Уставный Суд Свердловской области в составе Председателя Суда В.И. Задиоры, судей Н.А. Жилина, А.В. Гусева, Н.Д. Мершиной,
с участием гражданина Беленького А.А., обратившегося с запросом в Уставный Суд, Суслонова О.В. - представителя Областной Думы и Палаты Представителей Законодательного Собрания Свердловской области, как органа, принявшего оспариваемый правовой акт, Литвиновой И.Н. - представителя Губернатора Свердловской области
рассмотрел в открытом судебном заседании дело о соответствии Уставу Свердловской области статьи 3 Закона Свердловской области от 29.04.2003 г. N 11-ОЗ "О введении в действие Избирательного кодекса Свердловской области".
Заслушав сообщение судьи-докладчика Н.А. Жилина, объяснения заявителя, представителя Областной Думы и Палаты Представителей Законодательного Собрания Свердловской области, представителя Губернатора, выступления приглашенных в заседание представителей: Избирательной комиссии Свердловской области - Буртова И.А. и Екатеринбургской городской Думы - Валеевой Э.Р., исследовав материалы дела, Уставный Суд установил:
1. Гражданин Беленький А.А. обратился в Уставный Суд с запросом о проверке соответствия Уставу Свердловской области статьи 3 Закона Свердловской области от 29.04.2003 г. N 11-ОЗ "О введении в действие Избирательного кодекса Свердловской области" и пункта 7 статьи 17 Закона Свердловской области от 29.04.2003 г. N 10-ОЗ "Избирательный кодекс Свердловской области".
Обращение заявителя в части проверки соответствия Уставу Свердловской области пункта 7 статьи 17 Закона Свердловской области от 29.04.2003 г. N 10-ОЗ "Избирательный кодекс Свердловской области" не принято к рассмотрению Уставным Судом Свердловской области, поскольку этот пункт полностью воспроизводит нормы пункта 7 статьи 22 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", следовательно, принятие обращения в этой части означало бы проверку Уставным Судом федерального закона, что не входит в его компетенцию.
Статьей 3 Закона Свердловской области от 29.04.2003 г. N 11-ОЗ "О введении в действие Избирательного кодекса Свердловской области" установлено, что "Избирательные комиссии муниципальных образований формируются в течение шести месяцев со дня введения в действие Избирательного кодекса Свердловской области, за исключением муниципальных образований, в которых решением Избирательной комиссии Свердловской области полномочия избирательной комиссии муниципального образования возложены на соответствующую территориальную избирательную комиссию".
Поскольку Избирательная комиссия муниципального образования "город Екатеринбург" не была создана Екатеринбургской городской Думой в установленный шестимесячный срок, то Избирательная комиссия Свердловской области, приняв соответствующие постановления, сама сформировала эту избирательную комиссию.
Дело о признании незаконными постановлений Избирательной комиссии Свердловской области N 239 от 13 ноября 2003 года "О формировании избирательных комиссий муниципальных образований "город Екатеринбург", "поселок Уральский", "поселок Пелым" (в части) и N 284 от 23 декабря 2003 года "О назначении состава избирательной комиссии муниципального образования "город Екатеринбург", по обращению Екатеринбургской городской Думы, рассматривалось Свердловским областным судом. Федеральный суд в своем решении от 12 февраля 2004 года пришел к выводу, что акты Избирательной комиссии не противоречат законодательству. Решение, после его рассмотрения кассационной инстанцией Верховного Суда Российской Федерации, вступило в законную силу.
По мнению заявителя, оспариваемые им нормативные положения противоречат статьям 2, 3 (часть 1), 7, 10, 90 (часть 1) Устава Свердловской области, поскольку их принятие привело к вмешательству в деятельность органов местного самоуправления, чем нарушаются его права как гражданина, проживающего на территории муниципального образования "город Екатеринбург".
В соответствии с частью 2 статьи 72 Областного закона "Об Уставном Суде Свердловской области" Уставный Суд принимает постановления только по предмету, указанному в обращении, и лишь в отношении той части нормативного акта, легитимность которой подвергается сомнению. Беленький А.А. в обращении и в судебном заседании заявил о несоответствии Уставу Свердловской области нормативных положений о формировании избирательных комиссий муниципальных образований в течение шести месяцев со дня введения в действие Избирательного кодекса Свердловской области. Таким образом, предметом рассмотрения Уставного Суда по настоящему делу являются только эти нормативные положения статьи 3 Закона Свердловской области от 29.04.2003 г. N 11-ОЗ "О введении в действие Избирательного кодекса Свердловской области".
2. В Свердловской области признается и гарантируется право населения на местное самоуправление, которое обеспечивает самостоятельное, под свою ответственность, решение населением вопросов местного значения (статьи 10, 89 Устава Свердловской области). Недопустимость ограничения прав местного самоуправления и принадлежащих ему полномочий по вопросам местного значения составляет одну из основ конституционного статуса местного самоуправления (статьи 12 и 130; статья 132, часть 1; статья 133 Конституции Российской Федерации).
Однако в соответствии с Конституцией Российской Федерации на органах государственной власти России, как федеральных, так и субъектов Российской Федерации, лежит обязанность обеспечения демократических свободных и периодических выборов в органы местного самоуправления, что является одной из основных гарантий права граждан на местное самоуправление. Не случайно обеспечение гарантий в области местного самоуправления отнесено законодательством к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (пункт 3 статьи 4, пункт 9 статьи 5 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления"), а не к вопросам местного значения.
Правовое регулирование порядка формирования избирательных комиссий муниципальных образований осуществляется федеральными и областными законами с учетом разграничения предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации (статьи 71, 72, 73 Конституции Российской Федерации).
К общим условиям формирования избирательных комиссий относится установление сроков их создания, что предусматривается статьей 22 (пункт 8) Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". Причем, согласно с этой нормой, сроки могут быть установлены только законом. В соответствии с этим требованием федерального закона Законом Свердловской области "О введении в действие Избирательного кодекса Свердловской области", статья третья которого является предметом рассмотрения по данному делу, установлен срок для формирования избирательных комиссий муниципальных образований.
Оспариваемой заявителем нормой установлен шестимесячный срок для формирования избирательных комиссий муниципальных образований. При осуществлении правового регулирования по установлению срока формирования избирательных комиссий муниципальных образований областной законодатель должен был исходить из его достаточности и разумности, с тем чтобы была возможность исполнения обязанности, определенной правовой нормой. Учитывая характер действий, которые необходимо было совершить для формирования избирательных комиссий муниципальных образований представительным органом местного самоуправления и другими участвующими в формировании избирательных комиссий муниципальных образований субъектами, установленный срок - шесть месяцев со дня введения в действие Избирательного кодекса Свердловской области - является разумным и достаточным. Разумность и достаточность установленного срока подтверждается также тем, что аналогичный срок установлен для формирования территориальных избирательных комиссий (ст. 85 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации").
Таким образом, установление срока формирования избирательных комиссий муниципальных образований и определение его продолжительности в шесть месяцев законом Свердловской области не является нарушением самостоятельности местного самоуправления, гарантированной Конституцией Российской федерации и Уставом Свердловской области, и, соответственно, не нарушает прав граждан. Следовательно, положения статьи 3 Закона Свердловской области от 29.04.2003 г. N 11-ОЗ "О введении в действие Избирательного кодекса Свердловской области" не противоречат Уставу Свердловской области.
Руководствуясь статьей 27 (пункты 1, 3 и 4) Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации", статьей 59 (пункт 4) Устава Свердловской области, статьями 70, 76, 77, 86 Областного закона "Об Уставном Суде Свердловской области", Уставный Суд постановил:
1. Признать статью 3 Закона Свердловской области от 29 апреля 2003 года N 11-ОЗ "О введении в действие Избирательного кодекса Свердловской области" соответствующей Уставу Свердловской области.
2. Настоящее Постановление обжалованию не подлежит, вступает в законную силу немедленно после провозглашения и не может быть пересмотрено иным судом.
3. Постановление подлежит обязательному опубликованию в семидневный срок в "Областной газете", а также должно быть опубликовано в "Собрании законодательства Свердловской области".
Уставный Суд
Свердловской области
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Уставного Суда Свердловской области от 28 мая 2004 г. "По делу о соответствии Уставу Свердловской области статьи 3 Закона Свердловской области от 29 апреля 2003 года N 11-ОЗ "О введении в действие Избирательного кодекса Свердловской области"
Настоящее постановление вступает в силу после его провозглашения
Текст постановления опубликован в "Областной газете" от 1 июня 2004 г. N 132 стр. 3, в "Собрании законодательства Свердловской области" 2004 г., N 5 ст. 297