Уставный Суд Свердловской области в составе председательствующего Председателя Суда В.И. Задиоры, судей А.В. Гусева, Н.Д. Мершиной, Д.Н. Разина, с участием гражданина Головкина Б.Г., обратившегося в Уставный Суд, Жирнова В.Н. - представителя Правительства Свердловской области, как органа, принявшего оспариваемый акт, рассмотрел в открытом судебном заседании дело о проверке соответствия Уставу Свердловской области постановления Правительства Свердловской области от 14 декабря 2001 года N 832-ПП "О тарифах на электрическую энергию для населения".
Заслушав сообщение судьи-докладчика Н.Д. Мершиной, объяснения заявителя и представителя Правительства Свердловской области, мнение представителей региональной энергетической комиссии Свердловской области, исследовав материалы дела, Уставный Суд установил:
1. В Уставный Суд Свердловской области обратился гражданин Головкин Б.Г. с запросом о проверке соответствия Уставу Свердловской области постановления Правительства Свердловской области от 14 декабря 2001 года N 832-ПП "О тарифах на электрическую энергию для населения".
Оспариваемым постановлением установлены нормативы потребления и тарифы на электроэнергию для населения по различным группам (категориям) потребителей (пункт 1); льготы для определенных категорий граждан - потребителей электроэнергии (пункты 2-4); содержатся различные рекомендации и поручения организациям и министерствам (пункты 5, 6).
По мнению Головкина Б.Г., предусмотренные данным постановлением различные нормативы потребления и тарифы на электрическую энергию для населения ставят заявителя в неравное положение по сравнению с другими гражданами - потребителями электроэнергии и противоречат Уставу Свердловской области.
Исходя из этого, предметом рассмотрения по данному делу являются нормативные положения только пункта 1 постановления Правительства Свердловской области от 14 декабря 2001 года N 832-ПП "О тарифах на электрическую энергию для населения", которым предусмотрена дифференциация нормативов потребления и тарифов на электрическую энергию в зависимости от проживания в городской или сельской местности; от проживания в домах, оборудованных электроплитами или газовыми плитами; от времени потребления электроэнергии в течение суток при наличии двухтарифного учета. Остальные положения постановления в данном деле не рассматриваются.
2. Согласно статье 71 (пункты "ж", "и") Конституции Российской Федерации регулирование основ ценовой политики, а также федеральные энергетические системы находятся в ведении Российской Федерации.
По предметам исключительного ведения Российской Федерации органы исполнительной власти субъекта РФ осуществляют только те полномочия, которые закреплены за ними федеральными законами и соглашениями между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (статьи 76 и 78 Конституции Российской Федерации).
Статьей 5 Федерального закона "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" предусмотрено, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с принципами, изложенными в настоящем законе, исходя из основ ценообразования на электрическую энергию, установленных Правительством Российской Федерации, определяют вопросы государственного регулирования тарифов на электрическую энергию для населения.
К полномочиям Правительства Свердловской области в соответствии со статьей 3 Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Свердловской области от 12 января 1996 года N 4 отнесено установление тарифов на электрическую энергию для населения Свердловской области.
Следовательно, органы исполнительной власти Свердловской области вправе, исходя из основ ценообразования, установленных Правительством Российской Федерации, и в соответствии с принципами государственного регулирования тарифов устанавливать тарифы на электрическую энергию для населения Свердловской области.
Предусмотренная пунктом 1 постановления Правительства Свердловской области N 832-ПП дифференциация тарифов на электрическую энергию для населения не противоречит основам ценообразования и принципам государственного регулирования тарифов.
В соответствии с постановлениями Правительства Российской Федерации от 7 декабря 1998 года N 1444 (пункт 2) и Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации от 8 ноября 2001 года N 67/2 (пункты 4 и 5) для населения, проживающего в сельских населенных пунктах, а также в городских населенных пунктах в домах, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами и электроотопительными установками, должен применяться понижающий коэффициент 0,7 к установленному тарифу.
Дифференциация тарифов исходя из объемов потребления электрической энергии, а также по суточным зонам графика электрической нагрузки, предусмотрена постановлением Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2002 года N 226 "О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии" (пункты 24, 25), а также соответствующими документами Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации.
Таким образом, дифференциация тарифов на электрическую энергию для населения Свердловской области произведена на основе тех критериев и по тем группам потребителей, которые предусмотрены федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными регулировать тарифы.
3. Не нарушают оспариваемые заявителем положения и права граждан, гарантируемые Уставом Свердловской области.
Как следует из расчета региональной энергетической комиссии Свердловской области, представленного Уставному Суду, при экономически обоснованном тарифе 1 руб. 11 коп./кВтч население Свердловской области платит от 39 до 96 коп./кВтч.
Следовательно, тарифы на электрическую энергию для всех без исключения граждан ниже экономически обоснованных затрат, связанных с производством, распределением и сбытом энергии.
Установление для отдельных групп (категорий) потребителей различного объема льгот по оплате электрической энергии на основе экономически обоснованных критериев. обусловленных особенностями производства, передачи, использования электрической энергии и другими технологическими факторами, не может быть признано нарушением конституционного принципа равноправия граждан и не противоречит Уставу Свердловской области.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 59 Устава Свердловской области, статьями 76, 77, 86 Областного закона "Об Уставном Суде Свердловской области", Уставный Суд постановил:
1. Признать пункт 1 постановления Правительства Свердловской области от 14 декабря 2001 года N 832-ПП "О тарифах на электрическую энергию для населения" соответствующим Уставу Свердловской области.
2. Настоящее Постановление обжалованию не подлежит. Вступает в законную силу немедленно после его провозглашения и не может быть пересмотрено другим судом.
3. Постановление подлежит обязательному опубликованию в семидневный срок в "Областной газете", а также должно быть опубликовано в "Собрании законодательства Свердловской области".
Уставный Суд
Свердловской области
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Уставного Суда Свердловской области от 24 июня 2002 г. "По делу о соответствии Уставу Свердловской области постановления Правительства Свердловской области от 14 декабря 2001 года N 832-ПП "О тарифах на электрическую энергию для населения"
Настоящее постановление вступает в силу после его провозглашения
Текст постановления опубликован в "Областной газете" от 29 июня 2002 г. N 131, стр. 4, в "Собрании законодательства Свердловской области" 2002 г., N 6-1 ст. 886