Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
План
первоочередных мероприятий по созданию оптимальных условий для образования детей дошкольного возраста (2010-2012 годы)
(утв. постановлением Администрации города от 29 июня 2009 г. N 1010)
2009 год
1. Название: |
План первоочередных мероприятий по созданию оптимальных условий для образования детей дошкольного возраста (2010-2012 годы) (далее - План) |
2. Основания для разработки: |
Постановление Правительства Свердловской области от 15.03.2007 N 184-ПП "О приросте сети дошкольных образовательных учреждений в Свердловской области в 2007-2009" Решение Нижнетагильской городской Думы от 15.07.2008 N 40 "Об утверждении муниципальной целевой программы "Строительство объектов социальной и коммунальной инфраструктуры города Нижний Тагил на 2009-2011 годы" постановления Главы города Нижний Тагил: от 10.05.2007 N 504 "О мерах по поддержке и развитию дошкольного образования в городе Нижний Тагил", от 08.07.2008 N 563 "О Плане мероприятий Администрации города Нижний Тагил на 2008 год по реализации Программы социально-экономического развития города Нижний Тагил на 2008-2010 годы" |
3. Исполнитель. Соисполнители: |
Управление образования Администрации города Управление здравоохранения Администрации города, муниципальное учреждение "Нижнетагильское управление капитального строительства" |
4.Основное противоречие, определяющее содержание деятельности: |
Между потребностями современных семей в услугах дошкольного образования и недостаточными возможностями муниципальных дошкольных образовательных учреждений для удовлетворения этих потребностей и реализации прав детей, проживающих в городе, на доступное и качественное дошкольное образование. |
5. Существующие проблемы: |
1. Недостаточность мест для удовлетворения потребностей населения в услугах дошкольного образования. Количество нуждающихся в устройстве в дошкольные образовательные учреждения города составляет более 6000 человек, возможность для ежегодного приема детей составляет около 3500 мест. 2. Отсутствие нормативно-правовых, организационных и финансовых условий для реструктуризации сети образовательных учреждений и поддержки частных инициатив по предоставлению услуг семьям, воспитывающим детей дошкольного возраста. 3. Необходимость сохранения достигнутого качества предоставляемых услуг в группах оздоровительной, компенсирующей и комбинированной направленности в связи с передачей медицинского обслуживания в систему здравоохранения. |
6. Цель деятельности: |
Создание оптимальных условий для образования детей дошкольного возраста, проживающих в городе Нижний Тагил |
7. Основные задачи: |
1. Обеспечить развитие сети и повышение охвата населения услугами дошкольного образования за счет создания дополнительных мест в действующих муниципальных образовательных учреждениях, реконструкции и восстановления ранее закрытых зданий детских садов и строительства новых учреждений для снижения очередности в устройстве детей в дошкольные образовательные учреждения города. 2. Создать нормативные правовые и организационные условия для реструктуризации сети образовательных учреждений, поддержки частных инициатив в предоставлении услуг семьям, воспитывающим детей дошкольного возраста, сохранения достигнутого качества предоставляемых услуг в группах оздоровительной, компенсирующей и комбинированной направленности в связи с передачей медицинского обслуживания в систему здравоохранения. |
8. Ожидаемые результаты: |
1. Обеспечение повышения охвата услугами дошкольного образования детей в возрасте от 3-х до 6,5 лет до 80%. 2. Создание условий для обеспечения равных стартовых возможностей получения общего образования до 90% детей старшего дошкольного возраста. 3. Реструктуризация сети образовательных учреждений, реализующих программы дошкольного образования, и расширение спектра услуг для удовлетворения потребностей семей, воспитывающих детей дошкольного возраста. 4. Сохранение количества групп и достигнутого качества услуг в группах оздоровительной, компенсирующей и комбинированной направленности в части психолого-медико-педагогического сопровождения. |
Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником
11. Объемы и источники финансирования: |
Общая сумма ассигнований из местного бюджета на реализацию Плана составляет 399400 тыс. рублей, в том числе: 2010 год - 15000 тыс. рублей, 2011 год - 178400 тыс. рублей, 2012 год - 206000 тыс. рублей. |
12. Система контроля за реализацией Плана: |
1. Ежеквартальный анализ результатов деятельности на координационных совещаниях. 2. Контроль за реализацией Плана на совещаниях при начальнике управления образования Администрации города - 1 раз в полгода. 3. Контроль за реализацией Плана на совещаниях при заместителе Главы Администрации города по социальным вопросам - ежегодно. 4. Представление информации о ходе реализации Плана в организационное управление Администрации города - 15 февраля 2011-2012 годов. 5. Итоговый контроль на коллегии при Главе города в марте 2013 года. |
1. Основные тенденции и проблемы, характеризующие состояние системы дошкольного образования города
Анализируя состояние системы дошкольного образования города, можно отметить достаточно позитивные изменения, произошедшие за период с 2005 по 2009 годы: созданы условия для повышения качества и обновления содержания дошкольного образования в городе, система дошкольного образования постепенно адаптируется к потребностям населения города, целенаправленно осуществляется деятельность по обеспечению доступности услуг дошкольных образовательных учреждений для разных слоев населения, открываются дополнительные группы, восстанавливаются ранее закрытые детские сады. Данные результаты получены в рамках реализации управленческого проекта "Малыш" по возобновлению функционирования резервных групп в дошкольных образовательных учреждениях города Нижний Тагил (2005-2008 годы), постановления Главы города Нижний Тагил от 10.05.2007 N 504 "О мерах по поддержке и развитию дошкольного образования в городе Нижний Тагил".
Положительно оценивая результаты реализации вышеназванных документов, необходимо отметить обострение проблем, обусловленных несоответствием потребностей современных семей в услугах дошкольного образования возможностям существующей сети дошкольных образовательных учреждений.
Динамика роста потребности в услугах дошкольного образования
Количество детей |
1999 год |
2003 год |
2005 год |
2009 год |
В возрасте от 0 до 7 лет, проживающих в городе |
20006 |
21378 |
22424 |
25697 |
Детей, стоящих в очереди на устройство в детские сады города |
0 |
878 |
3565 |
6439 |
Возможности существующей сети и количество мест в детских садах города
Количество ДОУ |
Количество мест (по проекту) |
Количество детей, посещающих ДОУ |
Резервные места в ДОУ/реальная возможность приема детей |
1 |
2 |
3 |
4 |
Муниципальных ОУ, реализующих программы дошкольного образования - 101, в том числе 3 школы и 24 структурных подразделения |
12040 |
11851 |
189/100 |
Негосударственных ДОУ - 32, в том числе 1 ДОУ ОАО "КРЗ" и НЧОУ "Объединение детских садов НТМК" |
4100** |
4076 |
24/24 |
Всего ДОУ, действующих в городе: 133 |
16140 |
15927 |
213/124 |
Количество мест по проекту (графа 2) рассчитано максимально на основании технических паспортов зданий муниципальных детских садов, без учета проведенной реконструкции и оборудованных кабинетов. При определении количества резервных мест сделана поправка на те помещения, которые нецелесообразно реконструировать вновь, так как ухудшатся условия пребывания ребенка в детском саду. В графе 4 указано количество мест, на которое реально можно увеличить общее количество мест в дошкольных образовательных учреждениях города.
Примечание: ** в НЧОУ "ОДС НТМК" количество мест указано без учета проектной мощности по количеству фактически действующих групп. После приема данной сети учреждений в муниципальную собственность будет проведена ревизия целесообразности использования помещений.
В рамках реализации управленческого проекта "Малыш" за последние 2 года в муниципальных детских садах было открыто дополнительно 20 групп, принято более 300 детей, при этом из-за недостаточности финансовых средств в 2008 году были отремонтированы, но не оборудованы 5 групп. Отсутствие детской мебели, финансовых средств на приобретение мягкого инвентаря, посуды, игрушек не позволяют принять в них детей. Согласно Плану мероприятий по капитальному ремонту, реконструкции и строительству зданий дошкольных образовательных учреждений на 2008-2010 годы, разработанному в соответствии с постановлением Главы города Нижний Тагил от 10.05.2007 N 504 "О мерах по поддержке и развитию дошкольного образования в городе Нижний Тагил", в 2008 году начат капитальный ремонт и реконструкция бывшего здания детского сада по улице Жуковского, 24. Необходимо в 2009 году завершить ремонт, приобрести мебель, оборудование, чтобы обеспечить прием детей в детский сад N 25.
До 2000 года перед управлением образования Администрации города стояла проблема, как заполнить опустевшие в 90-е годы детские сады города, обеспечив рациональное использование ресурсов системы дошкольного образования. В те годы практически в любой детский сад можно было оформить ребенка в любое время в течение года. В настоящее время возникла проблема очередности, в связи с этим отрабатывается новая система учета, регистрации и приема детей, нуждающихся в устройстве в детские сады города. В 2008 году создана комиссия по рассмотрению заявлений граждан об устройстве детей в детские сады, обеспечена открытость списков очередников, формируется общегородская база данных всех нуждающихся по возрастам, месту проживания.
Основные причины появления проблемы устройства в детский сад:
1. Устойчивая тенденция увеличения количества детей, посещающих муниципальные детские сады города, за счет увеличения количества новорожденных и повышения авторитета системы дошкольного образования. Несоответствие темпа роста потребностей в услугах дошкольного образования темпу увеличения возможностей сети дошкольных образовательных учреждений. Отсутствие достаточного количества мест в детских садах, соответствующих всем современным требованиям.
Динамика рождаемости (за последние 10 лет)
|
1999 год |
2003 год |
2005 год |
2008 год |
Количество новорожденных |
3004 |
3972 |
3910 |
4516 |
Динамика количества детей, посещающих ДОУ
|
1999 год |
2003 год |
2005 год |
2008 год |
2009 год |
В муниципальных ДОУ |
5685 |
6422 |
7510 |
8247 |
11851 |
В ведомственных ДОУ, в том числе НЧОУ "ОДС НТМК" |
6281 |
6898 |
6873 |
7462 |
4076 |
Всего детей |
11966 |
13320 |
14383 |
15709 |
15927 |
При сохранении тенденции увеличения рождаемости будет увеличиваться общее количество детского населения в городе и, как следствие, потребность в услугах дошкольного образования будет также возрастать.
Система дошкольного образования города должна обеспечивать нормативный охват населения услугами дошкольного образования не менее 60-70% детей дошкольного возраста, проживающих на данной территории, что требует вывода всех функционирующих детских садов на проектную мощность и создания дополнительных мест, за счет возврата в систему дошкольного образования ранее переданных зданий бывших детских садов и строительства новых. Здания детских садов, построенных более 40-50 лет назад, требуют капитальных ремонтов, а некоторые из них - вывода из эксплуатации, например: МДОУ N 19 - 1903 год постройки (купеческий дом без отопления), МДОУ N 95 - 1941 год постройки, МДОУ N 20 - 1947 года, МДОУ N 83 - 1948 года, МДОУ N 10, 11, 12, 78, 94 - 1953-55 год постройки, МДОУ N 27, 38, 52, 53, 67, 80, 113, 118 - 1956-59 год постройки.
2. Особенности реализации государственной политики в отношении семьи: принятые более 10 лет назад федеральные законы о поддержке семьи, согласно которым молодые матери могли не работать и получать пособие по уходу за ребенком до 3-х лет, утратили актуальность, так как с момента принятия этих документов размеры пособий, выплачиваемых по уходу за детьми, не позволяют большинству семей не работать и жить на это пособие. В связи с чем, многие семьи вынуждены устраивать малыша в детский сад до достижения им 3-х лет.
Количество детей раннего возраста, посещающих муниципальные ДОУ
Возраст детей |
1999 год |
2003 год |
2005 год |
2008 год |
2009 год |
До 1,5 лет |
91 |
253 |
152 |
312 |
357 |
До 3-х лет |
1198 |
1507 |
1970 |
1372 |
1787 |
Всего детей раннего возраста: |
1289 |
1760 |
2122 |
1684 |
2144 |
Увеличение количества детей раннего возраста в детских садах города ставит перед дошкольными образовательными учреждениями проблему, связанную с созданием особых условий, в которых могли бы успешно развиваться малыши от 1 года до 3-х лет.
Этот возрастной период отличается наиболее интенсивным темпом роста и развития: ребенок учится ходить, формируется его опорно-двигательный аппарат, очень быстро развивается нервная система и органы чувств, формируется речь. В это время закладываются основы физического, психического и личностного развития человека. При этом организм малыша, его костно-мышечная, кожная, сердечно-сосудистая системы еще несовершенны и легко ранимы. Все эти психофизиологические особенности детей раннего возраста требуют создания особой развивающей и безопасной среды, окружающей малыша в детском саду. Потери, допущенные в этот период, невосполнимы в полной мере в последующие годы жизни. Эти обстоятельства накладывают особую ответственность на взрослых за судьбу растущего человека.
Федеральные документы, определяющие развитие системы дошкольного образования, предполагают к 2020 году шире использовать образовательный потенциал семей и для поддержки семейного воспитания детей раннего возраста планируется создание системы психолого-педагогической поддержки в форме консультативных пунктов при действующих детских садах и центров, оказывающих услуги семьям, воспитывающим детей дома.
Создавая развивающую среду для малышей, мы обращаем внимание не только на предметно-пространственное окружение ребенка, но и педагогический персонал, работающий с детьми. От профессионализма, добросовестности и ответственности персонала зависит качество услуг дошкольного образования, уровень развития малышей, их здоровье. С утверждением в 2008 году Правительством Российской Федерации нового типового положения о дошкольном образовательном учреждении необходимо медицинское обслуживание, осуществляемое до принятия этого документа в каждом детском саду за счет собственных штатных единиц в специально оборудованных помещениях, теперь должно быть передано в органы здравоохранения. В связи с этим переходным периодом необходимо не допустить снижения качества лечебно-профилактических и оздоровительных услуг, так как более 1400 детей, посещающих 102 группы компенсирующего назначения, нуждаются в особом медицинском сопровождении. Более 300 ставок медицинского и врачебного персонала необходимо передать в систему здравоохранения, при этом следует сохранить все функции, которые они осуществляли в детском саду. Данный персонал обеспечивал медицинскую поддержку и реабилитацию детей, имеющих нарушения зрения (медицинские сестры-ортоптистки), нарушения опорно-двигательного аппарата (медицинские сестры по массажу), нарушения здоровья у часто и длительно болеющих детей (медицинские сестры физиотерапевтических кабинетов, оборудованных различными аппаратами свето - и физиолечения) и других. При отсутствии медицинского сопровождения часть детей не сможет посещать детские сады.
Проблема сохранения квалифицированных кадров, способных обеспечить качество предоставляемых услуг, достаточно актуальна: в 2008 году было разработано новое штатное расписание муниципальных детских садов, которое отличалось тем, что учитывало современные тенденции развития дошкольного образования и позволяло обеспечить психолого-педагогическое сопровождение ребенка, способствовало своевременной коррекции отклонений в развитии, давало возможность предоставлять услуги детям, не посещающим детские сады. Однако в условиях финансово-экономического кризиса перейти на это штатное расписание смогли только центры развития ребенка. Изменения структуры управления образования Администрации города, сокращение специалистов, занимавшихся координацией деятельности муниципальных дошкольных образовательных учреждений в районных отделах, увеличение количества муниципальных дошкольных образовательных учреждений до 133 (за счет приема в 2010 году в муниципальную собственность сети детских садов НЧОУ "ОДС НТМК"), требует принятия управленческих решений для обеспечения оптимальных условий функционирования и развития системы дошкольного образования города (изменения функциональных обязанностей специалистов управления образования Администрации города и руководителей учреждений, создание объединенных учреждений, при необходимости реорганизация путем присоединения и другое).
Принимая во внимание все вышеизложенное, необходимо подчеркнуть, что рост потребностей современных семей в доступных и качественных услугах дошкольного образования опережает возможности системы дошкольного образования и требует принятия своевременных мер по поддержке и развитию системы дошкольного образования города.
Данный План разработан в целях сохранения достигнутого состояния системы дошкольного образования города и определяет перспективу развития на ближайшие годы.
2. Основное содержание Плана
Цель: Создание оптимальных условий для образования детей дошкольного возраста, проживающих в городе Нижний Тагил.
Задачи:
1. Обеспечить развитие сети и повышение охвата населения услугами дошкольного образования за счет создания дополнительных мест в действующих муниципальных образовательных учреждений, реконструкции и восстановления ранее закрытых зданий детских садов и строительства новых учреждений для снижения очередности в устройстве детей в дошкольные образовательные учреждения города.
2. Создать нормативные правовые и организационные условия для реструктуризации сети образовательных учреждений, поддержки частных инициатив в предоставлении услуг семьям, воспитывающим детей дошкольного возраста, сохранения достигнутого качества предоставляемых услуг в группах оздоровительной, компенсирующей и комбинированной направленности в связи с передачей медицинского обслуживания в систему здравоохранения.
3. Нормативно-правовые основания разработки
1. Конвенция прав ребенка;
2. Конституция Российской Федерации;
3. Закон Российской Федерации "Об образовании";
4. Закон Свердловской области "Об образовании в Свердловской области";
5. Закон Свердловской области " О защите прав ребенка";
6. Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации";
7. Постановление Правительства Российской Федерации от 12.09.2008 N 666 "Об утверждении Типового положения о дошкольном образовательном учреждении";
8. Постановление Правительства Свердловской области от 15.03.2007 N 184-ПП "О приросте сети дошкольных образовательных учреждений в Свердловской области в 2007-2009 годах";
9. Решение Нижнетагильской городской Думы от 15.07.2008 N 40 "Об утверждении муниципальной целевой программы "Строительство объектов социальной и коммунальной инфраструктуры города Нижний Тагил на 2009-2011 годы";
10. Постановление Главы города Нижний Тагил от 10.05.2007 N 504 "О мерах по поддержке и развитию дошкольного образования в городе Нижний Тагил".
11. Постановление Главы города Нижний Тагил от 08.07.2008 N 563 "О Плане мероприятий Администрации города Нижний Тагил на 2008 год по реализации Программы социально-экономического развития города Нижний Тагил на 2008-2010 годы".
4. Финансовое обеспечение
В рамках запланированного бюджетного финансирования в 2009 году невозможно создать дополнительные места в образовательных учреждениях, так как для открытия групп требуется создание специальных условий, соответствующих современным требованиям надзорных органов. Кроме средств на открытие дополнительных групп, необходимо ежегодно планировать средства на обновление предметно-развивающей среды, что позволит сохранить достигнутое качество дошкольного образования и обеспечить безопасные условия для полноценного развития детей.
Принимая во внимание наличие возможности для привлечения областных средств для реконструкции ранее закрытых зданий бывших детских садов и строительства новых, необходимо предусматривать финансовые средства на разработку проектно-сметной документации и частичного финансирования капитальных ремонтов и строительства для полу
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.