.м.; по ул. Родимцева от ул. Салмышская до ул. Просторная протяженностью 480,52 п.м.; пер. Матросскому от ул. Володарского до ул. Кирова протяженностью 363,62 п.м.; по ул. Краснознаменной от ул.8 Марта до ул. Чичерина протяженностью 1143,17 п.м.; по ул. Волгоградской от Загородного шоссе до ул. Конституции СССР протяженностью 2475,15 п.м.; по ул.Чкалова от ул. Маршала Г.К. Жукова до пр. Гагарина протяженностью 2253,14 п.м.; по ул. Мира от пр. Гагарина до ул. Монтажников протяженностью 3637,43 п.м.; по ул. Невельской от ул. Цвиллинга до ул. Комсомольская протяженностью 1254,73 п.м.; по ул. Гая от ул. Постникова до ул. Кирова протяженностью 570,65 п.м., по ул. Постникова от ул. Терешковой до ул. Чичерина протяженностью 1202,6 п.м.
На основании ст. 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены Прокуратура Оренбургской области, федеральное государственное унитарное предприятие "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" (далее - предприятие "Ростехинвентаризация").
Решением суда от 09.10.2009 (судья Федорова С.Г.) заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.12.2009 (судьи Карпачева М.И., Баканов В.В., Федина Г.А.) решение суда оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, и дополнении к ней регистрационная служба просит указанные судебные акты отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на неправильное применение судами ст. 9, абз. 3 п. 3 ст. 12 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним"), п. 6, 7 ст. 8, п. 3 ч. 4 ст. 10, 62 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон "Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности"), несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам. Заявитель полагает, что в государственной регистрации было правомерно отказано, поскольку отсутствуют документы об отводе земельных участков для строительства автомобильных дорог и акты ввода автомобильных дорог в эксплуатацию. Заявитель считает, что включение спорных автомобильных дорог на основании постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" (далее - постановление N 3020-1), в перечень объектов, составляющих муниципальную собственность, само по себе не свидетельствует о том, что они являются недвижимым имуществом, права на которые подлежат государственной регистрации. По мнению заявителя, государственная регистрация прав на автомобильную дорогу может быть проведена только при наличии сведений, позволяющих достоверно установить, что такая автомобильная дорога создавалась как недвижимость с получением необходимой разрешительной документации и с соблюдением градостроительных норм и правил.
Как установлено судами и следует из материалов дела, администрация г. Оренбурга обратилась 11.11.2008 в регистрационную службу с заявлениями о государственной регистрации права собственности на 11 объектов недвижимости - автомобильные дороги.
К заявлениям администрацией г. Оренбурга были приложены, в том числе, Перечень объектов, составляющих муниципальную собственность г. Оренбурга, утвержденный решением Оренбургского городского Совета от 10.10.2008 N 681, кадастровые паспорта от 28.10.2008, выданные государственным унитарным предприятием "Областной центр инвентаризации и оценки недвижимости".
Регистрационная служба в уведомлениях от 24.11.2008, 25.11.2008, 26.11.2008 сообщила администрации г. Оренбурга о приостановлении государственной регистрации на основании п. 1, 2 ст. 19 Закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" на срок до 25.12.2008 со ссылкой на отсутствие документа, являющегося основанием для регистрации права муниципальной собственности. При этом регистрирующий орган указал, что представленный Перечень объектов, составляющих муниципальную собственность г. Оренбурга, не является таким документом, поскольку не содержит идентификационных номеров автомобильных дорог, которые присваиваются органами местного самоуправления в соответствии с требованиями Закона "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности".
В связи с невозможностью устранения причин, препятствующих государственной регистрации, до даты, указанной в уведомлениях о приостановлении государственной регистрации, администрация г. Оренбурга обратилась в регистрационную службу с заявлением от 22.12.2008 о приостановлении государственной регистрации на срок до трех месяцев.
Рассмотрев названное заявление, регистрационная служба приостановила государственную регистрацию на срок до 20.03.2009.
В уведомлении о предоставлении дополнительных документов от 06.02.2009 регистрационная служба сообщила администрации г. Оренбурга, что поскольку автомобильная дорога представляет собой сложную вещь, включающую в себя земельный участок в границах полосы отвода автомобильной дороги, при этом в представленных кадастровых паспортах отсутствуют сведения о кадастровом номере земельного участка, в пределах которого расположен объект недвижимого имущества, заявителю необходимо представить дополнительные доказательства наличия у автомобильных дорог признаков объектов недвижимости.
В связи с неустранением администрацией г. Оренбурга в срок до 20.03.2009 обстоятельств, послуживших основанием для приостановления государственной регистрации, регистрационной службой направлены сообщения об отказе в государственной регистрации от 24.03.2009 N 01/222/2009-408, 01/222/2008-403, 01/222/2008-405, 01/222/2008-411, 01/222/2008-412, 01/222/2008-414, 01/222/2008-404, 01/222/2008-407, 01/222/2008-413, 01/037/2008-409, 01/222/2008-410.
В названных сообщениях указано, что в государственной регистрации права собственности отказано на основании абз. 4, 10 п. 1 ст. 20 Закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" в связи с тем, что в представленных кадастровых паспортах отсутствуют сведения о кадастровых номерах земельного участка, в пределах которых расположены объекты недвижимости - автомобильные дороги; отсутствует разрешительная документация, свидетельствующая о том, что автомобильные дороги создавались как объект недвижимости с соблюдением градостроительных норм и правил; отсутствуют сведения о присвоении заявленным на государственную регистрацию автомобильным дорогам идентификационных номеров в порядке, установленном Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 07.02.2007г, N 16 "Об утверждении правил присвоения автомобильным дорогам идентификационных номеров".
Администрация г. Оренбурга, ссылаясь на то, что спорные автомобильные дороги являются объектами инженерной инфраструктуры г. Оренбурга и в силу приложения N 3 к постановлению N 3020-1 относятся к муниципальной собственности независимо от того оформлено ли это право в установленном порядке, а также полагая, что представленные на государственную регистрацию Перечень объектов муниципальной собственности и кадастровые паспорта являются достаточными документами для регистрации права собственности на автомобильные дороги, в связи с чем отказ регистрационной службы в государственной регистрации права собственности является незаконным, нарушает ее права и законные интересы, обратилась в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суды первой и апелляционной инстанций исходили из следующего.
Согласно п. 1 ст. 17 Закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются, в том числе, акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания.
На основании абз. 10 п. 1 ст. 17 названного Закона обязательным приложением к документам, необходимым для осуществляемой по установленным настоящим пунктом основаниям государственной регистрации прав на объект недвижимого имущества, является кадастровый паспорт данного объекта недвижимого имущества.
Документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав (п. 1 ст. 18 Закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним").
При этом не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, за исключением указанных в п. 1 ст. 17 Закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", если представленные им документы отвечают требованиям ст. 18 настоящего данного Закона и если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
В соответствии с абз. 4, 10 п. 1 ст. 20 Закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" в государственной регистрации прав может быть отказано в случаях, если документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства; не представлены документы, необходимые в соответствии с данным Законом для государственной регистрации прав.
В силу абз. 3 п. 1 Приложения N 3 к постановлению N 3020-1 объекты инженерной инфраструктуры городов (за исключением входящих в состав имущества предприятий), городского пассажирского транспорта (включая метрополитен), внешнего благоустройства, а также предприятия, осуществляющие эксплуатацию, обслуживание, содержание и ремонт указанных объектов, относятся к муниципальной собственности.
На основании п. 1 Указа Президента Российской Федерации от 22.12.1993 N 2265 "О гарантиях местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления самостоятельно утверждают перечень объектов (имущества), составляющих муниципальную собственность, в соответствии с приложением N 3 к постановлению N 3020-1.
Установив, что на государственную регистрацию права собственности администрацией г. Оренбурга были представлены Перечень объектов, составляющих муниципальную собственность, являющийся приложением к принятому на основании Указа Президента Российской Федерации от 22.12.1993 N 2265 решению Оренбургского городского Совета от 10.10.2008 N 681, согласно которому спорные автомобильные дороги включены в реестр муниципальной собственности с порядковыми номерами с 7 по 18, а также кадастровые паспорта от 28.10.2008, которые позволяют индивидуализировать спорные объекты как объекты недвижимого имущества, суды пришли к выводу о том, что администрацией г. Оренбурга представлены все документы, необходимые для проведения государственной регистрации прав, в связи с чем у регистрационной службы отсутствовали основания отказа в государственной регистрации, предусмотренные ст. 20 Закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
При таких обстоятельствах, поскольку судами не установлено наличие оснований для отказа в государственной регистрации прав, предусмотренных абз. 4, 10 п. 1 ст. 20 Закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", заявленные требования правомерно удовлетворены.
Доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, сводятся к повторению доводов, изложенных в апелляционной жалобе, которые были предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции и получили надлежащую правовую оценку с учетом установленных по делу обстоятельств.
Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся основаниями для отмены судебных актов (ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты следует оставить в силе, кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 09.10.2009 по делу N А47-4730/2009 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.12.2009 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Федеральной регистрационной службы по Оренбургской области - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 1 марта 2010 г. N Ф09-1052/10-С6 по делу N А47-4730/2009
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника