Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 1 марта 2010 г. N Ф09-1073/10-С2 по делу N А07-17636/2009
Дело N А07-17636/2009
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего Сухановой Н.Н., судей Артемьевой Н.А., Беликова М.Б.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Государственного учреждения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Октябрьский Республики Башкортостан (далее - учреждение, фонд) на определение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 30.09.2009 по делу N А07-17636/2009 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.11.2009 по тому же делу.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Учреждение обратилось в Арбитражного суда Республики Башкортостан с заявлением о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "Октябрьсксвязьстройсервис" (далее - общество, страхователь) задолженности по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в сумме 63 729 руб.
Определением суда от 30.09.2009 (судья Боброва С.А.) заявление фонда оставлено без рассмотрения. Суд указал на несоблюдение учреждением досудебного порядка урегулирования спора с ликвидируемым обществом.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.11.2009 (судьи Плаксина Н.Г., Костин В.Ю., Тимохин О.Б.) определение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе фонд просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на соблюдение им досудебного порядка ввиду направления требования об уплате задолженности после начала процедуры ликвидации.
Проверив законность судебных актов по доводам жалобы, суд кассационной инстанции оснований для их отмены не находит.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, если иное не предусмотрено данным Федеральным законом.
Поскольку порядок исполнения обязанности по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование юридическим лицом, находящимся в стадии ликвидации, данным Федеральным законом не предусмотрен, к рассматриваемым правоотношениям подлежат применению правила, предусмотренные ст. 49 Налогового кодекса Российской Федерации.
Статьей 49 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что обязанность по уплате налогов (пеней, штрафов) ликвидируемой организации исполняется ликвидационной комиссией за счет денежных средств указанной организации. Очередность исполнения обязанностей по уплате налогов среди расчетов с другими кредиторами определяется гражданским законодательством Российской Федерации.
На основании п. 2 ст. 62 Гражданского кодекса Российской Федерации учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают порядок и сроки ликвидации в соответствии с нормами данного Кодекса.
В силу ст. 63 Гражданского кодекса Российской Федерации ликвидационная комиссия публикует информацию о ликвидации юридического лица и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. После окончания срока для предъявления требований кредиторов ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения.
Учредители (участники) юридического лица утверждают промежуточный ликвидационный баланс (п. 2 ст. 63 Гражданского кодекса Российской Федерации) и уведомляют регистрирующий орган о его составлении (п. 3 ст. 20 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей").
На основании п. 4 ст. 63 Гражданского кодекса Российской Федерации выплата денежных сумм кредиторам ликвидируемого юридического лица производится ликвидационной комиссией в порядке очередности, установленной ст. 64 названного Кодекса, в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом, начиная со дня его утверждения, за исключением кредиторов третьей и четвертой очереди, выплаты которым производятся по истечении месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса.
Задолженность по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды в силу п. 1 ст. 64 Гражданского кодекса Российской Федерации погашается в третью очередь.
Согласно п. 2, 5 указанной статьи требования кредиторов каждой очереди удовлетворяются после полного удовлетворения требований кредиторов предыдущей очереди, за исключением требований кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества ликвидируемого юридического лица.
Приведенные положения ст. 49 Налогового кодекса Российской Федерации и ст. 64 Гражданского кодекса Российской Федерации не предусматривают возможности применения кредиторами ликвидируемой организации иного порядка и очередности удовлетворения требований последних.
Согласно п. 4 ст. 64 Гражданского кодекса Российской Федерации кредитор вправе обратиться в суд с иском к ликвидационной комиссии только в случае отказа ликвидационной комиссии в удовлетворении требований кредитора либо уклонения от их рассмотрения.
Таким образом, законом предусмотрен досудебный порядок урегулирования спора между кредитором юридического лица и ликвидационной комиссией.
Как следует из материалов дела и установлено судами, на момент обращения учреждения в суд (24.08.2009) общество находилось в стадии ликвидации, в установленном законом порядке 02.06.2009 в Единый государственный реестр юридических лиц внесены сведения о принятии решения о ликвидации юридического лица, о формировании ликвидационной комиссии и назначении ликвидатора.
Судами установлено и материалами дела подтверждено, что требование кредитора в порядке, установленном ст. 63 Гражданского кодекса Российской Федерации, учреждением ликвидационной комиссии общества не заявлено, доказательства в удовлетворении этого требования или уклонения ликвидационной комиссии от его рассмотрения в деле отсутствуют.
Требования учреждения от 23.06.2009 N 185 об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов не может быть расценено как требование кредитора, поскольку вынесено на основании ст. 25, 25.1 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" в порядке взыскания задолженности по страховым взносам.
Поскольку направление требования в ликвидационную комиссию до обращения в суд в силу указанных выше норм Гражданского кодекса является обязательным, установив несоблюдение данного порядка, суд первой инстанции, правильно применил ст. 148 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и обоснованно оставил заявление учреждения без рассмотрения.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289, 290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
определение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 30.09.2009 по делу N А07-17636/2009 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.11.2009 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Государственного учреждения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Октябрьский Республики Башкортостан - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 1 марта 2010 г. N Ф09-1073/10-С2 по делу N А07-17636/2009
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника