Определение Уставного Суда Свердловской области
от 7 февраля 2000 г.
"По делу о проверке соответствия Уставу Свердловской области
постановления Правительства Свердловской области
от 05.02.99 г. N 125-п "О тарифах на газ, реализуемый
населению Свердловской области" и пункта 3 постановления
Правительства Свердловской области от 21.01.99 г. N 65-п
"О механизме реализации федеральных законов
"О ветеранах" и "О социальной защите инвалидов в РФ",
Областного закона "О дополнительных мерах социальной
защиты ветеранов в Свердловской области", Областного
закона "О социальной защите граждан, проживающих
на территории Свердловской области, получивших увечье
(ранение, травму, контузию) или иное повреждение
здоровья, не повлекшее инвалидности, при прохождении
военной службы в органах внутренних дел РФ в условиях
чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах"
в 1999 году"
Уставный Суд Свердловской области в составе Председателя Суда Задиоры В.И., судей Гусева А.В., Жилина Н.А., Разина Д.Н.,
с участием гражданки Багиной Ю.Н., направившей запрос в Уставный Суд,
представителя Правительства Свердловской области как органа, принявшего оспариваемый акт, - кандидата юридических наук Литвиновой И.Н.,
а также приглашенных: заместителя председателя комитета ценовой политики Правительства Свердловской области Запорожец Н.В., представителя ОАО "Свердловскоблгаз" Старковой Н.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании дело о проверке соответствия Уставу Свердловской области Постановления Правительства Свердловской области от 05.02.99 г. N 125-п "О тарифах на газ, реализуемый населению Свердловской области" и пункта 3 Постановления Правительства Свердловской области от 21.01.99 г. N 65-п "О механизме реализации федеральных законов "О ветеранах" и "О социальной защите инвалидов в РФ", Областного закона "О дополнительных мерах социальной защиты ветеранов в Свердловской области", Областного закона "О социальной защите граждан, проживающих на территории Свердловской области, получивших увечье (ранение, травму, контузию) или иное повреждение здоровья, не повлекшие инвалидности, при прохождении военной службы в органах внутренних дел РФ в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах" в 1999 году".
Постановлением Правительства Свердловской области от 15 июня 2005 г. N 470-ПП постановление Правительства Свердловской области от 5 февраля 1999 г. N 125-п "О тарифах на газ, реализуемый населению Свердловской области" признано утратившим силу
Постановлением Правительства Свердловской области от 8 апреля 2003 г. N 189-ПП постановление Правительства Свердловской области от 21 января 1999 г. N 65-п "О механизме реализации федеральных законов "О ветеранах" и "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", Областного закона "О дополнительных мерах социальной защиты ветеранов в Свердловской области", Областного закона "О социальной защите граждан, проживающих на территории Свердловской области, получивших увечье (ранение, травму, контузию) или иное повреждение здоровья, не повлекшие инвалидности, при прохождении военной службы в органах внутренних дел Российской Федерации в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах" в 1999 году" признано утратившим силу
Заслушав сообщение судьи - докладчика Гусева А.В., выступления заявительницы и представителя Правительства Свердловской области, мнения приглашенных, исследовав материалы дела, Уставный Суд установил:
1. В Уставный Суд обратилась гражданка Багина Ю.Н. с запросом о проверке соответствия Уставу Свердловской области пункта 3 Постановления Правительства Свердловской области от 21.01.99 г. N 65-п и тарифов на природный газ, утвержденных пунктом 1 Постановления Правительства Свердловской области от 05.02.99 г. N 125-п "О тарифах на газ, реализуемый населению Свердловской области".
Пунктом 3 Постановления Правительства Свердловской области от 21.01.99 г. N 65-п предусмотрено, что расходы на предоставление льгот ветеранам и инвалидам по оплате коммунальных услуг (в том числе за пользование газом), компенсируются предприятиями, оказывающими данные услуги, за счет тарифов, утверждаемых соответствующими постановлениями Правительства области. По мнению заявительницы, данным положением предусматривается включение в тарифы на газ компенсации на покрытие убытков, связанных с предоставлением льгот ветеранам. Тем самым граждане, оплачивающие данную коммунальную услугу по полному тарифу, вынуждены нести дополнительные расходы, что нарушает их право собственности, противоречит Уставу Свердловской области и федеральному законодательству. В связи с этим заявительницей оспариваются и размеры тарифов на природный газ, реализуемый населению Свердловской области, которые утверждены пунктом 1 Постановления Правительства Свердловской области от 05.02.99 г. N 125-п.
Постановлением Правительства Свердловской области от 14.12.99 года N 1408-пп "О тарифах на газ, реализуемый населению Свердловской области" ("Областная газета", 1999, 22 декабря) Постановление от 05.02.99 года N 125-п признано утратившим силу, в связи с чем, на основании пункта 3 части 1 статьи 67 Областного закона "Об Уставном Суде Свердловской области", производство по делу в этой части подлежит прекращению.
Постановлением Правительства Свердловской области от 15 июня 2005 г. N 470-ПП постановление Правительства Свердловской области от 14 декабря 1999 г. N 1408-ПП "О тарифах на газ, реализуемый населению Свердловской области" признано утратившим силу
Как следует из наименования Постановления Правительства Свердловской области от 21.01.99 г. N 65-п, им устанавливается механизм финансирования бюджетных расходов для реализации ряда социальных федеральных и областных законов в 1999 году. Однако положения данного постановления, включая оспариваемый заявительницей пункт 3, не утратили силу с истечением 1999 года. Постановление от 21.01.99 г. N 65-п принято во исполнение Областного закона "Об областном бюджете на 1999 год". Закон об областном бюджете на 2000 год не принят, в связи с чем до его принятия, в соответствии со статьей 11 Областного закона "О бюджетном процессе в Свердловской области", Правительство Свердловской области продолжает осуществлять ежемесячное финансирование бюджетных расходов (в том числе расходов для реализации социальных законов) в размере одной трети объема расходов в четвертом квартале предыдущего года. Поскольку Правительство Свердловской области не установило другого порядка финансирования этих расходов, механизм финансирования, предусмотренный Постановлением от 21.01.99 г. N 65-п, продолжает действовать. Следовательно, норма, содержащаяся в оспариваемом заявительницей пункте 3 названного Постановления, сохраняет юридическую силу и может проверяться Уставным Судом на соответствие Уставу Свердловской области.
Положение пункта 3 Постановления Правительства Свердловской области от 21.01.99 г. N 65-п определяет порядок и условия компенсации организациями расходов в связи с предоставлением ветеранам и инвалидам льгот по оплате коммунальных услуг, установленных федеральным и областным законодательством, в том числе льгот по оплате за пользование газом. Данное положение касается заявительницы лишь постольку, поскольку оно применено или может быть применено при определении размеров тарифов на газ гражданам, не имеющим льготы по оплате за пользование газом.
Поэтому Уставный Суд в соответствии с требованиями, вытекающими из статьи 83 Областного закона "Об Уставном Суде Свердловской области", в настоящем деле проверяет оспариваемое положение лишь в этой части. Вопрос о соответствии Уставу Свердловской области указанного положения в части, затрагивающей права газоснабжающих организаций, а также в части обоснованности размеров тарифов на природный газ в данном деле не рассматривается.
2. В соответствии с пунктом 2 "в" статьи 55 Устава Свердловской области Правительство Свердловской области в пределах своих полномочий проводит государственную политику ценообразования. Основы ценовой политики, в том числе государственной политики ценообразования в области газоснабжения, находятся в ведении Российской Федерации (пункт "ж" статьи 71 Конституции РФ). Согласно пункту 2 статьи 7 Устава Свердловской области правовые акты Свердловской области должны соответствовать федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации.
Постановлением Областной Думы Законодательного Собрания Свердловской области от 30 ноября 2010 г. N 467-ПОД принят Устав Свердловской области
См. пункт 2 статьи 7, пункт 2 статьи 52 названного Устава
Основы государственной политики ценообразования в области газоснабжения установлены Федеральным законом "О газоснабжении в Российской Федерации". Указанный Федеральный закон и другие акты федеральных органов государственной власти предусматривают, что в Российской Федерации осуществляется государственное регулирование цен на газ для конечных потребителей, использующих его в качестве топлива, в том числе для населения. В соответствии со статьями 8, 21, 24 этого Федерального закона регулирование порядка ценообразования в области газоснабжения осуществляется Правительством Российской Федерации. При государственном регулировании цен на газ учитываются экономически обоснованные затраты и прибыль газоснабжающих организаций, устанавливаются порядок и механизм частичного возмещения затрат на приобретение газа гражданам и компенсации убытков газоснабжающим организациям при поставках газа населению в соответствии со льготами, предусмотренными законодательством Российской Федерации.
Постановлениями Правительства Российской Федерации от 07.03.95 г. N 239 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов) и от 15.04.95 г. N 332 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен на газ и сырье для его производства" установлено, что розничные цены на природный газ, реализуемый населению, утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Таким образом, принятие нормативных правовых актов, устанавливающих размеры тарифов на газ, реализуемый населению Свердловской области, а также механизм реализации установленного законодательством Российской Федерации порядка возмещения затрат гражданам и компенсации убытков газоснабжающим организациям, относится к компетенции Правительства Свердловской области.
3. Постановление Правительства Свердловской области от 21.01.99 г. N 65-п определяет механизм финансирования социальных льгот, установленных федеральным и областным законодательством для ветеранов и инвалидов. Источником финансирования этих льгот являются, как правило, средства областного и местных бюджетов. В то же время, в отношении расходов по предоставлению льгот ветеранам и инвалидам по оплате за некоторые коммунальные услуги, в том числе за газ, действует иной порядок возмещения.
В соответствии с пунктом 3 названного Постановления эти расходы компенсируются предприятиями, оказывающими данную коммунальную услугу, за счет тарифов, утверждаемых соответствующими постановлениями Правительства Свердловской области. Применительно к услугам по газоснабжению это означает, что данные расходы должны компенсироваться за счет тарифов на газ для населения, поскольку только эти тарифы могут утверждаться Правительством области. Тарифы же для иных категорий потребителей газа устанавливаются на федеральном уровне.
Однако в соответствии с пунктом 2 Приложения к Постановлению Правительства Свердловской области от 05.02.1999 года N 125-п, в тарифы на газ включаются только расходы по доставке газа до потребителя, техническому обслуживанию оборудования и налоговые платежи. Расходы по предоставлению каких-либо льгот, так же как и прибыль газоснабжающих организаций, в эти тарифы не заложены. Эта норма воспроизведена и в действующем в настоящее время Постановлении Правительства Свердловской области от 14.12.99 года N 1408 "О тарифах на газ, реализуемый населению Свердловской области". Из данного положения, которое, как установлено в судебном заседании, соблюдается и на практике, вытекает невозможность применения механизма компенсации льгот по оплате газа, предусмотренного пунктом 3 Постановления от 21.01.99 г. N 65-п.
В соответствии со сложившейся правоприменительной практикой, компенсация льгот по оплате газа производится газоснабжающими организациями за счет тарифов не для населения, а для иных потребителей. В соответствии со статьей 21 Федерального закона "О газоснабжении в Российской Федерации" в этих тарифах учитываются не только экономически обоснованные расходы, но и прибыль газоснабжающих организаций.
То есть источником компенсации убытков газоснабжающих организаций в связи с предоставлением льгот по оплате за пользование газом ветеранам и инвалидам являются не бюджетные средства и не платежи населения, а доходы этих организаций, полученные от реализации газа иным потребителям. Данное обстоятельство, в силу статьи 72 Областного закона "Об Уставном Суде Свердловской области", должно учитываться Уставным судом при принятии решения по делу.
Возможность использования иных, кроме бюджетных средств, не запрещенных законом дополнительных источников финансирования льгот ветеранам предусмотрена федеральным законодательством (часть 4 статьи 10 Федерального закона "О ветеранах"). В отношении льгот по оплате за газ таким дополнительным источником может быть часть средств газоснабжающих организаций, получаемых от реализации газа другим потребителям газа. Такой механизм компенсации, называемый "перекрестным субсидированием", допускается как временная мера на период поэтапного перехода на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг (статья 15 Федерального закона "О федеральной жилищной политике", пункт 5 Постановления Правительства РФ от 02.08.99 г. N 887 "О совершенствовании системы оплаты жилья и коммунальных услуг и мерах по социальной защите населения").
Таким образом, положение пункта 3 Постановления Правительства Свердловской области от 21.01.99 г. N 65-п, в его взаимосвязи с положениями о структуре тарифов, содержащимися в законодательстве Свердловской области (пункт 2 Приложения к Постановлению Правительства Свердловской области от 05.02.99 г. N 125-п и пункт 2 Приложения к Постановлению Правительства Свердловской области от 14.12.99 года N 1408-пп), исключает возможность использования средств граждан на покрытие убытков газоснабжающих организаций в связи с предоставлением льгот инвалидам и ветеранам.
Исходя из этого, гарантии права собственности, установленные статьей 35 (часть 3) Конституции Российской Федерации, статьей 96 Устава Свердловской области, в отношении граждан, не имеющих льготы по оплате газа, не нарушаются, поскольку они оплачивают услуги по экономически обоснованным тарифам, рассчитываемым в соответствии с требованиями законодательства. В данном случае принудительного незаконного изъятия их собственности посредством необоснованного завышения размеров тарифов не происходит. Следовательно, данное положение не затрагивает прав граждан, оплачивающих услуги за пользование газом по полному тарифу.
Согласно статье 83 Областного закона "Об Уставном Суде Свердловской области", граждане вправе обращаться в Уставный Суд, если их права нарушаются нормативным актом, подлежащим применению в конкретном деле. Оспариваемое положение пункта 3 Постановления Правительства Свердловской области от 21.01.99 г. N 65-п не применено и не может быть применено в отношении граждан, поэтому запрос Багиной Ю.Н. в части проверки соответствия Уставу Свердловской области пункта 3 Постановления Правительства Свердловской области от 21.01.99 N 65-п не отвечает требованиям Областного закона "Об Уставном Суде Свердловской области" по критерию допустимости, а дело в этой части подлежит прекращению на основании пункта 1 части 1 статьи 67 Областного закона "Об Уставном Суде Свердловской области".
Руководствуясь статьей 70 Областного закона "Об Уставном Суде Свердловской области", Уставный Суд определил:
1. Прекратить производство по делу о проверке соответствия Уставу Свердловской области постановления Правительства Свердловской области от 05.02.99 г. N 125-п "О тарифах на газ, реализуемый населению Свердловской области" и пункта 3 Постановления Правительства Свердловской области от 21.01.99 г. N 65-п "О механизме реализации федеральных законов "О ветеранах" и "О социальной защите инвалидов в РФ", Областного закона "О дополнительных мерах социальной защиты ветеранов в Свердловской области", Областного закона "О социальной защите граждан, проживающих на территории Свердловской области, получивших увечье (ранение, травму, контузию) или иное повреждение здоровья, не повлекшие инвалидности, при прохождении военной службы в органах внутренних дел РФ в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах" в 1999 году".
2. В соответствии с частью 1 статьи 77 Областного закона "Об Уставном Суде Свердловской области" настоящее определение является окончательным и обжалованию не подлежит.
Уставный суд
Свердловской области
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Уставного Суда Свердловской области от 7 февраля 2000 г. "По делу о проверке соответствия Уставу Свердловской области постановления Правительства Свердловской области от 05.02.99 г. N 125-п "О тарифах на газ, реализуемый населению Свердловской области" и пункта 3 постановления Правительства Свердловской области от 21.01.99 г. N 65-п "О механизме реализации федеральных законов "О ветеранах" и "О социальной защите инвалидов в РФ", Областного закона "О дополнительных мерах социальной защиты ветеранов в Свердловской области", Областного закона "О социальной защите граждан, проживающих на территории Свердловской области, получивших увечье (ранение, травму, контузию) или иное повреждение здоровья, не повлекшее инвалидности, при прохождении военной службы в органах внутренних дел РФ в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах" в 1999 году"
Текст определения официально опубликован не был