Постановление Арбитражного суда Свердловской области
от 21 марта 2003 г. N А60-13610/2002-С5
Постановлением Федерального арбитражного суда Уральского округа от 30 июня 2003 г. N Ф09-1827/03АК настоящее постановление оставлено без изменения
См. также Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 20 ноября 2002 г. N Ф09-2418/02АК
Арбитражный суд Свердловской области в составе: председательствующего, судей, при ведении протокола судебного заседания помощником судьи, при участии:
от заявителя: Труфанова А.Н., юрисконс., дов. N 40 от 20.10.2002 г.
от заинтересованного лица: Черняевой Т.Ю., зам. нач. отдела, дов. N 04-14/427 от 01.01.2003 г.
Рассмотрел 20 марта 2003 г. в судебном заседании апелляционную жалобу Инспекции МНС России по г. Нижнему Тагилу на решение от 22.01.2003 г. по делу N А60-13610/2002-С5 Арбитражного суда Свердловской области, принятого судьей по заявлению ООО "Никомогнеупор" к Инспекции МНС России по г. Нижнему Тагилу о признании недействительным решения и обязывании совершить определенные действия (с учетом уточнения предмета иска).
ООО "Никомогнеупор" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным бездействия Инспекции МНС России по г. Нижнему Тагилу, выразившегося в непринятии решения о признании безнадежной ко взысканию и списании задолженности ООО "Никомогнеупор" по налогу на пользователей автомобильных дорог за 1997 г. в размере 1404169 руб. и за 1999 г. в размере 10431925 руб., а также пени за 1997-1998 гг. в сумме 1937935 руб.
Решением от 22.01.2003 г. заявленные требования удовлетворены частично.
Бездействие ИМНС России по г. Нижнему Тагилу, выразившееся в непринятии решения о признании безнадежной к взысканию и списании задолженности ООО "Никомогнеупор" по налогу на пользователей автомобильных дорог за 1997 г. в размере 1404169 руб. и пени за 1997-98 гг. в сумме 1937935 руб. признано незаконным.
В части требования о списании недоимки за 1999 г. в размере 10431925 руб. заявление оставлено без рассмотрения.
Из федерального бюджета заявителю возвращена госпошлина в размере 300 руб.
Законность и обоснованность принятого решения проверены в порядке статей 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ по апелляционной жалобе Инспекции МНС России по г. Нижнему Тагилу, которая с решением не согласна, просит его отменить, требования удовлетворить, поскольку считает, что у общества не имелось задолженности, по которой истек бы трехлетний срок взыскания. Кроме того, основания для признания задолженности безнадежной определены Постановлением Правительства, которое не содержит такого основания для списания недоимки как истечение сроков для ее взыскания.
Суд установил:
ООО "Никомогнеупор" являлось плательщиком налога на пользователей автомобильных дорог. В 1997 г. обществом начислен налог на пользователей автомобильных дорог в сумме 3817560 руб., уплачен налог в сумме 1724113 руб., недоимка составила 2147747 руб.
В 1998 г. начислен налог в сумме 3412422 руб., уплачен налог в сумме 4155700 руб., образовавшаяся переплата направлена на погашение недоимки, возникшей в 1997 г. Таким образом, задолженность по налогу за 1997 г. составила 1404169 руб.
В 1999 г. начислен налог в размере 13889880 руб., уплачен налог в размере 3457955 руб. Недоимка за 1999 г. составила 10431925 руб.
Заявитель считает, что налоговым органом необоснованно при поступлении текущих платежей покрывалась недоимка прошлых лет.
Рассмотрев материалы дела, заслушав представителей сторон, суд не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
В соответствии со ст. 45, 78 Налоговый Кодекс Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога в срок установленный законодательством о налогах и сборах. Сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки либо возврату налогоплательщику. Излишне уплаченный налог направляется на исполнение обязанностей по уплате налогов, пени, погашение недоимки по заявлению налогоплательщика.
Налоговым органом налоговые платежи заявителя за 1998 г., в том числе и излишне уплаченный налог, направлялись в первую очередь на покрытие недоимки прошлых лет, а только затем на покрытие текущих платежей.
Однако, в Налоговом Кодексе отсутствует методика направления неопределенных платежей на погашение недоимки прошлых лет. Кроме того, из анализа статей 45, 78 Налогового Кодекса следует, что в первую очередь налогоплательщиком осуществляется уплата текущих платежей, и только в случае наличия переплаты он решает, в каком порядке ее использовать, в том числе возможно и погашение недоимки прошлых лет.
Налоговый орган может самостоятельно направить поступившие текущие налоговые платежи на погашение недоимки прошлых лет только в одном случае - если это указано в назначении платежа.
Поскольку, исходя из норм, содержащихся в п. 8 ст. 78, 87, 113 Налогового Кодекса Российской Федерации, срок бесспорного взыскания недоимки составляет три года, суд 1 инстанции обоснованно удовлетворил требования заявителя в части недоимки 1997 г. и оставил без рассмотрения требования в части недоимки 1999 г.
В части обязывания налогового органа принять решение о признании безнадежной к взысканию и списании задолженности заявителя по налогу на пользователей автодорог за 1997 г. в сумме 1404169 руб., а также пени за 1997-1998 г.г. в сумме 1937935 руб. суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда исходя из следующего.
В соответствии со ст. 59 Налогового Кодекса Российской Федерации недоимка, числящаяся за отдельными налогоплательщиками, взыскание которой оказалось невозможным в силу причин экономического, социального или юридического характера признается безнадежной и списывается в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, соответствующими исполнительными органами субъектов Российской Федерации и местного самоуправления.
Ссылка налогового органа на Постановление Правительства N 100 от 12.02.2001 г., в п. 1 которого перечислены основания для признания задолженности безнадежной к взысканию, судом не принимается, в связи с тем, что указанным Постановлением ограничивается перечень оснований для признания задолженности безнадежной к взысканию, тогда как ст. 59 Кодекса не содержит каких-либо ограничений в этой части. Кроме того, Налоговым Кодексом Правительству делегированы полномочия только в части установления порядка списания признанной безнадежной к взысканию задолженности. Следовательно, Постановлением Правительства Российской Федерации N 100 необоснованно сужен круг причин признания безнадежной задолженности.
Суд согласился с квалификацией заявителем характера причины признания задолженности по уплате налога на пользователей автомобильных дорог, как юридической.
На основании изложенного, решение суда 1 инстанции является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд постановил:
Решение от 22.01.2003 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Арбитражного суда Свердловской области от 21 марта 2003 г. N А60-13610/2002-С5
Текст постановления предоставлен Арбитражным судом Свердловской области по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника